История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Э. Кузнецова

«СЛОВО» НЕВЫСКАЗАННОЕ

КЛУБЫ ФАНТАСТИКИ

© Э. Кузнецова, 1990

Знамя юности (Минск).- 1990.- 22 марта.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2003

Знакомые, полные достоинства слова Янки Брыля: "Люблю русских, Россию, люблю Украину... Однако никогда еще не пожалел, что я - белорус". Думаю, мало кого удивит мое желание перефразировать эти слова: "Люблю белорусов, Белоруссию, люблю Украину... Однако никогда еще не пожалела, что я - русская".

НИ В КОЕМ случае не хотела бы, чтобы мои слова были восприняты как вызов. Полностью согласна с необходимостью национального возрождения Белоруссии со всеми элементами ее культуры. Постижение этой культуры всеми, живущими на земле белорусской, - закономерное и естественное дело. Язык - важнейшая часть культуры, и владение им также естественно и закономерно. Но и право высказываться на родном языке должно при этом оставаться незыблемым.

Объединение русскоязычных литераторов "Слово" пока не получило официального статуса. Но с любезного разрешения хозяев члены его собираются под крышей Дома литератора в Минске.

Основной костяк объединения - люди, издавшие незначительную часть созданного ими во всесоюзных и республиканских издательствах и журналах. Беда в том, что возможности регулярного разговора с читателями не имеет практически ни один "автор. Причина - предельно ограниченное издание в республике произведений литераторов, пишущих на русском языке. Так, начинающий автор может увидеть изданным свое произведение примерно через 5-6 лет. Впрочем, и это еще не предел: в намеченном к изданию в 1991 году сборнике произведений членов нашего объединения "тузовой", по мнению рецензента, является вещь, написанная в 1970 году. Речь идет о рассказе Бориса Роланда "Компромисс".

Кстати, издание, да еще в будущем, разового сборника проблем "Слова" не исчерпает, поэтому члены объединения просили президиум Союза писателей БССР содействовать в издании ежегодника. Эта просьбе удовлетворена.

Иной обыватель сетует: сколько, мол, вас, пишущих, развелось! Отвечая на такое, об одном нет-нет да и напомнишь: в дореволюционной России - и в той право на творчество удовлетворялось куда в большей степени. Так что же - сейчас хуже должно быть? Каждый мыслящий осознает, что как раз сковывание творческих возможностей личности и оборачивается для общества бедами. Куда уж дальше:

изобретатель не может пробить дорогу своему изобретению и постепенно теряет творческий потенциал, из рук крестьянина "выбито" ремесло, которое питало его душу и давало возможность эту душу вкладывать в земное дело...

Как-то странно сейчас вспоминать В. В. Маяковского: "Землю попашет, попишет стихи". В будущем вроде? А на самом-то деле - в прошлом. Разве слуцкие пояса - не поэзия? А палех? хохлома? вологодские кружева да оренбургские платки? Шерсть, дерево, мех, камень, соломка, береста... А разве не каждая бабка в деревне ткала?! Рушнички, половички, паневы да покрывала, белье, занавесочки не вышивала?

"Ах, вот она о чем, - скажет кто-то. - О ремесле!". Нет, не о ремесле - о творчестве речь веду, о творческом состоянии духа, когда любой мазок, стежок, петелька, сюжет да узор расковывают в радость, в высокое дело и того, кто творит, и того, кто воспринимает творение. Может, оттого, что ушло все это из жизни, и петь в деревнях перестели?..

Конечно, на фоне бестрепетного отношения к творческой личности легко голосить о рабской душе народа тем, кто пытается утвердить придуманную им же самим форму монопольного творчества. Имеются и другие стороны в рассуждении о рабской сущности народа: стремление подавить личность, не дать возобладать над элитарным, индивидуалистическим взглядом на жизнь и ее законы - широкому народному взгляду. Утверждение права каждой личности на творчество - это одновременно и один из основных путей к решению проблем, стоящих перед нашим обществом. Доказательств этому немало в современной литературе.

...Пером иных рассказов и повестей член нашего объединения Александр Потупа стремится наконец выговориться. Если и страдает от этого образная структура произведения, то именно потому, что раньше далеко не у каждого автора была возможность выразить себя - нереализованная мысль копилась и концентрировалась в публицистической форме. А замыслы А. Потупы необыкновенно широки: от исследования психологии личности времен падения Римской империи - до тех проблем, с какими может встретиться человечество в будущем.

Осмысление настоящего времени через образы современности - тема творчества Валентина Маслюкова. Его повесть "Город полон голосов", напечатанная в журнале "Неман" (№ 4, 1987 г.), не могла, по-моему, пройти мимо внимания читателей. Меня, например, эта повесть привлекла не ладно скроенной композицией, которая помогает понять главного героя - семнадцатилетнего юношу, растущего без отца" а серьезной попыткой автора проникнуть в тонкие материи отношений между людьми. Вот герой, желающий вывести на чистую воду близких ему людей, сам меж тем совершающий немало грубых по отношению к ним поступков. Живущий вроде бы по законам тех, кого отрицает, он приходит к матери и заговаривает с нею на... человеческом языке. Не на штампованном, не на драпированном, таком привычном в жизни, а на прочувствованном человеческом языке. Мысль о том, что сблизить поколения отцов и детей может только искренность, кому не близка!

Среди членов Объединения много фантастов. Одна из главных проблем жанра - его художественность. Имея в основе своих произведений яркий образ, символ, развернутое иносказание, писатели-фантасты, как мне кажется, часто грешат безудержностью выдумки, забывая о множестве других художественных приемов. Тем приятнее слышать от членов объединения, что без вбирания фантастикой богатств, выработанных реалистической литературой, произведения этого жанра ждет... застой.

В нашем объединении более тридцати человек. О каждом, конечно, не расскажешь, важнее в данном случае указать - что я и попыталась сделать - хотя бы на некоторые из проблем, стоящие перед членами "Слова", на те вопросы современности, которые их волнуют.

    Э. КУЗНЕЦОВА.



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Клубы >
А Б В Г Д З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Ц Ч Ш Э | Другое о КЛФ
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2021
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001