История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

СОВМЕЩАТЬ НАУКУ С ФАНТАСТИКОЙ

ИНТЕРВЬЮ ФЭНДОМА

© Д. Ганн, Н. Петерсон, 1983

Техника-молодежи.- 1983.- 5.- С. 10-11.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2002

В феврале этого года гостем редакции "ТМ" был Джеймс Ганн - профессор английской литературы Канзасского университета, известный американский фантаст и критик НФ-литературы, лауреат ряда литературных премий. В начале 70-х годов он возглавлял организацию "Писатели-фантасты Америки", а последнее десятилетие - "Ассоциацию по исследованию НФ". Наш корреспондент Надежда Петерсон обратилась к нему с рядом вопросов. Из ответов Дж. Ганна нетрудно понять, что, используя исключительную популярность НФ у современного читателя, коммерсанты от литературы немедленно использовали эту возможность обогащения: на головы обывателя обрушивается гигантский поток НФ-книг и журналов, с которыми, как отмечает писатель, невозможно даже как следует ознакомиться. Думается, нет надобности напоминать читателям, что лишь весьма малую долю той массовой продукции можно отнести к настоящей литературе; подавляющую ее часть составляют всякого рода ремесленные поделки, преследующие единственную цель: занять внимание "среднего американца" каким угодно образом, любыми средствами отвлечь его от насущных проблем современности.

Тем не менее зарубежный опыт издания НФ-литературы представляет определенный интерес. Например, на страницах "ТМ" неоднократно поднимался вопрос о создании специализированного журнала НФ, одинаково необходимого и поклонникам этого жанра, и писателям-фантастам, и, наконец, многочисленным КЛФ в нашей стране, которым пока неоткуда почерпнуть квалифицированные методические указания и негде обменяться информацией о своей деятельности. А о том, что такое издание необходимо, свидетельствует масса писем в редакцию и результаты опроса КЛФ, проведенного в прошлом году (см. "ТМ", № 7 за 1982 год и № 1 за 1983 год).

- В чем, по-вашему, цель научной фантастики?

- В отличие от других родов художественной литературы НФ больше интересуется идеями, чем чувствами и эмоциями. Это, конечно, не означает, что НФ - "бесчувственная" литература, просто ее эмоциональное восприятие является, как правило, вторичным по отношению к восприятию интеллектуальному. Основная тема НФ - это новые идеи и самые разнообразные изменения существующего положения; НФ смотрит вперед, в будущее, пытаясь определить его природу и направление его развития; поэтому ее главной задачей является даже не предсказание, а предначертание будущего, указание правильного направления научно-технического и общественного развития. Научная фантастика ставит своей задачей описание, упрочение и развитие лучшего будущего в умах читателей - того совершенного мира, какой может построить человеческая мысль.

- Расскажите, пожалуйста, о современном положении научной фантастики в США.

- Литература, которая когда-то писалась для меньшинства, стала сегодня литературой для большинства. Если раньше НФ читали в основном подростки (причем почти исключительно мальчики), то теперь ею увлекаются читатели всех возрастов - как мужчины, так и женщины. Лучшее свидетельство этому - невероятная популярность таких НФ-фильмов, как "Звездные войны" и "ЕТ" ("Инопланетяне"). Больше половины названий в списке бестселлеров газеты "Нью-Йорк тайме" - это НФ-романы. Среди них "Космос" Дж. Мичнера, "Одиссея 2010" А. Кларка и "Край Основания" А. Азимова. Однако, несмотря на наличие подобных бестселлеров, успех большинства НФ-романов трудно предсказать с уверенностью.

Некоторая часть читателей отходит от "чистой" НФ к "фэнтэзи" (сказочной фантастике), особенно к так называемой "героической", поэтому издатели и редакторы очень часто не идут на риск, связанный с публикацией НФ-романов. Еще одна проблема НФ в Америке вытекает из сложившейся практики оптовой продажи. Большинство книг у нас продается через оптовые компании (наиболее известны "Дальтон" и "Волдон Букс"). Эти фирмы сами решают, купить или не покупать новую книгу, и часто их решение определяет успех или провал романа на рынке. Издателям часто приходится как бы "предугадывать" решения оптовых фирм, а иногда даже настаивать на контракте до публикаций книги.

Трудные экономические времена сделали издателей еще более осторожными. Никто не хочет рисковать и печатать книги с неопределенными надеждами на успех.

Писателям приходится в некоторой степени приспосабливаться к ситуации или же искать другие возможности писать и печатать то, что они хотят, не угождая массовому рынку.

- Замечаете ли вы какие-нибудь направления в самом жанре НФ в Америке?

- Наиболее интересны работы, создателям которых удалось наиболее эффективно совместить науку с литературой, то есть приблизиться к идеалу НФ. В четвертый том моей антологии "Дорога к научной фантастике" включены произведения двух авторов, у которых это получилось, хотя пришли они в НФ, если можно так выразиться, "из противоположных концов спектра". Грегори Бенфорд - физик, профессор Калифорнийского университета, научившийся писать литературные произведения; Эдвард Брайант - писатель, интересующийся наукой. Соответствующие разделы моей антологии так и называются: "Наука и литература" и "Литература и наука". Кстати, последний роман Грегори Бенфорда, "Временной ландшафт", получил в 1980 году премии "Небьюла" и "Кэмбел".

- Как относятся в Америке к советской фантастике?

- Восприятие советской НФ осложняется у нас двумя обстоятельствами. Во-первых, приходится читать ее в переводе, а переводы бывают и хорошие и плохие. Во-вторых, их (даже плохих) очень мало. Я знаком лишь с несколькими сборниками коротких рассказов да с некоторыми произведениями братьев Стругацких. Издательство "Макмиллан" переводит и издает сейчас четыре тома советской фантастики в год, но они буквально "тонут" в общем потоке НФ-новинок - около ста новых книг ежемесячно, не считая десятка критических и литературных журналов НФ. Даже при всем желании физически невозможно прочитать всю фантастику, которая издается в Америке. Чтобы привлечь внимание читателей, книга должна быть особенно примечательной либо стать известной как-то иначе: например, благодаря рецензиям в прессе.

- Вы отметили, что в США издается много НФ-журналов. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.

- Из литературных журналов НФ наиболее интересны "Аналог", "Журнал научной фантастики А. Азимова", "Невероятные истории", "Журнал фэнтэзи и научной фантастики", "Омни". Из литературоведческих - "Экстраполэйшн", "Сайнс фйкшн стадиз", "Фэнтэзи ньюс леттер", британский "Фаундэйшн". Есть также и журналы любителей НФ - из них наиболее известны "Локус" и "Сайнс фикшн кроникл". К вашему журналу ближе всего - американский "Омни". Этот журнал так же популярен, как и ваш, хотя гораздо моложе. Как и в "Технике-молодежи", в "Омни" печатаются и НФ-рассказы, и научно-популярные статьи.

- И традиционный вопрос: ваши творческие планы?

- Уже около 12 лет я занимаюсь анализом НФ. Еще в 1975 году вышла моя иллюстрированная история НФ "Другие миры". В последнее время я составил и отредактировал четырехтомную антологию "Дорога к научной фантастике", а самым последним критическим исследованием стала работа об А. Азимове. За тот же период я издал три своих романа - "Кампус", "Мечтатели" и "Волшебники". Я надеюсь напечатать в скором будущем два дополнительных тома к антологии "Дорога к научной фантастике": один из них будет охватывать английскую НФ, второй - неанглоязычную фантастику. Кроме этого, я подготовил к публикации новый сборник НФ-рассказов "Человеческие голоса" и заканчиваю новый (но задуманный очень давно) роман "Катастрофа". Это не научно-фантастический роман, но в нем обсуждается проблема, которую затрагивает и НФ: чувства людей на краю катастрофы. В романе она описывается на разных уровнях, и его герои в конце концов приходят к взаимопониманию и вполне позитивным выводам.

В общем, я писатель оптимистический: впрочем, сама литература, которой я занимаюсь - научная фантастика, - по сути своей глубоко оптимистична.

Воспроизводим новую работу с выставки "Время - Пространство - Человек".
Димитр ЯНКОВ (НРБ). Взгляд изнутри.



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Интервью >
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т Ф Ц Ч Ш Щ Э Я
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001