История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Р. Флореску

БУДУЩЕЕ СЕГОДНЯ?

КЛУБЫ ФАНТАСТИКИ

© Р. Флореску, 1990

Коммунист (Бэлцк).- 1990.- 9 окт.- 121 (6077).- С. 2.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2003

Не пугайтесь - это не бред. И не говорите, что подобного не может быть. Это не утопия. Все гораздо сложнее.

    - Почему труднее всего на свете заставить птицу поверить в то, что она свободна, ...ведь каждая птица может убедиться в этом сама, если только захочет чуть-чуть потренироваться.

      Ричард Бах.

ИНТЕРВЬЮ, КОТОРОГО НЕ БЫЛО, НО БЫЛО ТО, О ЧЕМ СКАЗАНО В ИНТЕРЕВЬЮ.

- Будущее в сегодняшней жизни... Не фантастика ли это?

- Именно, но фантастика реальная. Поясню. В Молдове, среди леса Кодр (под Кишиневом), преодолев пространство и время, всплыл "островок" отдаленного Завтра. С 10 по 30 августа с. г. кипело новой жизнью таинственное сообщество "ИНТАЛ" (Интеллект+Творчество+Талант).

Создатель школы Будущего кишиневский преподаватель основ творчества Сичкорез Сергей Анатольевич. Насыщение творчеством произошло за счет объединения "странных" людей из различных городов СССР и Болгарии - школьники и студенты, преподаватели нестандартного.

- Для чего все это?

- Цель "островка" хитрая - чтобы ребята и взрослые САМИ зарядились чудом творческою поиска нового, чтобы сами ощутили принципы будущей жизни уже сейчас.

- Откуда взялись принципы Будущего?

- Будущее - есть творчество. Понятие "творчество" - многогранно. Ясно одно - это путь к неизведанному.

- Разве известен путь к неизвестному?

- Да, это не шутка. У нас в стране родилась новая наука ТРИЗ - теория решения изобретательских задач. (Автор - инженер-изобретатель и писатель-фантаст Г. С. Альтшуллер). Изобретательских - не значит только технических задач, а любых - социальных, искусствоведческих, педагогических и других.

- Вы не могли бы в двух словах объяснить суть ТРИЗ?

- Это невозможно. ТРИЗ быстро развивается. Поэтому я скажу об интересных правилах творчества по ТРИЗ: во-первых, метод творчества строится на основе науки о развитии - диалектике, учения о противоречиях; во-вторых, создание Нового - есть способ разрешения противоречия, а путь создания Нового - это методы выявлении и разрешении противоречий.

На "островке" в ребятах воспитывался комплекс качеств творческой личности.

- Но не каждый сможет стать на путь творчестве?

- На подобное недоверие я отвечу, что "восхождение доступно каждому, и преступление перед самим собой - протоптаться всю жизнь на одном месте" (Г. С. Альтшуллер).

- Расскажете подробнее о "странных людях".

- "Все творчески! Иначе зачем?" - слышалось в разговорах школьников и взрослых. Вначале тон жизни задавали комиссары. Кто они такие? Это старшеклассники и студенты. В них нет ничего особенного, кроме умения понимать людей и помогать им.

На втором этапе развития - комиссары совместно с ребятами становились мотором любых творческих дел. Наконец, дни спустя - школьники САМИ творили. Им уже не требовался "творческий толкач". У них было разбужено чувство взаимопомощи и творческого отношения к любому делу, которое они САМИ выдвигали. Комиссар "прекращался" в активного наблюдателя.

- Как строилась жизнь внутри отрядов?

- Любой школьник из отряда мог предложить себя на день стать дежурным капитаном. Попробовать желали все качество дежурного капитана - почувствовать, ответственность за себя и за ребят.

- Можно вспомнить коммунарскую методику воспитания ленинградского профессора, доктора педагогических наук Игоря Петровича Иванова. У вас многое пересекается...

- Именно от коммунаров пошли "Огоньки" и КТД. Вечером, перед сном, на "Огоньках" капитаны проводили совместно с ребятами анализ прожитого дня. Каждый высказывал свое мнение о событиях дня, делился впечатлениями друг о друге. Принцип при таких разговорах: "Критикуешь - предлагай, предлагаешь - делай".

- Что значит - КТД?

- КТД разрабатывались самими ребятами: интеллектуальные игры, вечерние нестандартно-тематические выступления, дни отрядов. Названия говорят о внутреннем кредо отрядов: "Фантасты-эвтопияне", "ТРИЗумцы", "Чижики" и другие.

- Ребята - это часть "странных" людей. О взрослых хотелось бы узнать. Видимо, они проводили занятия?

- И "да" и "нет". Те взрослые, кто работает в системе ТРИЗ, обучали ребят творчеству: основы ТРИЗ - одни из ведущих исследователей-тризовцев в стране Б. Л. Злотин и Л. В. Зусман; развитие творческого воображения - РТВ - педагоги С. И. Малкин, А. В. Чистов, С. П. Кравцов, С. А. Сичкорез; основы фантастики - руководители Р. С. Флореску, М. В. Паскаль, В. А. Постный.

- Как и о ТРИЗе нельзя сказать кратко, так, видимо, и о занятиях по РТВ и фантастике. Но хотя бы о "нервной системе" занятий можно несколько мыслей?

- Курс РТВ - это "игровой" раздел ТРИЗ. Цель занятий - сломать психологическую инерцию банального мышления.

На фантастике ребятам вручался инструмент творческого мышления: приемы создания фантоидей, система определения качества фантопроизведений, позволяющая творить качественно новое.

- Двадцать дней на "островке" Будущего могло затянуть в творчество, словно наркотик. Как ребята чувствуют себя, уезжая от интересной настоящей жизни?

- Не надо быть фантастом, чтобы представить слезы расставания. Но слезы - особенные. В них отражался синдром недоверчивости: боязнь жить творчески в нетворческих школах и вузах.

- А от тех, кто создал "островок" Будущего, зависит жизнь творчества ребят?

- Педагоги-тризовцы не могут быть постоянным чьим-то двигателем. Человек САМ вправе выбирать: стать Творцом или умертвить в себе творческую личность. Но с ребятами продолжается общение через письма. На следующий год "островок" вновь оживет...

- Последний вопрос. Что вы можете пожелать нашим читателям?

- То же, что и Ричард Бах: "Для того, чтобы стать свободным и счастливым, ты должен пожертвовать скукой. Не всегда такую жертву принести легко... Утверждая, что ты чего-то там не можешь, ты лишаешь себя Всемогущества".

    Р. ФЛОРЕСКУ,
    руководитель центра фантастики "Эвтопия"



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Клубы >
А Б В Г Д З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Ц Ч Ш Э | Другое о КЛФ
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001