История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Гюнтер Крупкат

ВЕРЮ В ЧЕЛОВЕЧЕСТВО

Фантасты мира о будущем человека

ИНТЕРВЬЮ ФЭНДОМА

© Г. Крупкат, 1978

Техника-молодежи.- 1978.- 7.- С. 27.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2002

Гюнтер Крупкат - известный писатель-фантаст из Германской Демократической Республики, автор научно-фантастических романов "Невидимки", "Великая граница", "Когда боги умерли", "Пабу", двух телефильмов "Пленники вечного круга", "Часы Скорпиона", пьесы "АР-2 вызывает Икара", а также многочисленных рассказов.

Меня много раз спрашивали, верю ли я, действительно ли считаю возможным то будущее, о котором пишу.

Да, я верю. Для общества, устремленного к высшей цивилизации, к коммунизму, нет ничего невозможного. Прогресс, в основе которого лежат гуманные цели (а именно такой прогресс имеет право называться подлинным), неузнаваемо изменит мир, обогатит наши представления о возможностях человека.

Научная мысль, творческий инженерный труд, свободные от стремления к наживе, откроют перед людьми фантастические, волнующие перспективы. Особенно важный вклад в преобразование мира внесут, с моей точки зрения, такие науки, как биология, ядерная физика, кибернетика и химия пластмасс.

В лабораториях, конструкторских бюро и исследовательских институтах уже сейчас планируется, проектируется и исследуется то, что через каких-нибудь 10, 20 или 30 лет станет реальностью. Это помогает предугадывать общие контуры картины будущего.

В новом мире хватит места всем, даже если население Земли будет увеличиваться и дальше. Прежние скученные городские центры исчезнут. Посреди просторных ландшафтов на много сотен метров вверх взметнутся жилые пирамиды с висячими садами. Каждая такая башня - это целый город, с производствами местного значения, с полным бытовым и культурным обслуживанием. Его обитатели будут тратить на свои бытовые нужды лишь несколько минут.

Растениеводство станет в основном тепличным. В искусственном климате, в любой зоне Земли и в любое время года будут созревать богатые урожаи. Морские фермы, управляемые с плавучих городов, приобретут для проблемы питания громадное значение.

По всей Земле - чистый воздух, чистая вода. Дистанционно управляемые промышленные комплексы разместятся у источников сырья - под землей, на дне морей. Огромные энергетические потребности высокоразвитой цивилизации будут обеспечиваться станциями, использующими тепло вулканов, энергию Солнца и ветра и прежде всего ядерную энергию.

В мире будущего исчезнет грохот и суматоха. Не будет гремящих поездов. Вместо них капсулы, бесшумно мчащиеся над магнитными полями. Громадные аэробусы останутся только на межконтинентальных трассах. А добрый старый автомобиль? Он исчезнет, слабым напоминанием о нем будут машины на воздушной подушке, используемые в общественном транспорте.

Таковы некоторые детали будущего. Но чтобы достичь его, нужны не только значительные усилия, но и новые человеческие качества.

Я далек от того, чтобы представлять себе людей будущих поколений некими идеальными существами, не знающими никаких конфликтов. Их мышление и поведение будут определяться нравственной зрелостью, чувством ответственности перед обществом. Но они не станут совершенными как с нашей точки зрения (мотивы поведения существенно изменятся), так и в глазах своих современников (эстетические и нравственные требования резко возрастут). Это несовершенство и будет эмоциональной основой стремления к прогрессу.

Высокая специализация в сочетании с самым широким общим образованием сделает этих людей способными к великим творческим достижениям. Они осмысленнее и рациональнее станут подчинять себе природу. Космонавтика поможет им вырваться за рамки Земли и превратить дальние планеты в новую жизненную среду для себя.

"Человечество не вечно останется на Земле!" Это предсказание Циолковского, "мечтателя из Калуги", осуществляется уже сейчас, а в дальнейшем осуществится полностью, то есть космос из объекта исследования превратится в место работы и жизни для многих и многих людей.

Скептики считают, что в природе существуют пределы, которые нельзя переступить. О таких пределах говорилось уже не раз, но все они рухнули. Человек научился летать, покорил морские глубины. Взгляд его проникает в царство микроорганизмов, на миллионы световых лет в космос.

Когда двинулся с места первый паровой поезд и достиг скорости 10 км в час, то считалось, что при увеличении этой скорости до - сохрани боже! - 50 км в час пассажиры могут пострадать телесно и душевно. А сейчас?

Разве не ошибаются снова эти скептики, когда утверждают, что нам никогда не удастся перепрыгнуть через огромные расстояния к другим звездным системам? Конечно, они правы, если исходят из нынешнего состояния техники; но тогда они пользуются мерками, с помощью которых невозможно познать динамику развития науки и техники.

В более отдаленном будущем в космической верфи будет стоять готовый к отлету фотонный корабль. Автоматы, построенные по биологическим принципам, проложат путь в Неизвестное, сквозь пространство и время. За ними последуют люди. И они встретятся в братском единении с другими цивилизациями.

Нет такого долгого пути, который человечество не прошло бы ради познания. Но всякая достигнутая цель всегда будет только вехой, началом нового этапа.

У одного советского художника есть знаменательная картина. На ней изображен космический корабль, самый странный, какой только можно придумать, - это населенная планета, освещаемая атомным солнцем и с помощью управляемой гравитации устремившаяся прочь от своего остывающего солнца. Она стремится к новому будущему, под животворные лучи новой звезды.

Думал ли художник о нашей Земле? Не знаю. Но я думаю и уверен, что никакие природные катастрофы, вплоть до остывания нашего Солнца, не остановят поступательного развития нашей цивилизации. Я верю в это, верю в человечество.



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Интервью >
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т Ф Ц Ч Ш Щ Э Я
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001