Л. Павленко
НЕНАПИСАННЫЕ СТРАНИЦЫ: АНТИЧНЫЕ УТОПИИ И ТВОРЧЕСТВО И. А. ЕФРЕМОВА
|
КОНВЕНТЫ ФАНТАСТИКИ |
© Л. Павленко, 1988
Тезисы докладов и сообщений на Всесоюз. науч. конференции-семинара, посвящ. творчеству И. А. Ефремова и проблемам науч. фантастики.- Николаев, 1988.- С. 17 - 19.
Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2001 |
Тема классической древности - бесспорно, одна из наиболее интересовавших И. А. Ефремова - явно или завуалировано проходит через крупнейшие произведения писателя; читателей книг И. А. Ефремова увлекает и побуждает и глубокому размышлению, прежде всего, последовательно развиваемый и пропагандируемый писателем принцип калокагатии - труднодостижимого сочетания в личности отдельного человека свободы духа и высокого разума с телесным здоровьем и рационально понимаемой красотой. Этой проблеме, в сущности, посвящены почти целиком романы "Лезвие бритвы" и "Таис Афинская", но доступны к ней, попытки изучить отдельные ее аспекты легко обнаружить и в более ранних произведениях, начиная с повести "На краю Ойкумены".
Проблематика творчестве И. А. Ефремова, конечно, не ограничивается развитием и художественным подкреплением этого, сформулированного еще античной философией этико-эстетического принципа; важно, что писатель постоянно поверяет его реальным или моделируемым материалом социального характера, когда речь идет о далеком прошлом человечества, о современности или же невообразимо отдаленном будущем. Объективно И. А. Ефремов, конструируя различные типы общественного устройства, подвергает всестороннему испытанию характер и формы воздействия общества на телесно и духовно здоровую, творчески одаренную личность; при этом писатель, будучи ученым, блестяще подготовленным методологически, обнаруживает в том, что он скромно именует "лекционным материалом", огромный объем изученной и творчески переработанной информации из разнородной литературы античности (этот аспект мог бы стать объектом специального исследования). В этом отношении писательская манера И. А. Ефремова являет собой совершенно иной уровень освоения и адаптации прошлого - гораздо более научный и высокий, нежели, скажем, уровень восприятия и литературной обработки платоновских мифов в бесчисленных "исследованиях" современных атлантологов или авторов фантастических нарраций о легендарной Атлантиде.
Заняв ведущее место в жанре советской научной фантастики, в ее социальном ответвлении, И. А. Ефремов должен был предварительно глубоко изучить произведения своих предшественников в этой области художественного творчества, в том числе - и античных. Писатель не только проецирует наше воображение в "Туманности Андромеды" или в "Сердце Змеи" на грядущую эпоху воплощения коммунистических идеалов человечества, но и представляет нам в "Часе Быка" версию платоновского "идеального" государства, понимаемую как элитарно-диктаторскую и построенную на духовном и политическом насилии. В целом печальный финал романа" "Таис Афинская" скрашивается кратким описанием последнего прибежища его героини в экспериментальном городе-государстве Уранополисе, недолго реально существовавшем в первые годы эллинизма - особого и недостаточно изученного периода в политической и культурной истории Эллады. Сюжетные рамки романа, ограниченные временем физического существования его персонажей, не позволили И. А. Ефремову более обстоятельно изложить исторические факты, подтверждающие не только наличие в античной философии и социологии развитой системы воззрений утопического характера, но и попытки воплотить эти теории в практику - достаточно вспомнить трагические финалы реформ братьев Гракхов в Древнем Риме или спартанских "царей-коммунистов" Агида и Клеомена, а также государства всеобщего равенства и социальной справедливости, основанного Аристоником в Пергаме.
В докладе рассматриваются и соотносятся с творческим наследием И. А. Ефремова древнейшие произведения эллинистической литературы периэгетического и утопического характера - от периплов до т. н. "государственных романов", сохранившихся в Пересказе Диодора "Священной надписи" Евгемера и фантастического описания путешествия Ямбула. Автор доклада надеется показать, что основные воззрения античных утопистов нашли частичное отражение в книгах И. А. Ефремова и что известная доля этого материала, к сожалению, должна быть отнесена к числу ненаписанных ефремовских страниц и еще ждет своего художественного осмысления и пробуждения к жизни в популярно-исторической или фантастической литературе.
Л. В. ПАВЛЕНКО
Симферополь
|