История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Фредерик Уэртхэм

СМЕЖНЫЕ ОБЛАСТИ

ФЭНЗИНЫ ФАНТАСТИКИ

© by Southern Illinois University Press, 1973; Пер. с англ. В. Фёдоров

Wertham F. The World of Fanzines: A Special Form of Communication.- Carbondale and Edwardsville: Southern Illinois University Press, 1973.- p. 76-80.

Пер. в эл. вид Б. Завгородний, 2002

Назад Начало Вперед

Не являются ли фэнзины всего лишь сектором "подпольной прессы"? Может они просто "маленькие журналы"? Не представляют ли они собой более-менее то же самое что и другие журнальчики рассчитанные на особые круги читателей?

Границы, между этими изданиями, которые по большей части производятся и распространяются не обычными путями, определённо зыбки, и черту между ними точно не провести. Фэнзины это широкая область и весьма разношерстная. Неизбежно то, что у них проявляется сходство с другими периодическими изданиями и возможно разделение каких-то отдельных качеств последних. Но в свете каждого жанра в целом следует проводить чёткое различие. К примеру, в других изданиях редактор и издатель тоже может быть одним лицом, но эта ипостась фэнзина отнюдь не одна из важнейших и существенных его черт. Такие отличия, внешне неочевидные, столь значительны, что необходимо обсудить некоторые особенности других ветвей печати

"Подпольная пресса" в последнее время очень сильно размножилась и приобрела большой круг читателей. Про некоторые из наиболее известных подобных изданий, таких как например "Los Angeles Free Press" ("Свободная Пресса Лос-Анджелеса"), сообщалось что у них тираж более пятидесяти тысяч экземпляров. По сведениям журнала "Форчун" у подпольной прессы набирается более миллиона читателей, а по сведениям "Синдиката Подпольной Прессы" - шесть миллионов. Фэнзины же оперируют цифрами иного порядка. Следует заметить что слово "подпольная" здесь не нужно понимать буквально. У этих изданий возникает немалые трудности с официальными распространителями, но в настоящее время они могут быть очень даже "надпольные"! некоторые из подобных изданий, как например "Crawdaddy" ("Кроудэдди") или "Rolling Stone" ("Ролинг Стоун") выставляются на продажу в некоторых киосках и забегаловках. С фэнзинами такого обычно не происходит, ярлык "подпольная" зачастую означает всего лишь "неофициальная". Поэтому некоторые подпольные газеты например не могут получить официальных пресс карточек для репортёров.

Основной принцип подпольной прессы заключается в том, что она всегда находится в оппозиции. Это враждебность к существующим институтам власти во всех смыслах слова и во всех отношениях. Вопрос о том насколько эффективен этот путь пусть решают историки. В любом случае в подпольной прессе можно найти информативные статьи не доступные в истэблишментных СМИ. Чтобы там не думали о подпольной прессе, она бы не существовала в таких больших количествах, если бы в какой-то степени не заполняла белые пятна оставляемые коммуникационным истэблишментом.

Типичное описание целей подпольной прессы дано в "Zygote" ("Зиготе") от 22 июля 1970 года: Журнал "Zygote" был учреждён в качестве средства свободного выражения в искусстве и в политике нашей подымающейся молодёжной культуры. Мы будем писать главным образом о рок-музыке, но не только о ней. Рок-музыка больше чем просто стихи и ноты к ним. Это и суд над "заговорщиками" в Чикаго, и суд над 21 членом "Пантер", и антивоенные демонстрации и бунты в студенческих городках, это и акции защитников экологии среды, и движение за освобождение женщин, и бунт в Санта-Барбаре, это и аресты в средней школе, и курение наркотиков и все действия, направленные на прекращение угнетения нашего народа". Это кажется совсем не походит на то, о чём пишут в фэнзинах.

Конечно, связи и отношения между этими двумя ветвями печати существуют. Некоторые писатели и художники издаются и там и там. Однако различия носят фундаментальный характер. Подпольная пресса по существу делает акцент на общественно-политической стороне жизни, а фэнзины в основном на литературно- художественной. Подпольные газеты распространяются публично, а все фэнзины в частном порядке. У первой есть общая организация СПП, напрочь отсутствующая в среде фэнзинёров. Относительно же места происхождения, подпольные издания прессы географически не столь широко разбросаны по стране как фэнзины, поскольку первые выходят в основном в больших городах. Авторы фэнзинов более свободны от ограничений поскольку "даже у подпольной прессы есть свои табу и особые требования", - пишет Гарри Уорнер-младший в фэнзине "Granfalloon" ("Гранфаллун") за номером 10. Юмор в фэнзинах более лёгкий и в нём меньше язвительных выпадов. Их также волнует не пропаганда своих взглядов и не вербовка сторонников, и их как правило мало интересует социальная точка зрения. Даже язык у них иной. Например они не говорят о "нарках" (наркотических препаратах) - жаргонное словечко часто употребляемое в подпольной прессе. Хотя фэнзины немало пишут о мифах, легендах и малодоказуемых гипотезах, они не занимаются такими вещами как астрология, которая бывает фигурирует в подпольных изданиях.

В число подпольных изданий входят отдельным подразделением и выпускаемые издания в младших и средних школах. Их число по всей стране исчисляется примерно в тысячу названий говорит профессор Джон Кросс в "Обсервер Ревю" от 22 июня 1969 года. Апология дающая их срез содержится в книги Джона Бирмингема "Наше время - сейчас: записки из Среднешкольного Подполья", с предисловием Курта Воннегута. Эти издания совершенно непохожи на фэнзины. Некоторые их них носят саркастические названия пародирующие истэблишментские СМИ. (Например - "Нью-Йорк Геральд Трибюн" или "Нью-Америкэн Меркьюри" [Блумингтон, "Индианская средняя школа]). "Нью-Йорк Геральд Трибун" оповещает что "существует коварный замысел помешанных старых красных и иностранных агитаторов развалить, уничтожить и аннигилировать школьную систему в г. Нью-Йорке, Совет по Образованию и Регентов от Штата". Некоторые школьные газеты очень боевиты, например "Эй, училка!" в г. Нью-Йорке. С учащимися средней школы, издающими эти газеты, очевидно произошло следующее: "они угодили под пресс между революционной горячкой своих старших собратьев студентов и традиционной бюрократией администраторов средней школы" ("Литературное приложение к газете "Таймс" от 11 июня 1970 года).

Достаточно странен тот факт, что в то время как о подпольной прессе много говорили и писали, фэнзины остались незамеченными. Если бы - вот парадокс - они в каком-то смысле были бы подпольными, то вероятно привлекли бы к себе некоторое внимание.

Фэнзины совсем не то, что известно под названием "маленькие журналы", хотя и носят некоторые черты сходства с ними. Маленькие журналы - это малотиражные, более-менее независимые бесприбыльные издания. Они работают в иной плоскости и являются по существу литературно-критическими журналами. Их интересуют в основном серьёзная литература и искусство, а также культурная критика вообще. Они фактически не пышут антиистэблишментом как подпольная пресса, и несколько отчуждены от современной системы в нашей интеллектуальной жизни. Канадское "Northern Review" ("Северное Обозрение") в 1945 году обобщила свою роль и роль всего жанра когда сказала что собирается попробовать выполнять классическую функцию "маленького журнала" - дать средство выражения серьёзному писателю, который не имея репутации и преимуществ коммерческой рекламы твёрдо решил не делать никаких уступок лёгкому чтиву. В маленьких журналах названия по большей части куда более традиционны чем у фэнзинов. Но и здесь тоже бывают исключения - например как в название калифорнийского издания "The Runcible Spoon" ("Вилка-нож") (Калифорния, 1967).

В литературном творчестве и критике маленькие журналы не ограничиваются научной фантастикой или фэнтези, а интересуются литературой основного потока. Тяготеют они, в общем и целом к авангарду и следовательно их возможно лучше бы было называть не "маленькими журналами", а "авангардистскими журналами". Некоторые их них получают субсидии от фондов или институтов, чего с фэнзинами явно не случается, и это в какой-то мере влияет на их полную свободу. Они часто предоставляют первую возможность опубликоваться авторам вроде Эрнеста Хемингуэя, Уильяма Фолкнера, Д. Г. Лоуренса или Уильяма Карлоса Уильямса. Иногда они служили местом встречи не профессиональных писателей и читателей, как для этого служат фэнзины - а писателей экспериментаторов объединённых в своё движение. Их влияние на литературу и искусство было значительным. Связей между фэнзинами и маленькими журналами немного, но интересно, что в середине сороковых годов маленький журнал "Ренессанс" приверженец всех серьёзных видов искусства и издаваемый в Нью-Йорке напечатал среди прочих авторов Эзру Паунда и Кеннета Пэтчена. А его редактором в то время были Джеймс Блиш и Роберт Лаундес. Оба эти редактора стали весьма видными фигурами в НФ и Фэнтези, писали для фэнзинов и о них самих там тоже много писали. Исчёрпывающая история и библиография маленьких журналов содержится в книге Ф. Дж. Хофмана, К. Аллена и К. Ульриха "Little Magazine" ("Маленький Журнал") (1947).

Фэнзины также не находятся полностью за пределами многотиражек у которых есть собственный журнал "Small Press Review" ("Обозрение многотиражек"), где публикуются новости, статьи и обзоры всего фронта многотиражек. Эти издания, находящиеся в близком родстве с категорией маленьких журналов, посвящены поэзии и "новой литературе".

Официальные журналы университетов и колледжей сильно отличаются друг от друга, это ещё одна иная категория маленьких изданий. Но здесь тоже есть точки соприкосновения с фэнзинами. Университетские преподаватели бывало редактировали или сотрудничали в фэнзинах, а авторы фэнзинов бывало занимали преподавательские посты. Академические журналы финансируются учреждениями или особыми департаментами, от которых они происходят или же как-то связаны с ними. И конечно это финансирование не может не сказываться на их характере и общей ориентации. И тут прямой контраст с тем, что творится в фэнзинах.

Материалы в официальных журналах средней школы колеблются от типа "Ну и дела! В-нашем-школьном-кафетерии-плохо-кормят", до более зрелого писательского стиля. Фэнзины нужно ясно и чётко отличать от них. Верно, некоторые учащиеся средней школы основали завоевавшие успех фэнзины и писали для них статьи или делали рисунки сотрудничая в тоже время в школьных журналах. Например Дуг Фрац, редактор "Comicology" ("Комикологии") напечатал интересные материалы в своей школьной газете "Viking" ("Викинг"), г. Эксидент, штат Мэриленд. Но различие между этими двумя видами изданий носит основной характер. Школьные журналы обязаны работать под каким-то присмотром со стороны советника из преподавательского состава. Это неизбежно влечёт за собой какую-то степень цензуры и вызывает проблемы. И данная конкретная разница является решающей. Есть также огромная разница и в содержание. Школьные издания обязательно должны печатать наряду с прочими материалами ещё и официальные объявления и расписания. Также здесь уделено много места спорту. Всё это не содержится в фэнзинах. Ещё одно значительное отличие в том что некоторые школьные журналы печатают рекламу обыкновенной коммерческой продукции вроде одежды, автомобилей, отелей, мебели, телевизоров, косметики или универмагов. В фэнзинах такая реклама напрочь отсутствует. 40

40. Очень редкое исключение - "Science Fiction Newsletter" ("Бюллетень НФ"), город Пеория, штата Иллинойс, который частично субсидируется бизнесменами и печатает рекламу некоторых подобных товаров.



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2021
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001