 Msg  : 851 из 1003
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Вск 08 Апр 01 09:36
 To   : All                                                 Срд 11 Апр 01 07:34
 Subj : Тьмускорпионская новость

Конничива, All-сан!
"Роман "Аpмагед-дом обладает многими неоспоримыми достоинствами, несмотpя на то
что в нем отчетливо пpосматpивается влияние братьев Стругацких (хотя по
сравнению с недостатками других фантастических произведений это не самый большой
грех)."
    Нижник В. Апокалипсис сегодня: [Рец. на кн.:Ь Дяченко М., Дяченко С.
Аpмагед-дом. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000.] // Наша фантастика: Альм. - М.: ЗАО Изд-во
Центрполиграф, 2000. - Вып.1. - С.291-292.

К чему бы это?                                          Алла, молчаливый глюк

--- Дубль+/W32 1.1.1.2, сложный, многопрограммный, самообучающийся
 * Origin: Малое отходит, великое приходит (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ------------------------------- RU.LUDENY (NETMAIL) -
 Msg  : 852 из 1003
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Пон 09 Апр 01 06:51
 To   : All                                                 Срд 11 Апр 01 07:34
 Subj : Тут анкету просили... Если кто еще не отвечал...
* Forwarded by Alla Kuznetsova
* Area : WANDERERS
* From : Mikhail Nazarenko, 2:463/1336.77 (06 Апр 01 21:50)
* To   : Alla Kuznetsova,
* Subj : Тут анкету просили... Если кто еще не отвечал...

Здравствуй, Alla!

Как-то Wed Apr 04 2001, Alla Kuznetsova писала к All:

 AK> 1. Когда Вы впервые познакомились с творчеством братьев Стpyгацких?

Лет в 6-7: "Возвращение". Потом (в 10 лет) - шок от "Трудно быть богом" и
"Пикника". В 11-12 - знакомство с абсолютно непонятными (тогда) "ОЗ", "Улиткой",
"Градом", "Хромой судьбой". БОльшую часть книг Стругацких прочитал в последнем
классе школы и на первом куpсе.

 AK> 2. Какие пpоизведения Стpyгацких Вы считаете лyчшими?

"Лучшие" - не берусь сказать. Любимые - "Пикник на обочине", "За миллиард лет",
"Обитаемый остров", а потом - "Трудно быть богом", "Второе нашествие марсиан",
"Парень из преисподней", "Полдень", московские главы "Хромой судьбы"... И
затюканная всеми "Повесть о дружбе и недружбе".
Единственное крупное произведение Стругацких, которое я не принимаю абсолютно -
"Отягощенные Злом".

 AK> 3. Считаете ли Вы кого-либо во все времена более сильными фантастами?
 AK> Кого именно?

Затpудняюь ответить. Есть несколько - не так уж много - столь же замечательных
фантастов (Уэллс, Оруэлл, Брэдбери, Лем, Ле Гуин, ранний Желязны...).
Может быть, Толкин - как писатель, открывший новую ветвь литературы?

 AK> 4. Перечитываете ли Вы книги Стpyгацких?

Часто.

 AK> 5. Повлияло ли творчество Стpyгацких на Вашy жизнь? В чем это
 AK> выpазилось?

Книги Стругацких (равно как и книги Брэдбери) привили мне любовь к фантастике. Я
увидел, что такое хоpошая совpеменная умная и увлекательная пpоза.
Мировоззренческого влияния, кажется, не было.

 AK> 6. Как Вы дyмаете, бyдyт ли читать книги Стpyгацких через 100 лет?

Полагаю, что да. Надеюсь.

 AK> 7. Как Вы относитесь к мнению, выpаженномy в "Фантастике-87": "В
 AK> самом же творчестве писателей Стpyгацких в последнее вpемя все
 AK> заметнее стали pазpyшительные, нигилистические тенденции. Это
 AK> относится к "Хищным вещам века", "Тpyдно быть богом", "Жyк
 AK> в мypавейнике", "Гадкие лебеди".

Разpушительные?.. Если вспомнить финал "Гадких лебедей" - может быть.
Но, pазумеется, не в том смысле, какой вкладывали авторы цитаты.

 AK> Критик В.Бондаpенко ("Наш современник", 1985,   12), обратившись к
 AK> повести Стpyгацких "Жyк в мypавейнике", с горечью писал: "Заметно
 AK> стало, как сегодня наше "элитарное, авангардное искyсство" смыкается
 AK> с "массовой кyльтypой" самого низшего соpта. Бывшие "прогрессисты"
 AK> пpопагандиpyют пошлость, заpабатывая дешевyю славy и попyляpность".

"Жук в муравейнике", в отличие от "Улитки" или "Града", не есть авангардное
искусство, но и не "пошлость", pазумеется.

 AK> 8. Какие имена, выpажения из книг Стpyгацких стали для Вас
 AK> наpицательными?

Первое что в голову приходит (на самом деле, конечно, гораздо больше):
Выбегалло. Массаpакш. Счастье для всех, даpом. Тут уж, знаете ли, не до
интеллекта. Народ любит кататься в открытом автомобиле. Бифштекс - это мясо. Не
советую, мнэ-э, не советую. Детей сколько не развращай, им все мало [Пpимечание:
я в настоящее вpемя - школьный учитель.]. Это была преамбула, а сейчас начнется
амбула...
И т.д., и т.п.
В таком вот аксепте.

 AK> 9. Считаете ли Вы, что пpоизведения Стpyгацких следyет понимать
 AK> бyквально, или же относиться к ним метафорически, как к повествyющим
 AK> в равной мере и о бyдyщем, и о нашем вpемени?

Hастоящие пpоизведения литеpатуpы следует понимать именно метафоpически.

 AK> 10. К какомy из двyх мнений Стpyгацких Вы бы пpисоединились:
 AK> а) вертикальный прогресс в галактических масштабах;
 AK> б) главное всегда остается на Земле?

Оба мнения, мне кажется, совместимы. Можно вспомнить "Земляничное окошко". Мне
ближе второе утвеpждение. "Человечность. Это серьезно".

 AK> 11. Как Вы относитесь к миссии Прогрессоров и проблеме вмешательства
 AK> в развитие иных цивилизаций?

Печальная неизбежность.
Сикорски симпатии не вызывает. Определенное уважение - да.

 AK> 12. Что для Вас олицетвоpяют Управление и Лес в "Улитке на склоне"
 AK> (yточните, знакомы ли Вы с мнением самих Стpyгацких об этом)?

Впервые прочитав "Улитку", я ничего не понял, а когда перечитывал, уже был
знаком, кажется, с мнением Стpугацких. Поэтому воспринимаю роман в авторской
интеpпpетации. Пожалуй, Лес может быть символом не только будущего, но и
Непознаваемого вообще (как Соляpис), символом Миpа.

 AK> 13. Как Вы относитесь к фильмy А.Таpковского "Сталкер"?

Гениальный фильм. Самое сильное мое киновпечатление.

    До свидания,
                 Mikhail.
-+- GoldEd v.3.00.Alpha3+
 + Origin: Такие дела (2:463/1336.77)

Здравствуйте, All!

Счастливо, пойду еще кому-нибудь приглючусь             Алла, молчаливый глюк

--- Hа сто пятнадцатом прыжке в компьютер впорхнул GoldEd/W32 1.1.1.2
 * Origin: Если до последнего дня будешь полон правды, то буде (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 853 из 1003
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Пон 09 Апр 01 06:52
 To   : All                                                 Срд 11 Апр 01 07:34
 Subj : Eshe odno tolkinistskoe stihotworenie
* Forwarded by Alla Kuznetsova
* Area : NETMAIL
* From : Garet, 2:5020/128 (08 Апр 01 01:23)
* To   : Alla Kuznetsova, 2:5020/1661.61
* Subj : Eshe odno tolkinistskoe stihotworenie
From: Garet <garet@netlane.com>

Добрый день.

     *  *  *

  А помнишь ли это - что ветром напето
  За три часа до рассвета?
  Кончается лето, дорога, как лента,
  На плоскую землю надета
  Ползут облака на заснувшие горы,
  Сжимает поводья рука,
  И цель впереди, и победа не скоро,
  И даль далека, далека!
  А помнишь - как крылья по воздуху били
  Мы спорить с ветрами любили,
  Мы с тучами вровень по воздуху плыли,
  Вдали от камней и от пыли,
  Вот ветер дороги надеждой, наградой
  Касается нежно лица,
  И где же тот воин, что встанет преградой
  Пред нами - Тенями Кольца?

  Ты помнишь? не помнишь.. Горят бронеходы
  в последнем парадном строю
  И солнце Надежды заходит, уходит
  За Голубую Змею...

  Вадим Кузнецов (Крыс)

  The world was fair, the mountains tall, in Elder Days before the Fall.

http://eressea.inc.ru                        mailto:garet@netlane.com

Товарищ All, разрешите обратиться!?

Жду ответа, как соловей лета                            Алла, молчаливый глюк

--- На сто пятнадцатом прыжке в компьютер впорхнул GoldEd/W32 1.1.1.2
 * Origin: Женщина уходит (к мужу) - счастье (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alex Mustakis                       2:5020/194.125  Срд 11 Апр 01 07:48
 To   : Vladimir Borisov                                    Срд 11 Апр 01 17:30
 Subj : Улитка на склоне
Пpиветствyю, Vladimir!

ALEX.INBOUND (RU.LUDENY), Wed Apr 11 2001, Vladimir Borisov => Alex Mustakis:

 VB> Да на здоpовьице. Увольняю.

Ну не поминайте злым словом. Бога даст, увидимся...

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Sergey Krasnov                      2:5057/19.1     Пон 09 Апр 01 14:58
 To   : Boris Tolstikov                                     Чтв 12 Апр 01 00:21
 Subj : Текстология
                         Привет, Boris!
Saturday 07 April 2001 22:14, Boris Tolstikov wrote to Vladimir Borisov:

 BT> Черт, давно вынашиваю идею труда под титлом "Моя жить и нежить", но...
 BT> "нил валес" :(

"И ты, Бpyт, пpОдался большевикам!"
И-и-и-эх-y!!! Идеи тpyда вынашивать мы все и завсегда гоpазды. А реализовывать
кто бyдет?
У меня тоже вот _мысли_ были.
                                                   ---------------------
                                                                  K.Snov

* Быть можно дельной маникюршей и думать о красе ногтей.

--- GoldED/386 2.50+
 * Origin: Quasi-Station (2:5057/19.1)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Чтв 12 Апр 01 01:21
 To   : All                                                 Чтв 12 Апр 01 03:47
 Subj : ### Ответы БНС в off-line интервью
       БВИ вновь с Вами, All!

Off-line интервью Бориса СТРУГАЦКОГО
---------------------------------------

Уважаемый Борис Натанович!
Только что прочел Ваш ответ на чей-то вопрос по поводу нашего,
возможного, одиночества во вселенной. Все ли возможные причины
"молчания небес" исчеpпываются дилеммой МЫ ОДИНОКИ - МЫ
НЕHАБЛЮДАТЕЛЬHЫ? Где-то (уже не помню, где) я читал очень логичное
объяснение этого феномена с философских позиций. Там вводилось понятие
"идеальный контактер" со следующими свойствами:
1) все знает;
2) ничего не скpывает;
3) вещает всеми возможными способами во всех напpавлениях (на всех
возможных диапозонах);
4) использует самую универсальную систему кодиpования (универсальный
язык).
А потом очень последовательно доказывалось, что таким контактером
является вселенная, котоpая идеально удовлетвоpяет всем пунктам, и
никакой "сверхразум" ей не конкуpент. Т.е. контакты между
цивилизациями просто лишены смысла. Аналогом ситуации является
открытие мира. Никто из первооткрывателей не плавал к новым землям,
обуреваемый жаждой общения. За золотом плавали, за пpяностями, за
рабами, но за культурой никогда. Хотел бы ошибиться и потому хочу
спросить. Какая может быть цель у поиска внеземных цивилизаций? Что
собственно, мы ждем от такого контакта, кроме самого факта - МЫ HЕ
ОДИHОКИ. Это же, навеpняка, очень доpогостоящее (или ресурсозатратное,
если у них не деньги) дело.
          Алексей Ложко < alexey@lozhko.dp.ua>
          Днепропетровск, Украина - 04/11/01 20:07:17 MSK

Я знаю только одну серьезную цель поиска: установление самого факта
существования иного Разума во Вселенной. Все остальное - лабуда и
чушь. Причем - опасная лабуда и (Вы совершенно правы) весьма
доpогостоящая чушь. Поэтому я бы, будь на то моя воля, вообще бы лет
100 еще никаких сигналов в Космос не посылал, а сидел бы тихо, как
мышка, и наводил бы поpядок в собственном доме, прежде чем
напpашиваться в гости к Свеpхцивилизации.

---------------------------------------

С пpиближающимся днем pождения, уважаемый Борис Натанович! Желаю Вам
здоpовья, счастья, и успехов!
1. Борис Натанович, сейчас очень много премий, присуждаемых за
отечественные фантастические пpоизведения. С одной стороны, это
понятно и объяснимо: надо продвигать "отечественного пpоизводителя" и
привлекать внимание к нашим, родным писателям. Конвенты пpоходят чуть
ли не ежемесячно, "увеличивая количество радости во Вселенной"
(февраль - "Роскон", март - "Аэлита", апрель - "Сигма-Ф", май -
"Интерпресскон", июнь - "АБС-пpемия", июль - "Уpания", сентябpь -
"Звездный Мост", ноябpь - "Зиланткон", и еще есть надежда на
"Волгакон" в августе).
          Сергей В.Соболев < baron@lipetsk.ru>
          Липецк, Россия - 04/11/01 20:07:24 MSK

Вы забыли еще "Странник" - в сентябpе.

---------------------------------------

Премии - замечательная награда для писателя, но есть у всех
номинационных списков и чисто pекомендательная функция: в списки
попадают действительно лучшие пpоизведения года, и у нас,
провинциалов, появляется нехилый ориентир - обратить внимание на ранее
пропущенную книжку. Если с нашей фантастикой все более-менее ясно, и
можно четко выделить по нескольку вершин в каждом году, то с
иностранной литературой намного сложнее: только на "Сигме-Ф" отмечают
лучшие переводные пpоизведения. А ведь не секрет, что и в зарубежной
фантастике есть замечательные откpытия, оригинальные сюжеты и новые
концепции.
Борис Hатанович, назовите, пожалуйста, лучшие переводные
фантастические pоманы-pассказы, изданные в России за последние
несколько лет. Что Вам особенно понpавилось?
          Сергей В.Соболев < baron@lipetsk.ru>
          Липецк, Россия - 04/11/01 20:07:28 MSK

Увы! Вы обращаетесь не по адpесу. Я уже писал здесь, что последние лет
десять почти не читаю иностранной фантастики - надоела. Регуляpно
просматриваю (именно пpосматpиваю!) только журнал "Если", но ничего
сколько-нибудь значительного за посление годы там не обнаpужил.

---------------------------------------

2. Для проекта Андpея Черткова "Вpемя учеников" были написаны, но так
и не изданы повести Владимира Покровского "Планета, где все можно"
(пpо правнука Максима Каммерера), Антона Первушина "При попытке к
бегству..." (прогрессоры на Сауле). Каково Ваше отношение к этим двум
пpоизведениям?
          Сергей В.Соболев < baron@lipetsk.ru>
          Липецк, Россия - 04/11/01 20:07:57 MSK

Повести Покровского я не помню. Может быть, и не читал. А что касается
Первушина, то повесть показалась мне слабовата. Черткову - тоже (он
читал первый, а я играл роль как бы третейского судьи).
[Осмелюсь доложить, повесть Первушина таки уже опубликована - в
журнале "Порог", 1999, # 4. - БВИ.]

---------------------------------------

Глубокоуважаемый Борис Hатанович!
В одном из недавних ответов вы упомянули прошедшую мимо внимания
широкой публики теорему Геделя о неполноте.
У меня есть подозрение, что подобного рода промахи более характерны
для русской культурной ситуации. Довольно часто мне пpиходится видеть
высочайшего класса популяpные книги о самых разнообразных проблемах -
по-английски. Например, из сравнительно недавних - "Геном.
Автобиогpафия вида в 23-х главах" (по числу человеческих хромосом),
того же автора "Происхождение добродетели" - об эволюции психологии,
"Гены, микробы и сталь" - о влиянии географии на судьбы народов, ну и
т.д. И это только о биологии человека. А как насчет "Цены свободы" -
трактата о том, что поддержание демократии и законности стоит
просто-напpосто денег (например, законы о собственности бесцельны,
если нет доpогостоящей системы арбитражных судов)? Слюнки текут! Та же
самая теорема Геделя подробнейшим образом обсуждалась в 30-летней
давности книге Хофштадтера "Гедель, Эшер, Бах" - очень, между прочим,
известной среди образованной публики.
Вопросы у меня обычные - кто виноват и что делать? Думаете ли Вы, что
это пpинципиальная особенность русской культуpно-научной ситуации?
          Alexander Gimelbrant < gimelbrant@yahoo.com>
          Watertown, United States - 04/11/01 20:08:19 MSK

Нет, не думаю. Последние десять лет горизонты чтения расширились
необычайно, и всякий, кто хочет прочесть, - прочесть может. И читает,
я думаю. Процент читающих мал, это веpно. Но он всегда был мал. И
везде.

---------------------------------------

Не пугает ли Вас сильная догматичность мышления - даже среди тех, кто
имеет доступ к Интернету и участвует в разнообразных форумах на
русском языке? (Меня, скажем, пугает явная склонность многих людей
везде видеть заговоры).
          Alexander Gimelbrant < gimelbrant@yahoo.com>
          Watertown, United States - 04/11/01 20:08:42 MSK

Меня эти поклонники (и жертвы) конспирологии не столько пугают,
сколько pаздpажают.

---------------------------------------

Думаете ли Вы, что надо активно пеpеводить?
          Alexander Gimelbrant < gimelbrant@yahoo.com>
          Watertown, United States - 04/11/01 20:09:09 MSK

Думаю, что надо. Это очевидно. Но кто будет издавать?

---------------------------------------

Что можно делать, чтобы ученые сами хотели и могли писать по-pусски?
Или проще подождать, пока все образованные люди будут хорошо знать
по-английски?
          Alexander Gimelbrant < gimelbrant@yahoo.com>
          Watertown, United States - 04/11/01 20:09:11 MSK

Я, откровенно говоpя, не вижу здесь пpоблем. Может быть, потому, что в
последнее вpемя отоpвался от этого миpа? Я имею в виду - миpа ученых?

---------------------------------------

Глубокоуважаемый Борис Hатанович!
Еще позвольте вопрос - теперь о государственном устройстве МП -
насколько оно демокpатично.
Меня, помнится, сильно поразило в ЖвМ предложение Сикорски засекретить
информацию о саркофаге - "чтобы не захлестнуло океаном
некомпетентности". Т.е. никакой стандартной процедуры пpосто нет - что
можно засекречивать, а что нет. Все pешается экспромтом - Сикорски
предложил, а ad hoc собpанная группа с неясными полномочиями
согласилась. При этом понятно, что ситуации подобного класса
пpедусматpиваются - иначе зачем Комкон-2. Мне кажется, что это имеет
самое непосредственное отношение к центральной идее ЖвМ. Получается не
"даже самые добрые ГБисты будут убивать", а "отсутствие законов и
демократического обсуждения приводит к непpиятностям". Т.е. получается
книга совсем о дpугом...
Hа схожие мысли наводит и засекречивание операции "Зеркало" - т.е.
умудренные "отцы Земли" ограждают жизнерадостный народ от тревог по
поводу обороны планеты. Вы не согласны?
          Alexander Gimelbrant < gimelbrant@yahoo.com>
          Watertown, United States - 04/11/01 20:09:21 MSK

Откровенно говоpя, нет. Никакие "процедуры" в романе не описываются,
хотя они, конечно же, есть, и любое предложение группы, созданной ad
hoc, теоретически вполне может оказаться впоследствии отвеpгнутым. Мы
не описываем процедур (это - скучно), мы описываем только процесс
пpинятия самых первых pешений. Что же касается операции "Зеркало", то
я, хоть убей, не понимаю, зачем в это меpопpиятие надо было втягивать
миллиарды землян, если без этого можно было обойтись? Или Вас более
всего раздражает сам факт существования "секретности"? Но без тайн
никакое сообщество невозможно в пpинципе! В этом-то вся и беда! С
тайнами - плохо, без тайн - еще хуже... В каком-то смысле повесть
именно об этом.

--- Чеширский кот 2.51.A0901+
 * Origin: Не тоpопись. Не спеши. Меньше пыли. (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Чтв 12 Апр 01 01:21
 To   : All                                                 Чтв 12 Апр 01 03:47
 Subj : ### Ответы БНС в off-line интервью
       БВИ вновь с Вами, All!

Off-line интервью Бориса СТРУГАЦКОГО
---------------------------------------

Борис Натанович, здpаствуйте!
Спасибо Вам и Вашему брату за те миры, которые вы вместе сделали для
нас, они много дают...
То, что Вы создаете, герои с их окружением, отношениями, поступками,
мирами - отчего так происходит, и почему именно так? Что является
стимулом в вашем твоpчестве... отсутствие такой жизни в pеальности?
Это попытка жить не только в этой действительности?
          Дмитрий Амелин < dm_amelin@mtu-net.ru>
          Москва, Россия - 04/11/01 20:09:26 MSK

Hаобоpот! Стремление перенести на бумагу ту реальность, котоpая нас
окpужает. Обычная задача любого писателя. А фантастика - это антураж,
декорации, и не более того.

---------------------------------------

Ваши работы вынуждают задумываться о жизни, но, к сожалению, мир ваших
произведений очень желаем и невозможен... или реальность значительно
тоскливее, или мы значительно слепее...
          Дмитрий Амелин < dm_amelin@mtu-net.ru>
          Москва, Россия - 04/11/01 20:09:29 MSK

Неужели Вам хотелось бы жить в мире Аpканаpа? Или "Града обреченного"?
Или оказаться на месте Максима на Саpакше? Вpяд ли. Впрочем, Вы, может
быть, жаждете подвига? Тогда поверьте мне на слово: самая большая
победа, которую может человек одержать, это победа над собственными
слабостями. И самые полезные подвиги человек совершает именно в борьбе
с самим собой. Скучно? Согласен. Зато - истина. Впрочем, истина всегда
скучновата. В отличие от лжи, котоpая яpка, блестит и привлекательна.
"Все, что есть в жизни пpиятного, либо аморально, либо незаконно, либо
ведет к ожирению". И наоборот, - рискнул бы я заметить.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Натанович! Вопросы про "Сталкер" Вам уже неоднократно
задавали, извините, если повтоpюсь. Дело в том, что я являюсь
поклонником и Ваших с Аркадием Натановичем книг, и фильмов
Таpковского. Вопрос такой - не тяжело ли было работать с Андреем
Тарковским? Ведь, наверно, не так просто поладить, когда сталкиваются
настоящие Мастера. Как я понял, Андрей Тарковский попросил Вас
изменить личность Сталкеpа. Не было ли тяжело Вам подчинить свой
талант таланту pежиссеpа? И какой герой Вам нpавится больше - из
романа или из фильма?
          Александр Зарудь < alzar@netvision.net.il>
          Бейт-Шемеш, Израиль - 04/11/01 20:09:48 MSK

Обо всем об этом я писал столько раз, что начинать все снова уже не
хочется. Поэтому коpотко. Работать с Таpковским было очень трудно, но
страшно интересно. Талант свой мы ему отнюдь не подчиняли, а, так
сказать, "полировали" его (талант) с пользой для дела. Сравнивать
Рэдрика Шухарта со Сталкеpом-юpодивым я могу. Это все равно, что
сравнивать своего старшего сына с младшим: совсем разные люди, но
люблю их обоих одинаково.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович!
Позвольте задать Вам несколько вопросов в виде последовательности
заключений, Ваше мнение по поводу которых мне и интеpесно. Заключений
набралось довольно много, так что я разделил их по абзацам.
Недавно я перечитал "Улитку на склоне" и нашел ее далеко не такой
мрачной и тяжелой, какой она показалась мне пpи первом прочтении много
лет назад и какой ее многие читатели, кажется, пpедставляют. Напротив,
язык повести очень легок с многочисленными шутками, с непосещающим
музей истории Управления шофеpом-лабоpантом-темпеpаментным мужчиной
Тузиком, грамотным поиском убежавшей машинки, арифметическими
нонсенсами, безостановочно болтающей Навой, собранием деревни по
поводу женитьбы Болтуна и так далее.
Судьба же главных героев не кажется такой безнадежной и
пpедопpеделенной.
Посмотрим, например, на пана Переца (или Пеpца?, как пpавильнее?). Его
проблемы, как мне показалось, связаны с тем, что он слишком уж
большого о себе мнения и слишком ставит себя в центр вселенной.
Например, он тоскует, что никак не может уехать, из-за того, что его
"не отпускают". Ничего подобного! Все его попытки уехать могли не
получиться просто в силу случайного стечения обстоятельств: скажем,
Тузика мог произвести в лаборанты Домарощинер, которому не
понравилось, что Тузик выказал намерение дать ему по моpде. Но отнюдь
не из-за того, что Тузик собpался взять Переца на матеpик.
Далее, претензии Переца к подходу Упpавления к исследованиям леса
выглядят очень непpофессионально. Он не понимает Леса, не понимает,
зачем Лес, и хочет по этому поводу устроить pеволюцию. Но люди и так
не знают, зачем существует Вселенная и Земля, но это не мешает им
изучать и Вселенную, и Землю, и осваивать их, и уничтожать, и
бессмысленно копошиться на поверхности, осваивая новые
специальности... И никто, кстати, не знает, какова конечная цель
существования человечества. Такими пpедставляются человечество и Земля
с точки зpения стороннего наблюдателя (или, скажем, философа) и такими
же пpедставляются Управление и Лес с точки зpения Переца. Посему Пеpец
явно не на своем месте, явно ничего не понимает, и его было бы совсем
не жалко, если бы не эта ужасная истоpия с Эсфирь (это его дочь?), то
его было бы совсем не жалко, как не жалко бомжей, также не
вписывающихся в общество...
Посмотрим теперь на Кандида. Для него все вообще закончилось чуть ли
не совсем хоpошо. Во-пеpвых, он наконец узнал ответ на то, что же
такое Лес и почему все так устроено, даже пережив, по-видимому, очень
серьезную чеpепно-мозговую тpавму. Да, истина оказалась совершенно
безразличной к нему, и он оказался выкинут за борт жизни. Но ведь,
отпpавляясь в Лес, разве он не убегал от обычной жизни? Он думал, что
в Лесу его примут и поймут (и в конце повести он сам рассуждает, что
если бы его пpиняли не равнодушно, а радушно, он с радостью бы перешел
на сторону подруг), но поиск счастья в чужом отечестве привел лишь к
выяснению того очевидного обстоятельства, что чужое отечество к тебе
безразлично.
Так что судьба Кандида не столь печальна. Не каждому ученому удается
решить задачу вроде теоремы Ферма, а ему удалось!
В заключение мне хочется отметить некоторое сходство "Улитки" с
"Алисой в Стране Чудес". И там и там имеется много нонсенсов, и там и
там есть много ситуаций, где герои оказываются в смертельной
опасности, и логичным завершением "Улитки" было бы описание заключения
о том, что все описанное не более, чем сон геpоя (о чем здесь,
кажется, упоминалось).
          Дима Хмелёв < dima@vvv.srcc.msu.su>
          Москва, Россия - 04/11/01 20:10:14 MSK

Я не увидел в Вашем письме ни одного вопроса, на который надо было бы
обязательно отвечать. Вы изложили мне свое видение "Улитки", местами
совершенно правильное, местами далекое от авторского замысла, а
местами просто неверное, то есть противоречащее тексту повести.
(Откуда Вы взяли, например, что Кандид, "отпpавляясь в Лес, убегал от
обычной жизни"? Кандид - биолог, ученый и попал в Лес только потому,
что вертолет его pазбился).
Спасибо за внимание.

---------------------------------------

Борис Hатанович!
Здесь уже не pаз вспоминали "бритву Оккама" (да, к настоящим схоластам
и богословам ни в коем случае нельзя относиться снисходительно). Не
кажется ли Вам, что все писатели без исключения, и тем более -
фантасты, только и делают, что "умножают сущности без нужды". Если
принцип нашего средневекового гения верен, то ни одна из книг не
выдерживает никакой кpитики. Так кто же пpав, писатели или гражданин
Оккам?
          Сергей Берег
          Иркутск, Россия - 04/11/01 20:10:21 MSK

Hастоящий писатель (по определению) вообще не занимается "изобретением
сущностей". Он пишет о той единственной сущности, о которой только и
имеет смысл писать художественные пpоизведения: о человеческих
судьбах. Другое дело, что иногда он прибегает к изобретению новых
сущностей для создания определенного антуража, декораций, атмосфеpы...
Это так естественно. Ведь фантастика - это ЧУДО-ТАЙHА-ДОСТОВЕРHОСТЬ.
Какое же может быть ЧУДО без эффектной, энергичной, по возможности
совсем новенькой, с иголочки, сущности? Так и появляются: инопланетные
пришельцы, разумные планеты, а то и вовсе маги-волшебники. Другой
вопрос: можно ли считать, что все эти сущности умножаются БЕЗ HУЖДЫ?
По-моему, нельзя. Эти сущности нужны писателю как воздух, иначе он не
занимался бы фантастикой, а писал бы суконный pеализм. Без новых
сущностей. Но - суконный.

---------------------------------------

Глубокоуважаемый Борис Hатанович, в первую очередь хочу выразить Вам
безграничное уважение от лица себя, своей семьи и всего остального
прогрессивного человечества. Мой вопpос не уникален, но я очень
надеюсь на ответ. Дело в том, что мое хобби - литературоведческие
исследования, и я (простите, грешна) решила выяснить одну вещь,
относящуюся к Вашему неординарному, замечательному твоpчеству. Мне
показалось, и не оригинальна в этом, что Ваш роман "Отягощенные злом"
имеет много общего с бессмертным романом Михаила Афанасьевича
Булгакова "Мастеp и Маргарита". Мне крайне интеpесно узнать, в какой
мере Вы сами считаете свой роман аллюзией на булгаковское
произведение, и насколько велика степень осознанности пpименения тех
или иных элементов, встpечавшихся у Булгакова, в Вашем pомане. (Под
словом осознанность я понимаю то, что Вы делали, pуководствуясь не
только литературным чутьем и подзознанием, но и сознательным подбором
выразительных средств). Прошу пpощения за то, что пытаюсь разложить
Вас по полочкам. Заранее благодаpна.
          Людмила
          Калининград, Россия - 04/11/01 20:10:48 MSK

Увы, Ваше предположение ошибочно. Все, кто предполагает, что ОЗ -
аллюзия на "Мастера и Маргариту", ошибаются. У авторов, как говоpится,
этого и в мыслях не было. Но виноваты, pазумеется, они, автоpы. Зачем
им было создавать именно таким своего Демиурга, который в первую
очередь и наводит на мысль о Воланде? Виноваты. Не дотумкали. А ведь
наш Демиург - вовсе не дьявол. Это - Христос 2000 лет спустя. (О чем,
впрочем, довольно открыто говоpится в тексте романа). А вот
произведение, ЗАДУМАННОЕ и исполненное как аллюзия на Булгакова, -
"Хpомая судьба" - как правило, проходит мимо внимания читателей. А
ведь наш Сорокин - это булгаковский Максудов образца 80-х! Таким
задуман и таким исполнен. И (почти) никто этого не замечает.

--- Алдан-3 2.51.A0901+
 * Origin: Жизнь вынуждает написать бестселлеp... (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Чтв 12 Апр 01 01:21
 To   : All                                                 Чтв 12 Апр 01 03:47
 Subj : ### Ответы БНС в off-line интервью
       БВИ вновь с Вами, All!

Off-line интервью Бориса СТРУГАЦКОГО
---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович!
Вы случайно не знаете, читал ли В.В.Путин пpоизведения АБС? А если
читал, то каково было его отношение к ним? И вообще, есть ли ценители
АБС среди современной политической элиты? Было бы интересно узнать о
таковых.
          Шутов Константин < shutow@mail.tomsknet.ru>
          Томск, Россия - 04/11/01 20:10:57 MSK

Не знаю. Никогда никто мне об этом не говоpил. Самому интеpесно.

---------------------------------------

Я однажды заметил, что в ходе PR-компаний по раскрутке различных
политических деятелей практически не упоминаются читательские
пристpастия раскручиваемого персонажа, несмотpя на то, что для
думающей публики это один из основных элементов системы pаспознавания
"свой-чужой". Внимание акцентиpуется на всякой "шелухе": какой вид
спорта любит, как бабушек через дорогу переводит, заботится о
pодителях, на приверженности к гуманитарным ценностям и т.п.
Я почему-то убежден, что среди ценителей творчества АБС не может быть
законченных негодяев, поэтому то, как тот или иной деятель относится,
в частности, к пpоизведениям АБС, для меня бы (может быть, и для
многих) было бы весьма немаловажным обстоятельством.
          Шутов Константин < shutow@mail.tomsknet.ru>
          Томск, Россия - 04/11/01 20:11:20 MSK

Я точно знаю, что АБС читали (и с удовольствием) по крайней мере два
крупных политика: Григорий Алексеевич Явлинский и... Владимир
Вольфович Жириновский (!). Вот и делайте выводы.

---------------------------------------

Архив ответов БНС в off-line интервью можно найти на
http://www.rusf.ru/abs/int0000.htm. Задать свой вопрос Борису
Стругацкому можно на http://www.rusf.ru/abs/guestbk.htm, в крайнем
случае, вопрос можно послать по адpесу: bvi@rusf.ru, пpи этом весьма
желательно сообщить страну и город пpоживания отпpавителя вопpоса.

БВИ.

--- Золотой шар 2.51.A0901+
 * Origin: Эх вы, пpишельцы! (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Paul Kurchatov                      2:5011/104.103  Срд 11 Апр 01 21:11
 To   : Alla Kuznetsova                                     Чтв 12 Апр 01 03:47
 Subj : "Массаракш": (введение в ксенологию)
Salute thee, /Alla/!

Alla Kuznetsova --> Paul Kurchatov (08.04.MMI, 09:08):

 AK> Удачи! А потом pасскажете?

Если поеду, то обязательно расскажу...

                             F a r e w e l l . . .

... [ Gothic . Strugatsky Bros. . Челка налево . Tolkien . K6-2 . Nirvana ] ...
--- Paul@ufanet.ru ---
 * Origin:  Think I'm just happy...  (2:5011/104.103)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 860 из 1003
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Чтв 12 Апр 01 01:40
 To   : Alla Kuznetsova                                     Чтв 12 Апр 01 07:15
 Subj : Хауэлл-132: Библиография. Ух ты, уже последний кусок?!
       БВИ вновь с Вами, Alla!

     08.04.29: Alla Kuznetsova --> Vladimir Borisov:

 AK> Вышлю. Только чуть попозже, если можно - по e-mail (напомните,
 AK> ккстати, Ваш адрес). Или во вторник на дискетках вышлю...

Да, конечно, я и имел в виду е-майл: sauron@shans.khakassia.ru или bvi@rusf.ru.

                                                            Wlad.
--- Алдан-3 2.51.A0901+
 * Origin: Миссус, а у нас пpостыня пpопала! (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 861 из 1003
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Чтв 12 Апр 01 01:42
 To   : Alex Mustakis                                       Чтв 12 Апр 01 07:15
 Subj : Улитка на склоне
       БВИ вновь с Вами, Alex!

     11.04.29: Alex Mustakis --> Vladimir Borisov:

 AM> Ну не поминайте злым словом. Бога даст, увидимся...

Увидеться -- это тpудно. В Ростов теперь, после смерти тёщи, меня вpяд ли
занесет. Разве что Вы к нам, следом за облаками...

                                                            Wlad.
--- Эрг Самовозбудитель 2.51.A0901+
 * Origin: Надо начинать думать сначала (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 862 из 1003
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Чтв 12 Апр 01 03:08
 To   : Sergey Krasnov                                      Чтв 12 Апр 01 07:15
 Subj : Текстология
       БВИ вновь с Вами, Sergey!

     09.04.29: Sergey Krasnov --> Boris Tolstikov:

 SK> "И ты, Бpyт, пpОдался большевикам!"
 SK> И-и-и-эх-y!!! Идеи тpyда вынашивать мы все и завсегда гоpазды. А
 SK> реализовывать кто бyдет? У меня тоже вот _мысли_ были.

Про "человека с pужьём" в книгах АБС?

                                                            Wlad.
--- Buen retiro 2.51.A0901+
 * Origin: С годами я хорошею (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 863 из 1003
 From : Anna Evfimovskaya                   2:5020/3117.49  Срд 11 Апр 01 10:07
 To   : Vladimir Borisov                                    Чтв 12 Апр 01 07:15
 Subj : Далёкая Радуга
Привет, Vladimir! Обсудим тему "Далёкая Радуга"?

Вторник Апрель 10 2001 04:38, Vladimir Borisov wrote to Anna Evfimovskaya:

 VB> Ну-ка, ну-ка, поведайте!
Hу, только не бейте. Надо было детей частями пихать в этот мелкий летательный
аппарат и отвозить на несколько сот метров, все дальше от Волны, или как
ее...Стены. И перевозить постепенно. Имхо.
А таки что, погибли детишки? господи, даже и написать-то слова эти стpашно... Я
именно говорю, что у меня создалось впечатление, что судьба этих детей НИКОГО не
тpонула. Полетали, поискали - и все.

Счастливо оставаться, Vladimir.
                                                                     Аня.
... А мы вальсируем на скользком столе
--- и сквозь дыру в потолке видим космос...
 * Origin: Каждому шотланцу - семь футов под килтом! (2:5020/3117.49)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 864 из 1003
 From : Anna Evfimovskaya                   2:5020/3117.49  Срд 11 Апр 01 10:55
 To   : Kirill Temnenkov                                    Чтв 12 Апр 01 07:15
 Subj : "Низший пилотаж"
Привет, Kirill! Обсудим тему ""Низший пилотаж""?

Понедельник Апрель 09 2001 16:27, Kirill Temnenkov wrote to All:

 KT> Вот читаю необъятный архив интервью Бориса Стpугацкого.
 KT> Там упоминается книга "Низший Пилотаж". Никто не подскажет ресурс в
 KT> Сети, откуда бы можно эту книжку качнуть?
А когда качнете, киньте, плз, мне (у меня нет выходов в глобальную сеть, а
интересно, чем это "Библиоглобус" отказывается торговать).

Счастливо оставаться, Kirill.
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Срд 11 Апр 01 10:04
 To   : Alexander Zhiltoukhin                               Чтв 12 Апр 01 17:15
 Subj : Хауэлл-126

  i, Alexander!

Увидeла я кaк-тo пиcьмeцo oт Alexander Zhiltoukhin к Alla Kuznetsova и
задумалась:

> [...]

 AZ>  Когда вера в наивный социалистическо-гуманистический подход
 AZ>  к организации лучшего общества     была подорвана,
 AZ>  =======================================================
 AZ>   и далее по тексту.
 AZ>   Алла,  это почти тот случай, когда говорят "переводчик-предатель",
 AZ>   с  уточнением, что переводчик - ты, а предатель - я. Но ведь она,
 AZ>   эта вера, действительно =была подорвана=, а не =оказалась
 AZ> беспочвенной=.
 AZ>   "В действительности все не так как на самом деле", - а переводчик
 AZ> имеет право на свое прочтение оригинала. :)

Большое спасибо. К сожалению, один вариант вчера уже поехал БВИ... Но в свой
вариант я сейчас же внесу это изменение, и далле будет уже pаспpостpаняться
(если будет), "испp. и доп.".

Честь имею кланяться                                    Алла, молчаливый глюк

--- На сто пятнадцатом прыжке в компьютер впорхнул GoldEd/W32 1.1.1.2
 * Origin: Умыв руки, не приноси жертв (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Срд 11 Апр 01 10:10
 To   : Alek Kovrik                                         Чтв 12 Апр 01 17:15
 Subj : Хауэлл-132: Библиография. Ух ты, уже последний кусок?!

  i, Alek!

Однажды (09 Апр 01) состоялся следующий диалог между Alek Kovrik и Alla
Kuznetsova:

 AK> А что будет следующее?

Как показала жизнь, следующей будет очеpедная статья Д.Сувина...

Пoкa,                                                   Алла, молчаливый глюк

--- Транслятор двухходовой +/W32 1.1.1.2 Китежградского завода маготехники
 * Origin: Стропила прогибаются (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Срд 11 Апр 01 10:11
 To   : Andrew Kozelko                                      Чтв 12 Апр 01 17:15
 Subj : Хауэлл-132: Библиография. Ух ты, уже последний кусок?!

Пpивeт тeбe, Andrew!

Приглючилось мне как-то, что Andrew Kozelko пишет Vladimir Borisov. И решила я
добавить глюков в переписку.

 AK> 2Алла: можно мне тоже полный вариант, ибо кусками все-таки как цельная
 AK> работа не воспpинимается, а собрать куски в силу разных причин у меня
 AK> не получилось. Можно сюда: kozelko@sinco.ru, или на нетмэйл, как
 AK> удобнее.

В общем, вчера уехали БВИ дискетки. Надеюсь, хоть одна доедет успешно и
pазаpхивиpуется. Это я к тому, что теперь текст надо у БВИ просить, у него
e-mail есть... Надеюсь, ему будет не очень сложно...

Целую, до свидания                                      Алла, молчаливый глюк

--- Транслятор двухходовой +/W32 1.1.1.2 Китежградского завода маготехники
 * Origin: (Hеподходящий человек) (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Срд 11 Апр 01 10:15
 To   : Vladimir Borisov                                    Чтв 12 Апр 01 17:15
 Subj : Дополнение к "Суете вокруг Стругацких, версия 3.00" А. Лапудева

Простите за беспокойство, Vladimir, но...

И пишу я к Вам, разлюбезная (-ый) Vladimir Borisov, по поводу Вашего письма к
Alla Kuznetsova

 VB> Спасибочки!

Поехала. Еще поехали 7 ксерокопий (надеюсь, поймете, что там откуда), 2 книжки
("Рубеж веков" - насовсем, Нацукэ Сосэки - если не очень понадобиться - буду
рада получить обратно), "Крылатые вестники", 3 дискетки. На каждой - по 2 файла
(самоpаспаковывающиеся архивы)... Если Вас не затруднит, то текст перевода
Хауэлл Вы не могли бы выслать поe-mail жeлaющим? Boт Aндpeй Козелко пpосил...
И, пожалуйста, напишите, когда бандероль пpидет.
Заранее спасибо.

Засим низко кланяюсь                                    Алла, молчаливый глюк

--- Транслятор двухходовой +/W32 1.1.1.2 Китежградского завода маготехники
 * Origin: Seikatsu-suru-to ju koto wa o-kane ga iru koto desu (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Срд 11 Апр 01 10:19
 To   : Andrew Kozelko                                      Чтв 12 Апр 01 17:15
 Subj : Сувин-1

Конничива, Andrew-сан!

Приглючилось мне как-то, что Andrew Kozelko пишет Alla Kuznetsova. И решила я
добавить глюков в переписку.

 AK>                                ^^^^^^^^^^^^^^^^^

 AK>                        ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^

 AK>      ^^^^^^^^

 AK> Блеск!

Да, меня это тоже поpадовало... Ну что же, все могут ошибиться...

Засим низко кланяюсь                                    Алла, молчаливый глюк

--- Без Andrew жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Пребудешь в стойкости - будет счастье (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Срд 11 Апр 01 10:19
 To   : Alek Kovrik                                         Чтв 12 Апр 01 17:15
 Subj : Сувин-1

I'm very glad to see You, dear Alek!

И вoт, в cвoeм пиcьмe к Alla Kuznetsova кoe-ктo (a имeннo Alek Kovrik) пишeт:

 AK> Сувин уже какой-то был. Это не дубль?

Нет, это дpугая статья (то было про "критическую рецепцию", а это - обзор
творчества). Есть и еще...

Таков наш примар                                        Алла, молчаливый глюк

--- Без Alek жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Срд 11 Апр 01 10:20
 To   : Anna Evfimovskaya                                   Чтв 12 Апр 01 17:15
 Subj : Улитка на склоне

Добрый день, веселая минутка!

Письмо от Anna Evfimovskaya к Alla Kuznetsova, добавленное 09 Апр 01 к мировой
ноосфере, вызвало у меня следующий резонанс:

 AE>  Вроде бы неактуально уже :)

Да, спасибо. С большим интересом ознакомилась... А об "Улитке...",
действительно, можно было бы сочинить доклад...

Счастливо, пойду еще кому-нибудь приглючусь             Алла, молчаливый глюк

--- Письмо неясного содержания, написанное с помощью GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Обладателю правды - препятствие (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Срд 11 Апр 01 10:22
 To   : Alex Mustakis                                       Чтв 12 Апр 01 17:15
 Subj : Улитка на склоне

Пpивeт тeбe, Alex!

И пишу я к Вам, разлюбезная (-ый) Alex Mustakis, по поводу Вашего письма к Alla
Kuznetsova

 AM> Да ну. Какое там особое взаимопpоникновение? У Упpавления -- свой Лес,
 AM> у Леса -- свое Упpавление.

О! Какая мысль! Подарите для будущего доклада! Пожалуйста!
Заранее спасибо.

Спокойной плазмы!                                       Алла, молчаливый глюк

--- Без Alex жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Благоприятно иметь, куда выступить (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Срд 11 Апр 01 10:28
 To   : Dmitry Ermolaev                                     Чтв 12 Апр 01 17:15
 Subj : Хауэлл-132: Библиография. Ух ты, уже последний кусок?!

Конничива, Dmitry-сан!

Вы, Dmitry Ermolaev, как-то писали, что...

 DE> А вот выложил бы какой-нибудь добрый человек все Аллины переводы в
 DE> Интернете... На сайте НИИЧАВО, например... 8-)

А что? Если таковой человек найдется - пожалуйста.

 DE> 2 Алла: спасибо вам за них большое!

И вам всегда пожалуйста!

Засим разрешите откланяться                             Алла, молчаливый глюк

--- Дубль+/W32 1.1.1.2, сложный, многопрограммный, самообучающийся
 * Origin: Когда настанет восьмая луна, будет несчастье (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Срд 11 Апр 01 10:32
 To   : All                                                 Чтв 12 Апр 01 17:15
 Subj : Сувин-3

Простите за беспокойство, All, но...

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
2
Диалектика невинности и познания, утопической этики и исторических препятствий
на пути к ее воцарению обеспечивает основное напряжение и пафос творчества
Стругацких. На второй его стадии они подошли к обретению правильной формы для
этой диалектики. Черные горизонты истории, где рабство идет рука об руку с
высокой технологией, появляются в повести "Попытка к бегству", хотя единственно
как исключение (окраинная планета) в утопическом мироздании первой стадии. В
этом произведении Стругацкие все еще обороняют свою новую задачу. Даже
стилистически оно где-то на полпути между осторожным реализмом
экстраполирующе-утопического цикла и новой иносказательной формой, так что оно
читается как первый набросок к "Трудно быть богом". Главный герой, бежавший из
нацистского концлагеря, и парадоксальное общество даже менее мотивированы, чем
марктвеновский янки в Камелоте. Тем не менее, эта повесть вводит первый,
"полностью оперившийся" конфликт утопической невинности с опытом ХХ века, вместе
с высокоэффективным устройством, найденным главным героем в тупике истории.
Первые шедевры Стругацких - повесть "Далекая Радуга" и роман "Трудно быть
богом". В них обоих экстраполяция уступает место четко сфокусированным
аналогическим или иносказательным моделям зрелой НФ. В них обоих утопическая
этика подвергается испытанию антиутопической тьмой, нечеловеческой силой
разрушения, которой невозможно противостоять. На маленькой планете Далекая
Радуга эта сила предстает в облике физического явления - Черной Волны,
разрушающей все веселое сообщество творцов-экспериментаторов. Почти все
уцелевшие герои первого цикла погибают там; только дети и таинственный
бессмертный человекоробот Камилл, воплощающий кассандровский одинокий и
бессильный Разум, спасаются, чтобы нести дальше неутолимую человеческую надежду
и жажду познания. Примитивная сила, выпущенная из-под контроля веселыми
исследователями и уничтожающая их, выглядит уместной и в простом тексте
повествования, и в притче о цене исторического прогресса.
Конфликт воинствующего мещанства, глупости и социопсихологической энтропии с
утопическими идеями коммунизма встречается - не в "космических" несчастьях, а
прямо внутри истории (и потому с более богатыми и трудными последствиями) в
"Трудно быть богом" - очень удачном варианте исторического романа в духе Скотта
или Дюма. Герой - один из нескольких эмиссаров Института экспериментальной
истории с бесклассовой Земли на феодальной планете. Он заслан туда под видом
местного дворянина, со строгими инструкциями: наблюдать, но не вмешиваться, его
тренировали приспосабливаться к местным условиям жизни - смеси средневековой
Европы и Японии - во всех деталях: от языка до гигиены, за исключением его
убеждений. Впрочем, футурологическая "партийная линия" Института, базисная
теория феодализма, предусматривавшая для этой планеты медленный линейный
прогресс, оказалась неверной. Противостояние этики и истории взрывается, когда
главный герой встречается с регрессом к организованному обскурантизму, ведущему
к уничтожению всех поэтов, ученых, врачей и прочих носителей человеческих
ценностей и разума в королевстве Арканар и достигающему кульминации к моменту
убийства его подруги. Как и в повести "Далекая Радуга", ставится проблема
встречи с непредвиденным, пагубным поворотом истории, изображенная очень
правдоподобно (с помощью живого воспроизведения обычаев и образа жизни
арканарцев, равно как и психологии героя), и она остается с реалистически
открытым финалом.
"Трудно быть богом" относится к Bildungsroman, где читатель вместе с главным
героем постигает природу мучительного конфликта между утопическими человеческими
ценностями - всегда являющихся для Стругацких путеводной звездой - и ужасающим
давлением массового эгоизма, подчиненности мелким страстишкам и конформизма. Под
этим давлением большинство людей поворачиваются к религиозному фанатизму,
массовым убийствам или апатии. Результат напоминает худшие черты сталинизма
("дело врачей", срежиссированные убеждения, переписывание истории для
восхваления нынешнего правителя) и нацизма (штурмовики, погромы, ночь длинных
ножей). Дух восстания бессмертен - как у вождя повстанцев Араты, - но он
вынужден бороться со всепроникающей исторической инертностью. Внешнее
вмешательство не может освободить людей без появления новой - благожелательной -
диктатуры: земные "боги" по этическим соображениям не могут действовать, а по
историческим законам они бессильны действовать. Истинный враг - внутри каждого
человека: рабство и разум, ограниченная классовая психология и базовая
реальность бесклассового будущего все еще сражаются, все еще находятся в
противостоянии, подобном ситуации с Великим Инквизитором у Достоевского. Зрелое
творчество Стругацких поддерживает утопическое неприятие "страшных призраков
прошлого" и веру в необходимость гуманного будущего, но оно также и напоминает,
о поражениях, понесенных гуманизмом с момента расцвета утопизма в конце 1920-х.
Таким образом, с этого времени их творчество обращается - с помощью НФ в стиле
Уэллса, Лондона и других - к опасностям социального регресса: это вопросы без
своевременных ответов, бремя свидетельствования, "яростный памфлет, направленный
против тирании, насилия, равнодушия, против мещанства, из которого произрастает
диктатура" (Ревич). Даже более того, это значащее изображение трагической
утопической деятельности, во многом родственной этико-историософскому
(geschichtsphilosophisch) видению Хемингуэя и поэтов - например, Брехта
(дилемма, стоящая перед главным героем в этом ром
не, лишь немного отличается от таковой в "Принятых мерах" - "The Measures
Taken"), Окуджавы или Вознесенского. Не удивительно, что роман стал в СССР
наиболее популярным HФ произведением.
"Хищные вещи века" возвращают читателя к предшествующему миру раннего цикла, с
которым данный роман объединяет фигура главного героя - советского космонавта,
ставшего агентом секретной службы ООH. Его задание - выяснить, что представляет
зловещее новое поветрие в Стране Дураков - демилитаризованном капиталистическом
государстве с высоким уровнем благосостояния - в мире, где доминирует социализм:
выясняется, что это - вызывающая привыкание стимуляция центров удовольствия в
мозгу, порожденная социальной деморализацией и поддерживающая ее. Роман -
нерешительная попытка более внимательно рассмотреть земные исторические тупики,
но его фокус затуманен. Страна Дураков - сочетание осовремененных США, описанных
Хемингуэем, Раймондом Чандлером или гангстерскими фильмами, с фольклорным
"тридевятым царством". Хотя государство сильно и энергично, оно не являлось
объектом конкретной социополитической критики - на что не замедлили указать
некоторые советские критики, не было оно и описано достаточно общо, чтобы можно
было говорить об иносказательной социофилософской модели государства массового
благосостояния. "Трудно быть богом" остается, таким образом, со своим четким и
исторически ярким, хотя и достаточно отстраненным местом действия, со смешением
средневековья и XX-XXI веков, общих и частных мнений (очевидных даже в эпиграфах
из Абеляра и Хемингуэя), наивысшей моделью творчества Стругацких до 1965 года.
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Жду ответа, как соловей лета                            Алла, молчаливый глюк

--- Письмо неясного содержания, написанное с помощью GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: И дрожащий от ужаса жасмин у виска... (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Срд 11 Апр 01 22:30
 To   : All                                                 Чтв 12 Апр 01 17:15
 Subj : Новость не совсем тьмускорпионская...

  i, All!
Стругацкий Б. Борис Стругацкий: "Увеличим количество радости во Вселенной!" /
Беседовал В.Лаpионов // Книж. обозрение (М.). - 2001. - 9 апp. - (  15). - С.21.
PS. Сканер все еще не сканит, поэтому текст интервью не пpивожу...
PPS. 2БВИ. Газета закуплена в количестве шести экземпляpов. Вышлю.
Когда-нибудь...

В таком вот аксепте                                     Алла, молчаливый глюк

--- На сто пятнадцатом прыжке в компьютер впорхнул GoldEd/W32 1.1.1.2
 * Origin: В странствии стойкость - к счастью (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Срд 11 Апр 01 22:56
 To   : All                                                 Чтв 12 Апр 01 17:15
 Subj : Тьмускорпионская новость

Здравствуйте, All!
"Услышав из уст Станислава Мешавкина, легендарного редактора журнала "Уральский
следопыт", вокруг которого варилась и ваpится фестивальная "каша", - услышав
длинный и славный перечень лауреатов прошлых лет (Стругацкие, Ларионова,
Гансовский, Другаль, Булычев, Шефнеp...), Марина [Дяченко] растроганно сказала,
что такая пpемия - не просто честь, но и ответственность, что они с супругом и
врпедь будут стаpаться держать маpку."
    Ройфе А. Двадцать лет спустя // Книж. обозрение (М.). - 2001. - 9 апp. (
15). - С.21.

Засим низко кланяюсь                                    Алла, молчаливый глюк

--- Без All жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Почти достигнешь воды, но еще не хватит веревки для (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Срд 11 Апр 01 23:26
 To   : All                                                 Чтв 12 Апр 01 17:15
 Subj : Тьмускорпионская новость от Бромберга

Пpивeт, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Источник:
Санкт-Петербургские ведомости
Дата:
27.01.2000
Заголовок:
09.00 Хроники застывшего времени
Автор:
Павел ВИНОГРАДОВ
Текст:
Почтенный жанр автобиографической прозы недавно пополнился. Свой "Автопортрет"
опубликовал питерский писатель Дмитрий Каралис. На слово "питерский" следует
указать особо - книга вполне в русле локальной формы жанра, процветающей в нашем
городе. Один из самых заметных ее представителей - Виктор Конецкий, влияние
которого отчетливо прослеживается в "Автопортрете". Он, кстати, и дал Дмитрию
Каралису путевку в большую литературу.
[...]
Или очевидное отсутствие правки старых дневниковых записей с целью приукрасить
их в соответствии с сегодняшними реалиями. Это порождает у читателя ложное
чувство превосходства, которое, однако, быстро проходит. "Я о Набокове знать не
знал", - пишет автор. "Темнота!" - хочется снисходительно бросить. Потом
смотришь на дату записи: август 1986-го. А ты сам- то тогда читал?.. Набоков и
Набоковский дом (и "Невское время", кстати) появятся в надлежащем месте текста.
Каралис видит на столе у Б. Стругацкого "странный телевизор - с неподвижными
формулами на экране и подведенной к нему клавиатурой". Из какой глухомани этот
Каралис, что компьютера не знает?.. Впрочем, год 1985. А сам ты когда его
впервые увидел?..
[...]
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

В таком вот аксепте                                     Алла, молчаливый глюк

--- Будильник "Дружба" на +/W32 1.1.1.2 камнях
 * Origin: Будет опасность (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladislav Zarya                     2:5020/175.2    Чтв 12 Апр 01 08:02
From: "Vladislav Zarya" <zarya@baikalwave.eu.org>

Приветствую Вас, Vladimir!

Thu Apr 12 2001 01:21, Vladimir Borisov wrote to All:

> [...]
 VB> (про правнука Максима Каммерера), Антона Первушина "При попытке к
 VB> бегству..." (прогрессоры на Сауле). Каково Ваше отношение к этим двум

   Откуда это он узнал? Про повесть Покровского Чертков однажды упоминал -
что она, мол, связана с произведениями Стругацких чисто формально и вообще
почти не фантастика, поэтому он ее не включил. Первушин свою повесть где-то
выкладывал, я помню. А вот где можно найти Покровского?

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Aleksey Komarov                     2:5020/1842.40  Срд 11 Апр 01 21:33
 To   : All                                                 Чтв 12 Апр 01 17:15
 Subj : Жиды Города Питеpа!
           Здоровеньки булы гарный хлопче(-ка)All!

    Вот увидел тут недавно в репертуаре театра на Малой бронной сабжевый
спектакль, в аннотации к которому было прописано что он якобы поставлен по
"Граду обреченному".
Может кто ходил на него? Поделитесь впечатлениями.

73! До Связи!

---
 * Origin: Я уже не ламер - я учусь (2:5020/1842.40)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alex Mustakis                       2:5020/194.125  Чтв 12 Апр 01 08:00
 To   : Vladimir Borisov                                    Чтв 12 Апр 01 17:15
 Subj : Улитка на склоне
Пpиветствyю, Vladimir!

RU.LUDENY (RU.LUDENY), Thu Apr 12 2001, Vladimir Borisov => Alex Mustakis:

 VB> Увидеться -- это тpудно. В Ростов теперь, после смерти тёщи, меня вpяд ли
 VB> занесет. Разве что Вы к нам, следом за облаками...

В Ростов и меня теперь редко заносить будет. Я вообще-то в Киеве обитаю. Разве
вот финобстоятельства позволят мне на какой кон выбpаться...

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alex Mustakis                       2:5020/194.125  Чтв 12 Апр 01 08:38
 To   : Alla Kuznetsova                                     Чтв 12 Апр 01 17:15
 Subj : Улитка на склоне
Пpиветствyю, Alla!

ALEX.INBOUND (RU.LUDENY), Wed Apr 11 2001, Alla Kuznetsova => Alex Mustakis:

 AK> О! Какая мысль! Подарите для будущего доклада! Пожалуйста!
 AK> Заранее спасибо.

Беpите. Расскажете о реакции пораженных глубиной мысли слушателей? ;)))

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alex Mustakis                       2:5020/194.125  Чтв 12 Апр 01 08:45
 To   : Aleksey Komarov                                     Чтв 12 Апр 01 17:15
 Subj : Жиды Города Питеpа!
Пpиветствyю, Aleksey!

RU.LUDENY (RU.LUDENY), Wed Apr 11 2001, Aleksey Komarov => All:

 AK>     Вот увидел тут недавно в репертуаре театра на Малой бронной сабжевый
 AK> спектакль, в аннотации к которому было прописано что он якобы поставлен по
 AK> "Граду обреченному".

Теперь стало ясно, что за город там описан, и кто его население. И почему солнце
так сразу гасло -- при свечах они там сидели!

 From : Sergey Krasnov                      2:5057/19.1     Чтв 12 Апр 01 18:40
 To   : Alla Kuznetsova                                     Птн 13 Апр 01 01:34
 Subj : Улитка на склоне
                         Привет, Alla!
Wednesday 11 April 2001 10:22, Alla Kuznetsova wrote to Alex Mustakis:

 AK> О! Какая мысль! Подарите для будущего доклада! Пожалуйста!
 AK> Заранее спасибо.

Я всегда считал "Улиткy..." книгой не про Лес и Упpавление, а про людей. И пpо
то, что хоpошемy человекy Пеpцy плохо в Управлении и он хочет в Лес. Тyда, где
настоящая жизнь. И она, жизнь, интересна и небессмысленна. А хоpошемy человекy
Кандидy плохо в Лесy...
Проще говоpя "...и не церковь и не кабак".
Это если вам нyжны мысли... Пожалyйста. :)
                                                   ---------------------
                                                                  K.Snov

* Костры можно разводить только в безлесных и безветренных местах.

 From : Sergey Krasnov                      2:5057/19.1     Чтв 12 Апр 01 18:41
 To   : Vladimir Borisov                                    Птн 13 Апр 01 01:34
 Subj : Текстология
                         Привет, Vladimir!
Thursday 12 April 2001 03:08, Vladimir Borisov wrote to Sergey Krasnov:

 VB> Про "человека с pужьём" в книгах АБС?

Помилyйте, Владимир Иваныч!.. Я настолько невоеннный человек, что даже не знаю
как ответить. Пpидyмал.
НИКАК HЕТ! Про "человека с pужьём" в книгах АБС y меня мыслей не было.
Вот "АБС и А.С. Пyшкин" -- это да! Hо. Слаб. И ленив.
                                                   ---------------------
                                                                  K.Snov
ps С дpyгой стороны сpочнyю слyжбy я закончил в чине ефpейтоpа. :)

* "Не мог он ямба от хорея как мы не били..." *

 From : Alexander Zhiltoukhin               2:465/92.12     Птн 13 Апр 01 01:26
 To   : Alex Mustakis                                       Птн 13 Апр 01 06:51
 Subj : ### Ответы БНС в off-line интервью
               Солнышка, Alex!
07.04.01, 09:12 You - to Alexander Zhiltoukhin:

    ---scorched-------
AM> А какие другие пункты?
    Не знаю. Должны же они быть. Или - "нет никакого Северного Архипелага"?

    --- "" ----
AM> Я читал "Затворника и Шестипалого" не один раз. И эту вещь я как pаз
AM> считаю нехарактерной для Пелевина. В ней он превзошел самого себя,
AM> возможно даже, для себя совсем неожиданно. Впрочем, если учесть, что это
AM> одна из ранних его вещей...
   то можно предположить, что он добр - изначально, а возрастание
   доли "яда" в его последующих работах - нечто вроде проявляющегося
   все более изображения Горгоны Медузы в персеевом щите.
   Не каменеет, скотина новорусская, вот в чем проблема!

AM> О ужас. Ну какой же я люден? Во мне все "человеческое, слишком
AM> человеческое". Я просто снежный человек Федя, который не понимает
AM> человеческих умолчаний, верит в сказанное и честно пытается найти ответы
AM> на вопросы выше своего pазумения...
    Люден - от слова "людяный" - человечный по-украински. :)

   ---- "" ----
AM> Наверное, Пелевин просто хорошо вписался в твое мировоззрение, открыл
AM> глаза на мир или создал такую иллюзию (последнее более веpоятно).
    Мое мировоззрение... в общем-то коммунистическое.
    Пелевин "виновен" тут значительно менее, чем АБС.

AM> Если  сравнивать с водкой, то Пелевин, конечно, намного милее ;)))
    "Милее водки" - так говорил Бриссенден из "Мартина Идена".

AM> А ты читал "Чайку Джонатан Ливингстон" Ричарда Баха? Очень многие
AM> пpоводят пpямую параллель между этим произведением и ЗиШ. О том же, но
AM> без яда.
    Я открыл ее... и потом - закрыл. Там, кроме "яда", еще многого не
    хватает. На мой вкус, конечно.

    Спасибо за понимание

               - Alexander.

 * Origin: Gossip fault oranges. (Fidonet 2:465/92.12)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Чтв 12 Апр 01 09:03
 To   : Paul Kurchatov                                      Птн 13 Апр 01 15:48
 Subj : "Массаракш": (введение в ксенологию)

Товарищ Kurchatov, разрешите обратиться!?

При реакции письма Paul Kurchatov к Alla Kuznetsova с моим сознанием в
нерастворимый осадок выпало следующее:

 PK> Если поеду, то обязательно расскажу...

Буду с нетерпением ждать.

Такие вот дела                                          Алла, молчаливый глюк

--- Жуткое додревнее заклинание: GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Владея правдой, будь нелицеприятен и строг (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Чтв 12 Апр 01 09:04
 To   : Vladimir Borisov                                    Птн 13 Апр 01 15:48
 Subj : Хауэлл-132: Библиография. Ух ты, уже последний кусок?!

Конничива, Vladimir-сан!

Письмо от Vladimir Borisov к Alla Kuznetsova, добавленное 12 Апр 01 к мировой
ноосфере, вызвало у меня следующий резонанс:

 VB> Да, конечно, я и имел в виду е-майл: sauron@shans.khakassia.ru или
 VB> bvi@rusf.ru.

Спасибо. Только они уже на дискетках поехали... Не доедут - тогда по e-mail
пpидется...

C yвaжeниeм,                                            Алла, молчаливый глюк

--- Дубль+/W32 1.1.1.2, сложный, многопрограммный, самообучающийся
 * Origin: Ничего благоприятного (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Чтв 12 Апр 01 09:06
 To   : All                                                 Птн 13 Апр 01 15:48
 Subj : Сувин-4

Здравия желаю, товарищ All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
3
Поскольку явная критика ситуаций, находящихся ближе к реальности, нежели "тысяча
лет и тысяча парсеков до Земли", оз-начала бы (наряду с прочими социологическими
последствиями) оставление жанра НФ и его читателей, Стругацкие избрали вто-рой
возможный путь форму притчи, похожей на сказку, со все увеличивающимися
сатирическими оттенками. Третья стадия их творчества, отличающаяся от
предыдущих, отмеченная ростом четкости и широты отсылок, характеризуется
различными экспе-риментами, изменениями формы и аудитории - от подростков до
наиболее умудренных читателей.
Знак формального мастерства, соединенного, возможно, с некоторым социологическим
замешательством, может быть уви-ден в изменении главного героя Стругацких. К
этой стадии он превратился в выразителя основной точки зрения. Как правило он,
подобно вольтеровскому Кандиду, обладает наивным взгля-дом на все более
отчужденный и дисгармоничный мир, но он отягощен дополнительной проблемой XX
века - как понять смысл событий, происходящих в массовом обществе, в котором
установлена монополия на распространение информации. Это вызывает беспокойство,
как в романе "Улитка на склоне", или стремление к деятельности, как в романе
"Обитаемый остров", или смешение этих двух реакций, как в романе "Сказка о
Трой-ке". В повести "Второе нашествие марсиан", впрочем, главный герой, столь же
неискушенный, как и Кандид, счастлив в своем конформистском невежестве. Марсиане
для вторжения больше не нуждаются ни в тепловых лучах, описанных Уэллсом, ни в
ядо-витых газах - только в местных предателях, коррупции и отсут-ствии
информации. Как приличествует одномерной эпохе, бедст-вие смутно и от того еще
более убедительно и пугающе. Все пове-ствование - tour-de-force для
идентификации языка и кругозора мелких буржуа, почти незаметных шагов, ведущих
по склону квислингизма. Это "гротеск, который выражается не в стиле, а в точке
зрения" (Бритиков). Стилистически - это одно из наивыс-ших достижений
Стругацких, наряду с "Трудно быть богом" и первой частью романа "Улитка на
склоне".
Если "Второе нашествие марсиан" было в русле традиций Вольтера или Свифта, то
беспокойство двух главных героев в ро-мане "Улитка на склоне" (одного из них
зовут Кандид) - скорее, кафкианское. Видимое мироздание уменьшилось до размеров
фантастического болотистого леса - традиционное российское противопоставление
цивилизации неотчетливо видится сквозь мучительную борьбу героев за понимание. В
двух частях книги Лес виден глазами червя и глазами птицы; это - многозначащий
символ с тягучим замедленным временем кошмаров, чьи полу-промелькнувшие
"неприятные секреты и страшные загадки" оз-начают людей, будущее,
квази-этатистскую силу микрокосма и т.д. Поток сознания Кандида противопоставлен
деревенской речи его окружения, архаическим народным образам и идиомам,
раз-дражающе повторяющимся и монотонным, как вся их жизнь. Hе-хватка информации
и невозможность обобщений, "сонный, рас-тительный образ жизни" группы, выпавшей
их истории и под-верженной воздействию неизвестных разрушительных сил
ис-черпывающе это выражает. Во второй половине книги взгляд из Леса заменяется
взглядом из внешнего Управления по делам Ле-са, бюрократического чудовища с
невидимым директором, Груп-пой Искоренения и т.д. В финалах обеих частей главные
герои отказываются от предыдущих идеалов: один отвергает внемо-ральный прогресс,
рассматривающий людей, как подопытных животных, а второй - свою романтическую
тягу к Лесу. Хотя вторая часть (опубликованная только в журнале "Байкал" в 1968
году) выглядит несколько перегруженной, книга в целом нахо-дится в ряду наиболее
интересных произведений Стругацких, а часть "Кандид" - самодостаточная жемчужина
современной рос-сийской литературы.
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Cчacтливo                                               Алла, молчаливый глюк

--- Без All жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: В круговороте дня трижды принимать подданных (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Чтв 12 Апр 01 09:06
 To   : All                                                 Птн 13 Апр 01 15:48
 Subj : Тьмускорпионская новость

Пpивeт тeбe, All!
"По сюжету, наши Славные Подруги в один прекрасный (а для мужчин - ужасный) день
обнаружили в себе способность к телепортации, то есть к перемещанию в реальном
пространстве путем временного выхода в гиперпространство (в книге оно именуется
Вязким миром).
[...]
Хотя главный персонаж, Эрвин, в своей прежней жизни был тайным советником
президента (что-то вроде нашего Глеба Павловского), ему сочувствуешь. Чтобы
симпатии к Эрвину окрепли, автор даже породнил его со сталкером Рэдриком
Шухартом из "Пикника на обочине" Стругацких. Герой, обладая живым и одновременно
аналитическим умом, переигрывает уголовного мачо и остается в живых. Тут бы
поpадоваться, но... Шибко умные писателю не надобны, надобны веpные.
[...]"
    Арбитман Р. По феминному полю: [Рец. на кн.: Громов А. Тысяча и обин день:
Роман; Вычислитель: Повесть. - М.: АСТ, 2001.] // Книж. обозрение (М.). - 2001.
- 9 апp. - С.21.

C yвaжeниeм,                                            Алла, молчаливый глюк

--- Я большой глюк. Очень большой глюк. Размером в +/W32 1.1.1.2 GoldEdа.
 * Origin: Стойкость - к счастью (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Чтв 12 Апр 01 09:13
 To   : All                                                 Птн 13 Апр 01 15:48
[...]

Дата:
28.06.2000
Заголовок:
09.00 Кто расписался на золотом шаре
Автор:
Илья ФОНЯКОВ
Текст:
 В Доме журналиста состоялась церемония вручения литературной премии имени
Аркадия и Бориса Стругацких (АБС-премии-2000) "Премия вручается за лучшее
фантастическое произведение года, причем под фантастическим понимается любое
произведение, в котором автор в качестве художественного сюжетообразующего
приема использует элементы невероятного, невозможного, небывалого", - говорится
в Положении об этой премии, учрежденной год назад Центром современной литературы
и книги в Петербурге.
Лауреатом Общенациональной литературной премии имени Аркадия и Бориса Стругацких
в номинации "Художественная литература" (в этом году она присуждалась во второй
раз) стал писатель из Волгограда Сергей Синякин - автор повести "Монах на краю
земли".
- Имя это сравнительно новое, - говорит Б. Стругацкий, - по профессии Синякин
работник милиции, но как литератор устремился не в детективщики, а в фантасты,
обнаружив незаурядную выдумку и живое воображение. Сюжет оригинален и неожидан.
Может быть, не все помнят сегодня трагическую довоенную историю с гибелью
советского стратостата "Осоавиахим-1". По версии автора этот летательный аппарат
попросту разбился о хрустальный купол, накрывающий плоскую Землю - верной
оказалась не коперниковская модель мироздания, даже не птолемеевская, а еще
более древняя! Но это открытие пришлось не ко двору земным властителям, оно было
строжайшим образом засекречено, вокруг тайны развернулась нешуточная борьба,
которая и составляет сюжетный стержень этого ярко написанного произведения.
Лауреату премии предоставляется право расписаться на золотом шаре, выставленном
тут же, на сцене. В нынешнем году такой чести, наряду с Сергеем Синякиным, был
удостоен известный писатель Кир Булычев, создавший нечто вроде
автобиографической повести-эссе "Как стать фантастом".

[...]

 * Origin: Царь приближается к нему (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alex Mustakis                       2:5020/194.125  Птн 13 Апр 01 07:26
 To   : Alexander Zhiltoukhin                               Птн 13 Апр 01 15:48
 Subj : ### Ответы БНС в off-line интервью
Пpиветствyю, Alexander!

ALEX.INBOUND (RU.LUDENY), Fri Apr 13 2001, Alexander Zhiltoukhin => Alex
Mustakis:

 AZ>     Люден - от слова "людяный" - человечный по-украински. :)

Что на диалекты всяческие пpивлекать? ;))))  Сказано же -- анаграмма слова
"нелюдь"...

Да и вообще, уволили меня, теперь тут вольноотпущенный...

 AZ>     "Милее водки" - так говорил Бриссенден из "Мартина Идена".

Ну а что именно это сравнение запомнилось? То ли атуально, то ли...

 AZ>     Я открыл ее... и потом - закрыл. Там, кроме "яда", еще многого не
 AZ>     хватает.

"Критического подхода к реальности", да?

 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Птн 13 Апр 01 15:03
 To   : Alla Kuznetsova                                     Пон 16 Апр 01 13:00
 Subj : Дополнение к "Суете вокруг Стругацких, версия 3.00" А. Лапудева
       БВИ вновь с Вами, Alla!

     11.04.29: Alla Kuznetsova --> Vladimir Borisov:

> [...]
 AK> поe-mail жeлaющим? Boт Aндpeй Козелко пpосил... И, пожалуйста,
 AK> напишите, когда бандероль пpидет. Заранее спасибо.

Хорошо, спасибо! Если есть ещё желающие получить перевод Хауэлл по е-майлу,
пишите.

                                                            Wlad.
--- Buen retiro 2.51.A0901+
 * Origin: Лишь совесть разбудил, она меня загpызла!.. (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Птн 13 Апр 01 15:04
 To   : Vladislav Zarya                                     Пон 16 Апр 01 13:00
 Subj : ### Ответы БНС в off-line интервью
       БВИ вновь с Вами, Vladislav!

     12.04.29: Vladislav Zarya --> Vladimir Borisov:

> [...]
 VZ> формально и вообще почти не фантастика, поэтому он ее не включил.
 VZ> Первушин свою повесть где-то выкладывал, я помню. А вот где можно

Я знаю, что для какого-то сборника Соболев сейчас готовил библиографию
Покровского. Может быть, узнал от самого автоpа? Пеpвушинская была в ФИДО
когда-то давно. А Покpовского я не видел.

                                                            Wlad.
--- Алдан-3 2.51.A0901+
 * Origin: Пошто ты бояpыню обидел, смеpд? (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Птн 13 Апр 01 15:05
 To   : Alex Mustakis                                       Пон 16 Апр 01 13:00
 Subj : Улитка на склоне
       БВИ вновь с Вами, Alex!

     12.04.29: Alex Mustakis --> Vladimir Borisov:

 AM> В Ростов и меня теперь редко заносить будет. Я вообще-то в Киеве
 AM> обитаю. Разве вот финобстоятельства позволят мне на какой кон
 AM> выбpаться...

Понятно. У меня этот год намечен свободным от конов. А там -- дожить сначала
надо...

                                                            Wlad.
--- Чеширский кот 2.51.A0901+
 * Origin: Молчите, пpоклятые книги! Я вас не писал никогда! (2:5007/1.45)