Ю. Зубакин
О ТЕЛЕВИЗИОННОМ СПУТНИКЕ, САТУРНЕ И НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЙ ТЕЛЕПЕРЕДАЧЕ
Фантастка в филателии
|
 |
СССР, 1957 год (Michel № 1993)
|
7 октября 1957 в СССР была выпущена почтовая марка (Michel № 1993), посвящённая 100-летию Константина Циолковского. Рисунок почтовой миниатюры выполнил 35-летний московский художник Юрий Романович Гржешкевич. Марка появилась через три дня после запуска первого искусственного спутника Земли, но её рисунок выполнен задолго до начала космической эры. Рисунок марки необычен для того времени помимо портрета Циолковского, на ней изображён искусственный спутник и фантастический космический корабль с астронавтами на одном из спутников Сатурна.
Сегодня рисунки выглядят архаичными и наивными, но в 1957 году это был мощный прорыв в тематической филателии впервые на почтовых марках был изображён космические корабль и люди на поверхности другого небесного тела. «Звёздные войны», инопланетные цивилизации, причудливые звездолёты, роботы, машины времени и многое другое фантастическое появится на почтовых марках намного позднее.
Марка знаковая для космической филателии и хорошо знакома филателистам. О ней много раз писали, подробно описывая рисунок. Но никто не смог выяснить, из каких книг и журналов Ю. Гржешкевич позаимствовал идеи для своей работы. Мне же удалось это выяснить.
 |
Эскиз окончательного варианта марки к 100-летию со дня рождения К. Э. Циолковского. Автор Ю. Гржешкевич
|
В работах исследователей космической филателии можно найти интересные материалы, посвящённые этой марке. Так, Евгений Сашенков, разработчик «космической» тематической филателии, в своей книге «Почтовые сувениры космической эры» (М.: Связь, 1969) опубликовал очень интересный эскиз окончательного варианта марки.
 |
Фотокопия оригинала марки из Центрального музея связи им. А. С. Попова (ил. из статьи Б. Рогальского «Грезы о земле и небе»)
|
Не менее интересный документ опубликовал Борис Рогальский в статье «Грезы о земле и небе» (ж-л «Филателия», № 5 1994) фотокопию оригинала марки из Центрального музея связи им. А. С. Попова. Репродукция хорошего качества, на ней прекрасно различимы детали, которые потерялись при изготовлении марки. Дело в том, что на печатном оборудовании, на котором изготовлена марка, невозможно было добиться качества оригинального рисунка, поэтому изображение очень сильно отретушировали, убрав многие детали.
Создавая рисунок марок, художники часто заимствуют сюжеты и фрагменты чужих рисунков. На марках СССР это было обычным явлением. Характерен случай, произошедший с маркой 1966 года, посвящённой Эжену Потье (Michel № 3210). В апрельском номере журнала «Филателия СССР» за 1966 год появилась заметка «Кто прав?», в которой приводится письмо читателя Н. Заломовича и ответ на него художника В. Пименова. Читатель недоумевает, зачем художнику понадобилось переиначивать картину Делакруа «Свобода на баррикадах», изменив детали и заменив Марианну на мужчину. Ответ художника прояснят отношение советских мастеров почтовой миниатюры к работам других художников: «Ведь нам не запрещено использовать характерные типы из произведений различных художников. А картина Э. Делакруа настолько интересна, что её не грех вынести и на марку».
Точно так же поступил Юрий Гржешкевич для рисунка своей марки использовал иллюстрации других художников. В 1950-е эти иллюстрации печатались многотысячными тиражами, но сегодня мало кто помнит о них.
ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ СПУТНИК
Начну с левой части рисунка марки. На ней изображён причудливый аппарат, перемещающий в космическом пространстве. За ним тянется след, показывающий траекторию полёта. Аппарат шарообразной формы, к нему по бокам прикреплены опоры для аппаратуры, сзади ракетное сопло.
Б. Рогальский в статье «Грёзы о земле и небе» приводит цитаты из воспоминаний Ю. Гржешкевича о рассмотрении проекта марки и реакцию на рисунок академика Благонравова: «Что же касается аппаратов (тут он указал на так называемый спутник (слева) и ракету (справа), вспоминал Ю. Гржешкевич, то тут вы допустили ошибки...»
 |
Станюкович К. О космических полётах. М.: Мол. Гвардия, 1956.
|
Но на самом деле Юрий Гржешкевич не допускал никаких ошибок он всего лишь старательно перерисовал спутник с обложки научно-популярной брошюры «О космических полётах» (Станюкович К. О космических полётах. М.: Мол. Гвардия, 1956). В выходных данных указано: «Обложка Н. Печниковой, рисунки в тексте Н. Гришина». «Н. Гришин» это Николай Ильич Гришин (19251985), советский художник-график. Скорее всего, рисунок обложки выполнил именно он, а Н. Печникова сделала её макет.
Николай Гришин проиллюстрировал много фантастических и научно-технических книг и статей. Иногда, чтобы сильно не утруждаться, он занимался вольным самоповтором. Это хорошо заметно при сравнении иллюстрации из брошюры с рисунком, который Н. Гришин сделал для другого издания (см. вверху). Обратите внимание, что на левой картинке на шарообразном теле аппарата, слева, изображён выступ. Это место крепления антенны Н. Гришин нарисовал его, но не стал добавлять антенну, потому что она полностью не входила в поле рисунка.
 |
Журнал «Радио», 1956, № 6.
|
Вверху показана обложка журнала «Радио» № 6 за 1956, которую проиллюстрировал Н. Гришин. Журнал появился раньше книги подписан к печати 29 мая 1956, в то время как книга подписана к печати 1 сентября 1956 года. Пояснительная надпись к журнальной обложке: «На первой странице обложки: запуск искусственного спутника Земли (к статье В. Петрова «Телевидение будущего»)».
Полностью статья Виктора Петрова называется «Телевидение будущего: Использование искусственного спутника Земли для всемирного телевизионного вещания». В ней кратко рассказывается о возможном использовании спутников для разных целей, и особый упор делается на телевидение.
Статья появилась за 16 месяцев до запуска первого искусственного спутника Земли, и стала популярной, её цитировали в советской прессе. Упоминания о ней встречается и в зарубежных публикациях. Так, через два года после появления в журнале «Радио», пересказ статьи, под названием «Русские предлагают глобальное телевидение», появился в американском журнале «Popular Electronics» (1958, июнь). В американской статье использованы иллюстрации из статьи Петрова, но не воспроизведён рисунок обложки журнала «Радио».
Большую часть статьи В. Петрова занимает рассказ о трёх стационарных спутниках, с помощью которых можно осуществить всемирное телевещание. Плоскости орбиты спутников совпадает с плоскостью экватора, а угловая скорость одинакова и совпадает с угловой скоростью Земли. Спутники разнесены друг от друга на 120 градусов и расположены на высоте 35800 км. Каждый космический аппарат оснащён тремя антеннами приёмно-передающая направлена в сторону Земли, две другие в сторону ретрансляционных спутников-соседей. Петров пишет: «Но уже сейчас можно сказать, что приём программ телевидения с Земли на спутник будет осуществляться вероятнее всего в метровом диапазоне волн, а со спутника на Землю, с точки зрения минимальных весов и габаритов аппаратуры, на волнах дециметрового, сантиметрового или даже миллиметрового диапазона. [...] Связь между спутниками с целью ретрансляции в условиях космического пространства, где нет практически атмосферы и царит почти «вечный день», вероятнее всего будет осуществляться на волнах сантиметрового или миллиметрового диапазона, в зависимости от веса габаритов аппаратуры и направленности антенн».
Позже В. Петров написал книгу «Искусственный спутник Земли». Книга издана в 1958 году в «Воениздате» и в ней упоминается ранняя статья автора: «Имеется ряд проектов осуществления всемирного телевизионного вещания с помощью трех ИСЗ (Примеч. В отечественной периодической печати этот проект был описан автором в журнале «Радио» № 6, 1956 г., стр. 2831. Здесь этот проект дается в несколько исправленном виде)». В частности, изменился вид направленной в сторону Земли антенны: «Предположим, что спутник оборудован тремя антеннами: одной направленной на Землю приемно-передающей параболической антенной, и двумя, направленными на соседние спутники».
Получается, что на обложке журнала изображён именно телевизионный спутник, выводимый на геостационарную орбиту, находящуюся в экваториальной плоскости. Приёмная антенна направлена в сторону Земли и от Солнца, а на решётчатой ферме установлен передатчик и антенна для получения сигналов от других спутников, также находящимся на геостационарной орбите. Кроме того, спутник оснащён ядерной энергетической установкой, обеспечивающей питание радиоаппаратуры.
 |
Рисунок А. Катковского (Техника молодежи. 1956. № 11. С. 2829)
|
Рисунок именно этого спутника появился и на страницах других периодических изданий. Так, через пять месяцев после публикации статьи в «Радио», в ноябрьском номере журнала «Техника молодёжи» за 1956 год, появилась статья инженера Ю. Буданцева «Новые экраны, новые возможности» о современном телевидении и перспективах его развития. Рассказ о ретрансляционных спутниках будущего дополняет иллюстрация А. Катковского. На рисунке показаны ретрансляционные телевизионные спутники. В статье отмечается: «Скорость спутников такова, что их антенны, непрерывно обращённые к определённым передвигающимся телевизионным центрам Земли, смогут в любое время ловить сигналы и передавать их или соседнему спутнику для ретрансляции в другие части света, или отражать их обратно в свой сектор».
Вверху показан фрагмент иллюстрации А. Катковского.
 |
Журнал «Наука и жизнь», 1957 № 2
|
По мотивам иллюстрации Николая Гришина выполнен рисунок обложки февральского номера журнала «Наука и жизнь» за 1957 год. Это иллюстрация художника В. Добровольского к статье Н. Варварова «Искусственные спутники Земли». На рисунке гибрид спутника связи из журнала «Радио» и проекта американского спутника «MOUSE», предложенного в 1953 году профессором Сингером (Siegfried Fred Singer) из Мэрилендского университета. У этого шарообразного спутника с проходящим сквозь него штырём часть сферы прозрачная, поэтому солнечные лучи беспрепятственно попадают внутрь на солнечную батарею.
Судя по статье «Телевидение будущего» в журнале «Радио», В. Петров прекрасно знаком с работами зарубежных авторов. Например, он упоминает проект спутника «MOUSE», разработанного профессором С. Сигнером (Siegfried Fred Singer) из США, а также проект трёхступенчатой ракеты и большого спутника-«бублика» американца Вернера фон Брауна (Wernher Magnus Maximilian Freiherr von Braun). Вот и идею о трёх геостационарных передающих спутниках, без указания авторства, В. Петров полностью позаимствовал у инженера и известного британского фантаста Артура Кларка (Arthur C. Clarke). Широкую популярность идея о трёх геостационарных передающих спутниках получила после статьи Артура Кларка «Внеземные ретрансляторы: могут ли ракетные станции дать всемирное радиопокрытие?», появившуюся в 1945 году в октябрьском номере журнала «Wireless World». Поэтому геостационарную орбиту иногда называют «Орбитой Кларка». А в 1951 году выпущена книга Кларка «Исследование космоса» (Clarke Arthur C. The Exploration of Space. London: Temple Press, 1951), в которой так же рассказывается о геостационарных спутниках.
 |
Лесли Карр «Автоматическая ракета снимает Марс»
|
А в этой книге есть очень интересная иллюстрация под названием «Автоматическая ракета снимает Марс». Автор иллюстрации британский художник Лесли Карр (Leslie Carr), выполнивший свою работу по эскизу члена «Британского Межпланетного общества» (British Interplanetary Society) Ральфа Смита (Ralph Smith).
При подготовке статьи в журнале «Радио», Петров сотрудничал с художником Николаем Гришиным, который и нарисовал обложку журнала по мотивам иллюстрации из британской книги 1951 года. У космических аппаратов много схожих элементов. Но самое примечательное, что в первоначальном рисунке Гришина, на носу космического аппарата была установлена приёмно-передающая антенна такая же, как на носу британского аппарата. Это хорошо видно на рисунке обложки журнала «Радио» первоначальный рисунок антенны виден из-под краски. Но позже Петров решил, что логичней направить эту антенну на Землю, и Гришин закрасил антенну на носу аппарата и пририсовал её сбоку, направив на Землю.
Вверху показана эволюции рисунка спутника на марке СССР 1957 года (слева направо):
рисунок Лесли Карра из книги А. Кларка «Исследование космоса» (1951);
рисунок Николая Гришина на обложке журнала «Радио», 1956, № 6;
рисунок Николая Гришина на обложке книги «О космических полётах» (1956);
эскиз марки;
фотокопия оригинала марки из Центрального музея связи им. А. С. Попова;
рисунок марки.
Отмечу, что у космического аппарата на марке СССР 1957 года есть «сводные братья» в филателии.
 |
Чехословакия, 1962 год (Michel № 1334)
|
Так, по мотивам иллюстрации на обложке журнала «Радио», выполнен рисунок ещё одной марки Чехословакии 1962 года (Michel № 1334). Космический аппарат на чехословацкой почтовой миниатюре немного отличается от оригинального рисунка Николая Гришина видоизменились и появились новые конструктивные элементы, стала другой антенна, направленная в сторону Земли. Надпись на марке: «Телевизионный спутник».
 |
Куба, 1964 год (Michel № 931)
|
А ещё через два года, в 1964, почтовое ведомство Кубу выпустило большую серию марок, посвящённую 25-летию национальной ракетной почты. Рисунки всех космических аппаратов позаимствованы с почтовых миниатюр других социалистических стран. На одной из марок (Michel № 931) изображён телевизионный спутник с чехословацкой марки.
 |
Куба, 1964 год (Michel № 928932)
|
Почтовое ведомство Кубы подошло неформально к этому выпуску, отпечатав марки в листах 5x5, причём 5 марок объединены общим рисунком фона.
«СИГАРООБРАЗНАЯ РАКЕТА»
Если в левой части марки СССР 1957 года изображено самое ближайшее будущее (телевизионный спутник на орбите Земли), то в левой части показана более смелая фантазия высадка людей на спутник Сатурна. Вверху показан фрагмент марки. При печати не удалось выдержать повторяемость оттисков, поэтому у марок есть разнооттеночность, фрагменты таких марок показаны слева и в центре. Справа фрагмент чёрно-белой репродукции оригинала марки из Центрального музея связи им. А. С. Попова. На нём более ясно видны детали, которые потерялись при печати.
На рисунке будущее космический корабль на одной из лун Сатурна. Рядом с кораблём два космонавта глядят на близкий Сатурн, его кольца и спутники.
Журналист Евгений Сашенков в книге «Почтовые сувениры космической эры» (М.: Связь, 1969) так рассказывает о рисунке марки:
«В этой, довольно сложной по композиции, марке передний план портрет ученого дан на фоне беспрецедентного фрагмента: изображения высадки космонавтов на одном из спутников... Сатурна. Почему Сатурна? Послушаем, что говорит автор марки художник Ю. П. Гржешкевич [Юрий Романович Гржешкевич Ю. З.], объясняя свое решение юбилейной темы, к которому он пришел, кстати, еще почти за год до запуска первого спутника:
«...Как известно, завещая людям обжить Вселенную, Циолковский считал первыми пунктами следования человека в межпланетном пространстве Луну, Марс, Венеру, т. е. ближайших соседей нашей планеты в солнечной системе. Ни Мимас, ни Тефия, ни Титан словом, ни один из десяти спутников Сатурна, конечно, не назван Циолковским в качестве одной из ближних целей звездного рейса человека. Но тем не менее, продолжает Гржешкевич, я преднамеренно показал более отдаленное будущее космического века, а не первые шаги человека в космос. Очень хотелось как-то раскрыть в маленьком прямоугольнике марки великую мысль, что завещал Циолковский потомкам идти смело вперед».
Говоря о лунах Сатурна в работах Циолковского, Гржешкевич имеет ввиду научно-фантастическую повесть «Вне Земли» (1896, 1920), в которой герои обсуждают скорую космическую экспедицию к спутникам Сатурна, но не отправляются туда:
«Если не переутомимся, сказал Иванов, то, может быть, достигнем Юпитера и Сатурна. Едва ли удастся спуститься на эти планеты, так как смельчаков ожидает почти верная гибель. Но можно покружиться около них на близком расстоянии, посетить их малые спутники и залететь на кольца Сатурна...»
Начну с рисунка космического аппарата, севшего на сатурнианскую луну. Форма его типична для фантастики того времени именно тогда в фантастических произведениях часто встречалось расхожее выражение «сигарообразная ракета». В 1950-х подобные космические аппараты появились на рисунках многих художников. Судя по обтекаемой форме и конструктивным элементам, этот космический корабль предназначен для полёта в атмосфере. Чаще всего корабли подобной формы встречаются на рисунках, посвящённых изучению Луны по замыслу их авторов, такие аппараты стартуют с Земли, садятся на лунную поверхность, а затем возвращаются на Землю.
 |
Н. Гришин, илл. из книги К. Станюковича «О космических полётах», 1956
|
Оказалось, что космический корабль для рисунка марки Юрий Гржешкевич позаимствовал из всё той же книги К. Станюковича «О космических полётах» 1956 года. И снова иллюстратором был Николай Гришин вверху показан его рисунок из книги.
Рисунок «сигарообразной ракеты» характерен для того времени. Для примера рисунок Ю. Реброва к научно-фантастическому очерку Бориса Ляпунова «Мы на Марсе» (Огонёк (М.) 1956. № 12 (1491). С. 1415). Не правда ли, космический корабль на иллюстрации очень похож на корабль с рисунка Николая Гришина?
Ещё один рисунок Ю. Реброва из той же статьи космонавты высаживаются на поверхность Марса. Хорошо видна опора межпланетного корабля.
 |
Н. Гришин «Первые люди на Луне»
|
Николай Гришин часто рисовал на чужих планетах «сигарообразный» космический корабль, стоящий на трёх или четырёх опорах. Впервые на поверхности сатурнианской луны такой корабль появился на 139 странице книги Бориса Ляпунова «Открытие мира» (М.: Мол. Гвардия, 1956). Вверху показана другая, цветная, иллюстрация Н. Гришина из этой книги. Надпись под рисунком: «Первые люди на Луне».
 |
Н. Гришин «Первые космонавты на Луне. Покинув свой звездолёт, они приветствуют восходящую на горизонте Землю»
|
Ещё раньше, в 1954 году, Н. Гришин сделал несколько иллюстраций для статьи Бориса Ляпунова «Мечта становится явью» (Огонёк (М.) 1954. № 52 (1437). С. 2223, 3 стр. вклейки). Одна из них показана вверху. Под рисунком надпись: «Первые космонавты на Луне. Покинув свой звездолёт, они приветствуют восходящую на горизонте Землю».
Обратите внимание на нижнюю часть космического корабля она очень напоминает нижнюю часть «сигарообразной ракеты» из книги «О космических полётах». Как и на марке СССР 1957 года.
Вверху показана эволюция «сигарообразной ракеты» (слева направо):
рисунок Николая Гришина из книги «О космических полётах» (1956);
эскиз марки;
фотокопия оригинала марки из Центрального музея связи им. А. С. Попова;
рисунок марки.
НАУЧНО-ПОПУЛЯРНАЯ ТЕЛЕПЕРЕДАЧА
Разобравшись с изображением «сигарообразной ракеты», обратимся к фону рисунка.
У подножья космического корабля, на каменистой поверхности, стоят два астронавта. Они смотрят на зависший над горизонтом гигантский полосатый Сатурн с кольцами и двумя большими круглыми спутниками.
 |
Рис. К. Арцеулова и Ф. Рабизы (Техника молодёжи. 1954. № 7. 1 стр. обл.)
|
Несмотря на фантастичность рисунка, Юрий Гржешкевич не придумал ничего нового. Так, Сатурн, астронавты и скалы позаимствованы с обложки июльского номера журнала «Техника молодёжи» за 1954 год: тот же Сатурн, астронавты, скалы... Но что здесь делают люди без скафандров и почему один из них снимает всё происходящее на телекамеру? Это становится понятно из подробного пояснения к рисунку:
«Вспышка, еще вспышка... Длинные мечи стремительного пламени снова прорезают черную глубину пространства, усыпанную крупными немерцающими звездами. Вдалеке резко очерченным диском ослепительно сияет солнце. Оно в несколько раз меньше, чем казалось с затерявшейся где-то в просторах вселенной Земли.
Поверхность Земли оставлена уже очень давно. И сейчас межпланетный корабль, продолжая давать короткие вспышки вспомогательными двигателями, осторожно совершает посадку на один из спутников загадочного Сатурна.
Посадка очень сложна и опасна. Сила тяжести здесь ничтожна, но инерция больших масс вещества так же громадна и сокрушительна, как и в любом месте вселенной.
Все ближе поверхность спутника Сатурна, покрытая нагромождениями острых скал, рассеченная чудовищными трещинами. Это гигантский космический обломок, вращающийся вокруг красавицы-планеты.
Наконец посадка совершена на открытом пространстве у мрачно темнеющей бездонной трещины. Вокруг зловещими клыками высятся скалы.
Наши астронавты выходят из корабля. На всех межпланетные скафандры и шлемы. Все движутся медленно, осторожно: нужно привыкнуть к тому, что тело весит немногим больше килограмма.
Люди невольно застыли, потрясенные великолепием Сатурна, плывущего по алмазной россыпи звезд. Начальник экспедиции поднял руку, но в этот момент раздался громкий, повелительный голос:
Эпизод отменяю! Правую скалу передвиньте ближе к трещине. Прожекторы ниже, пусть трещина будет темней.
Два человека легко передвинули скалу, трещина потемнела при новом варианте освещения. Репетиция научно-популярной телевизионной передачи продолжалась. Консультанты внимательно следили за тем, чтобы сущность передачи соответствовала последним научным данным.
Таких передам еще не было, но постановка их осуществима благодаря широким возможностям телевидения».
Это цитата из статьи инженера В. Ренарда «По ту сторону телеэкрана», рассказывающей о телевидении. Получается, что на рисунке изображена не настоящая космическая экспедиция, а её инсценировка.
В статье, опубликованной в журнале «Техника молодёжи», несколько иллюстраций А. Катковского и Н. Рушева. На одной из них показана съёмка «космической» научно-популярной передачи.
Актёры одеты в скафандры, похожие на водолазные. На игровой площадке установлены декорации, изображающие скалы, разбросаны камни. Снимается эпизод, в котором один космонавт нашёл что-то необычное, и его товарищ подходит к нему, чтобы рассмотреть находку.
Во вспомогательной студии, на столе, установлен макет Сатурна и скал одного из его спутников.
Но вернёмся к рисунку на обложке журнала «Техника молодёжи», на основе которого художник Юрий Гржешкевич подготовил рисунок для марки СССР 1957 года. В журнале указано, что рисунок обложки выполнили художники К. Арцеулов и Ф. Рабиза.
 |
СССР, 1991 год (Лапин № 91251)
|
Константин Константинович Арцеулов (18911980) личность неординарная: пионер советского планеризма, известный художник. Поэтому неудивительно, что в 1991 году в СССР выпущен маркированный конверт, посвящённый 100-летию со дня его рождения. Арцеулов был ведущим художником в журнале «Техника молодёжи», сотрудничал со многими другими журналами, оформлял книги.
Второй автор «телевизионного» рисунка с обложки журнала «Техника молодёжи» Флорентий Владимирович Рабиза (19112002). Журналист, популяризатор науки, работал в «Технике Молодёжи», где появлялись его заметки и рисунки. Исследователям истории советской фантастики интересен его фельетон в рисунках «Заредактированный полёт» («Техника молодёжи», 1954, № 4), в котором Рабиза высмеивает редакторов-перестраховщиков, не пускающих в печать интересные научно-фантастические книги. И снова речь идёт о Сатурне.
|
|
Рабиза Ф. Космос у тебя дома. М.: Дет. лит., 1978.
|
Рабиза Ф. Космос у тебя дома. М.: Дет. лит., 1984 (1987).
|
Рабиза написал несколько научно-популярных книг для детей. Интересно, что на обложках его книги «Космос у тебя дома» рисунок с тем же самым сюжетом, что и на обложке журнала ноябрьского номера «Техника молодёжи» за 1954 год: Сатурн и космонавты на одной из его лун. Вверху показаны обложки книг 1978 и 1984 годов издания, рисунки для которых выполнил художник Г. Соболевский по эскизам Рабизы. В 1987 году книгу ещё раз переиздали, она в точности повторяет издание 1984 года.
|
|
Издание 1978 г.
|
Издание 1984 и 1987 г.
|
В книге «Космос у тебя дома» есть и оригинальный рисунок Рабизы. В первом издании 1978 года иллюстрация напечатана на 154 странице, а в однотипных изданиях 1984 и 1987 годов на 110. Рисунок приведён в качестве примера, как с помощью фотоаппарата сделать снимки фантастических сюжетов:
«Предположим, это будет эпизод высадки экспедиции на спутнике Сатурна. Спутники у этой планеты очень небольшие, атмосферы на них нет. Члены экспедиции одеты в скафандры, берут образцы грунта, наблюдают поверхность восходящего из-за горизонта Сатурна. Вот такой кадр нам нужно сделать. Следует сделать макет этого кадра, а потом его сфотографировать».
По всей видимости, Флорентий Рабиза выполнил этот рисунок не позднее июня 1954 года. Затем Константин Арцеулов перерисовал этот рисунок, сделав цветным и добавив наземный колёсный вездеход (на рисунке слева внизу), и людей, занятых съёмками научно-популярной передачи (на рисунке справа внизу). В 1954 году рисунок появился на обложке июльского номера журнала «Техника молодёжи». В 1957 году Юрий Гржешкевич, создавая эскиз марки к 100-летию Циолковского, использовал в своей работе рисунок из «Техники молодёжи». А в 1978 и 1984 годах появились книги «Космос у тебя дома», рисунки обложек которых выполнены художником Г. Соболевским по оригинальному рисунку Рабизы.
Зная историю сюжета рисунка марки, можно подробно рассмотреть, как выглядят скафандры астронавтов.
На астронавтах глубоко архаичные скафандры, уместные на рисунках 19301950-х, но никак не 19701980-х. Космические скафандры напоминают водолазные. Сзади у каждого астронавта виден гофрированный шланг, соединяющий шлем с ранцем за плечами, в котором находятся запасы кислорода. Конструкция выглядит нефункциональной и опасной при таком внешнем креплении шланга возможен его случайный обрыв.
В статье «По ту сторону телеэкрана» встречается интересное словосочетание «наши астронавты». Дело в том, что термин «космонавт» тогда ещё не устоялся, поэтому использовали «астронавт». Как пример, цитата из книги А. и Б. Стругацких «Страна багровых туч» (1959): «Гордость советской астронавтики» сидела, сгорбившись, над стаканом молока, крошила сухой хлеб и с невыразимой тоской поглядывала на тарелку Спицына». Да и вместо «космические скафандры» зачастую использовали словосочетание «пустолазные костюмы» по аналогии с «водолазными костюмами». Цитата из рассказа А. и Б. Стругацких «Чрезвычайное происшествие» (1959): «Мы наденем пустолазные костюмы, поднимем в корабле давление можно использовать запасы жидкого водорода и откроем люки...»
Вверху показана эволюция пейзажа луны Сатурна (слева направа):
оригинальный рисунок Флорентия Рабизы из книги «Космос у тебя дома» (1978, 1984, 1987) нарисован до июля 1954 года;
рисунок Константина Арцеулова и Флорентия Рабизы на обложке журнала «Техника молодёжи» 1954, № 7;
эскиз марки;
фотокопия оригинала марки из Центрального музея связи им. А. С. Попова;
рисунок марки.
ПОРТРЕТ
Больше на рисунке марки нет ничего фантастического. Поэтому лишь добавлю, что в центре почтовой миниатюры расположен популярный портрет Циолковского, до этого много раз появлявшийся на страницах периодической печати, а также на рисунках и картинах.
Этот портрет выполнен по фотографии 1924 год, сделанной в одном из фотоателье Калуги. Имя фотографа неизвестно. Впервые фотография опубликована в журнале «Связь» (1925, № 18).
КУБИНСКАЯ НЕОСВЕДОМЛЁННОСТЬ
 |
СССР, 1957 год (Michel № 2026)
|
Но на этом история «марки с Циолковским» не закончилась. После запуска первого искусственного спутника Земли на ней была сделана надпечатка чёрного цвета (Michel № 2026).
Многим филателистам хорошо знакома эта марка, а о многочисленных подделках надпечатки не раз писалось в филателистической литературе желающие могут без труда найти эту информацию. Поэтому упомяну лишь об одном курьёзном случае, произошедшем с надпечаткой.
 |
Куба, 1977 год (Michel block № 50)
|
В 1977 году, к 20-летию запуска первого спутника, почтовое ведомство Кубы выпустило серию почтовых марок. На блоке (Michel block № 50) изображена Земля, спутник и марка СССР 1957 года с надпечаткой. Для своего рисунка кубинский художник полностью перерисовал советскую почтовую миниатюру. По всей видимости, он не был дотошным филателистом, потому что надпечатка на кубинском рисунке очень сильно отличается от надпечатки на советской марке. К тому же художник не знал русского языка, поэтому перерисовал слова и буквы с ошибками: в надпечатке у него получилось «4/X 57 Первыи в мире искусств. спутник Земли», а в тексте марки под надпечаткой «Сто лесо аия рожаения К. Э. Циолковскго».
|