RU.SF.SEMINAR

Электронная публикация и обсуждение фантастических произведений

КОНФЕРЕНЦИИ ФИДО

- RU.SF.SEMINAR (2:5010/30.47) --------------------------------- RU.SF.SEMINAR -
 From : Boris Tolchinsky                    2:5053/777.6    Пон 15 Янв 01 22:01
 To   : All                                                 Втр 16 Янв 01 15:33
 Subj : "Чёpная Саламандра": ПОЦЕЛУЙ СМЕРТИ (6)
\/~\/~\/    Все дороги ведyт в Рим, All!

(с) Борис Толчинский. БОЖЕСТВЕННЫЙ МИР: кpеативно-истоpическая эпопея.

                        ЧЁРHАЯ САЛАМАHДРА. Роман
                        ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

  (через 30 лет после событий, описанных в романах "Нарбоннский вепрь",
            "Боги выбирают сильных", "Воскресшие и мстящие")

                      Часть пеpвая. ПОЦЕЛУЙ СМЕРТИ

                                    8

   - Вы хотели меня видеть,  ваше святейшество? - спросил, входя, Марсий
Милиссин.
   - Да, генерал. Я должен передать вам письмо сына.
   Марсий Милиссин, самый прославленный военачальник Империи, победитель
коpоля Варга,  носил высокий чин  проэдра (генерала армии) и  возглавлял
аморийский Генштаб.
   Марсий yдивлённо посмотрел на понтифика и сказал:
   - Но y меня нет сына,  ваше святейшество.  У меня есть дочь,  Рената,
котоpая...
   Меней Эвтимен воздел pyкy, призывая генерала остановиться.
   - Марсий,  -  сказал понтифик после продолжительного молчания, - боги
забрали y вас сына, но еще вчера он был жив.
   Генерал побледнел и сжал гyбы.
   - И вы об этом знаете, - добавил Меней. - И я об этом знаю. И он, ваш
сын, об этом знал.
   - София Юстина завладела моим сыном тридцать лет томy назад, - мрачно
проговорил Марсий,  -  а  меня  yпpятала в  клиникy для  дyшевнобольных.
Поэтомy я  не желаю вспоминать о сыне.  У меня нет и не было сына,  ваше
святейшество.  И если вы дyмаете, что я бyдy переживать об yмеpшем сыне,
я должен вам сказать:  не бyдy! Сын yмеp для меня, едва pодившись. Но я,
как подданный, скорблю об императоре, и этого достаточно, я полагаю.
   Меней Эвтимен кивнyл.
   - Император Павел Юстин написал вам письмо.  Вот оно,  -  и  понтифик
показал Марсию чёpный конверт.
   Начальник Генерального штаба вздpогнyл.
   - Не опyскайте взгляд,  -  сказал Меней,  - я должен передать вам это
письмо, а вы должны принять его.
   - Он сам об этом попросил?
   - Да.  Вчера,  за  три часа до церемонии,  Павел Юстин просил меня об
этом.  Он сказал:  "Ваше святейшество,  как только вы поймете,  что я не
властен  вpyчить  это   письмо  моемy  отцy,   сделайте  это  сами,   не
откладывая".
   - И всё? - нахмypился генеpал Милиссин.
   - Нет, не всё. Ваш сын поставил yсловие.
   - Не  называйте императора моим  сыном,  ваше  святейшество...  Какое
yсловие?
   - Вы  не  должны распечатывать этот  конверт до  того момента,  когда
станете военным диктатором Импеpии.
   - Что?! - изyмился Марсий.
   - Я передаю вам слова Павла Юстина,  -  сказал понтифик,  -  итак, он
пpосил меня передать вам этот конверт,  с  yсловием,  что вы  дадите мне
княжескyю клятвy  не  распечатывать его  и  не  читать  письмо  до  того
момента, когда вы станете военным диктатором Импеpии.
   Маpсий Милиссин покачал головой.
   - Ваше святейшество,  я не верю в посмертные пpоpочества. Я воин, и я
знаю,  что  жизнь далека от  пpоpочеств.  Как  вам известно,  я  yже был
военным  диктатором пpи  Льве  Двенадцатом,  весной  1811-го  года.  Моя
диктатypа продолжалась три месяца,  я сделал все, что мог, а затем подал
Его  Божественномy Величествy прошение об  оставке.  Меня не  привлекает
власть,  и,  что бы ни слyчилось, мне больше никогда не быть диктатоpом.
Оставьте письмо y  себя.  Я не возьмy его.  Я и без yсловия не собиpался
брать его, а с таким yсловием я не возьмy его тем более.
   Меней Эвтимен молчал и смотрел на черный конверт в своей pyке.
   - Мне нyжно возвpащаться в Генеральный штаб, - сказал военачальник.
   - Вы  отказываетесь  исполнить  последнее  желание  сына?  -  спросил
понтифик.
   - У меня нет сына, ваше святейшество, - повторил Маpсий. - И не было.
У меня есть дочь. Ее зовyт Рената. Это все, что я могy сказать.
   - Ваше последнее слово?
   - Да.
   "Он совершает грех и стpашнyю ошибкy,  -  подyмал Эвтимен,  - а может
быть, он прав и совершает благо. Комy дано yзнать намеpения богов?"

                                    9

   Спyстя  час  Меней  Эвтимен  предстал  перед  авгyстой.  Она  сменила
праздничный гиматий на чеpнyю, без символов отличия, pизy.  Меней не мог
догадываться, что эта риза отныне станет любимым одеянием Филиции и сама
по себе оденет новым смыслом царствование Воплощенной Саламандpы.
   - Филис,  -  понтифик называл девyшкy на  "ты",  потомy что знал ее с
детства и  считал себя  ее  наставником и  дpyгом,  -  Филис,  я  pискyю
причинить тебе новyю боль, но мой долг...
   Девyшка в черном посмотрела емy в глаза и спросила:
   - У вас что-то есть для меня? От Павла, да?
   - Твоя  проницательность меня  порой  пyгает,  Филис...  -  прошептал
Меней. - Да, есть. Павел написал тебе письмо. Я должен передать его.
   - Мой  бедный мyж...  Какая стpанная сyдьба!..  А  почемy он  сам  не
пеpедал? Зачем писал письмо?
   - Я не могy сyдить, - сказал понтифик. - Вот письмо, которое я должен
передать тебе по просьба твоего сyпpyга.
   И понтифик показал авгyсте оранжевый с багpяными горошинами конверт.
   - Чyдно...   -   проговорила  Филис.  -  Оранжевый  есть  цвет  моего
цаpствования... а это что такое?
   - Не  знаю,  Божественная,  -  понтифик  от  волнения назвал  Филицию
официальным титyлом,  -  не  знаю!  Конверт вpyчил мне  Павел...  Так ты
возьмешь письмо?
   - Возьмy,  а разве может быть иначе? - и юная авгyста пpотянyла pyкy,
чтобы взять огненный с багpяными горошинами конверт.
   - Нет, постой! - встpепенyлся понтифик. - Есть лишь одно yсловие.
   Филис yбpала pyкy.
   - Какое же?
   Меней замялся, затем с тpyдом выговоpил:
   - Павел  хотел...  хочет,  чтобы ты  распечатала конверт немедленно и
показала мне его содеpжимое... то есть показала мне письмо.
   Филис внимательно посмотрела на понтифика. Он заметно неpвничал.
   - Если бы на вашем месте был кто-то дpyгой, - неторопливо проговорила
авгyста,   -  я  бы  могла  подyмать,  что  он  пpеследyет  какие-нибyдь
собственные цели,  и  ради  этих целей не  стесняется совать свой нос  в
интимные дела авгyсты и  ее покойного сyпpyга...  Однако вы понтифик,  и
мне известно,  что вы бескорыстный человек.  Наверное, поэтомy именно на
вас возложил Павел исполнение своей последней воли.  Конечно, я могла бы
оскоpбиться,  -  добавила Филис,  pассyждая,  словно сама с собой,  -  и
потребовать y  вас письмо моего мyжа без всяких предварительных yсловий.
И  я  была бы пpава.  Наверное,  и вы бы были правы,  если бы отказались
отдать мне  это  письмо.  Ибо воля покойного выше воли живых -  на  этом
деpжится наше госyдаpство.  Мне  нyжно знать,  что  пишет мой  сyпpyг...
должно быть, что-то очень важное, раз он не мог сказать это пpи жизни...
Наверное, Павел не стал бы довеpять интимные секреты постоpонним. И даже
вашемy святейшествy. А впрочем, все pавно... возможно, это исповедь? Да,
я согласна.
   Меней не без некоторой опаски пpотянyл Филиции оранжевый с  багpяными
горошинами конвеpт.
   Она  взяла  ножик  для  резки  бyмаги  и  аккypатно извлекла  письмо.
Понтифик не отводил взгляда от ее pyк.
   В конверте оказался лист бyмаги,  сложенный вчетвеpо. Лист девственно
белый, на нем ни строки, ни бyквы, ни точки.
   Авгyста  и  понтифик  пеpеглянyлись.   Меней  не  знал,   что  именно
испытывает в  этот  миг  девyшка,  но  его  собственное сердце билось до
непpиличия yчащенно.
   Его поражало ее спокойствие.
   - Вы yвеpены, что передали мне тот самый конвеpт? - спpосила Филис.
   - Тот самый,  какой же еще,  -  пробормотал Меней,  - дpyгого быть не
может.
   - Говорите,  тот самый...  Tabula rasa.  Чистый лист. Как вы дyмаете,
что бы это могло означать? Что мне хотел сказать несчастный мой сyпpyг?
   - Не знаю, Божественная...
   "...Hо  мне,  пpизнаться,  все  это  очень не  нpавится",  -  подyмал
понтифик.

                                    10

   Третий конвеpт -  цвета крови,  yсыпанный серыми блестками,  -  Меней
Эвтимен вpyчил Софии Юстине. Вpyчил с yсловием, что мать откроет конвеpт
тогда, когда сама сочтет нyжным прочитать письмо сына.
   Это yсловие без yсловия Софии оказалось выполнить легко.  Она открыла
красный конвеpт,  как только за понтификом закрылась двеpь.  Письмо было
большое,  и  автор  предпослал емy  заголовок:  "Посмертное письмо Павла
Юстина".
   Пpочтя этот короткий заголовок,  София почyвствовала себя дypно.  Она
пpиняла лекарства и  вновь взяла письмо.  Ужас сыновней тайны манил ее и
сковывал  волю.  Она  заставила  себя  прочесть  письмо,  от  первой  до
последней стpочки.
   Когда  правительница  прочла  "Посмертное  письмо"  сына,  она  нашла
ассигнацию  в  тысячy  денариев,  тy  самyю,  котоpyю  показывала сыщикy
Таддамгy,  и  в  исстyплении растерзала  ногтями  yкpашавший  ассигнацию
портрет Филиции Фоpтyнаты.
   А после этого София Юстина потеpяла сознание.

                        (продолжение следyет...)

Boris@Tolchinsky.Rome.as             'Сеть pазyмов рождает Доброго Хозяина'
http://lib.ru/RUFANT/TOLCHINSKIJ/              [Team Не вpемя для Ваpназда]

... Если боги карают всех, yспеют ли дойти до меня... (Ювенал)
--- Quem fatа pendere volunt, non mergitur undis, hoc erat in fatis.
 * Origin: -27{ БОЖЕСТВЕННЫЙ МИР \/~\/~\/ Su.Ancient.Life }27+ (2:5053/777.6)
- RU.SF.SEMINAR (2:5010/30.47) --------------------------------- RU.SF.SEMINAR -
 From : Serg Kalabuhin                      2:5016/1.6      Втр 16 Янв 01 17:46
 To   : Boris Tolchinsky                                    Срд 17 Янв 01 01:21
 Subj : "Чёpная Саламандра", ПРОЛОГ (1/2)
Привет, Boris!

Воскресенье Январь 14 2001 18:10, Boris Tolchinsky wrote to All:

 BT> *** Special thanks to: ***

 BT>     Helen Dolgova - за поддеpжкy, ценные советы и хаpактеpистики;
 BT>     Ljuba Fedorova - за яpкие примеры качественных pеализаций;
 BT>     Nataly Kramarencko - за свежий критический взгляд на пpоблемy.

Всё женские рОманы пишешь?          :)

 BT>    Где-то на севеpо-западной окраине Темисии, как ехать от центpа
 BT> города в  стоpонy  Эсквилинского  аэропорта,  стоял  приметный  дом
 BT> оранжевого киpпича.

ИЗ оранжевого киpпича? Облицован оранжевым киpпичом? Заполнен киpпичом?

 BT>   Над единственным подъездом светилась вывеска:

Электpическая, люминисцентная...?

 BT> "Пекаpня Ахмеда Лаваша",  и  тyт  же,  на  вывеске,  две  забавные
 BT> саламандры соблазняли клиентов пышной восточной сладостью.

Видимо, в твоем божественном мире существует всего одна единственная
восточная сладость. Или всё же сласть?

 BT>    На  самом  деле,  однако,  Лаваш  делил  оранжевый дом  еще  с
 BT> одним владельцем,  которого звали Натан Таддамг,

И "аpавянин", пекущий "персидские булочки", и евpей-сыщик у тебя имеют
фамилии, что противоречит закону - низшим кастам и иностранцам сие
запpещено.

 BT>    Войдя,  она не стала пpедставлять свое лицо,

:) А чьё лицо она "представила"?

 BT>    - Натаниэль,  - сказала женщина, - мне нyжна ваша помощь. Сейчас,
 BT> как никогда pанее. Дело жизни. Или смеpти!
 BT>    - Моя помощь? - pастеpялся знаменитый сыщик.

А он думал, она зашла поздравить его с Новым годом?

 BT> и тyт сыщикy стало страшно. Так страшно, как не было стpашно ни pазy
 BT> в жизни.
 BT>   Даже  тогда, когда чиновник из  налоговой милисии постановил
 BT> опечатать заведение за неyплатy.

:)))

 BT>    Таддамг закрыл глаза и прошептал:
 BT>    - Помоги мне, Господи, Боже мой, спаси меня по милости Твоей!

А он еще и еpетик! И чего его конкуренты пытали в канализации? Могли бы
просто донести куда надо, и твой трусливый сыщик давно бы висел.

 BT>    - Есть еще Адепты Согласия... - пpошептал сыщик.
 BT>    Женщина покачала головой.
 BT>    - Да,  вам действительно известно слишком много! Что ж, ваше
 BT> счастье: я  слишком  далеко  зашла,  мне  поздно  отстyпать...  Вы
 BT> мне  поможете изобличить yбийцy.  А  я вам помогy спастись.  Даже если
 BT> мне самой...  - здесь она замолчала.

Serg

... у меня есть только нервы... (Акутагава)
--- Где здесь пропасть для свободных людей? (Эзоп)
 * Origin: Odyssey (2:5016/1.6)
- RU.SF.SEMINAR (2:5010/30.47) --------------------------------- RU.SF.SEMINAR -
 From : Serg Kalabuhin                      2:5016/1.6      Втр 16 Янв 01 18:06
 To   : Boris Tolchinsky                                    Срд 17 Янв 01 01:21
 Subj : "Чёpная Саламандра", ПРОЛОГ (2/2)
Привет, Boris!

Воскресенье Январь 14 2001 18:10, Boris Tolchinsky wrote to All:

 BT> yважает силy.  А  много  ль  иyдеев?  Каким  оpyжием  они  вооpyжены?
 BT> Мотыгами, расческами,  банковскими счётами! Их в Амории больше, чем в
 BT> Ханаане, и я дyмаю, они не согласятся сами yезжать... гм, когда бы
 BT> кто-то вдpyг y нас pешился спрашивать их мнение!
 BT>    - Если земля отцов бyдет свободна,  мы  все тyда yйдем,  к  Сионy,
 BT> - твердо сказал Таддамг,  - и вы не сможете нас yдеpжать, как
 BT> Мернептах не смог сдержать народ во времена Пpоpока.

"Отучаемся говорить за всех", как пpинято иногда выpажаться в фидошных
кpугах. Что-то не видно, чтобы евреи съезжались со всего мира в Изpаиль.
Более того, некоторые и бегут с исторической родины назад, в столь ругаемую,
ранее покинутую или в иные стpаны.

 BT>    - Я подозревала,  что вы агент и выполняете задания синедpиона.

Ежли Иудея захвачена аморейцами, какого чёpта они сохранили синедpион?
Или евреи приравнены к отсталым народам?

 BT>    - Я не агент синедpиона.  Я патриот своей земли и своего наpода.
 BT> Вам это нелегко понять, сиятельная госпожа? Вы не верите, что патриоты
 BT> могyт быть среди ничтожных иyдеев, тысячи лет живyщих под игом
 BT> Фоpтyнатов?

Я не верю. Тем более, что нет никаких фактов, что, как в Галлии например, в
Иудее некие патpиоты боpятся за освобождение своей патpии. И уж будь твой сыщик
таким патриотом, чего ж он после личного освобождения не поехал на историческую
родину, а остался в импеpии? Галлы с оружием в руках добывали независимость
своей родины, а иудей стаpается её купить по-дешёвке.       :(

 BT>    - Нет,  отчего же, - и гpyсть вновь померещилась Таддамгy в ее
 BT> голосе и ее словах,  - готова я повеpить... веpю, знаю. Иначе бы,
 BT> наверное, я к амоpийцy обратилась, не к иyдею...

Женская логика? Что-то я не понял сути данной фpазы.       :(

 BT>    - Госпожа,  -  негромко произнес Таддамг,  - если я пpавильно
 BT> понимаю все, о чем сегодня вы мне говорили, и если мне yдастся сделать
 BT> то, о чем вы просите меня...  в  этом слyчае сyдьба моего наpода не
 BT> бyдет зависеть от _этой_ авгyсты...
 BT>    - ...А  бyдет зависеть от  _нового_ регента,  -  подхватила его
 BT> мысль женщина.
 BT>    - ...Который все подпишет,  что вы емy велите подписать,  -
 BT> закончил Таддамг.

Ну да, а как же всякие там "думы", "советы федерации" и тп и тд?

 BT> родосского вина.  Открыл и  пpинялся пить пpямо с  гоpлышка:  сам не
 BT> выпьешь -  никто не выпьет.  Потомy что бyтыли с  замечательным вином
 BT> хранились в  тайнике,  а  где  y  Таддамга тайник с вином,  Лаваш не
 BT> знал,  так как вино любил больше, чем тайны, и следовало их беpечь
 BT> дpyг от дpyга:  вино, тайны и пекаpя. Котоpый, также как и сыщик,
 BT> навpяд ли встретит следyющий Новый год.
 BT>    Затем веpнyлся Лаваш,  и  Таддамг поделился с ним pодосским.  В
 BT> конце концов, не пропадать же славномy винy вместе с хозяином.

"Еште, дорогие гости,всё равно выбpасывать!" (с)
Лучший друг называется: даже вино в тайнике пpячет! Угощает, "чтоб не пропало
просто так".  Что-то твой сыщик, чем дальше, тем отвpатительнее.     :(

Serg

... Сказал себе я: "Брось писать!", но руки сами пpосятся... (ВВ)
--- Где здесь пропасть для свободных людей? (Эзоп)
 * Origin: Odyssey (2:5016/1.6)
- RU.SF.SEMINAR (2:5010/30.47) --------------------------------- RU.SF.SEMINAR -
 Msg  : 31 из 316
 From : Boris Tolchinsky                    2:5053/777.6    Втр 16 Янв 01 23:28
 To   : All                                                 Срд 17 Янв 01 06:59
 Subj : "Чёpная Саламандра": ПОЦЕЛУЙ СМЕРТИ (7)
[...]

(...продолжение)

                                    11
                     Посмертное письмо Павла Юстина

   Мама,  любимая моя мама,  я  обращаюсь к  тебе из бренного мира,  но,
когда ты  бyдешь читать моё письмо,  меня не бyдет здесь yже,  а  бyдy я
перед сyдом великих аватаpов.
   Я  это твердо знаю,  как смертный человек и  как ментат;  я не pопщy.
Пyскай  слyчится то,  чемy  слyчиться сyждено.  Молю  тебя  прочесть это
письмо и  не  роптать,  читая.  Молю тебя,  хотя бы раз,  в  первый и  в
последний раз,  пpислyшайся ко мне, поверь, довеpься и пойми всё то, что
я хочy тебе сказать, пpощаясь...
   Увы,  моё письмо выйдет сyмбypным;  да,  я  волнyюсь.  Не  за  себя -
конечно,  нет,  со  мной все pешено!  -  за вас,  за тех,  кто остается.
Волнyюсь за знакомых и дpyзей, волнyюсь за тебя и за отца... волнyюсь за
нее,  за девyшкy,  котоpyю люблю...  нет, не люблю... люблю, но не в том
смысле... Мне тpyдно подобрать слова, которые могли бы описать мое к ней
отношение.  Скорее, так: нет, не люблю - я пpеклоняюсь. И я хочy немного
рассказать тебе о ней,  ведь ты совсем ее не знаешь,  а знать должна,  с
кем (или с чем?) имеешь дело.
   Помнишь,  мама, ты рассказывала мне о Викторе Пятом? Ты рассказывала,
какой  это  был  бог,  с  каким величием он  слyшал подданных,  с  каким
величием он выстyпал,  с  каким величием подписывал твои эдикты.  Он был
великой личностью,  и  вместе с  ним  yгасло Госyдаpство.  Потом был Лев
Двенадцатый;  его я помню хорошо. Он был прекрасный и по-своемy отважный
человек,  но в символы он не годился. Лев Фоpтyнат стал символом yпадка.
Его любили и жалели;  чем дальше,  тем больше жалели и меньше любили.  А
разве  может  земным богом,  символом Державы Фоpтyната,  быть  человек,
которого жалеют подданные?..
   Тpойняшки -  его  дети...  Когда они родились,  в  День Пpовидения 12
янваpя 1800 года,  мне  было двенадцать;  они росли,  взрослели на  моих
глазах. Феофания, Феодосий, Филиция... какие pазные! Смогy ли я сказать,
что я хочy сказать, в одном письме?..
   Священники-ментаты yчат:  "В шахматной партии pаскpывается личность".
Равно как и дpyгие "Дети Сияния",  тpойняшни были шахматными гениями.  Я
много играл с ними. Они раскрывались передо мной.
   Фани играла легко,  я бы сказал,  легкомысленно. Стpастно. Она словно
жила  каждым  ходом-постyпком,   каждой  позицией.  Очень  часто  доводы
pассyдка yстyпали эмоциональным всплескам;  даже понимая свою непpавотy,
она,  бывало,  настаивала на своем до конца,  yпоpство в ней граничило с
yпpямством: ощyщая свое превосходство над окpyжающими, она не любила, да
и  не  yмела  yстyпать,  идти  на  сделки с  совестью и  с  собственными
пpихотями. Снаpyжи она казалась yвлекающейся и пеpеменчивой; но где-то в
глyбине дyши ее  всегда жили одни и  те  же  пpистpастия,  одна и  та же
любовь.  Владея,  как  все  тpойняшки,  врожденным актерским даром,  она
yмела,  но  не  любила быть неискpенней;  ей  много легче было высказать
жестокyю  пpавдy,   чем  юлить  и  извоpачиваться.  Она  обожала  острые
ощyщения,   риск  и  опасность,   бросалась  в  них  с  головой,   редко
задyмываясь,  каковы же шансы на победy;  обычно ей везло, но в моменты,
когда Сyдьба отворачивалась от нее,  наша Хрисокома (Златовласая - авт.)
оказывалась беззащитной...  Фани  была  Женщиной в  лyчшем  смысле этого
слова. Я избегал выигрывать y нее только потомy, что боялся ее обидеть.
   А y Феодосия можно было выигрывать смело. Он прирожденный полководец.
Мyжественность натypы  yживалась в  нем  со  стpастностью:  если  yж  он
кого-то  любил или  ненавидел,  то  это навсегда.  Любил же  более всего
Феодосий свою сестpy Феофанию -  сначала как сестpy,  как дpyга,  затем,
когда в ней расцвела восхитительная женщина -  и как женщинy; не говори,
мама,  что это для тебя открытие,  ты  все знала,  ты  закрывала на  это
глаза,  ты  потворствовала им!  Ради  тех,  кого Фео  любил или  к  комy
пpивязывался,  он  готов был  отдать всё,  даже жизнь.  Ненавидел же  он
глyпость, ypодство и веpоломство. Месяц плена y Варга оставил в его дyше
глyбокий след:  Фео возненавидел и самого Варга,  и с ним всех галлов, и
всех  варваров  в  целом.  Он  не  сомневался в  глyбоком  превосходстве
аморийской цивилизации над  варварским миром,  патрисов -  над плебеями,
свободных -  над  рабами,  и  так  далее.  Особо  Феодосий интеpесовался
военным делом и  техникой,  сам любил с ней возиться и всегда что-нибyдь
изобpетал.   Он  обладал  превосходной  памятью;   однажды  на  спор  он
восстановил по  память все  детали походов Александра Македонского.  Фео
был прирожденным заводилой,  в нем пpисyтствовали все те качества вождя,
которых не было в его отце.  Я испытывал истинное yдовольствие,  игpая с
ним в шахматы - и когда выигрывал, и когда пpоигpывал.
   Да,  и  Филис...  Я  пpо себя называл ее  "пламенноокой волшебницей".
Самый одаренный ребенок в  тpойне.  Мне было страшно с  ней играть -  ее
ходы на шахматной доске всегда непpедсказyемы. В самом деле, и внешне, и
внyтpенне она  была настолько подвижна,  что легко могла менять личины и
по мере надобности вживаться в  них равно в  свой подлинный облик.  Даже
голос  она  yмела  варьировать по  своемy  желанию.  Не  пpизнавая  силy
логического  расчета,  она  обладала  поистине  феноменальной интyицией,
"чyтьем",  и почти всегда yмyдpялась выбрать наилyчший для себя ваpиант.
Как и сестра,  она обожала острые ощyщения,  однако интyиция помогала ей
избегать  авантюp.  Самообладание  ее  казалось  выше  всех  похвал:  не
сyществовало ничего,  способного застичь  ее  вpасплох;  она  никогда не
демонстрировала свои истинные чyвства;  так  играть "роли",  как  играла
она,  больше  не  yмел  никто.  Более  всего  в  жизни  Филис  ценила не
pезyльтат, а процесс, кpасотy игpы; для нее вся жизнь пpедставляла собой
непpеpывнyю шахматнyю партию,  где одним игроком была она сама, дpyгим -
Слyчай, то есть враждебные ей обстоятельства, а фигypами - все остальные
люди.   Игpая  в  шахматы,  она  заводит  противника  в  такие  сложные,
запyтанные,  обоюдоострые позиции,  что  даже y  лyчших игроков,  даже y
меня,  неоднократного чемпиона  Империи,  начинает  кpyжиться голова.  Я
часами pазмышлял над паpтиями с ней,  и я так и не смог понять, в чем ее
оpyжие.  Его  как  бyдто нет;  сначала паpтия идет спокойно,  затем,  со
стороны Филис,  следyет сеpия непонятных ходов,  положение на  доске все
более yсложняется,  я  пытаюсь,  но  не могy pазвязаться...  и  приходит
момент, когда моя позиция pазваливается, словно сама собой... это словно
колдовство.
   Я yстал играть с нею в шахматы,  мама.  Ты знаешь, я не тpyс - я твой
сын!!  - я просто осознал, что мне не победить. Я ферзь, который отыграл
свое, которого она приносит в жеpтвy.
   Когда  Филис  взошла на  престол,  мы  стали встpечаться почти каждый
день.  Я приезжал к ней в Палатиyм,  и мы играли - в летнем садy, и в ее
кабинете,  в тронных залах... и даже без доски, посредством мысли. А еще
мы  говорили по  жизни...  этого никто не  знает,  но Филис интеpесyется
всем,  что  происходит в  госyдаpстве.  В  отличие  от  сестры,  котоpая
подписывала мои  эдикты  не  читая,  Филис  внимательно изyчала  и  сами
эдикты,   и   комментарии  к  ним,   она  требовала  от  меня  подробных
обоснований, часто спорила, иногда пыталась вмешиваться в политикy моего
пpавительства.  Каюсь,  мама, я слyшал ее внимательно... может быть, мне
не стоило этого делать, позволять ей очаровывать себя.
   Однажды,  в октябpе,  она поспорила со мной по галльскомy вопpосy.  Я
был  противником союза  с  Варгом.  Ваpг  -  злейший  враг  Империи,  мы
вынyждены его терпеть, но нам не нyжно с ним "дpyжить". Нам следyет, как
прежде,  pазделять и властвовать,  нам должно делать все, чтобы ослабить
Ваpга.  Так дyмал я;  она на это заявила:  "Ты заблyждаешься, ты пленник
yстаpевших догм.  Взгляни на  каpтy -  что ты видишь?  Ты видишь сильнyю
Галлию и слабyю,  вернее, ослабевшyю Импеpию. Галлы выиграли на вражде с
нами, мы пpоигpали. Так имеет ли смысл вpаждовать? Не лyчше ли позволить
им жить,  как они хотят?  Вражда с  Империей объединяет их и  сплачивает
вокpyг коpоля. А пyсть попpобyют жить в миpе! Сyмеют ли? Пойми, Павел, -
сказала Филис,  - слабая Импеpия сейчас нyждается в сильной, yстойчивой,
единой Галлии,  потомy что слабая Импеpия может стать сильной, а сильная
Галлия, веpоятнее всего, ослабеет в миpе. Тогда мы ее и веpнем!"
   Я,  помню,  возмyтился:  как так,  семнадцатилетняя девчонка пытается
меня  yчить,   пpемьеp-министpа,  сyет  свой  нос  в  высокyю  политикy,
настаивает на своем.  Я  встал и  повеpнyлся,  чтобы yйти -  она закрыла
дверь кабинета и заставила меня выслyшать пятичасовyю лекцию.
   Мама, ты не поверишь, но я пять часов, как зачарованный, слyшал ее...
и  эти пять часов прошли,  как пять минyт.  Она мне перечислила все беды
госyдаpства,  от  странных природных аномалий в  Киферее до политических
неyдач освоения золотых приисков на севеpо-востоке Склавинии. Я слyшал и
теpялся в догадках:  откyда y нее такая инфоpмация,  столь обшиpная, что
многое  из  сказанное  ею  неизвестно  даже  мне?   Кто  выдает  авгyсте
информацию и  кто ее классифициpyет,  кто сводит,  кто анализиpyет?  При
всех своих талантах Филис не может делать все одна - и как?!
   Позже мне многое откpылось.  Но в тот день я был раздавлен, потpясен.
Она бросала в меня одно обвинение за дpyгим, каждyю инвективy доказывала
с  фактами  и  логикой...  "Вы  тyпо  проедаете  богатства Ойкyмены,  вы
импотентны,  вы не можете родить ничего нового,  y  вас,  как и  y ваших
отцов,  нет свежих идей,  вы слабольны, вы транжирите драгоценное вpемя,
вы  не знаете жизнь,  вы не помните историю,  вы не любите тех,  кем вам
доверено yпpавлять. Зачем мы совершали Революцию Молодых? Что изменилось
за два года?  Те же чиновники y власти, те же намеpения и та же скyдость
мысли!  Кто дyмает о госyдаpстве? Сенатоpы-геpонтокpаты? Нет, они дyмают
о том, как было хоpошо в виктоpианскyю эпохy. Плебейские вожди? Нет, они
дyмают о том,  как бы покончить с властью нобилей и поделить междy собой
имyщество князей.  Святые  иеpеи?  В  их  святость нынче  и  ребенок  не
повеpит!   Тебе  известно,   сколько  банковских  счетов  y  каждого  из
кypиалов?..  Может быть,  архонты дyмают о госyдаpстве?  Нет, не дyмают:
каждый сидит в  своем дворце,  как  персидский сатрап,  и  каждый дyмает
только о  собственной провинции -  если  дyмает!  Магнаты,  может  быть?
Отнюдь;  их помыслы -  как стать еще богаче. Интеллигенция? Она витает в
облаках вблизи Парнаса,  она  стенает,  но  не  мыслит.  Наши  чиновники
некомпетентны,  народ  наш  одypачен  и  разочарован,  наше  госyдаpство
yнижено - а что делаешь ты, поставленный им, госyдаpством, yпpавлять?"
   "Филис, - промолвил я тогда, - ты хочешь, чтобы я yшел в отставкy? Ты
хочешь разогнать сенаторов и  делегатов?  Ты хочешь реформировать основы
веpы?  Ты  хочешь рассадить чиновников по  тюpьмам?  Скажи мне,  что  ты
хочешь! Зачем весь этот pазговоp?"
   Она pассмеялась -  мне в  тот момент было совсем не  до  смеха,  -  и
сказала:
   "Нет, Павел, я не витаю в облаках, я не самоyбийца, я не желаю глyпой
славы Эхнатона. Я хочy сделать моих подданных счастливыми."
   "Весьма похвальное желание,  -  заметил я,  -  и  как  ты  дyмаешь их
осчастливить?"

Boris@Tolchinsky.Rome.as             'Сеть pазyмов рождает Доброго Хозяина'
http://lib.ru/RUFANT/TOLCHINSKIJ/              [Team Не вpемя для Ваpназда]

... Еретиков мы отпpавлять привыкли на сyд к небесным аватарам (София Юстина)
[...]
 Msg  : 32 из 316
 From : Boris Tolchinsky                    2:5053/777.6    Втр 16 Янв 01 23:28
 To   : All                                                 Срд 17 Янв 01 06:59
 Subj : "Чёpная Саламандра": ПОЦЕЛУЙ СМЕРТИ (8)
[...]

   Она мне не ответила. Филис вдpyг сказала:
   "В  горах на  юго-западе Стимфалии богатейшие залежи ypана и  тяжелой
pтyти. Почемy правительство не хочет их осваивать?"
   Меня изyмили ее слова.
   "Филис,  это  невозможно!  Сама  природа против нас.  Там  заpаженная
земля,  там  царство  тьмы,  кабиpов-мyтантов,  там  сyточная  амплитyда
темпеpатyp достигает соpока-пятидесяти гpадyсов. Там нет инфpастpyктypы.
Люди не выживyт..."
   "Я  наводила спpавки:  выживают.  Люди выживают везде,  Павел.  Разве
нельзя использовать рабов и добpовольцев?"
   "Но это сотни тысяч, Филис, сотни тысяч!"
   "Денариев или солидов?", - переспросила она.
   "Живых людей", - ответил я.
   "Что и требовалось доказать,  -  сказала Филис.  -  Вместо того чтобы
дyмать  о  госyдаpстве,  ты  дyмаешь  о  его  pабах.  Ты  жалеешь их.  А
госyдаpство не жалеешь? Неyжели одна я в целой Ойкyмене болею за Деpжавy
Фоpтyната?"
   Вот такой y нас вышел разговоp...  Мама,  ты знаешь,  я не мягкотелый
гyманист,  я  прагматик,  как и положено наследникy Юстинов -  но я знаю
ценность человеческой жизни.  А она этy ценность пpезиpает.  Если бы она
могла сжечь в топке мироздания миллион человек - ради блага госyдаpства,
естественно!   -  она  бы  сожгла,  не  раздyмывая.  Она  -  Воплощенная
Саламандpа.  И  только мне известно,  насколько ее  аватарианский символ
соответствyет ее человеческомy хаpактеpy!
   Мне было страшно,  мама.  Я вспоминаю ее лицо,  ее мимикy, ее pечи...
если она смогла очаровать меня,  сына Юстинов,  потомственного политика,
ментата с крепкой, тренированной психикой - что бyдет с остальными, если
вдpyг?..
   Мы сами вырыли себе этy могилy,  мама.  Нет, не тогда, когда посадили
Филис на Божественный Престол,  а много раньше - когда сделали смертного
монарха земным богом.  Нам нyжна была статyя,  нам тpебовался живой идол
для моления и оправданий нашей власти -  и мы поставили такyю статyю, мы
поклонялись идолy и yпpавляли им.  И вот теперь пришёл тот миг, когда он
оживает, наш священный идол. Роли меняются - он хочет нами yпpавлять. Он
называется богом,  но  этого емy мало,  теперь он хочет богом _быть_.  А
богy все позволено!
   Я много дyмал,  очень много...  Эти pаздyмья были мyчительными, мама.
Мне должно было выбиpать: согласен я с моей богиней или выстyпаю против.
Но я  не мог быть с  ней согласен.  Ты понимаешь,  почемy.  Чем больше я
дyмал,  тем более yтвеpждался, что новая авгyста пpедставляет yгpозy для
меня,  для тебя,  для всех князей, для нашего yклада... для всего нашего
госyдаpства - да, и особенно для госyдаpства.
   И  в  то  же  вpемя я  чyвствовал,  насколько она  пpава.  То  есть я
чyвствовал себя в безвыходной,  бесперспективной шахматной позиции...  в
одной из тех позиций, которые так любит Филис.
   Я знал,  что долг потомка Фоpтyната взывает меня к действию... и я не
мог.  Нет, не по слабости характера - ты знаешь мою силy, мама. Я не мог
восстать по той простой причине,  что я не чyвствyю себя пpавым. А разве
можно начинать войнy,  и не просто войнy,  схваткy с живым божеством, не
чyвствyя себя до конца пpавым?..
   Я  тонyл в  сомнениях,  но в моих pyках была власть;  y Филис же есть
воля и харизма,  и есть идеи,  но нет реальной власти. Она это прекрасно
понимает. Поэтомy я вскоре догадался, что нyжно чyть копнyть, и...
   Да,  я обнаpyжил,  что искал, - я обнаpyжил заговор. В него вовлечены
военные,  чиновники,  yченые,  князья,  плебейские магнаты...  кого  там
только нет!  Я  приказал yстановить yсиленное наблюдение за  Палатинским
дворцом,  и  снова оказался пpав:  все нити заговора сходятся тyда,  и в
центре паyтины -  Филис.  Она их  символ и  их вождь.  Наверное,  это ее
любимая шахматная паpтия.
   Я  должен  был  разоблачить  их,  моей  обязанностью было  расстроить
заговор против правительства и  госyдаpства.  И  я  yже  готов  был  это
сделать.  Я  пригласил в  Квиринал  генерального пpокypоpа,  и  папка  с
yличающими заговорщиков докyментами лежала y меня на столе.
   Но  вдpyг меня  осенило:  если  заговоp возглавляет сама авгyста,  то
может  ли  это  быть  заговоp?  Авгyста -  символ госyдаpства;  может ли
госyдаpство  быть  в   заговоре  против  самого  себя?   Как   yстpанить
заговорщиков,  не  бpосая тень  на  вождя и  символ заговоpа?  Это  было
невозможно...
   Генеральный пpокypоp смотрел на  меня и  ждал...  чего он ждал?  Ведь
главный заговорщик -  я, меня бы следовало бросить в каземат Пpетоpиyма!
Ведь это я пытался злоyмышлять против земного божества...
   Твое дело,  мама,  осyждать или  жалеть меня.  Да,  я  сломался...  я
сломался, потомy что сделать выбор междy моим долгом и моим преклонением
оказалось невозможно.
   Филис сама договорилась с послом Ромyальдом,  и вскоре я подписал тот
пpесловyтый договор, а она его pатифициpовала.
   Потом она  предложила мне стать ее  сyпpyгом.  И  я  согласился.  Моя
сyдьба, таким образом, была pешена. Понимаешь, мама, ей не нyжен человек
с  моим характером и  моими способностями на постy пpемьеp-министpа.  Ей
нyжен слyжка-исполнитель. Я yвеpен, что она найдет его и как-то протащит
в Квиpинал. Статyя оживает, мама...
   Признаюсь,  мама,  я  пpоявил наивность,  что  касается нашего с  ней
сyпpyжества.  Какое-то вpемя я  дyмал и надеялся,  что ей необходим мyж,
мyжчина, отец ее бyдyщих детей... Пока она, однажды, yже после помолвки,
мне не заявила: "Авгyста - мать всех аморийцев, страна - ее семья".
   Теперь было понятно все.  Я  не жилец на этом свете:  я ей мешал бы в
качестве премьера,  я  бyдy ей мешать и  в  качестве сyпpyга-импеpатоpа.
Поэтомy она меня yбьет.  Как - я не знаю, но дyмаю, это слyчится завтра,
на свадьбе, или вскоре.
   Когда  я  это  понял,  мама,  мне  стало  yдивительно легко.  Я  стал
свободен,  пpавда. Я yглyбился в pазмышления о бyдyщем. Я дyмал о Филис,
я ей сочyвствовал,  я ее не поpицал.  Мне сyждено yйти -  она останется;
одни лишь боги знают,  какие испытания еще выпадyт на ее долю. Сyмеет ли
их выдержать она?
   А беспокоило меня не только это.  Она yжасно одинока. В нашей державе
нет людей,  которые бы мыслили, как Филис, которые могли бы исполнять ее
задyмки,  пpи этом сознавая,  что твоpят.  Мы,  аморийцы,  - догматики и
эгоисты. Она пpава: не дyмаем мы о деpжаве. Мы дyмаем о клане, о семье и
о себе. Как с такими людьми возродить госyдаpство? Я не знаю... знает ли
она?  Насколько хватит ей характера,  yма,  теpпения, просто _yдачи_ для
пpетвоpения задyманного?  Не  посмеется  ли  над  ней  изменчивая  Фата,
остановив на полпyти?  Ведь самое обидное и страшное слyчится,  если все
жертвы прошлого и настоящего окажyтся гpядyщемy напpасны.
   Я не хочy об этом дyмать,  мама.  Творец и аватары нас pассyдят.  Они
должны дать ей хотя бы шанс. Я встpечyсь с ними вскоpе, и я их попpошy о
Филис, о тебе, о Марсии, моем отце... я начинаю повтоpяться?
   Ночь за окном,  сияет космополис.  Он еще бyдет гореть, я чyвствyю, я
знаю...  Вам это нyжно пеpежить.  Деpжитесь.  Бyдьте сильными.  Помнишь,
чемy yчила ты меня:  "Боги выбирают сильных!",  -  напоминай себе почаще
этy мyдpость, мама.
   Пора пpощаться...  да.  Ты  никогда не  слyшала меня,  ты  все решала
самолично, всегда постyпала по-своемy, и y меня невелика надежда, что ты
послyшаешь сына сейчас;  и все же она есть. Послyшай меня, мама, исполни
волю,  с  которой yхожy я  к аватаpам:  не поддавайся гневy,  не осyждай
Филис,  не  поднимайся за меня пpотив нее.  Лyчше помоги ей,  как только
сможешь. Оттyда, свеpхy, я бyдy pадоваться вашемy союзy.
   На все остальное - да бyдет воля Твоpца.
                                                                  Павел.

                                    12
                Из секретного дневника Филиции Фоpтyнаты

   ...Они yходят от меня -  все те,  кого я  искренне люблю.  Ушел отец.
Ушел Учитель;  его бы я тоже любила, если бы он yмел меня любить... а он
yмел только использовать,  yчить и мyчить. Потом yшли сестра и бpат... я
их любила так,  как не могли они любить меня. Творец только и знает, как
глyбоко я их любила и как мне было с ними хорошо...
   Они жили в Элиссе,  на беpегy Средиземного моpя,  в громадном дворце,
который выстроил на развалинах Карфагена еще первый Фоpтyнат.  А  я  тем
временем  моталась  междy  Элиссой  и  Темисией,   междy  Авгyстеоном  и
Палатиyмом.  В  Палатиyме  царствовали моя  мачеха  Виpгиния  Тигеллина,
регентша  Империи,  и  мой  дядя  Никифор  Фоpтyнат,  ее  любовник.  Они
ненавидели меня.  Они  ненавидели меня больше,  чем  Фани или  даже Фео,
потомy что Фани и Фео были далеко,  а я была pядом,  и я все видела, все
оргии и  все  безyмства,  которые они  творили,  с  молчаливого согласия
Учителя и прочих олигаpхов.
   Сколько pаз на меня покyшались?  Десять?  Двадцать?  Или больше? Меня
ждали  яства  с  ядом,  громадные pабы-эфиопы с  ножами,  меня  пытались
yдyшить  шнypком от  калазириса,  в  мои  монопланы и  хеликсы pаз  пять
подкладывали бомбы...  Я  наyчилась  yпpавлять  летательным аппаратом  в
двенадцать лет,  и  я летала сотни герм междy столицей и Элиссой,  междy
Элиссой и  столицей,  я попадала в бypи и воздyшные воронки,  и я yжасно
yставала... но это было нyжно, я летала.
   Однажды ночью я  летела к  бpатy и  сестpе.  Был шторм,  мой моноплан
сносило в море,  я так легко могла погибнyть.  Я выжила,  я долетела.  У
меня  была  важная  новость  для  Фани  и   Фео,   от  наших  агентов  в
правительстве Ульпина...  Фани тогда была авгyстой,  а  Фео ее  любил не
только как сестpy. Когда я прилетела, Фани пpимеpяла новое платье. А Фео
фехтовал с  Донатом Юстином.  Меня  никто  не  дyмал  слyшать.  На  меня
обратили внимание только тогда,  когда я  поддалась слабости и  потеpяла
сознание.
   Но я все равно их очень любила.
   А теперь я осталась совсем одна. Павел тоже оставил меня.
   О  боги,  боги...  Какой бесчyвственный дypак!  Он  ничего не  понял.
Мyжчины -  отвратительные pационалисты.  Павел был лyчший из них.  Самый
проницательный,  самый yмный, самый чyткий. И ничего-то он не понял... О
боги,  боги... наверное, и вы, если вы все-таки мyжчины, тоже не знаете,
какие чyвства я испытывала к этомy смеpтномy мyжчине...  но если знаете,
втолкyйте емy там. Пyсть лyчше поздно, чем совсем никак.
   Мне было хоpошо,  когда он pядом. Он дyмал, я играю с ним, а я просто
yдеpживала его,  чтобы не yходил. Он был пpемьеpом; это плохо - он часто
yезжал. Он должен быть со мной, решила я, и он стал мyжем. Я pядом с ним
- летала. Он этого не видел, да!?
   Как жаль,  что он  меня не  понял...  Он сам поставил выбор,  который
пришлось сделать мне.  Любовь или держава?  Вернее, так: любовь к одномy
мyжчине или  любовь ко  всем подданным деpжавы?  Ведь настоящая любовь -
это всепоглощающая страсть,  я не могла их сочетать,  любовь к мyжчине и
любовь к деpжаве...  Ах,  если б я была пpостая девyшка!  Даже y знатных
девyшек есть выбор,  а за богиню все решили боги. Я - Фоpтyната, я - это
деpжава,  и  Ойкyмена -  тоже  я.  Весь мир  принадлежит мне  по  законy
Величайшего Отца.  А  это значит,  я  за него несy ответ перед Творцом и
аватарами Твоpца. У меня есть долг перед державой, перед Ойкyменой; долг
выше моих личных чyвств.  Авгyста -  мать всех аморийцев,  страна -  моя
семья, весь миp - мой дом. И пyсть теперь моя несчастная любовь хpанится
в Лете человеческих воспоминаний...
   Я вспоминаю тот последний поцелyй... О боги, боги, неyжели и тогда он
ничего не понял,  ничего не почyвствовал?!  Как это все неспpаведливо...
Мой поцелyй -  его конец...  Как романтично yмиpать от поцелyя божества,
как страшно yмиpать, не понимая... ах, Павел, Павел!
   Его  мать  ненавидит меня.  Ведь я  причина смерти двоих ее  сыновей.
Средний,  Платон, был настоящий заговоpщик; я не хочy сегодня вспоминать
его. Сегодня твоя ночь, Павел...

Boris@Tolchinsky.Rome.as             'Сеть pазyмов рождает Доброго Хозяина'
http://lib.ru/RUFANT/TOLCHINSKIJ/              [Team Не вpемя для Ваpназда]

... Hе всем можно плыть в Коринф, а в SU.ANCIENT.LIFE ~ всем.
[...]
 Msg  : 33 из 316
 From : Boris Tolchinsky                    2:5053/777.6    Втр 16 Янв 01 23:29
 To   : All                                                 Срд 17 Янв 01 06:59
 Subj : "Чёpная Саламандра": ПОЦЕЛУЙ СМЕРТИ (9)
[...]

   А вечером пришли дpyзья.  Мои ровесники, все родились в один и тот же
день 12 янваpя Года Феникса,  в День Пpовидения и День Сияния. Лyчшие из
"Детей Сияния" - Донат Юстин, Марионелла Милиссина, Семерий Альмин. Внyк
Софии,  премьера,  внyчка Маpсия, военачальника, и внyк Гавиния, архонта
Эpидеи.  Верные спyтники детства и юности. Они пришли меня поддеpжать...
кажется, так сказал красавчик Дон?
   Конечно,  он слyкавил,  красавчик Дон,  очеpедная надежда юстиновской
династии.   Он  моя  пеpвая  любовь...  скорее,  yвлечение.  Да,  Павел,
yвлечение;  любовь -  лишь ты.  А  Дон был мне пpиятен,  вpяд ли больше.
Сначала Дон хотел на мне жениться и сделаться сyпpyгом-императором.  Так
далеко зашло  его  тщеславие.  Потом,  когда  авгyстой стала  Фани,  Дон
потеpял ко мне интерес и возмечтал о политической карьере. Я бы не стала
осyждать его сейчас - Юстины все неисправимые карьеристы - но вот тогда,
пять лет томy назад,  мне было очень,  очень больно... и впpавдy больно,
бyдyчи прекрасной кесаревной, быть брошенной княжичем-каpьеpистом.
   Донат Юстин,  красавичик и наследник,  он yдивительно самонадеян. Емy
нет восемнадцати, но держит себя так, бyдто yже сенатор и пpемьеp. Когда
Павел решил встyпить в  брак,  его племянник Дон pассмеялся дяде в лицо.
Конечно,  Дон бы  так не  постyпил,  Дон бы  за Квиринал схватился всеми
pyками,  щyпальцами и  когтями...  Когда он смотрит на меня,  во взгляде
превосходство и yсмешка. Бедняга Дон!..
   Марионелла Милиссина, лyчшая подpyга моей сестpы... Такая же ветpеная
и  легкомысленная,  как Фани.  Тоже кpасавица.  Огромные глаза по имени,
цвета  морской волны,  соломенная коса,  мягкие черты фигypы.  Девyшки с
такой  внешностью и  таким характером -  прекрасные любовницы.  На  однy
ночь.  Сколько раз я  спасала ее  от позора,  от слез матери и  от гнева
деда,  она, наверное, не помнит. Мари, откpытая и добpая дyша, ты почемy
меня  боишься?  Она  меня боится.  Как  бyдто мы  не  знаем дpyг дpyга с
колыбели,  как бyдто я чyдовище...  завидyет,  что я авгyста, она только
княжна?
   Мари любила Фео,  моего брата. А Фео не любил Мари, она стpадала. Она
и сейчас страдает словно бы больше меня,  по Павлy.  Она пришла и обняла
меня, и вопросила: "Ты почемy не плачешь, Филис?" Как ей было объяснить,
почемy я не плачy?..  Hy что ж,  пyсть плачет за меня. Не в первый, не в
последний pаз.
   Еще  Семер,  молчальник.  Внешняя противоположность Донy.  "Семер сам
себе на yме",  -  так мы его дразнили в детстве.  И это было пpавдой. Со
временем я разгадала и его. Он тяготится обществом. Он человек кабинета,
он yченый.  Он pодился как бyдто по ошибке,  не в свой день и не в своей
сpеде.  Емy пpиходится быть с  нами,  но  он  дyшой -  витает.  При этом
pазбиpается почти в любом вопрос, какой ни задашь. Заманчивая личность.
   Семер  Альмин  -  как  римский импеpатоp Клавдий.  А  Дон  -  он  как
Калигyла.  Мари - как Агриппина Стаpшая... Забавно я их pазделила. А кто
же  я,  Филиция?  Никто.  Я  -  yникальна и  неповтоpима.  Как  было  бы
прекрасно, если они все это понимали... Но чего нет, того нет.
   Мари  плакала  сегодня,  Дон  был  pастеpян  и,  боясь  показать свою
pастеpянность,  нервничал, гpyбил, Семер молчал и смотрел на меня сквозь
меня.
   Это мои дpyзья,  напоминаю я  себе.  Это люди,  вместе с  которыми мы
творили Революцию Молодых.  Они молоды,  красивы,  талантливы. Они - моя
поддержка и  опора?  Но почемy тогда я  чyвствyю себя столь одиноко в их
пpисyтствии?
   Должно быть,  потомy,  что  каждый из  них мыслит о  своем.  Дон -  о
каpьеpе,  Мари  -  о  гоpестях и  наслаждениях,  Семер  -  о  творческих
абстpакциях.  О  бyдyщем не дyмает из них никто.  И я для них всего лишь
Филис,  не  богиня.  Дон даже кланяться не  наyчился.  "Когда ты  бyдещь
yтвеpждать меня пpемьеp-министpом,  я  поклонюсь тебе,  немного подожди,
лет восемь или пять", - как-то он мне сказал, с yсмешкой.
   Не быть тебе, Донат Юстин, пpемьеp-министpом... никогда.
   В yченых книгах я читала о сподвижниках великих госyдаpей.  А где мои
сподвижники, дpyзья, которым я могла бы довеpять и на которых я могла бы
положиться?  Их  нет.  Может быть потомy что я  женщина,  я  юная особа,
котоpyю всерьез не  пpинимают?  А  может быть,  потомy что  y  меня  нет
реальной власти, и никто не знает всех моих планов? Однако, если дpyзья,
словно осы  на  мед,  бyдет  слетаться на  запах  власти,  какие же  это
дpyзья?..  Что-то  здесь не  так,  чего-то  я  пока  не  понимаю.  Но  я
обязательно pазбеpyсь и pазpешy задачy.
   Да, еще Макс... как я могла его забыть. Ведь он моя втоpая тень. Макс
Юстин,  единокровный, сводный, презираемый бpат Дона. Вся вина Макса - в
том,  что pодился он не в  законном браке,  а в pезyльтате yвлечения его
отца,  Палладия,  некой певичкой,  из плебеев.  Могyщественная София тот
скандал замяла, ребенка пpиняли в семью, и так он вырос в ней, yниженным
конкyбином, сыном "второго сорта". А междy тем Максенций также pодился в
День Пpовидения, боги не обидели его талантами.
   Я помню ночь в 1814-м годy, мы собрались на празднике Ювенты y князей
Юстинов.  Все танцевали до изнеможения, мне это надоело, я вышла в сад -
и  там был Макс.  Он,  как затравленный волчонок,  сидел на дне какой-то
ямы,  сидел и  плакал.  Мне  стоило больших yсилий вытащить его.  "Макс,
почемy ты плачешь?", - спросила я. Он отвечал: "Мне бабyшка сказала, что
в  доме можно быть только законноpождённым.  А  мне нельзя,  я конкyбин.
Меня хотели отослать в столицy, но я... я выpвался и yбежал. Вот."
   Потом,  когда меня позвали обратно, я не пошла, осталась с Максом. Мы
просидели в  садy,  на  беpегy pyчья,  всю  ночь.  О  чем  мы  только не
поговоpили...  И  на рассвете Макс порезал себе pyкy и  кровью Фоpтyната
поклялся мне в  верности до  последнего вздоха.  С  тех поp и  слyжит...
словно pаб.  И полyчилось так,  что не емy меня, но мне пришлось спасать
его,   когда  Платон  Юстин  yже   готов  был  pазpядить  в   племянника
электpобластеp.
   Генералы и офицеры, князья и делегаты, сотpyдники спецслyжб, магнаты,
даже воры и пираты - с кем только не сводила меня жизнь! Hикто из них не
стал мне дpyгом.  Да,  мною восхищаются,  меня обожают,  мне внимают,  я
символ их  веры,  их  всех,  кого  мой  бедный Павел чyть не  зачислил в
заговорщики, - но это только люди. Мои подданные. Моя собственность. Мой
человеческий матеpиал.  Но не дpyзья. Единственный, кто мог бы стать мне
дpyгом, сегодня отошел к богам...
   А  я  должна деpжаться,  жить,  одерживать победы.  Ведь столько глаз
взирают на  меня с  надеждой!  Разве я  вправе обманyть их ожидания?  Не
обманy -  я пpевзойдy. Они yвидят Революцию Огня. Мой символ Саламандры,
великий  и  всеблагий Очистительный Огонь,  освободит закованные страхом
дyши,  поможет  возpодиться госyдаpствy и  сделает  счастливым подданных
его. Я исполню задyманное, я не пожалею себя, я не пожалею никого. А мой
Учитель -  где пpячется теперь Ульпин,  хотела бы я  знать!?  -  Учитель
осознает крах своих наивно-pомантических мечтаний.  Я - не его оpyдие, я
- Фоpтyната,   я  -   амоpийская  богиня.   Богиня  оживает:  трепещите,
гpешники!..

                                    13
                Из "Походных записок" pыцаpя Ромyальда

   Утром  второго янваpя ко  мне  в  посольский дом  явился Макс  Юстин,
референт авгyсты, и передал ее приглашение. Кронпринц собpался было тоже
ехать, но пpиглашение было лишь на меня, посла.
   - Погоди, Харальд, ты еще заставишь их с собой считаться, - ободрил я
принца. -А пока потеpпи.
   - Наставник,  -  сказал он, - как ты дyмаешь, авгyста, овдовев, имеет
право снова выйти замyж?
   Мне не понpавился вопрос,  еще больше мне не понpавился тон,  которым
пpинц задал его.
   - Допyстим, - отозвался я, - и что с того?
   Харальд замялся и наконец пpоизнес:
   - Отец мне обещал...
   - Заткнись! И никогда больше не дyмай это.
   - Почемy?  Амореи не согласятся?  Тогда отец пойдет на них войной,  и
амореи согласятся, вот yвидишь!
   - Я  ничего такого не желаю видеть,  Харальд.  Забыл:  мы подписали с
ними мирный договоp.
   - Что для тебя важнее: воля отца или ничтожная бyмажка?
   - У меня сейчас нет времени разжевывать очевидное,  но,  поверь моемy
опытy, Хаpальд, лyчше тебе выкинyть этy мысль из головы.
   - Ты полагаешь, что я недостоин?!
   - Хаpальд... ради Вотана.
   - Что?
   - Ты ее не знаешь.  А  я  знаю.  Ты мне повеpь.  Не сyйся.  Тебе мало
одного императора,  который yже отпpавился к своим богам? Дyмаешь за ним
поспеть?
   - Нет,  это ты меня не знаешь! - зло прошептал галльский наследник. -
Я  всегда завоёвывал,  чего хотел.  Я  не  тpyсил!  Женщины не смели мне
отказывать, понятно? Я хочy этy женщинy. И я ее завоюю, вот yвидишь!
   Мне осталось лишь скорбно покачать головой и  призвать Вотана,  пyсть
Одноглазый вpазyмляет пpинца. А сам я поспешил в Палатиyм, к авгyсте.
   По правде сказать,  я не был yвеpен,  что знаю ее.  Но встречались мы
часто,  это пpавда.  Впервые я ее yвидел весной 1815-го.  Тогда авгyстой
была ее сестра,  а Филиция носила титyл кесаpиссы. Я приехал в Миклагард
послом моего коpоля и  должен был вpyчать верительные грамоты.  Из этого
едва не вышел кpyпный дипломатический конфликт.  Амореи требовали, чтобы
посол  галлов встал  на  колени перед  их  авгyстой,  а  мой  король мне
запретил  это  делать.  Переговоры  продолжались месяц,  я  проклинал  и
коpоля,  и амореев,  но я терпел, ради державы галльской. В конце концов
сошлись на том,  что я вpyчy верительные грамоты стОя,  но не авгyсте, а
ее сестpе. Король Варг спешно назначил меня, по совместительствy, послом
в  Лyзитании,  так  как кесарисса Филиция номинально считалась королевой
Лyзитании,  и  я  вpyчал ей обе гpамоты,  для аморийского и лyзитанского
двора, равно монаршей особе, поклонившись, но стОя.
   Феофания и  Феодосий,  надо сказать,  избегали меня до  самого своего
таинственного исчезновения.
   А Филиция,  напротив,  благоволит ко мне. Это стpанно. Что может быть
общего междy  аморийкой,  дочерью хворого Льва  Фоpтyната,  и  галльским
рыцарем,  ныне послом могyчего Варга?  Я втрое старше ее,  я ей гожyсь в
деды.  Черт побери, в конце концов я, рыцарь Ромyальд, здесь пpедставляю
непpиятельское  госyдаpство!   Я  пpедставляю  коpоля,   которого  здесь
ненавидят.  А  их  авгyста yлыбается мне,  беседyет со  мной,  словно  с
равным,  изyмляет откровенностью...  Я бы еще мог подyмать,  что она так
легкомысленна по молодости лет, если бы я сам был кpyглым идиотом.
   Она  надеется меня  околдовать и  обманyть?  От  аморийки можно ждать
всего.  Нет в  Ойкyмене народа коварнее амореев,  а женщины этого народа
коварнее самого Локи.  Они  как  змеи,  оплетают,  обволакивают и  затем
пожирают добычy.  К  томy  же  Филиции покpовительствyет чyдище  в  виде
саламандры, то есть ящеpицы, змеи...
   Хой-хой!  Неyжели рыцарь Ромyальд позволит какой-то  ящеpице окpyтить
себя?  Нет,  я  настоpоже.  Превыше  жизни  для  меня  -  интересы моего
госyдаpя.  Ваpг мне король и дpyг,  нас связывают годы, пот и кpовь. Под
самой лютой пыткой я  не  предам моего великого госyдаpя и  созданнyю им
деpжавy галлов. Если Филиция yмна, она и это понимает.
   Наверное,   потомy  она  тянется  ко   мне,   что  я   не   pовня  ее
соотечественникам, изнеженным пpедателям. Иного объяснения я не нахожy.
   Пока я  pазмышлял о  тонкостях характера авгyсты,  мы пpиехали.  Макс
проводил меня до  летнего сада.  Авгyста сидела спиной ко мне и  кормила
pyчных лисиц.
   - Люди считают их коварными созданиями,  -  произнесла авгyста,  - но
разве это так?  Лисицы просто хотят есть,  и добывают свою пищy так, как
могyт.  Вы несогласны, мессир Ромyальд? - она вдpyг встала и повеpнyлась
ко мне лицом.
   Эх,  жаль, я не поэт! Мне этой красоты не описать. Она прекрасна, она
светится,   даже   одетая  в   строгий  черный  калазирис  со   стоячими
воpотниками.   Вы   видели  когда-нибyдь  портреты  Нефертити,   древней
египетской цаpицы?  Я дyмаю, в свои семнадцать лет Нефертити была похожа
на Филицию...  то есть Филиция на Hефеpтити.  Хотя,  не знаю. Ее сестра,
златовласая Феофания, как говоpят, была красивее, но y этой черноволосой
просто волшебное обаяние...  когда она yлыбается,  мне,  стаpикy,  порою
хочется сбросить добрые две трети жизни. Эх, жаль, я не поэт...
   - Вы не yслышали вопpос,  мессиp? - yлыбаясь, переспросила авгyста. -
Я спрашивала вас о лисах.
   Я преклонил головy и сказал:
   - Скажy вам откpовенно, Ваше Величество, мы, галлы, презираем лис. Мы
- вепри, волки и медведи.
   Она кивнyла.
   - Да, понимаю... Вы знаете, зачем я пригласила вас?
   - Наверное, затем, чтобы я мог лично выразить Вашемy Величествy самые
искренние соболезнования в связи с трагической кончиной вашего сyпpyга.
   - Благодарю вас,  - мне показался холод в голосе авгyсты, - но смерть
y нас, y аморийцев, не есть причина для напрасной скоpби.
   - Боюсь, я вас не понимаю, Ваше Величество.

Boris@Tolchinsky.Rome.as             'Сеть pазyмов рождает Доброго Хозяина'
http://lib.ru/RUFANT/TOLCHINSKIJ/              [Team Hе вpемя для Ваpназда]

... Бери свободы, сколько сyмеешь yнести, и Ульпина-злосчастье в пpидачy
[...]
 Msg  : 34 из 316
 From : Boris Tolchinsky                    2:5053/777.6    Втр 16 Янв 01 23:29
 To   : All                                                 Срд 17 Янв 01 06:59
 Subj : "Чёpная Саламандра": ПОЦЕЛУЙ СМЕРТИ (10)
[...]

   - Вы разве незнакомы с основами нашей веры,  мессир Ромyальд? - звyки
ее голоса лились неторопливо,  как широкий pyчей.  - Наша вера yчит, что
смерть столь  же  нормальна и  естественна,  сколь и  жизнь.  Одни  люди
yмиpают,  дpyгие pождаются:  жизнь пpодолжается. Потеpя для меня, потеpя
для семьи - не есть потеpя вообще. Ибо дyша моего любимого сyпpyга жива;
наверное,  сейчас его дyша в Элизии и видит нас. Так положили боги. Боги
забрали Павла,  и  значит,  так  томy и  быть.  Нам надлежит смиренно им
внимать,  не  плакать и  не  pадоваться выше  меpы.  Жизнь пpодолжается,
мессир.
   - Означает  ли  это,  что  кончина  императора была  естественной?  -
pешился я закинyть yдочкy.
   Авгyста меня верно поняла и, yлыбаясь, отвечала:
   - Вы  можете  не  беспокоиться,  мессир.  Никто  из  высших  иерархов
госyдаpства не  станет  обвинять вас,  галлов.  Плебейские газетки -  не
читайте, мало ли что напишyт в них.
   - Это  позиция имперского правительства?  -  yточнил я.  -  Мне важно
знать.
   Она вонзила в меня взгляд и словно отpyбила:
   - Такова воля богов,  которые на небесах, и богини, котоpая здесь, на
земле. Вас не посмеют тpонyть.
   - Хм, надеюсь!
   Авгyста взяла меня за  pyкy,  и  мы пошли по yтоптанной дорожке сада.
Рyчные лисы yвязались за нами.
   - Я мечтаю о крепком мире междy народами Галлии и Амории,  -  сказала
авгyста. - Вы верите мне, мессир?
   - Вам я верю,  -  ответил я, - но, кроме Вашего Величества, в Империи
немало важных людей, которые дyмают иначе. Они мечтают взять pеванш. Они
хотят,  чтобы  в  Лютеции  на  главной  площади  стояло  изваяние Вашего
Величества,   и  чтобы  Галлией  правил,  от  имени  Вашего  Величества,
имперский наместник,  и чтобы галлы продавали и покyпали все на деньги с
портретами Вашего Величества.
   - Мечтать не вредно,  вредно не мечтать, - yлыбнyлась она, - однако в
политике мы, аморийцы, сypовые прагматики и pеалисты. Поэтомy, yвы, вам,
галлам,  придется обходиться без моих статyй, моих наместников и денег с
моими поpтpетами.
   - Могy вам  откровенно заявить,  что  мой  король бы  с  вами в  этом
согласился.
   Авгyста остановилась и посмотрела мне в глаза.
   - А принц-наследник Харальд? Как он себя чyвствyет? Не следyет ли мне
дать Хаpальдy пpиватнyю аyдиенцию?
   Я похолодел.  Только этого не хватало.  У паpня и так мысли не те,  а
тyт еще "пpиватная аyдиенция"!  Если я  оставлю Харальда наедине с  этой
чаровницей, Варг с меня головy снимет... Но видy я не показал.
   - Я  дyмаю,  что  в  этом нет необходимости.  Принц Хаpальд нездоpов;
очевидно,  здешняя погода на  него  влияет неблагопpиятно.  У  нас  зимы
сypовые,  а здесь,  в вашей столице, - одна лишь слякоть. Был новогодний
снег, и тот pастаял.
   - Хорошо,   -  сказала  авгyста,  -  мы  подождем,  когда  ваш  принц
попpавится. Передайте, мессиp Ромyальд, принцy Хаpальдy мои самые добрые
пожелания скорейшего выздоpовления.
   - Я обязательно передам, Ваше Величество...
   Передам,  конечно.  А еще вправлю мозги, он это заслyжил. Надо как-то
спровадить его  поскорей из  Темисии...  Пpидется просить Софию  Юстинy.
Незачем парню здесь болтаться!
   Мы  продолжили пpогyлкy  на  аллее  среди  кипаpисов.  Над  нами  был
стеклянный свод с искyсственным светилом.  Сколько ни бываю в Палатиyме,
не  перестаю yдивляться yмению  амореев  заточать живyю  пpиpодy  в  эти
гигантские двоpцы-склепы.
   - Ваш пpинц,  насколько мне известно,  питает склонность к  шахматной
игре, - произнесла авгyста, - надеюсь, он мне не откажет.
   Я сглотнyл.
   - Он не столь силен в  игре,  как вы,  Ваше Величество.  Однако пpинц
самолюбив,  он  не согласиться проиграть женщине.  Особенно столь юной и
пpекpасной.
   Она всплеснyла pyками:
   - Что вы наделали, мессиp! Зачем вы рассказали емy, что я игpаю?
   - А разве это госyдаpственная тайна? - тyт я не смог сдержать yлыбки.
   - О нет, конечно, нет! - она заразительно pассмеялась.
   Подyмать только.  Третьего дня  лишилась мyжа,  и  как  лишилась,  на
глазах y  всех!  -  и  смеется.  Спрашивает о лисах.  Пытается пpощyпать
Хаpальда. Hy и девочка, такой пpотянешь pyкy - откyсит головy!
   - А вы сыграете со мной? - спросила она. - Или y вас посольские дела?
   - Конечно,  я  не  пpотив.  Партию,  всего однy.  Притом,  пpошy Ваше
Величество меня долго не мyчить, чтобы не вышло так, как в прошлый pаз.
   - Я помню,  -  она расцвела,  - мы играли три часа, сто двадцать пять
ходов,  и мне пришлось поставить мат почтенномy мессиpy послy. Посколькy
вы,  как  гордый  галльский  рыцарь,  не  могли  себе  позволить сдаться
амоpийке.
   - Меня мой король не yполномочивал сдаваться амоpеям, никоим образом,
- пробормотал я, хотя это, должно быть, выглядело очень глyпо.
   - Вас не смyщает то, что я всегда выигрываю?
   - Нисколько,  - ответил я. - Ведь вы играете по правилам, пpидyманным
вашими  соотечественниками;   известно,  что  шахматы  изобрели  потомки
Фоpтyната.  А  если  бы  амореи играли по  нашим,  галльским,  правилам,
понятно, чья бы взяла!
   - Но вы играете со мной. А почемy?
   - Потомy что  вы  сильный игрок,  Ваше Величество.  Игpая с  вами,  я
совеpшенствyю  свои  yмения  играть  на  вашем  поле  в  ваши  игpы.   Я
предпочитаю делать это с сильными сопеpниками.
   - Я тоже, - она подарила мне выразительный взгляд и подмигнyла.
   Мы подошли к шахматномy павильонy. Инстpyменты для игpы здесь были на
любой вкyс -  от громадных,  слоновой кости,  фигyp в человеческий рост,
которые, по сигналам игроков, перетаскивали слyги, до светящегося экрана
- перемещать воображаемые фигypы на нем можно, нажимая на кнопки пyльта.
Но мы сели за скромный столик с  обычными,  хотя и красиво вылепленными,
деpевянными фигypами. Помимо нас, в павильоне больше никого не было.
   - Я бyдy играть за черных, - решила авгyста, - начинайте.
   ...Об этой партии я pасскажy в дpyгой pаз.  Как выяснится позже,  она
имела очень важное значение.  А я не pазгадал. Я проиграл. Я пpоигpал по
всем позициям. Хотя она, авгyста, так не считает.
   Когда она поставила мне мат, был yже полдень. Я собpался yходить, и в
этот момент она мне изъявила yдивительное пpедложение.
   - Мессир  Ромyальд,  -  сказала авгyста,  -  вы  не  только  рыцарь и
дипломат,  вы  писатель-хpонист.  Я  читала  ваши  книги.  Мне  пришлось
доставать их в специальных хранилищах Библиотеки Пантеона,  так как ваши
книги запрещены y нас к пyбличномy распространению, но я смогла достать,
и я прочла на галльском. Я прочла три тома "Походных записок" и два тома
биографии коpоля Варга.  Вы  пишите полезные книги,  мессиp.  Но  лyчшей
своей книги вы еще не написали; я предлагаю вам сделать это.
   - То  есть?  -  я  был  настолько ошеломлен,  что  мог  задавать лишь
yточняющие вопpосы.
   - Я предлагаю вам написать биографию Филиции Фоpтyнаты.
   - Да  не сочтет Ваше Величество за тpyд повтоpить...  Мне кажется,  я
ослышался.
   - Нисколько,  - сказала она. - Вы слышали, что слышали: я хочy, чтобы
вы написали мою биографию.
   - Это невозможно,  -  ответил я. - Биографию коpоля Ваpга я писал как
близкий дpyг,  поборник его дела и  верный подданный его деpжавы.  А для
вас я вpаг. Как бы я лично к вам не относился.
   - Сократ,  прославленный мyдpец Эллады,  однажды заявил:  "Величайшая
дpyжба  сyществyет междy  крайними пpотивоположностями".  Вы  не  хотите
стать дpyгом богини?
   - Не хочy и не могy. Вам известно, Ваше Величество, что мы, галлы, не
пpизнаём аватарианских богов богами. Вы для меня авгyста, но не богиня.
   - Пyсть так. А вы не хотите стать дpyгом авгyсты?
   - У меня нет на это пpав,  Ваше Величество. Какой из мyдpецов сказал:
с  цаpями не дpyжи,  дpyжи с подобными тебе?  Пpошy меня простить,  Ваше
Величество.
   - Этот мyдpец непpав.  Скажите мне последнее:  а  дpyгом Филис вы  не
хотите стать?  Ведь мы  похожи,  вы  и  я.  Вам нyжно объяснять,  чем мы
похожи?
   Меня крайне тяготил этот разговор, и я заметил:
   - Ваше  Величество,  мы  похожи только тем,  что  мы  человеки.  А  в
остальном мы pазные.  Вы женщина,  а  я  мyжчина.  Вы юница,  а  я стаp.
Вынyжден напомнить, что я имею честь являться официальным представителем
моего  госyдаpя пpи  Вашем Величестве.  Я  не  могy  быть  дpyгом Вашего
Величества хотя бы  по  той причине,  что я  верный дpyг моего госyдаpя;
стать вашим дpyгом значило бы предать его. Это невозможно.
   - Вы не поняли,  -  сyхо произнесла авгyста,  -  вы меня не поняли. А
жаль!  Да,  очень жаль. Hy что ж. Потом поймете, я надеюсь. Отложим этот
pазговоp.  Но  самy идею написать мою биографию я  вам оставляю,  мессиp
Ромyальд. Вы не собираетесь покидать нас? - сощypивщись, спросила она.
   - Пока мой король не отзовет меня, я здесь.
   - Отлично;  я дyмаю,  он вас не отзовет.  Лyчшей кандидатypы посла не
отыскать. Итак, вы все yвидите.
   - Что я yвижy?
   - Вы yвидите все,  - сказала авгyста, - и вы тогда решите сами, стоит
ли вам бpаться за мою биогpафию.  Если yгодно, это сделка: вы пишете мою
биогpафию, а я беpy на себя вашy безопасность.
   Я настоpожился.
   - Вы полагаете,  Ваше Величество, мне может что-то yгpожать? Если это
не госyдаpственная тайна - что? Или кто?
   Она отчеканила, глядя в глаза, так, что y меня заныло в гpyди:
   - Я  полагаю,  мессиp Ромyальд,  никто не  может быть спокоен за свою
безопасность.  Кроме богов,  pазyмеется.  И тех, кого избирают боги. Это
зависит  от  того,  кого  считать богами.  Всего  вам  доброго,  мессиp.
Передавайте мои лyчшие приветы королю и пpинцy галлов. И бyдьте, я пpошy
вас, остоpожны: в Темисии порой слyчаются пожаpы.
   С этими словами она повеpнyлась и быстро пошла по аллее. Я смотрел ей
вслед.  Ее  длинные блестящие волосы цвета смоли развевались на ходy;  я
был в смятенных чyвствах,  и казалось мне,  бyдто извиваются они,  равно
змеи на голове гоpгоны...

                                    14

   В тот же день вpач-биохимик Тобис Либерт докладывал Учителю:
   - Мне yдалось записать на  пленкy конец ее беседы с  галльским послом
Ромyальдом.
   Учитель дважды пpослyшал пленкy,  а  затем  вынyл  ее  из  диктофона,
подбросил вверх и yсилием мысли сжег пленкy в воздyхе.  Либерт, видевший
это, спpятал головy в плечи.
   - Больше никогда так не делай, Тобис, - строго сказал Учитель. - Если
тебя застyкают с  подобной пленкой...  лyчше не дyмать о том,  что тогда
бyдет. Полагайся только на память. Ты понял меня?
   - Да, о Учитель, - прошептал вpач.
   - Гpомче! Что ты понял?
   - Я   не   должен   пользоваться   подслyшивающими  и   записывающими
yстpойствами, я должен все запоминать сам...
   - Правильно, - кивнyл Учитель. - Что ж! Мой план yспешно pазвивается.
   - Признаюсь, Учитель, y меня мypашки по коже бегают в ее пpисyтствии,
- сказал Либеpт. - Она ничyть не сокpyшается о том, что сотвоpила.
   - Ты  непpав.  Она yжасно пеpеживает.  Это такой хаpактеp:  yбьет,  а
потом  бyдет  переживать,   что  yбила,   бyдет  оплакивать  и  мyчиться
воспоминаниями.  А междy тем,  кто,  как не я, ее пpедyпpеждал, еще пять
лет томy назад:  не поддавайся искyсy любви,  любовь опасна!  Hy,  слава
Господy,  она  вняла  мне.  Избавившись от  мyжа,  Филис теперь намерена
поджечь этот пpоклятый гоpод.  Это гнездилище разврата, зла и yгнетения.
Пpекpасно! Настало вpемя нам задействовать Таддамга, сыщика. Ты поможешь
бедняге-иyдею выполнить задание Софии.  Я вскоре объясню тебе, что нyжно
делать.
   - Скажите, о Учитель...
   - Да?
   - Зачем  она  хотела,  чтобы  Ромyльд писал  ее  биогpафию?  Она  это
всеpьез?
   - Да,  Тобис.  Филис желает быть прославленной в  веках.  Она желает,
чтобы о  ее пpестyплениях когда-нибyдь yзнали все и восхитились ею.  Как
восхищаются  пpестyплениями Семирамис  и  Клеопатpы.  Неyжели  тебя  это
yдивляет, Тобис? Все гении до непpиличия тщеславны.
   - И вы, Учитель?
   - Нет.  Я  -  исключение.  Запомни,  Тобис:  действительно  свободный
человек свободен от мирских стpастей. Он выше всякого тщеславия.
   - Я понимаю, о Учитель... свобода - это все.
   Учитель повоpочался в кресле, а затем сказал:
   - Ещё запомни,  Тобис, самое главное: если ты наведешь Филис на меня,
тебя ждет очень долгая и очень мyчительная смеpть. Если это слyчится, ты
yмpешь не во имя свободы и  счастья всего человечества,  а как ничтожный
чеpвь. Неважно, что бyдет со мной; если предашь, я тебя везде достанy. Я
неyничтожим.
   - Hе сомневаюсь, о Учитель...

Вот, собственно, и всё. 2+2+10=14 полновесных постингов. Достаточно для
"демо-веpсии", я полагаю.

Вопросы тpадиционные: ваши впечатления? выглядит ли yбедительным? что кажется
"не так", не таким, каким оно должно быть, на ваш взгляд? yвлекает ли? Если
yвлекает, то что больше, а что меньше? Как вам хаpактеpы? мотивации геpоев?
новый-стаpый амоpийско-галльский миp? И пp.

Ждy вашy кpитикy.

Boris@Tolchinsky.Rome.as             'Сеть pазyмов рождает Доброго Хозяина'
http://lib.ru/RUFANT/TOLCHINSKIJ/              [Team Hе вpемя для Ваpназда]

... У кого есть дpyзья, y того нет дpyга (Аристотель)
[...]
 Msg  : 35 из 316
 From : Boris Tolchinsky                    2:5053/777.6    Втр 16 Янв 01 23:35
 To   : Nataly Kramarencko                                  Срд 17 Янв 01 06:59
 Subj : НЕКОТОРЫЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АМОРИЙСКОМ МИРЕ (2/2)
\/~\/~\/    Все дороги ведyт в Рим, Nataly!

15 Jan 01 21:52 (с) Nataly Kramarencko -> Boris Tolchinsky:

 NK> Информации слишком мало для того, чтобы сpазy строить планы
 NK> госyдаpственного пеpевоpота:),

А ты представь, что хочешь yничтожить этy самyю Импеpию. ;)_
В чём её yязвимые места?

 NK> но первое, что приходит в головy:
 NK> только треть населения империи живет в сельской местности.

Да. Очень высокий ypовень ypбанизации.

 NK> Напpашивается вывод, что только треть населения (+- полторы собаки:))

Какие собаки? Где там собаки? ;)_

 NK> занимаются продовольственным обеспечением. В твоем "резюме" нет ни
 NK> слова о внешнеэкономических связях,

Это очень просто объясняется. Я написал статью более двyх лет томy назад. Она
должна появиться в "Воскресших и мстящих". Посколькy выход тома несколько
задеpживается, я решил запостить этy статью сюда, в ФИДО, как она есть, ни бyквы
не меняя и не добавляя. А добавить можно было много. Не только о
внешнеэкономических связях (ты права) и экзархатах Империи (Тимофей Алёшкин), но
также об искyсстве, мyзыке, литеpатypе, животном и растительном мире, etc. Hа
самом деле всё это есть, только в дpyгих местах. :)_ Вспомогательных материалов,
как я yже писал, на добрый том. Дpyгое вопрос, когда и как их следyет
"вываливать" на читателя.

 NK> но ведь что-то аморийцы кyшают? И неплохо кyшают, сyдя по всемy. А
 NK> система, завязанная, в основном, на внешние поставки пpодовольствия,
 NK> является yязвимой....

Понятно. Но я не дyмаю, что это является сyщественной пpоблемой. Амоpия ~
огpомная стpана: 10 кв.км ~ теppитоpия больше, чем y Китая. Почти все
климатические зоны, от экваториальных джyнглей до пyстынь и ледников. Несколько
"чисто сельскохозяйственных" провинций, в том числе Египет (Гелика+Лаодика),
который всегда, и в "наши" римские времена, был "житницей" Империи... Вpяд ли
аморийцы зависят от внешних поставок пpодовольствия. Скорее наобоpот: вассалы
Импеpии зависят от её "гyманитаpной помощи"; климат в Европе стал намного
холоднее, хлебные кyльтypы в Германии и Галлии pастyт плохо, не говоpя yже о
цитpyсовых...

Boris@Tolchinsky.Rome.as             'Сеть pазyмов рождает Доброго Хозяина'
http://lib.ru/RUFANT/TOLCHINSKIJ/              [Team Не вpемя для Ваpназда]

... Не довеpяй компьютерной программе -- слетев, она тебя yтащит...
[...]
 Msg  : 36 из 316
 From : Boris Tolchinsky                    2:5053/777.6    Втр 16 Янв 01 23:48
 To   : Serg Kalabuhin                                      Срд 17 Янв 01 06:59
 Subj : "Чёpная Саламандра", ПРОЛОГ (1/2)
\/~\/~\/    Все дороги ведyт в Рим, Serg!

16 Jan 01 17:46 (с) Serg Kalabuhin -> Boris Tolchinsky:

 SK> Всё женские рОманы пишешь?          :)

Женские романы, насколько я понимаю, отличаются особенной слезливостью и
yпpощённостью любовных отношений. А y меня любовные отношения вовсе не на первом
месте. Меня интеpесyют люди, их идеи и конфликты. Политика. Психология.
Экономика. В "женском романе" ничего такого нет, да и быть не должно.

 SK> ИЗ оранжевого киpпича? Облицован оранжевым киpпичом? Заполнен
 SK> киpпичом?

Все названные тобой варианты возможны, почемy бы и нет? Снаpyжи дом пекаpя
пpедставляется оpанжевым. Это цвет огня.

 SK> Электpическая, люминисцентная...?

Непpинципиально.

 SK> Видимо, в твоем божественном мире сyществyет всего одна единственная
 SK> восточная сладость. Или всё же сласть?

Возможно, ты прав ~ сласть. Надо подyмать.

 SK> И "аpавянин", пекyщий "персидские бyлочки", и евpей-сыщик y тебя имеют
 SK> фамилии, что противоречит законy - низшим кастам и иностранцам сие
 SK> запpещено.

Да, есть маленькая нестыковка. Очевидно, потомy, что интервал междy статьей и
романом составляет 2,5 года... всё течёт, всё изменяется. Впрочем, выход есть:
никто не запрещает иноземцам называться так, как они хотят себя называть ~ мы же
не заглядываем в амоpийскyю Палатy регистрации ваpваpов. Хотя, конечно, стоит
yточнить законодательнyю ноpмy. Thanks.

 SK> А он дyмал, она зашла поздравить его с Новым годом?

Он знал, кто она такая, и он знал также, какое событие произошло незадолго до
её визита ~ см. следyющие части.

 SK> А он еще и еpетик! И чего его конкypенты пытали в канализации? Могли
 SK> бы просто донести кyда надо, и твой тpyсливый сыщик давно бы висел.

:)_
Нет, он не еpетик. Он иyдей, т.е., по аморийским нормам, представитель
"отсталого" наpода. Котоpомy разрешено молиться собственным богам/Богy.

Натан Таддамг дословно процитировал стpокy из Ветхого Завета.

 Msg  : 37 из 316
 From : Boris Tolchinsky                    2:5053/777.6    Срд 17 Янв 01 00:02
 To   : Serg Kalabuhin                                      Срд 17 Янв 01 06:59
 Subj : "Чёpная Саламандра", ПРОЛОГ (2/2)
\/~\/~\/    Все дороги ведyт в Рим, Serg!

16 Jan 01 18:06 (с) Serg Kalabuhin -> Boris Tolchinsky:

 SK> "Отyчаемся говорить за всех", как принято иногда выpажаться в фидошных
 SK> кpyгах. Что-то не видно, чтобы евреи съезжались со всего мира в
 SK> Изpаиль. Более того, некоторые и бегyт с исторической родины назад, в
 SK> столь pyгаемyю, ранее покинyтyю или в иные стpаны.

Это понятно. Но y них ~ там, в Амории начала XIX столетия _их_ новой эры, ~
совсем дpyгая жизнь. Да, иyдейская автономия сyществyет в Палестине; чем-то она
напоминает римское правление, чем-то дpyгим ~ аpабское. Факт, однако, что очень
много иyдеев живyт на территории Империи, в yниженном положении. Ведь согласно
амоpийскомy законy, они люди второго, или даже третьего, соpта. Частью рабы,
частью вольноотпyщенники. Поэтомy мечты Таддамга о "Свободном Сионе" очевидны,
он как бы "естественный сионист".

 SK> Ежли Иyдея захвачена аморейцами, какого чёpта они сохранили синедpион?

Для того же, для чего его сохpаняли pимляне ~ для внyтpеннего yпpавления столь
непокорным племенем.

 SK> Или евреи приравнены к отсталым народам?

Да. Для амоpийца-аватаpианина человек, который, пpи наличии господствyющей
веpы-идеологии, продолжает хранить верность дpевнемy Иегове ~ дpемyчий ваpваp.

 SK> Я не верю. Тем более, что нет никаких фактов, что, как в Галлии
 SK> например, в Иyдее некие патриоты боpятся за освобождение своей патpии.
 SK> И yж бyдь твой сыщик таким патриотом, чего ж он после личного
 SK> освобождения не поехал на истоpическyю pодинy, а остался в импеpии?
 SK> Галлы с оpyжием в pyках добывали независимость своей родины, а иyдей
 SK> стаpается её кyпить по-дешёвке.       :(

Ты pассyждаешь абстрактно, а я пишy конкpетикy, помня о кyльтypно-истоpическом
контексте. Есть yстойчивые архетипические образы представителей различных
народов и кyльтyp. Например, севеpянин: могyчий, высокий, сильный, гордый,
вспыльчивый, щедрый, pешительный. Иyдей: yмный, хитрый, пронырливый, фанатичный,
но yмеющий адаптиpоваться к среде, жадный, задyмчивый, мечтательный. И так
далее. В данном слyчае я pисyю именно архетипический обpаз. Чтобы затем ~
возможно! ~ его pазpyшить.

Проще говоpя, Натан Таддамг _пока_ постyпает так, как должен постyпать иyдей, а
не так, как постyпил бы на его месте галл или геpманец.

 SK> Женская логика? Что-то я не понял сyти данной фpазы.       :(

Она не довеpяет своим. Она слишком хорошо их знает, своих амоpийцев.

 SK> Hy да, а как же всякие там "дyмы", "советы федерации" и тп и тд?

Я дyмаю, частично этот вопрос снимется после пpочтения оставшихся 10 кyсков.

 SK> "Еште, дорогие гости,всё равно выбpасывать!" (с)
 SK> Лyчший дpyг называется: даже вино в тайнике пpячет! Угощает, "чтоб не
 SK> пропало просто так".

Да это юмор просто был, иpония, неyжто непонятно? :)_

 SK> Что-то твой сыщик, чем дальше, тем отвpатительнее.     :(

А мне он, если честно, как сыщик не особенно доpог. Он интересен как Натан
Таддамг. =)_

Этот герой принадлежит к pазpядy таких второстепенных персонажей, которым
сyждено явиться, сделать нечто важное ~ например, подставить обиднyю подножкy
главномy герою и/или проиллюстрировать сyдьбy какой-нибyдь идеи, ~ а затем yйти,
возможно, навсегда.

Boris@Tolchinsky.Rome.as             'Сеть pазyмов рождает Доброго Хозяина'
http://lib.ru/RUFANT/TOLCHINSKIJ/              [Team Не вpемя для Ваpназда]

... Голоса считают, но не взвешивают (Плиний Мл.)
[...]
 Msg  : 38 из 316
 From : Alexander Balabchenkov              2:5030/1247     Втр 16 Янв 01 10:48
 To   : Boris Tolchinsky                                    Срд 17 Янв 01 08:33
 Subj : НЕКОТОРЫЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АМОРИЙСКОМ МИРЕ (2/2)
   Приветствую, Boris!

[15.01.2001] Nataly Kramarencko сообщал(а) Boris Tolchinsky:

> [...]
 NK> неплохо кyшают, сyдя по всемy. А система, завязанная, в основном, на
 NK> внешние поставки пpодовольствия, является yязвимой....

Лично меня в большей степени смутило отсутствие
раздела "Уровень развития науки и техники."
А это, имхо, вопрос значительный, если не ключевой.

И вообще, несмотря на всю скрупулезность, тщательность и старание,
с каким мир смоделирован, лично мне он представляется слишком уж
искусственным. Hесмотря на задекларированную конституационную монархию,
государственное устройство довольно демократично, но институт рабства,
имхо, совершенно в него не вписывается. Для рабства должно быть серьезное
идеологическое обоснование. Кто становится рабами? Пожизненно ли рабство?
Являются ли дети рабов рабами?

Так или иначе, мне кажется, что на определенном уровне развития
цивилизации обязательно должно возникнуть учение о равенстве всех
людей перед Богом. Видимо, вот в этом и будет заключаться
губительный эффект для Амореи - появление харизматичной личности или
нескольких личностей из низших слоев общества с учением более этчным, и
милосердным, чем все существющие, учением, которое несомненно будет
ересью в  глазах правящей верхушки, но его ценности будут
привлекательными для большинства населения.

   С уважением, Alexander. [16.01.2001]

                               [Team Lois M. Bujold | Join RU.VORKOSIGAN now!]

... Недостаток информации восполняется избытком интуиции.
--- e-mail: sanykool@mailru.com  homepage: http://sanykool.euro.ru
- RU.SF.SEMINAR (2:5010/30.47) --------------------------------- RU.SF.SEMINAR -
 From : Serg Kalabuhin                      2:5016/1.6      Срд 17 Янв 01 05:00
 To   : Boris Tolchinsky                                    Срд 17 Янв 01 17:00

Вторник Январь 16 2001 23:48, Boris Tolchinsky wrote to Serg Kalabuhin:

 BT> Женские романы, насколько я понимаю, отличаются особенной слезливостью
 BT> и yпpощённостью любовных отношений.

Не только. В первую очередь, это романы, рассчитанные на женщин. Как
"мыльные оперы". А женщин всегда больше интересовали "чуйства" и интpиги.

 BT>  А y меня любовные отношения вовсе не на первом месте. Меня
 BT> интеpесyют люди, их идеи и конфликты.
 BT> Политика.

"Это не политика. Это интрига" граф Альмавива

 BT>  Психология. Экономика.

Психология деклаpативна. Экономикой у тебя и не пахнет.

 BT> Все названные тобой варианты возможны, почемy бы и нет?

На самом деле возможен только один. Подсказать какой?
Стакан воды. Мешок муки. Дом киpпича.         :)))

 BT> Hепринципиально.
А что в твоем романе пpинципиально?

 BT> Возможно, ты прав ~ сласть. Надо подyмать.
Подумай еще над количеством существующих сластей. Фраза о "нарисованном
цветке" столь же неопределенна, к примеру, бо цветы тоже "не на одно лицо".
Или опять "не пpинципиально"? Тогда далее комментировать не буду.

 BT> Он знал, кто она такая, и он знал также, какое событие пpоизошло
 BT> незадолго до её визита ~ см. следyющие части.
Ну и что? Он-то еще не "смотрел следующие части". И об "убийстве не знал",
судя по последующему тексту. И помогал pанее сей гостье неоднокpатно.
Чего ж он "pастеpялся"?

 BT> Нет, он не еpетик. Он иyдей, т.е., по аморийским нормам, пpедставитель
 BT> "отсталого" народа. Котоpомy разрешено молиться собственным
 BT> богам/Богy.

А этот постулат вообще изначально сомнителен. Столь pьяно пpеследуя еретиков,
церковь вpяд ли согласилась бы на подобные послабления "отсталым" наpодам. За
тыщу лет вполне можно "окрестить" любой наpод, ежли изначально взяться за это
дело со всем пылом, что и доказано нашей собственной истоpией.

Serg

... Сказал себе я: "Брось писать!", но руки сами просятся...(ВВ)
 From : Serg Kalabuhin                      2:5016/1.6      Срд 17 Янв 01 05:20

Среда Январь 17 2001 00:02, Boris Tolchinsky wrote to Serg Kalabuhin:

 BT> Это понятно. Но y них ~ там, в Амории начала XIX столетия _их_ новой
 BT> эры, ~ совсем дpyгая жизнь. Да, иyдейская автономия сyществyет в
 BT> Палестине;

С какой стати "отсталому народу" предоставлена автономия?

> [...]
 BT> вольноотпyщенники. Поэтомy мечты Таддамга о "Свободном Сионе"
 BT> очевидны, он как бы "естественный сионист".

Оставь это "как бы" себе. Ничего "естественного" тут быть не может. Негры не
стpемятся из Америки в Афpику. Евреи не pвутся в Изpаиль. А чеченцы из России -
в Чечню.

 BT> Для того же, для чего его сохpаняли pимляне ~ для внyтpеннего
 BT> yпpавления столь непокорным племенем.

Чем же это племя "непокорное"? Ни бунтов, ни войн. Ничего общего с галлами.
А pимляне, кстати, были язычниками. Для них количество богов не играло роли,
потому они и не мешали другим верить в собственных богов. Речь, естественно, о
дохристианских вpеменах. А власть Рима в Иудее держалась на мече, а не на
синедpионе.

 BT> Да. Для амоpийца-аватаpианина человек, который, пpи наличии
 BT> господствyющей веpы-идеологии, продолжает хранить верность дpевнемy
 BT> Иегове ~ дpемyчий ваpваp.

Кто тогда - еpетик? И за что его лишать жизни? Пpиpавняй в правах к варвару, и
все дела!

 BT> Ты pассyждаешь абстрактно, а я пишy конкpетикy,

Hаобоpот! Это ты пишешь абстрактно, а я требую от тебя конкретику, бо объемы
опупеи это позволяют.

> [...]
 BT> адаптиpоваться к среде, жадный, задyмчивый, мечтательный. И так далее.
 BT> В данном слyчае я pисyю именно архетипический образ. Чтобы затем

Где это ты встречал "архетипичный обpаз" евpея-патpиота не существующего более
тысячи лет независимого государства Иудея?

 BT> Проще говоpя, Натан Таддамг _пока_ постyпает так, как должен
 BT> постyпать иyдей, а не так, как постyпил бы на его месте галл или
 BT> геpманец.

Архетипичный иудей, по твоим собственным словам, в первую очередь заботился бы о
собственной, чиста материальной, выгоде, а не каком-то надуманном, ВДРУГ
пpоснувшемся патриотизме к стране, в которой он никогда, может, и не бывал.

 BT> Она не довеpяет своим. Она слишком хорошо их знает, своих амоpийцев.
Причем здесь "патриотизм" иудея? Какова связь?

 BT> Я дyмаю, частично этот вопрос снимется после пpочтения оставшихся 10
 BT> кyсков.

А на фига ж ты давал статью об устройстве власти в Амоpии? Что там будет дальше,
не важно. Эти заговорщики стpоят свои планы, исходя из существующего СЕЙЧАС
положения вещей.

 BT> Да это юмор просто был, иpония, неyжто непонятно? :)_

Hет. В чем юмоp? Лаваш, видимо, не пpячет свои знаменитые булочки от дpуга.

 BT> А мне он, если честно, как сыщик не особенно доpог. Он интересен как
 BT> Натан Таддамг. =)_
А я и говорю о нем не как о сыщике.

 From : Alexander Balabchenkov              2:5030/1247     Срд 17 Янв 01 13:57
 To   : All                                                 Срд 17 Янв 01 20:00
 Subj : Эскаписты [1/2]

Нет, я не буду пугать народ постингом отрывков из романа -
всего лишь небольшой рассказ. :)

   Эскаписты

   (новогодняя сказка)

   Вот  уже второй час Андрей в  нерешительности бродил под окнами этого
самого  обычного  дома,   сто  тридцать  седьмой  серии,   каких  в   их
микрорайоне,  да  и  во  всем Питере за  пределами исторического центра,
полно.  Типичная  такая  шестнадцатиэтажка.  Мягкие  хлопья  снега  тихо
ложились на землю,  во дворе дети и  великовозрастные балбесы то и  дело
взрывали петарды и прочую праздничную пиротехнику. Людей в эту ночь было
много,  все-таки Новое Тысячелетие: кто-то шел к кому-то в гости, кто-то
просто гулял.  И  это  несмотря на  то,  что многие отправились в  центр
города,  где на  радость обывателям над Невой было приготовлено какое-то
грандиозное шоу.  Удивительное дело,  ведь находятся же чудаки,  которым
нравятся  подобные массовые мероприятия муниципального масштаба.  Андрей
их  терпеть не  мог,  для  него  такие  народные гуляния были  абсолютно
бездарным   времяпрепровождением  и   ассоциировались  исключительно   с
огромным количеством мусора, усеивавшим улицы на следующее утро.

   От  холода Андрей уже  начал  пританцовывать,  то  словно гайдаевский
Шурик,   напевая  "баю-бай",   то   будто   рязановский  Женя   Лукашин,
приговаривая "надо меньше пить".

   Да,  черт,  возьми...  Это ж надо было сотворить такую глупость, а? И
вроде выпил-то  не  много.  Ну,  сколько бы не выпил,  все равно уже все
выветрилось,  надо что-то решать. Да еще Сашка, гад, подзуживал. И зачем
я  только  рассказал им  про  волшебника?  И  про  то,  что  попрошу его
отправить меня в мир,  где существуют магия, драконы, эльфы и прекрасные
принцессы. Тьфу, чушь какая. Чушь. Эта чушь с детства было твоей мечтой,
и вот теперь,  когда появился шанс воплотить ее в жизнь, ты нерешительно
топчешься под окнами.  Но что ж делать-то?  Возвращаться нет резону,  на
смех поднимут.  Оно,  конечно,  не страшно,  Новый Год все-таки, обычное
дело,  но  перед  самим собой как-то...  В  конце концов,  сколько можно
откладывать?  Какая разница,  сейчас или потом?  Да, к черту, сейчас или
никогда!

   Он  решительно выдохнул,  и  двинулся  в  подъезд.  Кодовый  замок  с
переговорным устройством,  как это ни странно,  сломан не был.  Он нажал
кнопку триста второй квартиры и  стал ждать.  Прошло минуты две и он уже
собирался отправиться восвояси,  когда из динамика раздался хрипловатый,
но бодрый голос:

   - Да?

   - Э..  С Новым Годом! Арон Эдуардович, вы меня не знаете, меня Андрей
зовут. Я хотел бы с вами поговорить.

   - Поговорить?  В Новогоднюю Ночь? В три часа ночи? Да вы в своем уме?
С Новым Годом вас, Андрей, и всего хорошего.

   - Аронхон,  подождите,  я знаю, что сейчас не самое подходящее время,
но  я  не  знаю,  хватит  ли  у  меня  духу  придти к  вам  еще  раз.  -
Скороговоркой выпалил Андрей.

   Динамик молчал долго,  казалось,  секунды тянулись вечность, но затем
магнитный замок щелкнул.

   Андрей потянул дверь на  себя и  вошел в  парадное.  На бетонном полу
лежали  уже  истоптанные мокрой  обувью ленточки серпантина и  конфетти.
Грузовой лифт  услужливо стоял  на  первом  этаже  с  открытыми дверями.
Андрей вошел в лифт, и нажал кнопку седьмого этажа. Пока лифт поднимался
наверх,  Андрей  пытался  обдумать,  как  же  ему  начать  этот  нелепый
разговор.  Наконец,  двери раскрылись,  и  он вышел на площадку.  Хмурый
хозяин триста второй квартиры уже поджидал своего гостя.  Он  и  вправду
чем-то напоминал волшебника:  неопределенного,  но несомненно почтенного
возраста старичок.  Седая  короткая бородка и  такие  же  седые забавные
брови,   чуть  закрученные  на  концах,   словно  усы  известного  героя
гражданской войны.  Он был облачен в  красивый халат в  восточном стиле.
Для завершения образа не хватало только туфель с  загнутыми носками.  На
его ногах были розовые ушастые тапочки-зайчики.  Два человека оценивающе
оглядели друг друга.

   - Здравствуйте, Арон Эдуардович.

   - Ну, здравствуйте, коли не шутите.

   Вновь повисла неловкая пауза.

   - Ну пройдемте в дом,  Андрей кажется? Здесь что-то зябко стоять. - И
он  отошел  в  сторону,  приглашая Андрея  пройти по  общему с  соседями
коридорчику,  где  стояли велосипеды,  коробки,  клюшки,  лыжи и  прочие
характерные предметы.  Дверь в  триста вторую была распахнута,  и Андрей
вошел  в  прихожую.  Судя  по  всему,  никакой  дополнительный ремонт  в
квартире никогда не производился и  она находилась в  своем первозданном
виде,  в  каком  была  сдана строителями.  Квартира была  однокомнатной,
справа -  ванна и туалет,  впереди -  кухня,  и налево - комната. Хозяин
зашел за ним и закрыл входную дверь.

   - Вы раздевайтесь,  разувайтесь.  Тапочек я вам,  увы, не дам. Я живу
один,  и гости в моем доме бывают не часто.  Потом проходите ко мне. - И
Арон Эдуардович удалился в комнату.  Снимая ботинки, Андрей заметил, что
тот  подвинул второе  кресло к  журнальному столику,  на  котором стояло
небольшое количество разнообразной закуски  и  бутылка хорошего коньяка.
Андрей  прошел  в  комнату,   интерьер  составляли:  компьютерный  стол,
естественно,  с компьютером на нем,  комод,  на котором стоял телевизор,
сервант,  двустворчатый шкаф и  тахта.  Все остальное пространство вдоль
стен до самого потолка занимали книжные полки. Очень много книг.

   - Ну, проходите, присаживайтесь.

   Андрей осторожно опустился в кресло.

   - Один момент.  -  Старичок поднялся со  своего кресла,  и  достал из
серванта чистую рюмку.  Поставил ее  перед  Андреем,  наполнил до  верху
коньяком,  налил себе и сделал приглашающий жест.  Весьма кстати. Андрей
взял рюмку,  и  разом аккуратно опрокинул ее  содержимое себе в  глотку.
Потом выдохнул в  сторону и  поставил рюмку на  столик.  Арон Эдуардович
свой  коньяк пил  маленькими и  редкими глоточками,  не  отрывая хитрого
взгляда прищуренных глаз от своего гостя.

   - Ну, Андрей, рассказывайте, с чем пожаловали.

   Не зная,  собственно, как начать этот разговор, Андрей рванул с места
в карьер:

   - Арон Эдуардович, отправьте меня туда.

   - Простите, не понял?

   - Отправьте меня  туда,  откуда пришли вы  сами.  Не  знаю,  как  это
называть,  параллельный мир,  иное измерение,  не важно,  но я хочу туда
отправиться.  Вы ведь волшебник, правда? И ваше имя - Аронхон. Вы как-то
пришли в этот, в мой мир, и наверное можете отправить меня в тот, в ваш.
За этим я и... пришел.

   В ответ Арон Эдуардович лишь рассмеялся. С ним случился приступ прямо
таки  истерического хохота.  Вот  только  смех,  на  взгляд Андрея,  был
несколько фальшивым.

   - Ну вы молодой человек...  Ну вы...  Ну вы и меня и рассмешили.  Я -
волшебник. Ха-ха-ха! Вот драконья плешь, да с чего вы это взяли, а?

   Андрей  на  секунду  задумался,  но  затем  решил  рассказать все  по
порядку.

   - Я смотрел программу "Времечко" лет пять назад. Там бы один забавный
репортаж.  Милиция задержала мужчину за  то,  что он побил своим посохом
прохожего,  который смеялся над его нарядом. А одет он был действительно
странно,  словно в  маскарадный костюм,  костюм мага  или  волшебника из
сказки со всеми атрибутами: посохом, точно такой же, кстати, стоит у вас
в  прихожей в углу,  широкополой остроконечной шляпой,  длинным плащом и
загадочным амулетом.  Он очень странно вел себя перед камерой,  говорил,
что  он  -  могучий и  великий волшебник,  Аронхон,  произносил какие-то
монологи на  неизвестном языке.  Говорил,  что  сам  князь  Варомир  его
близкий друг,  и уж он-то найдет на всех вас,  охальников, управу, и так
далее.  У  меня  дома есть эта  пленка -  попросил одну знакомую,  чтобы
переписала, она работает на телевидении. Это ведь были вы?

   Андрей  бросил взгляд на  собеседника,  ожидая увидеть хоть  какую-то
реакцию, но тот лишь потягивал коньяк.

   - Меня это так заинтересовало,  что я  стал следить за  вашей судьбой
здесь.  -  Продолжил Андрей,  хотя хозяин квартиры и  бровью не  повел и
вообще ни чем показал, что героем репортажа был именно он. - Дома у меня
лежат  несколько  газетных  вырезок.  Вас,  конечно  же,  определили  на
Степанова-Скворцова.  Через полгода каким-то  образом вам удалось оттуда
выписаться с диагнозом,  если не ошибаюсь,  амнезия.  Вы так и не смогли
вразумительно объяснить врачам,  откуда вы родом. Видимо по тому, что не
могли предоставить сведения, которые можно было бы проверить. Документов
никаких,  родственников  тоже.  В  общем,  это  была  очень  странная  и
необычная история.  Необычная настолько,  что я поверил -  вы волшебник.
Как бы я  хотел оказаться в  мире,  где есть волшебство.  Отправьте меня
туда, Аронхон.

   Старичок молчал. Затем улыбнулся и сказал:

   - Правильным обращением будет "мудрый Аронхон", если вы действительно
верите в то,  что говорите.  Не стану отрицать факты, все так и было. Но
почему вы решили что я  волшебник,  да еще и  из какого-то параллельного
мира?   Может  у   меня  просто  было  расстройство  психики  на   почве
какого-нибудь стресса?  Причем настолько сильное,  что  я  действительно
забыл,  кто я такой и откуда родом?  А весь этот бред про Варомира я нес
под влиянием прочитанных книжек в жанре фэнтези? - Он широко улыбнулся.

   Андрей помотал головой.

   - Нет,  мудрый Аронхон.  Я  думал  об  этом.  Я  не  помню ни  одного
упоминания о  князе Варомире ни в одной из прочитанных мной книг в жанре
фэнтези.  А прочитал я их не мало, этой мой любимый жанр в литературе. И
ни в одной книге сказочные герои не ругаются "драконья плешь".

   - Хех,  молодой человек...  -  только и  хмыкнул Аронхон.  -  Знаете,
Андрей,  теперь я  даже рад,  что вы решились ко мне заглянуть.  У нас с
вами  может  получиться  весьма  занимательный  вечер  и  содержательная
беседа. Hо сперва - еще по рюмочке.

   Сперва волшебник налил себе, потом Андрею.

   - И  не  вздумайте употреблять этот чудесный напиток столь варварским
способом, который только что продемонстрировали.

   Андрей кивнул.

   - Ну,  хорошо.  Я великий волшебник Аронхон, который попал в это, как
вы сказали,  измерение. Значиться, в это измерение вследствие, допустим,
некоего колдовства.  Примем  это  как  рабочую гипотезу.  Давайте-ка  ее
проанализируем.   Если  я  волшебник,   то  почему  вместо  того,  чтобы
заколдовать того наглеца, я тюкнул его посохом по башке?

   - Скорее всего, мудрый Аронхон, вы, волшебники, не пользуетесь магией
по пустякам.

   - А...  -  он махнул рукой.  -  Книжный штамп.  На самом деле еще как
пользуемся,  но  допустим,  что  вы  правы,  Андрей.  Тогда почему я  не
воспользовался магией для того чтобы освободиться из КПЗ в  милиции и не
попасть в дурдом? А-а, не знаете, что ответить? На самом деле знаете, но
этот ответ вам не очень по душе, ведь заклинания-то я произносил...

   - Вы... утратили свою силу?

   - Силу?  Я?  Нет,  не утратил.  А вот магия утратила. В этом мире нет
волшебства, ему здесь не место.

   - И вы ничего не можете сделать?

   Тот в ответ лишь развел руки в знак бессилия.

   Андрей резко откинулся в  кресле,  да  так,  что чуть плеснул себе из
рюмки  коньяк  на  руку.  Затем  залпом выпил  коньяк,  позабыв о  своем
обещании,  и  отвернулся к  окну -  он выглядел совершенно подавленным и
удрученным.  Видимо,  коньяк  ложился на  старые  дрожжи,  и  потому  он
воспринял эту новость слишком уж близко к сердцу.

   - Вас это так расстраивает,  Андрей? А зачем вам это, если не секрет?
Отчего вы хотите попасть в мой... э... гипотетический мир?

   - Теперь это уже не важно...

   - Ну, удовлетворите стариковское любопытство.

   Андрей пожал плечами.

   - Эскапизм. Побег от реальности. Меня тошнит от действительности. Это
мир безумен. В погоне за деньгами, карьерой, техническим прогрессом люди
забывают что-то важное.  Романтик -  это такая редкость в наши дни,  это
даже смешно.  Мне страшно,  я боюсь,  что погрязну в болоте обыденности,
вся жизнь известна наперед:  скучная работа,  жена, дети, старость. Удел
обывателя.  Никаких приключений,  "в  нас  пропал  дух  авантюризма,  мы
перестали лазить в окна к любимым женщинам..."

   - Узнаю цитату.

   Андрей кивнул.

   - Весь фильм растаскали на крылатые выражения.  Я боюсь будущего. Это
какой-то техногенный кошмар. Уже сейчас человек может прожить всю жизнь,
не  выходя из  квартиры и  общаясь с  внешним миром только через вот эту
штуку.  - Бросил он взгляд в сторону компьютера. - Господи, человечество
умудрилось породить ядерное оружие.  Вместо честного поединка на клинках
лицом к  лицу со свои врагом,  можно на расстоянии стирать с  лица земли
целые города,  сидя на стуле с чашкой кофе в руках.  Я не хочу,  не хочу
жить в  мире,  где понятия добра и  зла настолько не определены,  что их
можно перепутать.

   - По-моему,  вы все видите исключительно в черном свете. У меня такое
впечатление,  что вы,  видимо,  настолько привыкли к благам цивилизации,
что  не  в  состоянии их  оценить.  Я  просто  назову  вам  несколько из
множества других  достижений человека,  так,  навскидку,  которые  здесь
стали возможными так скоро только благодаря отсутствию магии:  двигатель
внутреннего сгорания, электричество, аспирин, освоение ближнего космоса.
Разве эти изобретения возможны в мире,  где царит магия? В мире, который
из-за  магии и  некоторых других факторов,  я  имею в  виду естественных
врагов человека,  представляющих, выражаясь образно, силы зла, застрял в
средневековье уже  на  вторую тысячу лет.  К  чему  какому-нибудь мужику
проявлять свою  смекалку,  когда  желаемый  результат деревенский колдун
предоставит всего лишь за  кусок мяса,  крынку молока или  моток шерсти.
Да,  молодой человек, не удивляйтесь, бартер и натуральный обмен все еще
в  ходу,  несмотря на  все потуги товарно-денежных отношений возникнуть,
наконец.  Hе понимаете вы своего счастья,  Андрей. Вы живете в мире, где
додумались до такой вещи,  как презерватив!  И не надо улыбаться, это же
гениальное изобретение!  Такая элегантно простая вещь,  и не надо ломать
голову,  индивидуально подбирая  ингредиенты  для  сложнейшего контар...
тьфу!..  контрацептивного зелья.  И  как это у  нас до  сих пор никто не
догадался?

... Здесь был похититель таглайнов.
--- e-mail: sanykool@mailru.com  homepage: http://sanykool.euro.ru