История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

А. Балабуха

ЗЕМЛЯ ЭТО МАЛЕНЬКИЙ ШАР?

ИНТЕРВЬЮ ФЭНДОМА

© А. Балабуха, 1989

В мире фантастики: Сб. лит.-крит. статей и очерков.- М.: Мол. гвардия, 1989.- С. 18, 25-27.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2001

АНКЕТА

1. Какие научные проблемы и гипотезы ставит НТР перед фантастикой в наше время?

2. Какие новые задачи возникли перед фантастикой в период возникновения опасности "звездных войн"?

3. Каковы возможности фантастики отображать героическое прошлое нашего Отечества на разных этапах его истории?

4. Какие направления, на ваш взгляд, характерны для фантастики 20, 80, 40, 50-х и далее вплоть до 80-х годов XX века?

5. Что вас привлекает в научно-фантастической литературе: динамичные, увлекательные сюжеты или концепции - футурологические, утопические, сатирические, игровые, сказочные и т. д.?

Эти вопросы были посланы писателям-фантастам.

АНДРЕЙ БАЛАБУХА

ЗЕМЛЯ - МАЛЕНЬКИЙ ШАР?

1. Какие научные проблемы и гипотезы ставит НТР перед фантастикой в наше время? Пожалуй, перечень этих проблем слишком пространен, чтобы даже беглое перечисление могло уложиться в краткий ответ; более того, боюсь, что ни одному из писателей-фантастов (как, впрочем, и ни одному из ученых) не охватить все без исключения даже наиболее важные проблемы, а ведь чрезвычайно значимые последствия вырастают порой из тех сугубо отвлеченных, казалось бы, малозначимых проблем, которые поначалу находятся где-то на периферии нашего внимания... Ну вспомним хотя бы историю с атомной физикой, которую даже Резерфорд считал не имеющей практического значения! Попытки сформулировать единую теорию поля, в конечном счете имеющие задачей создать внутренне непротиворечивую модель мира; проблемы синергетики"; нанотехнология и генная инженерия; формирование теории сильного мышления, ведущее к подъему нашего мышления на качественно новый уровень; космизация мышления; наконец, экологические проблемы, создание экологической реставрологии, экологизация мышления - этот список можно продолжать и продолжать. И каждая из этих проблем чрезвычайно интересна. Но сами по себе они могут интересовать писателя как человека; человека же как писателя должны в первую очередь интересовать те социальные, нравственные последствия, которые вытекают из постановки или решения этих проблем. Что принесут они людям, что изменят в нашей жизни? Вот, по-моему, вектор писательского интереса.

2. Вряд ли можно здесь говорить о появлении новых задач в связи с возникновением опасности "звездных войн". Борьба за сохранение мира на Земле, сохранение, в конечном счете, самой Земли - проблема XX века с его мировыми войнами. В фантастике об этом писал - и как яростно! - еще Герберт Уэллс. Но если не так давно эта задача была важной, потом - одной из важнейших, то сейчас, перед перспективой "звездных войн", она стала главной задачей современной НФ.

И как тут не помянуть еще раз возможности влияния фантастики на умы, на формирование мировоззрения! Ведь и само это название - "звездные войны", - как известно, было перенесено на СОИ с легкой руки сенатора Кеннеди из фантастического кинематографа... Увы, сторонники "звездных войн" умело используют в своих целях научную фантастику. И что греха таить, в этом аспекте мы пока проигрываем. В борьбе за сохранение мира советская НФ пока еще не сказала последнего слова. И внести в это дело свой вклад - долг каждого из нас.

Перед фантастикой два основных пути: можно показывать, к чему способно привести развитие сегодняшних негативных тенденций, создавать фантастические предостережения; можно, наоборот, рисовать мир, каким он должен быть, являя зримый образ мечты, того будущего, за которое мы боремся. Оба пути равно плодотворны. Однако в последние годы наметился явный дефицит произведений второго, позитивного пути, обозначился резкий крен в "предостережения". Наверное, эту неравномерность в развитии современной нашей НФ стоит учесть... Не слишком ли мы увлеклись "страшилками"?

3. В этой области отечественная НФ также не сказала еще последнего слова. Поле деятельности - обширнейшее; задача - благородная и благодарная; художественные возможности фантастики позволяют сделать здесь многое. Однако мне кажется, что это скорее нравственная задача, чем сюжетообразующее начало. Об этом можно и должно говорить в любых произведениях НФ, чему бы конкретно ни были посвящены их сюжеты и фабулы... В конце концов, фантастика - это художественная литература, а значит, ее главная функция - воспитание человека. Но какое же может быть воспитание без чувства собственных корней, без понимания истории, любви и уважения к прошлому? Какое же без всего этого можно построить будущее?

4. Пожалуй, здесь можно говорить о некоторой - в первом приближении, разумеется, - цикличности. В 20-30-х годах в нашей НФ превалировала тема социальная, тема классовой борьбы, мировой революции, революционно-освободительных войн. В 40-50-е годы принесли с собой фантастику по преимуществу технологическую. 60-70-е годы, с их энтузиазмом космических полетов - фантастику, в основном посвященную этой теме, хотя решалась она в первую очередь в ключе социологическом, исследовались различные перспективные и, наоборот, тупиковые пути социального развития обществ, находящихся где-то там, на планетах далеких звезд. В восьмидесятые, как мне кажется, происходит возвращение НФ с космических высот на Землю, к земным нашим проблемам, причем в первую очередь - к проблемам, возникающим -на просматривающихся уже сегодня горизонтах развития познания и развития общества. Только решаются эти проблемы на ином художественном уровне, нежели в 20-30-е годы, с большей глубиной психологизации, на более высоком философском уровне, как правило, с помощью более высокой литературной техники, литературного мастерства. Естественно, в каждый из этих периодов появлялись и произведения, не укладывающиеся в такую схему. Она лишь выявляет некую доминанту, но отнюдь не дает исчерпывающей картины.

5. Как читателя меня увлекают все названные. Что может быть лучше романа, где в развитии динамического, увлекательного сюжета раскрываются футурологические, утопические, сатирические, наконец, концепции? И такие романы в опыте НФ есть - причем их достаточно много, чтобы было затруднительно взять и привести с лета один-два примера. Выстраивать же длинное нудное перечисление общеизвестных и популярных книг не имеет смысла.

А как автора меня в первую очередь интересует человек. Его внутренний мир. То, как человек принимает решения. В самом деле, это ведь задача задач: как принять решение, не обладая полнотой информации, позволяющей сделать это решение чисто логическим? Оно должно опираться на систему взглядов человека, его нравственность, мировоззрение, мировосприятие... И каждая из моих повестей, большая часть моих рассказов - об этом. По крайней мере, меня интересовало это, а что получилось - судить читателям.

И еще. Фантастика в этой ситуации, при решении такой творческой задачи выступает как экстремализатор ситуаций, некий катализатор, ускоряющий, делающий более наглядным течение психологических и нравственных реакций. Но есть у нее и еще одна функция. Именно НФ лучше, чем любой другой вид литературы, позволяет показать неоткрытость еще нашего мира. Когда-то в школьные годы наше поколение учили тому, что Земля уже вся открыта, нет на ее карте "белых пятен", все изучено и исследовано и нам осталось уже не познавать и постигать, а лишь переустраивать наш мир. Открытия же можно совершать лишь в точных науках, проникая в глубь атома или тонких химических реакций, либо же уносясь с Земли в космические дали. На поверку вышло, что дело обстоит отнюдь не так. Земля, маленький наш - по вселенским меркам - человеческий космический корабль, по меркам человеческим - огромна. И неизведанного и неоткрытого на ней еще не счесть! Есть еще немало мест, куда не ступала нога человека; это на суше, а что уж говорить о Мировом океане... И эта непознанность Земли заставляет нас теперь куда осторожнее относиться к столь популярным в свое время в НФ проектам ее переустройства - не зря мы совсем недавно отказались, например, от идеи поворота на юг северных рек. Мы выходим из плена представлений о том, что Земля - маленький шар, облететь который можно за час. И на этом маленьком шаре все известно и открыто. Мы заново открываем огромность и непознанность нашего мира. Фантастика, на мой взгляд, должна и может увлечь этой идеей тех, кому как раз придется наш мир открывать и постигать его законы - людей XXI века, каковыми и являются наши читатели, по крайней мере - читатели молодые.



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Интервью >
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т Ф Ц Ч Ш Щ Э Я
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001