| ФЭНДОМ > Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью |
Лестничный пролет. Еще один. Еще... И мы вместе с Маляновым вдруг видим скорчившуюся на ступеньках одинокую фигуру историка Глухова - маленького, жалкого, в нелепом, почти надвинутой на глаза шляпе. Видим человека, предавшего в себе ученого, но страдающего от рудиментов совести, от "пережитков XIX века в сознании"... Рисунки художника Николая КОШКИНА к повести А. и Б. Стругацких "За миллиард лет до конца света", опубликованные в журнале "Знание - сила", - не просто иллюстрации, это своего рода сотворчество, точное попадание "в резонанс" с тревожной атмосферой повести. Лучшие работы Кошкина в журналах "Знание - сила", "Семья и школа" и других изданиях отличаются неожиданным решением, точной проработкой деталей, впечатляющей коллажностью...
Н. КОШКИН: - Все, что вы сказали о технике иллюстраций, прежде всего, чрезвычайно плотно связано было с технологией печатного производства. Точнее, с недостатками этой технологии. Потому-то и пришлось изобретать довольно жесткую манеру рисунка. Я пробовал сначала работать и в цвете, и карандашом. Но цвет при печати сдвигался, карандашные линии получались нечетко. Так я перешел к черно-белому рисунку тушью, к пятну. Это определило и отношение к рисованию, и скрупулезность деталей, породило определенный "джентельменский набор" иллюстратора... Николай Кошкин родился в 1947 году, учился в ростовском втузе. В конце 60-х переехал в Москву, стал работать на заводе имени Лихачева и - одновременно - много рисовал. К счастью, на его пути оказались люди, которые помогли определить настоящее призвание. Кошкин стал работать в журнале "Знание - сила". Здесь он интересно проиллюстрировал рассказы И. Варшавского, К. Булычева, М. Коуни, Р. Шекли, Ст. Лема и других фантастов. Его работы в журнале "Семья и школа" также отмечены особым, фантастическим видением. Н. КОШКИН: - Сотрудники редакции "Семьи и школы" тогда стремились, чтобы каждый материал даже в оформлении имел свое лицо. Раздел художественной прозы должен был отличаться от всех других. Нам хотелось показать тех же детей, но с иной стороны, заставить читателей задуматься. Иллюстрация должна была сразу "ввести" читающего в повествование, не сопровождать, а предварять повороты сюжета, определяя настроение повести или рассказа. Примерно так же обстояло дело и с оформлением "Миллиарда..." Стругацких в "Знание - сила": для иллюстрации каждого номера (повесть печаталась в нескольких журналах) выбирался некий сюжетный центр, который соответствовал настроению главы. Мы показали иллюстрации авторам и, насколько я помню, Стругацким они понравились. Признаться, я и сейчас бы с удовольствием взялся оформить книгу фантастики Стругацких. Вообще говоря, к фантастике я отношусь с уважением, как и к любой другой серьезной литературе. Люблю книги Брэдбери, Шекли, Саймака. Ну, в как у нас обстоят дела с фантастикой в кино, точнее, в мультипликации? Этот вопрос уже не к Кошкину-читателю, а к Кошкину - профессиональному художнику-мультипликатору. Кстати, и беседа наша проходит в одном из павильонов киностудии "Союзмультфильм". Только что закончена лента "Прямое попадание" (режиссер В. Морозов). Герой ее - мальчик в зале игральных автоматов: сначала он городошник, потом - солдат-пехотинец, военный моряк, летчик... Главное, не переступить грани между иллюзорным миром и реальным, считают авторы фильма, не заиграться в опасные игрушки. Н. КОШКИН: - Фантастика в мультипликации? Здесь, я считаю, наше лицо, показатель нашего сегодняшнего уровня - тридцатиминутная "Тайна Третьей планеты" Романа Качанова. "Полигон" Анатолия Петрова - это, как сейчас любят говорить, эксперимент. Режиссер здесь попробовал новую технику, новый - гиперреалистичный - стиль, очень трудоемкий. Петров - один из сильнейших наших режиссеров, хотя мне показалось, что "Полигон" получился фильмом... как бы сказать... чересчур ярким, красивым. Это уместно в начальных кадрах, не вот все драматические сцены погони, смертей требовали, наверное, более строгого, менее красочного воплощения. Позволим себе добавить, что и сам Николай Кошкин вместе с режиссером Владимиром Тарасовым сделал немало интересных, неординарных НФ фильмов: "Зеркало времени", "Возвращение", "Контакт", "Юбилей". Недавняя работа художника - "Контракт" по мотивам рассказа американского фантаста Роберта Силверберга. Рассказ этот - не более, чем забавная история, как на одной планете находят общий язык представители конкурирующих фирм - человек и робот. Сценарист мультфильма, Виктор Славкин, сделал финал более жестким, не похожим на традиционный "хэппи энд". И когда в последних кадрах "Контракта" на пустой, заносимом снегом планете остаются только человек и робот, тесно прижавшиеся спина к спине, это тронет за душу даже самого несентиментального зрителя... Большинство фильмов, сделанных художником, - одночастевые десятиминутки. Не возникает ли желание поработить над полнометражной картиной? Н. КОШКИН: - Мне приходилось видеть немало американских, японских полнометражных мультфильмов. Среди них попадались удачные: например, "Желтая подводная лодка" с "Битлз" или "Вечное движение", "Лед и пламя" американского режиссера Ральфа Бакши. Запомнилась еще японская лента "Энспресс-999". Но в основном такие фильмы - не что иное, как оживший комикс. Всем им не хватает какой-то мощной идеи, и поэтому уже через несколько минут их становится скучно смотреть. Ведь мультфильм - это, прежде всего, динамика, это трюк, это выдумка на каждом шагу. По-моему, мы еще просто не готовы к тому, чтобы полнометражный мультфильм удовлетворял всем этим требованиям. И заключение разговора еще три вопроса к художнику: - С кем из режиссеров вам хотелось бы сделать фильм? - Помимо тех, с кем я уже работал и работаю?.. Наверное, с Эдуардом Назаровым. Хотя, когда режиссер одновременно еще и художник, с ним работать гораздо труднее... - О чем будут ваши новые картины? - Сейчас с режиссером Ефимом Гамбургом начинаем съемки нового фильма. Сюжет там вполне фантастический: как в одном из районов города исчез весь транспорт и жителям - что ж делать? - пришлось отращивать себе крылья. Ну и вести себя потом в соответствии с тем, какие у кого крылья. В будущем году с этим же режиссером мы должны начать работу над картиной "Роковые лучи" (по повести Михаила Булгакова "Роковые яйца"). Мне очень нравится Булгаков, и, хотя между его сатирическими повестями 20-х годов и романом "Мастер и Маргарита" - огромная дистанция, талант его отчетливо виден и в этих ранних произведениях. - А вам никогда не хотелось заняться не только мультипликацией и иллюстрированием книг, но и, скажем, станковой живописью? - Пожалуй, нет. Натюрморты писать, например, мне просто неинтересно. Очень хотел бы заняться гравюрой, офортом, но... все никак не хватает времени.
Щербаков А. «Никто не ожидал от Конан Дойла подвоха...» Бугров В. Фантастика под микроскопом |
|
|
||