История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

ЗА «КРУГЛЫМ СТОЛОМ» ФАНТАСТЫ

[Юрий Тупицын]

ИНТЕРВЬЮ ФЭНДОМА

© Ю. Тупицын, 1979

Уральский следопыт.- 1979.- 9.- С. 61, 64.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2001

620219, г. СВЕРДЛОВСК, ГСП-353
ул. 8 МАРТА, 8, тел. 51-55-26

25 октября 1978 г.

АНКЕТА

1. Когда и почему Вы обратились к фантастике? Было ли опубликовано Ваше самое-самое первое НФ-произведение?
2. Ставите ли Вы целью своей работы в фантастике изображение будущего и его проблемы? Или всецело озабочено при этом насущными проблемами настоящего?
3. Высказывалось мнение о "кризисе" фантастики. Разделяете ли Вы эту точку зрения?
4. Каковы ныне, на Ваш взгляд, взаимоотношения фантастики и науки? Не исчерпала ли своих возможностей фантастика сугубо техническая?
5. Существуют ли, на Ваш взгляд, какие-либо ограничения, пределы фантазии, переступать которые не принято?
6. Фантастика - любимое чтение школьников - формирует из них неофитов в лагерь "физиков". А будущие "лирики"? Что даёт фантастика им?
7. Фантастика наших дней все больше сближается с "большой" литературой. Как Вы расцениваете это? Не растворится ли фантастика - в нефантастике?
8. Назовите наиболее интересные, на Ваш взгляд, произведения советской фантастики последних двух - трех лет.
9. Как Вы полагаете, на какую тему будет написан НФ бестселлер 2079 года?
10. Какая проблема (научная, социальная, нравственная) волнует Вас более всего? Над чем Вы сейчас работаете?
11. Что пожелали бы Вы журналу и его читателям?

    Не скупитесь на мысли и улыбку, отвечая нам! Тем более, что не обязательно останавливаться на каждом вопросе.

Публикуем заключительную подборку ответов писателей-фантастов на вопросы нашей анкеты. Предыдущие подборки ответов были напечатаны в №№ 4, 6 и 7.

* * *

Юрий ТУПИЦЫН

1. В самом раннем детстве. Причиной увлечения фантастикой была тяга ко всему тайному, неразгаданному, романтичному. Другой стороной этой тяги была и остается любовь к науке и авиации, которой я отдал 33 года своей жизни. Огромную роль в конкретизации и, если можно так выразиться, материализации моего увлечения фантастикой сыграли произведения Ж. Верна, А. Беляева, А. Казанцева и Г. Уэллсе.

Мое первое фантастическое литературное произведение, рассказ "Синий мир", было опубликовано а 1969 году.

2. Изображение будущего и его проблем? Безусловно. И в первую очередь. Насущные проблемы современности широко обсуждаются и в других литературных жанрах, между тем, будущее - прерогатива фантастики. Конечно, возможны исключения, фантастика современности - тоже фантастика, но они и остаются исключениями.

3. Временные кризисы возможны а любых литературных жанрах. Вообще же НФ в своем классическом выражении - как своеобразный синтез мечты, науки и искусства - является литературой будущего. Социальная нагрузка НФ в условиях современности колоссальна; она призвана заменить собою мифы, сказки, легенды и былины, все то, что было извечным воплощением раскованной народной мечты о личном счастье, всеобщей справедливости, порочности зла и неодолимости добра. Пропаганда коммунистических идеалов - неотъемлемое качество передовой советской научной фантастики.

У советской НФ есть один безусловный кризис - кризис ограниченного числа фантастических книг и периодических изданий. Это кризис не столько литературы, сколько издательств, книгопечатания, кризис временный и преходящий.

4. Я отношусь к фантастике как к литературе. Это не исключает, а предполагает возможность ряда утилитарных, в частности, научных приложений НФ произведений.

Техническая НФ правомерна в той же мере, что и производственный роман или пьеса на колхозную тему; все дало в значимости и талантливости произведения. Другое дело, что исчерпать себя могут авторы, пишущие на технико-фантастические темы.

5. Пределы и рубежи литературной НФ определяются характером творчества и мерой талантливости авторов. Древнеримское речение "Все в меру!" - как нельзя лучше отражает особенность лучших фантастических произведений.

6. Я не согласен с самой постановкой вопроса. Конечно, Ж. Верн и А. Казанцев формировали меня прежде всего как "физика". Но произведения А. Беляева воспитывали во мне "лирика". Их роль в этом плане была очень велика, я могу сравнить ее лишь с ролью произведений М. Лермонтова и И. Тургенева.

7. Нет больших и малых литературных жанров, есть большие и малые литературные произведения. К. Э. Циолковский писал: "Сначала неизбежно идут: мысль, фантазия, сказка. За ними шествует научный расчет. И уже в конце концов исполнение венчает мысль". В чем и как можно растворить эту вечную цепочку поступательного движения человеческого разума? Растворить фантастику в литературе вообще так же невозможно, как растворить поэзию в прозе.

8. Мне лично нравятся емкие, серьезные, нешаблонные рассказы Пухова.

9. О человеческом счастье. О любви, дружбе и соперничестве. Эти вечные категории по мере своего развития и прогресса человечество наполняет все новым и новым содержанием. Наука и техника - лишь средства, орудия для решения социальных проблем. Бестселлер 2079 года будет посвящен жизни людей по меньшей мере 3079 года.

10. Война и мир.

Работаю над продолжением романа "Перед дальней дорогой" и повестью "Последний шанс", которую посвящаю своим товарищам по профессии - летчикам.



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Интервью >
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т Ф Ц Ч Ш Щ Э Я
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001