История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

ИНТЕРВЬЮ С АНАТОЛИЕМ СТЕГАЛИНЫМ (г. Самара)

«Интерпресскон-91» Ленинград, 1991 г.

ИНТЕРВЬЮ ФЭНДОМА

© 1991

Б. м., б. г.- 2 с.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2001

Вопрос: Как давно ты пришел в фантастику? Твои детские кумиры?

А.С.: В фантастику пришел очень давно. В первом классе, будучи редактором октябрятской стенгазеты, я начал печатать роман Адамова "Тайна двух океанов" с продолжением. Сколько я умел читать, столько и читал фантастику. Начал, естественно, с "Незнайки"", потом были Брэдбери, Азимов, Стругацкие и т.д. До сих пор горжусь, что последней книжкой, которую я совершенно свободно купил в магазине в 75 году, была книга Булычева "Люди как люди". Тогда еще можно было спокойно купить.

Вопрос: Сейчас пошла волна переводной и советской фантастики. Как ты оцениваешь это: качественным или количественным скачком?

А.С.: Конечно, количественным, откуда веяться качеству, если ничего нового практически нет. Переводная фантастика вся пиратская, доконвенционная, а советская стараниями ВТО упала уж на такой низкий уровень, что ее я читать-то тяжко" И, к стыду своему, скажу, что иногда читаю советскую фантастику. Вот теперь время и за качественным скачком. Нужна добротная фантастическая беллетристика типа Гаррисона, Хайнлайна. Поменьше соцреализма, побольше интересного чтива. Кроме Булычева у нас никто беллетристики в фантастике не пишет. Братья Стругацкие - это литературе, но нужно и беллетристическое чтиво для нормального читателя, или, как я его называю, "человека с вокзала".

Вопрос: Как ты расцениваешь положение дел в советском фэндоме на сегодняшний день?

А.С.: А в фэндоме есть какие-то дела? Влияние фантастики на публику немножечко падает, т. е. рыночная стоимость фантастики падает. Фэндом - это сборище хороших людей и здесь плохих дел быть не может. Время от времени Колобаев, конечно, ставит всех на уши, устраивая при этом маленькие истерики, но без этого было бы скучно.

Вопрос: Вопрос как к биологу: реальна ли возможность существования чисто биологической цивилизации?

А.С.: Что такое биологическая цивилизация? Попытаемся определить ее, как цивилизацию, основанную на средствах производства биологического характера. Реально это или нет? Я сам выдумал, как может выглядеть чисто биологическая цивилизация - это серпентидная цивилизация. Но эта модель оказалась настолько всеобъемлющей, что воспринимает весь объем аномальных явлений. И чем дальше появляются чудаки, видящие то летающие тарелки, то еще что-то в этом духе, все это укладывается в концепцию моей биологической цивилизации.

Вопрос: Тебя знают, как непревзойденного рассказчика. Выйдет ли когда-нибудь книга "Стегалинские сказы" или что-либо подобное?

А.С.: Нужно учесть, что я - очень скромный, поэтому я не держу себя за непревзойдённого рассказчика, а просто развлекаю людей. Поэтому такая книга не появится никогда, ибо это именно рассказы, в не вещи для печати. Я не знаю, как это можно записать на бумаге. Разве только магнитофонный альбом.

Вопрос: Твои литературные пристрастия?

А.С.: Первое - Библия - самая выдающаяся фантастическая книга всех времен и народов. На Стругацких я вырос. И вообще все, что я читал до 16 лет, мне страшно нравилось - Уэллс, Беляев, Гуревич, как ни странно. Теперь, когда я пытаюсь перечитывать это, мне становится страшно, но все равно я это ретроспективно люблю. Из западной фантастики больше всего Саймак. Из молодых советских авторов? Это из тех, кто еще не вышел на пенсию? Тогда Бабенко, Штерн, Бушков, Ларионовы.

Вопрос: Может ли кто-либо из молодых авторов достичь уровня Стругацких?

А.С.: Рыбаков, Кабаков, Столяров куда-то тянутся, но дело в том, что тянуться до уровня Стругацких не надо. Надо делать что-то свое. Выйти на уровень такой же известности, популярности можно. Но Стругацкие отличаются тем, что кроме высокою уровня литературы отличаются и предвидением на все сто. Разве что Кабаков... Два года назад, когда вышел его "Невозвращенец", мы отнеслись к нему, как к чистой научной фантастике, но это-то ведь предвидение. Сейчас все идет к тому, что все именно так и будет, как он написал. Но почему-то я не вижу изданий ни Кабакова, ни Рыбакова, ни Столярова, хотя Стругацких издают все, а молодых, видимо, боятся. До сих пор издатели эксплуатируют зарубежную фантастику, пока не подписали Венскую конвенцию. Может быть, молодым трудно пробиться, а, может быть, это для них та планка, которую стоит взять, хотя ВТО опустило ее ниже некуда. Как показывает опыт, покупается все, что издается. Но будет ли от этого лучше?



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Интервью >
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т Ф Ц Ч Ш Щ Э Я
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2021
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001