История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Е. Званцев

ЖАНР НАУЧНО-ФАНТАСТИЧЕСКОГО РАССКАЗА В ТВОРЧЕСТВЕ И. А. ЕФРЕМОВА

КОНВЕНТЫ ФАНТАСТИКИ

© Е. Званцев, 1988

Тезисы докладов и сообщений на Всесоюз. науч. конференции-семинара, посвящ. творчеству И. А. Ефремова и проблемам науч. фантастики.- Николаев, 1988.- С. 20 - 23.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2001

Ведущим жанром в фантастике долгое время был роман. Рассказа же окончательно оформился и получил права гражданства только в конце XIX века, когда в литературу пришел Г. Уэлле. Для развития советского научно-фантастического рассказа творчество Ефремова принципиально имело то же значение, что творчество Уэллса - для европейского, более того, Ефремов внес значительный вклад в развитие мировой фантастики.

Лучшие рассказы Ефремова созданы в основном за первый период творчества, до сих пор многократно перепечатываются, переводятся, и именно они принесли автору международную известность. Его разносторонний жизненный опыт определил тематику рассказов: как правило, он пишет о том, что хорошо знает. Обычно в основе сюжета лежат дневниковые записи конкретного геологического или палеонтологического маршрута. Поэтому впечатление подлинности естественно переходит и на фантастическую линию сюжета, чему способствует тщательная научная аргументация.

Другая новаторская черта рассказов И. А. Ефремова - комплексность научной гипотезы. Почти в каждом рассказе проблема ставится так, что взаимосвязанными оказываются весьма отдаленные друг от друга области науки и техники. В рассказе "Тень минувшего" палеонтология связана с физикой, химией, горным делом и даже техникой цветной фотографии. Иногда охват еще шире: наука - искусство. В одном из лучших рассказов "Озеро горных духов" высокое мастерство художника-живописца помогает геологу совершить открытие. Сейчас комплексность гипотезы в рае-сказе встречается не так уж редко, она стала традицией. Но не нужно забывать о том, что основоположником этой традиции был Ефремов.

Почти все рассказы оправданы с научной точки зрения - достаточно назвать "Алмазную трубу". Из фантазий Ефремова сбылось многое, но гораздо интереснее то, что еще не сбылось, например, гипотеза наследственной памяти из рассказа "Эллинский секрет". Только теперь наука вплотную подошла к разработке этой сложнейшей проблемы, и уже есть результаты, позволяющие утверждать, что гипотеза Ефремова имеет под собой достаточно серьезный реальный фундамент. Такого рода гипотезы особенно привлекательны тем, что дают возможность читателям принять участие в их осуществлении, помогают определить жизненное призвание.

Большим достоинством рассказов Ефремова является постоянно в них присутствующая проблема взаимосвязи человека с природой. Пейзаж и научно-фантастическом рассказе довольно редок и обычно играет служебную роль. У Ефремова природа не фон, она во многом определяет сюжет. Иногда через пейзаж раскрывается духовный мир героя, что в научной фантастике встречается довольно редко, особенно в рассказе. Многие рассказы 40-х - 60-х годов имели излишне сильную урбанистическую окраску, и эта тенденция сохранилась до сих пор: человек изображается в городе, среди машин, в космическом корабля, все внимание уделяется описанию техники, архитектуры, некоему кибернетическому колориту, природа или отсутствует, или выступает как некая страдательная и необязательная данность. И если потом появились рассказы, где природе отводится должное место, то этим мы во многом обязаны тоже Ефремову.

Герои рассказов Ефремова, как правило, люди науки, труженики и исследователи. Внешне они обыкновенны и лишены привычных атрибутов романтики. Они даны вне семейных отношений и раскрываются в отношении к природе, науке и товарищам по работе. Они одержимы страстью к познанию мира, и именно это делает их романтическими героями. Это же скрашивает некоторую однолинейность и скупость изображения: почти отсутствует портрет, детальность психологического анализа, индивидуализация речи. Некоторых действующих лиц можно поменять местами: ход мысли, восприятие природы одинаковы почти у всех, и вое в известной мере автобиографичны. Мы привыкли и одиночеству романтического героя еще со времен Байрона. У Ефремова коллективизм, свойственный нашей жизни, органически сочетается с романтическим видением мира и приключенческим колоритом. В старых книгах стремление извлечь выгоду из тайны делает всех врагами, а у него бескорыстное стремление познать научную тайну делает друзьями чужих до того людей. И в этом Ефремов удивительно современен.

Для стиля Ефремова-новеллиста характерна зримость изображаемого, умение передать своеобразие красок и форм природы, умение создать правдоподобие необычайного. Это искупает некоторые языковые погрешности. Композиция рассказов отличается простотой, почти всегда строго соблюдается хронологическая последовательность и полная открытость сюжетных ходов, нет ни нагромождения фактов, ни побочных линий сюжета, все лаконично и строго. (

Ефремов значительно обогатил жанр научно-фантастического рассказа и поднял его до уровня большой литературы, подготовив тем самым и почву для своих будущих романов.

    Е. П. ЗВАНЦЕВА
    Горький



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Конвенты >
1970-1980 | 1981-1990 | 1991-2001 | Другие материалы
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2021
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001