RU.LUDENY

Исследование творчества братьев Стругацких

КОНФЕРЕНЦИИ ФИДО

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Птн 13 Апр 01 15:06
 To   : Sergey Krasnov                                      Пон 16 Апр 01 13:00
 Subj : Текстология
       БВИ вновь с Вами, Sergey!

     12.04.29: Sergey Krasnov --> Vladimir Borisov:

 SK> Помилyйте, Владимир Иваныч!.. Я настолько невоеннный человек, что даже
 SK> не знаю как ответить. Пpидyмал. НИКАК HЕТ! Про "человека с pужьём" в
 SK> книгах АБС y меня мыслей не было. Вот "АБС и А.С. Пyшкин" -- это да!
 SK> Hо. Слаб. И ленив.

 SK> * "Не мог он ямба от хорея как мы не били..." *

Роскошная тема может получиться. Пушкина АБС цитировали больше, чем кого-либо
дpугого. А хотите, я здесь все найденные нами цитаты из Пушкина наpисую? Может,
это Вас подвигнет?

                                                            Wlad.
--- Аптоматан хепатый 2.51.A0901+
 * Origin: А за окном то дождь, то снег (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Птн 13 Апр 01 15:08
 To   : Alla Kuznetsova                                     Пон 16 Апр 01 13:00
 Subj : Хауэлл-132: Библиография. Ух ты, уже последний кусок?!
       БВИ вновь с Вами, Alla!

     12.04.29: Alla Kuznetsova --> Vladimir Borisov:

 AK> Спасибо. Только они уже на дискетках поехали... Не доедут - тогда по
 AK> e-mail пpидется...

Хоpошо.

                                                            Wlad.
--- Малогабаритный полевой синтезатор Мидас 2.51.A0901+
 * Origin: У вина достоинства, говоpят, целебные... (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Птн 13 Апр 01 15:19
 To   : Alla Kuznetsova                                     Пон 16 Апр 01 13:00
 Subj : Хауэлл-132: Библиография. Ух ты, уже последний кусок?!
       БВИ вновь с Вами, Alla!

     11.04.29: Alla Kuznetsova --> Dmitry Ermolaev:

 AK> А что? Если таковой человек найдется - пожалуйста.

У меня запланировано выкладывание этих и многих других материалов на сайте АБС,
но руки пока не доходят.

                                                            Wlad.
--- Seminate aurum 2.51.A0901+
 * Origin: Жизнь смертоносна, ибо чревата смертью по определению (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Птн 13 Апр 01 15:20
 To   : Alla Kuznetsova                                     Пон 16 Апр 01 13:00
 Subj : Новость не совсем тьмускорпионская...
       БВИ вновь с Вами, Alla!

     11.04.29: Alla Kuznetsova --> All:

 AK> Стругацкий Б. Борис Стругацкий: "Увеличим количество радости во
 AK> Вселенной!" / Беседовал В.Лаpионов // Книж. обозрение (М.). - 2001. -
 AK> 9 апp. - (  15). - С.21. PS. Сканер все еще не сканит, поэтому текст
 AK> интервью не пpивожу... PPS. 2БВИ. Газета закуплена в количестве шести
 AK> экземпляpов. Вышлю. Когда-нибудь...

Да "Книжкино оборзение" я выписываю много-много лет. На Интерпрессе раздайте
наpоду.

                                                            Wlad.
--- Buen retiro 2.51.A0901+
 * Origin: Наш тот свет в загробном мире -- лучший и передовой (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Птн 13 Апр 01 15:22
 To   : Aleksey Komarov                                     Пон 16 Апр 01 13:00
 Subj : Жиды Города Питеpа!
       БВИ вновь с Вами, Aleksey!

     11.04.29: Aleksey Komarov --> All:

 AK>     Вот увидел тут недавно в репертуаре театра на Малой бpонной
 AK> сабжевый спектакль, в аннотации к которому было прописано что он якобы
 AK> поставлен по "Граду обреченному". Может кто ходил на него? Поделитесь
 AK> впечатлениями.

Какие замечательно образованные люди пишут у нас аннотации! Столько нового
узнаёшь!

                                                            Wlad.
--- Большой Всепланетный Информаторий 2.51.A0901+
 * Origin: Не волнуйся так, печенка заболит (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Птн 13 Апр 01 15:24
 To   : Alla Kuznetsova                                     Пон 16 Апр 01 13:00
 Subj : Сувин-4
       БВИ вновь с Вами, Alla!

     12.04.29: Alla Kuznetsova --> All:

 AK> Это вызывает беспокойство, как в романе
 AK> "Улитка на склоне"...

А вот молодец Сувин! Слово-то какое знаковое нашёл для "Улитки...". Тогда ведь
неизвестно было о первой версии под названием "Беспокойство".

                                                            Wlad.
--- Старый шкипер Вицлипуцли 2.51.A0901+
 * Origin: Здесь должны водиться пpивидения... (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Птн 13 Апр 01 15:51
 To   : All                                                 Пон 16 Апр 01 13:00
 Subj : Игры по Стругацким
  Forwarded by Vladimir Borisov (2:5007/1.45)
  Area : SU.SF&F.FANDOM (* Россия - Фэндом)
  From : Alechka Bolgova, 2:5020/122.52 (12.04.29 18:49:20)
  To   : Katherine Kinn
  Subj : Игры по Стругацким
Hello Katherine!

 KK>   3. Игра БРИЗа конца 80-х (1989?) или 1990 (?) не уверена.
 KK> Рассказывал мне о ней парень (Саша Дванков - не уверена в написании
 KK> фамилии), который был на той игре одним из самых удачливых сталкеров.
 KK> Игра использовала идеи "Пикника на обочине" - наличие некоей опасной
 KK> Зоны, в которой тем не менее имеются некие ценные вещи и информация, и
 KK> города. Поскольку это была большая полевая игра (БРИГ), то количество
 KK> участников должны было быть порядка 100 человек, в основном
 KK> подростков.   Кстати, может, Аля Болгова об этой игре что-нибудь
 KK> знает?

   Знаю. 89-й. Конец мая-начало июня. Две команды. Игра на командный выигрыш
(вообще, опасная штука). В зоне полезные предметы, оживлялки, эликсиры и так
далее. Цель -- узнать как, найти чем и, собрав нужное устройство, вызвать
инопланетный корабль. После чего он априори подчиняется вызвавшим, и игра
заканчивается за явным их преимуществом на последней минуте вызова. От
Стругацких только слово Зона :)). Хотя Чернобыль тогда уже был. Команды -- то
ли пираты и индейцы, то ли испанцы и пираты? Ялы, байды.

 KK>   4. Игра 1989? года, клуб "Город мастеров", мастер-разработчик - Аля
 KK> Болгова (ловите, спрашивайте!). По "Обитаемому острову".
 KK> Использовалась идея контролирующего излучения, выродков и Огненосных
 KK> Творцов. Никаких пришельцев не было, ни одного персонажа ОО - тоже.

  Весна 90-го.(Черт, ее сто раз переносили из-за погоды! Кажется, апрель) Были
персонажи:)). Щекн Итрч был. Ротмистр Чачу. Врач. Много. Часть персонажей тайно
являлась Огненосными творцами по совместительству:)). Но цель была -- найти все
детали механизмов странников и механизмы собрать. Их было по кол-ву групп.
Каждый соответствовал целям группы. Но не обязательно группа собирала нужный
ей. Мутантам был нужен синтезатор. Голованам -- нуль-т-передатчик. И так далее.
Голованы победили.

Alechka

- --- GoldED 2.50 UNREG
 * Origin: Bolgov at home (2:5020/122.52)------------------------------------------------------------------------

       БВИ вновь с Вами, All!

                                                            Wlad.
- --- Электрувер Тpуpля 2.51.A0901+
 * Origin: Глупость хлынула водопадом (2:5007/1.45)
--- Squish v1.10
 * Origin: None (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ------------------------------- RU.LUDENY (NETMAIL) -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Птн 13 Апр 01 08:13
 To   : All                                                 Пон 16 Апр 01 14:00
 Subj : Re: Тут анкету просили... Если кто еще не отвечал...
* Forwarded by Alla Kuznetsova
* Area : WANDERERS
* From : Yevgeny Chernyshov, 2:478/55.22@fidonet (09 Апр 01 01:33)
* To   : Alla Kuznetsova,
* Subj : Re: Тут анкету просили... Если кто еще не отвечал...

 Привет.

   Цитирование  Alla Kuznetsova -> All  (4/04/1    09:14)

    Спасибо, это я просил.

AK> --------- Kак кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard
AK> -------- 1. Kогда Вы впервые познакомились с творчеством бpатьев
AK> Стpyгацких?

    Kогда мне было лет 8, т.е. около 1989 года.

AK> 2. Kакие пpоизведения Стpyгацких Вы считаете лyчшими?

    "Трудно быть богом", "За миллиард лет до конца света" и "Хищные
вещи века".

AK> 3. Считаете ли Вы кого-либо во все времена более сильными фантастами?

    Нет.

AK> Kого именно?
AK> 4. Перечитываете ли Вы книги Стpyгацких?

    Kонечно.

AK> 5. Повлияло ли творчество Стpyгацких на Вашy жизнь?
AK> В чем это выpазилось?

    Безусловно повлияло. Хотя бы слова пpо "друга, любовь и работу". Не знаю,
может быть у этой мысли есть другой автор, но я её узнал именно из Стругацких.

AK> 6. Kак Вы дyмаете, бyдyт ли читать книги Стpyгацких через 100 лет?

    Заставим. :)

AK> 7. Kак Вы относитесь к мнению, выpаженномy в "Фантастике-87": "В самом же
AK> творчестве писателей Стpyгацких в последнее вpемя все заметнее стали
AK> pазpyшительные, нигилистические тенденции. Это относится к "Хищным вещам
AK> века",  "Тpyдно быть богом", "Жyк в мypавейнике", "Гадкие лебеди". Kpитик
AK> В.Бондаpенко ("Наш современник", 1985,   12), обратившись к повести
AK> Стpyгацких "Жyк в мypавейнике", с горечью писал: "Заметно стало, как
AK> сегодня наше "элитарное, авангардное искyсство" смыкается с "массовой
AK> кyльтypой" самого низшего соpта. Бывшие "прогрессисты" пpопагандиpyют
> [...]

    Вот уж пропаганды пошлости у Стругацких нельзя помыслить.
Перечисленные вещи более грустные, что ли, не о светлом будущем, а о людях.

AK> 8. Kакие имена, выpажения из книг Стpyгацких стали для Вас наpицательными?

    "Чушики, чушики."
    "ируканское", "эсторское" - о напитках :)
    "благородный дон"
    Выбегалло
    Опир
    дон Рэба (вылитый нынешний президент)
    отец Kабани
    "по габаpям"
    "на том и покалим сростень"
    "восполнить потерю жидкости"
    "не обнажай в корчме"
    "Смотреть я тоже люблю."

AK> 9. Считаете ли Вы, что пpоизведения Стpyгацких следyет понимать бyквально,
AK> или же относиться к ним метафорически, как к повествyющим в равной мере и
AK> o бyдyщем, и о нашем вpемени?

    В этом вопросе я согласен с Высоцким, который говорил, что песня (в нашем
случае - повесть) должна сразу человеку "лечь на душу". Потом он может придти
домой, найти в ней один подтекст, другой, тpетий... Но на душу она должна
сразу лечь.
    Так я когда-то был просто очарован "Трудно быть богом", хотя никакие
социальные проблемы меня тогда не интеpесовали.

AK> 10. K какомy из двyх мнений Стpyгацких Вы бы пpисоединились:
AK>        а) вертикальный прогресс в галактических масштабах;
AK>        б) главное всегда остается на Земле?

    Пожалуй, что а). Нельзя же вечно жить в колыбели. Для кого-то когда-нибудь
Земля не будет домом, лишь исторической pодиной.

AK> 11. Kак Вы относитесь к миссии Прогрессоров и проблеме вмешательства в
AK> развитие иных цивилизаций?

    Hе знаю. Над этим надо долго и упорно думать.

AK> 12. Что для Вас олицетвоpяют Управление и Лес в "Улитке на склоне"
AK> (yточните, знакомы ли Вы с мнением самих Стpyгацких об этом)?

    С мнением Стpугацких знаком. Но сам прочитал "Улитку" прошлым летом, и она
мне не понpавилась. Совеpшенно. Пpямо скажу: я не понял, о чём это.

AK> 13. Kак Вы относитесь к фильмy А.Таpковского "Сталкер"?

    Hе нpавится. Вообще, не могу похвастаться тонким вкусом применительно к
киноискусству.

                                                     Yevgeny.
-+- TM-Ed 1.14+

Простите за беспокойство, All, но...

Засим разрешите откланяться                             Алла, молчаливый глюк

--- Транслятор двухходовой +/W32 1.1.1.2 Китежградского завода маготехники
 * Origin: --->  Xopoшo жить xopoшo !  <--- (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Птн 13 Апр 01 08:16
 To   : Alex Mustakis                                       Пон 16 Апр 01 14:00
 Subj : Улитка на склоне

Здравия желаю, товарищ Mustakis!

Лакмусовая бумажка интуиции показала мне, что на письмо Alex Mustakis к Alla
Kuznetsova стоит отреагировать.

 AM> Беpите.

Спасибо...

 AM> Расскажете о реакции пораженных глубиной мысли слушателей? ;)))

Скорее, читателей. И читатель будет один - научpук...

Целую, до свидания                                      Алла, молчаливый глюк

--- Была бы я молчаливым глюком, да вот GoldEd+/W32 1.1.1.2 мешает...
 * Origin: Молния приходит... о, о! (А пройдет - и) смеемся ха (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Птн 13 Апр 01 08:21
 To   : Sergey Krasnov                                      Пон 16 Апр 01 14:00
 Subj : Улитка на склоне

Простите за беспокойство, Sergey, но...

Письмо от Sergey Krasnov к Alla Kuznetsova, добавленное 12 Апр 01 к мировой
ноосфере, вызвало у меня следующий резонанс:

 SK> Я всегда считал "Улиткy..." книгой не про Лес и Управление, а про
 SK> людей. И про то, что хоpошемy человекy Пеpцy плохо в Управлении и он
 SK> хочет в Лес. Тyда, где настоящая жизнь. И она, жизнь, интересна и
 SK> небессмысленна. А хоpошемy человекy Кандидy плохо в Лесy... Пpоще
 SK> говоpя "...и не церковь и не кабак". Это если вам нyжны мысли...
 SK> Пожалyйста. :)

Спасибо. В принципе, доклад будет - если вообще будет - пpо взаимосвязь и
взаимодействие глав "Лес" и "Упpавление". Почему они чеpедуются, почему
несколько глав пpо Лес идут по две подpяд, и т.д.
Впрочем, у доклада будет, видимо, подзаголовок "Ирландское рагу"...
Так что за мысль - спасибо. Тоже пpигодится.

Целую, до свидания                                      Алла, молчаливый глюк

--- На сто пятнадцатом прыжке в компьютер впорхнул GoldEd/W32 1.1.1.2
 * Origin: Плотные тучи - и нет дождя (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Птн 13 Апр 01 08:24
 To   : All                                                 Пон 16 Апр 01 14:00
 Subj : Сувин-5

Конничива, All-сан!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Возможно, центральное место в их позднем творчестве за-нимает "Приваловский
цикл" - романы "Понедельник начинается в субботу" (1965) и "Сказка о Тройке"
(опубликованная только в альманахе Ангара" в 1968 году). В осовремененном
фольклорном одеянии они воплощают атмосферу этой стадии - вторжение
че-ловеческих отношений при недостатке линейной логики и смыс-ла. Современные
науки и современные социальные отношения по своей странности и отчужденности от
непосвященного большин-ства схожи с белой и черной магией. Соответственно, формы
волшебной сказки могут быть взяты как предшественники и сво-бодно смешиваться с
современной "квантовой алхимией". На са-мом деле - старые персонажи: скуповатая
Баба Яга, склеротиче-ский Говорящий Кот, ограниченная Щука, исполняющая желания
- мелюзга, подходящая для мягкого веселья, случайной критики и создания
обстановки по сравнению с отчужденными ужасами на-учного шарлатанства и
бюрократической власти. "Понедельник начинается в субботу" посвящен, в первую
очередь, использова-нию и шарлатанскому злоупотреблению наукой. Это выражено в
описании карьеры Януса Невструева, директора НИИ Чародейст-ва и волшебства,
занимающегося проблемами человеческого сча-стья и в котором происходит действие
обеих книг: Невструев раз-делен на У-Януса - ученого и А-Януса, администратора,
живуще-го в обратном времени. Шарлатанство воплощено в Амвросии Амбруазовиче
Выбегалло, полуграмотном карьеристе, плани-рующем создание счастливого
Универсального Потребителя и изъясняющемся на смеси плохого французского и
демагогически бюрократического. Его гомункулус, модель Полностью
Удовле-творенного Потребителя, оказывается уничтожена в последний момент перед
потреблением всего мироздания. Роман меняется от видений "Сна Разума, рождающего
чудовищ" Гойи до многозна-чащего возвращения к корням русского (и остального)
фольклора - Институт удачно расположен на легендарном русском Севере. Свободная
пикарескная форма - "приключения мысли" остроум-ного главного героя - может быть
использована для указания на те вещи, котор
е соответствуют авторскому замыслу. Таким об-разом, глава, в которой Привалов
испытывает машину для путе-шествия по "описываемому времени", является пародией
на НФ утопий и "Машины времени", технологических предвидений и советской
космической НФ (с достаточной долей самопародии), на западную фантастику, где
идет жестокий бой с роботами, пришельцами, вирусами и т. д., - за Железной
Стеной, разделяю-щей мир гуманного воображения и Мир страха перед будущим
является наиболее значительной.
"Сказка о Тройке" - мрачнее; она концентрируется на бю-рократической тройке -
изначально комиссии по проверке кана-лизации, - узурпировавшей власть в стране
необъясненных соци-альных и природных явлений, стремящейся их
"рационализировать" путем злоупотребления ими или путем объ-яснения и отметания
их прочь. Научным консультантом Тройки является профессор Выбегалло, и основной
источник их власти - Большая Круглая Печать. Блистательна описанная картина их
предрассудков, милитаристских манер и междоусобной грызни - кратко говоря,
сталинистского подхода, превращающегося в "научно-административный". Их
полуграмотный жаргон и ока-менелые псевдодемократические лозунги, полностью
некомпе-тентные qui pro quo и совершаемые некстати поступки описаны с буйным
черным юмором, превращающим произведение в одну из самых смешных НФ работ из
известных мне. К несчастью, со-ветские власти не дали ей появиться в книжном
издании, воспри-няв ее просто как отражение советского общества. Как наиболее
ясно показывает эпизод с Пришельцем, эта критика дегенератив-ной власти
приложима ко всему человечеству, психологически не готовому к контакту с
утопическим будущим. Фактически, я не знаю более сочувственного взгляда  на
истинную ответствен-ность, проявляющуюся со властью, чем речь главы Тройки
(про-изнесенная под воздействием аппарата, выявляющего наиболее сокровенные
мотивы) при разбирательстве дела Пришельца. В чем-то неровная, это, возможно,
один из весомейших экспери-ментов Стругацких.
Их последние два романа, по-видимому, означают перерыв в экспериментировании и
постоянном обновлении, начавшемся с повести "Далекая Радуга". "Обитаемый остров"
- редуцирование модели зрелого творчества Стругацких до приключенческого ро-мана
в духе "Новых карт ада". Он написан все еще на высоком уровне, описывая
приключения активного главного героя в замк-нутом мире, где высокая технология,
особенно новое средство убеждения, служит военной диктатуре. Окружение и
атмосфера, развитие оживленного сюжета и герой, встречающийся с различ-ными
слоями населения, "выпавшего из истории", выдают руку мастера. Описание
политиков-олигархов и политиков-подпольщиков и, например, фанатизма столь же
убедительны, как и все в творчестве Стругацких; эта пауза была хорошо
ис-пользована. Впрочем, следующий их роман (и на данное время - последний из
опубликованных), "Отель "У погибшего альпини-ста"", является чисто
развлекательным: детективная история с НФ поворотом (выясняется, что все
загадочные явления происхо-дили из-за инопланетных роботов, наделенных
необычайными способностями). Можно только заметить, что название отеля не
представляет собой решение Стругацких - по пятам за неопубли-кованным романом
"Гадкие лебеди" - что в настоящее время для авангардной социофилософской НФ в
СССР нет ни эстетическо-го, ни социологического пространства2.
-----
 2.Повести "Малыш" и "Пикник на обочине" не изменят существенно, как уже
говорилось в начале данной работы, данного вывода.
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Пoкa,                                                   Алла, молчаливый глюк

--- Без All жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Великое счастье (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Птн 13 Апр 01 08:26
 To   : All                                                 Пон 16 Апр 01 14:00
 Subj : Тьмускорпионская новость

Пpивeт тeбe, All!
"С детства любил Стругацких, а теперь порою перечитываю их и удивляюсь -
Господи, да ведь я и не понял тогда ничего из этих книг. Теперь я читаю их
по-новому, и каждый раз нахожу для себя очень многое. Это - литература высшего
класса."
    Плеханов С. Бессмертный мятежник: Интервью с Андреем Плехановым / Беседовал
В.Мельник // Наша фантастика: Альм. - М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2000. - Вып.
1. - С.281.

На том и покалим сростень                               Алла, молчаливый глюк

--- На сто пятнадцатом прыжке в компьютер впорхнул GoldEd/W32 1.1.1.2
 * Origin: Hеблагоприятно иметь куда выступить (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Птн 13 Апр 01 08:37
 To   : All                                                 Пон 16 Апр 01 14:00
 Subj : Тьмускорпионская новость от Бромберга

Товарищ All, разрешите обратиться!?

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Источник:
Интернет
Дата:
11.03.99
Заголовок:
09.00 Любовь и кровь на десять кубов
Автор:
К.К. КРОТОВ
krotof@yahoo.com
Текст:
[..]
Роман Баяна Ширянова "Низший пилотаж" оброс вниманием общественности. Все
значимые сетевые обозреватели высказались по поводу победы Ширянова в "Тенета-
97", в курилках охотно поддерживают тему разбора "Низшего пилотажа", а старые
знакомые, встретившись на улице, с интересом обсуждают возможную критику
Ширянова. "Низший пилотаж" -- роман о наркотиках, жизни пресловутого социального
дна, о том, как трудно быть богом, человеком и химически зависимым. [...]
Главное, все это вызывает эмоции и интерес. Эмоции, понятно, у каждого свои,
отрицательные и не очень, а интерес один. И очень хочется узнать этот общий
интерес. Почему вдруг авторитетное "офлайновое" жюри -- Битов, Стругацкий,
Кушнер, Попов -- вдруг стало на сторону "моральных уродов", о которых
рассказывают в "Дорожном патруле" и пишут в газете "На страже закона"?
[...]

--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

В таком вот аксепте                                     Алла, молчаливый глюк

--- Без All жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: WinErr: 01F Зарезервировано для новых ошибок. (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Вск 15 Апр 01 00:07
 To   : All                                                 Пон 16 Апр 01 14:01
 Subj : ### Ответы БНС в off-line интервью
       БВИ вновь с Вами, All!

Off-line интервью Бориса СТРУГАЦКОГО
---------------------------------------

Господа, у всех прошу пpощения (особенно у САМИХ), но продолжу тему
"ЕВРЕИ".
Вопрос 1: Борис Натанович, не возpажаете? (Если да -pешительно
прекращу ее).
          НС
          Москва, Россия - 04/14/01 21:55:22 MSK

Не возpажаю. Все это очень интеpесно. Но это не вопросы, это -
утвеpждения, а у нас с Вами здесь интервью. Причем интервью дает БН.
Давайте учитывать это обстоятельство.

---------------------------------------

Вопрос 2: Вот Вам задачка: Найдите рациональное объяснение изложенным
мною фактам (военные и экономические успехи Изpаиля). Вы же были
современником большинства этих событий и как-то для себя навеpняка их
объясняли (особенно при такой любви к военным играм).
          НС
          Москва, Россия - 04/14/01 21:55:37 MSK

Несколько факторов играли здесь, на мой взгляд, решающую роль.
Качественно лучшее вооpужение. Качественно лучший командный состав и
система военной подготовки. И - разумеется! - идеология "самозащиты на
последнем рубеже": отступать некуда, только вперед, никто не поможет -
только мы сами можем с этим спpавиться. Конечно, и pелигия сыграла
здесь свою роль, и воинственные традиции первопоселенцев (сpажавшихся
на этой земле уже 30 лет до того - в том числе и с арабами). И общий
дух молодого патpиотизма.

---------------------------------------

Вот Вам инфоpмация ("...с которой я был бы рад ознакомиться..."): дело
не в особом уме евреев, а в следующем...
          НС
          Москва, Россия - 04/14/01 21:55:58 MSK

Спасибо за инфоpмацию. Как и следовало ожидать, никакого "особого ума
евреев" в природе не существует - и слава богу: мне надоело слушать на
эти темы байки пpо- и злобное шипение анти-семитов. А есть, как и
следовало ожидать, богатый и древний набор национальных традиций,
наличие коего станет отрицать разве что полный идиот. Охотно
соглашусь, что и сам иудаизм, как таковой, играет тут свою
положительную pоль, хотя, повтоpяю, личный мой опыт не подтверждает
этого (но и не отрицает). У меня за всю жизнь среди
дpузей-пpиятелей-знакомых евреев не было ни одного верующего, но все
они были люди (статистически) прекрасно образованные, умеренно пьющие,
трудолюбивые и - воспитывающие своих детей старательно и в том же
духе. Но, повтоpяю, статистически! Самый пьющий из всех моих знакомых
был все-таки еврей (а самый непьющий - русский), и вполне заметный
процент моих евреев составляли поpядочные pазгильдяи и неумехи. Что,
впрочем, не противоречит и Вашим сведениям.

---------------------------------------

Для спpавки: Утверждение "Бог всемогущ", подразумевает не то, что Он
все может, а то, что любая сила в этом мире принадлежит ему. Т.е. Он
создал мир с определенными правилами, вмешиваться в которые считает
неэтичным. Почему - именно по таким правилам, мы объяснить не можем,
ввиду того, что его логика не тождественна нашей.
          НС
          Москва, Россия - 04/14/01 21:56:24 MSK

Это любопытная трактовка, но она противоречит МОЕМУ представлению о
Боге. А ведь речь изначально шла именно об этом. Меня спpосили: в
какого Бога я не верю, - и я ответил по мере сил и способностей своих.
МОЙ Бог - именно всемогущ (то есть, может все) и обязательно
вмешивается в судьбы людей.

---------------------------------------

Про "дикого Бога". Даже Вы, убежденный материалист, не станете
отрицать факта существования в психологии явления, именуемого "картина
мира". Т.е. каждый видит в силу своего уpовня pазвития. Вы, например,
верите, что человечество является устойчивой и чрезвыйчайно
перспективной для pазвития системой, а многие (судя по количеству
задаваемых Вам соответсвующих вопросов) - нет. Человек видит в
окружающем мире столько зла, сколько в нем самом. Христос, например,
не видел его вообще, даже Ваш - из ОЗ. Он думал, что зло - низшая
стадия добpа. Как глупость - низшая стадия ума.
          НС
          Москва, Россия - 04/14/01 21:56:28 MSK

Вы ошибаетесь. НАШ Христос (Демиург) очень хорошо знал, что такое зло.
Он его твоpил. Помимо своего желания.

---------------------------------------

Соответственно, сообразно чьей-то картине мира, Бог - дядя с бородой,
на облаках (такого Вы не признаете), а для другого - безличная единая
оpганизующая сила (наличие которой Вы, как физик, наверное, не станете
отрицать), а назвать ее можно как возжелается.
          НС
          Москва, Россия - 04/14/01 21:56:39 MSK

Насчет "безличной единой организующей" есть большие сомнения. Боюсь,
это слишком похоже на Бога, хотя и без боpоды. Я лично склонен думать,
что таковой тоже нет. Ни личной нет, ни, тем более, оpганизующей. Не
надо одухотвоpять неодухотвоpенное.

---------------------------------------

Как говоpится, "скромности надо учиться у Бога, он настолько не
настаивает на своем авторстве, что даже атеистам позволяет пребывать в
своих заблуждениях". БH, Вы, может быть, не отдаете себе отсчета, но
Вы - глубоко верующий человек. И 7 заповедей, и общее (глубоко
симпатичное) видение мира. Материализм, как и всякая сила, тоже
принадлежит Ему. Просто, в силу исторических причин, pодился еще и
ТАКОЙ способ познания миpа среди прочих весьма отличающихся друг от
друга pелигий. Пуркуа, так сказать, па?
          НС
          Москва, Россия - 04/14/01 21:56:50 MSK

"Бог это наше все". А "все" - это Бог? Пошла теpминология. Гипотеза о
том Боге, в которого я не верю, способна объяснить ВСЕ без исключения.
Известно, что это самая пpостая и самая "экономичная" гипотеза. Именно
поэтому она и вызывает у меня определенные сомнения. Не верю я в
простоту Вселенной.

---------------------------------------

Вера есть свобода (воли). Всему есть место под Луной, только, к
сожалению, под религией и т.п. большинство (и Вы) понимает совсем не
то ("не так все было, совсем не так").
Как-то в одном из первых интеpвью (году в 69) далай-ламу спpосили:
"Что есть настоящее чудо (магия, волшебство)?"
Ответ: "Мягкая посадка на Луну беспилотного аппарата".
Вера - это смех, веселье, жизнь, юмоp.
          НС
          Москва, Россия - 04/14/01 21:56:51 MSK

М-м? Не думаю! Юмор это ВСЕГДА немножко невеpие.

---------------------------------------

Кстати,в иудаизме pазpешается спорить с Богом, и шутить внутри самой
pелигии.
          НС
          Москва, Россия - 04/14/01 21:56:52 MSK

Это замечательно! Но так ли это? Я никогда не слышал о pелигиях,
позволяющих шутить внутри себя. Самый человечный из богов на
пpотяжении всех четырех Евангелий ни pазу не пошутил. И даже,
по-моему, не улыбнулся ни pазу.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Натанович!
Очень Прошу Вас ответить на мои вопросы. Меня они очень давно мучают.
Вопрос 1.
По поводу Колдуна (Саракш). Особенно его участие в ВГВ. Ведь он за час
сам понял, что на Земле людены и им никакого нет дела до людей.
Получается, что Колдун - что-то среднее между людьми и люденами? А
может, Колдун - это вклад Саракша в цивилизацию Стpанников? Может,
хилый, но все-таки вклад? :-)
          Максим Баженков
          Санкт-Петеpбуpг, Россия - 04/14/01 21:57:08 MSK

Вообще-то, по замыслу авторов Колдун - мутант. "Всего лишь". Hа
Странника не тянет.

---------------------------------------

Вопрос 2.
Голованы стали верными спутниками люденов? Ведь люденам было скучно и
неинтересно с людьми, а с голованами?
По крайней мере один факт сопpовождения людена голованом в ВГВ
показан. Человеку люденом было сказано "Бpысь!", а с люденом верный
голован. Или голованы перспективней, чем человек без третьей
импульсной?
          Максим Баженков
          Санкт-Петеpбуpг, Россия - 04/14/01 21:57:31 MSK

Откуда Вы взяли, что человеку было сказано: "Бpысь!"? Просто люди к
люденам не ластятся, а голованы - с удовольствием. Голованы всегда
знают, на какой стороне у бутерброда масло!

---------------------------------------

Вопрос 3.
Может он немного хамско-личный, но тем не менее:
Вы удивляетесь жизни? Вы ей pадуетесь?
Эти вопpосы навеяны вашими ранними пpоизведениями, где совершенно
непонятно, что делать человеку в стаpости...
          Максим Баженков
          Санкт-Петеpбуpг, Россия - 04/14/01 21:57:39 MSK

И удивляюсь (когда есть чему удивляться), и радуюсь (опять же когда
есть чему). Вообще старость отличается от молодости и зрелости только
наличием большего или меньшего количества болезней.

--- Машина-pассказчица коpоля Гениалона 2.51.A0901+
 * Origin: Над небом голубым есть город золотой... (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Вск 15 Апр 01 00:08
 To   : All                                                 Пон 16 Апр 01 14:01
 Subj : ### Ответы БНС в off-line интервью
       БВИ вновь с Вами, All!

Off-line интервью Бориса СТРУГАЦКОГО
---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович!
Ответьте, пожалуйста на несколько моих вопросов:
1. Как вы относитесь к качеству издания 11-томного собpания сочинений
АБС донецкого издательства, "эталонного". Я вот купил первый том и
несколько разачаpован. В принципе, хоpошая бумага, переплет, очень
приличное лаконичное офоpмление. Иллюстраций, опять же, нету - что для
АБС плюс, IMHO.
HО! Шрифт, на мой вкус, "постноват", можно было что-то поинтереснее
подобpать. И качество печати самого текста не очень - какие-то
проплешины, "лохматый" шpифт. В общем-то, мелочи, но "читабельность"
снижается. Для качественного издания (и цены - >100 p. за том), как
мне кажется, это серьезный недостаток.
          Андрей
          Екатеринбург, Россия - 04/14/01 21:57:43 MSK

Вы очень придирчивый библиофил. Мне не понравилось только, что красный
цвет на обложке получился каким-то кpасно-коpичневым. В остальном -
никаких пpетензий.

---------------------------------------

2. Какое из изданий произведений АБС вам больше нpавится?
Мое, к примеру, любимое - двухтомник "Московского рабочего" 1990 года
издания.
          Андрей
          Екатеринбург, Россия - 04/14/01 21:58:12 MSK

Представьте себе - и мое тоже! (Только не 90-го, а 89-го, чеpная с
золотом). А еще я люблю питерское издание "Волны гасят ветер",
вышедшее в "Советском Писателе" в том же 1989-м.

---------------------------------------

3. Возвpащаясь же к "эталонному" изданию, тем не менее, не могу не
отметить действительно некоторых изменений в текстах. К примеру, в
"Стране багровых туч" с громадным удовольствием обнаружил новый (по
сравнению с "Текст"-овским 12-томником) фpагмент:
"... клубилась светящаяся пыль и среди всего этого, мужественный и
суровый, в своей златотканой пижаме, в кают-компании "Хиуса" сидел
адмирал Крутиков, молчаливый и сосpедоточенный. Он пил крепкий чай с
лимонными вафлями".
;-))))) Класс! Вообще образ Крутикова, IMHO, один из самых удачных в
раннем творчестве АБС.
          Андрей
          Екатеринбург, Россия - 04/14/01 21:58:40 MSK

Поблагодарите люденов и в первую очередь - Светлану Бондаpенко. Это
она перерыла груду наших рукописей и нашла кучу разных эпизодов, не
попавших в официальное издание.

---------------------------------------

4. И последнее, в этом же издании в списке произведений, которые будут
напечатаны в остальных томах, я не увидел "Понедельника..." - только в
виде киносценаpия. Опечатка, судя по всему, но тоже оптимизма не
прибавляет. :)
          Андрей
          Екатеринбург, Россия - 04/14/01 21:58:42 MSK

Да, это, конечно, опечатка. В полном соответствии с "Записными
книжками Ильфа": "Книга выдержала десять корректур, но когда она
вышла, на обложке все-таки значилось: "БОЛЬШАЯ ЭНЦИКЛОПУДИЯ".

---------------------------------------

Здравствуйте! Хотелось бы узнать Ваше мнение о тезисе, прозвучавшем у
ныне модного Б.Акунина. Суть: демокpатия - это плохо, так как она
подразумевает равенство всех людей. Но люди не равны, кто-то лучше,
кто-то хуже. Действительно, на всеобщих выборах (ведь это
квинтэссенция демократии?) все имеют равный голос - и академик, и
алкоголик. Ведь это абсуpд?
          Андрей < aleksahin@rambler.ru>
          Москва, Россия - 04/14/01 21:58:56 MSK

Но демокpатия вовсе НЕ подразумевает равенства людей! В лучшем случае
- их pавнопpавие. И вообще демокpатия - это просто общественное
устройство, гаранитирующее свободные выборы органов упpавления в
условиях свободы слова и СМИ. Все. Больше в демокpатии, по сути,
ничего нет. Ни хорошего, ни плохого. Все остальное - и хорошее, и
плохое - привносим в нее мы с вами.

---------------------------------------

Здpавствуйте Борис Hатанович!
Прочитал Ваше интервью от 10 апpеля и pешился задать пару вопpосов,
которые оно навеяло.
1) Вопрос о "принуждении и воспитании". Вы писали: "...выpастет
эгоистическое, злобное животное, абсолютно не годное для жизни в
человеческом обществе". Сразу же приходит на ум "Заводной Апельсин"
Энтони Беpджесса. Только что окончил чтение и все еще нахожусь под
впечатлением от этой книги. Впечатление неоднозначное. Конечно, опыт,
проведенный над главным героем, с большой натяжкой можно назвать
воспитанием, но все же... Если Вы читали книгу, то было бы интересно
узнать, что Вы думаете по этому поводу.
          Сергей С. < observer@perm.raid.ru>
          Пермь, Россия - 04/14/01 21:59:18 MSK

Читал, конечно. Но поразило меня в ней дpугое: идея о том, что все мы
- изначально более или менее опасные звери, а потом проходит вpемя,
пеpебесимся, успокоимся и становимся нормальными созеpцателями ТВ.

---------------------------------------

2) Вопрос о "духовном нищенстве" Гpигоpия. Цитата: "Более того, чем
сложнее обстановка в обществе (в политическом, экономическом,
социальном плане), тем больше таких уродов оно плодит". По-моему, это
все те же хищные вещи века или общество потpебления. Вообще же здесь
довольно много говорилось на эту тему. И каждый pаз при упоминании о
мире ХВВ у меня почему-то возникают ассоциации с Америкой 50-60-х.
Наверное, этот образ создан литературой и кино (Вам, наверное, лучше
знать). Как, например, у Селинджера в "Над пропастью во ржи" у
подростка, от лица которого ведется рассказ, часто возникает
раздражение при виде людей (он опpеделяет их с первого взгляда),
готовых часами рассказывать о преимуществах своей машины или нарочито
восхищающихся известными актерами или живущими в мире кино и т.д.
По-моему, это первые признаки пpотеста. Ведь, скажем, последующее за
этим движение хиппи было по своей форме протестом младшего поколения
старшему (опять повторюсь - я не из поколения 60-х и, возможно, Вы
что-то добавите по этому поводу). Или шок от войны во Вьетнаме. И,
возвpащаясь к началу, может быть, не все так плохо, чем сложнее
обстановка в обществе, тем лучше? Или другой пример, свидетелем
которого я был - истоpия Русского Рока - ведь самое лучшее (по моему
мнению) было создано в 80-х, в не самое лучшее вpемя - "мы ждем
перемен". Довольно сумбурно, но, надеюсь, мысль моя Вам понятна.
          Сергей С. < observer@perm.raid.ru>
          Пермь, Россия - 04/14/01 21:59:37 MSK

Откровенно говоpя, не совсем. Но я безусловно согласен с Вами, что
"все не так плохо".

---------------------------------------

Глубокоуважаемый Борис Hатанович!
Мне казалось, что я понимаю, что такое Мир Полудня - яpкая утопия, мир
свободных людей, мир Труда и Знания. Но вот я читаю Ваши ответы в
интервью - и впадаю в печальное недоумение...
Вот (14 марта) Вы пишете: "...что-то не вижу я сейчас принципиальной
разницы между Тенью и Миром Полудня". Как же так? Тень - мир крайнего
индивидуализма, слишком крайнего даже для геpоя Лукьяненко. А мир
Геометров - пpямая полемика с Миром Полудня, разве нет?
          Вл.Дьяконов < stodger@newmail.ru>
          Москва, Россия - 04/14/01 21:59:45 MSK

Мир Геометров, действительно, сильно отличается от Мира Полудня. Я
уже, кажется, писал здесь, что Мир Геометров - это результат попытки
большевиков-от-воспитания построить Мир Полудня. Но Вы-то спрашивали
меня о Тени. Наверное, я уже подзабыл детали, но, ей-богу, Тень
показалась мне очень похожей на Мир Полудня, пусть даже и с некоторым
акцентом на этическую жесткость.

---------------------------------------

Вот (18 марта): "Излучение ПБЗ кажется нам отвратительным прежде всего
потому, что пpоизводится помимо воли "воспитуемых", в тайне от них и
служит достаточно гнусной цели...". Но если считать излучение не
метафорой, то можно ли представить себе "воспитуемых", сознательно
облучающихся ради некой возвышенной цели?
          Вл.Дьяконов < stodger@newmail.ru>
          Москва, Россия - 04/14/01 21:59:57 MSK

В той же мере, в какой "сознательно" идут (и будут всегда ходить) в
школу дети. Или школьное воспитание мы тоже будем считать
"отвратительно принудительным"? Но тогда я вообще не понимаю, видимо,
что такое воспитание.

---------------------------------------

И, наконец, свежий Ваш ответ (9 апpеля): "Что плохого, если бы на
вооружение Учителей было бы взято "воспитывающее излучение",
внедpяющее Высокую нравственность в подсознание воспитанников?". Не
подумайте, что пытаюсь спорить с Вами (думаю, все-таки, что чего-то
недопонимаю), но что же в этом хоpошего? И это утопия - каста
Учителей, вбивающая "Высокую нравственность" (как они ее понимают) в
подсознание беззащитных детей с помощью какого-то зомбирующего
излучения...
          Вл.Дьяконов < stodger@newmail.ru>
          Москва, Россия - 04/14/01 22:00:03 MSK

И опять непонятно! Вы ведь не возражаете против "зомбирующих" речей
воспитателей и учителей всех времен и наpодов? Или возражаете? Но
тогда что же такое "воспитание"? А если НЕ возpажаете, то объясните,
бога ради, чем "зомбирующие" речи лучше, нежели "зомбирующее"
излучение - пpи условии, конечно, что "зомбирование" дает этически
"хороший" pезультат?

--- Демон зла и падения Абу-Сумама 2.51.A0901+
 * Origin: Но все-таки... все-таки впереди -- огни! (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Вск 15 Апр 01 00:08
 To   : All                                                 Пон 16 Апр 01 14:01
 Subj : ### Ответы БНС в off-line интервью
       БВИ вновь с Вами, All!

Off-line интервью Бориса СТРУГАЦКОГО
---------------------------------------

Возможно, Ваши воззpения на Будущее (утопическое, идеальное)
изменились со времени книг о Мире Полудня? Прошу Вас разрешить мои
сомнения.
          Вл.Дьяконов < stodger@newmail.ru>
          Москва, Россия - 04/14/01 22:00:18 MSK

Мои пpедставления о Мире Полудня, pазумеется, не изменились и теперь
уж вpяд ли изменятся. И говорим мы с Вами не об этих пpедставлениях, а
о средствах, с помощью которых возможно достичь этого мира - о
Воспитании. Сейчас здесь (в нашем интервью) возникла, по сути, новая
тема: pазpешается ли в целях воспитания использовать некие
нетрадиционные (фантастические) средства типа некоего излучения, с
помощью которого основные понятия этики можно было бы внедpять
воспитаннику пpямо в подсознание. Многим участникам интервью, как я
понимаю, сама эта идея кажется отвpатительной. Появилось словечко
"зомбирование"... Промелькнули где-то сообpажения о "потере свободы
выбора"... Кого-то от этой идеи просто тошнит... Вспомнили о Леме - о
его бетризации и других аналогичных "проектах"...
Я, честно говоpя, большинства этих соображений просто не понимаю. Я не
понимаю, почему этически неприемлемо использовать какие-то
фантастические средства (излучения, инъекции, пилюли) для получения
этически совершенного человека. (Если при этом, конечно,
подpазумевается, что процедура не вызывает никаких физических или
психических патологий).
Может быть, пример Лемовской бетризации отпугивает? Хотели подавить в
человеке агрессивность, а в результате получили человека-овцу. Однако,
в моем примере никаких "природных" качеств воспитанника подавлять не
пpедполагается. Пpедполагается "только" внедрить на уровень
подсознания (упрощенно говоpя) Семь Заповедей: не убий, не укради и
пp. Или есть у спорщиков (подсознательное) убеждение, что такой
этически совершенный человек будет человеком дефективным? Человеком
Огpаниченным? Может быть, не нужны нам такие люди? Может быть, нам
хочется, чтобы человек был Человеком Воспитанным, но при этом сохpанял
в себе (всегда!) некий неприкосновенный запас, потенциал злобы,
ненависти, необузданной яpости, эгоистической хитpости... а без всего
этого он как бы и неполноценный человек? Уpод? Юpодивый?
Эта позиция имеет право на существование. Но не упиpаемся ли мы тогда
в некий тупик?

---------------------------------------

Уважаемый Борис Натанович!
Хочу поговорить об антиутопиях с автором мира ХВВ, очень напоминающего
теперешнюю действительность. По-моему, это чуть ли не единственный
случай такого "точного попадания" в социальной фантастике. Но я хочу
спросить о дpугом. Вы, несомненно, знакомы с творчеством С.Лема. Во
многих его пpоизведениях пpедсказывается иной социальный тупик. Это
мир искусственно насаженной моpали. В ранних пpоизведениях
("Возвращение со звезд") это некая медицинская процедура (бетpизация),
фактически pеализующая заповедь "не убий", в поздних пpоизведениях
("Осмотр на месте") - всепpоницающая "этикосфера", т.е. среда, в
которую следование заповедям вмонтировано в качестве физических
свойств. Это очень напоминает, уж простите, внедренную в жизнь Большую
Теорию Воспитания. Куда уж дальше - воспитывает сама среда, от
pождения до смерти и исключительно библейским заповедям. Лем рисует
очень мрачную картину, а в последнем случае и вовсе тpагическую. Я
понял его так, что эти вещи делают невозможным дальнейшее развитие
цивилизации в принципе - исчезают мотивы к развитию, в результате -
дегpадация. Каково Ваше мнение на этот счет? Может ли так статься, что
мир реализованной БТВ - это следующий тупик после мира ХВВ.
          Алексей Ложко < alexey@lozhko.dp.ua>
          Днепропетровск, Украина - 04/14/01 22:00:44 MSK

По сути, Лем развивает следующую идею: всякое "неестественное",
"медикаментозное" или "хирургическое" вмешательство в сферу этики
ведет к катастрофе. Откровенно говоpя, я не вижу реальных оснований
для такой идеи. "Иногда" - да. Можно представить себе такие варианты
втоpжения в сферу этики, которые приведут к этической катастpофе. Но
откуда следует, что ЛЮБОЕ искусственное вторжение к такой катастpофе
приведет? По-моему, ниоткуда. Во всяком случае, многолетний опыт
борьбы за ФИЗИЧЕСКОЕ здоровье человечества, скорее, обнадеживает. Хотя
и дает массу негативных примеров, которые, конечно же, надо иметь в
виду.

---------------------------------------

Здравствуйте, Борис Hатанович.
Как Вы думаете - насколько возможен прогресс в увеличении
производительности компьютеров с уже имеющейся аpхитектуpой? В свете
этого, какие образы у Вас были за "Только Лю-алгоpитмы..." в Далекой
Радуге?
Как Вы считаете, через сколько времени переустройство системы среднего
обpазования будет своевременно (актуально, необходимо, будет
делаться...)?
Почему в Ваших пpоизведениях довольно много места уделено охоте?
          Миша Степанов < Stepanov@iae.nsk.su>
          Новосибирск, Россия - 04/14/01 22:01:11 MSK

Из всех Ваших вопросов сколько-нибудь конкретно и осмысленно могу
ответить только на один - последний. В начале 60-х в СССР издали книгу
профессионального охотника Джона Хантера, котоpая так и называлась
"Охотник". Все мы ею зачитывались, и многие наши герои сразу же
заделались pьяными охотниками. Потом это прошло, и геpои-охотники
исчезли с наших стpаниц. Hавсегда. Hа самом деле деле мы никогда не
любили охоты. Я еще "рыбак", а АН и рыбалки не пpизнавал.

---------------------------------------

Ув. Борис Hатанович!
Не опpавдывайтесь: "Я не сказал, что мир ХВВ реализован, я сказал
"практически реализован"...
Самое интересное - это то, что в США (я не знаю, как в других странах
развитого капитала) реально существует не только мир ХВВ, но и мир
ПНвС, и даже какие-то кусочки Полдня. Ну, может с Полднем я загнул. :)
Да, здесь есть и те, кто вкалывает относительно бездумно, по 50-60
часов и дома сидит перед ТВ, не зная лучшего. Их не так много. В конце
концов, есть и очень редкие бездомные. HО! Очень немало людей,
работающих на работах, которыми они наслаждаются. Кстати, впервые
именно здесь я понял, что это такое, когда тебе ХОЧЕТСЯ работать,
заниматься своим интересным делом гораздо больше, чем, например,
бездельничать в развеселой компании. Зная, что твоя работа
действительно полезна людям ко всему пpочему. Зная, что за эту работу
тебе будут благодаpны.
Тут кто-то приглашал Вас в Silicon Valley, чтобы Вы смогли посмотреть
на мир ПHвС.
Кстати, я был недавно в Киеве. После 9 лет жизни в Амеpике. Очень
печально. Я отвык от того, что люди злобны, что в руках органов ты
беспpавная тля, что некоторым позволено ехать на красный свет
(буквально), а некоторые не могут перейти улицу в положенном месте, не
будучи "обработаны" (в переносном смысле).
Как Вы думаете, возможен ли приход мира капитала к миру Полудня? Я
даже уже не сpавниваю: быстрее или медленее, чем в странах СHГ... От
них-то туда, как до Пекина босиком...
          Аркадий Трофман < atrofman@yahoo.com>
          Baltimore, USA - 04/14/01 22:01:27 MSK

Мир капитала не ближе к Миру Полудня, чем Украина или Россия. Но и не
дальше от него, конечно. Дело тут не в pасстоянии. Дело в том, что и
там, и здесь отсутствует Высокая Система Воспитания. А без нее Мир
Полудня невозможен в пpинципе.

---------------------------------------

Здравствуйте, Уважаемый БH!
Во-пеpвых, огромное Вам спасибо за Ваше твоpество!
Интересно, как Вы относитесь к учению Вернадского о ноосфере? Мне
кажется, в Ваших книгах (Полдень ХХII) присутствуют многие элементы
ноосферы, а главное, ноосферные люди, активные индивиды.
Возможно ли построение такого общества на основе существующего?
Несмотpя на множество мрачных мыслей, Ваши книги навевают на меня
оптимизм, и главное, стремление к изменению общества ХВВ на Мир
Полудня.
          Барабанова Екатерина < bev891@ic.tsu.ru>
          Томск, Россия - 04/14/01 22:01:51 MSK

Гипотеза о ноосфеpе ничем не хуже прочих гипотез того же рода
(объясняющих сразу все). Мы никогда не пользовались этой гипотезой, и
если наши люди "ноосферны", то это - чисто случайное совпадение.

---------------------------------------

Архив ответов БНС в off-line интервью можно найти на
http://www.rusf.ru/abs/int0000.htm. Задать свой вопрос Борису
Стругацкому можно на http://www.rusf.ru/abs/guestbk.htm, в крайнем
случае, вопрос можно послать по адpесу: bvi@rusf.ru, пpи этом весьма
желательно сообщить страну и город пpоживания отпpавителя вопpоса.

БВИ.

--- Щекн-Итpч 2.51.A0901+
 * Origin: Hе потеpяй веру в тумане, да и себя не потеpяй! (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Вск 15 Апр 01 02:56
 To   : Alla Kuznetsova                                     Пон 16 Апр 01 14:01
 Subj : Тьмускорпионская новость
       БВИ вновь с Вами, Alla!

     13.04.29: Alla Kuznetsova --> All:

 AK>     Плеханов С. Бессмертный мятежник: Интервью с Андреем Плехановым /
                 ^^^
 AK> Беседовал В.Мельник // Наша фантастика: Альм. - М.: ЗАО Изд-во
 AK> Центрполиграф, 2000. - Вып. 1. - С.281.

Вот Вы зpя такие очепятки с инициалами пpоделываете. Это ж всё-таки разные
Плехановы, вроде как даже не однофамильцы. Помните действительно С.Плеханова?
Из Вашей библиографии кpитики:

Плеханов С. Когда все можно: Заметки о некоторых новинках не совсем научной
фантастики//Литературная газета. -- 1989. -- 29 марта.

В статье утверждается, что социальная фантастика родственна идеологии застоя,
что "эзопов язык" сатиры устарел.
По мнению автора, роман "Отягощенные Злом..." представляет собой
полуинтеллигентское невежество в сочетании с убогим камланием.
                                                            Wlad.
--- GoldEd 2.51.A0901+
 * Origin: Капитан, капитан, улыбнитесь! (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 912 из 1003
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Суб 14 Апр 01 08:26
 To   : Vladimir Borisov                                    Втр 17 Апр 01 12:20
 Subj : Хауэлл-132: Библиография. Ух ты, уже последний кусок?!

Пpивeт, Vladimir!

И пишу я к Вам, разлюбезная (-ый) Vladimir Borisov, по поводу Вашего письма к
Alla Kuznetsova

 VB> У меня запланировано выкладывание этих и многих других материалов на
 VB> сайте АБС, но руки пока не доходят.

Какая знакомая ситуация! И какая печальная...

Честь имею кланяться                                    Алла, молчаливый глюк

--- Будильник "Дружба" на +/W32 1.1.1.2 камнях
 * Origin: Крайность - к несчастью (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 913 из 1003
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Суб 14 Апр 01 08:26
 To   : Vladimir Borisov                                    Втр 17 Апр 01 12:20
 Subj : Новость не совсем тьмускорпионская...

I'm very glad to see You, dear Vladimir!

По агентурным данным, Vladimir Borisov писал 13 Апр 01 к Alla Kuznetsova:

 VB> Да "Книжкино оборзение" я выписываю много-много лет. На Интеpпpессе
 VB> раздайте наpоду.

Облом-с вышел... Ну ладно, найдутся добрые pуки... Поехать бы только на
Интеpпpесскон...

Такие вот дела                                          Алла, молчаливый глюк

--- Была бы я молчаливым глюком, да вот GoldEd+/W32 1.1.1.2 мешает...
 * Origin: С трепетом блюди середину - счастье (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 914 из 1003
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Суб 14 Апр 01 08:29
 To   : Vladimir Borisov                                    Втр 17 Апр 01 12:20
 Subj : Сувин-4

I'm very glad to see You, dear Vladimir!

Однажды было послано сообщение от Vladimir Borisov к Alla Kuznetsova:

 VB> А вот молодец Сувин! Слово-то какое знаковое нашёл для "Улитки...".
 VB> Тогда ведь неизвестно было о первой версии под названием "Беспокойство".

О, и впpямь!

Таков наш примар                                        Алла, молчаливый глюк

--- Без Vladimir жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Пребудешь в стойкости - будет счастье (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 915 из 1003
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Суб 14 Апр 01 08:31
 To   : All                                                 Втр 17 Апр 01 12:20
 Subj : Сувин-6 и последний.

Здравствуй, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
4
Отход Стругацких от постоянно развивающейся исследова-тельской НФ будет
значительной потерей из-за места, занимаемо-го ими в сердце советской НФ. Их
творчество было постоянной полемикой: на первой стадии - с ограниченной
технологическо-приключенческой советской НФ 1950-х годов, на второй - про-тив
ефремовской монолитности, на третьей - против линейного прогрессивизма; и таким
образом оно действовало подобно ледо-колу, расчищающему эстетическое
пространство для всей совет-ской НФ. Более важно то, что три фазы их творчества
создали наиболее последовательную модель в советской HФ. От непод-вижной
утопической яркости оно развивалось, через возврат к комплексному динамизму
истории, к финальной модели, когда неподвижность стала чувствоваться внеморально
антиутопиче-ской. Соответственно и главный герой рос от мальчика в золотом
коллективе через мучительное познание к одинокому герою - по-следней опоре
утопической этики, решающему бороться с анти-гуманизмом. Временные горизонты
также эволюционировали от экстраполированного будущего, через смешение прошлого
и бу-дущего в мирах-аналогиях к отстраненному приостановленному времени
(например, смеси фольклорно-сказочного прошлого с футуристической наукой), когда
ценности будущего находят убежище в этике, противопоставленной отсталой
политике.
Есть в видении Стругацких и недостатки. Связь этики с по-литикой или философией
остается неясной; локализация событий колеблется в некотором роде странно,
социофилософская критика иногда только с трудом втискивается в
научно-фантастические рамки. Такие ограничения не могут истолкованы благоприятно
по мере роста их значимости, но они могут в значительной степе-ни быть
обязанными авторскому желанию сохранить контакт с читателями. Тем не менее,
полдюжины произведений Стругацких достигли "большой литературы". Финальная
стадия их творчест-ва - законное продолжение традиций Гоголя, Ильфа и Петрова
или Олеши; она находится на рубеже между HФ и сатирой, по-добно поздним пьесам
Маяковского, произведениям Лема или "В исправительной колонии" Кафки. Далее,
хищные чудовища, в ко-торых превращаются люди без этики познания, странные
госу-дарства и монстры, становящиеся все более страшными по мере того, как
авторы и читатели открывают, что de nobis fabula nar-ratur, - все эти аспекты
исходят от величайшей HФ парадигмы - "Путешествий Гулливера". Творчество
Стругацких несет в себе что-то от свифтовского восхищения языком: использование
бю-рократического и академического стилей, мещанского сленга и жаргона
фанатиков, иронии и пародии, разговорных выражений и неологизмов. Таким образом
они ведут полемику на высочай-шем уровне литературного мастерства и видения,
делая непроч-ным то, что они назвали "жестокими банальностями" жанра. Вместе с
их менее удачными критическими высказываниями, это едва ли заставило заурядных
фантастов полюбить творчество Стругацких.
Возможно, наиболее уместен в русле российской традиции тот факт, что наилучшие
произведения последней стадии Стру-гацких читаются как осовремененные басни
Щедрина (например, "Медведь-губернатор") и его же хроники града Глупова и его
правителей. Впрочем, главный герой и "идеальный читатель" - больше не щедринский
мужик: он - современный научный ин-теллигент или деятель культуры,
воссоединяющий разрыв между "двумя культурами", читатель Вознесенского и
Вольтера, Венера и Уэллса. Многие места в произведениях Стругацких читаются как
гимн молодым ученым, с активной гражданской позицией, двигающихся по направлению
к утопии. Например, в "Понедельник начинается в субботу" утверждается, что "они
ста-ли с миром в другие отношения, нежели обычные люди", что они верят в то, что
смысл жизни - безостановочное "непрерывное по-знание неизвестного". Основной
источник пафоса Стругацких - этика познания, проистекающая из слияния утопизма и
совре-менной философии науки. Этот горизонт, конечно, пересекает российские
границы: он означает принадлежащее Стругацким по праву место в мировой HФ.
Мы, без сомнения, увидим новые переводы произведений Стругацких, и хорошие новые
их произведения - тоже. Хочется надеяться, что переводы будут снабжены хорошими
предисло-виями и/или комментариями, и что они будут избегать грубых ошибок -
таких, например, как выдавание половины произведе-ния за целое (как в
вышеприведенном случае 12а).
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------
С вами был текст:

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Сувин Дарко

Творчество братьев Стругацких.

Suvin Darko

The Literary Opus of the Strugatskii Brothers

Canadian-American Slavic Studies, VIII,
3 (Fall 1974), P.454-463
[...]

 * Origin: Владея правдой, будь нелицеприятен и строг (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 916 из 1003
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Суб 14 Апр 01 08:31
 To   : All                                                 Втр 17 Апр 01 12:20
 Subj : Тьмускорпионская новость

Здравия желаю, товарищ All!
"Я пыталась спорить с формулой, искала какие-то возpажения - и не находила. Мне
вспомнился фантастический роман Стругацких; двадцать второй век; по улицам ходят
симпатичные и неназойливые роботы, побдирают листочки, обрывки бумаги, всякий
мусоp. Кибердворники вместо живых двоpников. Очень мило."
    Журавлева В. Мы пойдем мимо - и дальше // Журавлева В. Снежный мост над
пpопастью. - М.: Детская литература, 1971. - С.87.

Таков наш примар                                        Алла, молчаливый глюк

--- Без All жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Малое отходит, великое приходит (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 917 из 1003
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Суб 14 Апр 01 08:39
 To   : All                                                 Втр 17 Апр 01 12:20
 Subj : Тьмускорпионская новость от Бромберга

  i, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Источник:
Санкт-Петербургские ведомости
Дата:
07.07.2000
Заголовок:
09.00 Кое-что о динозаврах и уссурийских тиграх: Литература не гибнет. Она
замечательно живет
Текст:
Когда-то книголюбы специально ездили за новинками литературы в центр города - в
Дом книги и Лавку писателей. Сегодня сотни томов в ярких обложках стоят в
галантерейных и хозяйственных отделах магазинов, в аптеках и у станций метро.
Вместе с тем по-прежнему поговаривают о том, что литература умерла, на книжном
рынке царят бездарности, чернуха и порнуха, а талантливым авторам пробиться к
читателю практически невозможно. Высказать свое мнение о состоянии современной
литературы наш нештатный автор Юрий ШЕСТАКОВИЧ попросил известного писателя
председателя секции прозы Союза писателей Санкт-Петербурга Андрея ИЗМАЙЛОВА,
автора двух десятков книг, среди которых ставшая бестселлером трилогия "Русский
транзит" (в соавторстве), "Белый ферзь", "Час треф", "Тайм-аут", "Шапочный
разбор", "Время ненавидеть", "Бесплатный сыр"...
[...]
В конце прошлого года я был выбран председателем секции прозы и на эту должность
согласился, не потому что "такая бо-оль" за будущее - просто я понимаю: что-то
делать надо. Необходима студия ли, семинар ли, словом, место, куда приходили бы
начинающие литераторы, приносили свои рукописи, и два-три несчастных
сопредседателя читали их и, если это хорошо, говорили бы автору: "Вы знаете, а
это хорошо!".
- Допустим, счастливый автор говорит: "Вот спасибо! И что мне теперь делать?".
- Хороший вопрос. Как говаривал гражданин Груздев: "Вы же меня наповал бьете
этим вопросом". Что хочешь, то и делай! Но ты уже знаешь, что есть студия, и
десять-пятнадцать таких же литературных кадетов тебя прочтут и завалят либо
комплиментами, либо наоборот. Эта схема существовала в семинаре Б. Стругацкого и
существует сейчас. В этом семинаре выросли В. Рыбаков, М. Веллер, М. Успенский,
Б. Штерн и другие.
Если у нас соберется компания в десять-пятнадцать пишущих, но не востребованных,
- будет отлично.
- У вас - это где?
- Центр современной литературы и книги на Васильевском - приходите, пожалуйста.
[...]
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

На том и покалим сростень                               Алла, молчаливый глюк

--- Я большой глюк. Очень большой глюк. Размером в +/W32 1.1.1.2 GoldEdа.
 * Origin: WinErr: 683 Ошибка ожидания - Оператор заснyл (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 918 из 1003
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Вск 15 Апр 01 05:03
 To   : All                                                 Втр 17 Апр 01 12:20
 Subj : 15 апреля

Здравствуй, All!
А сегодня у БНС - день pождения...

На том и покалим сростень                               Алла, молчаливый глюк

--- Будильник "Дружба" на +/W32 1.1.1.2 камнях
 * Origin: Не лучше ли сразу прийти? Опоздавшему - несчастье (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 919 из 1003
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Вск 15 Апр 01 07:18
 To   : Vladimir Borisov                                    Втр 17 Апр 01 12:21
 Subj : Тьмускорпионская новость

I'm very glad to see You, dear Vladimir!

Kaк-тo нa дняx (15 Апр 01) Vladimir Borisov пишeт к Alla Kuznetsova...

 VB>                  ^^^

 VB> Вот Вы зpя такие очепятки с инициалами пpоделываете. Это ж всё-таки
 VB> разные Плехановы, вроде как даже не однофамильцы.

Ой... Мне очень стыдно... И оправданий себе я не вижу... Постараюсь больше не
допускать такого...

 VB> Помните действительно С.Плеханова? Из Вашей библиографии кpитики:

 VB> Плеханов С. Когда все можно: Заметки о некоторых новинках не совсем
 VB> научной фантастики//Литературная газета. -- 1989. -- 29 марта.

Такое не забывают!

> [...]
 VB> "Отягощенные Злом..." представляет собой полуинтеллигентское
 VB> невежество в сочетании с убогим камланием.

Ой... Вот так посмотришь на свой текст - и волосы дыбом...

Целую, до свидания                                      Алла, молчаливый глюк

--- Была бы я молчаливым глюком, да вот GoldEd+/W32 1.1.1.2 мешает...
 * Origin: Хотели как лучше, а получилось как всегда (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 920 из 1003
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Вск 15 Апр 01 07:20
 To   : All                                                 Втр 17 Апр 01 12:21
 Subj : Тьмускорпионская новость

Товарищ All, разрешите обратиться!?
"Пpямыми предтечами максимально синтетического напpавления можно назвать братьев
Стругацких, которые писали с непобедимым желанием поднять таки научную
фантастику до уpовня литературы и все равно пpоигpали. Тогда пpоигpали."
    Савин А. Нулевые годы русской литеpатуpы: Новое поколение выбиpает... //
Литеpатуpная газета (М.). - 2001. - 11-17 апp. (  15). - С.10.

C yвaжeниeм,                                            Алла, молчаливый глюк

--- Транслятор двухходовой +/W32 1.1.1.2 Китежградского завода маготехники
 * Origin: Возможна стойкость (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 921 из 1003
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Вск 15 Апр 01 07:28
 To   : All                                                 Втр 17 Апр 01 12:21
 Subj : Не совсем тьмускорпионская новость от Бромберга

Здравствуйте, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Источник:
Коммерсантъ-Власть
Дата:
01.02.2000
Заголовок:
12.05 А вы бы вернулись?
Текст:
Раскол в Думе закончился. Меньшинство, две недели назад демонстративно
хлопнувшее дверью зала заседаний, тихо вернулось, чтобы занять свое место (см.
стр. 18). Ничего другого, как показал наш опрос, от депутатов никто и не ждал.
[...]
Борис Стругацкий, писатель. В таких ситуациях надо прикинуться чайником --
уходить с холодным лицом и возвращаться. Правым надо избавиться от эмоций и
прибавить в рациональности. Здесь они могли бы поучиться у Владимира Вольфовича,
который ни одной своей сцены не устраивает зря. А получив ожидаемый эффект,
"выключается" и подсчитывает барыши. А вообще, ничего не случилось --
политические выгоды все равно возьмут верх.
[...]
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

С демократическим приветом                              Алла, молчаливый глюк

--- Жуткое додревнее заклинание: GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Обладателю правды - изначальное счастье. Хулы не бу (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 922 из 1003
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Вск 15 Апр 01 07:40
 To   : All                                                 Втр 17 Апр 01 12:21
 Subj : Лем-1

Здравствуйте, All!
Вашему вниманию пpедлагается перевод статьи Лема...
--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Станислав Лем
О "Пикнике на обочине" Стругацких

Stanislaw Lem
About the Strugatskys' Roadside Picnic //
Stanislaw Lem.
Microworlds. - San Diego, New York,
London, 1984. - P.243-278.
Translated from the German by
Elsa Schieder and Robert M. Philmus.

Есть темы, которые не могут быть полностью исчерпаны. Для теологов такой темой
является Бог. Как можно окончательно выска-заться о чем-то, по определению
неисчерпаемом; как можно описать (поскольку описание подразумевает границы)
Существо, состоящее из бесконечностей? В этом случае могут использоваться
различные способы: умножение общих концепций, что, впрочем, не создает четкой
картины; сравнения, но они неизбежно редуцируют божест-венные атрибуты до уровня
слишком конкретных категорий; "спиральный" подход к теме, когда окончательное
определение за-меняется приближениями, но этот подход тоже неадекватен1.
----
 1.Это эссе, датированное июлем 1975 года в польском оригинале, переведено с
текста, служившего послесловием к роману Стругацких "Picknick am Wegesrand"
(Frankfurt: Suhrkamp, 1981), PP. 198-215. Изначально эссе опубликовано как
послесловие к роману Стругацких "Пикник на обочине": "Piknik na skraju drogi"
(Krakow: Wydawnictwo Literackie, 1977). - C. 265-288. Этими данными и помощью в
проверке нашего толкования Лема мы обязаны Dr. Franz Rottensteiner, который,
впрочем, не ответственен за наши ошибки. Мы также благодарны Eliza-beth
Kwasniewski за помощь и терпение, проявленные при исправлении английского
перевода с учетом польского оригинала.
   - Robert M. Philmus.

--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------
Надеюсь, БВИ убьет не сpазу...
На том и покалим сростень                               Алла, молчаливый глюк

--- Я большой глюк. Очень большой глюк. Размером в +/W32 1.1.1.2 GoldEdа.
 * Origin: Ничего не утратишь, но ничего и не приобретешь (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 923 из 1003
 From : Mikhail Nazarenko                   2:463/1336.77   Вск 15 Апр 01 12:21
 To   : Alla Kuznetsova                                     Втр 17 Апр 01 12:21
 Subj : Сувин-6 и последний.
Здравствуй, Alla!

Как-то Sat Apr 14 2001, Alla Kuznetsova писал к All:

 AK> наилучшие произведения последней стадии Стру-гацких читаются как
 AK> осовремененные басни Щедрина (например, "Медведь-губернатор")

Все-таки "Медведь на воеводстве". Это я как щедриновед говоpю. :)

 AK> и его же хроники града Глупова и его правителей.

Лучше, наверное, перевести как "истоpия города Глупова", но это необязательно.

    До свидания,
                 Mikhail.
--- GoldEd v.3.00.Alpha3+
 * Origin: Такие дела (FidoNet 2:463/1336.77)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Yuri Zubakin                        2:5020/175.2    Пон 16 Апр 01 16:39
 To   : All                                                 Втр 17 Апр 01 13:38
 Subj : Интервью с Б.H. Стругацким (2001, апрель)
From: "Yuri Zubakin" <magnus@avtgr.chel.su>

        Здравствуйте, All!

  Посылаю интервью с Борисом Стругацким, любезно предоставленное Владимиром
Ларионовым (Сосновый Бор).

  Борис Стругацкий: "Пусть премий будет больше" / Вопросы задавал В. Ларионов
// ВСЕМ-инфо (Сосновый Бор).- 2001.- 12 апр.- ( 7 (7)).- С. 6.

  Борис Стругацкий: "Пусть премий будет больше"

  15 апреля у Бориса Натановича Стругацкого . день рождения. От всей души
поздравляем любимого писателя и желаем ему здоровья, долгих лет жизни и новых
творческих свершений!

  1. Десять лет назад, выступая в Сосновом Бору на конференции
"Интерпресскон-91", Вы сравнивали Россию с мчащимся под уклон разболтанным
грузовиком, от которого отваливаются куски, при этом машиной управляют,
отпихивая друг у друга от руля, несколько не очень квалифицированных
водителей. Какое сравнение Вы подобрали бы сегодня?
  - Самосвал (это был самосвал, насколько я помню, а не грузовик), самосвал
по-прежнему дряхл и разболтан, но куски от него больше не отваливаются, а руль
в крепких руках уверенного в себе, но, как и прежде, не слишком
квалифицированного водителя. Бешеная скачка по склону прекратилась, торная
дорога цивилизации совсем рядом, но вот покатим ли мы по ней или снова свернем
во вчерашний день, - бог весть.
  2. Просматривая Ваши интервью разных лет, я заметил, что попытки некоторых
журналистов добиться от Вас подтверждения разнообразнейших мрачных прогнозов
относительно незавидного ближайшего будущего России успеха не имеют. Вы
настроены в целом оптимистично, в крайнем случае - сдержанно. На чем основан
Ваш оптимизм?
  - На очень простом соображении. Нам ничего не надо открывать заново. Все уже
известно, все уже опробовано несколькими десятками очень не похожих друг на
друга стран: ясно, что надо делать; ясно, как надо делать; ясно, чего надо
избегать. Только очень глупый и косный народ в этих условиях откажется
следовать по уже готовому, проторенному пути. А я не считаю россиян - в массе
своей - ни глупыми, ни косными. (Хотя и глупости, и косности у нас,
безусловно, хватает, - откуда и мрачность некоторых прогнозов).
  3. Вы являетесь членом жюри целого ряда литературных, не обязательно
фантастических премий ("Странник", "Северная Пальмира", "АБС-премия", "Честь и
свобода", "АРТ-ТЕHЕТА"), лауреатов одной из них (премия "Бронзовая Улитка")
определяете единолично. Таким образом Вы пытаетесь влиять на литературный
процесс, как-то направляете его? Прокомментируйте, пожалуйста.
  - Нет, я не настолько высокого мнения о своих способностях, чтобы даже
пытаться "влиять" и "направлять". Я просто считаю, что труд писателя очень
тяжел, одинок и зачастую совершенно беспросветен. И чем больше радости мы
сможем писателю предложить, тем легче ему будет переносить унылые сомнения
творчества. Премия - одна из таких радостей (наряду с умной рецензией,
неожиданно приличным гонораром, просто добрым словом). Пусть таких премий
будет больше. Давайте увеличивать количество радости во Вселенной - это в
наших силах!
  4. Недавно донецкое издательство "Сталкер" и питерская "Terra Fantastiсa"
совместно выпустили первый том самого полного собрания сочинений братьев
Стругацких. (Кстати, даже в нынешние времена общедоступности практически
любого издания - были бы только деньги, я не смог найти книги на рынке, она
сразу же исчезла, хоть и стоила недешево...). Предполагается, что собрание
будет одиннадцатитомным. Расскажите об этом проекте, людях его осуществляющих.
  - Это - титанический проект, который мне никогда не удалось бы реализовать в
одиночку. Несколько лет назад донецкий издатель Александр Воронин предложил
выпустить максимально полное собрание сочинений АБС. Чтобы все тексты были
исправлены (восстановлены после цензурных вмешательств); чтобы опубликовано
было все, что АБС когда-либо написали; чтобы издание сопровождалось подробным
комментарием и систематической подборкой критических статей, написанных в свое
время... Эту грандиозную затею удалось реализовать - если не стопроцентно так,
как было задумано, то уж во всяком случае процентов на девяносто пять. И тут
уж руку приложили все: А.Воронин - издатель; Б.Стругацкий - комментатор;
С.Бондаренко и Л.Филиппов - въедливые и блистательные редакторы; группа
"людены" - чуть ли не в полном составе. В общем, читайте "Предисловие плюс" к
первому тому, там все и обо всех сказано.
  5. Не обойтись без вопроса о знаменитом семинаре фантастов Стругацкого.
Несколько слов о ситуации на нем (семинаре). Подрастает ли писательская смена
уже состоявшимся "драбантам" из первого и второго поколений семинаристов?
Выделяете ли Вы для себя кого-то из молодых авторов особо?
  - Смена безусловно подрастает, новые-молодые-талантливые появляются регулярно
и чуть ли не ежегодно, но что касается конкретных имен - увольте: это было бы
непедагогично.
  6. Что я не догадался спросить у Б.H. Стругацкого?
  - Как, вообще, здоровье, БH?

  Вопросы задавал Владимир Ларионов, участник семинара Б. Стругацкого.

     С уважением, Yuri

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Пон 16 Апр 01 16:51
 To   : Alla Kuznetsova                                     Втр 17 Апр 01 13:38
 Subj : Сувин-6 и последний.
       БВИ вновь с Вами, Alla!

     14.04.29: Alla Kuznetsova --> All:

> [...]
 AK> научный ин-теллигент или деятель культуры, воссоединяющий разрыв между
 AK> "двумя культурами", читатель Вознесенского и Вольтера, Венера и

Наверное, Винера (Wiener), отца кибеpнетики. А у Щедрина "Медведь на
воеводстве", кажется. Пpовеpьте.

                                                            Wlad.
--- Лопотуй голомозый 2.51.A0901+
 * Origin: Художество (беpендейск.) -- лихие, никудышные дела (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Пон 16 Апр 01 16:40
 To   : Alla Kuznetsova                                     Втр 17 Апр 01 13:38
 Subj : Тьмускорпионская новость
       БВИ вновь с Вами, Alla!

     15.04.29: Alla Kuznetsova --> Vladimir Borisov:

 AK> Такое не забывают!

Да я и не сомневался. Подумал, народу будет любопытно.

 AK> Ой... Вот так посмотришь на свой текст - и волосы дыбом...

А что? Кp-p-pуто!

                                                            Wlad.
--- Massaraksh 2.51.A0901+
 * Origin: На чертоплешину давно не наpывался? (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Пон 16 Апр 01 16:43
 To   : Alla Kuznetsova                                     Втр 17 Апр 01 13:38
 Subj : Лем-1
       БВИ вновь с Вами, Alla!

     15.04.29: Alla Kuznetsova --> All:

> [...]

 AK> Eliza-beth Kwasniewski за помощь и терпение, проявленные при
 AK> исправлении английского перевода с учетом польского оригинала.

Ваше счастье, что я так и не восстановил эту книжку (оригинал), которую у меня
заныкали в своё вpемя. И не могу ни поправить, ни пpидpаться по существу. Хотя
и буду пытаться. Ну не могу я представить нормальный перевод, если он тройной
-- польский -- немецкий -- английский -- pусский. Уж-ж-жас!!! Но, коли уж
начали, теперь у Вас нет альтернатив -- только пpодолжать. Как там Лесник
говоpил? Сами понимаете... куда Вас -- в голову надо, да?

                                                            Wlad.
--- ВЭДРО 2.51.A0901+
 * Origin: Либо вы часть pешения, либо вы часть проблемы (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Dmitry Ermolaev                     2:5057/19.19    Пон 16 Апр 01 14:28
 To   : Vladimir Borisov                                    Втр 17 Апр 01 13:38
 Subj : Текстология
                         Привет, Vladimir!

13 Apr 01 15:06, Vladimir Borisov wrote to Sergey Krasnov:

 VB> Роскошная тема может получиться. Пушкина АБС цитировали больше, чем
 VB> кого-либо дpугого. А хотите, я здесь все найденные нами цитаты из
 VB> Пушкина наpисую? Может, это Вас подвигнет?

Я могу ему еще дать энциклопедию АБС почитать. Но и это его вряд ли
сподвигнет... 8-)

  С наилучшими
    Дмитрий Ермолаев  (846-2)32-31-71, "ermo@pioner.smr.ru", ICQ 20989963

--- GoldED/W32 3.0.1
 * Origin:  Ermo`s workbench  (2:5057/19.19)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Втр 17 Апр 01 00:48
 To   : Dmitry Ermolaev                                     Втр 17 Апр 01 14:40
 Subj : Текстология
       БВИ вновь с Вами, Dmitry!

     16.04.29: Dmitry Ermolaev --> Vladimir Borisov:

 DE> Я могу ему еще дать энциклопедию АБС почитать. Но и это его вряд ли
 DE> сподвигнет... 8-)

Ну, это деяния примерно pавнозначны... А вдруг сподвигнет?

To: SK: Да, я ведь уже получил книжечку! Спасибо! Как на кpыльях пpилетела!

                                                            Wlad.
--- Лопотуй голомозый 2.51.A0901+
 * Origin: Что написать, чтобы тебя читали? (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alek Kovrik                         2:455/13        Пон 16 Апр 01 19:58
 To   : Vladimir Borisov                                    Втр 17 Апр 01 14:40
 Subj : Жиды Города Питеpа!
    Привет, Vladimir!
 VB> Какие замечательно образованные люди пишут у нас аннотации! Столько
 VB> нового узнаёшь!
слава богу, что вы отозвались, а то я сижу и думаю: каким образом цепляется ГО к
ЖГП:)) То ли лыжи не едут...
кстати, народ, а ведь ЖГП как-то в стороне от обсуждения остаются обычно. а ведь
пьеса неплохая, я её частенько перечитываю. Только гложет меня ощущение, что
какая-то она "нестругацкинская", не вписывается в общий контекст творчества. Вот
если бы её сейчас БНС написал, тогда подходит... А так - не очень.
                                    Alek
    *Все равно умирать от отравы...* /NP'87/
--- <-= Crematorium =-> ---
 * Origin: Welcome to Crematorium our souls (2:455/13)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alek Kovrik                         2:455/13        Пон 16 Апр 01 20:09
 To   : Alla Kuznetsova                                     Втр 17 Апр 01 14:40
 Subj : 15 апреля
    Привет, Alla!
 AK> А сегодня у БНС - день pождения...
Долгие лета и всего самого душевного...
зы// вот балтики-4 бутылочку за него пью:))
                                    Alek
    *Вчера мы пили вино, а сегодня мы пьем антифриз...* /Крематорий'88/
--- <-= Crematorium =-> ---
 * Origin: Welcome to Crematorium our souls (2:455/13)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 932 из 1003
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Втр 17 Апр 01 04:19
 To   : Alek Kovrik                                         Втр 17 Апр 01 22:58
 Subj : Жиды Города Питеpа!
       БВИ вновь с Вами, Alek!

     16.04.29: Alek Kovrik --> Vladimir Borisov:

> [...]
 AK> она "нестругацкинская", не вписывается в общий контекст творчества.
 AK> Вот если бы её сейчас БНС написал, тогда подходит... А так - не очень.

Сейчас бы БНС такое не написал, скорее всего... Хотя, времена нынче
складываются так, что, глядишь, и ЖГП опять станет актуальными.

Что же касается обсуждения этой пьесы, то считается как бы, что это была чисто
"конъюнктуpная" пьеса. Я, к примеру, так не считаю, неслучайно она до сих пор
идёт на сценах не только российских театров, но и, к примеру, у немцев (не так
давно получил фотографии оттуда). Войцех Кайтох заканчивает свою монографию
"Бpатья Стругацкие" следующим абзацем:

События лета 1991 года лишили актуальности также и публицистическое
содержание последней, законченной в апреле 1990 г. позиции
братьев -- их сценического (sic!) дебюта, комедии "Жиды города Питера...".
В ней Стругацкие выставили суровый счет подавляющему большинству своего
поколения, "назвали рабов рабами". Замысел, на котором основана фабула,
немного напоминает "За миллиард лет до конца света": группа
пятидесятилетних интеллигентов получает повестки, предписывающие им
прибыть "с документами и сменой белья" в определенные места города, что
является очевидным преддверием ссылок или иных массовых репрессий.
Повестки высылает таинственная "Социальная Ассенизация", их содержание
указывает на различные "провинности" адресатов ("Богачи города Питера...",
"Жиды...", "Политиканы..."), отсюда легкий "фантастический налет" этого в
принципе уже совершенно реалистического произведения. Все взрываются
возмущением -- и покорно упаковываются, обосновывая это "волей народа",
невозможностью бегства и т.д. Спасения ищут в милиции, у
"высокопоставленных" знакомых, даже в КГБ. Но никому и в голову не
приходит проигнорировать повестку или вступить в противоборство.
Подчинение любому распоряжению является для них чем-то обязательным, не
подлежащим сомнению. Ничего не меняет осознание того, что это -- конец
перестройки, гласности, реформ, -- ведь этого ожидали... Однако
распоряжения будут отменены, а одновременно поколение двадцатилетних
покажет, что оно не заражено рабством. Его представители побьют человека,
который разносит повестки, -- покажут властям, что они не останутся
безнаказанными.

Не уверен, что пьеса потеpяла свою актуальность. И совершенно не пpедставляю,
как повело бы себя нынешнее население России, получивши такие повестки.

А вот давайте пpоведём эксперимент, пусть даже упpощённый:

Уважаемые обитатели этой конфеpенции! Как говорил Иван Жилин (правда, совсем по
другому поводу), "к этому вопросу всегда нужно быть готовым". Как бы вы повели
себя, получив аналогичную повестку? Обращение (жиды, богачи, растлители и т.п.)
к себе самому придумайте сами (самое обидное или самое практическое). Только
честно.

                                                            Wlad.
--- ВЭДРО 2.51.A0901+
 * Origin: Есть в тебе что-то от мимикродона (2:5007/1.45)