| ФЭНДОМ > Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью |
Из интервью. А Стругацкий: Первая наша вещь не была фантастической. Дело обстояло так. В 1953 году американцы взорвали атомную бомбу над одним из островов атолла Бикини. Радиоактивная пыль накрыла шхуну с японскими рыбаками "Счастливый дракон". Бедные невежественные рыбаки решили, что на них сыпется пепел горящего неба, считали это доброй приметой, собирали его... Разразился огромный международный скандал. Рыбаки были уложены в госпиталь, их пытались лечить, но знали о лучевой болезни в то время еще слишком мало... Я в это время служил на Дальнем Востоке и по долгу службы имел дело с прессой США, Японии и других стран. Зарубежные газеты были наполнены сообщениями о трагедии шхуны. Нам показалось, что все это - готовый сюжет. Я и мой покойный ныне друг Лев Петров написали об этом, повесть "Пепел Бикини", она была издана в журнале "Дальний Восток", затем - в "Юности" и вышла в Детгизе. ("Заря молодежи", Саратов). С тех пор прошло много лет и братья Аркадий и Борис Стругацкие стали всемирно известными фантастами. Их книги "Пикник на обочине", "Понедельник начинается в субботу", "Гадкие лебеди", "Сказка о Тройке", "Улитка на склоне" прочно заняли место в современной культуре. Но случилось это не вдруг. Так, "Сказка о Тройке, этот острейший памфлет, направленный " против бюрократии и связанных с ней бед появился в 1966 году в альманахе "Ангара", затем долгие годы ходил в самиздатовских списках, и лишь в 1987 году его полный вариант был опубликован журналом "Смена. Двадцать лет ждала своей публикации книга "Гадкие лебеди", столько же - "Улитка на склоне. Роман "Град обреченный" опубликован через девятнадцать лет после написания. В этом Стругацкие разделили судьбу всего самого талантливого, что было в нашей культуре и что усилиями правящего • класса скрывалось от народа. О действенности и актуальности произведений братьев Стругацких, о силе их предвидения можно судить хотя бы по тому факту, что работающих в зоне чернобыльского реактора во время ликвидации последствий аварии называли сталкерами (ходоки в Зону из "Пикника на обочине"). Из интервью. А Стругацкий: Нас интересует "научно-технологическая фантастика" жюльверновского плана, в своих книгах мы не занимаемся научно-техническим прогрессом или охраной окружающей среды, хотя и я, и мой брат являемся активными сторонниками тех, кто непосредственно занят этой охраной среды. Мы занимаемся вопросом морально-этического выбора... На "этом, по сути, построены все произведения Стругацких. Они решают общечеловеческие вопросы. Проблема выбора характерна вообще для мировой литературы. А уж какие приемы для этого избрать - дело автора. В последнее время раздаются голоса, что-де Стругацкие утратили свое оптимистическое видение будущего, перестали быть оптимистами, не верят в возможности человека и наступает, так сказать, "осень патриархов". Действительно, в последних произведениях Стругацких человек не предстает таким безоблачно-прогрессивным существом. Да и сам Аркадии Стругацкий, отвечая на вопрос, какими могут быть гарантии необратимости перестройки, ответил: "Я таких гарантий не знаю..." Потому что эволюция, точнее - деградация хрущевского прообраза "перестройки" сделала лично меня пессимистом". ("УС", Свердловск). По признанию Аркадия Натановича, раньше они описывали общество, в котором они хотели бы жить, теперь - общество, которого они боятся. Для этого есть все основания. И тем не менее творчество Стругацких в высшей степени оптимистично. Просто оптимизм этот не розовый, не бездумный, а опирающийся на знание всей сложности человеческой жизни. Хочется верить, что до осени патриархам советской фантастики еще далеко.
ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ
Сапковский А. «Я стараюсь писать хорошую фэнтези...» Зубакин Ю. Еврейская специфика Малина Ф. Космос в искусстве и искусство в космосе Мельников А. От героя «безгеройного» жанра к полноценному образу
|
|
|
||