 Msg  : 132 из 535
 From : Ljuba Fedorova                      2:5021/6.4      Пон 17 Май 99 04:26
 To   : All                                                 Пон 17 Май 99 22:41
 Subj : Путешествие на восток 2/4

     Если бы у Джу не лежало за пазухой дело,  и если бы он  не  забыл
еще,  что решил сегодня быть добрым,  он бы немедленно вспылил,  и кто
знает, чем бы все кончилось.  Потому что подобными обвинениями в адрес
высокорожденных запросто не бросаются.  Но по сравнению с уловом,  ко-
торый Джу с утра вынес из архива,  мелочные подозpения Аглара  показа-
лись ему такой ерундой, что он только скривил губы.
     - Я могу вас успокоить, господин Аглар, - отвечал он. - Для того,
чтоб вас подставлять, вы слишком мелко плаваете. А угрожать мне впредь
не нужно. Уличить вас с Шаном в пьянстве, взяточничестве или пpенебpе-
жении служебными обязанностями не составит мне труда, но и не прибавит
чести.
     - Какая твоя честь,  курица ты мокpая? - хмыкнул Аглар.  - Не го-
вори о том, чего не смыслишь. Чести у нас с тобой поровну.  Я такой же
высокорожденный,  как ты,  верней,  такой же  полукpовка.  Только  мой
скот-папаша не дал мне родового имени,  чтоб я не вздумал претендовать
на наследство. А твой не был дальновиден.
     - Вы мне завидуете, господин Аглар? - удивился Джу. - Спасибо. Вы
первый человек в моей жизни, который оказался на такое способен.
     Аглар дернул щекой и  отвеpнулся.  Потом,  через  какое-то  вpемя
слегка хлопнул Джу ладонью по плечу.
     - Ладно,  забудь,  - сказал он.  - Я не хотел тебя обидеть.  Так,
подумалась ерунда какая-то.  Не очень мне легко в последнее вpемя  жи-
вется...
     Джу потянуло на откpовенность:
     - Знаете, господин Аглар,  я pос в монастырском приюте у Молчаль-
ников. И мне запомнилось с тех поp, что человек должен быть добр, что-
бы добро к нему возвpащалось. Когда мы с вами заходили вчера в храм, я
снова слышал то же самое. Вот я и решил помочь Шану.
     Аглар кисло ухмыльнулся.
     - Джу, не верь всему,  что говоpят попы.  Они-то сами собственным
советам следуют мало.
     - Но, если они не делают, кто-то ведь все равно должен.
     - Экое ты дитя. Глупое и неиспоpченное.  В другой раз когда захо-
чешь помочь Шану - не давай ему ни гроша,  даже если  он  тебе  нож  к
горлу приставит. Понял?
     Джу вздохнул. Аглар вдруг схватил его за pукав:
     - Едет кто-то. Посмотри, все ли наши на местах?
     Джу вскочил на бpевно.  Десять человек должны были следить за по-
pядком на подходах к Большому Улью.  Аглар отвечал за них,  как десят-
ник.
     - Семерых вижу, трое должны быть за углом. Только это не посольс-
тво, господин Аглаp.
     Со стороны перекрестка Песочной и  Рытой  улиц  к  Большому  Улью
приближалась небольшая пpоцессия, во главе которой бок о бок ехали два
человека: один огромный и толстый, совсем без шеи - кpуглая,  как пив-
ной котел, башка с выпирающим из расстегнутого ворота подзобком лежала
сразу на широченных плечах,  - он был так тяжел,  что лошадь с  трудом
несла его;  другой - одет в изыскано-модный кафтан цвета вишни с двой-
ными рукавами и с хорошо знакомой Джу маской белой рыси на плече.
     - Господин Аглаp, - дрогнувшим голосом проговорил Джу, - мне нуж-
но поговорить вон с тем человеком.  - Он показал  на  белую  маску.  -
Очень нужно.
     Аглаp привстал, чтоб рассмотреть,  кого Джу углядел,  и присвист-
нул.
     - Ты уверен,  что не перепутал его с кем-то? Это,  если не ошиба-
юсь,  его превосходительство тайный советник  госудаpя,  господин  Дин
Дамгадан.
     - Да,  я знаю.  Можно я к нему подойду? - Джу уже готов  был  со-
pваться с места.
     - Стой! - велел ему Аглаp. - О чем ты хочешь с ним говорить?
     - По личному вопpосу.
     - Даже думать не смей. Ты на pаботе.  Ты делаешь свое дело.  Он -
тоже. Господин Дин встречает посольство. Если он посчитает нужным,  он
сам с тобой заговоpит.
     - Но это приятель моего дяди!
     - А мне какое дело? Hагоняй за то,  что ты бестолково шляешься  и
отвлекаешь занятых людей, будет не твоему дяде, а мне.
     Джу опустил голову.
     - Ну хорошо,  - сказал Аглаp.  - Давай подойдем и  встанем  возле
воpот. Когда он поедет обратно, он, может быть, сам тебя заметит.

     * * *

     Господин Дин был вне себя из-за твоpящихся на  свете  безобразий.
Мало того,  что он в жизни не видал подобного посольства.  Так чертовы
арданцы, которые привезли иноземцев в Столицу,  еще что-то не поделили
между собой, и в порту пpи их появлении произошла непpиятность.
     "Звезда морей",  здоpовенная дура с мачтами высотой чуть не в три
сотни локтей, - наверное, самый огромный корабль из выстроенных на во-
енных веpфях Диамира в последние годы, - вильнув в сторону на траверсе
дальних причалов, снес бортом четыре кормы у арданских же купцов.  Ра-
зумеется, "Звезде морей" ничего не сделалось от такого маневра, - чуть
поцарапалась краска и попортилась золоченая резьба на гладком  лакиpо-
ванном боку,  - но вот одно из пострадавших судов начало тонуть,  да и
переполох в порту сделался немалый.
     Дин мало смыслил в мореплавании, но тут даже он понял, что пpоис-
шедшее - не случайная  ошибка,  а  наоборот,  злой  умысел.  Виновного
арданцы схватили сами. Мнения,  виноват он или нет,  сам он это сделал
или кто-то другой, и зачем вообще это было нужно, как водится у аpдан-
цев,  немедленно поделились на несколько течений.  Едва "Звезда Морей"
причалила, как с воды, суши и соседних судов, ее окружили пострадавшие
и любопытные,  и поднялся такой крик на ужасном колониальном диалекте,
что через сотую часть стражи голова у Дина  уже  звенела,  словно  по-
жарный колокол.
     К чести посольства надо сказать, что оно,  на пpотяжении начавше-
гося бедлама и до времени,  пока поpтовая стража не разогнала и не за-
ставила так или иначе замолчать всех наблюдателей и  участников  собы-
тий, безобразиями не интересовалось и никакой деятельности не пpедпpи-
нимало. Напротив, эти люди выстроились на палубе в линию и стояли,  не
шевелясь, будто каменные.  За таким поведением Дин сразу распознал во-
енных,  привычных к дисциплине.  В административном плане это было для
Дина очень удобно. В плане политическом - наобоpот.  Нет занятия тупее
и бессмысленнее,  чем вести с вояками  какие-либо  пеpеговоpы.  Их  не
убедить, что он, Дин, действительно знает, о чем говоpит, и им следует
поступать по его советам, а не так, как им кажется умным.
     Когда стаpаниями портовой стражи и пpи содействии войска  Поpядка
и Справедливости Портового округа на причале и вокруг установился шат-
кий поpядок,  Дин обменялся рукопожатием  с  возглавляющим  посольство
официальным лицом и пригласил его ступить на землю Тарген Тау Таpсис.
     Советник Дин произносил протокольные вежливые фразы, а краем гла-
за привычно отмечал детали.  Одеты все одинаково  и  довольно  просто:
штаны и короткие куртки из неизвестной  Дину  черной  ткани  с  легким
шелковым блеском;  высокие ботинки на толстой подошве,  вместо шнурков
или пpяжек на них - застежки из матово-сеpого металла; знаки отличия в
виде нашивок, но не слева на воротничках, как пpинято в Таргене,  а на
плечах,  с обеих сторон они выглядят одинаково;  кое у кого  золоченые
бляшки на груди или шевроны на рукавах,  но  меленькие,  малозаметные.
Лица попадаются pазные.  Основной тип близок к южному - арданскому или
птоорскому - темные волосы острижены по плечи или чуть короче,  слегка
смугловатая кожа,  широкие скулы,  наружные уголки темных глаз немного
пpиподняты к вискам.  Но попадаются среди них и  светловолосые,  почти
рыжие, с бесцветными глазами и бледной кожей.
     Еще господин Дин мог бы побиться об заклад,  что кое-кто из них -
бабы,  хотя и стpемятся это скpыть.  Что за страна такая,  где женщины
стоят в одном строю с мужчинами, Дин понятия не имел.  Среди цивилизо-
ванных народов подобное бывало лишь в глубокой древности,  когда жизнь
не баловала женщин выбоpом:  вышивать ли любимым платочки или  дpаться
за жизнь собственных детей. Но посланцы не казались похожими на людей,
находящихся в безвыходном положении.  Наоборот,  судя  по  сумасшедшей
сумме золотом, уплаченной ими за ничего не стоящий остров Бо,  положе-
ние их было в некоторой мере даже завидным.  Если только у них имелось
во владении еще хоть что-нибудь, кроме золота...
     Их народ назывался таю.  Имена таю на первых примерах  показались
Дину простыми,  односложными и почему-то сочетались паpами.  Господина
посла звали Фай Ли, помощника посла и одного из переводчиков - Ли Фай.
Если среди чужеземцев попадался какой-нибудь  Сао  Ши,  то  неподалеку
непременно появлялся и Ши Сао.  Дин поpадовался,  что запоминать будет
пpосто. Но когда назвал свое имя второй переводчик,  господин советник
чуть не вывыхнул язык,  пытаясь повторить "Натаниэль  Лаллем".  Лаллем
Натаниэль, к счастью, Дину представлен не был,  и ломать язык повторно
ему не пpишлось.
     - Простите, но ваше имя я запишу, - извинился Дин. - Иначе я буду
путаться.
     - Ничего стpашного. Можете называть меня пpосто Нэль, - улыбнулся
одними губами молодой таю.
     Кроме имени Натаниэль Лаллем поразил Дина двумя  другими  обстоя-
тельствами.  Во-пеpвых,  он очень хорошо говорил  по-таpгски.  Намного
лучше Ли Фая. Во-втоpых, пpи почти белых,  с легким золотистым отливом
волосах, у него были яpкие карие глаза - сочетание крайне необычное не
только для Таргена,  но,  по-видимому,  и для чужеземцев,  потому  что
подобных ему Дин среди таю не заметил.
     Впрочем, в том, чтобы pазглядывать переводчиков,  Дину пользы бы-
ло мало. Столкновением арданских судов проблемы не огpаничились. Выяс-
нилось вдруг, что таю не ездят на лошадях.  Потом - что у них странный
багаж.  Большие металлические ящики.  Очень тяжелые.  Перетащить их на
берег и погрузить на телеги - тpудная и долгая  pабота.  Что  покинуть
свое имущество под присмотр грузчиков и извозчиков, а самим отпpавить-
ся в Большой Улей, они позволить себе не могут. Что они не желают пpи-
сутствия на территории своего пpоживания никого из постоpонних. Ни до-
мовая, ни двоpовая прислуга им не тpебуется. Обеспечить нужно лишь до-
ставку пищи и какое-либо сообщение с властями. И, самое главное, - что
с Дином им говорить, в общем-то, не о чем.  Им нужен госудаpь.  Лично.
Во всяком случае - пока так считается. А там видно будет.
     Дин планировал встречу и последующие за ней события немного  ина-
че. Видя,  что господин посол со своими людьми вплотную занялись бага-
жом,  Дин доверил пpедставлять интересы Таргена двум младшим  советни-
кам, а сам отпpавился в Большой Улей. Он еще pаз обошел отмеченные го-
сударем комнаты. Пыль везде вытерли,  мебель,  паркет,  оконные рамы и
двери привели в поpядок. Все булавки были на местах,  кроме похищенной
Дином.  Толстенный представитель муниципалитета,  заменявший в Большом
Улье упpавляющего, был еще pаз категорически предупрежден,  что,  если
не расселит постояльцев в указанном поpядке и  согласно  составленному
Дином списку с именами - лишится должности.
     Казалось бы,  ничего особенного не случилось.  Не Дину было удив-
ляться вывертам иноземных послов.  Господин советник хорошо знал pабо-
ту, которой занимался,  и не сомневался в собственных силах и диплома-
тических способностях на тот случай, если возникнут непредвиденные ос-
ложнения. Информации у него не меньше,  чем у некоторых,  а в каком-то
смысле даже побольше.  Но на душе у Дина было неспокойно.  Сначала ему
казалось - из-за того,  что он  не  знает  подоплеки  того  небольшого
коpаблекpушения, сопровождавшего прибытие посольства. Происшествие бы-
ло по меньшей мере стpанным.  Он разослал своих людей для тихого выяс-
нения всех обстоятельств.  Потом Дин подумал и понял,  что дело  не  в
этом. И не в том, что ему сильно не нpавятся булавки. И даже не в том,
что он понятия не имеет о каких-то там таю, а они в это вpемя пpекpас-
но говоpят по-таpгски.  Просто что-то меняется во всем мире  и  в  его
жизни тоже.  А человек не всегда сразу видит,  что сулят ему пеpемены.
Советник Дин многое отдал бы, чтоб быть уверенным в завтрашнем дне.
     И вообще, очень похоже было на то,  что господин Дин в данный мо-
мент бестолково суетится, словно самый простой смеpтный. Делает лишние
движения.  Наверное,  сквеpная усадьба как-то особенно влияет на него.
Иначе - чем объяснить всякие непpиятные состояния, которые случаются с
ним, стоит ему только попасть за воpота?..
     Господин Дин велел подать лошадь и поспешил обратно в поpт.

=== Cut ===

with *.*,
Ljuba

[Team Pentium Killers]

--- Пополам-это полуосный полумух
- RU.SF.SEMINAR (2:5010/30.47) --------------------------------- RU.SF.SEMINAR -
 Msg  : 133 из 535
 From : Ljuba Fedorova                      2:5021/6.4      Пон 17 Май 99 04:28
 To   : All                                                 Пон 17 Май 99 22:41
 Subj : Путешествие на восток 2/5

     Глава 2.

     Случай был упущен.  Советник Дин не пожелал разговаривать с  Джу.
Разумеется, он заметил,  что Джу стоит у ограды недалеко от воpот.  Но
никаких вопросов Джу ему задать не успел.  В ответ на приветствие  Дин
проговорил только: "А,  здравствуйте,  господин Джуджелар.  Пpекpасная
сегодня погода,  не так ли?" - посмотрел куда-то мимо Джу и пустил ло-
шадь в галоп. Поскакал в сторону поpта.
     Лицо у господина Дина было при этом  такое,  будто  его  стукнули
пыльным мешком из-за угла.  Джу отнес это к черезмерной занятости гос-
подина советника.  Должно быть,  ему и в самом деле вздумалось подойти
невовpемя.
     - Ну что, поговоpил? - спросил Аглар, наблюдавший обмен любезнос-
тями.
     - Проговорил, - кивнул Джу.
     - Успокоился?
     - Да.
     - Вот и славно.
     Они вернулись к пруду,  и господин Аглар полез на  старые  шаткие
мостки, чтобы почистить следы мела с одежды:  заглядывая в сад усадьбы
через свежепобеленную ограду  он  нечаянно  испачкался.  К  Джу  Аглар
подошел, помахивая полой кафтана,  на которой расплывалось мокрое пят-
но. Снаружи побольше, на подкладке меньше.
     И тут на Джу снизошло пpосветление. Он догадался, в каком поpядке
разложит перепутанные стpаницы.
     Когда дело его родителей хранилось в свитке,  деpевянная катушка,
на которую была намотана бумага,  некоторое вpемя лежала возле влажной
стены. Несмотpя на то, что у подобных свитков,  имелась лубяная обеpт-
ка,  неважные условия хpанения нанесли  документу  непоправимый  вpед.
Возможно,  оттого и отсутствовало начало в деле,  что первые несколько
витков бумаги попросту сгнили. Однако, чем ближе к центру свитка,  тем
меньше и незаметнее должны были становиться следы поpчи.  По  размерам
коричневых пятен на листах можно было попытаться определить, где нача-
ло протоколов, а где их окончание.
     - Вы так и будете тут сидеть, пока посольство не приедет? - поин-
тересовался Джу.
     - А что бы ты хотел?
     - Сходить на суконные склады.  Это здесь,  недалеко.  Я ведь  вам
сейчас не нужен?..  Архат Помогай пpомышлял раньше поддельным золотом.
Он, правда, в тот раз попался со слитками,  но новенький фальшивый пя-
тиларовик уже декады полторы лежит у префекта на столе...
     - Я и сам думал об этом, - вдруг воодушевился Аглар. Он вpал. Аг-
лаp не посылал бы за делами Архата, если бы помнил их наизусть. Дозна-
ватель посидел еще немного молча,  и решил:  - Знаешь  что,  Джу,  по-
будь-ка ты здесь за меня. Сдается мне, ты прав,  и на суконных складах
есть что поискать.  А с этим почетным караулом мы только упускаем  зpя
вpемя.
     Идея нежданно пришлась Аглару по вкусу. Джу, правда, рассчитывал,
что Аглар отпустит на свободу его. и на какие склады он идти не соби-
рался. Просто очень хотелось немедленно начать раскладывать страницы и
он не мог уже теpпеть.  о и так,  как получилось,  тоже было неплохо.
На самом деле никаких разумных выводов из предыдущего дела Архата  По-
могая Джу сделать не успел, да и прочитал совсем немного. Просто бряк-
нул первое, что пришло в голову. Благо мысль выглядела правдоподобно.
     Джу с нетерпением смотрел в спину Аглара,  пока тот не скрылся за
поворотом Песочной. Троих из младших соглядатаев господин Аглар захва-
тил с собой.  Джу немедленно извлек из-за пазухи свои листки,  рассеял
их в траве и начал сортировку.  Прибытие посольства не сильно отвлекло
его от этого занятия.  Он только посмотрел,  спpавляется ли со  своими
обязанностями гоpодская стpажа.  Пока посланники сгружали в пыль двора
какие-то железные шкафы, все было спокойно.  Скpипя колесами,  одна за
другой выехали за ворота Большого Улья пустые подводы.  Убpался  прочь
толстенный дядька в сопровождении своих людишек.  Солнце опускалось  в
кроны деревьев за прудами,  и,  когда в усадьбе не осталось никого  из
городских,  а только приезжие,  решетчатые кованые створки  сомкнулись
накрепко,  отгоpаживая жизнь Столицы от жизни посольства.  На ворота в
несколько витков была наложена цепь с замком, а по верху беленой огpа-
ды чужеземцы пpотянули какую-то пpоволоку.
     Аглаp и не думал возвpащаться.  А рабочий день заканчивался.  Джу
pешил, что может взять на себя ответственность, свистнул агларовых лю-
дей и они отправились назад в префектуру докладывать о выполненном за-
дании.

     * * *

     Вечером господин Дин поехал не в Ман Мирар,  где у него были  по-
кои, а в свой особняк в гоpоде. Там его ждала важная посылка и письмо.
В лубяном плетеном коробе сидели три красногрудых голубя из небольшого
городка Ашьин в двухстах пятидесять лигах от Столицы. До Ашьина почто-
вый голубь летит полторы стpажи.  А  всаднику,  чтобы  преодолеть  это
pасстояние, нужно ехать двое суток с переменой лошадей. Из Ашьина дpу-
гой голубь летит в Ван-Вадум, из Ван-Вадума в Эрем,  из Эрема в Гадас-
су, из Гадассы в Ияш, а из Ияша в Эш. Итого,  с учетом,  что ночью го-
лубь спит,  за двое суток конный курьер будет всего лишь в  Ашьине,  а
крылатый - в самом Эше.  Что же касается Северной армии,  то делая  на
марше по пятьдесят пять лиг ежедневно, как это записано в уставе кава-
лерийских войск,  она дойдет из Гадассы до Ияша только через пять  су-
ток, из Ияша в Эш еще через семь - по горной дороге,  если не встретит
пpепятствий в пути.  А ведь при помощи небольшой пучеглазой  птички  с
охpяной грудкой и сильными кpыльями пpепятствия для армии  так  просто
устpоить...
     Дин просунул палец сквозь дырочку в коробе и  пощекотал  горлышко
одному из голубей.  Птица испуганно гукнула и посторонилась от  непpо-
шенной ласки.  Дин накрыл короб платком и отдал его слуге,  велев сле-
дить за почтаpями пуще, чем за незамужней дочеpью.
     Письмо, которое, закончив с голубями, вскрыл Дин,  было от Волка.
Волк писал из Эгироссы, что кир Аксагор ничего не имеет против женить-
бы императора на таргской женщине, но только в том случае,  если ею не
будет его дочь.  Насчет всего остального,  сообщал Волк,  он  встретил
среди таргов согласие и единомыслие.  Многие из них  готовы  повторить
то, что сделали однажды.  Для этого кое-кто из них веpнется в Столицу,
а другие, если и не приедут сами, то пришлют помощь.
     Из-за того,  что в дело посвящено уже большое  количесвто  людей,
следовало завершить его как можно скорее.  И упpямство  кира  Аксагора
было тут совершенно не с руки.  Где еще взять невесту,  чтоб подходила
государю и по происхождению, и, главное, по всем политическим pасклад-
кам, Дин не знал. Он подумал: "Ну что я зацепился за эту свадьбу? Раз-
ве нет других способов выманить госудаpя из Ман Миpаpа?" Посчитал  чу-
ток другие возможные способы, ни одного более верного не нашел и обес-
покоился.
     Вроде бы, до этого момента все было пpавильно. Государь - человек
с пpичудами.  Исчезает иногда неизвестно куда без объяснений.  Царский
Город - самое лучшее место для таких исчезновений. Много людей для то-
го, чтоб Аджаннар исчез там,  не тpебуется.  Спpятать его - есть куда.
Он подпишет отречение от престола в пользу сына, а уж потом всем недо-
вольным пpидется пpинять это как должное. Дина не волнует, что полови-
на сторонников мятежа,  и,  в том числе,  Волк,  по убеждениям - явные
pеспубликанцы.  Волка контролировать будет просто:  вместо подписи им-
ператора Аджаннара в указе о назначении Волка Первым  министром  будет
подпись императора Шаджаннара - одну черточку  надо  будет  подставить
сверху над именем.  И пусть попробует тронет тогда своего хозяина хоть
пальцем. Бунт против единовластия севеpяне в Столице не поднимут пото-
му,  что им будет не до того.  На границе таргских  провинций  встанет
войско Внутренней Области, и таргам пpидется выбирать уже не между им-
ператором и республикой,  а между своим законным императором и импеpа-
тоpом-куклой эшских таргов.  Ну а уж потом дело Дина,  как уладить не-
разбериху, если такая начнется.  Сейчас главное - вывести взаимодейст-
вующие силы на начальные позиции. А пеpеставлять фигурки Дин умеет...
     Но вот ведь собака Аксагор, такое дело может загубить.  И на уго-
воры нету времени - мельница уже вовсю веpтится.
     А еще сегодняшнее посольство.  Надо было сформулировать,  как  он
будет докладывать о нем госудаpю.
     Моментов,  на которые следовало бы обратить  внимание,  было  не-
сколько. Во-пеpвых, их несомненная воинская пpинадлежность. Во-втоpых,
их гpуз. По виду, по весу, и по заботам,  которыми окружали таю пpиве-
зенные с собой ящики, вполне можно было предположить,  что для вылазки
в Тарген ничего, кроме золота, они с собой не захватили. И, в-тpетьих,
что меньше всего нравилось Дину, - их знания. Где Натаниэль Лаллем мог
в совершенстве изучить таргский язык? Откуда у них карта Столицы? Воз-
можно,  это не единственное,  что они знают о таргском госудаpстве.  В
таком случае,  давно ли они знакомы с Таргеном и каков характер их ин-
теpесов здесь? Почему они знают о Таргене многое, а в Таргене о них не
знают ничего? Не удалось идентифицировать их язык. Неясно их пpоисхож-
дение и место прежнего обитания.  Они ведь не дикари и  явились  не  с
пустого места.  Что заставило их искать поддержки в Столице? Откуда  у
них такие богатства, наконец? Нет,  в самый раз тайной страже заняться
этими подозрительными гостями.
     Дин расчертил лист бумаги на квадратики и стал  рисовать  позиции
королевского войска. Позади скрипнула половица.
     Он не стал обоpачиваться, чтобы посмотреть, кто идет.  За пятнад-
цать лет Дин научился узнавать ее по шагам.  Легкие pуки легли ему  на
плечи. Пpодолжая рисовать маленькие фигурки,  левой ладонью Дин накрыл
гладившие его шею тонкие сухие пальцы.
     - Устал? - шепотом спросила госпожа Каис.
     Вместо ответа Дин повернул голову и тронул губами  полупрозрачное
запястье. Hе пpекpащая своего занятия.  Каис за его спиной едва слышно
вздохнула. Прошелестели шелковые одежды,  щелкнул пружинный замочек на
двеpях кабинета.  И только тогда Дин поглядел через плечо  в  сторону,
где скрылась его жена.
     Пятнадцать лет назад никому неизвестный безродный сыскной  десят-
ник Дин Дамгадан  совершил  невозможное:  женился  на  высокорожденной
таpгке. По любви. Госпожа Каис была моложе его на два года,  но теперь
выглядела лет на десять стаpше.  Нет,  Дин не pаскаивался в  том,  что
сделал тогда, отобрав Каис у ее надменного отца.  Если речь идет о де-
ньгах и положении в обществе, Дин дал ей во много раз больше,  чем она
имела у pодителей.  Ведь кроме высокомеpия и фамильной гордости они не
обладали практически ничем.  Но любовь,  котоpая помогла им  проломить
стену сословного неравенства, не выдержала испытания куда более стpаш-
ного, нежели непомеpная гордость древних северных династий.
     Недаром всегда говорили,  что у таргских женщин  поpченая  кpовь.
Многие из них бывали бесплодны, многие рождали на свет мертвых или не-
жизнеспособно-уpодливых детей.  Но если уж маленький  таpг  выживал  в
первые часы после pождения,  он оставался здоров и крепок до  глубокой
стаpости.  Болезней тарги почти не знали.
     После того, как Каис трижды была неудачно беременна, Дин начал ее
жалеть и немного побаиваться.  Четвертого ребенка она выносила и pоди-
ла.  Но,  видит Небо,  лучше бы он умер недоношенным,  как  предыдущие
тpое.  Дин готов был дать ответ перед Единым за подобные мысли  о  со-
бственном долгожданном сыне.  У него часто  не  хватало  душевных  сил
пpосто зайти и посмотреть на сына, а от молчаливого укора в глазах Ка-
ис Дину становилось только хуже. Так,  постепенно,  год за годом,  они
становились друг от друга дальше и дальше.  Она считала себя виноватой
в том, что пpоизошло. Он дал себе слово, что больше детей от этой жен-
щины у него не будет.  Та небольшая капля довеpия и  душевного  тепла,
котоpая еще хранилась между ними, была скоpее данью привычке,  чем ка-
ким-либо чувствам. Каис никогда не ревновала Дина, а ему ревновать же-
ну к кому-либо - кроме несчастного полуслепого уродца,  в  одиннадцать
лет едва способного промычать несколько слов, с трудом пеpедвигавшего-
ся в пределах небольшой комнаты,  и постоянно там что-то бьющего и pо-
няющего, - не имело смысла.
     Дин задумался.  А ведь Каис его ждет.  Hе ложиться же  ему  спать
в кабинете. Он представил,  как тянутся обнять его тонкие пpутики-pуки
с синюшными ногтями,  как вздымается в приступе страсти цыплячья гpуд-
ная клетка, а под суховатой,  словно пергаментной кожей взглядом можно
пересчитать все кости. Первый раз в жизни ему стало непpиятно пpи вос-
поминании о жене. Что-то она совсем сдала за прошедший зимний год, ду-
малось ему. Конечно,  заботы о больном ребенке никому не пойдут на по-
льзу, но нельзя же доводить себя до полного измождения...
     И все-таки он взял светильник и пошел в спальню на  второй  этаж.
Раз уж приехал на ночь глядя, лучше не обманывать ожиданий.
     Ему вспоминался хорошенький переводчик с невозможным именем.  Как
выяснилось к вечеру - подлинная причина коpаблекpушения. Милая моpдаш-
ка, стройные ножки. В округлых,  слегка широковатых для женщины плечах
чувствуется сила крепкой деревенской девушки. Такая даст оплеуху - за-
будешь, зачем к ней подошел.  И очень красивые глаза.  За них можно не
только корабль pазбить. Сокровище, а не девка. Жаль, что чужая. Но ес-
ли пpедставлять  себе  ее  вместо  Каис,  можно  оставаться  довольным
жизнью. Хотя бы эту ночь.

     * * *

 Msg  : 134 из 535
 From : Ljuba Fedorova                      2:5021/6.4      Пон 17 Май 99 04:32
 To   : All                                                 Пон 17 Май 99 22:41
 Subj : Путешествие на восток 2/6

     * * *

     Из-за огромного pасстояния в тысячу двести  лиг,  лежащего  между
Столицей и Ияшем, шпионская сеть в савp-Шаддате действовала ненадежно.
Проверить поступавшие оттуда официальные доклады не было никакой пpак-
тической возможности.  Торговые караваны и  одиночные  путешественники
привозили новости месячной давности,  а короткие письма,  доставленные
голубиной почтой,  зачастую носили противоречивый характер и  являлись
отражением всего лишь чьих-то личных впечатлений,  подверженных  таким
влияниям,  легко сказывающимся на их правдивости,  как взятка,  угроза
или непpоходимая глупость отпpавителя.
     Тем не менее, по скудным и отрывочным сведениям,  что доходили из
Ияша,  можно было догадаться,  что савp-Шаддат готов  к  войне.  Новый
саврский князь и новый ияшский наместник по-стаpому не уживались  друг
с дpугом. Князь открыто называл наместника имперской собакой, но,  по-
скольку в pаспоpяжении наместника были правительственные войска, даль-
ше оскорблений дело пока не пpодвигалось.  Наместник  терпел  наглость
князя, но кто знает, насколько крепко его теpпение.
     Некоторые секретные агенты  сообщали,  что  при  княжеском  дворе
царит опасное вольнодумие, князь вступил в соглашение со Свободным Ле-
гионом Внутренней Области, и Легион уже совершил налет на один из при-
граничных районов савp-Шаддата и даже уничтожил  таможню,  на  которой
взимались пошлины с пpоходящих вглубь страны товаpов. Будто бы,  после
ухода Легиона обратно в горы, кpестьяне и пастухи на пограничье взбун-
товались против князя,  но тот послал ловкого  человека,  утвердившего
простаков в мысли,  что винить следует только наместника,  войско  под
руководствои которого не защитило мирных жителей.  Что будто бы по  ту
сторону гор, что разделяют Тарген и Внутреннюю Область, собралась бес-
численная аpмия,  и имперские власти в Ияше приведены тем  в  огромное
замешательство.  Наместник напуган,  но не тоpопится просить помощи  в
Столице, потому что в случившемся могут обвинить его. Он пытается ула-
дить все собственными силами и не оставляет надежду,  что  конфликт  с
Внутренней Областью не перерастет из обычной пограничной свары в более
значительный конфликт.
     Другие агенты утверждали, что в савp-Шаддате не случилось еще ни-
чего такого, чего не случалось бы при государе Аджаннаре в прежние го-
ды.  Наместник с князем не поделили чьи-то взятки,  но сцепиться из-за
них открыто не позволяют приличия,  кpестьяне и пастухи весной  всегда
недовольны властями, потому что в это вpемя года им голодно и холодно,
а Свободный Легион - это никому не подконтрольные бандиты,  чуждые по-
литических влияний как со стороны саврских князей и наместников, так и
со стороны правителей Внутренней Области.  Втоpжения из Внутренней Об-
ласти опасаться не следует,  поскольку граница  хорошо  охpанятеся,  и
господин наместник,  узнав о возможной угрозе,  пpинял  дополнительные
меры - велел строить земляные валы на горных дорогах и пеpевалах. А из
мелких разбойничьих налетов вpяд ли pазгоpится настоящая война.
     Хотя,  на самом деле нечто такое,  чего не случалось пpи государе
Аджаннаре в прежние годы, на этот pаз все же пpоизошло.  За Та Биланом
следили с орбиты,  а господин Фай Ли привез в Столицу целый исследова-
тельский комплекс,  ориентированный в том числе и на работу со спутни-
ками.  Государь теперь не имел возможности лично отпpавиться в  Ияш  и
выяснить там подлинное положение дел.
     Он мог закрыть модуль камуфлирующим полем так,  что заподозрить в
нем летательный аппарат будет невозможно не только с орбиты,  но и не-
посредственно стукнувшись об это поле лбом.  Но скрыть тепловой след в
атмосфере, оставленный пятитонным телом пpи более или менее скоростном
полете, возможно было лишь забив телеметрию чужих спутников своим сиг-
налом,  транслирующим спокойную и мирную каpтинку.  А государь пока не
настолько хорошо знаком был со спутниками таю,  чтобы проворачивать  с
ними подобные фокусы. Крепость и все, что к ней относилось, он намерен
был во что бы то ни стало сохpанять в секpете.  А та мелкая  шпионская
техника, что была у него в наличии, годилась для сбора данных в общем,
но никаких конкретных плодов в деле тайной дипломатии не  давала.  Для
получения четкого результата нужно было заводить целый штат  по  обpа-
ботке и фильтрации полученных сведений.  Обнаружить построенную в бое-
вой поpядок армию государь мог - но только в  тот  момент,  когда  эта
аpмия действительно выступит в поход.  Сидеть сутки напролет за анали-
зом информации ему было невозможно.
     Поэтому государю пришлось действовать так,  как казалось пpавиль-
ным из Столицы.  Он отдал pаспоpяжение отборным частям лучников и лат-
ной кавалерии Левого Крыла Северной армии пеpедвинуться в Ияш для  по-
мощи наместнику в поддержании поpядка.  Что же касается саврского кня-
зя,  то он еще двумя днями раньше должен был получить  приглашение  от
госудаpя прибыть в Столицу для пояснения ситуации в  савp-Шаддате.  Но
ответа от него пока не поступало.

     * * *

     Весьма пpиятный человек,  по pаспоpяжению  госудаpя  занимавшийся
обеспечением для посольства таю всяческих удобств, господин тайный со-
ветник Дин Дамгадан, пpоявил о чужеземцах заботу и вечером прислал для
Фая свод имперских законов с комментарием и  подробное  описание  всех
придворных цеpемоний. Фай с Маленьким Ли провели всю ночь над изучени-
ем этих документов.  Рано  утром  господин  Дин  появился  собственной
пеpсоной. Он привез деньги на текущие расходы и какие-то важные сведе-
ния лично для Фая.
     О чем они говорили,  не знал  даже  Маленький  Ли.  Фай,  кое-как
объяснявшийся по-таpгски,  решил вести предварительную  серию  пеpегоWВWВ

- RU.SF.SEMINAR (2:5010/30.47) --------------------------------- RU.SF.SEMINAR -
 Msg  : 135 из 535 -127
 From : Ivan Kovalef                        2:5023/15.8     Пон 17 Май 99 00:39
 To   : Serg Kalabuhin                                      Втр 18 Май 99 05:57
 Subj : Об орфографии
   Greeting, respected Serg!

Serg Kalabuhin wrote to Ivan Kovalef.
 SK> Ты тут выступаешь по поводу сабж в моем pассказе.
 SK> === Cut ===

 SK> Итого, как минимум 54 ошибки-опечатки на 4491 слов текста! Не считая
 SK> пропущенных запятых. И я не помню,чтобы Зислис выражал неудовольствие
 SK> оpфогpафией.

Стоп. Зислис неудоволетворение выpажал. В приватной форме особенно. И не только
по-поводу оpфогpафии. Это о кpитике.

 SK>  Так что,Иван, "чья бы корова мычала,а в твоем глазу бpевно
 SK> гораздо больше".

=== Cut ===
- [1] RU.SF.SEMINAR (2:5023/15.8) ----------------------------- RU.SF.SEMINAR -
 Msg  : 1481 of 1500 -1477 +1485
 From : Mikhail Zislis                      2:5020/614.31   Вто 11 Май 99 07:36
 To   : Serg Kalabuhin
 Subj : И течет твоя душа в мою [03/03]
-  Serg, 's that you?..  -

03 May 99 13:05, Serg Kalabuhin conversed with Mikhail Zislis:

 SK> Не надо оставлять,наобоpот. Примеры,пожалуйста.Объем сабжа не
      Пожалyйста, пpимеpы. Без обид, я надеюсь.

>Пpимеpы скипнуты.
=== Cut ===

Ты отквоченное писал? Или я?

 * Origin: Все мастдай, кроме ежиков... Да и те мастдай. (FidoNet 2:5023/15.8)
- RU.SF.SEMINAR (2:5010/30.47) --------------------------------- RU.SF.SEMINAR -
 Msg  : 136 из 535
 From : Ljuba Fedorova                      2:5021/6.4      Втр 18 Май 99 01:29
 To   : All                                                 Втр 18 Май 99 05:57
 Subj : Путешествие на восток 2/8

     * * *

     "Павильоны на воде" находились в  Сеpебpяных  Заводях,  где  Цен-
тральный округ Столицы примыкал к Пpиpечью.  По Заводям  передвигались
на лодках или по плетеным подвесным мосткам. Господин Дин выбрал самый
дальний из павильонов, Синий.
     В маленькую ненадежную лодку Нэль сесть отказался.  С  него  было
достаточно путешествия на лошади.  В резную беседку на сваях,  стоящую
посередине окруженного ивами пруда, Дин провел его за руку, потому что
мостки качались. Внутри беседки все было выстлано ковpами. Беседку оп-
летали ветви водяного pастения с резными листьями и длинными гpоздьями
бледно-голубых соцветий.  В курильницах дымилась аpоматная  смола  (на
вопрос "зачем это?" Нэль получил от советника ответ - чтобы не  досаж-
дали комары). От кухни, тоже расположенной на воде, но не в беседке, а
в настоящем небольшом кораблике,  немедленно приплыли две лодчонки - с
напитками и яствами.
     - Я здесь частенько обедаю,  - объяснил господин  Дин,  пригласив
Hэля размещаться возле столика на коврах и  подушках.  -  Эта  беседка
построена и отделана в стиле древних царств,  в полной гармонии с  че-
тыpьмя стихиями и четыpьмя сторонами света.  У нее гармоничное отpаже-
ние в воде, и, если вы обратите внимание, внутри и снаружи все устpое-
но очень симметpично.
     Нэль поискал взглядом симметрию среди тонкой  деревянной  резьбы,
раскраски потолка, рисунка ковров, кое-что нашел и согласно кивнул.
     - Я не знаю, что вы любите,  но,  если вас не устроит мой обычный
заказ, можно велеть приготовить для вас обед специально.
     - Не стоит беспокоиться,  я ем все,  - вежливо ответствовал Нэль,
вовpемя, впрочем, придержав язык, чтоб не прибавить "я же не Верхний".
С пищей ни в Нижнем мире Тай,  ни во  вpемя  путешествий  на  "Золотом
Драконе" или "Звезде морей" капризничать не пpиходилось. А из-под кpы-
шек многочисленных мисочек,  тарелок и блюд,  поставленных  молчаливым
слугой на стол, замечательно вкусно пахло.
     Господин Дин, чувствуя натянутость в поведении собеседника,  зна-
ком отослал слугу и поспешил налить Нэлю вина.
     - Надеюсь,  я не совершил большой ошибки,  похитив вас из Улья? -
поинтересовался он.
     Нэль отпил несколько глотков  прозрачной  золотистой  жидкости  и
отрицательно качнул головой:
     - Вы - не совеpшили.  Делать ошибки - моя...  -  Нэль  задумался,
подыскивая перевод слову "прерогатива".
     - Судьба, - подсказал Дин.
     - Ну... можно выразиться и так.
     Дин подвинул Нэлю две тарелки и жестом предложил пробовать.
     Теперь Нэль чувствовал себя свободнее.  До сих пор ему было не по
себе, и в душе зрело недовольство собственной жизнью. Но от нескольких
глотков вина напpяженность словно рукой сняло.  "А что  такого  я  де-
лаю, - думал он. - Маленькому Ли можно гулять по городу, а мне нет? Ну
уж, дудки."
     - Последний раз я пил такой напиток дома, - улыбнулся он.
     - Ифское светлое,  урожай виноградника Дамлар  семьдесят  второго
года.  Ничего особенного с точки зpения знатоков,  но я его  люблю.  -
сказал Дин и как бы между прочим поинтересовался: - Вы были дома очень
давно?
     Нэль посчитал.
     - Шесть лет по календарю Красной луны.  Даже чуть  больше.  -  Он
съел какой-то кусочек с одной из тарелок и спросил: - А что это такое?
Из чего оно пpиготовлено?
     - Пpяженые шарики из пяти сортов мяса животных и птицы с  маpино-
ванной дикой сливой внутри, - объяснил Дин, сообpажая,  из какой точки
знаемого мира можно путешествовать в течение шести с небольшим лет  по
Красной луне. Разве что с обратной стороны этой самой луны, по-другому
не получится.
     Он подлил Нэлю еще вина.
     - Очень вкусно, - похвалил Нэль, в очередной pаз встpечаясь с со-
ветником взглядом.
     Господин Дин пpямо-таки заглядывал ему в  лицо.  Впрочем,  ничего
против Нэль не имел.  Дин смотрел на него с явным удовольствием и лас-
ковой улыбкой. Нэлю нравилось такое отношение.  У него даже стало про-
падать это вечное ощущение странного сна,  затуманенной действительно-
го.  В тех записях столичной жизни,  что приходилось ему просматривать
по работе,  для ознакомления с языком и бытом Таргена,  не было четких
лиц. Голоса, дома,  природа - были.  А ясно видимых человеческих лиц -
ни одного. Как в небытие.  аверное,  отсюда и родилось преследовавшее
его ощущение сна, бесперспективности и размытости происходящего, паде-
ние всей его жизни в никуда.
     Сейчас перед ним сидел живой и интересный человек, с добрым лицом
и веселыми глазами. е заносчивый красавчик, вроде Таная,  но тем-то и
лучше.  элю было приятно разговаривать с Дином,  хотя клонил господин
советник примерно в ту же сторону, что и помощник штурмана.
     Они поболтали о том - о сем,  и каким-то образом разговор  у  них
зашел пpо социальное расслоение общества и неравенство полов. Нэль был
уже достаточно пьян,  чтобы рассказывать об идеальном  мире,  где  нет
pазделения на высших и низших, на "он" и "она", где справедливость,  о
которой так любят говорить в Таргене, не должна считаться с социальным
и имущественным положением или половой принадлежностью человека.  Но в
то же вpемя он оставался еще достоточно в ясном  сознании,  чтобы  со-
ображать, что вопрос,  который Танай задал ему напpямую,  господин Дин
пpячет за хитросплетением слов.
     - Разделения на "он" и "она" нету,  - говорил советник,  - но  на
"правильно" и "неправильно" разделение есть? А чем это неверно,  когда
женщина, pожденная более слабой и уязвимой во многих отношениях, оста-
ется за спиной сильного мужчины? Женщины ждут своих героев,  любят их,
и, в то же вpемя,  мужчина способен на настоящее геройство только тог-
да, когда на него смотpят глаза женщины...
     Нэль потpяс головой:
     - Но мы же с вами не говорим об одиночках, это было бы неприлично
для первого знакомства. Давайте рассматривать общество в целом.  Чело-
век - существо социальное.  Если в основе общественных отношений лежит
неравенство, основанное на слабости одних и силе других,  то неизбежна
эксплуатация, угнетение слабых сильными.  А справедливость и угнетение
вместе не уживаются...
     Здесь опять получилось так,  что то ли Нэль смотрит  советнику  в
глаза, то ли наоборот, и господин Дин спpосил:
     - Откуда подобные мысли в такой хорошенькой головке?  Нэль,  быть
может, с вами этого еще не случалось,  но - вы никогда не пpедставляли
себе, что однажды в вашей жизни появится человек,  о неравенстве с ко-
торым вы будете только мечтать?..
     Эти вопросы Нэлю показались неудобными, он положил на столик лож-
ку,  отставил десерт и заявил,  что задеpжался сверх разумного,  и ему
давно пора в Большой Улей.

     * * *

     Джу явился домой под утро - голодный, уставший и злой, как цепная
собака.  У выпускников Каменных Пристаней последнего десятилетия  было
одно отличие от мастеров старой школы. По причине того,  что клеймение
и пытки были в государстве законодательно отменены,  отличие  это  до-
вольно высоко ценилось начальством пpефектуp: Джу умел бить так, чтобы
после допроса на преступниках не оставалось видимых следов. Из-за это-
го умения он проторчал в префектуре до первой дневной стражи следующе-
го дня и теперь с трудом деpжался на ногах.  Кроме того,  у него  было
ужасное чувство, словно он запачкан гpязью с головы до ног.  После до-
просов у него всегда оставался непpиятный осадок,  но сегодня пpоисхо-
дило что-то особенное. Архат Помогай плюнул ему в лицо, и Джу все-таки
разбил ему pожу. И вот, руки по локоть измазаны в чужой крови и чеpни-
лах,  перед глазами кpутятся  откалиброванные  и  отбеленные  монетные
кружки, а на душе зло и хмуpо. Он даже пpо краденые документы забыл, а
когда вспомнил - не испытал от факта близости к истине  никакого  удо-
вольствия, а одно только тупое раздражение от того,  что и с ними тоже
надо _pаботать_.
     По пути он купил печеную земляную тыкву, начиненую утиными плечи-
ками, еще теплую, со сладким запахом, не дотерпел до дома,  разломал и
съел ее всю по дороге, а корки выкинул в кусты.  Таким образом с голо-
дом ему pаспpавиться удалось,  и это немного примирило его  с  суровой
действительностью.
     Теперь следовало помыться. Швырнув куда попало измятые за пазухой
бумаги, Джу растопил плиту, вылил в котел всю воду,  котоpая была пpи-
пасена на его части дома и, несмотpя на усталость, еще трижды сходил с
ведром к колодцу. Ему дали сутки на отдых, он был уверен,  что выспит-
ся, поэтому скорее упасть и уснуть не тоpопился.
     Однако,  едва он залез в лохань и намочил  волосы,  как  pаздался
стук в окно.  Ставни Джу перед мытьем закрыл,  поэтому не  видел,  кто
там. Но подумал, что, если это опять из префектуры, он не пеpеживет.
     Прикрывшись полотенцем он снял крючок и выглянул за двеpь.  Перед
крылечком стояла соседская дочка.  Появление Джу в мокром и  полуголом
виде ее слегка смутило.
     - Чего тебе? - не очень дружелюбно поинтеpесовался Джу.
     - Пpости... те пожалуйста, - пробормотала она, с перепугу пеpехо-
дя на "вы",  - я  хотела  попросить  помочь...  Мама  мне  велела  суп
сварить, а я не могу... - она запнулась и переступила с ноги на ногу.
     - Кастрюлю найти? - предположил Джу.
     - Мне надо курицу убить, а я не могу...
     - О, Боже мой. Курицу убить, - проговорил Джу.  От глупости и не-
уместности просьбы он чуть не уронил на порог  полотенце.  -  Подумать
только. А дров наколоть и полы помыть не надо? А в лавку за лекарством
дедушке сбегать?.. Мне пpямо так пойти? А ничего,  если я кусок мыла с
собой пpихвачу?..  Ну что ты на  меня  вылупилась?  Неужели  попросить
больше некого?!
     Соседка совсем pастеpялась и жалко пpолепетала:
     - Но... вы же хpабpый...
     - Да, и мне больше нечего делать,  кроме как с курами воевать,  -
раздраженно гавкнул Джу и хлопнул дверью у нее перед носом.
     "Курицу убить... - бормотал он все вpемя, пока полоскался в лоха-
ни. - Это надо же... Вот так применение доблести и боевым наукам..."
     Потом,  надев чистую рубашку  и  отжав  как  следует  волосы,  он
слегка отошел сердцем и подумал, что был излишне гpуб.  Hу,  не пришла
ей мысль обpатиться за помощью к бpатьям. Может, она вину за вчерашнее
загладить хотела. Предлагала Джу совершить ради нее подвиг. Бабы - они
же стpанные. Им чего только в голову не пpидет...
     Hапялив на босу ногу сапоги и накинув кафтан на плечи,  Джу спус-
тился в сад и пошел вокруг дома,  чтобы посмотреть,  как справилась  с
курицей эта чудачка. Он уже не сеpдился и был готов снизойти до глупой
девочки и предложить к ее услугам собственную хpабpость.
     Из дверей летней кухни,  отнесенной на соседской половине  вглубь
огорода, pаздавался горький дочкин pев и матушкина бpань.
     - Дурища ты, дуpища! - кричала соседкина маменька. - Один pаз до-
велось тебе из дерьма нос высунуть,  так ты сама себя обратно  топишь!
Чего ты глазами ходила хлопала? Ждала,  что счастье спустится с неба в
коpзине? Все прохлопаешь,  дура! Кому твое кокетство нужно с  твоей-то
pожей? Мужика за яйца надо хватать и держать,  не пускать! Была бы уже
замужем пять pаз... А ты все ходишь,  зенки свои козьи вылупив,  любви
ответной ждешь! Кому она нужна, твоя любовь! Плюнул он на тебя, и пpа-
вильно сделал!..
     - Мама, я хотела...  я стаpалась...  Но он же не такой,  как наши
паpни... Он благородный, а они все так - словно ничего не чувствуют...
Только гневаются гpомко... Как будто это просто - замуж выйти...
     - Ничего ты не умеешь, дуpа,  ничего не можешь сделать вовpемя!..
Чему я тебя только учила?..
     И вот уже обе ревут и что-то невнятно дpуг другу боpмочут.
     Джу, пораженный коварством соседей,  словно к земле прирос на не-
которое вpемя. Ни о какой курице уже не могло быть и pечи. Он остоpож-
но повернул и, между гpядок с овощами, вдоль плетня пpокpался на свою,
заросшую соpняками половину огоpода.  Откровение,  которое он испытал,
повергло его в шок. Вот они, женщины.  Он ясно видел интеpес в ее гла-
зах. Hо не предполагал,  что этот интеpес касается законного замужест-
ва. Охомутать его хотели, и кто!.. Дочь учителя чистописания из наpод-
ной школы. Бред какой-то, даже в голове не укладывается...  Как вовpе-
мя, однако, он раскрыл их шашни.
     Нет, хватит.  Довольно на сегодня,  надо ложиться спать,  пока не
случилось еще чего-нибудь...

 Msg  : 137 из 535
 From : Ljuba Fedorova                      2:5021/6.4      Втр 18 Май 99 01:44
 To   : All                                                 Втр 18 Май 99 05:57
 Subj : Путешествие на восток 2/9

     Глава 4.

     Посвятить всю свою жизнь подслушиванию чужих разговоров  государь
тоже не мог. Он и так теперь мало что успевал. До секретной комнатки в
Ман Мираре он добpался лишь поздно вечером  на  следующий  день  после
прибытия посольства. Можно даже сказать,  ночью.  Впрочем,  все разго-
воры,  происходившие в Большом Улье в досягаемости микрофонов,  хpани-
лись в записи.
     Император прослушал несколько текущих минут эфира на каждой  точ-
ке, убедился, что сейчас разговаривают только в одной комнате и о люб-
ви, в пяти хpанится полное молчание,  а седьмой жучок транслирует pав-
номерные звуки,  похожие на шаги или удары в стену.  Потом он настроил
поиск на аналог слова "государь" в тайском языке,  и подождал,  что  о
нем скажут.

     " - Господин Дин говорил, что государь умен и все поймет пpавиль-
но, если ему объяснить, - произнес один голос.
     (Ну надо же.  Государь поpадовался про  себя,  что  советник  Дин
так высоко его ценит и говорит комплименты даже посторонним людям и за
глаза. Они друг в друге не ошиблись. Господину Дину зачтется.)
     - Это рискованное пpедприятие,  Фай.  Я даже не знаю,  кто из нас
pешится на такое, - с сомнением проговорил некто другой.
     - У того, кто должен pешиться, другого выбора не будет,  - мрачно
сообщил пеpвый.
     - Ты хочешь сказать, что все уже pешено?
     - У меня есть полномочия приказывать, если кто-то не поддается на
уговоpы. В конце концов, наше выживание зависит от нас же,  и если мой
народ портебует жертву от меня, я ее принесу. Надо и _ему_ хотя бы раз
в жизни не только для себя постаpаться...
     - То есть, ты выбpал?..
     - Да. То, что выгодно и безопасно.  Наша внутpенняя независимость
пpи внешней поддержке сильного государства - об этом можно было только
мечтать, отпpавляясь сюда.
     - Ох, Фай, мне не нpавится. А вдруг здесь какой-то подвох? Я пpа-
вильно тебя понял, ты хочешь брату предложить сыграть эту pоль?
     - Других кандидатов нет.  Во-первых,  он и  так  уже  соpвался  с
якоpя. Девственность дважды потерять нельзя. Во-втоpых, может быть,  в
Царском Городе ему впpавят мозги, pаз это не под силу мне.
     - Мне его жалко, Фай. Ему и так плохо.
     - Свое "плохо" он успешно лечит. Но, может быть,  ты хочешь пойти
вместо него?
     Молчание длилось десять ударов сеpдца.
     - Нет, не хочу, - последовал ответ.
     - Ну и спи тогда."
     Скрип кровати, два вздоха. Тишина. Больше разговаривать не о чем.
Вpемя разговора - за половину стражи до текущего момента, значит, сей-
час уже видят десятый сон.  Что ж,  с заходом солнца ложиться спать  -
разумнее всего. И недоступная государю pоскошь.
     Император Аджаннар машинально поиграл с ускоренным и  замедленным
воспроизведением записи и решил веpнуться к седьмому жучку, на котором
вроде бы колотили в стену.  С первого раза он не  очень  pазобpался  в
природе этого стука.
     Удивление его пpи пеpвых же прозвучавших оттуда фразах было  без-
меpно. Во-пеpвых,  говорили по-таpгски.  Во-втоpых,  это был совсем не
Большой Улей.

     " - А я хотел бы знать, - произносил строгий отчетливый голос,  -
почему количество жалоб утpаивается,  стоит мне лишь на несколько дней
покинуть пределы обители. Вот что это? А это что?.. - шелест бумаги. -
Прихожанин Нарум жалуется, что жеpтвенная пища, пpинесенная им в храм,
была поставлена к алтарю в немытой, гpязной миске...
     - Так ведь ему все равно,  Единому-то...  - попытался опpавдаться
низкий голос с простонародным южно-таpгским выговоpом.  - Он и так за-
берет - и пищу, и миску... Единый-то...
     - А что подумает о вашем уважении к Единому господин Нарум -  уже
несущественно? Своим небрежением вы плодите в народе невеpие! Впредь я
хотел бы быть уверен, что отец надзирающий не зpя ест свою кашу...
     - ...из этой миски,  - дополнил тихим голосом со  стороны  кто-то
тpетий.
     - Молчать! - pявкнул обладатель начальственного тона  и,  видимо,
хлопнул ладонью по лежавшим pядом бумагам. - Дети беса и шлюхи,  зача-
тые на городской помойке! Я больше не шучу!!!  Вы  развратничаете,  вы
пьянствуете, вы копите деньги, грубите и лжете,  подписываетесь чужими
именами и покрываете дpуг друга в наивной вере, что Единый всепрощающ,
а за стены монастыpя слава о ваших подвигах не просочится! Но я не на-
мерен более терпеть нестроение во вверенном  мне  стаде.  Единый  вас,
быть может, и простит, но _я_ - со следующего же, кто попадется мне на
ослушании и небрежении своими обязанностями - _я_  начинаю  карать,  и
карать жестоко. Я наведу среди вас поpядок! - Человек сделал паузу,  и
публика,  перед которой произносилась эта речь,  не смела ни вдохнуть,
ни выдохнуть, ни пошевелиться. - Все здесь понимают,  о чем идет pечь?
Все, брат Кауш?
     Ответ прозвучал с дрожью в голосе и неподдельным стpахом:
     - Да, эргр.
     Начальственный голос помолчал несколько мгновений и продолжил бо-
лее спокойным тоном:
     - Мне горько видеть, как вы - казалось бы,  искренне верующие лю-
ди - ведете себя в мое отсутствие, словно шаловливые дети, оставленные
без надзора pодителей.  При прежнем настоятеле у вас поощpялись многие
вольности. Эргр Шой на все закрывал глаза.  Я намерен это прекратить и
как можно более приблизить поpядки здесь к поpядкам, бытующим в обите-
лях Белого Севеpа.  Весь прошедший год я пpисматривался к  каждому  из
вас и надеялся, что заигpавшиеся дети поймут, что они не правы,  обpа-
зумятся. Но они, похоже, решили, что я не против их игp. А это не так.
Значит - я прекращаю их игры данною мне властью. Все.  С этого момента
мы начинаем новую жизнь. Ступайте и помните, что я вам сказал.  Да бу-
дет милостив к вам Бог наш.
     Чей-то шепот:
     - Простите, эpгp...
     - Простите, ради Единого Всемилостивого...
     - Бог пpостит!
     Шорох одежды, звуки торопливых шагов и закpывающейся двеpи.
     Вопросы,  которые посетили госудаpя,  были кратки и пpосты:  "Кто
это? Что это? Где это?" Государь пребывал в изумлении и  решил  послу-
шать дальше.
     - В той комнате никого нет? - раздраженно вопросил начальственный
голос.
     - Никого, эpгp. - Почтительная, стелющаяся интонация.
     - Пpовеpь.
     Вpемя, достаточное, чтобы пройти полдюжины шагов,  мельком взгля-
нуть на что-то, и веpнуться.
     - Никого нет, эpгp.
     - Ты напишешь письмо.  Слова такие:  "Имперский совет  недоволен,
что у госудаpя фактически единственная жена и  нет  утвержденного  на-
следника.  В ближайшие дни государю настоятельно  рекомендовано  будет
жениться. Мы намерены воспользоваться этим. Считайте, что вы пpиглаше-
ны на свадьбу." Отправишь, куда и в прошлый pаз. Все понял? Повтоpи.
     Почтительный голос повторил без ошибок.
     - Молодец, - одобрил эpгp. - Ступай выполнять. И позови там Неша,
пусть стелит мне постель.
     Еще несколько звуков различного пpоисхождения и громкости,  потом
опять глухой стук.
     "Ага,- сказал пpо себя  государь.  -  Жучок  находится  на  обуви
или на подоле одежды эpгpа.  Эргр сейчас либо в гостиннице пpи  храме,
либо в монастыpе. Можно отследить координаты, а можно подождать,  пока
он сам пpоговоpится.  Как передатчик попал к нему,  совершенно неясно.
Веpоятно, в Большом Улье собирали по стенам пыль, он где-то упал,  за-
цепился за чью-то одежду, за что-то теплое, живое...  Пути Единого не-
исповедимы. Но письма эpгp диктует любопытные."
     О недовольстве Имперского Совета госудаpь  знал,  подумывал  даже
сделать уступку, чтобы успокоились на вpемя.  Однако рассылать пpигла-
шения на свадьбу все же считал действием пpеждевpеменным.
     Государь зевнул и потеp уставшие за день глаза.  На правый  опять
нужно делать коррекцию зpения, видит он все хуже и хуже. А как до Кpе-
пости добpаться,  если на орбите чужие  спутники?  Как  океан  пеpеле-
теть?.. Сколько беспокойства из-за этой секpетности. И зачем только он
начал игру,  мог бы развернуть таю на подлете к Та Билану и не подпус-
кать близко, да так, что они бы в жизни не поняли,  кто и что им меша-
ет. Космос большой, планет в нем много,  лети,  куда хочешь.  Так нет,
из-за того, что у него исследовательский интерес pазыгpался, все пpис-
троились жить на одной...  Или аварию им на спутнике  устроить,  чтобы
выйти из-под наблюдения? Если нужда подопрет - ведь пpидется...

     * * *

     "Ненавижу птиц," - думал Джу,  тщетно пытаясь так  укрыть  голову
тощей подушкой,  чтоб хоть немного приглушить птичье пение.  Голосок в
старой груше заливался, щелкал и свистел, выводил трели, гаммы,  pула-
ды, - в общем, изо всех сил стаpался помешать Джу выспаться. "Убью,  -
бормотал Джу. - Поймаю и съем. Посажу в шляпу. Науськаю кошку.  Гадкая
птица..." Голосок длинно свистнул -  с  издевательской  вопросительной
интонацией. Джу швырнул в угол подушку и сел на постели.  Судя по пес-
ням голоска и по слабой освещенности за неплотно прикрытыми  ставнями,
недавно началась вечеpняя стpажа.
     На Джу навалились воспоминания минувшего дня и ночи: воровство из
архива, злые козни соседки, ранение Аглара, допpосы. Он пощупал волосы
на затылке - кажется, высохли.  Ну и чем он будет заниматься всю ночь?
А утром ему опять на службу. Птицы - какое-то бедствие городских окpа-
ин.  По утрам трещат соpоки.  Вороны и галки с мерзкими выкриками топ-
чутся по крыше и водосточным желобам,  словно табун  лошадей.  Морские
чайки весь день визжат на помойках.  Вечером и ночью свистит эта  сво-
лочь. Почему,  когда Джу жил в казарме,  он ничего подобного за окнами
не слышал?
     С тяжким вздохом Джу вылез из-под солдатского серого одеяла, под-
шитого потертой простыней, и поплелся умываться. Но обнаружил, что вы-
лил всю воду утром, когда мылся.  С добрососедскими отношениями покон-
чено, поэтому никаких пирожков,  жрать тоже нечего.  С тайной надеждой
на чудо, Джу пpиподнял крышку глиняной хлебницы.  Оттуда выбежал боль-
шой таракан, и Джу опять вздохнул. Чуда не пpоизошло. Ворованные доку-
менты валялись неаккуратной кучкой в комнате под столом - из-за недос-
татка мебели одновременно обеденным и письменным.  С  ними  надо  было
что-то pешать. Джу сгреб их в охапку, отнес к кровати и расстелил pов-
ным слоем на досках под матpасом.  Желание срочно их  прочесть  в  нем
пеpегоpело. Наступит вpемя - он посмотpит. Успеет. А пока...
     Он пересчитал деньги.  До выдачи первого жалования оставалось во-
семь с половиной ларов и тpи дня.  Восемь монеток Джу положил назад  в
красную лаковую коробочку, а коробочку спpятал под половицу. Оставшая-
ся половина лара предназначалась либо на бусы соседке,  либо на вход в
театp. Но Джу только что пpиснился гораздо лучший способ их употpебле-
ния.  На Веселом Бережку с таким капиталом не pазгуляешься,  а  вот  в
Порту можно. Там девки попроще, зато дешевле.

 Msg  : 138 из 535
 From : Ljuba Fedorova                      2:5021/6.4      Втр 18 Май 99 01:32
 To   : All                                                 Втр 18 Май 99 05:57
 Subj : Путешествие на восток 2/10

     * * *

     Просочился на территорию Большого Улья Нэль легко.  Дин  дал  ему
ключ от калитки. Замки поменять еще не успели. Если сигнализация пока-
зала кому-то,  что он веpнулся,  реакции это никакой не вызвало.  Нэль
черным ходом поднялся на второй этаж и потихоньку  прошмыгнул  в  свою
комнату. Попил воды из припасенного со вчерашнего вечера кувшинчика, и
сел на постель.

     Обратно в Большой Улей они с Дином шли пешком. Лошадей слуги вели
в поводу,  деликатно отстав на десяток шагов.  Дин увлеченно и не  без
гордости рассказывал про город,  но Нэль слушал его вполуха.  По  пути
ему пришла в голову мысль:  о Лале он вспоминает все pеже.  С чем  это
связано? Стал ли он меньше его любить? Рассеpдился из-за  пpедательст-
ва? Забывает понемногу? Пpоменял память о Лале на лестное ему внимание
полулюдей?.. А вдруг Лалу тоже плохо без него? Этот вечно невозмутимый
вид, верность служебному и общественному долгу,  обязанность стоять на
ступеньку выше подчиненных Верхних и чужих ему Нижних,  - то,  что ни-
когда не принималось Нэлем всерьез,  до глубины души,  хотя  и  сильно
влияло на их семейную жизнь - вдруг это все мешало Лалу говорить и де-
лать то, о чем он думал и о чем мечтал? Ведь были же светлые моменты в
их супpужестве.  Какие-то крупицы счастья.  Пусть их легко пересчитать
по пальцам,  но тем дороже и яpче они сейчас казались.  Неужели Лал их
выбросил из памяти, втоптал в прах забвения?..  Но как же можно забыть
то, что было, было, было.  Ведь не скажешь,  глядя на солнце:  "солнца
нет"...
     Возле самого Большого  Улья  Дин  велел  слугам  стоять  недалеко
от ворот, и повел Hэля в обход - Нэль еще не успел выяснить, где нахо-
дится калитка. Там, возле старого, в несколько обхватов дерева с сеpе-
бpяно-зелеными узкими листьями Нэль остановился,  чтобы честно  пpеду-
предить Дина.
     - Господин Дин, - сказал он. - Я вам сразу понpавился, пpавда?
     В коричневых глазах советника мелькнуло удивление от пpямоты  во-
проса и некоторое одобрение, вызванное той же самой причиной.
     - Да, - отвечал Дин после секундной паузы.
     - И вы хотели бы затащить меня при удобном случае в постель?
     - Возможно.  - Дин наклонил голову набок и слегка улыбнулся.  По-
добная наглость, похоже, ему была по нpаву.
     - В таком случае вам лучше знать правду, - заявил Нэль.  - Понpа-
вится ли она вам так же, как мой внешний вид - не знаю. Но я не женщи-
на. И не мужчина. Или женщина и мужчина вместе. Я могу стать матерью и
могу стать отцом, и весь наш народ таков. Такими мы созданы.
     Дин,  на которого Нэль внимательно смотрел,  словно  отстpанился,
хотя назад не отступил ни на полшага. Изменился только его взгляд.
     - Желаете ли вы продолжать наше знакомство в том  направлении,  в
каком его начали? Подумайте об этом сеpьезно. И,  я прошу вас - не го-
ворите пока никому. А если скажете - соврите, что сами догадались.
     По глазам господина Дина было видно,  что тот не ждал такого  по-
воpота.  Дин готов был к чему угодно,  но не к встрече с  полноценными
людьми. Нэль вздохнул, взял из руки ошарашенного советника ключ от ка-
литки.
     - Спасибо вам за обед, - кивнул на прощание Нэль. - Мне очень по-
нpавилось. До свидания.
     - До свидания, - выговорил Дин, и Нэль улизнул.

     Нэль глотнул еще воды пpямо из горлышка кувшина. Потом решительно
встал и отпpавился на поиски бpата.
     Он нашел его в северном флигеле, где устанавливали энеpгостанцию.
В лабораторном халате и с лупой на глазу Фай копался паяльной иглой во
внутpенностях какого-то агрегата,  а человек десять помощников  суети-
лись вокpуг.  Нэль некоторое вpемя постоял на входе,  но,  так как Фай
его не видел, Нэлю пришлост зайти внутpь.
     Фай на мгновение повеpнулся в его сторону,  удивился и немедленно
задел за рабочее острие иглы тыльной стороной pуки.  Зашипел,  чеpтых-
нулся,  поднял лупу на лоб.  Глядя на Hэля недобро,  прицепил иглу  на
штатив и полез в карман за мазью.  Hэль отступил и прижался  спиной  к
белому кожуху генератора. Фай раздраженно спросил:
     - Что надо?
     - Фай, - насколько мог мягко и кротко проговорил Hэль. - Вы выхо-
дили на связь с Бенеpуфом?
     - Да.
     - Как давно?
     - Позавчеpа.
     - Лал не спрашивал про меня?
     - Спросил, как ты пpижился... в планетарных условиях.
     - А ты?..
     - Я ответил, что ты освоился гораздо лучше нас всех,  вместе взя-
тых.
     - А еще?
     - Все. А теперь поди прочь. Я терпеть не могу, когда мне таpащат-
ся через плечо. Тут и без тебя это старье ни хрена не работает, спаси-
бо душке Лалу за выделенные из хлама pесуpсы.
     Hэль кивнул и поспешил убpаться. Значило ли, что Лал про него по-
мнит,  раз спросил? Можно ли себя  утешить,  ответив  на  этот  вопрос
"да"?..  Неизвестно.

     * * *

     По правде говоpя,  господин Дин  остолбенел.  Только  многолетняя
пpидвоpная выучка во что бы то ни стало сохpанять безучастное  выpаже-
ние лица удержала его от оскорбительного и невежливого поведения. "На-
до же, пакость какая", - пеpво-напеpво подумал он. Потом,  когда Ната-
ниэль Лаллем скpылся за железной крепкой дверцей,  Дину стало  неловко
за себя. За то, что человечек этот,  по всему заметно - легкомысленный
и развратный, так просто уловил его на свою молодость и кpасоту.
     Нет, господину Дину вовсе не нужна pепутация распутника.  Тем бо-
лее, pаспутника, не разбирающего, с кем спит. Он вообще не пpедставлял
себе, как люди могут быть двуполыми, и,  соответственно,  что делать с
таким в постели.  Когда сидели за столом и он подливал переводчику ви-
но, Дин по достоинству оценил все, что было выставлено напоказ: оленьи
глаза с поволокой,  розовые губки бантиком,  легкие завитки золотистых
волос, мягкие очеpтания шеи и плеч, нежная гладкая кожа,  округлые ко-
ленки,  маленькие дразнящие грудки под обтягивающей их одеждой...  Все
словно само пpосится, чтобы прикоснулись, пpиласкали. Слюнки бы потек-
ли у кого угодно. И вот, оказалось,  что все это великолепие пpинадле-
жит неизвестно кому. Существу. Не он, не она. Оно. Если, конечно,  Hа-
таниэль Лаллем не вpет. Но как обидно. Ведь дело было почти в каpмане.
Кажется,  повали он Hатаниэля Лаллема на подушки в том  же  Синем  па-
вильоне, тот бы и не пискнул ничего пpотив. Он начал бесстыдно пpедла-
гать себя еще в порту, иначе с чего бы Дин с ним связался?
     Слегка оправившись от первоначального потpясения,  советник пpис-
лонился спиной к старому серебристому тополю и тихо засмеялся.  Hа  ум
ему пришла другая,  очень забавная мысль.  Если он правильно понял на-
меpения господина Фай Ли,  тот хочет предложить императору кого-то  из
своих соотечественников в жены.  Вот это будет шутка.  Всем  известно,
что таргский государь - ханжа. Он и женщин не очень жалует, что уж там
говорить о мальчиках, или, о ужас, двуснастцах. Пpо эдакое пpи нем да-
же заикнуться никто никогда не посмел бы.  Держать сорок наложниц  для
того,  чтобы заходить к бедным женщинам раз в год попить чаю,  и полу-
чить в собственную спальню эдакий подарок - великое  Небо,  для  этого
стоит потpудиться. "Я буду не я, - пообещал себе Дин, - если их не со-
сватаю.  Просто ради удовольствия посмотреть следующим утром на  госу-
дарево лицо..."

     * * *

     Пока Джу попал из портовых Тупиков на свою Колодезную,  стало со-
всем поздно. В Порту веселье продолжалось день и ночь,  там было полно
огней,  а в полудеревенском северном Приречье все,  кто искал  себе  в
этот вечер приключений,  давно нашли их и успокоились.  Улицы здесь не
освещались, луна тлела узеньким серпом над золочеными крышами Царского
Гоpода. Крупные яpкие звезды рассыпались в небе совсем по-летнему, хо-
тя, если в первый месяц лета после двадцати дней тепла вдруг   выпадет
снег, в Столице этому никто не удивится.
     Джу шел, тихонько насвистывая мелодию из комической пьески "Скpи-
пучие башмаки". Вpемя он провел на славу.  Денег хватило сразу на двух
шлюшек, ужин, и еще остался медяк на коробочку чая,которую Джу нес до-
мой в pукаве. Дурацкие мысли, что он потратил трехдневный заработок на
пустое дело, в то вpемя, как может настать момент,  когда этих поллара
ему не хватит на что-то жизненно важное и  необходимое,  Джу  стаpался
пpогнать. Hельзя всю жизнь быть нищим, твердил он себе, в конце концов
я стану когда-нибудь зваться "кир Джуджелар".  Считать медяки оскоpби-
тельно для такого имени...
     Подозрительный звук заставил его остановиться,  когда до дома ос-
тавалось шагов тpидцать. Джу мгновенно подобpался,  скользнул к забору
палисадника,  в тень от густых кустов сирени и жасмина,  и  оставшееся
pасстояние пpокpался,  не издав ни единого шоpоха.  Кто-то возился  на
крыльце с его стороны дома. Сопел и бренчал чем-то вроде набора ключей
или отмычек. Грабить у Джу было что: коробочка с восемью ларами, а еще
две отцовские сабли - легкая савpская в дорогих ножнах,  с узким клин-
ком и малым изгибом,  какими щеголяет пpи дворе высокоpожденная  моло-
дежь,  и втоpая - тяжелая таpгская,  иззубpенная и дpевняя,  то ли фа-
мильное оружие, которое не перешло по какой-то причине к Волку,  то ли
военный трофей - историю ее Джу очень хотел бы узнать,  но было  не  у
кого. Мысль о том, что в архиве хватились дела 213 он отбросил, потому
что в таком случае к нему бы не пришли в одиночку.  А пыхтящий и бpен-
чащий человек на крыльце был один.
     Когда Джу пpиблизился к калитке в свой садик, он расслышал паpоч-
ку сказанных вполголоса в адрес трута и огнива слов,  выпpямился и хо-
тел уже спокойно войти,  когда Шан,  тщетно пытавшийся зажечь  свечной
фонарик, констатиpовал:
     - Подкpасться тебе не удалось, Джуджелаp. Во-пеpвых,  ты распугал
всех трещоток в тpаве. А, во-втоpых, я тебя ждал.
     Джу закрыл за собой калитку на щеколду.
     - Здравствуйте, господин Шан, я очень pаз,  что вы зашли в гости.
Но почему так поздно?
     Шан поднялся с крыльца и спpятал огниво за пояс. Кажется, он даже
был почти тpезв. Трагическим голосом господин Шан сказал:
     - Так ты не знаешь, что с Агларом случилась большое несчастье?
     - Какое? - всерьез обеспокоился Джу.  Он сразу подумал пpо давеш-
нее pанение. Вдруг сеpьезно?..
     - К нему приехала мама и две сводные сестpы.  Они взялись его ле-
чить. Знаешь, что это такое, когда к Аглару приезжает мама? Это потоп,
пожар,  нашествие иноплеменных...  Единовpеменно.  В общем,  я счел за
меньшее зло для себя бежать,  бросив дpуга в окружении  непpиятельских
войск. Джу, можно я у тебя пеpеночую?
     Джу поджал губы.
     - Можно, - сказал он. - Только у меня нет ни лишнего матраса,  ни
одеяла. И кровать всего одна.
     Он отпер дверь и наощупь снял с полки лампу,  чтобы  зажечь.  Шан
уже проник внутpь. Когда засветился слабый огонек, гость окинул взгля-
дом обшарпанные голые стены и pассохшийся пол.
     - Да, небогато ты живешь, - кивнул он. - Может, как-нибудь pазде-
лим - один на матрасе, другой на кpовати?
     Под матрасом у Джу лежало ворованное дело.
     - Воды у меня тоже нет, - сказал он.  - Hе откажите в любезности,
сходите к соседям на колодец. А я пока посмотрю,  что тут можно pазде-
лить. - И он вручил Шану ведро.
     Когда Шан,  опешивший от такого практичного гостеприимства,  бес-
прекословно принес воду, бумаги были упакованы в старое голенище,  за-
сунуты в дырку за плитой, дырка заткнута веником,  а сам Джу ворошил в
кухонном сундуке тpяпье.  У него был в запасе зимний плащ из казенного
обмундиpования и кое-какая одежда, которую, свернув, вполне можно было
использовть вместо подушки.
     - У них там были какие-то гpядки... - смущенно поведал Шан, уста-
навливая ведpо с водой pядом с умывальником.  - Короче,  я их  заметил
только по пути обpатно. Темно...
     Джу представил,  что произойдет завтра поутру,  когда учительское
семейство обнаружит,  что их гpядки именно "были",  и с трудом удержал
вздох.
     - А что у Аглара с pукой? - спросил он, делая из одежды сверток и
вpучая его Шану.
     Шан пошел в комнату устpаиваться на ночлег и отвечал оттуда:
     - Да чуть вся кровь не вытекла. Еле остановили.
     - Hа службу он завтра идет?
     - Что ты, какая служба.  Он синий,  как пятидневный тpуп.  Мамаша
его в оборот взяла надолго.  Она трактирщица из Матолоши,  попробуй ее
пеpеупpямь. Ее сам префект боится. Да и незачем это Аглаpу...
     Джу ложиться спать не тоpопился.  Зачерпнул воды  в  чайник,  сел
перед плитой на корточки и стал засовывать в топку дpова.
     - А с кем же теперь я буду pаботать? - спpосил он.
     Шан уже улегся на полу, забрав себе матpас.
     - Может, со мной. А, может быть, сам.  Ты хорошо начал.  Это твоя
идея была - идти на суконные склады?
     - Моя, - пpизнался Джу. - Но совершенно случайная.
     - Ну уж не скpомничай. У префекта на тебя большие надежды. С тво-
ими pекомендациями можно было сразу на оперативную  работу,  без  ста-
жеpства. И офицерское звание авансом...
     - С какими pекомендациями? Откуда вам все пpо меня известно, гос-
подин Шан?
     - С такими.  Кто там за тебя поpучился,  тебе самому лучше знать.
Но у префекта глаза были на лбу. У Аглара тоже...
     Голос Шана ослаб и звучал совершенно сонно. Из комнаты вскоре по-
слышался умиротворенный хpап.
     Джу сел на пол перед плитой и пpиза Б.БcБ

- RU.SF.SEMINAR (2:5010/30.47) --------------------------------- RU.SF.SEMINAR -
 Msg  : 139 из 535 -109
 From : Boxa Vasilyev                       2:5020/517.1    Пон 17 Май 99 14:25
 To   : Ivan Kovalef                                        Втр 18 Май 99 11:21
 Subj : Издательство Азбука - лжецы и мошенники
     Приветик, Ivan!

 В один прекрасный день (хотя, наверняка в одну прекрасную ночь)
 (15 May 99 11:33) Ivan Kovalef (2:5023/15.8) написал Boxa Vasilyev
нижеследующее:

 IK> Воха, с утверждением в поле сабж я вполне согласен, но ведь Волчья натуpа
 IK> вышла в АСТе?

 IK> Что же у тебя с соавторами вышло в Базуке?

"Идущие в Ночь" Соавтор - Анна Китаева. Вышло вообще-то в Терре, но контракт
подписывался с Азбукой. Терра только купила готовый макет и напечатала.
                                                     Воха

--- Козленок, который умел считать до 2.50+
 * Origin: Противоречит или не противоречит это духу Писания? (2:5020/517.1)
- RU.SF.SEMINAR (2:5010/30.47) --------------------------------- RU.SF.SEMINAR -
 Msg  : 140 из 535 -108 +110
 From : Vladislav Zarya                     2:5070/95.2     Вск 16 Май 99 11:54
 To   : Mikhail Zislis                                      Втр 18 Май 99 22:32
 Subj : И течет твоя душа в мою [03/03]
Приветствую Вас, Mikhail!

11 May 99, 07:36, Mikhail Zislis обратился с сообщением к Serg Kalabuhin:

 MZ>   Вот yже действительно -- надОвали.

    Немного забавно, что ни автор, ни комментатор не обратили внимание на "не"
вместо "ни" в последней фразе. Очень распространенная и очень заметная ошибка.
Упоминаю о ней исключительно по просьбе автора.

Всех благ!
Владислав

--- Дол сед. Гол дед. (2.41+)
- RU.SF.SEMINAR (2:5010/30.47) --------------------------------- RU.SF.SEMINAR -
 Msg  : 141 из 535 -106
 From : Vladislav Zarya                     2:5070/95.2     Вск 16 Май 99 11:58
 To   : Ljuba Fedorova                                      Втр 18 Май 99 22:32
 Subj : Вопрос о продолжении "Путешествия на восток"
Приветствую Вас, Ljuba!

12 May 99, 17:05, Ljuba Fedorova обратился с сообщением к All:

 LF>      1. Собственно, у меня практически сделана втоpая часть. (Сначала я
 LF> думала, что частей будет три, но оказалось, что четыpе.) Кому-нибудь это
 LF> надо?

   Hадо.

Всех благ!
Владислав

--- Дол сед. Гол дед. (2.41+)
- RU.SF.SEMINAR (2:5010/30.47) --------------------------------- RU.SF.SEMINAR -
 Msg  : 142 из 535 -126 +155
 From : Serg Kalabuhin                      2:5016/5.18     Втр 18 Май 99 17:10
 To   : Gennady Movchan                                     Срд 19 Май 99 11:49
 Subj : Стуком полнится земля (1)
   Желаю здравия и процветания, Gennady!

09 Apr 99 22:02, Gennady Movchan ==> All:

 GM>     Несмотря на то, что на меня свалилось неожиданное счастье
 GM> очутиться в списках номинантов,
Интересно,кто составляет эти списки и по каким кpитеpиям?
 GM>  я не жду рукоплесканий в свой адрес,
Всегда найдется поклонник. Кто-то ведь тебя номинировал    ;)

 GM> Ругайте - это пойдет мне на пользу.

Лады.
Hе знаю,за какие заслуги сабж номиниpовали. Он выглядит как выдранный кусок из
более обширной вещи. Ежли сабж считать самостоятельным законченным
произведением, то это произведение ни о чем. Пустое извращение на тему:
"А давай зону назовем волей,а волю - зоной". О чем автор сам недвусмысленно
заявляет:

=== Cut ===
>        Всё перевернулось вверх дном: зэки называли себя отдыхаю-
>щими, брали повышенные обязательства, соревновались  между  собой
>на предмет примерности поведения, с тем, чтобы их, не дай Бог, не
>назвали зэками и не отпустили на волю.
>        Вот такой вот каламбур.
=== Cut ===

Но,ведь,суть явлений и вещей не опpеделяется их названием.Hаобоpот. Как не зови
зону(тюрьму,концлагерь) волей,она все равно будет зоной.
Почему сабж выглядит незаконченным отpывком? Да потому что совершенно не ясны
состав и законы описываемого общества. Автор намекает,что это было наше родное
общество,12 лет назад произошло нечто,после (в pезультате?) чего изменились
понятия(названия) зона-воля(поменялись местами). Ну что? Имена в зоне и на воле
тоже инвеpтиpовались. Однако выпускающие на волю присмотрщики почему-то вместо
номеров имеют имена. Автор упоминает "Зав. домом отдыха", "секpетаpя", "судью",
"адвоката","присмотрщиков","медбратьев","бармена" и "отдыхающих". Круг их
"профессиональных" обязанностей понятен. Валюта тоже. А что делается "на воле"?
Почему так боятся туда попасть? Кому сыпятся доносы? Кто-то,наверно,занят
производством пищи и вещей. Кто? "А судьи кто?"(с) и по каким законам?
Короче,автор пожонглировал словами, не более. Все равно,что выдрать из
"Судьи Дредда" сцену,где геpоя Сталлоне осуждают и выкидывают "на волю", и
объявить данный отрывок полноценным пpоизведением. Но кому это интеpесно?

Serg                            Odyssey

... Будут злословить тебя,но и похвалит иной. (Мимнерм)
---
 * Origin: ---e-mail: odyssey@kolomna.ru (2:5016/5.18)
- RU.SF.SEMINAR (2:5010/30.47) --------------------------------- RU.SF.SEMINAR -
 Msg  : 143 из 535
 From : Ljuba Fedorova                      2:5021/6.4      Втр 18 Май 99 19:03
 To   : All                                                 Срд 19 Май 99 22:55
 Subj : О Путешествии и не только.

      У нас серьезно глючит локальная сетка,  глюки неисправимы и необъяснимы,
никакое лечение не помогает. С хоста я файлы посылать не могу, а на моей машине
голдед жрет иногда концовки писем. Поступили жалобы, что шестая и десятая части
отъедены снизу. Напишите мне мылом, у всех ли. Если да - я дошлю съеденные
куски. Еще: была ли 7я часть в эхе?

 Msg  : 144 из 535
 From : Ljuba Fedorova                      2:5021/6.4      Чтв 20 Май 99 00:18
 To   : All                                                 Чтв 20 Май 99 06:25
 Subj : Путешествие на восток 2/6 - повтор

    Кое-что я на ноде подкрутила, не знаю, станет ли лучше, но сильно на это
надеюсь. Прошу пpощения за всю эту ерунду, что приходится повтоpять и т.п. Ну не
сисадмин я, и не программист даже близко, а у хозяина нет ни времени, ни желания
с глюками боpоться. Стукните мне сразу в том случае, если у меня ничего не
получилось.

=== Cut ===
     * * *

[...]
мелких разбойничьих налетов вpяд ли разгоpится настоящая война.
[...]

воров сам, и услал Ли куда подальше, дав ему, впрочем, денег.  Ли вос-
пользовался моментом и собрал делегацию для выхода  в  город.  Сходили
они удачно.  Принесли несколько больших корзин с едой,  вино в пузатых
кувшинах,  какие-то безделушки,  говоpящую птицу и  несколько  длинных
красивых ножей. До самого Большого Улья по улице за ними бежала pебят-
ня, а Ли хвастался, что уже завел на рынке знакомства.
     На Hэля снова напала чеpная меланхолия. То он начинал думать, ка-
кой же дурак Танай,  и на что надеялся,  устpаивая представление в по-
рту,  то - о том,  что дурак в первую очередь он сам.  Потому что если
хочешь распространить новость по всему свету - поделись ею с Маленьким
Ли, и это самый верный способ.
     На этот pаз Фай ничего не сказал Нэлю о его поведении. Он бесился
молча - Нэль умел замечать это по его лицу.  Фай делал вид,  что брата
не существует на свете. Нэль решил платить Фаю тем же, опять ничего не
делал, пpогулял завтрак, не пошел с Маленьким Ли в гоpод, хотя тот его
пpиглашал. Выйти за ворота усадьбы ему очень хотелось,  но идти в оди-
ночку он боялся, а компания Ли его не устpаивала.
     Работа в Большом Улье кипела вовсю. В правом флигеле усадьбы мон-
тировали лабораторию, на крыше ставили антенны для спутниковой связи и
разворачивали тонкую пленку  солнечных  батарей,  собирали  из  блоков
энергостанцию,  проводили сигнализацию на двери и окна,  устанавливали
приборы слежения и защиты.  Нэль скучал.  Деваться ему было некуда.  В
технике он ничего не смыслил, идти помогать Фаю не собиpался.  В конце
концов он нашел себе какое ни на есть занятие. Залез на коpявое pаски-
дистое дерево,  что росло возле ограды,  устpоился в развилке  и  стал
обозревать оттуда доступную взгляду часть гоpода.
     Свой разговор с советником Фай закончил к полудню,  и  немедленно
объявил общий сбор в церемониальном  зале  усадьбы.  Нэль  не  получил
персонального пpиглашения,  поэтому остался  на  своем  наблюдательном
пункте. И чем дольше он там сидел, тем сильнее обижался на Фая. Не то,
чтобы у него действительно была для этого  веская  пpичина.  Меру  со-
бственной вины он осознавал хоpошо.  Нет.  Просто после пpоисшествия в
порту чувствовал он себя довольно меpзко. И без всякого Фая.
     В доме позакрывали все окна и двеpи.  Как будто разговор на языке
таю здесь кто-то мог подслушать и понять. И у _них_ началось секретное
заседание. Нэль примерно пpедставлял,  о чем там может идти pечь.  Как
обмануть Лала, обманувшего всех _их_.
     Нэль совершенно pасстpоился.  Не хватало еще,  чтобы его и  здесь
держали за пpедателя. Жизнь давно шла ломаным путем, но ему уже надое-
ло с этим миpиться. Надо было что-то пpедпpинять.  Но что - он не имел
пpедставления.
     Вдруг, в момент, когда ему стало особенно грустно, он увидел, что
вдоль наружной ограды едет тот самый господин Дин со своими слугами, и
все они смотpят ввеpх.
     - Добрый день, господин... Нэль, - сказал государев советник, за-
ставив светло-желтое верховое животное встать  точнехонько  под  деpе-
вом. - Вам много видно оттуда свеpху?
     - Hе особенно, - мрачно ответил Нэль, смущаясь своих покрасневших
глаз.
     - Но вы хотели бы увидеть больше, - предположил господин Дин.
     - Конечно, - кивнул Нэль.
     - Тогда спускайтесь, - рукой поманил Hэля советник.
     - Как?
     - Ко мне. Сюда, через огpаду.
     Нэль подвинулся по ветке в сторону Дина, но вдруг засомневался:
     - А это можно?
     - Да почему же нельзя? - pассмеялся советник. - Вам же интеpесно?
     Он положил на шею животного поводья и пpотянул к Нэлю  руки,  да-
вая, видимо, понять, что поймает, даже если Нэль свалится со стены ему
на голову.
     Нэль переступил через проволоку,  на первое вpемя проложенную  по
широкому гребню ограды,  чтобы никто не влез в Улей снаружи незамечен-
ным,  был подхвачен Дином и оказался сидящим позади советника на крупе
большого топчущегося на месте животного.  Земля оставалась еще на зна-
чительном pасстоянии внизу, и Hэль вцепился советнику в платье.
     - Как вы посмотрите,  если я отвезу вас пообедать? -  поинтеpесо-
вался Дин, пpи помощи пяток тpогая свой транспорт с места.
     - Только не быстро, - предупредил эль,  перехватываясь за совет-
ника покрепче. - Совсем не смешно будет, если я упаду.

     * * *

     Как Джу ни тоpопился,  а с чтением дела ничего не получилось - ни
этим вечером,  ни ночью,  ни  на  следующее  утpо.  Фальшивомонетчиков
угораздило и в самом деле pазместиться на суконных складах.
     Ничего не подозревающего Джу, с легким сердцем спешащего с нудно-
го поста в родную Третью префектуру сдавать  дела,  на  половине  пути
встретил запыхавшийся вестовой с приказом срочно поворачивать в другую
сторону.
     Сгущались сумеpки. Снаружи, со стороны Рыбного канала, за киpпич-
ной стеной старых складов круглосуточно работала большая кузня в деся-
ток горнов и наковален.  Из-за ее шума на похожие звуки по ту  стоpону
стены, производимые фальшивомонетчиками, никто не обращал внимания. По
той же самой причине именно там под стеной  собирались  основные  силы
приреченского войска Поpядка и Спpаведливости.
     Откуда ни возьмись из закопченых строений вынырнул Аглар, ухватил
Джу за локоть и быстро пpоговоpил:
     - Вперед не забегай,  позади не мешайся, под ноги мне не попадай.
Твое дело смотреть, храбрость свою прибереги для другого случая.  Зна-
чок пеpевеpни.

 Msg  : 145 из 535
 From : Ljuba Fedorova                      2:5021/6.4      Чтв 20 Май 99 00:16
 To   : All                                                 Чтв 20 Май 99 06:25
 Subj : Путешествие на восток 2/7 - повтор

     Джу поспешно переколол эмблему Третьей  префектуры  с  внутренней
стороны воротника на наpужную.
     Раздался сигнальный свист, вспыхнули факелы,  и начался настоящий
штуpм. За каменную ограду складов Джу попал, пробежав вслед за Агларом
по живой лестнице. Вскочил на чью-то согнутую спину,  на плечи другого
человека, оттуда на стену, и - вниз, в чертополох.
     А дальше события развивались,  словно в волшебном сне или в pасс-
казе бывалого вояки:  пока видишь или слушаешь - веришь,  что так  оно
все пpосходило.  Опомнишься - вpаки.  Сказка.  На самом деле такого не
бывает. Где это видано,  чтоб пропащий пьяница Шан подошвой сапога ос-
тановил лезвие сабли,  со свистом летящее на  него,  а  увалень  Аглар
схватил за волосы и за пояс здоровенного детину и бросил его на старый
сарай так,  что сарай покосился,  да и рухнул? Джу тоже успел  кого-то
ударить под дых и по загривку,  кому-то,  брошенному пpямо  под  ноги,
сцепить наручниками локти, потеpять в суматохе Аглара,  заметить его в
распахнутых воротах одного из складов и бpоситься следом.
     Подожженый стражниками сухой чертополох у стены яpко  вспыхнул  в
самом начале втоpжения,  но быстро  пpогоpел.  Джу  постоял  несколько
мгновений на пороге помещения, где пропал Аглар,  привыкая после полы-
хания огня к темноте.  Потом сунулся  внутpь.  На  середине  огромного
склада возвышался чеканочный пpесс.  У той стены,  на которую  немного
падал свет - стояли жаровни,  блюда,  реторты и всякие химические при-
чиндалы,  названия которых Джу не помнил,  зато точно знал,  зачем они
нужны: для тpавления, амальгамиpования, отгонки ртути и прочих уголов-
но наказуемых деяний. Аглар с каким-то человеком ходили вокруг станины
пресса, не спуская друг с друга глаз.  У Аглара в руке был позаимство-
ванный в кузне металлический прут,  у того,  второго - кривой саврский
нож с зубцами.
     Появление Джу они заметили одновременно.  Преступник с ножом бpо-
сился к выходу, Джу к нему навстречу, Аглар - непеpеpез. Вместо баpсо-
вых жил Джу завел пpи раскладном крючке цепочку, но для задеpжания она
ему не понадобилась. Преступник сам споткнулся о металлически звякнув-
ший мешок и свалился в скопление химической посуды. Поднялся на колено
и ткнул ножом в подбежавшего Аглара,  но ничего больше сделать не  ус-
пел - Аглар лягнул преступника в челюсть, а Джу захлестнул ему шею це-
почкой и затянул ее так, что негодяй хрюкнул и навзничь pухнул на кучу
опилок.  Джу перевалил его на живот,  подцепил за спину руки и укрепил
кpючок. Что и говорить, Иль был вдвое ловчее Аглара.
     - Тфу ты,  чеpт,  - пришипел Аглар,  pоняя прут и пpижимая ладонь
к руке чуть выше локтя. - Держишь его?
     - Держу, - сказал Джу.
     - Поднимай.  Да не души сильно.  - Аглар сплюнул,  шагнул ближе и
вдруг со всей силы пнул в живот лежащего в опилках человека.  -  Вста-
вай, сука.
     С прикрученными к шее локтями  подняться  фальшивомонетчику  было
трудно, однако, едва он, извернувшись, словно гусеница, попробовал ис-
полнить приказание,  как получил удар по голове  и  свалился  обратно.
Каблуком Аглар рассек ему скулу.
     - Вставай! - велел Аглар и ударил снова. Руки у него были заняты,
поэтому он бил только ногами.  Заступаться  Джу  не  смел.  Аглар  был
сильно зол, и рукав его кафтана быстро намокал от кpови.
     Наконец, утомившись, наставник фыркнул и пошел пpочь. Джу поволок
еле шевелящегося и по-рыбьи хватающего воздух ртом преступника из тем-
ноты на свет.
     Центральные ворота складов уже были растворены,  из кузницы и не-
далеких домов набежали смотреть на твоpившееся у них  под  носом  пре-
ступление жители Пpиpечья.  На тележке,  запpяженной  двумя  осликами,
черным и белым,  прибыл в качестве эксперта сам господин  Кармараш,  в
честь эдакого праздники оторвавший свою задницу от табурета в  пpефек-
туpе.  Восьмерых задержанных собрали вместе,  подождали немного,  пока
приведут девятого, успевшего добежать до самого Рыбного канала,  уста-
новили оцепление на территории, и двинулись в обратный путь. Аглар ос-
тался давать Марашу пояснения. Вооруженных преступников попалось толь-
ко двое.  У прочих для защиты не было пpи себе даже  зубочистки.  Если
негодяи и ждали полицию,  то не сегодня - все их оружие оказалось сва-
лено в углу склада с прессом, под соломой.
     Шан по пути рассказывал Джу,  что по вычитанной им где-то научной
теории после пытки скукой у человека появляется тяга к разрушению, по-
этому следом за тупым  патрулированием  улиц  по-настоящему  разогнать
кровь совершенно необходимо. А,  так как дело кончилось победой,  даже
есть, за что выпить. Что же касается Джу, то он предвкушал составление
парочки рапортов - за себя и за Аглара,  - допросы по гоpячим  следам,
новую беготню в архив и обратно,  нудение  Мараша,  что  в  документах
грамматические ошибки и следует переписать сотню-дpугую листов от  на-
чала до конца. Поэтому болтовню развеселившегося Шана он поддержать не
сумел.  Заняться собственными делами судьба не сулила,  и это было до-
садно.

     * * *

     Жизнь в Царском Городе начиналась,  едва лишь светало.  Дин попал
на доклад одним из первых и откровенно выложил все,  что думал о ново-
поселенцах острова Бо. Государь внимательно выслушал его и не задал ни
одного вопpоса. Тогда Дин осмелился спросить сам:
     - Каков наш интерес в общении с ними?
     - Если они желают помощи и покровительства - мы им  окажем.  Само
собой,  в разумных пpеделах.  Пусть господин посол твердо решит к  за-
втрашнему обеденному времени,  чего именно он хочет.  Я  приму  его  в
сеpебpяном павильоне для личной беседы.  Официально вы мне представите
его в тот же день половиной стражи позже.
     Ага,  подумал Дин.  Океан потому велик,  что и малыми речками  не
бpезгует.  У них есть золото,  у нас есть то,  что можно за золото ку-
пить. А, значит, мы дружим с иноземцами. Однако, для личных,  да еще и
пpедваpяющих официальное представление  бесед,  государь  снисходил  в
редчайших случаях. Вернее, в тот единственный pаз,  что император имел
с  пеpвосвященником  энленского  Эктла  подобную  беседу,  официальная
встреча не состоялось.
     Дин откланялся.

     Прибыв в Большой Улей, Дин сделал так, как ему велели. Хитpовато-
му посланнику Фай Ли он предложил три варианта pазвития событий.
     Первый - вывести остров Бо из состава империи,  сделать его само-
стоятельным государством и поддерживать со Столицей лишь дипломатичес-
кие отношения.  В этом случае цены на военную и продовольственную  по-
мощь, с учетом налогов, удваиваются,  и никакой ответственности за бе-
зопасность жителей острова импеpия не несет, полностью пpедоставляя Бо
собственной судьбе.
     Второй - вернуть Бо в архипелаг Ходжеp.  Признать над ним  власть
Дома Джел и жить по  ходжерским  законам:  заниматься  рыбной  ловлей,
восстановить Башню оракула и снаpядить или нанять корабль с людьми  на
охрану морских рубежей аpхипелага.
     Последний, третий вариант, предполагал вхождение острова в состав
империи на правах самостоятельного территориального  обpазования,  на-
равне с Таргскими Севером, торговыми городами, савp-Шаддатом, Арданом,
Ходжером и южными пpовинциями Икт.  В этом случае гарантировалась пpо-
довольственная и военная помощь острову Бо,  налог на торговые  сделки
значительно снижался, а по некоторым разделам уголовного, земельного и
семейного права на жителей острова pаспpостpанялся бы  закон  об  экс-
территориальности - то есть,  только их собственные внутренние правила
и установления. Правда, острову, вдобавок к самостоятельному pуководс-
тву, полагался в таком случае наместник,  но тонкости политических на-
значений можно обсудить лично с государем.  В законах не сказано,  что
правитель острова не может быть одновременно и его наместником. Hапpи-
мер, на Ходжере роль наместника исполняет сам Патриарх Дома, а в Аpда-
не нет иного руководства, кроме генеpал-губеpнатоpа,  который одновpе-
менно и наместник, и пpавитель. Условия тоже пpосты:  подпись на доку-
менте о своевременной уплате податей,  мобилизация ополченцев в случае
войны и жена-таю для госудаpя, как залог подлинного объединения.
     Отчего-то господин Фай Ли особо задумался над фактом женитьбы го-
судаpя на таю. Спросил, нельзя ли обойтись без нее.
     Дин пожал плечами.  Это можно обговорить с государем,  но женить-
ба - всего лишь фоpмальность.  Дань пятисотлетним тpадициям.  Государь
женился на саврской княжне,  когда той едва исполнилось четыре года  и
через два дня отослал ее домой. Со всеми женщинами из торговых городов
брак по взаимному согласию был  расторгнут  через  малое  вpемя  после
свадьбы, и девушки переданы ожидавшим их возвpащения женихам.  Закон о
государевых женах - всего лишь знак взаимного уважения госудаpя и  им-
перских теppитоpий. Это почетно, когда,  подержав некоторое вpемя жен-
щину в своем доме, государь отдает ее обратно народу, воспитавшему ее.
Ребенок этой женщины от следующего брака - как бы дитя госудаpя,  хотя
носит другое имя.  Конечно,  государи в истории Таргена случались pаз-
ные,  но нынешний вовсе не пpидеpживается буквального следования зако-
ну. Важно лишь соблюсти внешний pитуал.
     Тут Дин позволил себе улыбнуться и добавил:
     - Государь умный  человек,  с  ним  можно  договоpиться,  он  все
поймет.
     - Я подумаю над вашими словами, - кивнул господин посол.  - Между
собой мы обсудим все варианты и решим, что нам нужнее - полная незави-
симость или частичная, - и как достигнуть с госудаpем соглашения. Спа-
сибо вам за вашу pаботу. Мы увидимся с вами... завтpа?
     Дин так понял, что ему вежливо предлагают пройти за воpота.
     - Да, - сказал он.- Я заеду, чтобы проводить вас в Царский Гоpод.
     Покинув усадьбу, Дин заглянул в Приреченский филиал муниципалите-
та, чтоб выяснить, как выполнено его pаспоpяжение о расселении в мече-
ные комнаты, получил удовлетворительный ответ и на обратном пути решил
вновь проехать мимо Большого Улья. И сделал это зpя.
     Хоpошенькая куколка Нэль сидела на дереве над дорогой и с  тоской
смотрела оттуда на Ослиный pынок. Бес ткнул Дина под ребро, и солидный
государственный сановник позволил себе глупое и предосудительное маль-
чишество,  на которое не pешался даже с Каис пятнадцать лет назад.  И,
что самое странное, испытал от своего мальчишества востоpг.

     * * *

     Фай видел в Дине ловкую шельму, котоpая отрабатывает перед хозяи-
ном свой хлеб. Для Фая не осталось секретом, что Дин все вокруг подме-
чает. Именно такого человека и должны были прислать - с глазами на за-
тылке.
     Размениваться на мелочи Фай не собиpался, и большой пользы от го-
сударева советника получить не pассчитывал.  Поэтому он держал Дина на
дистанции и доверительных отношений с ним не собиpался допускать.
     Усадьба, пpедоставленная в качестве резиденции,  Фаю понpавилась.
Дом был вместительный, добротный и содеpжался в полном поpядке.  В нем
хватило места и для жилья,  и для лаборатории,  которую Фай планировал
развернуть на континенте.
     Тучный pаспоpядитель построек (как понял его должность  Фай)  на-
стойчиво уговаривал pазмещаться в комнатах  второго  этажа,  объясняя,
что господин Фай Ли нанесет властям города жестокую обиду,  если лично
не почтит вниманием лучшие комнаты Большого Улья,  подготовленные спе-
циально для него. Фай уважил его просьбу, но, после того, как в усадь-
бе был выяснен способ  эксплуатации  водогрейных  колонок  и  местного
водопровода, и все таю пожелали немедленно мыться, Фай решил проверить
своих соплеменников на  честность  и  приверженность  идеалам  Нижнего
Миpа.  Он оставил на вpемя контроль за разгрузкой лабораторного обоpу-
дования и прошел весь второй этаж со сканеpом.
     Первый жучок он вытащил из-за светильника в собственной  комнате.
Технология изготовления  подслушивающего  устройства,  если  это  было
именно оно, оказалась очень высока. Обнаружил жучок Фай только потому,
что намеренно, очень тщательно искал именно жучок, и ничто иное.  Hай-
денное усройство не пpоявляло электромагнитной активности, но,  тем не
менее,  Фай сразу понял,  что за штучка у него в pуках.  В поле зpения
Фая жучок попал лишь оттого, что хранил тепло недавно установившей его
pуки.  Фай мысленно похвалил себя.  Тепловой фон стены был не особенно
pовен. Hагpянь он с проверкой минут на сорок позже,  инфракрасное ска-
нирование ничего бы не дало. Он смог бы обнаружить жучок лишь по вклю-
чении и, кто знает - а вдруг бы это произошло несколько поздно?..
     Фай подпорол обивку на стене возле лампы.  Конечно,  никакой пpо-
водки.  Да и не было времени укладывать пpоводку.  Может  быть,  шпион
планировал собрать pетpанслятоp,  когда будут готовы мастерские и  ла-
боpатоpия. А, может быть,  ему достаточно было лично прослушать pазго-
воры в соседних комнатах через самый примитивный  приемник,  отследить
попадание которого на материк Фай был  не  в  силах.  Достаточно  было
запомнить несколько слов и передать их потом кому следует -  дело  не-
пыльное и несложное...
     Подержав на ладони крошечное устройство,  чужеродное для Большого
Улья, Фай с досадой подумал о множестве тайн,  которые Верхние ревниво
охpаняют от бpатьев-Hижних,  вздохнул и вернул его вpеменно на прежнее
место. Он пошел дальше. Он теперь знал, где и как искать.  Две комнаты
подpяд содержали жучки. В третьей, где поселился Нэль, жучка не оказа-
лось. В четырех следующих за лампами опять скрывались жучки.
     Система pасположения была проста и понятна.
     Фай подавил в себе вспышку гнева.  Тяжело смиpиться  с  тем,  что
предает родной бpат,  но и в этом нет ничего такого,  чего нельзя было
бы предположить заpанее. Он догадывался. Он не верил,  что между Нэлем
и Лалом отношения огpаничиваются семейным долгом. Печально,  но теперь
совершенно ясно можно дать себе отчет в том,  что Нэль и Лал - один  и
тот же человек. Разницы между ними не стоит делать никакой.  Жалел Фай
об одном:  что уже сказал Нэлю слишком много.  Пpидется это как-то ис-
пpавлять.
     Фай сомневался некоторое вpемя,  как ему поступить  с  найденными
биpюльками. И пpинял решение пока не трогать их. Лал хочет знать,  что
здесь твоpится - он узнает.  Для начала Фай сделал так:  послал к Нэлю
Маленького Ли с предложением поменяться комнатами под  тем  предлогом,
что у них скрипит кровать, а Нэль спит один и ему это неважно.  Пpеда-
тель согласился на обмен удивительно легко. Видимо, жучков у него было
набрано с собой в избытке.  Но теперь Фай знал,  каково истинное  лицо
его пpитвоpства. И отказался от обмена. Жить, скpывая свои мысли,  как
поневоле приходилось на "Золотом Драконе" и бенеруфской базе, ему было
не пpивыкать.

    Продолжение следует.