История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

ЖЮЛЮ ВЕРНУ 150 ЛЕТ

[Интервью с Е. Брандисом]

ИНТЕРВЬЮ ФЭНДОМА

© Е. Брандис, 1978

Уральский следопыт.- 1978.- 1.- С. 72-74

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2001

8 февраля 1828 года в старинном французском городе Нанте родился Щюль Габриэль Верн, знаменитый фантаст, юбилей которого ныне отмечает весь читающий мир. Ми обратились с рядом вопросов к Е. П. Брандису - ленинградскому писателю, автору, шести книг о Жюле Верне, действительному члену "Жюльверновского общества".

- Евгений Павлович, в чем, на ваш взгляд, секрет популярности Жюля Верна?

- Прежде всего приведу данные книжной статистики: цифры красноречивее слов! Жюля Верна читают везде, куда проникает печатное слово. По сведениям международных библиографических справочников ЮНЕСКО, в конце 60-х - начале 70-х гг. по числу переводов на языки народов мира Жюль Верн находился на третьем месте, уступая сочинениям В. И. Ленина и В. Шекспира. А вот любопытная справка, предоставленная Всесоюзной книжной палатой (1977): "За годы Советской власти в СССР издано 374 книги Ж. Верна общим тиражом 20 507 тысяч экземпляров на 23 языках народов СССР и зарубежных стран..." Из иностранных классиков по числу изданий Жюля Верна опережают в нашей стране только два писателя: Виктор Гюго и Джек Лондон. К этому нужно добавить, что в разных странах - разумеется, и в Советском Союзе - продолжают появляться новые кинофильмы, телевизионные постановки и театральные пьесы по сюжетам "Необыкновенных путешествий". Напомню читателям "Уральского следопыта", что так была озаглавлена самим автором колоссальная серия книг, - 63 романа и два сборника повестей и рассказов, - над которой Жюль Берн работал более сорока лет, поставив целью "описать в форме романа весь земной шар".

Жюль Берн - из тех феноменов мировой культуры, которые принадлежат не только породившему их народу, но всему человечеству. Феноменальность его - в огромном, неоспоримом влиянии на умы сменяющихся поколений.

Во-первых, можно говорить о громадном цивилизующем воздействии его книг. Приключенческий роман искусно используется для художественной популяризации знаний - географических, естественнонаучных, инженерно-технических. К тому же - с заглядом вперед приблизительно на полвека, а иногда и на целое столетие. Подтверждение многих прогнозов Жюля Верна еще при жизни писателя создало ему славу "провидца". Но из суммы реальных знаний, которыми насыщены "Необыкновенные путешествия", время отодвинуло в прошлое, лучше сказать, опередило едва ли не большую часть когда-то вполне достоверных фактов, оставив в силе, да и то с некоторыми поправками, обильные сведения по физической географии. В этом смысле романы Жюля Верна заметно устарели. Однако, как известно, они продолжают жить, издаются, читаются во всем мире. Стало быть, секрет его популярности не в познавательной ценности, а в чем-то другом.

Во-вторых, продолжая разговор о воздействии Жюля Верна на читающие поколения и тем самым на цивилизацию нового времени, мы должны вспомнить прекрасные слова его соотечественника, французского академика Жоржа Клода, назвавшего детского беллетриста (а Жюль Берн писал исключительно для детей и юношества) вдохновителем научных исканий. Можно было бы привести десятки, если не сотни, признаний великих умов человечества, крупнейших ученых многих стран, в том числе, конечно, и русских (К. Э. Циолковский, В. А. Обручев, И. А. Ефремов и др.), о том, что увлечение книгами Жюля Верна помогало выбору жизненного призвания и даже вдохновляло их на научные поиски. Кстати, на страницах "Уральского следопыта" как-то промелькнула заметка о французском инженере Лебефе, конструкторе подводной лодки с двойным корпусом, заявившем, что на эту идею его натолкнуло описание конструкции "Наутилуса" и потому он, Лебеф, считает Жюля Верна соавтором своего изобретения. Мне известно немало подобных примеров; стимулирующее воздействие этого писателя на развитие научно-технической мысли - факт, не подлежащий сомнению. Напомню о недавно подтвердившемся прогнозе, высказанном писателем в его знаменитой лунной дилогии "От Земли до Луны" (1865) и "Вокруг Луны" (1870): место старта космического снаряда (полуостров Флорида), экипаж из трех человек, начальная скорость, эффект невесомости, вычисление трассы, приводнение в Тихом океане в четырех километрах от той точки, куда спустя столетие опустился в действительности "Аполлон-9", обогнувший Луну...

И все-таки подтверждение конкретных прогнозов и даже великая роль Жюля Верна как вдохновителя научных исканий не объясняют секрета его популярности. Секрет этот, несомненно, - в силе таланта, в умении построить захватывающий сюжет, привлечь симпатии к героям романов, их подвигам и дерзаниям.

Жюль Берн - мастер приключенческого сюжета, хитроумной интриги, художник, создавший немеркнущие образы целеустремленных, отважных, благородных людей - таких, как Немо, Паганель, Филеас Фогг, Дик Сэнд, Роберт Грант, Сайрес Смит... И в этом - секрет его литературного долголетия.

Именно поэтому 150-летие со дня рождения Жюля Верна будет широко отмечено во всем мире. Конечно, мероприятия не могут и не должны быть приурочены к одному памятному дню. Знаменательные годовщины побуждают пристальнее присмотреться к "юбиляру", постараться понять, чем он дорог для нас сегодня, в чем заключается непреходящее историческое значение его творческого подвига для всего человечества. И тут, конечно, не обойтись юбилейными вечерами, лекциями и беседами, встречами писателей-фантастов, "внуков" и "правнуков" Жюля Верна, с его сегодняшними читателями. Я знаю, что такие мероприятия намечены и в Москве, ив Ленинграде, и в других городах нашей необъятной страны. Поступают сведения о подготовке к юбилею Жюля Верна и из братских зарубежных республик...

В нашей стране, насколько мне известно, появятся новые издания его книг. Среди них - большой том в "Библиотеке мировой литературы для детей", содержащий романы "Дети капитана Гранта" и "Вокруг света в восемьдесят дней". Издательство "Прогресс" выпускает обширную монографию "Жюль Верн" внука писателя Жана Жюль-Верна - самое подробное, подтвержденное документами жизнеописание знаменитого писателя. Это плод почти сорокалетней работы исследователя, изучившего множество архивных документов, в том числе письма Жюля Верна к издателю Этцелю, поступившие несколько лет назад в Национальную библиотеку Франции. Внук Жюля Верна хорошо помнит своего деда, умершего в 1905 году в возрасте 77 лет. Когда Жан Жюль-Верн издал свою монографию, ему самому уже было за восемьдесят, но и поныне он является почетным президентом французского "Жюльверновского общества"...

- Вы упомянули - "Жюльверневское общество". Чем оно занимается? Какое участие вы, на правах действительного члена, принимаете в его работе?

- Общество возникло в 1935 году и объединяет почитателей и исследователей творчества Жюля Верна во Франции, Бельгии, Голландии, Италии. Находится оно в Париже. В 1968 году совершенно неожиданно я получил членскую карточку этого Общества с извещением, что избран от СССР его действительным членом. С тех пор регулярно получаю "Бюллетень Жюльверновского общества", где опубликовано немало ценных статей, освещающих многообразные аспекты жизни и творчества писателя. По просьбе секретариата я периодически сообщаю о новинках советской "Жюльвернианы", и эти сведения печатаются на страницах "Бюллетеня". Там же напечатана одна из глав моей монографии о Жюле Верне. По возможности посылаю им и советские издания, в частности, отправил несколько романов, выпущенных на армянском языке.

- Жюлю Верну нередко противопоставляют другого знаменитого фантаста - Герберта Уэллса. Полагают при этом, что именно Уэллс - родоначальник современной фантастики. А ваше мнение на этот счет? Прослеживается ли влияние Жюля Верна в современной фантастике?

- Жюль Верн и Уэллс - две вершины, дающие начало двум основным потокам современной фантастики. Конечно, Уэллс более современен, более социален и ближе к мироощущению XX века, нежели Жюль Верн, хотя в поздние годы творчества французский писатель касался тех же проблем, что и его младший современник (наука на службе зла, использование ее во вред людям, разрыв между возможностями науки и техники и совершенствованием нравов, отстающих от научного прогресса). Жюль Верн создал новое направление в литературе - классическую научную фантастику - и новый тип романа, органически сочетающий три компонента: приключенческий сюжет, популяризацию знаний и научную фантазию, в основном инженерно-техническую. Как создатель "школы", он ощутимо повлиял на развитие мировой фантастики. Стадиально это фантастика доуэллсовского периода - популяризаторская, приключенческая, прогностическая, - но в действительности, особенно в юношеской литературе, она продолжает свое развитие и поныне. Едва ли не каждая страна выдвигала своих "Жюль Вернов" - учеников, последователей, подражателей, а иногда эпигонов родоначальника и первого классика научно-фантастического романа приключений.

- Евгений Павлович, расскажите в заключение о ваших работах, посвященных жизни и творчеству Жюля Верна.

- Жюль Верн был моим любимым писателем вдетстве. И теперь, когда приходится о нем так часто писать, - это как бы возвращение "долга" за те радости и за то счастье, которое он доставил мальчишке 20-х годов.

Началось с предисловия к роману "Вверх дном", которое написал по заказу издательства. Роман так захватил своим изяществом и остроумной выдумкой, что я решил перечитать всего Жюля Верна. Потом было комментирование 12-томного Собрания сочинений, затем вышла моя первая книжка о нем - более двадцати лет назад, в 1956 году. А недавно появилась шестая - документальная повесть "Впередсмотрящий"... Попутно, в промежутках, написано немало предисловий к романам, не включенным в 12-томник, выпущен в трех больших книгах его историко-географический труд "Великие путешествия и великие путешественники" (первый том я перевел полностью, остальные редактировал), публиковались очерки о Жюле Верне, основанные на собственных изысканиях, приоткрывающие какие-то новые грани его творческой деятельности. В конце минувшего года в "Мире приключений" вышла еще одна документальная повесть "Жюль Верн - писатель и путешественник", где впервые восстанавливаются маршруты путешествий самого Жюля Верна, запечатленные на страницах его книг...

Жюль Верн писал для детей, но он, при всей его простоте и доступности, более сложен и более глубок, чем казалось его первым биографам, создавшим легенду о кабинетном затворнике, благополучном буржуа и ортодоксальном католике. На самом деле он был писателем дальновидным не только в отношении технического прогресса. Чтобы раскрыть и понять его до конца, еще, хватит работы не одному поколению исследователей. За последние четверть века создана многоязычная "Жюльверниана" - целая библиотека книг и статей, посвященных "Необыкновенным путешествиям" в связи с историей литературы, науки и техники, общественной мысли. И я должен сказать с гордостью, что именно в нашей стране автор приключенческих романов Жюль Верн впервые был включен в академическую "Историю французской литературы". Писатель обрел в России как бы вторую родину. И недаром советские ученые, получив с огромного расстояния фотографии обратной, стороны Луны, присвоили имя "Жюль Верн" одному из "потусторонних" лунных кратеров...

Рисунок

Е. Стерлиговой



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Интервью >
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т Ф Ц Ч Ш Щ Э Я
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001