| ФЭНДОМ > Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью |
Когда жарко, человеку нужно встряхнуться. Наверно, именно так решили итальянцы, устроив в разгар лета сразу два международных кинофестиваля, посвященных "черной" теме в кинематографе. И показали своим зрителям богатейшую программу самых свежих фильмов ужасов, триллеров, шпионских лент. Фестиваль "Мисфест" прошел в итальянском городе Каттолика уже в двенадцатый раз, киносмотр "черного жанра" в Виареджо состоялся впервые. В его программе был, в частности, интереснейший показ лент Альфреда Хичкока. Его имя прочно вошло в мировую классику. Он создал ряд психологических фильмов, отличающихся острым детективным сюжетом. Хичкок умел создать в своих картинах особую атмосферу - удивительную смесь страха и иронии. И очень много работал на телевидении. По случаю кинофестивалей фильмов ужасов в Италии еженедельник "Эспрессо" опубликовал состоявшуюся несколько лет назад и малоизвестную широкой публике беседу с Альфредом Хичкоком, которую мы перепечатываем. Вопросы задавал еще один "enfant terrible" американской культуры - один из "королей авангарда" - художник Энди Уорхолл. Он сам записал на магнитофон ответы мэтра мирового кино и сам подготовил их к печати. - Распространено мнение, что в ваших фильмах самое важное - это детали, а также те ошибки, которые вы допускаете.
- Возможно, хотя я и стараюсь быть точным. Так, в картине "Окно во двор" предупреждаю зрителя, что ссылаюсь на два имевших место случая. Один получил известность как дело Патрика Марма, другой - как дело доктора Криппина. Доктор Криппин убил свою жену. Он был первым убийцей, которого поймали с помощью радио. Его словесный портрет был описан по радио, и преступник был арестован. Полиции помогло также и то, что соседи, в частности некая миссис Мартинелли, заметили, что его секретарша вдруг стала носить драгоценности, принадлежавшие несчастной жене. Это было последним доказательством. Все это я точно "процитировал" в фильме. - Вы знаете немало подобных случаев. Можете ли вы ответить на вопрос, который давно мучает меня: почему люди убивают себе подобных? - Раньше убивали из экономических соображений. Особенно в Англии. В частности, потому, что было очень трудно добиться развода, да и стоило это дорого. - Какой тип людей склонен к убийству? И почему? - Обычно это делают от безысходного отчаяния. Например, когда не знают, куда деться. Может быть, в тот день не было места в мотеле и пришлось ночевать в кустах в парке. И в порыве отчаяния человек, попавший в такую ситуацию, становится убийцей. - А если убийца - рецидивист? - Это - психопаты. Часто - импотенты. Я рассказал о таком случае в фильме "Френзи" ("Frenzy"). Мужчина был абсолютным импотентом - но до тех пор, пока не совершал очередного убийства. - Однажды в меня тоже стреляли. Когда на меня напали, мне вдруг показалось, что это снимают кино или что я сижу и смотрю телевизор. Часто бывает наоборот: смотришь телевизор, и тебе кажется, что все это происходит с тобой. По-моему, те люди, которые убивают, испытывают такие же ощущения. - Может быть, и потом иногда все происходит независимо от тебя, спонтанно. - Но если ты уже однажды совершил нечто подобное, ты можешь повторить еще и еще, и потом убийство может стать делом привычным, не так ли? - Это зависит от того, как тебе удастся отделаться от первого трупа. Вот самая важная проблема после того, как совершено первое убийство! - Не считаете ли вы, что именно англичане больше других интересуются этой тематикой? - Думаю, преступления всегда привлекали англичан - и виной тому литература, начиная с Конан Дойля и кончая Агатой Кристи. - Ваша жена никогда не снималась в ваших фильмах? - Никогда. - Даже как статистка? - Она ни за что не согласилась бы на такое. Хотя "живет" в кино дольше, чем я. Ведь она - писательница, занималась также и издательской деятельностью начиная с девятнадцати лет. - А дочь Патриция? - Она - да. А начинала на Бродвее. Ее "крестным отцом" был продюсер Джон Ван Драден, именно он предложил ей участвовать в одном бродвейском спектакле. - А потом и вы снялись в "Преступлении ради преступления". - Да. - Обожаю Голливуд, он превратился в большую лавку, где выставлены напоказ дети знаменитостей. Дэзи-младший, Лайза Минелли, Анжелика Хьюстон, Джеральдин Чаплин, Татум О'Нил... Как вам это нравится? - М-м-м-м-м-м-м-м-м... - Неплохая идея, любоваться сыновьями и дочерьми всемирно известных "звезд", присутствовать на знаменитых бракосочетаниях... - М-м-м-м-м-м-м-м-м... - Как вы считаете, будут ли и дальше снимать фильмы стоимостью в сто миллионов долларов? - Надеюсь, что нет. - А почему? - Они проваливаются. Странная вещь! Мой самый дорогой фильм - "Международный заговор" - стоил четыре миллиона долларов. Поскольку я не верю в теорию о том, что необходимо преодолевать самого себя, я сказал себе: "А теперь сниму "маленький" фильм. На восемьсот тысяч долларов". - И как? - Это был "Психо". И он заработал больше, чем "Международный заговор": чистых шестнадцать миллионов долларов. - А почему "Международный заговор" обошелся так дорого? - Нам пришлось воспроизвести на съемочной площадке гору Рашмор, на которой высечены профили американских президентов. С натуры мы не могли ее снять - госдепартамент не разрешал. А все потому, что согласно моему сценарию Кэри Грант должен был соскользнуть вниз по носу Линкольна и спрятаться у него в ноздре, а другой человек должен был его там искать. Дальше все происходит следующим образом: Кэри Грант (то есть герой, которого он играет) сидит в ноздре и вдруг чувствует, что сейчас чихнет... И чихает, и тем самым выдает себя. Но госдеп не разрешил снять на натуре такую сцену. Это потому, нам сказали, что гора Рашмор - Алтарь Демократии. Вот и пришлось строить ее в павильоне.
- Вы сами непосредственно участвовали в создании тех телепрограмм, где фигурировало ваше имя, или же им пользовались предприимчивые люди? - Телепередач действительно было много - 273 получасовых и 90 часовых. Только в 19 из них я участвовал непосредственно. И так привык быстро, "по-телевизионному", работать, что фильм "Психо" снимал с телевизионной группой. Мы "делали" по девять минут в день. - И с тех пор вы всегда снимали фильмы с телевизионными группами? - Нет, это был единственный раз. Потому что когда мне вдруг надо было снять что-нибудь сложное - например, сцену мытья в душе, - я уже не мог мыслить "телевизионными" категориями и тратил семь дней на то, что потом на экране длилось всего 45 секунд. - Вы сердитесь во время съемок, кричите на актеров? - Нет, никогда не кричу. Все говорят, что во время съемок я и вовсе никем не руковожу. Так и есть. Я разговариваю с каждым в отдельности а его уборной до начала работы. Не вижу никакой надобности поступать иначе. Однажды - это было в 1938 году - я ехал по территории кинокомпании "Парамаунт" и увидел, как какой-то режиссер орет в громкоговоритель, руководя актерами. Я подумал: "Господи, как же, наверно, здорово работать вот так". Но сам я делаю по-другому - работаю за пределами съемочной площадки. - А как вам работалось с Дэвидом Зелцником? - Это был великий продюсер. В те времена сами продюсеры выбирали сценаристов, писателей, актеров, режиссеров, с нетерпением ожидали того дня, когда наконец-то заканчивались съемки, бросались в монтажную и сидели тем неделями. Продюсер мог сократить фильм, переставить эпизоды - он был королем. - Над "Ноториусом" вы тоже работали с Зелцником!? - Вообще-то да. Но поскольку он не верил в эту историю с ураном-235, то в конце концов уступил право на создание фильма компании "РКО", выговорив себе 50 процентов прибыли. В этой истории, которую я написал в 1944 году, шла речь о создании атомной бомбы. Но Зелцник не поверил мне... - Это потрясающе! Как же вам удалось предвидеть Хиросиму за год до того, что произошло?! - Я много лет был знаком с Резерфордом - он решал проблемы расщепления атома. Далее, я знал, что немцы давно ведут опыты по получению тяжелой воды. Потом, американский писатель по имени Рассео Махони рассказал мне однажды, что в штате Нью-Мехико есть одно местечко, куда уезжают много людей, но откуда никто не возвращается... И вот я произвел простейшую арифметическую операцию на сложение: два плюс два равняется атомной бомбе. - Да, было бы грандиозно - показать ужасы ядерной бомбардировки за год до того, как закончилась работа над атомной бомбой! - "Ноториус" рассказывает практически именно об этом. В фильме немцы едут в Южную Америку, в поисках урана. Только в моем фильме им начиняют не бомбу, а винную бутылку...
Л. ФИЛАТОВА. Отдых маэстро.
Фото из журнала "Эспрессо".
ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ
Зубакин Ю. Будущее уже не то, что было раньше Зубакин Ю. Фантастическая геокосмическая Харитонов Е., Щербак-Жуков В. Аэро НТ-54 Петухова Е., Чёрный И. Современный русский историко-фантастический роман
|
|
|
||