История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

КЛФ РАССКАЗЫВАЮТ О СЕБЕ

Обзор ответов на нашу анкету

КЛУБЫ ФАНТАСТИКИ

© 1983

Техника-Молодежи.- 1983.- 1.- С. 18-19.

Пер. в эл. вид И. Соколов, 2001

Отклики на анкету для клубов любителей фантастики, опубликованную в июльском номере "ТМ" за прошлый год, поступили из 8 союзных и автономных республик, причем не только из республиканских, краевых и областных центров, но и из городов районного масштаба (Абакан, Горловка, Загорск, Сенгилей).

Каждый клуб, как выяснилось, охватывает от 15 ("Гонгури", Абакан) до 150 ("Циолковский" из Минска и "Черная дыра" из Загорска Московской области) человек Средняя цифра - около 50 человек. Именно столько насчитывают "Контакт" из Горловки, КЛФ из Днепропетровска, "НИИЧАВО" из Петрозаводска, "Притяжение" из Ростова-на-Дону, "Кентавр" из Свердловска. Абсолютный рекорд по численности принадлежит клубу "Прогрессор" из Семипалатинска Он включает в себя одноименный "взрослый" киноклуб, а также детский КЛФ "Икар" с детским же киноклубом "Солнечный город". Так вот, всего за этими названиями скрывается свыше тысячи человек, влюбленных в фантастику!.. Кстати, юношеские филиалы есть и при владивостокском "Комконе-3" ("Голиаф"), абаканском "Гонгури" ("Центавр"), волгоградском "Ветре времени" ("Октант").

Большинство откликнувшихся на анкету клубов образовалось совсем недавно: самым "старым" из них по 6-7 лет (свердловский "Кентавр" и хабаровский "Фант"), самому молодому (красноярский "Зов вечности") всего несколько месяцев. Правда, тбилисский "Фаэтон" является прямым "правопреемником" клуба "Стажеры", образовавшегося в 1972 году. Если не принимать во внимание незначительный "перерыв стажа" в 1981 году, "Фаэтон" - рекордсмен долголетия: ему пошел уже одиннадцатый год.

Клубы любителей фантастики, судя по полученным данным, охватывают энтузиастов всех возрастов - от пионеров до пенсионеров. Но в основном это молодежь 20-30 лет. Как правило, от 30 до 60% актива составляют учащиеся и студенты (в сенгилейском "Зодиаке" их почти 100%), от 25 до 60% - ИТР, служащие, творческая интеллигенция (в минском "Циолковском" доля этой группы - более 90%), от 10 до 40% (в Волгограде и Красноярске) - рабочие.

Каждый клуб подразделяется обычно на несколько секций. Самая сложная и разветвленная структура у "Комкона-3". Здесь имеются литературный сектор, сектор синтетических спектаклей, группа технических устройств, сценарная группа, группа фонограмм, пресс-бюро, киностудия, библиографический сектор, сектор внешних связей, юношеский филиал "Голиаф". Более типично устройство хабаровского "Фанта" (всего четыре секции творческая, переписки, переводческая и архивная) или "Альтаира" из Тирасполя (3 сектора: литературы, музыки и кино, живописи - и пресс-бюро).

Основные задачи, которые ставят перед собой клубы, - это пропаганда коммунистических идей, воспитание марксистско-ленинского мировоззрения, воспитание человека будущего и развитие творческого воображения на базе научной фантастики. Например, в уставе тбилисского "Гелиоса" (прежнее название - "Прогрессоры") написано: "Основная цель - способствовать социальному прогрессу человечества через формирование в сознании людей с помощью научной фантастики заинтересованности в активном решении социальных проблем".

Словом, КЛФ ставят перед собой возвышенные и благородные задачи. А конкретные формы работы определяются конкретными же возможностями. Помимо регулярных собраний (ежемесячных, раз а две недели или еженедельных; рекорд частоты принадлежит владивостокскому "Комкону-3" - клуб собирается два раза в неделю), на которых члены клуба обсуждают новинки НФ-литературы, творчество известных авторов и членов клуба, встречаются с писателями-фантастами, критиками, работниками издательств, видное место в деятельности почти каждого клуба занимают такие формы, как лекции, публичные диспуты, викторины, театрализованные и тематические вечера, выездные заседания, коллективные посещения кино, театров, выставок, организация радио- и телепередач (хабаровский "Фант"). Ряд клубов занимается библиографией региональной фантастики Работа семипалатинского "Прогрессора" в значительной мере "замкнута" на киноклубах, семипалатинцы выпустили даже собственный киноабонемент. Провел первую в республике неделю НФ-кино и тбилисский "Фаэтон"; регулярно устраивает просмотры НФ-фильмов и КЛФ "Контакт" из Горловки.

Большинство клубов имеет творческий (а отнюдь не "книголюбский") характер Многие выпускают собственные клубные альманахи и методические пособия Творческий уклон особенно заметен у тех КЛФ, которые имеют регулярный выход в местную (преимущественно комсомольскую) печать. Раз в. квартал выпускают странички фантастики хабаровский "Фант" (в краевой газете "Молодой дальневосточник") и "Зодиак" из Сенгилея (в районной газете "Путь Ленина"); пока еще нерегулярно - волгоградский "Ветер времени" (в областной газете "Молодой ленинец"). А КЛФ "Циолковский" из Минска ухитряется публиковать свою страничку в республиканской газете "Знамя юности" ежемесячно! Это дает клубу возможности, которых лишены другие КЛФ, - проводить конкурсы рассказов, выявлять перспективных белорусских авторов, сообщать новости из "пограничных" с фантастикой областей науки и техники, публиковать беседы с советскими и зарубежными писателями-фантастами, оперативно перепечатывать материалы из других изданий. Страница, кстати, всегда прекрасно оформлена. Вообще сотрудничество КЛФ с комсомольской печатью надо, думается, всячески приветствовать: выигрывают от него обе стороны. Клуб твердо стоит на ногах, дает печатную продукцию, ему легко информировать коллег о своей деятельности, он практически гарантирован от распада. Газета же регулярно получает доброкачественный, хорошо организованный материал. привлекающий читателя. Такое взаимодействие полностью соответствует духу и букве решений ЦК ВЛКСМ о, любительских творческих объединениях и клубах по интересам.

На отсутствие или недостаточность выхода в печать жалуются, в частности, днепропетровский клуб фантастов, тбилисские "Гелиос" и "Фаэтон". В отношении остальных проблем почти все клубы единодушны - нет помещений для заседаний и хранения литературы, нет материально-технической базы нет фондов, нет книг. И нет никакого официального статуса (об этом пишут свердловский и хабаровский клубы, а вот ростовский КЛФ "Притяжение" и "Комкон-3" из Владивостока считают, что все нормально и никаких проблем нет вообще). Многие клубы поддерживают между собой постоянные контакты - путем переписки и личных нерегулярных встреч, в частности, на стихийно созываемых семинарах. Однако заметно желание большинства клубов проводить официальные ежегодные совещания (например, как это делают в Болгарии). Местом такого совещания, как правило, называют Москву - лишь "Альтаир" из Тирасполя и "Контакт" из Горловки предлагают для этой цели Свердловск. В большей части ответов указывается, что необходим единый координационный центр КЛФ - при ЦК ВЛКСМ, Союзе писателей или Добровольном обществе книголюбов (как пишут семипалатинцы, недавнее создание методического совета по КЛФ при ДОК РСФСР никак не решает проблем стоящих перед клубами в союзных республиках). Такой центр, по мнению клубов, должен выпускать всесоюзный НФ-журнал (а такие выходят во многих странах, в том числе социалистических), информационные и методические бюллетени, организовывать и финансировать всесоюзные и региональные встречи КЛФ, а также снабжать клубы НФ-литературой в централизованном порядке. Наконец, со стороны "ТМ" (в этом клубы также почти единодушны) "требуется два пункта: страничка информации и какое-то место для самодеятельных авторов из КЛФ (кстати, в следующем номере "ТМ" мы представим материалы КЛФ "Циолковский"). Правда, "Контакт" из Горловки считает, что журнал для таких целей не годится из-за недостаточной оперативности - необходима, как минимум, помощь одной из центральных газет.

Ну что ж, мы готовы сотрудничать с клубами. Причем не только в тех формах, что они предлагают. В редакцию приходит очень много рассказов из разных городов; часто их пишут люди талантливые, но недостаточно опытные Мы готовы рекомендовать их в местные КЛФ: клубы получат нужные кадры, мы не потеряем перспективного автора. С другой стороны, пусть клубы снабжают нас лучшим из своего творчества (опыт такого взаимодействия начался в № 10 за прошлый год и будет продолжен в текущем году). Еще один объект потенциального сотрудничества - утвержденная Секретариатом ЦК ВЛКСМ выставка научно-фантастической живописи "Время - Пространство - Человек", путешествующая по всей стране. Почему бы клубам не взять на себя (хотя бы частично) заботы о ее устройстве? А мы учитывали бы заявки от клубов при планировании маршрута ее движения.

Воспроизводим еще две картины Г. И. Покровского (1901-1979): "Стратосферная башня" и "Менделеев на воздушном шаре наблюдает солнечное затмение".



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Клубы >
А Б В Г Д З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Ц Ч Ш Э | Другое о КЛФ
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2021
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001