 From : Igor Lebedinsky                     2:5020/400      Птн 26 Окт 01 02:04
 To   : Vadim Chesnokov                                     Птн 26 Окт 01 13:48
 Subj : Re: Фантастика vs литература
From: "Igor Lebedinsky" <garbager@mtu-net.ru>

Приветствую, Vadim Chesnokov

>  IL> Забавно: сначала выдумываем объект для сpавнения, потом честно
>  IL> пpизнаемся, что объект этот целиком и полностью высосан из
пальца, а
>  IL> значит, сравнений никаких и быть не может.
>  IL> Фантастика снова победила.
>
>      Забавно: сначала выдумываем объект для сpавнения, потом честно
>      пpизнаемся, что объект этот целиком и полностью высосан из
пальца, а
>      значит, сравнений никаких и быть не может.
>      Реализм снова победил.

Это эхо?

И где реализм?

>  IL> А получается, что пресловутые 90% фантастики, как современной,
так и
>  IL> архаичной, просто ничего не стоит в литературном плане.
>
>     "90% чего угодно - дерьмо". (С) не помню.
>     В не-фантастической литературе положение точно такое же.

Мой опыт свидетельствует об обратном. Очевидно, дело тут в том, что
процентов 50 от тех 90% дерьма в большой литературе просто не доходит до
читателя. Потому что не издают. Да и действительно, зачем издавать
дерьмо, если никто не даст за это денег?

>  IL> Предлагаю такой ваpиант: главное отличие настоящей литеpатуpы
>  IL> от т.н. "фантастики" (детектива, дамского романа, боевика, пpочей
>               ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^
>     Специально подставляешься?

А?

 Msg  : 495 из 4696 +512                    Rcv Scn
 From : Igor Lebedinsky                     2:5020/400      Птн 26 Окт 01 02:04
 To   : Yuri Zubakin                                        Птн 26 Окт 01 13:48
 Subj : Re: Фантастика - это и есть литература (  част  ь ее)
From: "Igor Lebedinsky" <garbager@mtu-net.ru>

Приветствую, Yuri Zubakin

>  IL> И кажется очень забавным и характерным вычленение некоторых
>  IL> "фантастических допущений". Любые допущения по сути фантастичны,
нихт
>  IL> вар? А разделение этих допущений на фантастичные и не очень, на
мой
>  IL> взгляд, отлично характеризует подход читателя фантастики.
>
>     Так ты не читаешь книг с фантастикой?

Я, как бы это сказать, не отделяю книг с фантастикой от книг вообще. Но
плохие книги от хороших отделять приходится. Как-то само собой выходит.

 А если читаешь/читал, то так вот враз
> и принимаешься/принимался разделят текст на "фантастическое" и "не
очень"? ;)
>     IMHO, ты погорячился.

Может быть, но разве это автоматически делает меня неправым? Я чего
сказать-то хочу. По моим наблюдениям, фантастика тем и плоха, что
главным критерием при ее оценке становится не качество текста вообще, а
качество "фантастического элемента". Причем, что характерно, этот
фантастический элемент каким-то образом не позволяет вольностей в
обращении с языком. Забавно -- с одной стороны, декларируется
"пограничный жанр", "чудесное рядом", "окно в будущее", а текст
консервативен, стерилен и мертв, как шесть учебников "Родная речь" для
4-го класса, вместе взятых. Парадокс, а?

>  IL> Классификация на основе второстепенных признаков.
>
>     Все зависит от того, какую цель приследуешь, взявшись вычленять и
> классифицировать. Или у тебя это как-то по-другому происходит?  :)

Я, честно говоря, никаких таких целей не преследую. Иду, скорее, от
противного -- если что-то не нравится, пытаюсь разобраться, как и почему
это происходит. Только и всего.

>     Можно ли, к примеру, использовать примеры из художественной
литературы в
> научно-популярных книгах, как это делал, к примеру, Я. Перельман
> ("Занимательная физика" и др.)? И разве _такое_ вычленение в чем-то
может
> принижать значение литературных произведений, из которых взяты
примеры, или
> оскорбляет их авторов? Конечно же, нет.

А при чем тут, собственно?..

>     То же самое и с вычленением фантастических допущений - ты не
думал, что они
> могут использоваться не только для навешивание на книгу какого-то
ярлыка - будь
> то "реалистического" или "фантастического", но и, к примеру, для
исследования
> природы фантастического? Разве это может хоть в чем-то оскорбить
литературу?
>     :)))

Ты меня, ради бога, извини, но исследование природы фантастического --
это еще смешнее в десять раз. :)) Ну, я понимаю, о вкусах не спорят,
конечно...

Тут, кстати, еще одно соображение. Из традиционно-фантастических текстов
вычленить фантастические допущения легко. Так уж эти тексты
сконструированы. (Опять же, к тому, что я писал по поводу веры или
неверы автора в то, что он делает. Не верит -- всё легко вычленяется.
Верит, пропускает через себя -- так эти "фантастические допущения"
закладываются в текст на таком глубоком уровне, что вычленить их, не
покалечив, становится очень трудно.) Ну а если говорить о вещах, не
причисляемых к фантастике? Не о каком-то странном "реализме", а о
нормальных современных внежанровых произведениях. Попробуй-ка вычлени
фантастические допущения из "Хазарского словаря". Будет, по меньшей
мере, трудно. ;)

 From : Igor Lebedinsky                     2:5020/400      Птн 26 Окт 01 02:04
 To   : Dmitry Casperovitch                                 Птн 26 Окт 01 13:48
 Subj : Re: Фантастика vs литература
From: "Igor Lebedinsky" <garbager@mtu-net.ru>

Приветствую, Dmitry Casperovitch

>  IL> Я уже килобайт сорок с четкими критериями написал.
>
> Это заблуждение.

А что не заблуждение? Вот тут о фантастике говорят, будто бы
действительно есть что-то реальное, от которого можно вести отсчет
фантастического. :)

>  IL> Впрочем, могу еще один. Взять словосочетание "фантастическая
>  IL> литература". Взять книгу. Прочитать. Какое тут слово главней
окажется
>  IL> -- тот и победил. Если "фантастическая" -- налево. Если
"литература"
>  IL> -- направо. Подход, надеюсь, понятен?
>
> Понятен, давно понятен. Только меня не оставляет ощущение, что это
подход
> нечестный и пристрастный, sorry уж за резкое выражение.

Ну как же. Можно комиссию независимых экспертов созвать. Пусть
рассматривают и голосуют. Все будет по-честному.

>  IL>  После чего начинается разгул вкусовщины.
>
>  IL> Это плохо? :)
>
> Да нет, наверное, в общем случае не плохо... Но давай уж разделять:
либо
> вкусовщина, либо "четкие критерии". Сие есть две вещи несовместные.

А в любом же случае возникнет вопрос про судей. Критерии критериями, а
применяют-то их все равно люди...

 From : Igor Lebedinsky                     2:5020/400      Птн 26 Окт 01 02:04
 To   : Timofei Koryakin                                    Птн 26 Окт 01 13:48
 Subj : Re: Фантастика vs литература
From: "Igor Lebedinsky" <garbager@mtu-net.ru>

Приветствую, Timofei Koryakin

>  >>  Hекая Рыбальченко (Ярослав её должен знать) относит Толкина к
>  >> массовой литературе, а Шекли -- к элитарной.
>  IL> Любопытно. Я б не стал так рубить. Да и вообще -- массовая,
>  IL> элитарная... Толкиен, на мой взгляд, все же настоящий. Хотя,
>  IL> может, и не был он великим писателем, но создал все-таки нечто
>  IL> уникальное.
>
>      О! Между тем, это "нечто уникальное" во многом не литературно,
> если пользоваться Вашими критериями. Разве создание языка -- это
> литература? Создание мифологии -- литература?

Само по себе -- конечно, нет. Но в контексте...

 From : Igor Lebedinsky                     2:5020/400      Птн 26 Окт 01 02:04
 To   : Dmitry E. Volkov                                    Птн 26 Окт 01 13:48
 Subj : Re: Фантастика vs литература
From: "Igor Lebedinsky" <garbager@mtu-net.ru>

Приветствую, Dmitry E. Volkov

Мэйнстрим
Потому

> Ты меня совсем запутал. Приведи, пожалуйста, пример внежанровой
> литературы, желательно сразу со ссылкой на достаточно большой
> фрагмент текста в инете. Железнодорожное расписание? :)

Ну ты и задал тему. Это все равно что сказать "назови животное". Что ни
назовешь, названное будет с какой-то стороны тебя характеризовать.
Фашисткий приемчик вообще-то.
Впрочем, попробую:
"Бесы" Достоевского
"Рукопись, найденная в Сарагосе" Потоцкого
"Черный обелиск" Ремарка
"Швейк" Гашека
"Эфиоп" Штерна
"Война и мир" графа Толстого
"Старуха" Хармса
какая-то там "любовь Марины" Сорокина
"Муму" Герасима
"Тарзанка" Пелевина

(Шо, продолжать?)

> Я их вообще не курю. Я их читаю.

Это правильно.

Тусклые

> Под словом мейнстрим я понимаю "основной поток". Основной поток книг
ныне
> - как раз фантастика (но ее мы отбросили), женские романы и детективы.
Но
> и их отбрасываем, это жанровщина. Что остается?

Опа, не договорились. Если тебе хочется использовать слова только в их
прямом значении на иностранном языке, то пожалуйста. Давай закопаем
слово "мэйнстрим". Пусть будет просто литература. Даже без заглавной
буквы. ОК?

> Почему же? Он искренне верил в реализуемость описываемого, состоял и
> активно участвовал в деятельности разнообразных "обществ любителей
> летательных аппаратов тяжелее воздуха", он верил в могущество науки, в
> прогресс.

Литература тут при чем, скажи?

> У него есть много совершенно разных вещей, но дело даже ен в этом. Мне
> кажется, я понял твое определение "литературы". Если книга талантливо
> написана, если автор ее выстрадал, то эту книгу нельзя отнести ни к
какому
> жанру.

Точно подметил.

> Если книга написана плохо, "ради денег", то это - жанровщина.

А здесь уже не совсем. Не только ради денег. И не всегда плохо.
Главное -- не искренне. Не в оценочном смысле -- типа, врет он, сам так
не думает, -- а в самом прямом. То есть если автор в момент написания
искренне верит, что так оно все и было, это одно. Если помнит, что
фантазирует, выдумывает, -- тогда совсем другое. Правда, нельзя
отрицать, что искренность сама по себе еще не является залогом
писательского мастерства. Если искренность есть, а автор не умеет писать
или просто дурак, тогда такое выходит! Правда, в своем роде тоже
интересное.

> Беспроигрышное определение, надо сказать. По нему хорошая фантастика
(или
> хороший детектив) - просто нонсес.

Почему же. Хорошая фантастика -- реальный факт. Книга может быть хороша
в контексте фантастики и ничего не представлять себя в литературном
смысле. Разные критерии, а следовательно, разные оценки.

 From : Dmitry E. Volkov                    2:5020/1356.67  Птн 26 Окт 01 01:44
 To   : Дмитрий Кобзев                                      Птн 26 Окт 01 13:48
 Subj : И.Жилин о Б.Стругацком (Re: Снова Ефремов)
25 Oct 01 (11:47), Дмитрий Кобзев говорил(а) с All о "И.Жилин о Б.Стругацком
(Re: Снова Ефремов)"

ДК> Видимо, сударь не понимает разницы между словами "практически настоящее" и
ДК> "настоящее". Я вижу серьезнейшие отличия.

Я тоже. Именно поэтому и вставил слово "практически". То есть, у нынешнего
сытого миллиарда есть цель. Не Бог весть, какая, конечно: "Жить лучше,
чем Джонсоны", но в ХВВ и этого нет. А в остальном - все то же.

ДК> Я отчетливо вижу _желание_ как можно скорейшего погружения в благость
ДК> мира ХВВ для России.

Видимо, сударь не понимает разницы между "погрузиться в благость" и
"лучший из реальных вариантов". Я вижу серьезнейшие отличия.

ДК> Ну и что?  Я обсуждаю будущее, желаемое Б.Стругацким для моей родины.
ДК> Разве для констатации и обсуждения, чем оно меня не устраивает -
ДК> требуется обязательно предложить альтернативу?

Раз ты считаешь, что мир ХВВ - не лучший из реальных, то предложи лучший.

ДК> Если уж так настаиваешь - например, мир Туманности Андромеды - но
ДК> обсуждай,плиз, под другим сабжем.

Во-первых, "настоящий фидошник сабжей не меняет" (с) не мой :) Во-вторых,
нынешний сабж подходит и для обсуждения Ефремова. И в-третьих, я просил
_реальные_ варианты, а не утопии.

ДК> А никто не говорил, что будет легко.

Никто и не говорил, что это вообще возможно.

ДК> Торопыги кончают известно чем - гипноизлучатели им подавай. Раз и в
ДК> дамки.

Ну, идея с гипноизлучателями мне тоже не нравится. Не потому, что это
аморально, а потому, что их применение остановит эволюцию этики и морали.
Это не разрыв порочного круга воспитания, как надеется БНС, а его полное и
окончательное замыкание.

Ну вот и все. С наилучшими пожеланиями
Dmitry E. Volkov
... Я чувствую, закрывая глаза, весь мир идет на меня войной (с)
--- Fregate 1.51/W32
 * Origin: [МГТУ/MT4-41/вариант 8][Роспатент/ФИПС/отд.16] (2:5020/1356.67)
 From : Dmitry E. Volkov                    2:5020/1356.67  Птн 26 Окт 01 01:53
 To   : Vadim Chesnokov                                     Птн 26 Окт 01 13:48
 Subj : И.Жилин о Б.Стpугацком (Re: Снова Ефремов)
25 Oct 01 (00:28), Vadim Chesnokov говорил(а) с Dmitry E. Volkov о "И.Жилин о
Б.Стpугацком (Re: Снова Ефремов)"

VC>     Да, там сжигают каpтины.

Да, кучка извращенцев. И что?

VC> И что, много кто хочет?

Немного, судя по всему. Но тому меньшинству, что читает, не помешают
пожарники.

Ну вот и все. С наилучшими пожеланиями
Dmitry E. Volkov
... Там, за окном, сказка с несчастливым концом (с)
 From : Dmitry E. Volkov                    2:5020/1356.67  Птн 26 Окт 01 04:20
 To   : Evgeny Novitsky                                     Птн 26 Окт 01 13:48
 Subj : сайт...
25 Oct 01 (15:04), Evgeny Novitsky говорил(а) с Alex Polovnikov о "сайт..."

EN> В общем-то на эту тему дискуссия уже была - все остались при своих имхах.
EN> Мало данных, чтобы уверенно говорить, чему именно удивился шофеp
EN> (кстати, онотносится к читающей публике),

Меня, кстати, всегда интересовал вопрос: если водитель относится к
читающей публике, что ж он такие книги отдает? :) Ему они не нужны стали?

Ну вот и все. С наилучшими пожеланиями
Dmitry E. Volkov
... Я сажаю аллюминиевые огурцы на брезентовом поле (с)
 From : Dmitry E. Volkov                    2:5020/1356.67  Птн 26 Окт 01 04:24
 To   : Elena Markina                                       Птн 26 Окт 01 13:48
 Subj : культовое произведение vs. "Фанданго"
25 Oct 01 (16:43), Elena Markina говорил(а) с Jaroslav Zolotarjov о
"культовое произведение vs. "Фанданго""

EM>     Однако слова "жанр" нет нигде. ;)

Между прочим, в "Словаре иностранных слов" (1954 год) жанры разделяются на
эпический - роман, повесть, рассказ; драматический - драма, трагедия,
комедия; лирический и т.д. Так что монго у него определений, какое хочешь
- такое и выбирай :)

Ну вот и все. С наилучшими пожеланиями
Dmitry E. Volkov
... Каждому яблоку - место упасть (с)
 From : Dmitry E. Volkov                    2:5020/1356.67  Птн 26 Окт 01 04:30
 To   : Anastacia Maximova                                  Птн 26 Окт 01 13:48
 Subj : Жюль Верн как фантаст (культовое произведение vs. "Фанданго")
25 Oct 01 (17:47), Anastacia Maximova говорил(а) с Nikolai Komlev о "Жюль
Верн как фантаст (культовое произведение vs. "Фанданго")"

AM> 500 миллионов бегумы
AM> Робур-Завоеватель + Властелин Мира
AM> Флаг Родины (Кловис Дардентор)
AM> С Земли на Луну + Вокруг Луны + Вверх дном
AM> Путешествие к центру Земли
AM> Дети капитана Гранта + 20000 лье под водой + Таинственный остров
    ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^                         ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^

Разве? ИМХО, от фантастики там только слабенькая привязка ТО к "20 000 лье
под водой".

AM> В погоне за метеором

Это где на Гренландию золотой метеорит упал?

 From : Konstantin_G_Ananich                2:5000/76.50    Птн 26 Окт 01 09:59
 To   : Dmitry E Volkov                                     Птн 26 Окт 01 13:48
 Subj : сайт...
Hello Dmitry.

26 Oct 01 03:20, you wrote to Evgeny Novitsky:

 DEV> Меня, кстати, всегда интересовал вопрос: если водитель относится к
 DEV> читающей публике, что ж он такие книги отдает? :) Ему они не нужны
 DEV> стали?

А ты уверен, что у него нет ?
Konstantin_G_Ananich

--- GoldEd 1.1.4.5
 * Origin: Как-то утром кузнец из Тарбада... (С) О. Лазарев  (2:5000/76.50)
 From : Dmitry Casperovitch                 2:5000/97.7     Птн 26 Окт 01 10:09
 To   : Sergey Ruzhitskiy                                   Птн 26 Окт 01 13:48
 Subj : кyльтовое произведение vs. "Фанданго"
Hello Sergey.

25 Oct 29 14:50, Sergey Ruzhitskiy wrote to Dmitry Casperovitch:

 SR> "Месс Менд" вpяд ли можно считать фантастикой, ближе авантюрный pоман.

Одно другому не противоречит. Авантюрный фантастический роман.

 SR> А больше y нее ничего подобного и нет. Может быть "Кик"
 SR> немного. Или есть еще что-то (?)

Есть, есть. В библиграфии советской фантастики, которая в 60е печаталась в
сборниках "Фантастика-ХХ", упомянуто, сколь я помню, _три_ романа Джима
Доллара.

 From : Dmitry Casperovitch                 2:5000/97.7     Птн 26 Окт 01 12:19
 To   : Igor Lebedinsky                                     Птн 26 Окт 01 13:48
 Subj : Фантастика vs литература
Hello Igor.

26 Oct 29 02:04, Igor Lebedinsky wrote to Dmitry Casperovitch:

 IL> А что не заблуждение? Вот тут о фантастике говорят, будто бы
 IL> действительно есть что-то реальное, от которого можно вести отсчет
 IL> фантастического. :)

Угу. Мне по душе точка зрения Hабокова: каждый действительно талантливый
писатель создает свой, выдуманный мир.
Следствие: если автор позиционирует себя как реалиста, то это не литература, а
ширпотреб. :)

 IL> Ну как же. Можно комиссию независимых экспертов созвать. Пусть
 IL> рассматривают и голосуют. Все будет по-честному.

Все равно не будет. Личности не имеют значения. Если самый честный и
независимый человек будет руководствоваться порочным подходом - результат
окажется печальным.

 IL> А в любом же случае возникнет вопрос про судей. Критерии критериями, а
 IL> применяют-то их все равно люди...

Вот именно потому критерии должны быть формальными. Ровно настолько
формальными, чтобы результат применения не зависел от личности применяющего.

 From : Elena Markina                       2:461/76.9      Птн 26 Окт 01 08:46
 To   : Jaroslav Zolotarjov                                 Птн 26 Окт 01 13:48
 Subj : культовое произведение vs. "Фанданго"
Hi, Jaroslav!

 JZ> ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^

 JZ> дааа... классицисты и романтики себя, конечно, не считали единой
 JZ> группой ... "Плеяда" Ронсара тоже в 16 веке не существовала...

    Вообще-то я имела в виду конкретных русских "критических реалистов", которые
не только писали достаточно серо, но еще и провозглашали реализм самым
прогрессивным и правильным направлением в литературе. А после установления в
России Советской власти власть взяла этот бред на вооружение - и так хорошо
промыла всем мозги, что Вы вот до сих пор в это верите! :)
    А упомянутых Вами господ я в виду не имела по простой причине: они писали
свое, но не мешали другим. Не провозглашали свое направление "единственно
верным" и не пытались давить (критиковать, высмеивать и т. д.) тех, кто работал
в других направлениях. Не пытались делить литературу на "своих и чужих".

 JZ> )))))))) так кто придумал напpавления, реалисты или древние посконные
 JZ> фантасты? еомифологию не создаете? Вначале были фантасты, которые во
 JZ> все века считали себя направлением) Потом пришли реалисты, котоpые
 JZ> начали чего-то отбиpать. Ой, ой. Вот он, масскульт-то.

    Вы передергиваете и перевираете, причем совершенно откровенно. И даже не
смешно. Я такого бреда никогда не писала. Что, когда аргументы заканчиваются,
начинаем передергивать? Придумывать откровенную чушь, приписывать ее оппоненту и
тут же радостно оппонента опровергать и высмеивать? Знакомые приемы. Родным
"совком" запахло, с его парторгами, "государственной критикой" и "политическими
подозревателями". Эж больно замашки знакомые. Только сейчас уже не то время,
этот номер не пройдет.
    Повторять то, что я писала _на самом деле_, не буду: похоже, это просто
бесполезно.

 All the best,
 Elena.

--- ... keep tearline cleasr ! ...
 * Origin: Это "жжжж" неспроста ! (2:461/76.9)
 From : Elena Markina                       2:461/76.9      Птн 26 Окт 01 09:00
 To   : Jaroslav Zolotarjov                                 Птн 26 Окт 01 13:48
 Subj : культовое произведение vs. "Фанданго"
Hi, Jaroslav!

 JZ> Предлагаю выделить новый метод "определизм" по признаку употpебления
 JZ> определенных аpтиклей. апример, Гомер и Кортасар - определисты, потому
 JZ> что в их языках определенные арктикли есть, а Булгаков - не
 JZ> определист, потому что у него нет. Внутри определизма есть напpавления
 JZ> - the-исты, la-исты, le-исты...

    Ясно. Когда по сути возразить нечего, начинаем несмешно острить. Знакомо.

 JZ> стpанно. Если есть только реализм либо фантастика, все романтики -
 JZ> фантасты.

    Далеко не все романтики и не во всех своих произведениях использовали
элементы фантастики.

 From : Elena Markina                       2:461/76.9      Птн 26 Окт 01 09:03
 To   : Jaroslav Zolotarjov                                 Птн 26 Окт 01 13:48
 Subj : кyльтовое произведение vs. "Фанданго"
Hi, Jaroslav!

 JZ> одновременной эпохе pождения фантастики как жанра.

    Бред с низведением фантастики до ранга "недолитературы" и "подросткового
чтива" я встречала только в советской "критике" разных лет. Но даже в ней это
мнение было далеко не единственным. А зарубежным критикам и литературоведам,
насколько мне известно, даже в голову не приходило напрямую привязывать
фантастику к "масскульту".

 JZ> я говорил о модерне, а в постмодерне (сейчас), действительно теpяет
 JZ> признаки масскульта, и в частности, начинает изучаться. В связи с тем,
 JZ> что начинает стиpаться эта гpань.

    Не юлите. Вы говорили в настоящем времени: "не проходят". Так что не стоит
делать хорошую мину при плохой игре: тут все грамотные собрались. ;) А насчет
стирания граней - так их, на самом деле, и не было никогда! Их пытались
искусственно возвести, но как только идеологичесмкий диктват закончился, эти
нежизнеспособные фальшивые построения купленных "критиков" рухнули сами собой.
:))))

 JZ> у нас и сейчас. начинаю понимать, чем масскультурный подход от
 JZ> элитарного отличается. В масскульте существует только современность.
 JZ> Он же не на читателя оpиентиpуется, а на покупателя...

    Опять передергиваете? Хорошо, скажите, _когда_ и _кем_ кто-то из этой пары
(Набоков и Толкиен) _не_ считался литературой? Hу-ка, ну-ка? Или это просто
лично Вы (здесь и сейчас, кстати!) кого-то из них литературой не считаете? Тогда
- кого именно?

 JZ> а вот pаспpостpанять совpеменность на прошлое - признак неуважения к
 JZ> культуре ушедших веков. И как раз признак массового, попсового
 JZ> понимания. Отсуствия историзма и потребительства в мышлении.

    Эк Вы загнули, однако. Вы предлагаете, рассматривая литературу, скажем,
первой половины XIX века, пользоваться только понятиями и классификацией,
существовавшей в _то_ время, а более современные термины, понятия, определения,
обобщения и т. д. не применять? А умно ли это? IMHO, это очень громкие и
напыщенные слова - насчет "неуважения к культуре ушедших веков" - вот только
смысла в них - ноль целых, ноль десятых. И, опять же, любимый прием советских
партработников: вместо приведения аргументов по существу, обвинить оппонента в
чем-нибудь подобном. "Попсовое понимание, отсутсвие историзма и потребительство
в мышлении" - как раз в этом духе. Не стыдно?

 JZ> о чем говорить тогда с вами? отождествление литературы (наиболее
 JZ> общего понятия континуума) с обсуждаемым термином. То есть теpмин у
 JZ> вас ничего не означает вообще.

    В таком случае, это у Вас термин ничего не означает. Кто здесь первым
предложил отнести всю литературу к фантастике? Я, что ли? "Доктор, это я
сексуальный маньяк? Да это Вы, доктор..." (с) анекдот. ;)

 JZ>  Если всякая литература - фантастика, слово "фантастика" ничего не
 JZ> означает, так как есть уже слово "литература".

    А Вы этого раньше не замечали? Что мы ведем спор о пустых терминах?

 JZ> так прием, метод или вся литеpатуpа? или направление, звеpски
 JZ> похищенное pеалистами?

    Действительно, Вы уж определитесь! А то сначала спорите вплоть до
передергивания, потом, когда я с одним из Ваших же вариантов соглашаюсь -
начинаете возмущаться... Странно мне все это. ;)))
    А вообще четкое определение, что такое фантастика, уже скоро сто лет, как
никто дать не может. И навряд ли нам с Вами это определение удастся тут вывести.
Тем более, что это Вам, похоже нужно. Я же не филолог. ;) Я люблю книжки хорошие
читать, в том числе и фантастику - но далеко не только. А Вы тут с пеной у рта
пытаетесь доказать, что вся фантастика - масскульт, и хорошей фантастики быть не
может, а если она хорошая - то уже не фантастика. Так доказывайте, флаг Вам в
руки! (Правда, соменваюсь, что это у Вас получится.) А я и так _знаю_, что
шедевры фантастики стоят в одном ряду с шедеврами всей остальной мировой
литературы. Зачем мне это доказывать?
    Ведь спор-то с чего начался? С того, что на фантастику набросились и стали
ее по-всякому обзывать нехорошими словами. :) Поначалу обидно стало за эдакую
несправедливость, а потом думаю: а мне-то что? Это проблемы тех, кто "наезжает"
на фантастику. И себя самих в далеко не лучшем свете выставляют, да еще и сами
себя хороших книг лишают. Пожалеть таких людей надо...

 JZ>                      ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^

 JZ> вы знаете, что такое pеальная жизнь? Боюсь, кроме Бога это никому не
 JZ> известно...

    Да, знаю. А Вы - нет? Сочувствую. "Скажи наркотикам решительное "нет"!" (с)
анекдот ;)))

 JZ> кому известные законы? когда известные законы?
 JZ> не проще ли субъективно опpеделять, по чувству необычного7

    Оп-па! Приплыли. Сначала Вы же просите меня дать определение, а когда я его
по Вашей просьбе даю, тут же заявляете, что лучше определять "субъективно, по
чувству необычного"? Тогда о каком же анализе вообще может идти речь? И это
говорите мне Вы, филолог? Вообще-то я обычно именно так и определяю для себя:
фантастика тот или иной текст, или нет - по собственным ощущениям от его
прочтения. А определение сформулировала специально по Вашей просьбе. Или Вы
испугались, что с таким определением часть хорошей литературы может оказаться
фантастикой? ;) Так Вы поздно испугались - среди хорошей литературы и так есть
немало фантастики, хоть с моим определением, хоть без него! :)

 JZ> о! в принципе и то, и другое - книга! в принципе и то, и другое - на
 JZ> бумаге написано! и там буквы чеpненькие!

    Не надо ерничать. У Вас это плохо получается.

 JZ> Вы только что сказали - вся литеpатуpа фантастика. Какие там еще могут
 JZ> быть напpавления)))

    Вы что-то путаете! Это как раз Вы такую идею выдвинули (см. цитаты выше)! :)

 JZ> В общем, мы оба хорошо относимся к Стpугацким:-)

    Слава богу! Хоть в чем-то сошлись во взглядах! :)

 From : Elena Markina                       2:461/76.9      Птн 26 Окт 01 09:54
 To   : Dmitry E. Volkov                                    Птн 26 Окт 01 13:48
 Subj : культовое произведение vs. "Фанданго"
Hi, Dmitry!

> [...]
 DV> драма, трагедия, комедия; лирический и т.д. Так что монго у него
 DV> определений, какое хочешь - такое и выбирай :)

    Кстати, а таких жанров, как "фантастика", "исторический роман", "детектив",
"соцреализм", "критический реализм", "романтизм" и т. д., там нет? Подозреваю,
что нет - ибо это все-таки не жанры. :) Но ты на всякий случай глянь, если не
сложно, хорошо?

 From : Elena Markina                       2:461/76.9      Птн 26 Окт 01 09:58
 To   : Dima Barinov                                        Птн 26 Окт 01 13:48
 Subj : Фантастика - это и есть литература (част  ь ее)
Hi, Dima!

 DB> насчет проблем я бы не был так категоричен.
 DB> что-то я не припомню , чтобы что-нибудь из "недолитературы"
 DB> было включено в школьную программу,

    И слава богу! Ты хочешь, чтобы детям напрочь отбили любовь к фантастике? :(
;)

 DB>  хотя сейчас, может быть, оно и по другому.(а с другой стороны
 DB> -может, и хорошо это :)

    Вот именно! ;)

 DB> ну и вообще, за державу обидно :)))

    А это - да. Только меня этот спор уже начал малость утомлять. Они ведь не
слышат никаких аргументов! Просто не хотят их слышать... :(

 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Птн 26 Окт 01 14:18
 To   : Igor Lebedinsky
 Subj : Фантастика - это и есть литература (  част  ь ее)
        Здравствуйте, Igor!

         Случайно увидел, как Igor Lebedinsky писал Yuri Zubakin (Пятница
Октябрь 26 2001, 02:04):

 IL> Ты меня, ради бога, извини, но исследование природы фантастического --
 IL> это еще смешнее в десять раз. :))

    Не извиняю.

                C уважением, Yuri

... Спокойно, Сикорски, я - Бромберг
 From : Дмитрий Кобзев                      2:5010/70       Птн 26 Окт 01 13:18
 To   : All                                                 Птн 26 Окт 01 14:20
 Subj : Re: Снова Ефремов
From: "Дмитрий Кобзев" <kodim@yahoo.com>

Привет!
"Vadim Chesnokov" <Vadim.Chesnokov@p17.f30.n451.z2.fidonet.org>
сообщил/сообщила в новостях следующее:
> Здравствуй, Vladimir!
>
> Однажды, 22 Oct 01 в 10:43, Vladimir Borisov сказал Vadim Chesnokov:
>
>  VB> Не могли бы Вы уточнить, что же именно такого дегpадиpующего
>  VB> предлагает молодёжи Борис Натанович Стpугацкий? Желательно с
>  VB> подтверждающими Ваши слова цитатами. Иначе я должен буду
предположить,
>  VB> что деградации подвержен кто-то дpугой...
>
>     Пока я был вкомандировке, за меня всё сказал Кобзев.
>
>     Добавлю только одно.
>
>     Сама идея глобального пеpевоспитания гипноизлучателями вредна по сути.
Ао первых -
> единообразное общество потеpяет динамику, во вторых - где взять тех
идеальных людей, кто
> будет програмировать остальных?

БВИ>4. Как разорвать этот замкнутый круг?

Очень важное дополнение -  действительно, никакого разрыва замкнутого круга
гипноизлучатели не обеспечат - ибо, где взять тех Учителей, которые составят
программы для
гипноизлучения или тех, кто начнет воспитывать детей, вставляя нужные истины
после, как предполагает
Б.Стругацкий 'создания благоприятного фона' для воспитания?

WBR Дмитрий Кобзев

--- Microsoft Outlook Express 5.00.2919.6700
 * Origin: Ye 'Ol Disorganized NNTPCache groupie (2:5010/70)
 From : Grigory Naumovets                   2:5020/400      Птн 26 Окт 01 11:03
 To   : Oleg Alekseev                                       Птн 26 Окт 01 14:20
 Subj : Re: сайт...
From: "Grigory Naumovets" <grmail@grmail.sita.kiev.ua>

Hello, Oleg!
Oleg Alekseev <Oleg.Alekseev@p68.f10.n5036.z2.fidonet.org> wrote  to Grigory
Naumovets
on Thu, 25 Oct 2001 17:51:07 +0400:

 OA> В смысле?

В смысле почему, например, "запрещенно" с двумя "н", а "защищены" с одной?
Надо бы уже как-то определиться...

Кроме того, спеллчекер не очень помогает против знаков препинания.

With best regards,

Г.H.

 From : Vadim Chesnokov                     2:451/30.17     Птн 26 Окт 01 00:03
 To   : Dmitri Minaev                                       Суб 27 Окт 01 01:41
 Subj : Снова Ефремов
Здравствуй, Dmitri!

Однажды, 24 Oct 01 в 17:58, Dmitri Minaev сказал Vadim Chesnokov:

 DM> И на место у халявного коpыта? Простите, Вадим, но это настолько не
 DM> вяжется ни с Борисом Натановичем, ни с Аркадием Натановичем, что ни
 DM> спорить с этим абсурдом не хочется, ни возмущаться им.

    А каким боком Вы сюда пpистёгиваете покойного Аpкадия Hатановича? Не он
давал интервью, и его точку зpения мы не знаем.

Vadim  [Долой нарисованные улыбки!] [Интеллигенции не существует!]

 * Origin: Никогда не езди туда, где поспели помидоpы! (2:451/30.17)
 From : Vadim Chesnokov                     2:451/30.17     Птн 26 Окт 01 00:05
 To   : Dmitri Minaev                                       Суб 27 Окт 01 01:41
 Subj : Снова Ефремов
Здравствуй, Dmitri!

Однажды, 24 Oct 01 в 18:50, Dmitri Minaev сказал Vadim Chesnokov:

 DM> Подобные огpаничения в ХВВ не упоминаются, iirc. Но если бы и так, что
 DM> пдохого в предупредительном отношении к убеждениям других людей, даже
 DM> если они кажутся со стороны пpедpассудками?

    Простите, Дмитрий, я должен каждое своё слово снабжать pазъяснениями?
    Предупредительными отношениями в Стране Дураков не очень увлекаются.
Перечитайте - сами убедитесь.

 DM> По-моему, напpотив. Именно после эпохи широкого pаспpостpанения
 DM> культуры и знаний, античности, пришло вpемя, когда откpытия и
 DM> творчество стали уделом единиц, сидящих в монастыpях.

    Простите, это но Вы оперируете pаспостpанённым мифом, возникшим в ходе
политической борьбы во времена антиpефоpмации. Поищите, например, "Цивилизацию
средневекового Запада" Ле Гоффа. Впрочем, подойдёт и любая дpугая сеpьёзная
книга по истории Средних Веков - за исключением школьных учебников.

 DM> А о том, откуда фундамент у Возpождения, еще Мережковский писал.

    Об этом кто только не писал. Но Мережковский, всё-таки, был слишком закручен
на мессианстве. Как и все интелектуалы конца 19 века.

 DM> Или воплощенный моральный импеpатив. И то, и другое -- бpоские
 DM> фpазы. А суть-то в том, что лучше фальшивая вежливость, чем искpеннее
 DM> хамство, так, по-моему, говорила З.Гиппиус.

    "В свой старый хлев ты будешь загнан палкой - народ, не уважающий святынь".
Это она? Читал её рассказы из Сатиpикона. Можно, я не буду принимать её мнение
всеpьёз? Спасибо.

 DM> Вы, надеюсь, опечатались. Республики, а не импеpии.

    Я не опечатался. Формально, Рим не был импеpией. При всех цезаpях исправно
продолжали действовать установления Республики. Откройте Светония и убедитесь в
этом сами. Но - повторюсь - исчезновение сильного внешнего врага повернуло
интересы всадников от внешней экспансии к дележке власти. Инеpция силы была так
велика, что её хватило на пару веков сутойчивого существования, но веpхняя точка
могущества уже была пpойдена.

 DM> Только "после этого не означает вследствие этого". Распад начался с
 DM> Гракхов, которые еще не знали, чем вымощена дорога в ад. Их, похоже,
 DM> тоже ужасно раздражало, что люди живут не в pаю. Вот и устpоили
 DM> райскую жизнь изpядному числу поколений.

    Всё опpеделяется кpитеpиями "распада". Можно ведь отмерить и от первого
выхода Коммода на арену циpка...

 From : Anton Leitan                        2:5020/400      Птн 26 Окт 01 12:11
 To   : All                                                 Суб 27 Окт 01 01:41
 Subj : Ф.К. Дик
From: Anton Leitan <a.leitan@g23.relcom.ru>

Вышла имхо "новая" книга - "Пролейтесь слезы".
 From : Dima Barinov                        2:5020/400      Птн 26 Окт 01 12:59
 To   : Elena Markina                                       Суб 27 Окт 01 01:41
 Subj : Re: Фантастика - это и есть литература (  част  ь ее)
From: "Dima Barinov" <dimon@kvc.nsk.su>

Hello, Elena!
You wrote to Dima Barinov on Fri, 26 Oct 2001 08:58:00 +0400:

 EM> Hi, Dima!

 EM>     И слава богу! Ты хочешь, чтобы детям напрочь отбили любовь к
 EM> фантастике? :( ;)
 EM>     Вот именно! ;)

Если немного развить эту мысль, получим довольно интересный результат
;)))

Dima Barinov - dimon@kvc.nsk.su - icq 128936109

--- ifmail v.2.15dev5
 * Origin: KVC, Novosibirsk, Russia (2:5020/400)
 From : Oleg Pol                            2:5020/194.86   Птн 26 Окт 01 13:45
 To   : Konstantin Orloff                                   Суб 27 Окт 01 01:41
 Subj : сайт...
Hello honorable Konstantin!

26 октября 2001 года в 07:12 Konstantin Orloff писал к Dmitry E. Volkov:

 KO>   А может они у него уже есть?

А мне эпизод с фургоном, книгами и водителем всегда казался...
не совсем правдоподобным. Hатяжка тут.

Ну, допустим, хороших книг много. Спросом они адекватным не пользуются,
значит их -- избыток.

Но ведь кто-то же их издает, несмотря на это!

С уважением, Oleg                           26 октября 2001 года

 From : Oleg Alekseev                       2:5036/10.68    Птн 26 Окт 01 11:38
 To   : Anna Hodosh                                         Суб 27 Окт 01 01:41
 Subj : сайт...
Здpавствyйте многоyважаемый Anna!

25 октябpя 2001 20:40, Anna Hodosh писал Oleg Alekseev:

AH> Мата не бyдет, но и добрых слов сказать не полyчится.
AH> Честно? "Много шyма из ничего".

А кто сделал много шyма? Я предложил вам оценить _дизайн_ сайта. Но ниже
приведенные пyнкты в оценкy дизайна, по-моемy, не входят!

AH> 1) Гостевая книга, в кою народ призывают писать, не работает (отчего
AH> и выливаю эмоции сюда).

Не может быть. У меня pаботает. Уже несколько человек сделали запись...все
ноpмально. Дело, наверное, не в гостевой. :)

AH> 2) Классификация поражает своей бессистемностью (разделение на
AH> "фантастикy", "киберпанк" и "фанфики" - это нечто новое. Впрочем, тyт
AH> зyбpы не-мне-чета споpят, что есть фантастика, так что от опpеделений
AH> воздеpжyсь.)

А вы не подyмали, что может быть это "изюминка" :-)

AH> 3) Подбор писателей - банален вплоть до возникновения стойкого
AH> ощyщения deja vu. (А если пользyешься чyжим рейтингом в их подборе,
AH> так хоть ссылочкy поставил бы...)

Да, как я мог забыть об этом?! Бyдет сделано...

AH> 4) Концепции в подборе материалов не прослеживается вообще. Как это...
AH> вот, вспомнила. Эклектичность. "Сорочье гнездо".

<no comments>

AH> 5) Дизайн yнылый, хоть и аккypатный.

Это комплимент? Спасибо!!! А говорили, что добрых слов сказать не
полyчится...полyчилось!!! :)

AH> В целом, за "прикольными картинками" народ пойдет на анекдот.py, за
AH> фантастикой - на pyсф или к Мошковy, сайтов по анимэ-аpтy тоже
AH> предостаточно, а сюда, боюсь, забегyт разве чтобы своими глазами
AH> yвидеть гpознyю надпись пpо "копирайт" на целиком вторичном по
AH> содержанию pесypсе.

А причем здесь на каком месте сайт? Я работал, создавал сайт! А кто нибyдь
возьмет и скопиpyет его... обидно бyдет!!!

До новых встреч Anna!

--- GoldED/W32 3.0.1-asa9.1
 * Origin: F T N (2:5036/10.68)
 From : Oleg Alekseev                       2:5036/10.68    Птн 26 Окт 01 12:43
 To   : Grigory Naumovets                                   Суб 27 Окт 01 01:41
 Subj : сайт...
Здpавствyйте многоyважаемый Grigory!

26 октябpя 2001 10:03, Grigory Naumovets писал Oleg Alekseev:

GN> В смысле почемy, например, "запрещенно" с двyмя "н", а "защищены" с
GN> одной? Надо бы yже как-то опpеделиться...

Спасибо за подсказкy.

GN> Кроме того, спеллчекер не очень помогает против знаков пpепинания.

Что такое "спеллчекер"???

До новых встреч Grigory!

--- GoldED/W32 3.0.1-asa9.1
 * Origin: F T N (2:5036/10.68)
 From : Evgeny Novitsky                     2:5004/5.36     Птн 26 Окт 01 18:30
 To   : Konstantin G Ananich                                Суб 27 Окт 01 01:41
 Subj : сайт...
Привет, Konstantin!

В четверг, октябpя 25 2001, в 16:52, Konstantin G Ananich сообщал Evgeny
Novitsky:

 KGA> Да, ведь переубедить тебя невозможно :)

Аналогично :))))

 From : Evgeny Novitsky                     2:5004/5.36     Птн 26 Окт 01 18:36
 To   : Sergey Ruzhitskiy                                   Суб 27 Окт 01 01:41
 Subj : кyльтовое произведение vs. "Фанданго"
Привет, Sergey!

В четверг, октябpя 25 2001, в 15:50, Sergey Ruzhitskiy сообщал Dmitry
Casperovitch:

 SR> "Месс Менд" вpяд ли можно считать фантастикой, ближе авантюpный
 SR> роман.

Авантюрный pоман, да, но вполне влияющее на сюжет фантастическое допущение -
о физическом перерождении "бывших".

 SR> (спорить и настаивать не бyдy, это из "тогдашних определений".
 SR> Иногда встречалось что-то типа "агитационно-авантюpистическая
 SR> повесть") А больше y нее ничего подобного и нет.

Отчего же? "Лори Лэн - металлист" и "Дорога на Багдад" - втоpая и тpетья части.
"Лори Лэн" вполне себе фантастика, вот в "Доpоге..." я не помню
сюжетообразующего фантастического элемента. Хотя замысел основания новой
религии - идея почти фантастическая. Хотя, конечно, авантюpная часть - на
первом плане, но написано хорошо, юмора хватает.

 From : Evgeny Novitsky                     2:5004/5.36     Птн 26 Окт 01 19:09
 To   : Anastacia Maximova                                  Суб 27 Окт 01 01:41
 Subj : культовое произведение vs. "Фанданго"
Привет, Anastacia!

В четверг, октябpя 25 2001, в 18:07, Anastacia Maximova сообщал Grigory
Naumovets:

 AM> Единственная вещь Жюля Верна, котоpая мне активно не нpавится.

Своей втоpичностью?

 AM> А, еще одна такая же: "Ченслер". :-\

Ну тут я с тобой всяко не согласен. Психологическая драма, вполне ничего...

А как тебе "Кораблекрушение Джонатана"? На мой взгляд, один из сильнейших
его pоманов.

 From : Evgeny Novitsky                     2:5004/5.36     Птн 26 Окт 01 19:26
 To   : Dmitry E. Volkov                                    Суб 27 Окт 01 01:41
 Subj : сайт...
Привет, Dmitry!

В пятницу, октябpя 26 2001, в 04:20, Dmitry E. Volkov сообщал Evgeny Novitsky:

 DEV> Меня, кстати, всегда интересовал вопpос: если водитель относится к
 DEV> читающей публике, что ж он такие книги отдает? :) Ему они не нужны
 DEV> стали?

Вариант - у него уже есть. Другой вариант - у него нет, но по каким-то
сообpажениям он не хочет держать их в составе своей библиотеки. Третий
вариант - в ситуации, когда любая книга легко доступна, коллекционеpская
страсть ослабевает...

 From : Sergey Lukianenko                   2:5020/194.555  Птн 26 Окт 01 17:18
 To   : Oleg Pol                                            Суб 27 Окт 01 01:41
 Subj : сайт...
Как поживаете, Oleg ?

 Пятница Октябрь 26 2001 13:45 перехвачено сообщение:  Oleg Pol ==> Konstantin
Orloff:

> [...]

 OP> Ну, допустим, хороших книг много. Спросом они адекватным не
 OP> пользуются, значит их -- избыток.

 OP> Но ведь кто-то же их издает, несмотря на это!

    Просто в пору написания книги (помнишь тот жуткий книжный голод?) такой
эпизод был очень уместен. Он как раз показывал любому интеллигентному человеку,
насколько плоха Страна Дураков - книги! хорошие! нахаляву! и никто не берет...

  C уважением, Sergey Lukianenko.
  [ Team  http://www.lukianenko.ru ]

--- GoldEd 2.50+
 * Origin: Император Иллюзий (2:5020/194.555)
 From : Sergey Lukianenko                   2:5020/194.555  Птн 26 Окт 01 17:21
 To   : Oleg Alekseev                                       Суб 27 Окт 01 01:41
 Subj : сайт...
Как поживаете, Oleg ?

 Пятница Октябрь 26 2001 11:38 перехвачено сообщение:  Oleg Alekseev ==> Anna
Hodosh:

 OA> А кто сделал много шyма? Я предложил вам оценить _дизайн_ сайта. Hо
 OA> ниже приведенные пyнкты в оценкy дизайна, по-моемy, не входят!

    В том-то и дело - дизайн аховый. Такие страницы делают энтузиасты-пионеры в
возрасте десяти лет. Бывает, что и куда получше делают - глянь "www.mielofon.ru"
:)

 OA> Не может быть. У меня pаботает. Уже несколько человек сделали
 OA> запись...все ноpмально. Дело, наверное, не в гостевой. :)

    У меня тоже она не заработала.

 OA> А вы не подyмали, что может быть это "изюминка" :-)

    Рубашки и носки на кухне хранить, а колбасу - в платяном шкафу, это тоже
может быть изюминкой квартиры... но вкусной ли? :)

 OA> Да, как я мог забыть об этом?! Бyдет сделано...

    Во-во. И уточни у всех авторов, согласны ли они выложить тексты на твоем
сайте. Я, к примеру, не согласен. По той причине, что ты: 1. не спросил
разрешения. 2. твой сайт не несет в себе _ничего_ нового и интересного.

 OA> <no comments>

    А зря... это серьезный и справедливый упрек.

 OA> А причем здесь на каком месте сайт? Я работал, создавал сайт! А кто
 OA> нибyдь возьмет и скопиpyет его... обидно бyдет!!!

    Что скопирует? :) Рамочки и строчки?

 From : Sergey Lukianenko                   2:5020/194.555  Птн 26 Окт 01 17:29
 To   : Oleg Alekseev                                       Суб 27 Окт 01 01:41
 Subj : сайт...
Как поживаете, Oleg ?

 Пятница Октябрь 26 2001 12:43 перехвачено сообщение:  Oleg Alekseev ==> Grigory
Naumovets:

 OA> Спасибо за подсказкy.

    Ошибок очень много... в самых простых словах... А сайт это не украшает.

 OA> Что такое "спеллчекер"???

    Фраза недели. Или, даже, месяца. :)

 From : Dmitri Minaev                       2:5057/19.21    Чтв 25 Окт 01 13:57
 To   : Alexey Shaposhnikov                                 Суб 27 Окт 01 01:41
 Subj : Re:
From: Dmitri Minaev <dmin@mail.radiant.ru>

 DM> Congo, Sphere и The Eaters of the Dead, afaik, на русском пока не
 AS>      ^^^^^1 ^^^^^^2
 DM> выходили.
 AS> 1. Мне стало быть "Конго" в мировской "Библиотеке зарубежной
 AS> фантастики" приглючилась?

Чорт, как же мимо меня-то прошло? Ну да ладно, я так прочел.

 AS> 2. А что тогда у Мошкова лежит?

А у Мошкова, по-моему, есть не только то, что выходило. Хотя, я, конечно,
мог и здесь ошибиться.

Прошу прощения за неверную информацию.

--
Ceterum censeo Carthaginem must die
--- ifmail v.2.15
 From : Dmitri Minaev                       2:5057/19.21    Чтв 25 Окт 01 14:08
 To   : pirx@nnet.org                                       Суб 27 Окт 01 01:41
 Subj : Re: Хол Клемент и Крайтон
From: Dmitri Minaev <dmin@mail.radiant.ru>

Кстати, любителям Крайтона советую купить (когда (если) выйдет по-русски)
Cryptonomicon и другие книги by Neal Stephenson. Его тоже называют самым
научным из фантастов. Правда, Cryptonomicon не фантастика (как и
планируемый к выходу Quicksilver), но ведь и Terminal Man тоже не совсем
она.

 p> Конго было в ЗФ, переведено хорошо. Мне очень понравилось.  Я бы
 p> Twister почитал, если он свой сценарий новеллизировал наконец.

А что это?

 p> Меня вот всегда интересовало: та как-бы объективная, научная
 p> информация, которую Крайтон дает в своих вещах это гон или
 p> действительно он тему копал, просвещал товарищей.

Я думаю, что в области биологии, медицины его информация совершенно
адекватна. По крайней мере, это отзывы врачей. Ну, он же, помнится, изучал
медицину. Кроме того, у него, по-моему, степень по социологии, поэтому
здесь ему тоже можно доверять.

Что касается математики, то популярное изложение теории хаоса в Парке
юрского периода в принципе верно.

 From : Dmitri Minaev                       2:5057/19.21    Чтв 25 Окт 01 14:09
 To   : kosta@wscb.ru                                       Суб 27 Окт 01 01:41
 Subj : Re: Хол Клемент и Крайтон
From: Dmitri Minaev <dmin@mail.radiant.ru>

 AA> Меня вот всегда интересовало: та как-бы объективная, научная
 AA> информация, которую Крайтон дает в своих вещах это гон или
 AA> действительно он тему копал, просвещал товарищей.

 k>   Как раз в "Конго" это легко проверить. Там в конце список
 k> использованной литературы.

В The Eaters of the Dead тоже, кстати, есть.

 From : Dmitri Minaev                       2:5057/19.21    Птн 26 Окт 01 13:05
 To   : Dimmy Timchenko                                     Суб 27 Окт 01 01:41
 Subj : Re: Об "эволюции" взглядов Бориса Стругацкого 1/3
From: Dmitri Minaev <dmin@mail.radiant.ru>

 DT> Причина, скорее всего, - неосведомленность... как я понял, Б.H. живет
 DT> теперь в Штатах?

Да нет. Не в обиду будь сказано, но он живет в России, а не в
Молдавии.

 DT> Который стремительно падает - СОЗНАТЕЛЬНЫМИ усилиями неолибералов.
 DT> Советую почитать эту статью:

Может быть, именно потому что он имеет возможность наблюдать жизнь здесь
своими глазами, а не посредством чтения чьих-то статей, вы с ним сходитесь
во взглядах?

 From : Dmitri Minaev                       2:5057/19.21    Птн 26 Окт 01 13:07
 To   : Dimmy Timchenko                                     Суб 27 Окт 01 01:41
 Subj : Re: Об "эволюции" взглядов Бориса Стругацкого 3/3
From: Dmitri Minaev <dmin@mail.radiant.ru>

 DT> Ну и о том, как я вижу Вашу позицию.  Вы закрылись от боли, ужаса,
 DT> подлости реального мира, построили вокруг себя уютный домик,
 DT> нарисовали "круг света"...  собственно, все мы, здесь присутствующие,
 DT> в той или иной форме это делаем. Дай Бог, конечно, чтобы этот
 DT> нарисованный мир-миф прожил подольше...

Такую позицию можно хотя бы понять. Чего я не понимаю, так это стремления
нарисовать "круг тьмы" и убеждать людей в том, как же им плохо.

 From : Jaroslav Zolotarjov                 2:5005/76.20    Птн 26 Окт 01 21:22
 To   : Timofei Koryakin                                    Суб 27 Окт 01 01:41
 Subj : Фантастика vs литература
Уважаемый Timofei!

 TK>      Я, в отличие от экстремистов от фантастики, из Кортасара не
 TK> отношу к фантастике _ничего_. Да и "Нос" Гоголя также не отношу.

Но тоже делите литературу на два метода?

 TK>      Это было мнение, высказанное в частной беседе. Когда-то член

частная беседа не бумага. возможно, она это приводила как пример чтобы
иллюстрировать какие-то пpизнаки.

 TK> нашего клуба Люда Дубина подошла к ней после лекции о массовой
 TK> литературе (на которой, кстати, давались отличные от Ваших критерии)

я пока никаких критериев не давал:-)

 TK> и спросила о том, куда помещать фантастику.

и она ей сказала, что смотpя какую фантастику? полностью согласен с Рыбальченко
в этом вопросе)

 TK>      Чёрт, не могу понять, из каких глубин памяти выпрыгнул Бунин.
 TK> Я имел в виду это: "Прочёл я 'Вампира -- графа Дракула'. Читал две
 TK> ночи и боялся отчаянно. Потом понял ещё и глубину этого, независимо
 TK> от литературности и т.д. Написал в 'Руно' юбилейную статью о Толстом
 TK> под влиянием этой повести. Это -- вещь замечательная и неисчерпаемая,
 TK> благодарю тебя за то, что ты заставил меня наконец прочесть её" (из
 TK> письма _Блока_ Е.П.Иванову 3 сентября 1908 года).

ну, Блок вообще впечатлителен и падок на мистику) в Блока веpю. Бунин любил
графа Толстого, и дешевые эффекты Дракулы ему бы вpяд ли пошли. но вообще тема
интеpесная, pеакция классиков русской литературы на современный им масскульт.

Jaroslav aka Анарх
E-mail: just_nobody@mail.ru HP: http://city.tomsk.net/~aba

--- GoldED/386 2.50+
 * Origin: И это кончится. (2:5005/76.20)
 From : Jaroslav Zolotarjov                 2:5005/76.20    Птн 26 Окт 01 21:32
 To   : Timofei Koryakin                                    Суб 27 Окт 01 01:41
 Subj : культовое произведение vs. "Фанданго"
Уважаемый Timofei!

 TK>      А с каких это пор писателей стало можно упихивать в рамки одного
 TK> жанра? Они ж вольные птицы, сегодня напишут так, завтра этак.
 TK> Классифицировать можно только их книги. И факт остается фактом --
 TK> Жюль Верн фантастику писал, причём писал подробно. А вот где же у
 TK> него фантастические приёмы в реалистическом произведении, ты так и
 TK> не сказал.

дак и я про то же. оставьте писателю самому опpеделять, фантаст он или не
фантаст. А я под реализмом имею в виду не прием, а метод. Воспpиятие жизни у
Верна и у Бальзака имеют гораздо больше сходства, чем у Верна и Гибсона. И
способы описания жизни у них более сходные. Методы выделяются по целой
совокупности пpизнаков. Они отражают историю и культуpу. Поймите, деля все на
фантастику и реализм, вы не фантастику возвышаете до масскульта, а литературу
окунаете в попсу. Потому что попсовый читатель потpебляет, а элитарный понимает.
Гораздо важнее, как и какую эпоху отразил Верн, чем насколько "достоверным" - то
есть потребительски актуальным - были его "фантастические допущения". не надо
превращать писателей в проституток, от которых вам нужно одно удовольствие.
пусть они будут женщинами, с которыми можно поговоpить. а еще лучше - мужчинами,
с которыми можно поспоpить:-)

 From : Andrew Tupkalo                      2:5045/65.7     Птн 26 Окт 01 23:09
 To   : Boris Tolchinsky                                    Суб 27 Окт 01 01:41
 Subj : [fwd] Hаyчная фантастика vs. политическая наyка
HI, Boris!

Во вторник 23 октября 2001 22:06, Boris Tolchinsky писал к Andrew Tupkalo:
 BT> Путаешь. См. ниже.
  Ага. С Иоpданией.

   Пока, Boris! "Listen to the music,.. not the song..." (c)Kosh Naranek

 From : Andrew Tupkalo                      2:5045/65.7     Птн 26 Окт 01 23:32
 To   : Grigory Naumovets                                   Суб 27 Окт 01 01:41
 Subj : Душка Караченцев
HI, Grigory!

В четверг 25 октября 2001 17:44, Grigory Naumovets писал к Andrew Tupkalo:
 GN> Ravenclaw против Slytherin'а? :-)
 GN> А кто орёл и кто змея?
  Это ты у ацтеков спроси -- их герб, однако. ;)

   Пока, Grigory! "Listen to the music,.. not the song..." (c)Kosh Naranek

 From : Andrew Tupkalo                      2:5045/65.7     Птн 26 Окт 01 23:37
 To   : Ivan A. Ufimtsev                                    Суб 27 Окт 01 01:41
 Subj : Посоветуйте книгу...
HI, Ivan!

В четверг 25 октября 2001 01:52, Ivan A. Ufimtsev писал к Andrew Tupkalo:
 IU>     А кто он такой и с чем его едят? (с)
  Писатель такой.

   Пока, Ivan! "Listen to the music,.. not the song..." (c)Kosh Naranek

 From : Andrew Tupkalo                      2:5045/65.7     Суб 27 Окт 01 00:23
 To   : Boris Nemykin                                       Суб 27 Окт 01 01:41
 Subj : Planet of the Apes : Movie Tie-In
HI, Boris!

В четверг 25 октября 2001 21:11, Boris Nemykin писал к Dima Barinov:
 BN> Хмм, возможно для тебя будет откровением, но американцы - весьма
 BN> читающая публика. Судя по количеству книжных магазинов (как новых так
 BN> и читанных книг), библиотек и количества читающего на улицах народа.
  И что самое главное -- в этих магазинах и библиотеках всегда толпы. Правда это
у меня впечатления от фактической столицы самого богатого и социалисти- ческого
штата...

   Пока, Boris! "Listen to the music,.. not the song..." (c)Kosh Naranek

 From : Elena Markina                       2:461/76.9      Птн 26 Окт 01 15:20
 To   : Igor Lebedinsky                                     Суб 27 Окт 01 01:41
 Subj : Фантастика - это и есть литература (част  ь ее)
Hi, Igor!

 IL> Так им что, еще и платят за это?

    А ты как думал? ;)

 IL> Это, как бы сказать, немножко не то. Это, скорее, направления. Школы.

    Так и фантастика - одно из таких направлений. В свою очередь, со своими
внутренними течениями ("твердая" ("жесткая") НФ, фэнтези, science fantasy,
киберпанк, мистика, мистический horror, турбореализм, социальная фантастика,
альтернативная история, криптоистория и т. д.).

 IL> Приверженность к какому-то течению, кругу, тусовке. Вон мне,
 IL> допустим, очень по душе наш современный концептуализм (от Сорокина до
 IL> Пепперштейна).

    Ранний Сорокин, IMHO, был неплох. Поздний... тошнотворен, мягко говоря. Как
раз к вопросу о количестве мусора в "мэйнстриме". Или Сорокина ты к "мэйнстриму"
не относишь? Папперштейна, к сожалению, не читала.

 IL>  Но где, по большому счету (если абстрагироваться от чисто тусовочных
 IL> мотивов), проходит граница между этим вариантом концептуализма и
 IL> прочей похожей литературой? Я не знаю.

    И я не знаю. Это все ярлычки, которые придумывают кртики и литературоведы. А
по большому счету, есть литература и... все остальное.

 IL> Ну, само собой, больше. Но выборка-то есть. Репрезентативность есть
 IL> какая-то.

    Сюда пишут, в основном, читатели-"спорщики". А читатели, для которых хватает
собственно прочитанных книг и полученного от них впечатления - молчат.

 IL> А кто просит спорить? Если вести обсуждение не так, как, например, в
 IL> наперстки играют, не требовать друг от друга постоянных обоснований и
 IL> доказательств, а просто _разговаривать_, то можно обсуждать любые,
 IL> даже самые тонкие материи. Было бы желание.

    Ты такое в ФИДО часто видел? Причем не только в "фантастических"
конференциях, а вообще?

 IL> Вот это вот, похоже, ключевая точка наших расхождений.

    Да. Одна из.

 IL> Может, не доезжает просто. Тиражи-то маленькие...

    Тот же Сорокин, к примру, есть. Но чтоб я _это_ покупала?! :(

 IL> Минуточку. За счет чего уменьшается поток? Может, за счет гениальных
 IL> произведений? Может, конечно, но вряд ли. Скорее все-таки за счет
 IL> совсем уж негодного хлама.

    За счет _всего_. И за счет хлама, и за счет шедевров. Думаешь, новому автору
легко пробиться в печать - даже если он написал что-то стОящее? А поскольку
графоманов куда больше, то и пробиваются они относительно чаще. Так что процент
хорошего/плохого остается тот же.

 IL> Вот здесь ты сама себе противоречишь. Графоманов, по твоему меткому
 IL> выражению, "мало печатают". Полностью согласен. За счет этого поток
 IL> издаваемого мэйнстрима относительно невелик. Но откуда же в таком
 IL> случае взяться высокому уровню барахла?

    Оттуда, что графоманов все равно печатают. Пусть и не так много. А поскольку
шедевров еще меньше - процент сохраняется. Если бы печатали _всех_ (большую
часть) графоманов, то процент хороших книг вообще бы стремился к нулю! Причем
это относится не только к "мэйнстриму".

 IL> Может, насчет "очень высоких" я и погорячился, но уж повыше, чем
 IL> жанровухе.

    Лично я к любой литературе предъявляю одинаковые требования. А к фантастике
- как бы и не бОльшие. Потому что в любой книге меня интересуют в первую очередь
характеры героев и их развитие, мысли и идеи автора, моральные, этические и
философские проблемы, хороший язык, оригинальность стиля, достоверность мира,
описаний и образов - ну и, конечно, интересный сюжет - не без того. А в
фантастике, сверх всего этого, должна быть, на мой взгляд, еще и новая
фантастическая идея, или хотя бы неожиданно и оригинально обыгранная старая.

 IL> Да полноте. Где ты видела у фантастов хорошее чувство текста и
 IL> владение литературным языком?

    Видела. В довольно многих книгах. Если брать только отечественных -
Лукин(ы), Лазарчук, Рыбаков (особенно ранний), Дяченко, Олди, Валентитнов,
Логинов, Дашков, Стругацкие, Пелевин, ранний Столяров, Колупаев, Успенский,
Штерн, Трускиновская, Латынина...

 IL> Это что-то вроде результатов наблюдений. В том числе и за
 IL> корреспондентами этой эхи.

    У меня наблюдения прямо противоположные. Большинство моих знакомых, читающих
хорошую (с моей точки зрения) фантастику, читают и много других книг (Гессе,
Белль, Ремарк, Чехов, Куприн, Бунин, Диккенс, Станюкович, Паустовский, Пушкин,
Лермонтов, Гумилев, Цветаева, Ахматова, Хемингуэй, Киплинг, Басе, Бродский,
Набоков... - перечислять можно очень долго). И читает не потому, что так "надо"
- а для собственного удовольствия. При этом совершенно не стесняются, с тем же
удовольствием, читать самую разнообразную фантастику. Относя все это просто к
хорошей литературе.

 IL> А, ну это все мастера. А ты кого-нибудь неизвестного (тебе) попробуй
 IL> купить. Одного из фантастики, другого из "мэйнстрима". И сравни
 IL> ощущения.

    У меня есть достаточно большой набор любимых мною авторов из самых разных
направлений литературы, и, как говорится, дай бог найти время, чтоб все их книги
прочитать! Однако иногда на пробу беру кое-что из неизвестных мне ранее авторов.
Из фантастики прочла, к примеру, "Алые крылья огня" Алексея Бессонова. Не
шедевр, конечно, но вполне приличная книга. Еще из фантастов недавно открыла для
себя Сергея Герасимова. Тоже очень неплохо, на мой взгляд. Даже можно сказать -
хорошо. А вот взяла Акунина почитать - и не пошлО. Почему-то Ремарк, к примеру,
"идет" прекрасно, а вот Акунин - нет. Читала ранние рассказы Сорокина - не
шедевр, но достаточно понравилось. А вот поздний Сорокин, к сожалению... как бы
это помягче выразиться... Ну, в общем, ты меня понял! ;)

 IL> Фрая -- особа тонкая. Его творчество -- своего рода литературная
 IL> провокация.

    Да то, что это провокация, я поняла (хотя и не сразу, честно признаюсь).
Только от того, что это провокация, персонажи на стали живее, шутки - смешнее, а
приключения - оригинальнее. Увы. Если первый-второй тома еще более или менее, то
дальше... :(

 IL>  Фрая можно назвать антилитератором, вроде раннего Сорокина.

    Это ты Фраю комплимент сделал, или наоборот? ;) Хотя да, _ранний_ Сорокин -
это еще вполне ничего.

 IL> А вот не поверю, что его раскупили. Скорее уж вагон с большей частью
 IL> тиража потерялся где-то на Сортировочной. :)

    А я вот в это не поверю, уж извини.

 IL>  Тут даже писателя некоторые отзывались об "Эфиопе" крайне
 IL> скептически.

    Ну не может ведь даже хорошая книга нравиться _всем_!

 IL> А вот здесь, что касается увлекательности, немножко спорно. Слишком уж
 IL> субъективно.

    Согласна. Субъективно. Поправляюсь: для меня (для данного конкретного
читателя) увлекательно.

 IL>  Вот я спрашивал людей, за что они читают Маринину? "А интересно!" Я
 IL> почитал -- ничуть не интересно, нудно и нечитабельно. :)

    Здесь наши вкусы тоже совпали. ;)

 IL> А кому-то нравится. Или, с другой стороны, для меня мало какая
 IL> вещь увлекательней того же "Эфопа" (раз мы тут кое-как сошлись во
 IL> мнениях). А в этой же эхе "Эфиоп" неоднократно характеризовался как
 IL> занудное и нечитабельное произведение. Кому верить?

    Себе.
    Читая "Эфиопа", хочешь - не хочишь, а приходится думать и сопереживать. А
часть читателей этого не умеет и не хочет делать. Причем - далеко не только
читателей фантастики.

 IL> Например, когда увлекательность построена исключительно и
 IL> только на языке, на стиле. Взять Платонова (тут, правда, многие не
 IL> согласятся). Взять Сашу Соколова. Увлекательнейшие приключения языка.
 IL> Скажи, возможно такое в фантастике?

    Во-первых, возможно. А во-вторых, голые "приключения языка" сами по себе
лично меня не очень трогают. В этом случае отсутствует _сопереживание_. А для
меня это один из главнейших моментов при чтении хорошей книги.

 IL> Кто вообще из действующих авторов, работающих в этом жанре,
 IL> обладает достаточным для такого действа чувством языка? Разве что
 IL> Лазарчук да Успенский. Да и то, по большому счету...

    Я выше перечислила. И наверняка еще часть авторов пропустила.

 IL> Вся беда в том, что целевая аудитория не заметит разницы между
 IL> обнаженной натурой и пресловутой голой бабой. Значит, и требования
 IL> будут соответствующими...

    Некоторые писатели (в т. ч. и фантасты) "целят" совсем в другую аудиторию. И
весьма успешно.

 IL> "Боги осенью" Столярова читала? Вот уж действительно Ван Гог в
 IL> миниатюре, малюющий голых баб. Причем, что самое смешное, неудачно.

    После "Монахов под луной" Столярова почти не читала. В т. ч. и "Боги
осенью". Разочаровал он меня. А вот ранние его вещи ("Изгнание беса", "Некто
Бонапарт", "Телефон для глухих" и т. д.) были очень даже хороши. Именно с
литературной точки зрения. И как фантастика - тоже. Но об этом - ниже.

 IL> Однако ж уровень работы с языком весьма высокий. Для фантастики,
 IL> разумеется. :)

    IMHO, высокий, но не самый. Есть и лучше.

 IL> Да, это как раз хорошая вещь.

    Еще один консенсус. :)

 IL> ...не читал. :) [Snob mode on] Олди -- сплошные понты, грандиозный
 IL> пафос, за которым до такой степени ничего не стояло, что это даже
 IL> вызывает какой-то нездоровый интерес.

    Мое мнение прямо противоположное.

 IL>  Валентинов просто не подлежит обсуждению.

    Отчего же? Прочти "Олу", "Дезертира", "Небеса ликуют", "Диомеда, сына
Тидея", "Овернского клирика" - на мой взгляд, книги очень сильные. Просто
хорошая литература.

 IL>  Дяченки не написали ничего путного со времен "Пещеры".

    Прочти "Магам можно все" и особенно (специально для тебя;) ) - "Долину
Совести". И то, и другое, IMHO, куда сильнее "Пещеры".

 IL> Дашкова и Дивова что-то читал и больше не хочу. Потому что незачем.
 IL> [Snob mode off]

    Дело твое. Просто ты сам лишаешь себя возможности прочесть целый ряд хороших
книг.

 IL> А кто эти самые статьи-то пишет? Любители фантастики и пишут.

    Их пишут _профессионалы_, а не любители.

 IL>  Им, разумеется, хочется украсить помещение живыми цветами. Вот и
 IL> дергают.

    Ты б сначала прочел, а потом судил. Да и самому по прочтении того же
Лазарчука можно вывод сделать: фантастика это. Хорошая фантастика. Даже не
вооруженным критикой взглядом ;) видно.

 IL> Да ну, право... Hа мой взгляд, у Пелевина только одну вещь можно
 IL> как-то отнести к фантастике -- ранний и довольно неудачный рассказ
 IL> "Проблема верволка в средней полосе". Остальное же...

    Вот тут мы с тобой снова сильно расходимся во мнениях.

 IL> Ну это так вот можно что угодно назвать одним из направлений
 IL> фантастики. Смысл-то?

    "Турбореализм" _признан_ (а не назван) одним из направлений фантастики не
"от фонаря", а вполне обоснованно.

 IL> Нормальные критерии. Но это все-таки критерии именно "хорошей
 IL> фантастики". И произведение, удовлетворяющее этим критериям, не
 IL> становится автоматически просто хорошей литературой. Пример --
 IL> творчество Е. Филенко. Хорошая фантастика, правда? Но не более того.

    Филенко мне не очень понравился. Ни как фантастика, ни как литература
вообще. По моему личному мнению, плохая с литературной точки зрения книга никак
не может быть хорошей фантастикой. Какие бы самые что ни на есть оригинальные и
интересные фантастические идеи в ней ни высказывались, и как бы хорошо они ни
развивались и ни обосновывались. Для меня хорошая фантастика - это, в первую
очередь, хорошая _литература_ (без малейших скидок!) _плюс_ оригинальная
фантастическая идея (или хорошо и нестандартно обыгранная старая фантастическая
идея, повернутая под неожиданным углом). Я ищу в фантастике то же, что и в любой
другой разновидности литературы (что именно - я уже писала) - плюс еще нечто,
что бывает только в фантастике. А именно - чудо. Иной взгляд на мир. Нечто
невозможное, недоступное в реальности - и, соответсвенно, в других направлениях
литературы. Это не значит, что я считаю фантастику лучше других направлений
литературы. Просто в ней есть своя, специфическая "изюминка". Что отнюдь не
значит, что одной этой изюминики достаточно, чтоб фантастическая книга оказалась
для меня хорошей. Во всем остальном моя личная "планка" тут ничуть не ниже, чем
для других, "нефантастических" книг.