| ФЭНДОМ > Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью |
– ...Не может один корабль представлять такую опасность для озонового слоя целой планеты... – Кто сказал, что там озон? Там от ракетного выхлопа какая-нибудь цепная химическая реакция начинается... – Не о том говорим... Сюжет – вот главное. Я считаю, затянута первая часть. – Надо же все объяснить автору. Что за планета, зачем там земляне и почему контакта не получается. – Про контакт – в конце... – А тема очень модная. Защита окружающей среды. – Она не модная, она актуальная...
В КОМНАТЕ № 43 тесно. Идет очередное заседание клуба любителей фантастики «Рифей». Возраст присутствующих – от 13 до 60 лет. Род занятий – самый разнообразный: есть школьники, студенты, преподаватели, врачи, журналисты... Под гостеприимным кровом Дома культуры учащихся профтехобразования уже который год встречаются самые разные люди. Общее у них, пожалуй, только одно – горячая любовь к фантастике. Это не любовь потребителей развлечений, не привязанность к книгам, дающим легкий и бездумный отдых. Настоящего любителя фантастики отличает заинтересованное, активное отношение к любимому жанру, уверенность в том, что фантастике есть что сказать людям – сказать о нашей современности, но увиденной с точки зрения будущего. Вот и сейчас, при обсуждении новой повести Евгения Филенко «Злые птицы», современные проблемы то и дело врываются в разговор: – Мне кажется, тут проблема ответственности. Мы можем нечаянно нарушить чужую экологию, а ответят нам так... – Нечаянно – это от невежества. Какое же невежество в будущем? Неправдоподобно... – Чем больше знание, тем больше незнания. Граница познанного стремительно расширяется, и мы узнаем, как много еще не знали. Это и для будущего справедливо. – По-моему, в фантастике главное – действие. Нет действия – нет и хорошей фантастики. – Фантастика фантастике рознь... Не каждое произведение, прочитанное на заседаниях клуба, вызывает такие споры. Бывает, выслушают члены клуба рассказ – и наступит смущенное молчание, которое красноречивей десятка разгромных рецензий. А бывает и такое, как случилось, когда пришел на заседание впервые Михаил Шаламов и прочитал свой рассказ. Много слабостей нашли в произведении «рифейцы», на все указали автору. В заключение же член правления Александр Абрамович Грузберг сказал: «А все же спасибо автору. Хороший рассказ написал». Рассказ «Час дракона», обсуждавшийся на том заседании, получил первую премию сначала на Всесоюзном, а потом на Международном конкурсе на лучший научно-фантастический рассказ, проводившемся совместно журналом «Техника – мцлодежи», журналами «Млоды техник» (Польша), «Орбита» (НРБ), «Хувентуд техник» (Куба). Не все, даже удачные с точки зрения «Рифея», произведения увидели свет. И однако – сделано многое. Вот хотя бы статистика, представленная библиографической секцией клуба. Если до создания «Рифея» в пермской печати появлялось максимум пять-шесть произведений научной фантастики в год, то с началом деятельности клуба эта цифра подскочила до тридцати, рассказы «рифейцев» стали появляться и в центральных журналах. Клуб любителей фантастики не ставил и не ставит своей целью исключительно воспитание молодых писателей. Для этого у него слишком мало литературных сил. Но так само собой получилось, что «Рифей» стал местом концентрации людей, глубоко заинтересованных в фантастике, нашедших в ней средство творческого самовыражения. А в клубе они всегда могли познакомиться с новинками, поговорить со знатоками и просто найти благодарных читателей и слушателей, тем более, что фантастика давно уже перешла в разряд литературы повышенного спроса. Немаловажным оказалось и то обстоятельство, что критика «рифейцев» всегда, при всем накале страстей, оставалась доброжелательной – каждый хотел увидеть новое хорошее произведение, нового интересного фантаста, пусть не сейчас, завтра, через год – но увидеть – на пермской земле. Состав фантастов «Рифея» так же разнообразен, как и всего клуба. Борис Захарович Фрадкин, старейшина пермской фантастики, опубликовал семь книг, множество произведений в периодике, переведен в ГДР, Чехословакии. Преподаватель кафедры гидравлики Пермского политехнического института, он знакомит членов клуба не только со своими новыми рассказами, но и с новостями науки в своей области, науки, которая дала ему не одну тему для фантастики. Евгений Иванович Филенко – второй по старшинству фантаст в клубе. Еще бы, его первый рассказ был опубликован журналом «Юный техник», когда автор учился в третьем классе! С тех пор его произведения появлялись и на страницах молодежной газеты «Молодая гвардия», и в журналах «Изобретатель и рационализатор», «Вокруг света», в сборнике «Поиск». Однако, как всегда, написанного намного больше, чем напечатанного... Как ни странно, но даже тогда, когда авторы близко связаны с передним краем научно-технического прогресса, это редко проявляется в их творчестве. Специалист по программированию ЭВМ, начальник лаборатории НИИУМСа, Е. Филенко пишет произведения, имеющие к кибернетике очень отдаленное отношение, и предпочитает юмористический цикл о чудаковатом студенте-изобретателе Тимофееве «серьезной фантастике». А в творчестве младшего научного сотрудника ЕНИ ПГУ Валерия Абанькина вряд ли отыщешь отзвуки его работы в лаборатории биологически активных веществ. Его занимают проблемы человеческой психологии, наших взаимоотношений с природой, опасности, которую несет с собой наука, оказавшись в руках военно-промышленного комплекса. Михаил Шаламов и Владимир Пирожников – журналисты. Профессия предполагает широту кругозора, интерес к самым разнообразным сторонам жизни. У В. Пирожникова, первая повесть которого должна скоро увидеть свет, этот интерес подкрепляется солидными познаниями в области прогностики и футурологии, знакомством с различными концепциями будущего, что не может не сказываться на его творчестве. По сравнению с ним М. Шаламов – «интуитивист», фантаст, идущий не от идеи к образу, а от образа к идее. Так, от образа возвращающегося домой после «космической отлучки» партизана Великой Отечественной создавался рассказ «Дорога на Кильдым», также отмеченный на конкурсе. Миниатюры работника Камского бассейного управления пути Ю. П. Симонова – также развернутые до уровня идеи фантастические образы. Лирическая интонация или юмористическая – но за каждым рассказом стремление вместить в небольшой объем солидное психологическое и научное содержание. Картина была бы неполной, если б не упомянуть «самое младшее» поколение фантастов–«рифейцев». Вадим Костыря пошел по стопам Е. Филенко. Его первый рассказ «Чудо» был опубликован на странице клуба в газете «Большая Кама», когда автору было 13 лет. Упорная работа над своими, во многом еще далеко не совершенными произведениями, стремление научиться писать, опираясь на опыт и критику старших товарищей, у Вадима общие с Максимом Солохиным, другим «подающим надежды» членом клуба, девятиклассником. К сожалению, фантастика, охотно читаемая, ограничена в Перми почти исключительно страницами газет. Нет ее в «Молодом человеке», давно уже не издавались отдельные книги. Есть, правда, «Поиск» – сборник фантастики и приключений, но в Перми он выходит раз в три года. Когда-то рубрика «Фантастика» была обычна в журнале «Урал», но эти времена давно прошли, «Уральский следопыт» же просто не в состоянии напечатать все то, что предлагают ему активно работающие фантасты Урала. Да и ориентация его – преимущественно на подростковую, юношескую аудиторию – во многом определяет выбор произведений для публикации. А пока – нет никакой гарантии, что завтра на заседание «Рифея» не придет новый интересный автор. Его ждет сердечный прием.
А. ЛУКАШИН.
ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ
Арсеньев К. Двадцатое столетие. Электрическая жизнь Зубакин Ю. Мобильный «Viking 3» Коноплев В. Советская социальная фантастика в чтении подростков и юношества
|
|
|
||