История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

ЗА «КРУГЛЫМ СТОЛОМ» ФАНТАСТЫ

[Андрей Балабуха]

ИНТЕРВЬЮ ФЭНДОМА

© А. Балабуха, 1979

Уральский следопыт.- 1979.- 9.- С. 61, 62-63.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2001

620219, г. СВЕРДЛОВСК, ГСП-353
ул. 8 МАРТА, 8, тел. 51-55-26

25 октября 1978 г.

АНКЕТА

1. Когда и почему Вы обратились к фантастике? Было ли опубликовано Ваше самое-самое первое НФ-произведение?
2. Ставите ли Вы целью своей работы в фантастике изображение будущего и его проблемы? Или всецело озабочено при этом насущными проблемами настоящего?
3. Высказывалось мнение о "кризисе" фантастики. Разделяете ли Вы эту точку зрения?
4. Каковы ныне, на Ваш взгляд, взаимоотношения фантастики и науки? Не исчерпала ли своих возможностей фантастика сугубо техническая?
5. Существуют ли, на Ваш взгляд, какие-либо ограничения, пределы фантазии, переступать которые не принято?
6. Фантастика - любимое чтение школьников - формирует из них неофитов в лагерь "физиков". А будущие "лирики"? Что даёт фантастика им?
7. Фантастика наших дней все больше сближается с "большой" литературой. Как Вы расцениваете это? Не растворится ли фантастика - в нефантастике?
8. Назовите наиболее интересные, на Ваш взгляд, произведения советской фантастики последних двух - трех лет.
9. Как Вы полагаете, на какую тему будет написан НФ бестселлер 2079 года?
10. Какая проблема (научная, социальная, нравственная) волнует Вас более всего? Над чем Вы сейчас работаете?
11. Что пожелали бы Вы журналу и его читателям?

    Не скупитесь на мысли и улыбку, отвечая нам! Тем более, что не обязательно останавливаться на каждом вопросе.

Публикуем заключительную подборку ответов писателей-фантастов на вопросы нашей анкеты. Предыдущие подборки ответов были напечатаны в №№ 4, 6 и 7.

* * *

Андрей БАЛАБУХА

1. Разбирая однажды свои еще детские писания (сколько себя помню, я всегда что-нибудь сочинял), я обнаружил эмбрионы реалистического, детективного и фантастического рассказов. Так что пробовал я вначале чуть ли не все. Стихи я тоже писал. А почему в конце концов выбрал фантастику и почему она стала для меня единственным светом а окошке? Да просто по любви. А кто может сказать - почему мы любим и за что?

2. Опыт мировой фантастической литературы убедительно показал, что ни одно произведение, рассматривающее проблемы будущего и этого будущего социальные модели, в отрыве от современной автору действительности просто-напросто невозможно. Сегодня утопии Мора или Кампанеллы кажутся архаичными, наивными, местами даже откровенно нелепыми. Конечно, при этом мы все не забываем, что Томас Мор, например, - человек, живший в те времена, когда Иван Грозный был еще безусым мальчишкой, человек, бывший католиком по вероисповеданию и английским канцлером, то есть одним из высших должностных лиц в структуре феодального обществе, - писал о государстве, о котором стерты грани между физическим и умственным трудом, об обществе, где нет государственной религии, о страна, в гербе которой - серп, молот и колосья... И все же наши сегодняшние чаяния выражаеат "Туманность Андромеды" Ивана Ефремова. Потому что она соотносится с нашей действительностью - так же, как соотносились с современной им действительностью писания утопистов.

Можно писать о прошлом, о будущем, можно уносить действие на удивительные планеты странных солнц далеких галактик, но всегда и во всех случаях делать это можно только для того, чтобы - пусть в каком-то неожиданном ракурсе, с непривычной, нестандартной точки зрения - разобраться в проблемах сегодняшнего дня.

4. Взаимоотношения фантастики и науки сложны и многообразны, и поэтому исчерпывающе описать их невозможно. Но зато с уверенностью можно сказать, что по крайней мере сегодня фантастика "сугубо техническая" жизнеспособности отнюдь не утеряла. Просто она видоизменилась и значительно отличается от пресловутой фантастики "ближнего прицела" а духе Немцова или Охотникова, получившей уже исчерпывающую и справедливую оценку критики. Достижения человеческой мысли уже сегодня, с одной стороны, столь фантастичны, а с другой, зачастую столь мало известны неспециалистам в той или иной области, что техническая фантастика в данном случае исполняет роль той самой пчелки, которая переносит пыльцу с цветка на цветок. К тому же... В конце концов, и Жюль Верн ведь не открыл подводной лодки, описывая "Наутилус", или идею геликоптера, описывая "Альбатрос". Идеи уже были. Но - только идеи. И сила писателя проявилась именно в том, что полуабстрактные еще технические мысли он превратил в зримые художественные образы, доступные восприятию каждого. Конечно, сегодня проблемы другие. Кто, например, может зримо представить себе "странный мир" элементарных частиц или коллапсар - "черную дыру"? Сейчас я не знаю, как фантаст может воплотить это в зримый образ. Но сделать это было бы чрезвычайно привлекательно. Ведь именно в мире элементарных частиц, в частности, может быть сделано самое удивительное открытие современности - открытие обратимости времени.

Однако даже "сугубо техническая" НФ сегодня не может ограничиться одной техникой. Техническая идея может развиваться сама по себе, она может влиять на судьбы и характеры героев, но герои эти должны быть прежде всего людьми, с их духовными кризисами и противоречиями, с их человеческой любовью и ненавистью, страстностью и нерешительностью, людьми, живущими среди людей, а не в абсолютном вакууме, окружавшем героев чисто технической Фантастики предшествовавших формаций.

8. К наиболее интересным произведениям советской фантастики последних лет я несомненно должен отнести повесть братьев Стругацких "За миллиард лет до конца света", роман Владимира Михайлова "Сторож брату моему", сборник повестей и рассказов Геннадия Прашкевича "Разворованное чудо", серию датских повестей Кир. Булычева "Об Алисе", повесть Ольги Ларионовой "Сказка королей", роман Карэна Симоняна "Аптекарь Нерсес Мажан", последнюю книгу новелл Дмитрия Биленкина "Проверка на разумность". Наверное, этот список можно было бы продолжить и еще, но основное названо.

10. Из комплекса сегодняшних проблем, пожалуй, трудно выделить одну, которая волновала бы больше всего. Скорее, можно говорить о целом комплексе проблем, внешне, казалось бы, разнородных, но а то же время и одинаково значимых для человека, и как-то внутренне между собой связанных. Сюда входят и социальная проблема разоружения и разрядки международной напряженности, и проблема охраны окружающей среды, и проблема дальнейшего развития биологии, в первую очередь - биологии и генетики человека, а в частности - генной инженерии и опытов по проникновению в тайны мозга и управлению его работой. Можно поставить в этот же ряд проблему освоения океана, о котором, как это ни парадоксально, мы знаем меньше, чем о других звездах и планетах. Наконец, проблемы "чистой" энергетики. Эти, казалось бы, разнородные, выхваченные из самых разных сфер человеческих деятельности и бытия проблемы на самом деле - во всяком случае, на мой взгляд - завязываются в некий тугой узел.

Вот об этом я сейчас и пишу...



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Интервью >
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т Ф Ц Ч Ш Щ Э Я
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001