История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

ФАНТАСТИКА ВСЕГДА УСТРЕМЛЕНА В БУДУЩЕЕ

ИНТЕРВЬЮ ФЭНДОМА

© Е. Парнов, В. Лаврецкая

Молодость Сибири (Новосибирск). - [?]. - С. 3.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2007

Корреспондент АПН Виктория Лаврецкая беседует с известным писателем-фантастом Еремеем ПАРНОВЫМ.

– Чем можно объяснить интерес к научной фантастике? Судя по всему, в последние годы ее популярность возросла...

– Фантастика всегда обращена в будущее. В этом, на мой взгляд, ее особая притягательность, прежде всего для молодежи.

Фантастика отнюдь не простой популяризатор научных знаний, как считают многие. Она приобщает читателя к кругу сегодняшних научно-социальных понятий и представлений, знакомит с тенденциями развития той или иной области знаний, развивает читательское воображение.

– Однако, как известно, существует и такое мнение: фантастика, мол, уводит от остросовременных проблем, отвлекает от актуальных «земных» вопросов...

– С этим я решительно не согласен. О чем бы ни писал фантаст – о прошлом или будущем, – он всегда пишет о людях и идеях сегодняшнего дня и для этих людей. Разрыв с действительностью для писателя-фантаста так же опасен, как и для представителя любого другого литературного жанра.

– Что Вы можете сказать о фантастике как «помощнике» научно-технического прогресса?

– Велико, на мой взгляд, значение этой литературы прежде всего в подготовке общественного мнения к восприятию значительных научно-технических открытий. Скажем, задолго до полета Юрия Гагарина в сознание миллионов людей проникли из фантастических книг такие понятия, как «космонавт», «космический корабль», «невесомость»...

Такого рода функция оказалась по силам фантастике потому, что она своего рода «разведчик науки». Порой на ее «испытательных полигонах» возникают идеи, дающие толчок научной мысли. Не сомневаюсь, что известный роман Алексея Толстого «Гиперболоид инженера Гарина» сыграл свою роль при создании лазерной техники академиками Николаем Басовым и Александром Прохоровым. Влияние рассказа Ивана Ефремова «Тень минувшего» признавал и один из творцов голографии член-корреспондент АН СССР Юрий Денисюк. Не так давно были созданы искусственные жабры, позволяющие человеку несколько часов находиться под водой. Я воспринимаю это открытие как «проросшее семя», некогда брошенное писателем-фантастом Александром Беляевым в его романе «Человек-амфибия».

Благотворное влияние этого литературного жанра признавали и признают многие выдающиеся люди. Широко известно, например, что пионер теории звездоплавания К. Э. Циолковский увлекся ею под воздействием произведения Жюля Верна «Из пушки на Луну». Знатоком и ценителем фантастической литературы был знаменитый конструктор космических кораблей С. П. Королев. Любопытно признание летчика-космонавта Георгия Гречко: «Меня и многих моих коллег в космос позвала фантастика».

Сегодня «в активе» писателей-фантастов целый ряд осуществившихся предсказаний: спутник связи и голография, лазер и генная инженерия, существование «фридмонов» – элементарных частиц со скрытой массой, открытие алмазов в Якутии...

– Как Вам видятся двусторонние связи этого жанра – с наукой и искусством?

– О связи с наукой – непосредственной и плодотворной – мы только что говорили. Добавлю лишь, что у фантастики, как и у науки, есть свои «вечные» темы: путешествия во времени и пространстве, искусственный интеллект, внеземные цивилизации, иные формы жизни. Как и ученые, фантасты порой перечеркивают собственные решения, но никогда не «закрывают» тему.

Однако фантастика, питаясь живительным соком научных идей, остается прежде всего искусством.

Изображая определенный, сиюминутный облик мира – из прошлого или будущего, – писатели достигают большой образности и концентрации мысли. Думаю, что, как никакой другой жанр, фантастика дает удивительный простор воображению.

– Что Вы можете сказать о нравственно-этической стороне советской фантастики?

– Смею надеяться, что наши книги помогает ученым наглядно, образно увидеть воздействие открытий на жизнь человека и развитие общества. Благотворные и – особенно – трагические последствия этих открытий, прозорливо изображенные писателями, нередко побуждают задуматься реальных творцов реальных открытий. И прежде всего о той огромной личной ответственности перед человечеством, перед будущим, которая лежит на ученом.

В этом плане велика роль так называемым «романов-предупреждений». Темы их всегда актуальны и разнообразны: это и атомная война, и возрождение нацизма, и «механизация» человечества... Идея – глубоко гражданственна, гуманна: во что бы то ни стало защитить человека, исторический прогресс. Цель подобных романов не имеет ничего общего со стремлением некоторых западных фантастов, пишущих на такие темы, запугать человечество. Советские «романы-предупреждения» как бы призывают: люди, будьте бдительны, не дайте силам зла и реакции погубить нашу прекрасную планету.



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Интервью >
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т Ф Ц Ч Ш Щ Э Я
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001