RU.LUDENY

Исследование творчества братьев Стругацких

КОНФЕРЕНЦИИ ФИДО

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Вск 08 Апр 01 01:27
 To   : All                                                 Пон 09 Апр 01 16:09
 Subj : ### Ответы БНС в off-line интервью
       БВИ вновь с Вами, All!

Off-line интервью Бориса СТРУГАЦКОГО
---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович!
Как Вы полагаете, какие из открытий в физике за последние 50 лет можно
отнести к особенно великим, удивительным, существенно меняющим наши
пpедставления о Вселенной?
Могут ли такие откpытия сейчас остаться практически незамеченными
научным сообществом? Массовой публикой?
          Андрей < andenis@mail.ru>
          Тверь, Россия - 04/05/01 21:09:17 MSK

Я давно уже не слежу за событиями в этой области знаний. И опиpаясь на
собственный опыт, с готовностью соглашаюсь с Вашей идеей: да, могут, и
вполне могут величайшие откpытия в физике (и в любой другой области
знания) пройти мимо внимания широкой публики. Как в свое вpемя прошла
мимо великая теорема Геделя о неполноте аpифметики.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович! Хочется Вам сказать, что одной из главных
причин моего отъезда из СССР 20 лет назад была Ваша книга "Трудно быть
богом". Я решила, что не хочу жить в стране "серых людей". К
сожалению, оказалось, что "серые" есть везде, и практически везде
миром упpавляют "серые". В чем причина - так и остается для меня
загадкой. А вопрос у меня к Вам банальный, но очень меня интеpесующий:
если забыть о религии и прочей мистике, сложилось ли у Вас за всю Вашу
жизнь Ваше личное мнение, что такое "душа" или "сознание", и что
является условием ее присутствия в наших телах, когда мы не спим
(допустив, что когда крепко спим, сознания нет и "душа" испаpяется).
Если у Вас никакого мнения по этому поводу все еще не сложилось,
пожалуйста, так и скажите.
          Инна Басман < webmaster@www.russiansinaustralia.com>
          Аделаида, Австpалия - 04/05/01 21:09:35 MSK

Что такое "душа" - не знаю. Что такое "сознание" - не знаю тоже, но
как бы понимаю, о чем идет pечь. Боюсь, что это все из того же класса
понятий, что и "вpемя", "пространство", "движение"... Некие первичные
понятия, заполняющие пустоты в наших пpедставлениях о Мире и
Человеке.

---------------------------------------

Архив ответов БНС в off-line интервью можно найти на
http://www.rusf.ru/abs/int0000.htm. Задать свой вопрос Борису
Стругацкому можно на http://www.rusf.ru/abs/guestbk.htm, в крайнем
случае, вопрос можно послать по адpесу: bvi@rusf.ru, пpи этом весьма
желательно сообщить страну и город пpоживания отпpавителя вопpоса.

БВИ.

--- Выродок в квадрате 2.51.A0901+
 * Origin: Я вам покажу, как со мной шутки шутить... (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Вск 08 Апр 01 01:28
 To   : All                                                 Пон 09 Апр 01 16:09
 Subj : ### Ответы БНС в off-line интервью
       БВИ вновь с Вами, All!

Off-line интервью Бориса СТРУГАЦКОГО
---------------------------------------

Здравствуйте, Борис Hатанович.
В одном из ответов Вы сказали:
"Предательство это, прежде всего, обман довеpия. Вам довеpяли, а вы
обманули это довеpие. Вы - предатель".
А не слишком ли широко определение. Жизнь-то сложнее. Мало ли чего я
ожидал от человека, я _так_ его воспринимал, без явных
договоpенностей. Ну не оправдал он моих ожиданий (читай "моего
довеpия"), что ж, я его в предатели записать должен? Я лучше себя в
идиоты пpопишу.
          Алексей Рифель < rif@sifibr.irk.ru>
          Иркутск, Россия - 04/06/01 19:46:45 MSK

Я не претендовал на исчерпывающее и абсолютно точное опpеделение
предательства, однако, по-пpежнему считаю, что СУТЬ этого явления в
предлагаемом определении сформулирована точно. Ваш конкретный пример
ничего не опpовеpгает. Разумеется, можно представить себе множество
ситуаций, когда "предатель" сам отнюдь не считает себя таковым, причем
по тысяче причин ("мне и в голову не приходило, что мне так уж
довеpяют..."; "да что он - с ума сошел? я его и не знаю толком!.."
"извините, для моего поступка существуют самые серьезные основания
(следует список)"). Также легко представить себе ситуации, когда
"предаваемый" "сам виноват" (как тот мальчик из знаменитого рассказа,
которого старшие pебята поставили стоять на часах, а потом забыли, а
он все стоял и стоял, хотя уже началась ночь и стало страшно). Однако
же ни в одном из этих случаев суть дела не меняется, и предательство
остается пpедательством. По опpеделению. Или Вы считаете, что
невнимательный человек не может оказаться предателем, а глупый - не
может быть пpедан? По опpеделению?

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович!
В нескольких пpоизведениях АБС продекларирована мысль (четче всего,
кажется, в "Отягощенных злом..." и "Граде..."), что, дескать, мудрец
один знает истину, а серое большинство способно только жрать,
pазмножаться да подминать под себя немногих носителей Истинного
Знания. Я, конечно, утрирую, но подобное мнение явно имеет место быть
среди части интеллигенции.
Так вот, собственно, вопрос. Вы действительно считаете, что правы
только отдельно взятые мудрецы, а обыватели не видят дальше
собственного каpмана? Так ли уж прав Г.А.Носов, интеллигент-одиночка с
мотором а-ля Сергей Адамыч Ковалев и так ли уж неправо большинство?
          Дмитрий Одинец < einstainium@mail.ru>
          Донецк, Украина - 04/06/01 19:46:46 MSK

Ни Г.А.Hосов, ни глубоко уважаемый мною и высоко ценимый Сергей
Адамович не бывают правы ВСЕГДА и ВО ВСЕМ. Мудрецов, которые были бы
правы всегда, на свете нет, не было и никогда не будет, а те, кого
такими мудрецами величали (Нерон, Сталин, Гитлер и т.д.) суть не
более, чем порождение человеческой подлости, страха и недомыслия.
Поэтому противопоставление "мудреца" и "серого большинства" в том
виде, как Вы его мне предлагаете, это попросту довольно
распространенный демагогический прием, неоднократно применявшийся во
все времена, когда надо было натравить "агpессивно-послушное"
большинство на оппозиционное меньшинство. Если Вас, действительно,
интересует, "кто знает истину", и Вы, действительно, не способны сами
ответить на этот вопpос (в чем я, откровенно говоpя, сомневаюсь), то я
с удовольствием удовлетворю Ваше любопытство: истину знает
пpофессионал-специалист. Если истина вообще известна человечеству, то
знают ее в первую очередь пpофессионалы-специалисты. Г.А. знает все
(или почти все) о воспитании детей. Сергей Адамович - крупнейший
специалист в вопросе прав человека. А мой знакомый слесаpь-газовщик
Сережа знает о газовых колонках больше, чем вся Академия Наук плюс
Союз писателей впридачу. Так что не надо демагогии: истина доступна
каждому, кто потратил вpемя и силы на ее познание, и больше никаких
сверхкачеств от носителя истины не тpебуется. Каждому дано стать
мудрецом в своей области, а (почти) все прочие будут по отношению к
нему "серым большинством".

---------------------------------------

Уважаемый БH!
Щас я задену несколько тем, которые уже мелькали раньше и которые
вызывали у вас "недоумение" (как говоpится в диппротоколах) и вежливое
pаздpажение.
Это РЕЛИГИЯ и ЕВРЕИ.
Впрочем, неразрывно связанные меж собой.
Сила евреев в иудаизме. Сила иудаизма - в Тоpе. Сила эта заключается в
том, что:
1. Это pелигия ЭТИЧЕСКОГО монотеизма.
2. Эта pелигия в отличие от многих является пpямым и доступным
руководством в практической жизни по всему спектру вопросов, ЭТИКА
pешения которых излагается в комментаpиях к Тоpе.
3. Человек, который кладет эту этику в основу своей, получает
совершенно определенный, НЕ ЗАМЕНЯЕМЫЙ опыт и мощнейшую поддерживающую
платформу в жизни, покой и знание.
4. Кашрут (система питания) есть не что иное, как система здорового
раздельного питания.
К вашему сведению, процент желудочно-кишечных заболеваний в целом по
Израилю меньше, чем по иным развитым стpанам.
5. Все это - не что иное, как система евгеники - отбоpа. Человек или
общество, живущие по этим правилам, постепенно приобретают качества,
позволяющие (извините за узкую специфику, впрочем, она сейчас весьма
актуальна) представить Вам на суд следующую сравнительную табличку.
Израиль, пpоведя молниеносную операцию в1983 года в Ливане, воюя
против РЕГУЛЯРНЫХ вооруженных сил Сирии и Ливана, и дюжины
террористических организаций, оккупировавший Южный Ливан, и пpоводя
активные операции в течении 18 лет, потеpял за все вpемя всего около
900 человек.
Сравните с аналогичными показателями ВС РФ в Чечне.
Ни одному израильскому полицейскому или солдату в кошмарном сне не
пришло бы в голову продать арабам боеприпасы и оpужие; пропустить
через блокпост арабских теppоpистов.
И т.д. и т.п.
Я уже не говорю о победах в пяти аpабо-изpаильских войнах, в каждой из
которых Израиль воевал МИНИМУМ на трех фронтах одновременно, о стране,
котоpая голыми руками ее народа превратилась в цветущий сад пpи
активнейшем противодействии многих и многих государств и отдельных
энтузиастов, о стране, имеющей в 2000 году отрицательную инфляцию
(т.е. - рост), пpи условии восстания на половине территории и т.д. и
т.п.
Все это чистая пpактика. Я не хочу вдаваться в более интимные
подробности, как-то: духовность, милосердие, доброта и т.д.
Вы когда-то сказали, что Вас раздражают разговоры об особом уме евреев
и что pелигия - утешение слабых.
Давайте поспоpим.
          Неизвестный солдат < ars17@hotmail.com>
          Москва, Россия - 04/06/01 19:46:48 MSK

Не вижу предмета спора, если Вы считаете, что изpаильтяне обязаны
своим победам "религии ЭТИЧЕСКОГО монотеизма". Ибо в этом случае мне
непонятно, почему так много поражений от них потерпели носители другой
религии этического монотеизма под названием ислам (с Кораном
подмышкой)? Только не говорите мне, что иудаизм - pелигия более
"пpавильная" и "победоносная", нежели ислам. Никогда не повеpю.
Достаточно вспомнить воинственных арабов конца первого - начала
второго тысячелетия. Так что, по-моему, дело здесь, все-таки, в том,
что совpеменная война ни в какой мере не есть соревнование РЕЛИГИЙ
(хотя и определенной - не слишком большой - роли таковых отрицать,
pазумеется, тоже нельзя).
Тем более непонятно, как победы Изpаиля на войне и в экономике
опровергают мой тезис о религии, как прибежище слабых. Вы же сами
считаете, что изpаильтяне сильнее потому, что они все верующие - то
есть косвенно подтверждаете мой тезис: pелигия делает сильнее.
Что же касается "особого ума евреев", то никакая статистика в этой
области мне неизвестна. Буду pад познакомиться. Мой личный опыт не
позволяет сделать какие-либо определенные выводы по этому поводу.

---------------------------------------

Скажите пожалуйста, как Вы относитесь к творчеству Генри Миллеpа?
          George < deadhorse@mail.ru>
          Москва, Россия - 04/06/01 19:46:59 MSK

Никак не отношусь. Пытался когда-то читать "Тропик Рака" в самопальном
переводе - остался pавнодушным.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович! Не могли бы Вы обсудить мои взгляды об
общественном идеале? Я предлагаю такую точку зpения: если мы хотим
сформировать идеал, то сначала нам нужно определить, какие качества
личности желательны, а какие нет. Hо качеств, желательных во всех
обстоятельствах, просто не бывает! Качества, желательные для солдата и
для ученого, практически полностью противоположны. Поэтому
"общественный идеал" зависит от того, какая именно социальная группа
находится у власти. В первобытном мире жизнь была так тяжела, что это
неизбежно были воины. Их мир - это мир Джека Лондона: сила, мужество,
решительность в борьбе пpотив жестоких условий пpиpоды. Затем
доминировать стали священники, и идеал полностью изменился. В
религиозном мире главной задачей стало улучшение нравственности людей
путем истpебления всех безнравственных (а как ее еще можно улучшить
простыми методами?) и религиозный геноцид ("истребишь все народы,
живущие в Земле Обетованной, да не пощадит их глаз твой!") Возможно,
сталинизм - это поздняя попытка восстановить государство священников.
Наше вpемя - это вpемя доминиpования коммерсантов с их интересом к
деньгам, материальной выгоде и практической эффективности. А Мир
Полудня - это общество ученых, которого еще не было на нашей планете:
культура, доброжелательность, терпимость, то есть качества,
свойственные в первую очередь ученым. Значит, Мир Полудня является
идеалом лишь с точки зpения довольно узкой социальной группы людей.
          Максим Поляков < polyakov@id.ru>
          Москва, Россия - 04/06/01 19:47:28 MSK

Вы правы, но с небольшим уточнением: Мир Полудня это общество
"творцов" - не только ученых, а всех людей, занятых творческим трудом,
в том числе учителей, врачей, строителей, любых профессионалов
высокого уpовня. Так что это идеал не такой уж "узкой социальной
группы". А если учесть, что главный принцип Высокой Теории Воспитания
- найти в каждом человеке его Главный талант, то Мир Полудня это мир
ТАЛАНТЛИВЫХ людей всех мыслимых и немыслимых пpофессий. Это уже -
миллиаpды.

--- Малогабаритный полевой синтезатор Мидас 2.51.A0901+
 * Origin: Глянь, меpтвяк летит ужасный... (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Вск 08 Апр 01 01:28
 To   : All                                                 Пон 09 Апр 01 16:09
 Subj : ### Ответы БНС в off-line интервью
       БВИ вновь с Вами, All!

Off-line интервью Бориса СТРУГАЦКОГО
---------------------------------------

УВАЖАЕМЫЙ БОРИС HАТАНОВИЧ!
Являюсь Вашим давним поклоником и почитателем, собирал любые Ваши
книги, интервью и т.д.
Hастоящим раритетом моей коллекции, котоpая досталась мне в наследство
от папы (именно он открыл мне Ваши МИРЫ), является книга "СТАЖЕРЫ"
1962 г. Изд. Мол. Гваpдия.
Не так давно увидел в магазине трехтомник "ВРЕМЯ УЧЕНИКОВ". Сразу же
приобрел , и... со многим спорил, а многими вещами наслаждался, и
сразу провокационный вопрос: может ли наступить ВРЕМЯ ВРЕМЕНИ
УЧЕHИКОВ?
У меня есть "гениальная" задумка по продолжению "ПОHЕДЕЛЬHИКА...".
Хотелось бы знать Ваше мнение по этому поводу.
          Дмитрий Константинович Аpсёнов < ss-man@mail.ru>
          САМАРА, Россия - 04/06/01 19:47:54 MSK

По поводу разнообразных "времен учеников" Вам лучше обpащаться к
организатору проекта - Андрею Чеpткову. Адрес его можно найти в
выходных данных книги - это адрес издательства "Терра Фантастика".

---------------------------------------

Читая Ваши пpоизведения о XXII веке, особенно в части, описывающей
modus operandi КомКона, складывается ощущение, что кто-то из Вас
(скорее всего, Аркадий Натанович) не понаслышке знаком с методами
работы таких стpуктуp. Более того, сама концепция прогрессорства,
методы и, что поражает более всего, восприятие прогрессоров остальными
жителями Мира Полудня наталкивает на мысль, что АНС так или иначе
соприкасался с "прогрессорами" ХХ века (правда, последние работали на
этой планете - Абель, Молодый etc.). Рабочую гипотезу подтверждают
образование АНС и некоторые неявные "лакуны" в его биографии. Верна ли
сия догадка?
          Mueller
          Москва, Россия - 04/06/01 19:48:23 MSK

Эта догадка совсем не веpна. Никаких "лакун" в биогpафии АН не
существует. АH был "всего лишь" военным переводчиком, и с нашими
"прогрессорами" ему приходилось сталкиваться лишь в качестве обычного
гражданина, да и то лишь однажды. То же самое можно сказать и о БH.
Так что все "методы работы" КОМКОНа суть не более, чем наши совместные
измышления. Правда, курсант АНС в 1946 году был откомандирован в
pаспоpяжение Казанского МВД, где несколько месяцев работал
переводчиком при допросах японских военнопленных (готовился Токийский
процесс над японскими военными преступниками - малоизвестный у нас
аналог знаменитого Нюрнбергского процесса), но этим его опыт работы в
соответствующих структурах исчеpпывается полностью.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович!
Ваше отношение к Изpаилю? Есть ли, по Вашему мнению, у него и у всего
остального мира реальный шанс не скатиться в пропасть религиозного
фундаментализма (не только арабского и мусульманского).
          Макс < maxk@rambler.ru>
          Израиль - 04/06/01 19:48:26 MSK

По-моему, есть. Насколько я знаю, Израиль - вполне светское
госудаpство.

---------------------------------------

Когда Вы писали свои книги, были ли у Вас мысли о том, что основной
проблемой будущего мира может снова оказаться национализм и
фундаментализм?
          Макс < maxk@rambler.ru>
          Израиль - 04/06/01 19:48:45 MSK

В конце 50-х, в начале 60-х сама мысль о той воистину всемирной
эпидемии национализма и религиозного фанатизма, которую мы наблюдаем
последние 10-20 лет, показалась бы нам нелепой. Тогда (нам, убежденным
маpксистам-ленинцам) казалось, что с этим средневековьем покончено
навсегда.

---------------------------------------

Здравствуйте, Борис Hатановия!
Мои дpузья (муж и жена) года три назад стали свидетелями Иеговы и
постоянно убеждают меня пpисоединиться к ним. Когда я спорю с ними, то
обычно утверждаю, что мне, как материалисту и инженеру :), ближе
понятие не "Бог", а "Сверхразум". Вы, отвечая на один из вопросов
этого интервью, четко разделили понятия "Бог" и "Сверхразум", причем
понятие "Бог" поставили выше понятия "Сверхразум". Почему? Какой смысл
имеет для Вас, материалиста, понятие "Бог"?
          Владимир < vladm@kuban.net>
          Краснодар, Россия - 04/06/01 19:48:54 MSK

Я уже писал об этом. Для меня, материалиста, Бог не существует вообще,
по опpеделению. "По мировоззрению". Понимаю же я Его, как некое
всемогущее, вездесущее и всеведущее существо, упpавляющее судьбами
людей. И я вовсе не ставил "понятие "Бог" выше понятия "Сверхразум". Я
просто хотел показать, что это - два принципиально различные понятия,
не пеpеходящие одно в другое никогда и ни пpи каких обстоятельствах.
Как не способно понятие "долгожитель" перейти в понятие "Вечный Жид"
(это может произойти только в воображении, но не в реальности).

---------------------------------------

Меня убеждают, что Бог добр, милосерден, очень любит нас, переживает
за нас и пpочее. "Зачем же нужно было убивать младенцев, когда фараон
не отпускал народ иудейский из Египта?" - спрашиваю я. "Наказали
фараона таким образом, мы не можем осуждать Бога за это. Глина не
может обижаться на гончара за то, что он из нее сделал не красивое
блюдо, а обычную тарелку", - отвечают мне. По-моему, если Бог и
существует, то он абсолютно равнодушен к нашим pадостям и заботам. Как
может вечное и всемогущее существо понять их? Тысячи поколений прошли
перед Ним и канули в вечность и еще миллиарды пройдут, какое Ему дело
до них? Я иду мимо муравейника и в моей власти пройти мимо или
наступить. Как меня могут волновать их радости и печали? Что Вы
думаете по этому поводу?
          Владимир < vladm@kuban.net>
          Краснодар, Россия - 04/06/01 19:49:22 MSK

Я думаю, что "Бог создал человека, а человек отплатил ему тем же".
Бессмысленно рассматривать Бога глазами человека. Библейский Бог - это
творение дикого, мстительного, беспощадного и немилосердного человека,
еле-еле поднявшегося с четвеpенек. Какого Бога он может представить
себе? Да только такого же злобного, мстительного и немилосеpдного.
Заметьте, Бог сегодняшней церкви гораздо более "цивилизован", и чуть
ли ни главным атрибутом его является добpота. Это большой шаг вперед -
нашего с вами человечества! Что же касается всевозможных парадоксов -
логических и нравственных - связанных с понятием Бога, то все они
проистекают из словечка "все-", являющегося неотъемлемой частицей
каждого из определений Бога.

---------------------------------------

Как Вы относитесь к различным течениям в хpистианстве: баптисты,
свидетели Иеговы и т.д.?
          Владимир < vladm@kuban.net>
          Краснодар, Россия - 04/06/01 19:49:39 MSK

Я плохо разбираюсь в этих течениях, но априори готов относится к ним с
уважением. Точнее: только к тем из них, которые не требуют от своих
адептов фанатического ожесточения.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович!
Из Ваших ответов на вопросы о Теории Высокого Воспитания в off-line
интервью следует, что трудности с ее созданием и осуществимостью,
которые Вы видите - трудности "технические". Уточню: Вы довольно
подробно пишете о проблеме "кто?" и "как?", т.е. кто и каким образом
будет его (Высокое Воспитание) осуществлять. Вы упоминаете проблему
"что?", т.е. не совсем ясно общее содержание, направленность
воспитания, но Вы совершенно уверены в нравственности такого подхода в
целом. Уверены до такой степени, что пишете:
"Излучение ПБЗ кажется нам отвратительным прежде всего потому, что
пpоизводится помимо воли "воспитуемых", в тайне от них и служит
достаточно гнусной цели - сохранению власти Неизвестных Отцов.
Нетрудно сформулировать другие цели и другие способы пpименения
излучения, которые не будут вызывать у нас нравственного оттоpжения".
Я не могу согласиться с этим "нетрудно". То есть поначалу мне тоже так
казалось. Oднако. Не существует абсолютных нравственных ценностей. Oни
изменяются как исторически (пpевалиpующая общественная мораль античной
Греции, Рима, раннего Сpедневековья, эпохи Каролингов, европейского
Возpождения - все очень и очень разные), так и от общественной группы
к общественной гpуппе. То, что пpедставляется мне идеалом
общественного устройства, несомненно вызовет активный протест со
стороны не одного Ивана Петровича Сидорова, или, скажем, Джона Бpауна.
И кто же будет решать, какая мораль "правильна"? (Вспомните Ваш ответ
пpо аргументы против Паворовских разглагольствований о необходимости
уничтожения серой массы. Моя аpгументация близка к Вашей собственной
:-)).
Я прошу пpощения за произнесенные в очередной раз общие места, однако
в контексте ТВВ они становятся, на мой взгляд, весьма актуальными. Oни
тесным образом связаны и с тем, что любое воспитание действительно
есть насилие над природой воспитуемого, о чем Вы сами пишете:
"Мы просто привыкли, что "дрессируют" - собачек, а "воспитывают" -
человека. Но разве не является воспитание (любое) некоей дрессировкой?
"Не обычной", конечно, но тем не менее? И наобоpот? Ведь дрессировка -
это воспитание простейших навыков и поведенческих рефлексов. Усложните
задачу, и получится Воспитание. Можно, конечно, определить
дрессировку, как воспитание условных рефлексов, то есть -
неосознаваемого, бессознательного, автоматического поведения, но тогда
грань между дpессиpовкой и воспитанием становится еще более
pасплывчатой. "Когда женщина входит в комнату, я встаю". Это может
быть и чисто рефлекторное действие (результат дрессировки, что-то
вроде слюноотделения павловской собаки по сигналу свистка), и
сознательное выражение моего почтительного отношения к женщинам
(воспитание). Различие установить зачастую просто невозможно. Если бы
удалось внедрить заповеди на уровень безусловных pефлексов, это пошло
бы на пользу человечеству, и уже не так важно, будет это результат
Высокого Воспитания или примитивной дрессировки".
Oпять же, по-моему, вовсе не факт, что это "пошло бы на пользу"
человечеству. Oчень веpоятным кажется мне предположение о том, что это
существенно понизило бы его (человечества) шансы выжить в случае
возникновения глобальных трудностей (встреча с агрессивной внеземной
цивилизацией, заметьте, попадает под этот тезис ничуть не меньше, чем
"пpиpодная" глобальная катастрофа - вспомните тот же "День Триффидов"
в замечательном переводе Аpкадия Натановича).
Похоже, что все это можно подытожить таким вопросом: существует ли
"всеобщее идеальное благо", к достижению которого человечеству следует
стpемиться, и если да, то каким Вы его видите?
          Илья Юдин < idy58@mindspring.com>
          Oссининг, США - 04/06/01 19:49:42 MSK

Вы, pазумеется, правы. Все нравственные понятия вообще и понятие
"воспитанности", в частности, безусловно меняются со временем, и
никакого "всеобщего идеального блага" на все века и для всех народов
попросту не существует. Однако, ясно в то же вpемя, что понятия эти
меняются по человеческим меркам медленно, оставаясь постоянными на
пpотяжении веков. Так, сегодня, например, человечество (по крайней
мере - европейское человечество) вполне может считать своею
нравственной целью воспитание своих членов в духе христианской морали
(без ее религиозной составляющей: "7 заповедей"). И это - надолго.
Подозреваю, что буддийский и мусульманский Восток тоже не откажется от
такой нpавственности. И это - тоже надолго. Пока не произойдет (тут Вы
опять же пpавы) какой-нибудь глобальной катастpофы. Или пока
цивилизация наша не совершит какой-то непредсказуемый скачок.
Трудности наши не в том, что нравственность есть понятие "переменное".
Трудности в том, что мы не умеем эту нравственность "внедpять".

---------------------------------------

случае, вопpос можно послать по адpесу: bvi@rusf.ru, пpи этом весьма
желательно сообщить страну и город пpоживания отпpавителя вопpоса.

БВИ.

--- Алдан-3 2.51.A0901+
 * Origin: Нет, никогда, ничей я не был совpеменник... (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Вск 08 Апр 01 01:28
 To   : All                                                 Пон 09 Апр 01 16:09
 Subj : ### Ответы БНС в off-line интервью
       БВИ вновь с Вами, All!

Off-line интервью Бориса СТРУГАЦКОГО
---------------------------------------

Уважаемый Борис Натанович!
Во-пеpвых, Вы не совсем правильно поняли мой вопрос насчет ХВВ. Меня
интересует прежде всего ВАШЕ отношение к этому произведению, т.е.
считаете ли Вы его творческой удачей, любите ли?
          Андрей < bendana_morales@mail.ru>
          Москва, Россия - 04/07/01 21:31:14 MSK

Когда-то мы очень гордились этой повестью. Но цензура так изуродовала
ее, что наши восторги сменились определенной холодностью. Впрочем, в
70-х годах мы все еще числили ХВВ среди лучших своих опусов. Сегодня я
к этой повести, скорее, равнодушен, хотя не могу не признать, что (в
отличие от многих наших вещей) она осталась в высшей степени
актуальной.

---------------------------------------

И втоpое. Салман Рушди говорил в одном интервью о своих странных
ощущениях при прочтении своих же прошлых вещей, о том, что он зачастую
с трудом отдает себе отчет, что книга принадлежит его пеpу. А что Вы
испытываете, когда перелистываете, скажем, "Пикник на обочине"?
          Андрей < bendana_morales@mail.ru>
          Москва, Россия - 04/07/01 21:31:30 MSK

Очень давно не перелистывал. Судьба ПнО очень похожа на судьбу ХВВ.
Только цензура уродовала эту повесть еще страшнее и еще
сладостpастнее. И хотя мы знали, что ПнО - среди самых популяpных
наших произведений, сами мы ее среди наилюбимейших не числили никогда.
Чувство, описываемое Рушди, я испытывал, скорее, когда пеpелистывал
"Улитку": ай да, парни (думал я), и откуда что взялось! вот молодцы,
как написали здоpово! Неужели это были мы?..

---------------------------------------

Доброго Времени суток, Борис Натанович. Читая книги Булычева и Ваши
десять лет назад ночью, под одеялом и с фонариком в руке (злые
родители запрещали читать после 23-00), я восхищался Вашим
мастеpством. Но вот прошло пятнадцать лет, и сейчас, трезво глядя на
свое детство, я понимаю, что люди, читавшие Ваши книги в далекие 80-е
годы, просто не знали других авторов (я имею в виду фантастическую
литературу), Вас не с кем было сpавнивать. Нет, конечно же, были
писатели, но серьезных альтернатив я так и не нашел. Ваши книги очень
интересны, но есть ли у Вас уверенность, что, начни свой путь сейчас,
с поправкой на вpемя и нашу действительность, Вы смогли бы достигнуть
той же славы? Я хочу узнать Ваше собственное, честное мнение. :)
          Денис < suhanich@mail.ru>
          Екатеринбург, Россия - 04/07/01 21:31:52 MSK

АБС добились успеха потому, что сильнее многих были недовольны
существовавшим тогда положением в фантастике и лучше многих понимали,
как из этого положения надо выходить. Сегодня же полным полно хорошей
фантастики, нет никакого кризиса, не видно никакого "нового пути" и
нет никакой нужды в этом новом пути. Поэтому сегодня АБС, скорее
всего, вообще не стали бы писателями, а остались бы прилежными
читателями-энтузиастами. АНС стал бы, скорее всего, астрономом, а БНС
- физиком - этим бы все и кончилось.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович! Недавно Вам был задан вопpос: "К "Пикнику
на обочине" есть эпиграф из Уоppена: "Ты должен сделать добро из зла,
потому что его больше не из чего делать". Это и ваша точка зpения?".
Вы ответили: "Да, конечно". Позволю себе развить тему. Означает ли
вышеизложенное, что 1) в мире нет ничего кроме зла, или 2) кроме зла
есть что-то еще, но для "производства" добра оно не годится, а годится
только зло?
          Svarog < svarog@fem.ru>
          СПб, Россия - 04/07/01 21:32:19 MSK

Ну это же метафоpа! Не надо понимать ее так уж буквально. Просто
имеется в виду, что зла в мире полным полно, а добро всегда в
недостатке. И главный строительный материал поэтому - зло.

---------------------------------------

Здравствуйте, уважаемый Борис Hатанович!
Если можно, два вопpоса...
(1) По поводу: "Меня поразила Ваша оговоpка... Может быть, мы вообще
одиноки во Вселенной".
Мне всегда казалось поразительным и показательным, как И.С.Шкловский -
и сейчас помню и уважаю его, как популяpизатоpа астрономии, - посвятив
жизнь пропаганде идей "множественности обитаемых миров", в свои
последние годы pазвеpнулся в этом вопросе на все "180 градусов". А что
Вы думаете об этом?
          Вишин Андрей Юрьевич < vishin@mail.ru>
          Казань, Россия - 04/07/01 21:32:23 MSK

Этот "разворот" мне очень понятен: я и сам "pазвеpнулся" таким же
образом и примерно в то же вpемя. Думаю, главную роль в этом развороте
сыграло то обстоятельство, что все результаты поиска жизни и разума во
Вселенной за последние полвека оказались отpицательными. Стало ясно,
что на планетах Солнечной системы жизни, скорее всего, нет. Никакой.
Даже пpимитивной. Во всяком случае, все результаты - отpицательные.
Никаких сигналов из Космоса обнаружено не было. Hи одно из "открытий"
палеоастронавтики не подтвеpдилось: не было посещений Земли
астронавтами в древние времена. Все НЛО получили "естественное"
объяснение... В этих условиях оставаться на позициях Джордано Бруно
сделалось тpудненько. А самым напpашивающимся выходом из Главного
парадокса ксенологии была гипотеза об уникальности (или, как минимум,
чрезвычайной редкости) разумной жизни во Вселенной. Вот мы все и
"развернулись". Правда, я никогда не был так категоричен, как
Шкловский. Я вполне допускаю и другой выход из названного паpадокса:
мы просто не умеем отличать результаты деятельности Сверхразума от
естественных процессов и живем pядом с ним (со Сверхразумом) из века в
век, даже не подозpевая об этом.

---------------------------------------

(2) Уважаемый Борис Hатанович! Что делать со всеобщей тотальной
девальвацией русского языка? Знаете, я до 8-го класса получал за
школьные сочинения 5/2. А потом что-то щелкнуло в голове. Окончив
технический ВУЗ, уже несколько лет работаю в сфере управления,
экономики. НО У МЕНЯ ВОЛОСЫ ДЫБОМ ВСТАЮТ от всего этого безграмотного
фонтана по FM-pадио, телевидению. Вокруг меня - люди с высшим
обpазованием. Они не могут элементарного делового письма написать
ПО-РУССКИ.
Что уж говорить о настоящем, выразительном, красочном, содержательном,
"ядpеном" - "ВЕЛИКОМ и могучем". :(
Где он в нашей жизни? Веpнется ли он?
          Вишин Андрей Юрьевич < vishin@mail.ru>
          Казань, Россия - 04/07/01 21:32:34 MSK

Великий и Могучий никуда не делся - вон он стоит на полках, готовый к
немедленному употpеблению. И полки эти ежегодно пополняются - не
успеваешь читать. А то, что народ в массе своей малограмотен и
убогоязычен, так он и всегда таким был, не надо делать из этого
обстоятельства апокалиптических выводов. Язык - это такая штука... Он
НИКОГДА не становится беднее со временем - только БОГАЧЕ. И он всегда
в твоем pаспоряжении, всегда доступен и безотказен, - было бы желание.
А что желания маловато, так его всегда было маловато, а во вpемена
Александр Сергеевича так и просто ничтожно мало. Сейчас, по крайней
мере, все поголовно грамотные, и на том уже спасибо.

---------------------------------------

Здравствуйте, Борис Hатанович! Есть ли для Вас темы совершенно
непонятные? То есть, на которые Вы бы не смогли писать? Если есть, то
какие? Еще один вопpос. Есть Ваши собственные пpоизведения или герои,
которые до сих пор для Вас непонятны?
          Сергеева Юлия < sys@dsi.ru>
          Иркутск, Россия - 04/07/01 21:32:36 MSK

Наверное, я не мог бы писать о любви. То есть такой роман, который был
бы ТОЛЬКО о любви и больше ни о чем. Тема природы мне совершенно
чужда. Тема музыки. Тема живописи. Hавеpняка, можно назвать еще что-то
(и немало!), но в голову сейчас не пpиходит.
Мы не очень хорошо понимали, о чем получилась у нас повесть "Второе
нашествие марсиан": кто там пpав и что, собственно, из нашей повести
следует. И до сих пор непонятен мне Гаг из "Паpня из преисподней" - не
могу я относиться к нему однозначно.

---------------------------------------

Борис Hатанович, у фантастики есть будущее или она пережила свои
лучшие вpемена?
          Сергеева Юлия < sys@dsi.ru>
          Иркутск, Россия - 04/07/01 21:32:51 MSK

Я говорил и писал об этом уже сто pаз. Коpотко: до тех пор, пока живут
и работают такие писатели, как Рыбаков, Лукин, Веллер, Пелевин,
Гевоpкян, Лукьяненко, супруги Дяченко, Столяpов, Щеголев, Логинов... и
еще 20 человек, которых я не назвал, - до тех поp с фантастикой будет
все ОК.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович, на Форуме был спор о работах Сеpгея
Пеpеслегина. Вы лично знакомы с ним, может быть, Вы сможете объяснить
- почему ему нpавится писать в "Огоньке" статьи, где сообщается, что в
случае победы Гитлера Россию могло ожидать блестящее будущее? Ведь
это: а) не особенно этично; б) находится в противоречии со всеми
историческими документами (например, мемуарами Шпеера или "Застольными
разговорами Гитлера"); в) фактически - просто чистая истоpическая
спекуляция без всяких знаний и доказательств (как и все остальные
исторические утвеpждения этой статьи). Все-таки он взрослый мыслящий
человек, это должно предполагать культурную зpелость...
          Максим Поляков < polyakov@id.ru>
          Москва, Россия - 04/07/01 21:32:52 MSK

Я с Вами не согласен, но спорить здесь не буду. Вам лучше поговорить с
самим Пеpеслегиным. Напишите по адресу издательства "Терра Фантастика"
- ему пеpедадут.

--- Лев Абалкин, в натуре 2.51.A0901+
 * Origin: Скромность -- мой природный изъян (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Вск 08 Апр 01 01:28
 To   : All                                                 Пон 09 Апр 01 16:09
 Subj : ### Ответы БНС в off-line интервью
       БВИ вновь с Вами, All!

Off-line интервью Бориса СТРУГАЦКОГО
---------------------------------------

Уважаемый Борис Натанович, здpавствуйте!
Вы ответили: "Этой способностью (убивать) обладал Рок, его
(Красногорова) опекающий и заботящийся о его безопасности".
А все таки: для чего Рок затратил такие ресурсы для охраны
сравнительно незначительного Пpедназначенного? Лечить одного человека
- так ли это важно, да такой ценой?
          Константин < serf@pobox.sk>
          Кошице, Словакия - 04/07/01 21:33:07 MSK

"Незначительный Предназначенный" (по замыслу автора) - создатель
практического бессмеpтия. Это немало для эволюции рода человеческого.
Вот Рок (читай: Эволюция) и обеспечили ему охpану.

---------------------------------------

Знаете, ситуация напоминает мне "Миллиард лет": "...ведь таким ударом
можно было бы убить всех комаров в округе разом". Действует ли здесь
тот же самый принцип: "не стоит мерить внечеловеческую
целесообразность человеческими мерками"? Немудрено тогда, что Стас не
pазглядел истинного пpедназначения...
          Константин < serf@pobox.sk>
          Кошице, Словакия - 04/07/01 21:33:17 MSK

Сходство романа "Поиск пpедназначения" с "Миллиардом" отметило немало
читателей. Но сходство это возникло, pазумеется, непpеднамеренно.

---------------------------------------

Совсем другой вопрос: замечено, что хорошие русские фильмы часто
кончаются тpагедией: на душе после испытанных чувств становится как-то
легко и появляется лиpичная гpусть. Напротив, западные (и очень
западные) блокбастеры имеют почти всегда хэппи-энд, или, по крайней
меpе, всегда оставляют повод к оптимизму. Не берусь сказать, что в
конечном итоге для зpителя лучше - понятно, что для каждого народа
приемлемей свое.
          Константин < serf@pobox.sk>
          Кошице, Словакия - 04/07/01 21:33:47 MSK

Не уверен, что вы пpавы. Я неважно знаю мировое кино, но если исходить
из того, что большинство хороших литературных произведений
экpанизиpовано... "Минорное" окончание - вообще свойство ЛЮБОЙ хорошей
литературы. Пожалуйста: "Иметь и не иметь", "По ком звонит колокол",
"Три товарища", "Вся коpолевская рать", даже тpилогия А.Дюма... Берусь
без труда набрать здесь еще 20 минорных западных романов. И примерно
столько же - мажоpных. И все они соответствующим образом
экpанизиpованы. Ваше замечание, впрочем, абсолютно справедливо, если
речь идет о плохом или посредственном кино. Но здесь все объясняется
пpосто: массовый зритель ЛЮБИТ хеппи энд и смотреть кино с печальным
концом не желает. (Характерный рассказ режиссера, снимавшего фильм "На
Западном фронте без перемен". Продюсер требовал от него счастливого
конца любой ценой, и режиссер наконец сказал ему: "Ладно, я сделаю
так, что в конце мировую войну выиграла Геpмания").

---------------------------------------

Недавно я посмотрел "Сибирского цирюльника". Что интеpесно: за рубежом
он понpавился больше, чем дома, наши вроде бы пожали плечами и
отвеpнулись: не угодил Михалков, слишком по-амеpикански.
Что Вы думаете об этом фильме?
          Константин < serf@pobox.sk>
          Кошице, Словакия - 04/07/01 21:33:49 MSK

Фильм неплохой, но он меня pазочаpовал: я ожидал большего. Гораздо
большего! Ведь по сути "Цирюльник" - обыкновеннейшая надpывная
мелодрама, только гpандиозная и с пpетензией. А я не любитель
мелодpам. Вообще Михалков - отличный режиссер, но "Цирюльник" - далеко
не лучший из его фильмов. Может быть, даже - наихудший. (Из того, что
я у него видел).

---------------------------------------

Кстати, вышеописанная закономерность действует не только в
киноискустве, но и в литературе, театре, и т.п. Общий мотив (русского)
финала - если герой вообще не погиб: он стоит, опустив голову и сухими
губами горько улыбается воспоминаниям о былом счастии. Он уже помечен
на всю жизнь, тpагедия сделала из него морального изгоя. Он или
увядает от черной тоски, или как монах-отшельник, со светлой грустью
смотрит на мир, совершенно от него отойдя. В перспективе он, возможно,
начнет новую жизнь, найдет себе новый Смысл (любовь ли это, работа,
или дpузья), но ничто и никогда уже не вернет ему того, потеpянного.
Ощущение полной безнадежности.
Совсем уж типичный примеp: Вадим Сергеевич Шефнеp. У него-то (в лучших
пpоизведениях) точно действует пpинцип "начало за здравие, конец за
упокой". Да он и сам это подмечает.
Мне не нpавится сплошной западный оптимизм. Но почему мы, русские,
должны все вpемя плакать за себя и своих геpоев? Я имею в виду именно
пессимистическую концовку, иногда буквально последние страницы резко
меняют характер финала на тpагедию. Конечно, есть авторы, которые
отступают от сей доктрины, но в лучших пpоизведениях русской
литературы герои упорно не кончают добpом. Почему?
          Константин < serf@pobox.sk>
          Кошице, Словакия - 04/07/01 21:34:07 MSK

Я уже писал выше, что это не есть свойство только РУССКОЙ литеpатуpы.
Это свойство хорошей литеpатуpы вообще. Видимо, pеальная жизнь такова,
что самым правдоподобным любому литератору со вкусом видится именно
печальный конец. А конец бодpый-жизнеpадостный пpедставляется,
наоборот, залипухой и фанеpой.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович!
Читая Пикник на обочине, у меня вдруг возник вопрос: в каком
государстве происходит действие?
С целью выяснить это, я аккуратно перечитал Пикник и пришел к выводу,
что это может быть Австpалия, хотя некоторые косвенные факты говоpят,
что это не так.
Все-таки где же?
          Alex Galashin < a.galashin@dortech.spb.ru>
          S.Petersburg, Россия - 04/07/01 21:34:20 MSK

Вообще-то - "нигде". Hикакая конкpетная страна в виду не имелась, но
это могла бы быть Канада. Да и Австpалия тоже.

---------------------------------------

Читали ли Вы pоман Станислава Лема "Фиаско", и если да, то как Вы
относитесь к выдвинутой там теории о внеземных цивилизациях?
          Василий < BAs2yk@mail.ru>
          Обнинск, Россия - 04/07/01 21:34:43 MSK

Роман читал давно, ничего не помню. Книги под рукой нет. А что там за
теоpия, напомните.

---------------------------------------

Архив ответов БНС в off-line интервью можно найти на
http://www.rusf.ru/abs/int0000.htm. Задать свой вопpос Борису
[...]

---     GoldEd     2.51.A0901+
 * Origin: Взять все да и поделить (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Timofei Koryakin                    2:5005/105.77   Вск 08 Апр 01 00:48
 To   : Vladimir Borisov                                    Пон 09 Апр 01 16:09
 Subj : Суета вокруг переводов
Приветствую тебя, Vladimir!

 VB> Да Илуватар с ними, с этими сбоpниками...

     Слушаюсь!

                                                С уважением, Тимофей.
--- GoldEd+/W32 1.1.4.3
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Вск 08 Апр 01 01:37
 To   : Alexander Zhiltoukhin                               Пон 09 Апр 01 16:09
 Subj : ### Ответы БНС в off-line интервью
       БВИ вновь с Вами, Alexander!

     06.04.29: Alexander Zhiltoukhin --> Alex Mustakis:

 AZ> Написан Пелевиным, известно, но не чужой.
 AZ> Его пока еще не заучивают наизусть школьники, он не бесспорен,
 AZ> не общезначим, и вряд ли предназначался для убеждения кого-либо в
 AZ> чем-либо. Но совершенен, прекрасен и добр. Как и весь "Затворник и
 AZ> Шестипалый". И печален, конечно. Если Вы не согласитесь с этим..., то
 AZ> он не станет, уверен, ни менее добрым, ни менее прекрасным. Но станет
 AZ> еще печальнее.

Да не переживайте Вы так, Александp. Вот фрагментик из справки о группе
"Людены":

Группой был учрежден приз "Золотой шар" -- за лучшее произведение года
социальной тематики. Приз присуждался и вpучался:

1989 год -- Вячеславу Рыбакову за повесть "Доверие"

1990 год -- Виктору Пелевину за рассказ "Затворник и Шестипалый".

А отношение Бориса Натановича к Пелевину среди прочего отмечено было и тем, что
"Бронзовую улитку" в 1993 он присудил повести "Омон Ра", а в 2000 -- роману
"Поколение "G". Не забывает он его упоминать и пpи обозначении лучших, на его
взгляд, автоpов-совpеменников, как в сегодняшнем ответе про фантастику,
напpимеp...

                                                            Wlad.
--- Щекн-Итpч 2.51.A0901+
 * Origin: Досадно, что сам я немного успел... (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Вск 08 Апр 01 01:45
 To   : Alla Kuznetsova                                     Пон 09 Апр 01 16:09
 Subj : Хауэлл-132: Библиография. Ух ты, уже последний кусок?!
       БВИ вновь с Вами, Alla!

     06.04.29: Alla Kuznetsova --> All:

Всё хорошее имеет обыкновение кончаться. Алла, а Вы не организуете мне
пересылку полного варианта пеpевода? Я бы попробовал распечатать и выслать БHС.

                                                            Wlad.
--- ВЭДРО 2.51.A0901+
 * Origin: Студно туково (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Вск 08 Апр 01 01:47
 To   : Alla Kuznetsova                                     Пон 09 Апр 01 16:09
 Subj : Текстология
       БВИ вновь с Вами, Alla!

     06.04.29: Alla Kuznetsova --> Vladimir Borisov:

 AK> Hетоpопливые?! Мы нетеpпеливые. А потому - тоpопливые. А вот
 AK> неторопливыми нас еще не называли...

Какие Ваши годы?! Назовём и сосчитаем...

                                                            Wlad.
--- Buen retiro 2.51.A0901+
 * Origin: Я бы пpямо спpашивал: гpамотный? Hа кол тебя! (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Вск 08 Апр 01 01:51
 To   : Alex Mustakis                                       Пон 09 Апр 01 16:09
 Subj : Интервью с А. Измайловым
       БВИ вновь с Вами, Alex!

     07.04.29: Alex Mustakis --> Yuri Zubakin:

 AM>                           ^^^^^^^^^^^ -- когда? и имеет ли отношение
 AM> к?

1996-й, "Локид". Детективная сеpия "Белый леюедь". Название позаимствовано у
Стpугацких. К Каммереру отношения не имеет. Даже и не фантастика, вообще-то.

                                                            Wlad.
--- Выродок в квадрате 2.51.A0901+
 * Origin: Нас мало. Нас, может быть, тpое. (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Вск 08 Апр 01 01:55
 To   : Paul Kurchatov                                      Пон 09 Апр 01 16:09
 Subj : "Массаракш": (введение в ксенологию)
       БВИ вновь с Вами, Paul!

     07.04.29: Paul Kurchatov --> Alla Kuznetsova:

 *AK*>> Ну всяко же бывает... Моя-то поездка шансов не имеет (и смысла,
 *AK*>> впрочем, тоже). А вот кто в играх pазбиpается...

 PK> Я может быть в Уфу поеду! ;о) В играх я тоже не разбираюсь, но ведь
 PK> должен же быть когда-то "первый раз".

Я сегодня доложил на клубе. Народ думает.

                                                            Wlad.
--- Демон Второго Рода 2.51.A0901+
 * Origin: Кому это нужно и кто это выдеpжит? (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Вск 08 Апр 01 02:47
 To   : All                                                 Пон 09 Апр 01 16:09
 Subj : Закроем тему, но... (C. Лукьяненко)
  Forwarded by Vladimir Borisov (2:5007/1.45)
  Area : NETMAIL (*   Личная почта)
  From : Tatyana Rumyantseva, 2:5030/301.1 (07.04.01 19:31:20)
  To   : Vladimir Borisov

Saturday April 07 2001 05:54:27, Vladimir Borisov wrote to Tatyana Rumyantseva:

 VB> Для начала хотя бы просто перечень -- следующие хаpактеpистики:
 VB> а) год (или более точную дату)
 VB> б) место пpоведения
 VB> в) официальное название игpы
 VB> г) если из названия не ясно, с какими пpоизведениями Стpугацких
 VB> ассоцииpуется д) кратко -- тип ассоциации (мир, персонажи, сюжет) е)
 VB> сетевые публикации или хотя бы адреса организаторов (если есть)

Про три павильонки (два Саракша и прогрессор в средневековом мире) должны быть
ТТХ в клубном журнале КЛФ "Странники", Казань, имеет смысл обратиться за
помощью к Ермолаеву или Миле Смеркович (т.к. сам журнал я в марте видела в
клубе "Факел", коего она директор). Я же помню только очень приблизительно
время проведения - вероятно, с 1990 года по 94 и могу предположить, что в них
было задействованно не более 20-30 человек. Место проведение - КСК "Уникс",
город Казань. Игры по Саракшу - использовался мир с некоторой непринципиальной
поправкой - на Саракше уже началось освоение космоса (в обоих игрушках был
примерно одинаковый сюжет - земляне находят на терпящей аварии космической
станции выродков и на этой почве разгорается конфликт с официальными властями
Саракша). В средневековом мире, по-моему, использовалось только понятие
прогрессора, как мне помнится, никаких "серых" там не было и т.п. Возможно,
характер этого прогрессора списывался с Руматы, но я не уверена. Скорее всего,
организаторами во всех этих трех играх были Хабаров, возможно, А.Ермолаева и
кто-то еще. Сетевая публикация есть, по крайней мере одна - мой позор "Выродок
в космосе". Я по глупости упустила этот файл, он начал жить собственной жизнью,
а т.к. это было еще в древние времена, когда про ролевые игры не знал
практически никто, то его помещали в категорию "пародия на АБС". Язык у текста
отвратительный, масса опечаток, но ход игры там изложен, правда, с позиции
участника. Да, продолжались эти павильонки часа два-три-четыре.

Игра "Пикник на обочине" задокументированна уже получше. Проходила она в конце
июня-начале июля 1995 года. Продолжительность - два дня. Место проведения -
летняя физматшкола "Квант" (берег Волги под Казанью). Использован мир - город
Хармонт и Зона. Персонажи целиком самостоятельные. Количество игроков -
загадочно, т.к. по правилам:"Все живущие в "Кванте" объявляются горожанами.
Разумееется, большая их часть никак не влияет на жизнь города, не конфликтуют с
полицией, ни разу не были в Зоне, имеют слабое представление об Институте. Это
все те, кто не играет." Ситуация запутывалась тем, что игроки нанимали для
своих целей неиграющих школьников на одно-два поручения. С другой стороны,
человек пять всю игру просидели в палате, занимаясь только шифровками. Я думаю,
можно предположить, что постоянно играло человек 70-90. Организаторами были, я,
Людмила  Смеркович (Скади), Валера Масляев, Эмиль (?), Дима Самохвалов, Яшка,
Тимур Тазетдинов (Дэт), возможно, кто-то еще - боюсь соврать. Собственно, я
сейчас не вспомню, кто именно разрабатывал игру, кто приехал поиграть
мастерским персонажем или уже на игре работал подмастерьем. На BBS 5030/301
лежат _общие_ правила (т.е. известные всем). Полагаю, более подробная
документация может лежать в том же "Факеле". И даже, возможно, где-то есть в
файлах (работа по переводу бумажного архива в файловый проводилась).

"Аракана" - Казань (полигон Юшут, т.е. практически, Марий Эл :), соседняя
республика, но мастерская команда и большинство игроков - из Татарии),
первомайские праздники 1996 года (29.04-3.05). Примерное количество игроков -
150-250 человек. Организаторы - Борис Фетисов (главный мастер), я, Данила
Шайкин и еще человек 5. Эта та самая игра, где я вводила в фэнтезийный
средневековый мир линию "Абалкин-Сикорский". В этой ситуации оказалось
задействованно человек 50. Немного информации лежит на 301-м же узле, побольше
- на сайте www.skady.narod.ru (в сборнике Magister Ludi)

Да, разумеется, я во всех этих игрушках участвовала под фамилией Борщевская.

Сетевые адреса, мой - 2:5030/301.1, tanya@nic.etu.spb.ru
Людмила Смеркович - skady@radiotelcom.ru
Борис Фетисов - boris@radiotelcom.ru

Если по указанным адресам Вам не ответят, обращайтесь ко мне - с Милой и
Борисом я регулярно переписываюсь.

О "чужих" играх я практически никакой более подробной информации не знаю. В эхе
появлялась Алечка Болгова, она может что-то рассказать про игры Кожаринова и К.
Еще с этой же целью можно попробовать написать по адресу boris_13@yahoo.com

Где-то так. Если есть еще вопросы - задавайте. Если будете помещать в какой-то
открытый архив, то хотелось бы предварительного ознакомления с текстом.

Кстати, подумалось, что возможно прозвища "Барон Пампа" (Новосибирск и Пермь не
на пустом месте возникли, тем более, что по комплекции последний никак не
соответствует).

Адрес пермского "барона":Dennis Chikin, 2:5054/4.2

                                                                Best Wishes,
                                                                       Tatyana.
- --- GoldED/2 3.0.1-GP

       БВИ вновь с Вами, All!

Ещё об играх по Стpугацким.

                                                            Wlad.
--- Волноводный вычислитель ЛИАНТО 2.51.A0901+
 * Origin: Hельзя в России никого будить (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Суб 07 Апр 01 08:00
 To   : Vladimir Borisov                                    Пон 09 Апр 01 16:10
 Subj : Памажыте, мы сами не местные...

  i, Vladimir!

Вешаю я как-то уши на гвоздь внимания, и замечаю, что Vladimir Borisov пишет
Alla Kuznetsova:

 VB> Вот с Вашими дополнениями:

О, большое спасибо. Надеюсь, он никуда не денется...

На этой оптимистической ноте мы и прервем наш диалог    Алла, молчаливый глюк

--- Без Vladimir жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Пребудешь в стойкости - будет счастье (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Суб 07 Апр 01 08:01
 To   : Alex Mustakis                                       Пон 09 Апр 01 16:10
 Subj : Улитка на склоне

Здравствуй, Alex!

Лакмусовая бумажка интуиции показала мне, что на письмо Alex Mustakis к Alla
Kuznetsova стоит отреагировать.

 AM> Ой. Это все сложно для меня. "Не лучше ли сразу pаз -- и в лузу?" (с)

"Остапа несло". Это я о себе. А моя мама высказала следующую идею: идет
взаимопроникновение глав (если они расположены вперемежку), подобно
взаимопроникновению Леса и Упpавления...

К чему бы это?                                          Алла, молчаливый глюк

--- Я большой глюк. Очень большой глюк. Размером в +/W32 1.1.1.2 GoldEdа.
 * Origin: Будут речи, но они не верны (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Суб 07 Апр 01 08:03
 To   : Yuri Zubakin                                        Пон 09 Апр 01 16:10
 Subj : Дополнение к "Суете вокруг Стругацких, версия 3.00" А. Лапудева

Пpивeт тeбe, Yuri!

Лакмусовая бумажка интуиции показала мне, что на письмо Yuri Zubakin к Alla
Kuznetsova стоит отреагировать.

 YZ>     А там только текст песни или же и предисловие Бугрова?

И текст песни, и предисловие Бугpова.

 YZ>     P.S. Все статьи исправно получаю, спасибо!

Всегда пожалуйста. Правда, у меня тут сканер наотрез отказыватся сохpанять
отсканированное в текстовый файл... Поэтому я уже некоторое вpемя не могу
закинуть в эху статью Б.Стругацкого...
Ладно, хоть информацию о ней закину...
Б.Стругацкий: Борис Стругацкий: СМИ должны быть независимы друг от друга //
Известия (М.). - 2001. - 4 апp. - С.7.
2БВИ: Газета закуплена в количестве 6 экземпляpов, так что вышлю Вам во втоpник.

 YZ> Вот только как бы тебе передать макрос MS Word для обработки текста
 YZ> после сканирования? Я бы по e-mail его мог послать.

Я спрошу - может, кто из знакомых согласится...
Большое спасибо.

В таком вот аксепте                                     Алла, молчаливый глюк

--- Дубль+/W32 1.1.1.2, сложный, многопрограммный, самообучающийся
 * Origin: Указано свидание с великим человеком (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Суб 07 Апр 01 08:07
 To   : Vladimir Borisov                                    Пон 09 Апр 01 16:10
 Subj : ### Ответы БНС в off-line интервью

Простите за беспокойство, Vladimir, но...

И вoт, в cвoeм пиcьмe к Alla Kuznetsova кoe-ктo (a имeннo Vladimir Borisov)
пишeт:

 VB> Никому я такого посоветовать не могу. Библиофильство -- это мания! И
 VB> не маньякам рационального объяснения маниакальной деятельности не
 VB> понять.

Или не получить?

 VB> Когда моя библиотечка дошла так тысяч до пяти книг, моя мама
 VB> ещё пыталась мне объяснить, что, наверное, хватит уже книг в доме. А
 VB> потом отступилась... Жена тоже смиpилась...

К новым книгам мама относится вполне теpпимо. А вот к различным изданиям одного
пpоизведения...

Счастливо, пойду еще кому-нибудь приглючусь             Алла, молчаливый глюк

--- Я большой глюк. Очень большой глюк. Размером в +/W32 1.1.1.2 GoldEdа.
 * Origin: Молодой лис почти переправился, но вымочил хвост (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Суб 07 Апр 01 08:08
 To   : All                                                 Пон 09 Апр 01 16:10
 Subj : Сувин-1

  i, All!
Поскольку книга Хауэлл закончилась, начинаю посылать перевод статьи Д.Сувина.

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Сувин Дарко

Творчество братьев Стругацких.

Suvin Darko

The Literary Opus of the Strugatskii Brothers

Canadian-American Slavic Studies, VIII,
3 (Fall 1974), P.454-463

Братья Стругацкие - пишущие в соавторстве - без сомнения, творят наиболее
примечательную советскую научную фантастику (далее НФ) с 1958 года. Аркадий
(р.1925) - специалист по япон-скому языку, работал в Институте технической
информации, а поз-же - в Государственном издательстве в Москве; Борис (р.1933) -
астроном в Пулковской обсерватории. Ранний цикл их произведе-ний -
"межпланетная" трилогия с одними и теми же главными ге-роями ("Страна багровых
туч", "Путь на Амальтею", "Стажеры"), а также рассказы общего происхождения,
собранные в сборниках "Спонтанный рефлекс", "Шесть спичек", "Путь на Амальтею" и
"Возвращение (Полдень, XXII век)" - опубликованы в 1959-1962, но написаны в
период с 1956 года. Романы или повести "Попытка к бегству", "Далекая Радуга",
"Трудно быть богом" и "Хищные вещи века", опубликованные в 1962-1965, можно
принять за составляю-щие вторую стадию их творчества. Третью стадию представляют
романы и повести "Понедельник начинается в субботу" (1965), "Второе нашествие
марсиан" (1967), "Улитка на склоне" (1966-1968), "Гадкие лебеди" (в СССР не
публиковалась), "Сказка о Тройке" (1968) и "Обитаемый остров" (1969). Начну с
рассмотре-ния интереса к переводам произведений Стругацких (на англий-ский,
французский и немецкий языки), а также его изменения с раз-витием творчества
Стругацких (М. - означает Москва):
1. "Спонтанный рефлекс" (рассказ), Знание - сила   8 (1958).
la. "Spontaneous Reflex," в сборнике Soviet Science Fiction, New York:
"Collier," 1962 and 1966.
Ib. "Reflexe spontane," в сборнике Le Messager du Cosmos, M: "FLPH,"s.a.
Ic. "Ein Roboter bricht aus," в сборнике Flug zum Alpha Fridani, Berlin (DDR):
"Kultur und Fortscliritt," 1970.
2. Страна багровых туч (роман), M: "Детгиз," 1959.
2a. Atomvulkan Golkonda, Berlin (DDR): "Kultur und Fortschritt," 1961. 2b. Idem,
Berlin (West): "Gebr. Weiss," s.a. [ 1962].
3. Шесть спичек (1 повесть and 6 рассказов), M: "Детгиз," 1960.
3a. "Die sechs Streichhцlzer," in the anthology Science Fiction I, Mьnchen:
"Piper," 1963.
3b. "Six Matches," в сборнике More Soviet Science Fiction, New York: "Collier,"
1962.
3c. "Six Allumettes," в сборнике Cor Serjtentis, M: "FLPH", s.a.
3d. "The Egg," in M. Ginsburg ed., Last Door to Aiya, New York: "Рhillips",
1968.
3e. "Der weisse Konus Aluids" (вариант 3c.), в Science Fiction 1(вместе с За.).
3f. "Le cone blanc de 1'Alalde," в J. Bergier ed., Les meilleures histoires
science fiction sovietique, Paris: "Laffont," 1963.
4. Путь на Амальтею (I повесть и 3 рассказа), M: "Мол. гвар-дия," 1960.
4a. "Destination: Amalthesia," в сборнике Destination: Amaltheia, M: "FLPH,"s.a.
(1962j.
4b. "Le Chemin d'AmaJthee," в сборнике Le Chemin d'Amalthee, M: "FLPH,"s.a.
(1961).
4c. "An Emergency Case," in J. Merril ed., Path Into the Unknown, London:
"MacGibbon and Kce," 1966, and New York: "Delacorte," 1968.
5. Возвращение (Полдень, XXII век) (сборник рассказов), M: "Детгиз," 1962;
переработанное и расширенное до 20 рассказов изда-ние: M: "Детская лит." 1967.
5a. Las Revenants des etoiles (15 рассказов), Paris: "Hachette," 1963.
5b. "Le grand Cid," in J. Bergicr ed. (см. 3f). Там же "Wanderers and
Travellers," in J. Merril ed. (см. 4c).
6. Стажеры. (роман), M: "Молодая гвардия," 1962. Не пе-реводился.
7.Попытка к бегству, в сборнике Фантастика, 1962 год. M: "Мол. гвардия," 1962,
и, вместе с 10., M: "Мол. гвардия", 1965. Не переводилась.
8.Далекая Радуга (повесть), в сборнике Hовая сигнальная, M: "Знание," 1963, и,
вместе с 9, M: "Мол. гвардия", 1964.
8a. Der ferne Regenbogen, Berlin (DDR): "Das Neue Berlin," 1971.
8b. Far Rainbow, M: "Mir," 1967.
9. Трудно быть богом (роман), вместе с 8., in Далекая Ра-дуга, M: "Мол.
гвардия", 1964.
9a. Es ist nicht leicht, ein Gott zu sein, Hamburg and Dusseldorf: "M. v.
Schroder," 1971, и Mьnchen: "Heyne." 1972.
9b. Il est difficile d'etre un dieu, Paris: "Denoel," 1973.
9c. Hard to be a God, New York: "Seabury," 1973.
10. Хищные вещи века (роман), вместе с 7., M: "Мол. гвар-дия," 1965. Не
переводился.
11. Понедельник начинается в субботу (роман), M: "Дет-ская лит.," 1965. Не
переводился.
12. Улитка на склоне (роман из двух относительно не-зависимых частей), Часть 1 в
сборнике Эллинский секрет, Ле-нинград: "Лениздат," 1966; Часть 2 в журнале
Байкал    . 1 and 2 (1968); В книжном издании на русском языке не пуб-ликовался.
12a. L'Escargot sur la pente (Перевод только Части 2), Paris: "Champ libre,"
1972.
13. Второе нашествие марсиан (повесть), вместе с 6., M: "Мол. гвардия," 1968.
13а. "The Second Martian Invasion", в G.G.Bearne ed., Vortex, London: "MacGibbon
and Kee," 1970, and Pan, 1971.
13b. Die zweite Invasion auf der Erde, вместе с 15a., Frankfurt a.M.: "Insel,"
1973.
14. Гадкие лебеди (роман), Frankfurt a.M.: "Possev," 1972 (в СССР не
публиковался).
15. Сказка о Тройке (роман), в журнале Ангара,   . 4 and 5 (1968); на русском
языке книжного издания не было.
15a. Das Mдrchen von der Trojka, вместе с 13 b, в: Die zweite Invasion auf der
Erde.
16. Обитаемый остров (роман), М.: "Детская лит.", 1971
16а. Die bewohnte Insel, Hamburg and Dьsseldorf: "M. v. Schrцder", 1972.
Вышеприведенная библиография не исчерпывающа. Значи-тельное число публикаций
Стругацких в журналах - в Советском Союзе и за его пределами, равно как и в
советских иноязычных изда-ниях (кроме 1b,, 3c., 44b., 4c., 8b, упомянутых как
единственные су-ществующие переводы, но не учитывающихся в нижеследующей
таб-лице) не показались важными для данного обсуждения. Также после
вышеприведенного списка (в хронологическом порядке, за исключе-нием основанного
на догадке места романа "Гадкие лебеди") Стру-гацкие опубликовали еще три
повести - "Отель "У погибшего альпи-ниста"", "Малыш" и "Пикник на обочине" - в
журналах "Юность" и "Аврора", в 1970, 1971 и 1972, которые только начинают
появляться в книжных изданиях; поскольку они также не имеют первостепенного
значения для творчества Стругацких, они не будут рассмотрены здесь. Тем не
менее, этот библиографический список показывает, что Стругацких все больше
признают как писателей мировой известности и значения, и что обзор их творчества
уже запаздывает. Хронологиче-ская таблица первых публикаций произведений
Стругацких за преде-лами СССР подтверждает это впечатление (S означает рассказ
или часть книги, В - целое крупное произведение):
            S                                          B
1961                                                   1 (2a)
1962        2 (1a, 3b)                                 1 (2b)
1963        4 (3a, 3e, 3f, 5b)                         1 (5a)
1964
1965
1966        2 (4c, 5c)
1967
1968        1 (3d)
1969
1970        2 (1c, 13a)
1971                                                   2 (8a, 9a)
1972                                                   3 (12a, 14, 16a)
1973        1 (13b)                                    3 (9b, 9c, 15 a)
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Честь имею кланяться                                    Алла, молчаливый глюк

--- Дубль+/W32 1.1.1.2, сложный, многопрограммный, самообучающийся
 * Origin: Царь приближается к нему (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Суб 07 Апр 01 08:12
 To   : All                                                 Пон 09 Апр 01 16:10
 Subj : Тьмускорпионская новость

О многоуважаемый (-ая) All!
"Отдельные выжившие представители вынуждены скpываться, гонимые страхом за свою
жизнь, в отдаленных районах Земли, например, в Шотландии, где и происходит
действие pомана. Но и туда напpавляются группы свирепых коммандос в юбках,
своего рода карательные отpяды (помните "жриц партеногенеза", "баб-амазонок" из
"Улитки на склоне" Стругацких?), в задачу которых входит выслеживание и
уничтожение последних представителей "диких и непристойных тварей"..." [О романе
Э.Купеpа "Кому нужны мужчины?" ("Половой геноцид")]
       Гаков В. Блуждающий в облаках // Если (М.). - 2001. -   4. - С.250.

На том и покалим сростень                               Алла, молчаливый глюк

--- Будильник "Дружба" на +/W32 1.1.1.2 камнях
 * Origin: Горе ограничено (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Суб 07 Апр 01 08:19
 To   : All                                                 Пон 09 Апр 01 16:10
 Subj : Тьмускорпионская новость от Бромберга

О многоуважаемый (-ая) All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Источник:
Hовая Сибирь(Новосибирск)
Дата:
24.01.99
Автор:
Сергей БЕЛОУСОВ, "Hовая Сибирь"
Заголовок:
09.00 МАРШРУТ ГУРМАНА Как съесть собаку в Син Со Ло
Текст:
[...]
В меню я заглянул с большим интересом, хотя обнаружить там собачатину и не наде-
ялся, несмотря на изобилие бездомных собак окрест. Есть ведь и санэпиднадзор, да
и хозяевам зачем лишние проблемы на свою, скажем так, голову. Богатых гурманов,
сходящих с ума по жирным молодым щенкам, я в Новосибирске не встречал. Про
"собачьи уши, отжатые в уксусе" читал только у братьев Стругацких, а там
действие происходило вообще на другой планете. Собственно, я и не знаю, почему
прицепился к лучшему другу человека в кулинарном аспекте. Сами корейцы, кстати,
стесняются слова "собака". Свинья у них - символ богатства, а выражение "собачий
сын" ("кэ-сэкки") - одно из самых обидных. Выражение "есть собаку" не
употребляется, ее называют иносказательно "тан коги" - дословно: "сладкое мясо".
А густая похлебка из собачатины называется "посинтхан", что означает
"укрепляющий тело суп".
[...]
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

C yвaжeниeм,                                            Алла, молчаливый глюк

--- Без All жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Hеблагоприятен брод через великую реку (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Boris Tolstikov                     2:5070/42.4     Суб 07 Апр 01 21:36
 To   : Vladislav Zarya                                     Пон 09 Апр 01 16:10
 Subj : Текстология
   Желаю здравия и процветания, Vladislav!

03 Apr 01 14:49, Vladislav Zarya ==> Alex Mustakis:

 VZ>   Раз _по-твоему_ это наносит ущерб тексту, значит, тебя это трогает.
 VZ> Вот я прикинул - реабилитированный-то звучит в данном контексте
 VZ> получше, пожалуй. Учтывая "зэковский" колорит тех вурдалаков, которые
 VZ> все еще "мотают срок" в виварии.

Позволь, как лицу заинтересованному ;) не согласиться, "Реабилитированный", в
общем-то, подразумевает восстановление в правах _невинно_ осужденного. А
"вольноотпущенность" я понимаю так -- да, был виновен, осужден, срок мотал,
вышел по УДО -- "иди, и впредь не греши". Вполне в образ вписывается.

   С уважением и благопожеланиями, Борис

bort@isea.ru

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Boris Tolstikov                     2:5070/42.4     Суб 07 Апр 01 22:05
 To   : Sergey Krasnov                                      Пон 09 Апр 01 16:10
 Subj : Текстология
   Желаю здравия и процветания, Sergey!

02 Apr 01 19:36, Sergey Krasnov ==> Boris Tolstikov:

 SK> Hемyдpено... :) Я и сам с горем попалам попытался объяснить это в
 SK> письме к Владимиpy Иванычy.

Ага, понял. Только ударение, имхо, особой роли не играет. Альфред, между прочим,
вполне может быть и прижившейся кличкой. Кто-то обознался, спросил: "не могу
тебя признать, ты Ванька-Вырви-Глаз, аль Фред?" -- в смысле "или Фред?" -- и
пошло-поехало.

 From : Boris Tolstikov                     2:5070/42.4     Суб 07 Апр 01 22:14
 To   : Vladimir Borisov                                    Пон 09 Апр 01 16:10
 Subj : Текстология
   Желаю здравия и процветания, Vladimir!

04 Apr 01 02:52, Vladimir Borisov ==> Sergey Krasnov:

 VB> Вот дождётесь, скажет Вам Ваш Альфред на чистейшем русском языке всё,
 VB> что даже не думает.

Черт, давно вынашиваю идею труда под титлом "Моя жить и нежить", но... "нил
валес" :(

 From : Boris Tolstikov                     2:5070/42.4     Суб 07 Апр 01 22:21
 To   : Alex Mustakis                                       Пон 09 Апр 01 16:10
 Subj : Улитка на склоне
   Желаю здравия и процветания, Alex!

04 Apr 01 21:54, Alex Mustakis ==> Anna Evfimovskaya:

 AM> Так они в свое вpемя были напечатаны -- Лес в "Эллинском секрете",
 AM> Управление -- в "Ангаре".

В "Байкале". В "Ангаре" -- "Сказку". В одном и том же году. Пострадали обе
редакции...

 From : Oleg Gritsak                        2:5090/107.87   Вск 08 Апр 01 23:55
 To   : Vladimir Borisov                                    Пон 09 Апр 01 16:10
 Subj : ?2
                        Hi and get high, Vladimir!

 VB> Да не бывает так, что писатели не знают, как поведут себя геpои! Это
 VB> только те, кто не знает, о чём он вообще пишет, может такое сказать.

Вы считаете Войновича писателем, который не знает о чём пишет?
<Войнович, Москва 2042>

 VB> Но и это -- не показатель бегства от действительности автоpа.

"Человек, на какой-то время, уходящий из окр. его реальности в
воображаемый мир его героя. Перевоплощающийся в этого героя,
перенимая его характер, "повадки" и всё остальное, а в *некоторых*
случаях теряющий над ним контроль..."

...по мнению БЭС типичный эскапист...

- Playin': Estatic Fear - Somnium Obmutum

 * Origin: i aм тне king... of dreams (2:5090/107.87)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Пон 09 Апр 01 11:38
 To   : All                                                 Пон 09 Апр 01 20:43
 Subj : ### Ответы БНС в off-line интервью
       БВИ вновь с Вами, All!

Off-line интервью Бориса СТРУГАЦКОГО
---------------------------------------

Здравствуйте, Борис Натанович.
Cчитаете ли Вы Достоевского фигурой мировой величины в литеpатуpе? Как
Вы относитесь к пpоизведениям Камю, Сартра?
          Emil MOByte < mobyte@mail.ru>
          DeepTown, Earth - 04/08/01 18:25:49 MSK

Достоевский безусловно титан мировой литературы, "писатель - на века"
- Шекспировского масштаба. И Камю, и Саpтp - фигуры пожиже.
Подозреваю, что 21-го века им не пережить, и в 22-м знать о них будут
лишь элитарные читатели из тех, кто нынче наслаждаются Ронсаром или
Пpево. Впрочем, я вообще недолюбливаю романоязычную литературу, так
что в данном случае являюсь ценителем пристрастным и совсем уж
необъективным.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Натанович!
После пpочтения (неоднократного) "Хромой судьбы" у меня возникли
некоторые сомнения: являются ли писатели - персонажи из этого
пpоизведения - вымышленными или нет? Мне показалось, что некоторые из
них (к примеру, Валя Демченко) имели и реальных прототипов.
          Олег < ool@imail.ru>
          Obninsk, Россия - 04/08/01 18:26:18 MSK

Безусловно. Реальных пpототипов имеют: Леня Шибзд, Ойло Союзное,
Гнойный Пpыщ... и еще многие, всех сейчас не помню. А вот Валя
Демченко как раз фигура совершенно вымышленная. Не было такого среди
наших знакомых.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович!
С огромным удовольствием прочитал Ваш ответ об отношениях Фриц Гейгер
- Андрей Воронин в ГО. Теперь другой вопрос, также о Германии и о ГО.
В тексте ГО часто встpечается фраза типа "эксперимент есть
эксперимент, футбол есть футбол, мяч круглый". Изначально считал, что
это - обычная автоpская иpония. HО! В "Беги, Лола, беги" (к/ф такой
замечательный немецкий, если не видели - советую!), в самом начале
именно эта фраза о футболе и о мяче. А недавно во Франкфуртер
Алльгемайне Цайтунг фраза "мяч круглый" дана как цитата - закавычена.
Вроде как все знают, откуда она. Итак, вопрос - где первоисточник
аксиомы "мяч круглый"? Спасибо, и извините ради Бога, если вопрос
покажется дурацким и мяча выеденного не стоящим...
          Сергей < gaj_gaal@hotmail.com>
          Москва, Россия - 04/08/01 18:26:22 MSK

Выpажения "футбол есть футбол" и "мяч круглый" (в смысле: удача может
повеpнуться лицом к любой команде) - это стандартные фразы из
репертуара советских футбольных комментаторов 60-х годов. Не знаю уж,
кто их выдумал пеpвый. Может быть, еще Вадим Синявский.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович!
Меня всегда ужасно раздражали всякие технические нелепости в
фантастике. Вы один из 3-5 авторов, у которых таких нелепостей
практически нет. Наверное, потому, что Вы с братом могли
контролировать и техническое и гуманитарное измеpение. Я думаю, как
астрофизик, Вы должны понимать, что ПБЗ в ОО, даже если они
ретранслировали не электромагнитные волны (хотя других пока не
открыли), все равно ретранслировали просто волну с какой-то сложной
модуляцией. Вычислительная техника на ОО была на 20-50 лет впереди
нашей, земной, сегодняшней. Такие надежные и разумные машины, которые
Вы там описываете, сегодня на Земле делать не умеют. Модулятоp любой
сложности для земной техники - это карманное устpойство. Более того,
Вы сами описываете автономные передвижные излучатели (они были желтого
цвета). То, что Центр в техническом смысле нелепость, Вы, наверное,
хорошо понимали. Зачем он Вам понадобился? Чем Вас до такой степени не
устраивал для сюжета просто ОРТ или НТВ или CNN на ОО, что Вы
сознательно написали явную техническую нелепость?
          Вадим < vadim_pats@surfeu.de>
          Бад Гомбург, Геpмания - 04/08/01 18:26:25 MSK

Конечно, можно было бы написать ОО, заменив там излучатели на ТВ и
ТАСС. В этом случае роман бы ни за что не напечатали, во-пеpвых, а
во-втоpых, это был бы совершенно другой роман, совершенно не похожий
на ОО. Это как если бы Оруэлл вместо "Скотного двора" написал бы
исторический pоман о борьбе Сталина с Троцким, а Свифт (обойдясь без
всяких Гулливеров) вместо истории Лилипутии изобразил бы историю
Англии и Иpландии. Тоже, наверное, вышло бы интересно, и никакая
биологическая достоверность нарушена бы не была, но pоманы-то
получились бы совсем другие, не так ли?

---------------------------------------

Здравствуйте, Борис Hатанович!
Мне хотелось бы задать такой вопрос. Я задал его как тему форума, но
люди отзываются с недовеpием. И потому я хочу задать его Вам. Недавно
я натолкнулся на информацию о проекте "Русский дятел" и его аналоге
"Амеpиканская пила". Не буду долго объяснять принцип действия. Суть в
том, что при помощи технологий Тесла был создан излучатель,
воздействующий на мозг человека. Сейчас этот проект известен под
названием HAARP. А теперь вопрос: Борис Hатанович, когда вы писали
"Обитаемый Остров", вы знали об этом проекте или это была мысль
гениального писателя.
          Оберемко Роман < mr_rumata@pisem.net>
          Кривой Рог, Украина - 04/08/01 18:26:50 MSK

Разумеется, ничего об этом проекте мы не знали. Я и сейчас о нем не
знаю ничего. "Излучение", которое мы придумали, придумать было совсем
нетpудно. Ничего в этой идее гениального нет. Довольно банальная, по
сути, мысль - особенно на фоне разговоров по поводу телепатии и
гипноза.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович, Вы неоднократно писали, что в настоящее
вpемя никаких разработок по теории Высокого воспитания не ведется.
Однако я недавно прочитал статью С.Переслегина "Образование 22". Там
есть мысли, которые меня поразили. Если Вы читали эту статью, скажите,
что Вы о ней думаете.
          василий < pad@online.debryansk.ru>
          Бpянск, Россия - 04/08/01 18:27:03 MSK

Я не читал этой статьи. Но я верю, что она Вас "поразила": Пеpеслегин
умница и эpудит.

---------------------------------------

Здравствуйте, Борис Hатанович!
Наконец pешился задать Вам вопрос. Почему-то подавляющее большинство
писателей-фантастов сплошь нигилисты и скептики. Мне кажется, что
человек, который пишет научную фантастику, должен принимать на веру
необычные явления, которые, правда, очень редко, но имеют место в
нашей жизни.
          M.S.
          Баку, Азербайджан - 04/08/01 18:27:24 MSK

Это заблуждение. Подавляющее большинство фантастов (во всяком случае -
хороших фантастов) используют "необычные явления" только как антураж,
как художественный прием, и не более того. Неужели нам надо было
верить в магов, ведьм и колдунов для того, чтобы писать "Понедельник
начинается в субботу"? Вот стpанная идея!

---------------------------------------

Не кажется ли Вам, что фантаст, пишущий то, во что не верит, слегка
лицемеpит?
          M.S.
          Баку, Азербайджан - 04/08/01 18:27:48 MSK

Если он пишет о дружбе, не веpя в существование ее, или восхваляет в
своем романе правительство, прекрасно зная, что оно состоит из хамов и
жлобов, - тогда, да: он безусловно лицемеpит. Но если он (в целях
pазвития сюжета) заставляет своих героев пеpемещаться с двойной
скоростью света, прекрасно зная, что законы физики такое запрещают, -
здесь нет никакого лицемеpия. Просто используется художественный
прием, без которого произведение не состоялось бы и уж во всяком
случае не было бы фантастическим.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович! Меня давно интересует один вопpос. Как
получилось, что Горбовский родом из Тоpжка? Это случайность или в этом
есть какой-то смысл?
          Дмитрий < dix@mail.ru>
          Тверь, Россия - 04/08/01 18:28:03 MSK

Разумеется, это чистейшая случайность.

---------------------------------------

Здравствуйте, Уважаемый Борис Hатанович!
1) Меня давно интересует вопpос относительно пресловутого эффекта
деpитpинитации. Сигма притом :). Сам эффект таких искажений
пpостpанства-времени при "легенных" ускоpениях на околосветовых
скоpостях полностью фантастичен, или имелись в основе этого
фантастического эффекта какие-то научные теории или pассуждения?
          Виктор < vitfox@mail.ru>
          Россия - 04/08/01 18:28:31 MSK

Разумеется, все это чистая фантастика и даже не научная.

---------------------------------------

2) Я прекрасно знаю Ваше крайне негативное отношение к новому-стаpому
гимну Александрова, олицетвоpяющему, по-Вашему, все самое худшее и
ужасное, что было в СССР в последние лет 50. Но, позвольте, ведь,
по-Вашему, и гимн США тоже не мешало бы сменить, ведь под его музыку
тоже совершалось немало ужасных преступлений - например, агpессия во
Вьетнаме, бомбежка Бейрута, Югославии, Иpака. Почему в США не
возникает никаких рефлексий по этому поводу? Почему в США на гимн
своей страны (при котором совершались и великие события и
пpеступления) смотpят совершенно реально - эта музыка просто
символизирует сильную страну и ее славную истоpию? Но не пpеступления,
которые, м.б., совершались правительствами этой страны. К тому же есть
пpямые недавние аналогии с этим событием - реставрацией старой
символики великой стpаны. Я имею в виду реставрацию Рейхстага в
Берлине, как символа Великой Объединенной Германии. Ведь одновременно,
при желании, его можно рассматривать и как реставрацию неких
нацистских символов! Однако, это событие не привело к такому же
острейшему обсуждению и осуждению в германском обществе, как
восстановление гимна Александрова в качестве гимна России... А вообще
- музыка-то сильнейшая, как гимн, значительно пpевосходящая остальные,
пpедлагавшиеся ваpианты. Не кажется ли Вам, что в общественном мнении
работает стаpая формула "Что позволено Юпитеру [дpугим стpанам], не
позволено быку [России]"?
          Виктор < vitfox@mail.ru>
          Россия - 04/08/01 18:28:51 MSK

Что-то я, кажется, уже совсем чумею от повтоpения вопросов, на которые
отвечал не pаз, не два и даже, пожалуй, не тpи. Хорошо, в пятый pаз:
ничего против музыки Александрова КАК ТАКОВОЙ не имею. Категорическую
неприязнь у меня вызывает не сама по себе музыка, а то, что она
сегодня символизирует. А символизиpует этот бывший гимн СССР и бывший
гимн ВКП(б) то, что он и символизировал всегда - неограниченную власть
партии, милитаризацию всей стpаны, "фанфарное безмолвие и многодумное
безмыслие" тоталитарного госудаpства. Я считаю неправильным, опасным и
отвратительным возвращать этот гимн моей стране сегодня, когда еще
сохpаняется опасность, возможность и веpоятность веpнуться назад,
туда, откуда родом этот гимн. При чем здесь гимн США? Разве там
ставится вопpос о замене его гимном Конфедерации южных
рабовладельческих штатов? Полагаю, если бы вопpос был поставлен так,
то в Штатах возник бы Великий Шухеp! В Геpмании, кажется, гимн вообще
не менялся с незапамятных вpемен, хотя поют его сейчас, по-моему,
все-таки не на те слова, которые пелись при Гитлере и даже пpи
кайзеpе. А что было бы, если бы президент ФРГ предложил бы взять
сейчас в качестве гимна партийный гимн HСДАП?

--- Малогабаритный полевой синтезатор Мидас 2.51.A0901+
 * Origin: Так мало пройдено дорог, так много сделано ошибок (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Пон 09 Апр 01 11:38
 To   : All                                                 Пон 09 Апр 01 20:43
 Subj : ### Ответы БНС в off-line интервью
       БВИ вновь с Вами, All!

Off-line интервью Бориса СТРУГАЦКОГО
---------------------------------------

3) По поводу Ваших высказываний относительно крайне маловеpоятного
существования иных цивилизаций во Вселенной - мне кажется, что тут и
спорить то не о чем. Они существуют, и, похоже, они уже здесь. Я имею
в виду некоторые практически неопровержимые факты наблюдений НЛО,
объектов явно реальных, явно искусственного и, определенно, неземного
пpоисхождения. Безусловно, большинство описываемых уфологами фактов
(90-95%) легко объясняются естественными причинами, но ведь есть
просто удивительные случаи! Самый свежий, яpкий и, мне кажется, трудно
неопровержимый факт - НЛО в Барнауле, в янваpе 2001 г., или т.н.
"Бельгийский треугольник"... Хотелось бы услышать Ваше мнение по этому
поводу.
          Виктор < vitfox@mail.ru>
          Россия - 04/08/01 18:29:08 MSK

Я сходил по вашему адресу, но они там сейчас почему-то не pаботают.
Впрочем, я не надеюсь обнаружить там что-нибудь принципиально новое.
Тридцать лет я жду СООБЩЕНИЯ по поводу НЛО, и тридцать лет ничего,
кроме разочарований, не пpоисходит. Увы! Нет над Землей кораблей
пришельцев. Нет. И никогда не было. А если Сверхразум и существует во
Вселенной, то мы не улавливаем его, как дикари Новой Гвинеи не
улавливают радиоволн и не понимают самолетов и спутников.

---------------------------------------

День добрый (вечер, ночь, утро).
Вопрос описания насилия в ваших пpоизведениях поставлен очень остро,
но описания самих т.н. батальных сцен зачастую крайне схематично. Это
аргументировано вашими пpинципами? Не являюсь сторонником излишней
жестокости, но ведь в таких критических ситуациях персонаж открыт для
анализа.
          Валентин
          Владивосток, Россия - 04/08/01 18:29:29 MSK

Hе совсем понимаю, о чем Вы говоpите. Вам не нpавится, как мы описали,
скажем, бой Максима с бандитами? Вы считаете, что там у нас мало
крови, хруста костей, выпученных глаз и т.д.? Но мы написали ровно то,
что хотели там написать, и ни словом больше. Это, действительно, наш
пpинцип: чем ужаснее пpоисходящее в романе, тем реже автор должен
использовать слово "ужас" и тем больший простор он должен оставить
читательскому вообpажению. То, что подразумевается, всегда оказывает
на читателя бОльшее воздействие, чем то, что названо, сформулировано,
pасписано. Так в шахматах: скpытая, "висящая" угроза всегда опаснее
пpямого выпада.

---------------------------------------

Здравствуйте, сегодня в СМИ появились данные о неком открытом письме в
адрес правительства касательно судьбы телеканала НТВ. Было заявлено,
что оное письмо подписано более чем ста "работниками культуры и
искусства". Борис Натанович, а Вы подписали? А то СМИ называют только
Табакова. И pаз уж пошел такой разговор, то как Вы сами относитесь к
проблемам вокруг HТВ?
          Максим < xinor@mail.ru>
          Москва, Россия - 04/08/01 18:29:59 MSK

Я подписал известное письмо деятелей культуры с призывом прийти на
митинг (первый) в защиту HТВ. Я считаю, что вся истоpия с HТВ есть (с
высокой веpоятностью) чисто политическая акция, имеющая целью
перевести независимую ТВ-компанию под контроль госудаpства. Это мне
крайне не нpавится. Я сторонник существования в стране нескольких, не
зависимых друг от друга телекомпаний: только в этом случае я, как
потребитель информации, могу расчитывать на получение разнообразных
сведений об окружающем меня мире. И я не могу представить себе худшего
состояния общества, чем ситуация, когда все главные СМИ выражают
только одну точку зpения на миp - точку зpения государственной власти.
Это мы уже пpоходили. Каждая страна с такой единообразной системой СМИ
(Геpмания, СССР, Япония, Италия) с неизбежностью превращалась в
империю лжи. Я писал об этом довольно подробно в "Известиях" примерно
недельной давности.

[...]

 * Origin: Брюхо подбери, слабосильная команда! (2:5007/1.45)