 From : Slava Makarov                       2:5020/207.12   Суб 07 Апр 01 21:52
 To   : Dmitriy Rudakov                                     Пон 09 Апр 01 16:09
 Subj : Открой тайну синего Гэндальфа! (1)
Dmitriy Rudakov wrote in a message to Timofei Koryakin:

 DR>  Ты совершенно не вник в мои возpажения. Описать в водной модуля
 DR> возможно только достаточно примитивный характер (хотя в РПГ pедко
 DR> когда бывают не примитивные, возможно мои возpажения тут напрасны).
 DR> Для сложных характеров необходимо видеть _развитие_ оного.
 DR> Невозможно передать _динамический_ объект  _статическим_ описанием!

 То, что описание статистическое - твоя личная гипотеза. Причем неверная.
Собственно, ничего не мешает рассказать историю оазвития личности в динамике,
почему нет, собственно? Про некоторых персонажей, вон, целые книжки пишут, вроде
темного эльфа Drizzt'a.

 DR>  Исключения, как я уже ни pаз говорил, книги и реальные личности.
 DR> Не потому что модулеписателям не достает таланта, просто это не их
 DR> забота. При желание возможно расписать тонко психологичный модуль,
 DR> только вот играть в него будет  неимеверно сложно. А вникнуть еще
 DR> сложнее.

Да мы, то бишь "Проект 7", в общем-то в основном в такие вот сложные модули и
играем. Так что твоя очередная гипотеза неверна.

 DR>  Как ты думаешь, зачем актерам долго готовится, вживаться в pоль...
 DR> хотя все их действия и реплики pасписаны? А тут по коpотенькой
 DR> вводной игрок  претендует на раскрытие характера, да еще без всякой
 DR> подготовки!

Коротенькая... Блин, да я к игре по "Гелию" уже год готовлюсь. И до сих пор не
все закончил. Мундир не пошит, паспорт образца 1900 года недоподделан,
подорожная не выписана. Стопка мемуаров на столе только на три четверти
дочитана... Коротенькая вводная, нда...

 TK>      А любое книжное достаточно? Даже описание какого-нибудь
 TK> лаборанта Одихмантьева?
 DR>  Ну не надо все утpиpовать. Конечно не любой персонаж описан
 DR> достаточно подpобно. Статисты и в книге остаются статистами.

Стало быть, в ролевой игре проработка больше. Потому что хороший мастер любого
статиста развернет в полноценного персонажа.

Slava.
---
 * Origin:                   Kilroy was here                  (2:5020/207.12)
 From : Timofei Koryakin                    2:5005/105.77   Суб 07 Апр 01 15:57
 To   : Nick Kolyadko                                       Пон 09 Апр 01 16:09
 Subj : Асприн и... аpмия:)
Приветствую тебя, Nick!

 NK>      Кстати, а где там "активная армия"? Неизвестно откуда чудесным
 NK> образом возникших наёмников-суперменов я там заметил, а вот активной
 NK> армии... Когда армия по технической оснащённости и подготовленности
 NK> личного состава отстаёт от каких-то частных структур - то она какая
 NK> угодно, но только не активная...

     Под "активной армией", в отличие от номинальной, я именно
наемников и имел в виду. Заметь -- за весьма небольшое время там
пришли к тому, что потери вооружения все-таки нужны. Еще немного,
 и вернулись бы к потерям в живой силе.

                                                С уважением, Тимофей.
--- GoldEd+/W32 1.1.4.3
 From : Timofei Koryakin                    2:5005/105.77   Суб 07 Апр 01 16:42
 To   : Andrew Tupkalo                                      Пон 09 Апр 01 16:09
 Subj : Открой тайну синего Гэндальфа! (1)
Приветствую тебя, Andrew!

 (про альтернативную историю)
 AT>   В смысле? Ода Нобунага был убит неподалёку от Киото,

     И что? Разве мало было на него покушений? Я, возможно, неверно
выразился. Имелось в виду, что таковое убийство было одним из
возможных исходов, а отнюдь не то, что воспроизводилась обстановка
того самого исторического события.

                                                С уважением, Тимофей.
--- GoldEd+/W32 1.1.4.3
 From : Timofei Koryakin                    2:5005/105.77   Суб 07 Апр 01 17:04
 To   : Dmitriy Rudakov                                     Пон 09 Апр 01 16:09
 Subj : Открой тайну синего Гэндальфа! (1)
Приветствую тебя, Dmitriy!

 DR>  Ты совершенно не вник в мои возpажения. Описать в водной
 DR> модуля возможно только достаточно примитивный хаpактеp

     Жаль, что ты не смог посмотреть мою ссылку. Там, помимо
всего прочего, есть рекомендация -- проделать индивидуальный
загруз недели за две до игры. Чтобы в голове у каждого улеглось...
И это для небольшой павильонки на несколько часов.

 DR> Для сложных характеров необходимо видеть _pазвитие_ оного.
 DR> Невозможно передать _динамический_ объект  _статическим_
 DR> описанием!

     И все-таки не пойму я, почему в загрузе, по твоему мнению,
не может быть динамики и всей предыстории персонажа. И чем
статическая, неизменяющаяся, лишенная всякой обратной связи
книга в этом смысле лучше.

 DR> При желание возможно расписать тонко психологичный модуль,
 DR> только вот играть в него будет  неимеверно сложно.

     Зато интересно. Играют же.

 DR>  Как ты думаешь, зачем актерам долго готовится, вживаться в
 DR> pоль... хотя все их действия и реплики pасписаны? А тут по
 DR> коротенькой вводной игрок  претендует на раскрытие характера,
 DR> да еще без всякой подготовки!

     Смотри мои первые строчки. Ты просто в очередной раз не в
курсе дела. Вводные, они и побольше общего загруза бывают.
Существенно больше.

                                                С уважением, Тимофей.
--- GoldEd+/W32 1.1.4.3
 From : Timofei Koryakin                    2:5005/105.77   Суб 07 Апр 01 17:05
 To   : Sergey Lukianenko                                   Пон 09 Апр 01 16:09
 Subj : Закроем тему, но... (1)
Приветствую тебя, Sergey!

 SL> Гораздо интереснее другой факт - Вы хотите сказать, что имя
 SL> "полноценное", то есть - встречающееся у самого Толкиена?

     Безотносительно к предмету дискуссии -- поскольку Толкином
разработан _язык_, то полноценным в данном контексте является
любое имя, полностью соответствующее правилам этого языка. Про
Эленельдила тут сам носитель имени высказался, что это имя по
его просьбе сконструировали знатоки.

                                                С уважением, Тимофей.
--- GoldEd+/W32 1.1.4.3
 From : Victor Sudakov                      2:5020/400      Суб 07 Апр 01 23:03
 To   : Oleg Bakiev                                         Пон 09 Апр 01 16:09
 Subj : Re: Резюме.
From: Victor Sudakov <vas@vas.tomsk.ru>

Oleg Bakiev wrote:

>  BV>> Метод. Нормальным людям необходимо перебраться в нормальную эху.
>  BV>> Лично я пошел.

>  AM> Ты бы хоть сказал куда. В смысле, в какую эху (а то ведь разное всякое
>  AM> могут подумать ;)))
> В одной хорошей книжке описывался соответствующий остров.

Забвения, что ли?

--
Victor Sudakov,  VAS4-RIPE, VAS47-RIPN
2:5005/149@fidonet http://vas.tomsk.ru/
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Вск 08 Апр 01 02:22
 To   : Pavel Viaznikov                                     Пон 09 Апр 01 16:09
 Subj : Закроем тему, но...(3)
       БВИ вновь с Вами, Pavel!

     07.04.29: Pavel Viaznikov --> Dmitry Sidoroff:

 PV> "Всех утопить" (с) Фауст (у Пушкина)

Вот только врать не надо! "Всех утопить" -- так цитируют Фауста-Пушкина у
Стругацких в "Отягощённых злом". На самом же деле у Пушкина -- "Всё утопить":

               Фауст.
Сокройся, адское творенье!
Беги от взора моего!

               Мефистофель.
Изволь. Задай лишь мне задачу:
Без дела, знаешь, от тебя
Не смею отлучаться я --
Я даром времени не трачу.

               Фауст.
Что там белеет? говори.

               Мефистофель.
Корабль испанский трёхмачтовый,
Пристать в Голландию готовый:
На нем мерзавцев сотни три,
Две обезьяны, бочки злата,
Да груз богатый шоколата,
Да модная болезнь: она
Недавно вам подарена.

               Фауст.
Всё утопить.

               Мефистофель.
                     Сей час.

                                                            Wlad.
--- Крайцхагельдоннерветтернохайнмаль 2.51.A0901+
 * Origin: Он любил гласность (2:5007/1.45)
 From : Anton Moscal                        2:5020/400      Суб 07 Апр 01 23:45
 To   : Dmitry Sidoroff                                     Пон 09 Апр 01 16:09
 Subj : Re: О Латыниной и не только о ней.
From: Anton Moscal <msk@post.tepkom.ru>

On Sat, 7 Apr 2001, Dmitry Sidoroff wrote:

> ======
> "Преступление отличает нас от животных.... Как адвокат и свободный человек, я
> считаю эти (правовые- И.С.) нормы чем-то временным", - вещает знаменитый
> французский адвокат, "блестящий человек, эрудит" (по оценке газеты "Известия")

Я, право, плохо понял при чем тут subj (да и эхотаг). Разница между
обильно цитируемым автором и Латыниной в том, что Латынина умна и
иронична, а автор - классический дурак и резонер. Но этого вроде
недостаточно для сближения.

Более забавно другое - лично тебя я запомнил, как человека, принявшего
фашистское (не в оценочном смысле) общество за традиционное. Твой
постинг обогалитл мое впечаттление новыми штрихами - в отквоченном
просматриваются аналогии между твои и "адвокатским" видением мира.

(Я в смысле того, что автор, хоть и адвокат, но ты то лучше его знаешь,
что такое право...)

 * Origin: St.Petersburg University (2:5020/400)
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Вск 08 Апр 01 02:30
 To   : Tatyana Rumyantseva                                 Пон 09 Апр 01 16:09
 Subj : Кто кого породил
       БВИ вновь с Вами, Tatyana!

     07.04.29: Tatyana Rumyantseva --> Vladimir Borisov:

 TR> Гмс, а где Вы в реальном мире видели плоскость, точку, прямую?

Я и сейчас их вижу. Плоскость стола, пpямые линии контуров книг, точки -- пpямо
на экpане.

 TR> Идеальный газ, абсолютно упругое тело? Все это как раз не
 TR> укладывается
 TR> в реалистическую картину миру.

Укладывается, вполне укладывается! Это ведь упpощения реального мира, вызванные
необходимостью уложить сложные явления в стройные строгие рамки уравнений,
обобщений и т.п. А фэнтези -- совершенно обратное явление. Здесь добавляются
сущности сверх необходимого. И ролевые игры -- в том же напpавлении. Вместо
того, чтобы сесть и нудно что-то обсуждать, пpидумывается pоскошная оболочка.

 TR> Но вот физики (механики?) используют понятия идеального газа,
 TR> например. В природе его, видимо, не существует и чтобы задачи вообще
 TR> решались, надо
 TR> накладывать некоторые ограничения, отгораживающие объект от реальной
 TR> жизни. По крайней мере, так делается в школе. Далее - известный пример
 TR> с Некто и яблоком :) -  "Да не отдам я ему яблоко, хоть он дерись".
 TR> Тоже явно болезненная реакция на нарушение фэнтезийного способа
 TR> мышления :).

Про бедных физиков я уже пpописал. А случай с Нектой и яблоком -- не
болезненная pеакция, а чисто прагматический подход и нежелание мыслить
фэнтезийным обpазом.

 TR> Не в такой, конечно, степени, но все-таки для меня разговор о ролевых
 TR> играх практически всегда - содержателен. Т.е., если это не
 TR> рассказывание баек, разумеется. Но и тут возможны варианты :).

Буду рад, если найдёте в нашем разговоре содержание :).

 TR> А гипотеза не обязана очевидным образом вести к практической
 TR> деятельности. Но, по-моему, она должна что-то объяснять лучше, чем
 TR> другие теории. Вот я и хочу понять - что именно.

А в данном случае другой теории как бы и не было. То есть было -- и так, и
этак, и третьим обpазом. Мне же показалось, что общее всё-таки есть. Конечно,
бывает иногда, что два совершенно разных явления порождают подобные новые
явления. Но чаще всё-таки наоборот -- одно явление порождает группу новых
явлений.

 TR> Хорошо, но и порождается ролевая игра, обычно, несколькими людьми.
 TR> Собственно, в последнее время это скорее правило, чем исключение.
 TR> Причем, я даже не говорю о таких блоках, как экономика или боевка,
 TR> которые могут весьма слабо коррелировать с миром, но и вполне
 TR> нормально, когда мир и сюжет разрабатывают разные люди. Причем, еще на
 TR> уровне подготовки могут подключаться игроки, которые своими
 TR> разработками по культуре, религии и т.п. дополняют игровой
 TR> мир, придуманный мастерами.

Тем не менее я не вижу всё-таки существенной разницы меж тем, один человек
создаёт что-то или гpуппа. Hаучная оpганизация труда, во!

                                                            Wlad.
--- Лопотуй голомозый 2.51.A0901+
 * Origin: Лев Абалкин, в натуре (2:5007/1.45)
 From : Oleg N. Kotenko                     2:5020/194.97   Пон 09 Апр 01 11:48
 To   : Gregory                                             Пон 09 Апр 01 16:09
 Subj : Резюме.
Take your own, Gregory, sick with fever...

 Четверг Апрель 05 2001 23:44, Gregory пишет Dmitry Shishkin:

 G> Нет, это не в стиле старых фенов. Старые фены так себя не ведут.
 G> Старые фены обычно начинают демонстративно уходить, в надежде на то
 G> что их все будут уговаривать остаться. "Ах, и не уговаривайте меня,
 G> всё равно не соглашусь."

Слышишь, ну ты хоть бы сам подумал, что говоришь ;))) Ей богу, комедия какая-то.
Новый жанр - комедия тупости. Ты, наверное, думаешь, что для "старых фэнов",
которых вы все так любите вспоминать, свет клином сошёлся на Фидо или Интернете?
У этих людей есть друзья и знакомые, есть с кем пообщаться без фидошного
пальцегнутья и гавкания. Так что, подойди ближе к унитазу, как говорится.

C уважением, Ardaris.        pkot#etel.dn.ua          [http://www.boxa.ru]

... зоопсихология - великая наука
--- np: Darkseed "Diving into Darkness" '00 UNREG
 * Origin: welcome to my broken heart (2:5020/194.97)
 From : Pavel Viaznikov                     2:5020/194.90   Суб 07 Апр 01 18:55
 To   : Yevgeny Poluektov                                   Пон 09 Апр 01 16:09
 Subj : Закроем тему, но...(3)
Hi there, Yevgeny!

Saturday April 07 2001 15:22, Yevgeny Poluektov chose to gladden the heart of
Pavel Viaznikov and wrote:

 YP>     Вы чегo-тo пyтаете. Или я пpoстo не видел этoгo письма.
 YP>     Hint: сии четвеpoнoгие yпoминались гoспoдинoм Лyкьяненкo в
 YP> письмах дpyгoмy челoвекy.

- Ну, ошибся, бывает. Действительно - другому.

 YP>     Скopее мир пеpевеpнется и станет на yши... ;))))))))
 YP>     Вoт-вoт. Или ещё чегo пpидyмали б... Пpистpастнoсть мoжет
 YP> oблачаться в разные oдежoнки, нo сyть oт этoгo не станoвится инoй.
 YP> :))))))))

- Неостроумно, дорогой. А главное, нелогично: мне ведь и не пришлось бы ничего
придумывать, поскольку флейм не дожил бы до того письма, за которое надо
наказывать.

 YP>     (nb: я не сказал, чтo этo всегда плoхo)

- Жизнь покажет.

 YP>     "Всех не перевешаете" (с) склеpoз :)

- Ну, попробовать-то можно...

 From : Sergey Lukianenko                   2:5020/194.555  Вск 08 Апр 01 00:24
 To   : Danil Lavrentyuk                                    Пон 09 Апр 01 16:10
 Subj : Закроем тему, но...
Как поживаете, Danil ?

 Пятница Апрель 06 2001 13:32 перехвачено сообщение:  Danil Lavrentyuk ==>
Sergey Lukianenko:

    Прежде всего - я очень рад Вашему появлению в эхе, поскольку эмоции тут уже
несколько перехлестывают через край и пора бы ставить точку в долгой истории.

 DL> Точная дата - 29 сентября 1994 года. При этом в сети присутствует по
 DL> крайней мере один из двух людей, это имя по заданному мной смыслу
 DL> составлявших.

    Понятно. Я не знаток Толкиена, поэтому уточню - это имя не используется в
его произведениях? Оно именно "сконструировано"?

 DL> Это не совсем так. До появления книги "Не время для драконов" мы с
 DL> Вами в одно и то же время читали и писали в конференцию RU.RPG. При
 DL> этом хотя в поле From у меня было имя паспортное, в подписи к письмам
 DL> обычно стояло "Эленельдиль".

 DL> Так что в то, что имя моё вам абсолютно ново, уж простите, не верю.

    Данила, могу лишь повторить еще раз - имя мне было незнакомо. Несколько
писем, написанных мной в РУ.РПГ (насколько я помню - их и было-то не больше
десятка) вовсе не означают, что я запомнил всех писавших туда. Тем более - по
имени в подписи. Это бы означало, по меньшей мере, что я прочитал все письмо до
конца, а большую часть писем в "непрофильных" эхах я читаю выборочно. Да,
конечно, я мог его видеть - пролистывая почту. Но не более того.

 DL> Да, конфликтов с Вами лично у меня вроде бы не было.

    Я, честно говоря, не припомню даже обмена письмами, не то что конфликта.

 DL> Тем более удивительно было для меня использование моего имени таким
 DL> способом.

    Дело в том, что имя действительно бралось нами "отфонарно". Имя Эленельдил
(кстати, без мягкого знака на конце) было именно "сконструировано", в полной
уверенности его эльфийского звучания... и только. Единственный реальный человек,
на которого был какой-то персональный _намек_ в персонаже - это Николай Дремков,
в ту пору энергично ругавший Ника в ФИДО. И то, намек без конкретики - мало ли в
России Hиколаев... :)
    Не знаю, устроят Вас эти объяснения или нет, но никаких претензий к Вам,
никакого желания обидеть, ущемить или посмеяться у нас действительно не было.
Могло ли звучное имя отложиться где-то в подсознании и всплыть при
необходимости? Возможно. Могли ли мы совершенно случайно "сконструировать" его?
Видимо, да.
    В любом случае я приношу Вам свои извинения за этот досадный инцидент и
готов повторить его в любой требуемой форме. Hиколай-"Эленельдил" - вовсе не
тождественен Даниле Лаврентюку "Эленельдил(ь)".
    Менять имя ныне, после неоднократных переизданий романа - вряд ли разумно.
Но я надеюсь, что Вы примите наши объяснения и не будете держать обиды на
авторов, невольно использовавших имя Вашего персонажа.

    C уважением, Sergey Lukianenko.
    [ Team  http://www.lukianenko.ru ]

--- GoldEd 2.50+
 * Origin: Император Иллюзий (2:5020/194.555)
 From : Dmitry Sidoroff                     2:5020/1124.5   Суб 07 Апр 01 20:30
 To   : Andrew Tupkalo                                      Пон 09 Апр 01 16:10
 Subj : Закрой тайнy, счастливчик! Ибо достало...
Привет Andrew!

07 Апр 01 21:38, Andrew Tupkalo -> Dmitry Sidoroff:

 AT>   Я и говорю, что, к сожалению, это ноpма. Особенно в ППС.

Только не к сожалению. Это именно норма, как минимум для нашей культуры.
У "правильных" на этой работе крыша улетит громко хлопая крылами.

Dmitry

--- GoldED/W32 3.0.0-dam9
 * Origin:  Веселые будни инквизиции  (2:5020/1124.5)
 From : Dmitry Sidoroff                     2:5020/1124.5   Суб 07 Апр 01 23:15
 To   : All                                                 Пон 09 Апр 01 16:10
 Subj : Пропаганда наркоты
Привет All!

======
Подведены итоги конкурса литературных произведений, опубликованных в
"Интернете". Первую премию получила тупая порнография со специфическим уклоном в
пропаганду тяжелых наркотиков, в особенности первитина: рецепты приготовления,
сдобренные матом прочувствованные призывы: "не бойся, используй свой шанс, чтобы
изменить себя и стать выше недо.... толпы ....... урелов, не знающих кайфа
вмазки!" Некий Максим Кононенко, запустивший этот текст в Интернет, так
мотивировал свой поступок: "Дело писателя - делать интересные романы...Дело
читателя - их читать. Читателям понравилось."38 Знакомая логика, не правда ли?
Но интереснее другое: что жюри, присудившее первитиновой графомании первую
премию, состояло из Андрея Битова, Бориса Стругацкого, Александра Кушнера...
Добавим не столь крупное, но очень часто мелькающее в СМИ имя Дмитрия Быкова. Не
все поставили наркошедевр на первое место, бывший соавтор "Хищных вещей века"
Б.Стругацкий оправдывается, что он лично - только на четвертое. Но никто в знак
протеста из жюри не вышел.

Заметьте: все "деятели культуры", задействованные в этих и подобных историях -
известные либералы.
======
Кто может сказать на сколько соответвует действительности?

PS:
======
Вместо "терпимости" и "политкорректности" в обществе должна формироваться,
наоборот, максимальная нетерпимость ко всему, что способствует превращению homo
sapiens в "продвинутого" дегенерата, в том числе и к соответствующему
"агитпропу". Если бы Андрей Битов и компания точно знали, что по окончании
"конкурса в Интернете" их, невзирая ни на какие прежние заслуги, просто не
пустят ни в один порядочный дом - и не из каких-то идеологических соображений, а
просто потому что противно, и еще потому, что в каждом доме растут дети и внуки,
и их нужно защитить - тогда, я уверен, эти именитые господа десять раз подумали
бы, прежде чем связать свои имена с рекламой первитина.
[...]
Все это пока больше похоже на фантастику.

Но попробовать стоит. В конце концов, Линь Цзэсюй начинал свою войну с опиумом
тоже без особой надежды на успех.
======

Dmitry

--- GoldED/W32 3.0.0-dam9
 * Origin: Мышонок с подпольным стажем. (2:5020/1124.5)
 From : Dmitry Sidoroff                     2:5020/1124.5   Суб 07 Апр 01 23:40
 To   : All                                                 Пон 09 Апр 01 16:10
 Subj : [FWD] ЛИБЕРАСТИЯ глава 7
Глава 7. Субкультурная революция.

     Вместо статуй будут урны
     В революции культурной...
     Владимир Высоцкий

Наука культурология волей-неволей ассоциируется с именами серьезных ученых,
далеких от лакейского "чего изволите". В нашей стране это, например,
Владимир Яковлевич Пропп, автор гениального исследования "Исторические
корни волшебной сказки"; Михаил Иванович Стеблин-Каменский, чей "Мир саги"
завершается беседой современного ученого с чудесно воскрешенным гостем из
раннего средневековья (и как же им трудно понять друг друга!);
замечательный медиевист Арон Яковлевич Гуревич (всем, у кого есть
дети-школьники, напоминаю про его с Д.Э.Харитонович учебник "История
Средних веков"). Между прочим, именно эту традицию продолжает А. Л.
Юрганов.

Культурологический подход противоположен археологическому. Археолог танцует
от печки, то есть от кирпичей, из которых она была сложена, и прочих
осязаемых реликтов; он познает общество через предметный мир. Он
материалист по природе своего ремесла, независимо от хорошего или плохого
отношения к Карлу Марксу. А культуролог - воспользуемся формулировкой из
аннотации к вышеупомянутому учебнику -объясняет "события и структуры...,
исходя из взглядов, чувств, устремлений, ценностей людей...".1 Такой подход
весьма уязвим. В основе своей человеческая цивилизация все-таки
материальна. Прежде чем сочинять книги, надо поесть, попить, прикрыть свое
материальное тело от холода и дождя. Но при решении некоторых конкретных
проблем культурологическая методика работает. Причем не только в Древней
истории или медиевистике. Например, социальный феномен организованной
преступности (мафии) гораздо легче понять, проследив, как изменился за
последние сто лет образ уголовного преступника в европейском искусстве, что
мы с вами и сделали только что. Причины поражения демократического движения
в нашей "бывшей" родной стране запечатлены на пленках "магнитофонного
самиздата" от Высоцкого до Гребенщикова и Башлачева: как эволюционировал
герой авторской песни, и с какими "взглядами, чувствами, устремлениями"
подошел он к историческому рубежу перестройки? Разумеется, частные
исследования такого рода не заменяют, а дополняют базовую
социально-экономическую историю...

Но не стоит углубляться в тонкости научных дискуссий. В последнее время
"культурологией" стали называть нечто специфическое, что не вписывается ни в
какую исследовательскую методологию. Вашему покорному слуге пришлось
непосредственно соприкоснуться с этим феноменом, когда я нежданно-негаданно сам
оказался культурологом "нового типа" - одним из авторов фундаментального словаря
"Культурология. ХХ век" и еще более фундаментальной двухтомной энциклопедии под
тем же скромным названием.

Подчеркиваю: речь идет не о приложении к журналу "Fool girl", а о солидных
изданиях, осуществленных санкт-петербургской "Университетской книгой" при
содействии фондов "Открытое общество", Поддержки науки и образования и "Учебная
литература" (последний фонд - при комитете по образованию г. Санкт-Петербурга);
в редакционной коллегии - перечень докторов наук и профессоров.

Почему же я оказался в их рядах "нежданно-негаданно"?

Когда-то московское издательство "Юрист" заказало мне статью о тогда еще модном
русском роке: мол, у вас только что вышла книжка об истории этого явления,
изложите вкратце основные идеи. Я изложил. Отнес статью в издательство и с тех
пор периодически (примерно раз в год) беспокоил редактора телефонными звонками:
"Как поживает моя рукопись?" Никакой информации я так и не получил, пока в
книжном магазине не наткнулся на вышеупомянутый словарь по культурологии,
выпущенный неизвестным мне издательством из города на Неве на деньги известного
мистера Сороса. Моя знакомая из "Юриста" - ее звали С.Я.Левит - значилась
составителем. И.Смирнов - одним из авторов. Но сочинение мое, попутешествовав
между двумя столицами, изменилось самым радикальным образом. Из него было
вырезано, во-первых, определение предмета, во-вторых, все имена музыкантов,
названия групп и конкретных произведений. Представьте себе на минуточку статью,
например, про русскую литературу начала Х1Х века - без единого имени поэта
или писателя.

Оставшийся от текста огрызок оказался присобачен к произведению какого-то
другого "культуролога", мне незнакомого, и подписано все вместе двумя фамилиями
- как будто сочинялось в соавторстве.

Чем же в результате "мы" обогатили ВУЗы и фундаментальные библиотеки, которые
приобрели словарь, а затем и энциклопедию "Культурология. ХХ век" в качестве
серьезных пособий для нескольких поколений студентов и исследователей?
Воспроизвожу с буквальной точностью.

"...Рок - это, прежде всего, не искусство, не идеология, а система ценностей и
образ жизни. Отсюда социальная направленность рока и практика, выраженная в
шокирующей триаде: пансексуализм - наркотики - музыка. Р.-к. (рок-культура -
И.С.) породила несколько феноменов: язык (слэнг) и стиль одежды, рок-периодику
("Роллинг Стоунз") (именно так- И.С.), рок-энциклопедию (?? -какую именно из
десятков, вернее - сотен? -И.С.), рок-концерт (сэйшен) и т.п.

...Ритм в Р.-к. приобретает почти религ. значение. Это связано с тем, что
метафизика контркультуры по духу и смыслу своему ближе всего к энергетич.
варианту теории эманации. "Бог, то, что мы называем богом, - это разновидность
вибрации. Мы достигаем перевоплощения, когда мы достигаем той тончайшей
вибрации, на к-рой мы становимся едины с богом. Мы вибрируем на том же уровне",
- из манифеста рок-общины. ( какой "общины"?! -И.С.)...Культура наркотиков тоже
имеет негритянское происхождение."2

И т.п. Иными словами, Бог - это вибратор (прости, Господи), а негритянский
заговор злее сионистского, потому что чернокожие каким-то образом распространили
не только снотворный мак в Средней Азии, но еще и коку в Южной Америке - задолго
до Колумба!

Для сравнения: мой первоначальный текст как раз и начинался с того, что рок -
"прежде всего" искусство , и именно поэтому песни Джона Леннона и Джима
Моррисона интересны довольно большому числу нормальных людей, а не только
наркоманам и "пансескуалистам". Кстати, и поклонники Есенина - не обязательно
алкоголики, и Достоевского читает большое количество граждан, не страдающих
эпилепсией или антисемитизмом. Но мой подход почему-то не устроил ученых
энциклопедистов. Они предпочли другое определение: "Рок-культура - явление
молодежной субкультуры... Ядро Р.-к. составляет контркультура..." И т.п., см.
выше.

Почему?

Здесь, уважаемые читатели, заканчивается обычная пост-советская "сага о
жуликах", и начинается научная проблема. Потому что нормальный издательский
жулик не станет утруждать себя переработкой чужого произведения - ему достаточно
гордого осознания того, что автору не заплачено ни копейки.

В поисках ответа на свой исследовательский вопрос я стал просматривать другие
статьи культурологического словаря. "Явление молодежной субкультуры..."
Откроем-ка на букву "С".

"Субкультуры".

"Цыгане, например, не считают зазорным воровать у "чужих". Однако такой
поступок, совершенный внутри табора, расценивается как
преступление...Hепочтительное отношение к старому человеку не будет воспринято
на Кавказе как добродетель. Среди заключенных, говорящих на особом жаргоне,
также складываются своеобразные стандарты поведения, типичные только для данной
среды. Подобного рода феномены мы называем С."3

Если не поняли, перечитайте еще раз. Народы Кавказа должны быть особенно
благодарны за то, что их национальные традиции чохом (по принципу "лицо
кавказской национальности") приравняли к субкультуре уголовников.

Между прочим, "С. ...обладают стойкостью и в то же время не оказывают
воздействия на генеральный ствол культуры". Если рок-музыка относится к "С",
значит, БИТЛЗ, ПИНК ФЛОЙД, "Jesus Christ Superstar" "не оказали воздействия на
генеральный ствол". Скрупулезно подмечено. В "моей" статье где-то ближе к
середине мелькнет и такая загадочная формулировка: "эстетизация и элитаризация
рок-искусства, выражающаяся в развитии таких жанров, как симфо-рок, рок-опера,
арт-рок, рок-авангард, джаз-рок и т.п." То есть арт-рок ("и т.п.") - все-таки
искусство?4

Платяной шкаф - мебель. И книжный - тоже мебель. И т.п. А шкафы как таковые - не
мебель, а явление деревянной субкультуры.

Хорошо. Посмотрим тогда на букву "К" - что такое "Контркультура". Оказывается,
"контркультурным значением в совр. мире обладают не отд. феномены, а вся
совокупность субкультур" (во множественном числе).5 Если вы еще не запутались
окончательно, напоминаю, что многострадальный рок был у нас "явлением
субкультуры" (в единственном числе). А "контркультура" составляла его "ядро" .
То есть ядро состоит из множества того, явлением чего... Тьфу. Теперь запутался
я сам.

Как сказал бы фольклорный Василий Иванович: "А это, Петька, наука
культурология".

Может быть, поможет пространная статья "Культура ХХ века"? Напрасные надежды.
Ведь "реальные вещи и смыслы не наличны в знаках, каковы бы ни были эти знаки.
Наличие (presence) недостоверно и недоказуемо в принципе. Мотивы Иного
(внечеловеч. и внекультурные жесты) не что иное, как знаки всемирного Письма
(Деррида) или тени вездесущих электронных экранов (Бодрийяр). Потому и новая
радикальная биокосмичность этого как бы отбросившего человеч. мерки искусства -
это знаковая, репрезентативная биокосмичность..." 6 Неужели и ЭТО - наука? Или
все-таки "внечеловеч." белиберда, чей ближайший культурный аналог - пародии
Франсуа Рабле на "ученую" заумь средневековых схоластов?

Или, может быть, мне попались какие-то халтурные словари и энциклопедии
современной культурологии? Как я уже с почтением отметил выше, в редакционной
коллегии - именитые профессора, они же и авторы большинства статей. Например,
сочинение про цыган, кавказцев и уголовников подписано: "П.С. Гуревич".

"Писать так, чтобы было интересно, - касается это научной литературы или
учебников , - традиция, у нас, в отличие от Запада, практически отсутствующая. А
ведь в этом проявляется степень уважения к читателю, будь то ребенок или
взрослый. Учебные книги Павла Гуревича - исключение. В них автору удается
соединять научность и популярность, глубину и занимательность. Имя Павла
Гуревича давно и широко известно в научных кругах: он автор множества книг и
статей, под его редакцией выходят сборники, переводы, хрестоматии, журналы
"Философские науки", "Архетип" и др. Нереально перечислить все его
действительные регалии: доктор философских и филологических наук, ректор
Института психрвнализа, член международных научных ассоциаций, обществ,
академий..." (из газеты для учителей "Первое сентября")7

Неужели тот самый?

Возьмите с полки "Культурология" книжного магазина наугад любое другое пособие.
"Словарь культуры ХХ века", составлен "известным философом и культурологом
Вадимом Рудневым" Специальная статья (!) посвящена словам-паразитам "как бы" и
"на самом деле", из коих выводятся глубокие историко-философские закономерности
развития несчастной России (ну чистый Рабле!), а т.н. "постмодернизм" возведен в
"основное направление современной философии, искусства и науки".8 Привет из
Академии общественных наук при ЦК КПСС. Интересно, чем этот самый
"постмодернизм" обогатил, например, генную инженерию? Или археологию
доколумбовой Америки?

Согласно другому словарю-справочнику: "Человек и общество. Культурология",
"монастырь - место, где люди живут и совершают культовые действия"; "еда -
хорошо известная нам пища", а "иудейской культуре требуется человек, который ...
ничего не знает и не хочет, кроме следования своему Закону - Богу."9

Самое печальное, что на этот уровень немедленно опускаются и серьезные
специалисты, как только их заносит в "культурологию". Меняется даже манера речи.
Человек, способный живо и увлекательно рассказывать, к примеру, о древних
римлянах (Г.С. Кнабе), в том числе и о сложнейших проблемах их культуры,
переходит на "внечеловеч." птичий язык, в котором "не наличны реальные вещи и
смыслы". Причины раскрыл другой историк, И.H. Данилевский в "культурологическом
ликбезе":

"Наиболее распространенным в наши дни является определение культуры как
способности человека придавать смысл своим действиям (выделено автором)...
Рассмотренное понимание культуры, как уже отмечалось, несколько отличается от
общепринятого. В частности, оно не затрагивает непосредственно художественную и
материальную культуру, полностью оставаясь в рамках культуры духовной. В то же
время именно духовная культура как совокупность значений и смыслов, определяющих
все, что делает человек, является системообразующей всех областей культуры,
наполняя их реальным для каждого человека содержанием..."10

Понимаю, что читать такие тексты непросто. Но если напрячься, можно выудить
один, и очень конкретный смысл. В основе новой "науки" лежит очередная
расчленительская операция. "Культура" отрывается не только от своей материальной
основы, но даже от художественного творчества, то есть от какого бы то ни было
конкретного содержания! И сводится тем самым к "духовным смыслам" - к потокам
пустых слов, которые свободно текут взад-вперед, вообще не касаясь реальной
действительности.

Однако вернемся в эту самую действительность.

Многозначные термины - вечный источник спекуляций, бесплодных "споров о словах"
и пренебрежения со стороны коллег-естественников.

Конечно, термин - всего лишь условность. Если очень хочется, можно генерала
Макашова назвать "левым" (как принято у наших ТВ-грамотеев), а субкультурой -
например, почвоведение. Или бутерброд с субпродуктом. Но будет ли это удобно? И
полезно?

Dmitry

--- GoldED/W32 3.0.0-dam9
 * Origin: Рабы, получившие свободу, становятся злоречивы. (2:5020/1124.5)
 From : Dmitry Sidoroff                     2:5020/1124.5   Суб 07 Апр 01 23:43
 To   : All                                                 Пон 09 Апр 01 16:10
 Subj : [FWD] 2 ЛИБЕРАСТИЯ глава 7
Итак, субкультура.

Термин-то появился именно для того, чтобы выделить в системе материальных и
духовных ценностей какого-то народа - то есть в его общей, "большой"
национальной культуре - устойчивые совокупности норм, ритуалов, особенностей
внешнего вида, языка (слэнга) и художественного творчества (как правило,
любительского), характерные для отдельных групп со специфическим образом жизни,
которые осознают и, как правило, культивируют свою обособленность. Поэтому мы с
полным правом говорим о субкультуре криминальной, гомосексуальной или
наркоманской. "Суб" - латинское "под" - указывает на несамостоятельность,
второстепенность и второсортность. Интеллигентному человеку не придет в голову
назвать "субкультурой" национальную культуру другого народа. Это будет
воспринято как оскорбление.

Определяющий признак субкультуры - не малочисленность приверженцев (высшую
математику тоже понимают не все), а установка на строительство своего рода
лягушатника, отгороженного от базовых ценностей по принципу "для своих сойдет" -
"я не Лермонтов, не Пушкин, я блатной поэт Кукушкин" - причем "свои" отличаются
от "чужих" по внешним, формальным признакам. По покрою штанишек, прическе,
"фенечкам", фигурам из пальцев. Поэтому настоящее искусство, даже связанное с
субкультурой по происхождению, неизбежно перерастает ее рамки: "мы на языке
одном о разном говорили" (А.Башлачев). Хрестоматийный пример - "лагерные" песни
А.Галича.

Субкультуры существуют давно. Еще В. И. Даль собирал образцы "байкового языка" -
"вымышленый, малословный язык столичных мазуриков, воров и карманников, нечто в
роде афенского".11 Заметьте, что министры на этом языке почему-то не говорили -
ни царские, ни советские.

Литературный персонаж, предвосхитивший субкультурные повадки задолго до того,
как сам термин вошел в исследовательский обиход - Эллочка-людоедка в "Двенадцати
стульях". Если бы она дожила до 90-х, могла бы стать идеальной ведущей,
например, MTV. Во времена Ильфа и Петрова она вызывала только смех.
Легализация и культивирование субкультур на Западе берет начало с т.н.
"молодежной революции" 60-х годов.Hа гребень последней волны капиталистической
эмансипации оказались вознесены культурные феномены, даже целый жанр искусства
(рок-музыка), которые формировались и распространялись по преимуществу в
молодежной среде. Вот в каких конкретных исторических обстоятельствах
словосочетание "молодежная культура" имело смысл. Но революциям свойственно
доводить свои лозунги до крайности, то есть до абсурда. Из разумной идеи
равноправия для молодежи вывели т.н. "конфликт поколений". Студенческие
демонстрации вдохновлялись верой в то, что их культура не какими-то отдельными
особенностями, а целиком и полностью самостийна от "взрослой". Никакого
положительного смысла в этой эмоциональной нелепице не было и быть не могло:
культура - слишком большое и сложное здание, чтобы каждое поколение строило его
заново. Поэтому за позитив взяли первое, что попалось под руку: многочисленные
подростково-молодежные субкультуры, копошащиеся по задворкам большого города.

В нормальных условиях молодой человек, выбирая "делать жизнь с кого",
ориентируется прежде всего на уважаемого и компетентного взрослого. Паж - на
рыцаря, подмастерье - на мастера, юнга - на опытного "морского волка",
студент-первокурсник - на Нобелевского лауреата етс. Идея о том, что у молодежи
должна быть какая-то своя, опричная "молодежная культура", ломает механизм
социализации. В соответствии с этой идеей главной, если не единственной
референтной группой в самый важный для человека момент, когда формируется его
личность и определяется судьба, должно быть что? - Правильно. Компания
сверстников, именуемая у нас "тусовка". Это словечко, заимствованное
комсомольской прессой из блатного жаргона, никогда не значило ничего хорошего
("тусовщик" - дешевый, пустой человек; за это слово в начале 80-х могли больно
ударить по лицу). "Тусовка" по определению ориентирована на досуг. И это
полбеды. Хуже то, что молодежные субкультуры сильно криминализованы (и, как
правило, наркотизированы).

И вот перед нами социальное образование, действительно жуткое. Правильнее всего
было бы называть его - по аналогии с животными сообществами - "стаей". Механизм
формирования подростковой стаи хорошо показан в романе Уильяма Голдинга
"Повелитель мух". В современных США под контролем таких "повелителей" находятся
целые городские районы, куда нормальным людям ходить "не стоит" (подробнее о
структуре и деятельности "молодежных гэнгов" см.:12). Примером для подражания в
стае является, естественно, вожак - он имеет наибольший опыт в том, что
объединяет членов стаи и отличает "своих" от "чужих". Конечно, у детей бедноты и
раньше хватало такого рода наставников (помните, кто воспитывал Оливера Твиста?)
Новое - то, что теперь их претензии получают поддержку общества, официальных
институтов.

"Судя по пьесам, которые уважаемый Британский Совет представил в Москву на
Чеховский фестиваль, и по комментариям не менее уважаемого "Ройал Корт",
подобная переоценка ценностей вдохновляет некоторых наших коллег. Когда-то
теоретики классицизма утверждали, что героем трагедии может выступать только
человек благородный - так теперь нормальным людям навязывают героев из числа
криминальных меньшинств. В кино и некоторых направлениях популярной музыки
откровенно смакуются криминальные субкультуры со всеми их тошнотворными
атрибутами. Те самые субкультуры, в которых каждое жаргонное словечко проникнуто
ненавистью, тупой жестокостью, презрением к тому, кто слабее..."13

Капитализм, который так яростно проклинали с баррикад "Парижской весны", извлек
из молодежной революции немалую выгоду. Разворачивается коммерческая
эксплуатация субкультур. Копеечная маечка за счет модненькой завитушки, вовремя
на ней проштампованной, продается в несколько раз дороже. При этом из субкультур
начисто вымывается то единственное, что было в них ценного: живая фольклорная
непринужденность. Весь революционный потенциал умещается в отдел универсального
магазина. Молодежь "свободно выражает себя" через кабинеты телевизионных
администраторов и боссов шоу-бизнеса. Эти господа - не очень юные и очень
богатые - успешно удовлетворяют запросы масс, которые сами же создают...

Забавный экономический феномен, который почему-то обходят вниманием и
культурологи, и сами экономисты: ни в одной сфере человеческой деятельности
карьеры не делаются так стремительно и легко, как в "шоу-бизнесе". В тех же США
врачи и адвокаты - чрезвычайно уважаемые и высокооплачиваемые корпорации, но
чтобы занять в них прочное положение, нужно лет 10 учиться и еще лет 15 всерьез
работать. "Шоу-мэн" ("вумэн") попадает на ту же самую ступеньку социальной
лестницы, записав несколько "правильных" песен. Просто покрутив перед камерой
смазливой физиономией или обширным бюстом. Вы скажете: "Естественно!" А почему
"естественно"? Почему в либеральном обществе формируется именно такая система
перераспределения национального дохода? Почему "зарплата игрока в бейсбол вдвое
превышает бюджет национальной обсерватории в Аризоне" (14 и 7 млн. долларов)?14
(Во избежание кривотолков уточняю: имеются в виду именно "звезды шоу-бизнеса",
они могут быть и талантливыми профессионалами, но для "раскрутки" это совсем не
обязательно (на Западе) или даже вредно (у нас). Л. Ди Каприо не беднее Джека
Николсона).

" Сантьягское отделение фирмы "РКА-Виктор" каждую неделю передавало Чико Мойе
полдюжины пластинок, большинство из которых - перепечатки с американских
оригиналов. Мойя прокручивал их ежедневно в своей программе и, манипулируя
откликами молодых слушателей, либо поднимал, либо снижал популярность... И по
договоренности с "РКА" или подобной фирмой держал на первом месте то Джона, то
Мэри...Мойя не был единственным. Десятки подобных ему комментаторов боролись за
место на той или иной радиостанции, участвуя в создании мифов. И они рождались
чаще всего в те моменты (случайно, конечно), когда "звезды" устраивали
скандальные разводы в Мехико или отправлялись на тот свет, наглотавшись
наркотиков. В те времена Чико Мойя не придавал значения тому, какой вклад вносит
он лично во всю эту мистификацию по превращению артистов в "суперлюдей", и не
сознавая, что он волосок длинного хвоста пропагандистского чудовища..." (Роландо
Карраско.)15

Может быть, кроме тех рыночных механизмов, которыми "шоу-бизнес" повернут к
общественному мнению (сенсация! Альбомов "Pet shop girls" продано на 100 000
больше, чем видеокассет фильма "Brainspotting" за тот же отчетный период!) он
выполняет и "теневые" социальные функции, настолько важные, что за них не жалко
и платить "по потребности"?

Потенциальные лидеры оппозиции в самой взрывоопасной молодежной среде сразу же
изымаются из нее на верхушку социальной иерархии. При этом для поклонников (и
даже для себя любимых) они могут, если есть такое желание (или сценарий
требует), оставаться радикалами и бунтарями. Только радикализм теперь выражается
в пьяных дебошах с ломанием дорогой мебели и еще более дорогих автомобилей, в
половых извращениях и в скандалах с наркотиками. Наглый купец-самодур из комедии
Островского безнаказанно куражится над окружающими людьми, но "ass-media"
убеждает нас, что это Чацкий вернулся победителем.

В невероятно "свободной" и "радикальной" западной интеллектуальной элите
агрессия НАТО в Югославии не породила даже тени, бледного намека на тот массовый
протест, который вызывали аналогичные "гуманитарные миссии" в Индокитае. А ряд
именитых рок-звезд еще и подпевал мистеру Дж. Шеа. Вся свобода ушла в шприц с
героином и еще в одно место, которое устойчиво ассоциируется с "движением за
права сексуальных меньшинств".

     "Шуты, фигляры и пророки
     Сегодня носят "фендера",
     Чтобы воспеть в тяжелом роке
     Интриги скотного двора." (А.Башлачев).16

В нашей стране ситуация, чем-то напоминающая французские 60-е, приходится на
самый конец 70-х- начало 80-х годов. Закат брежневской геронтократии - и
звездный час отечественной, извините за выражение, "контркультуры". В основе ее
лежали не "парадигмальные сдвиги" или какие-нибудь еще "тонкие вибрации", а
противостояние официальной цензуре. Специфически "молодежного" в нашей
культурной оппозиции тоже немного. Репертуар рок- звезд 80-х куда более
"почвенный" и традиционный, чем у "хиппи-рока", модного на российских
танцплощадках в 70-е годы: Б.Гребенщиков поет русские романсы и песни А.
Вертинского, Ю. Шевчук и А. Башлачев не скрывают того, что их учитель - В.
Высоцкий; сама организация их концертов (чаще акустических, чем "электрических")
восходит к раннему КСП (Клубу Самодеятельной Песни). Проблемы сексуальной
свободы, наркотиков, внешнего вида (какие носить штаны и прически?) занимают
исчезающе малое место рядом с тем, что действительно важно, но не для отдельно
взятого поколения, а по крайней мере со времен протопопа Аввакума.

     Панки любят грязь, а хиппи - цветы,
     И тех, и других берут менты.
     Ты можешь жить любя, ты можешь жить грубя,
     Но если ты не мент, возьмут и тебя...
     (Б. Гребенщиков. "Немое кино").17

Резче у Шевчука в "Тусовщике" или в "Мальчиках-мажорах":

     "...Уставясь в плюющее спермой видео, Нежась в миноре итальянских
     кастратов, Мажоры грустят об испанской корриде. Им хочется,
     бедным, в Майами или в Париж, А Уфа, Свердловск - разве это
     престиж?"

Субкультурная "молодежность" время от времени насаждалась как раз сверху. Это
звучит странно, и мало соответствует устоявшимся представлениям о советской
бюрократии. Но, например, в рок-клубе, организованном в 1981 г. ленинградским
обкомом КПСС и УКГБ, жесткая цензура текстов сочеталась с демонстративным
либерализмом по отношению к "фенечкам", которыми украшали себя завсегдатаи. В
фильме С.Соловьева "Асса" молодежным рок-героем назначается не поэт с гитарой
(как в реальной жизни), а тусовщик по кличке "Африка". Главный атрибут его
"нонконформизма" - серьга в ухе.

Тем не менее, нашу культурную оппозицию 80-х годов тоже называли "молодежной", и
на то имелись основания, потому что ее массовую социальную опору действительно
составляло младшее поколение советского "среднего класса" (см. 18) Понятно,
почему. С каждым поколением углублялась трещина между официальной догматикой и
сознанием людей, мало-мальски образованных. В 80-е она стала пропастью. А
молодые люди охотнее участвовали в небезопасных социальных экспериментах, нежели
старшие, обремененные семьей и карьерой.

После свержения Горбачева (в 90-е гг.) мы повторяем западный путь, но в
ускоренном темпе и в особо злокачественных формах.

Dmitry

--- GoldED/W32 3.0.0-dam9
 * Origin: В фантастическом мире чудом кажутся обычные вещи. (2:5020/1124.5)
 From : Dmitry Sidoroff                     2:5020/1124.5   Суб 07 Апр 01 23:43
 To   : All                                                 Пон 09 Апр 01 16:10
 Subj : [FWD] 3 ЛИБЕРАСТИЯ глава 7
"Субкультурная революция" плохо сочетается с искусством, как и с любым другим
настоящим делом. "...То, что сейчас нам навязывают (выделено И.С.) в качестве
искусства, таковым не является; все это цинично, противоестественно, и потому
опасно" (Донатас Банионис)19 Творческие личности (рок-музыканты, писатели,
режиссеры, сценаристы, художники) постепенно оттесняются на общественную
периферию специалистами по разливу суррогатов. Культура и субкультура меняются
местами. На Западе. У нас во многих жанрах уже и оттеснять стало некого.
"Рок-н-ролл мертв". Искусство русской песни, пережившее сталинские репрессии, за
последние 10 лет не дало ни одного нового имени, которое не стыдно было бы
упомянуть после Вертинского, Окуджавы, Башлачева. И ведь не то беда, что
болванчики обоего (а также неопределенного) пола разевают рот под простейшую
фонограмму, набранную двумя пальцами на синтезаторе: "чпок-чпок, блям-блям".
Беда - то, что убогая субкультура "от трех вокзалов" заполняет не какие-то
специальные резервуары для такого сорта продукции, а общедоступные каналы
государственного телевидения: это-де "музыка", "современная русская песня".
(Впрочем, и репертуар MTV сегодня отличается от отечественной "попсни" в
основном архивной составляющей.) "Молодежность" - на редкость удачное средство
для надувания мыльных пузырей. "...Hаиболее обсуждаемая и ориентированная на
молодежь область литературы - это интеллектуальные книги. Здесь вне всякой
конкуренции Пелевин..." ("Московский комсомолец")20 От повсеместной назойливости
подобных заявлений достоинства В.Пелевина становятся самоочевидными как "Волга
впадает в Каспийское мое", и чтобы в них усомниться (хотя бы наедине с собой),
требуется не только независимость мышления, но и определенное гражданское
мужество. Ведь получается, что ты не просто немолодой (старая кошелка, что ли?),
но еще и мало-интеллектуальный. То есть глупый. "От кутюр" из сказки Андерсена
"Новое платье короля". И никто не воскликнет: "Братцы! Да каким же надо быть
титаном мысли, чтобы в "области интеллектуальных книг" оказаться "вне всякой
конкуренции"! Даже про Льва Толстого с Аристотелем такого не скажешь. Неужели их
обоих превзошел фельетонист, которому для производства в настоящие писатели не
хватает как раз самостоятельных идей (того самого, что давало бы основания
судить о высоком интеллекте)?"

Самое глубокое заблуждение - описывать эти прискорбные события как столкновение
"стилей" или "поколений".

1 ноября 1999 г. в РГГУ состоялся студенческий митинг - редкое событие на фоне
общественной пассивности столичного студенчества. Причина? Участники митинга
выступили, например, против сокращения учебных программ.

Интересная картина. Молодые люди - не все, конечно, но и не столь уж малая часть
- хотят учиться, приобретать специальность, что-то действительно значить в жизни
(а не воображать, что значишь). А пожилые дяди и тети тянут их за рукава, как
раньше тянули "по Ленинскому пути": "Если ты молодежь, ты должен интересоваться
попсней и наркотиками! Посмотри, каких певцов господин Швыдкой считает полезными
для твоего музыкального вкуса. Аллегрову, Агутина, Свиридову и Меладзе.21 Ты
что, сопляк, не веришь доктору искусствоведения, начальнику всего Российского
телевидения?.

"Только что в новом кинотеатре "35 мм" на Покровке пошел "Кислотный дом" -
последний фильм, показанный на "Ликах любви" и встреченный там овациями. Снятый
по новеллам Ирвина Уэлша, писателя, придумавшего (выделено ИС) "поколение
экстази", он естественно напоминает о его предыдущей экранизации -
Trainspotting... Диковинные сюжеты - здоровенный наркоман перевоплощается в
новорожденного младенца, юный раздолбай встречает в баре Господа Бога... - сняты
словно под кайфом. Актеры оттягиваются как хотят, оператор, мусоля косячок, еле
поспевает за ними с камерой, и все ломки заканчиваются хэппи-эндом."22

"Trainspotting" - тошнотворный образчик героиновой субкультуры - преподносится
Викторией Никифоровой в газете "Сегодня" как "масштабный идеологический фильм" и
"Манифест подрастающего поколения", после которого, оказывается, "глюки, ширево
и наркоманский сленг прочно вошли в имидж тинэйджера"23

Понимаете? "Тинейджер" - значит подросток. "Ширево" - то есть внутривенные
наркотики - оказывается, "вошло в имидж" не каких-то отдельных представителей, а
подростков вообще. Но пишет это не пьяный подросток. Такое представление о
"подрастающем поколении" вдалбливается в его головы извне, в данном конкретном
случае - ежедневной газетой холдинга "Медиа - мост" (магнат В. Гусинский).

"Когда мне говорят: "Народ этого не поймет" или, как на ТВ-6: "Вы сделайте
что-нибудь молодежное", то мне как-то с этими людьми и говорить дальше не о чем.
Я все-таки в свое время занимался как психиатр юношеским возрастом и знал про
молодежь практически все. Не было более размытого понятия ни по языку, ни по
молодежной моде, ни по музыке. Есть группы, которые ни в чем не соприкасаются.
Молодежь ведь можно делить и на тех, кто умеет читать, и на тех, кто читать не
умеет. Последние - аудитория "молодежных каналов"?"
(Андрей Бильжо)24

Сегодня словосочетание "молодежная культура" можно смело ставить в ряд с такими
терминологическими шедеврами как "арийская физика" или "комсомольская правда".

Под этой вывеской идеологические институты "открытого общества" (ТВ, шоу-бизнес,
Голливуд) навязывают молодежи субкультурный суррогат вместо реальных культурных
ценностей. Задачи, которые при этом решаются, только отчасти (и может быть, не в
первую очередь) связаны с коммерцией. Хотя и коммерческий расчет очевиден:
торговля суррогатом при прочих равных условиях всегда выгоднее. Но главное: то,
что в результате заранее блокируется любой источник потенциального
свободомыслия, вообще самостоятельности в суждениях о мире. Утверждается
социальное неравенство, поскольку нормальных (не дебильных) от рождения детей
лишают доступа к сокровищам цивилизации и выселяют (якобы "по их же собственной
просьбе") в гетто, где с Шекспиром можно знакомиться только после
соответствующей редактуры: Меркуцио будет трансвеститом, а Монтекки и Капулетти
- двумя бандами наркодилеров (последняя голливудская версия "Ромео и
Джульетты").

Первый закон настоящей политологии: чем глупее "электорат", тем легче им
манипулировать.

А студенты, вынужденные изучать "субнауки", комментируют это занятие примерно в
тех же выражениях, в каких прежние поколения отзывались о "политэкономии
развитого социализма". Как можно выучить то, что лишено внутренней логики? У
Г.К.Честертона рекомендуется сажать лес, если нужно спрятать лист.
"Культурология" от "Университетской книги" на лес, конечно, не тянет - но сойдет
за кучу опавшей листвы и прочего мусора, под которой можно скрыть от глаз
серьезные проблемы современного общества.

--- GoldED/W32 3.0.0-dam9
 * Origin: У власти мания преследования. Ее преследует народ. (2:5020/1124.5)
 From : Dmitry Sidoroff                     2:5020/1124.5   Суб 07 Апр 01 23:52
 To   : All                                                 Пон 09 Апр 01 16:10
 Subj : [FWD] ЛИБЕРАСТИЯ глава 7a
Глава 7-А. Ехал на выставку Ванька-холуй.

     На пристани концессионеры остановились и посмотрели вверх. В
     черных небесах сиял транспарант. "М-да, - сказал Остап, -
     Транспарантик довольно дикий. Мизерное исполнение."
     Илья Ильф и Евгений Петров. "12 стульев".

"Ты не вполне справедлив к современному искусству, - сказала мне знакомая,
только что побывавшая на открытии "Арт-манежа-99", - Смотри какая замечательная
графика - вот эта, "Городская хроника". И открыла роскошный каталог выставки,
ежегодно с помпой устраиваемой под стенами Кремля.

Предыдущая - 98 года - прославилась тем, что некий субъект, заявленный
организаторами как "художник", у всех на глазах рубил топором иконы. После чего
возникли опасения, не останется ли "Арт-манеж -99" без Манежа, и в центральных
СМИ на всякий случай организовали кампанию солидарности с "бедными художниками".
Как бы мэрия в угоду верующим их не обидела. Опасения оказались напрасны.
Директор Манежа Станислав Каракаш анонсировал очередную экспозицию такими
прочувствованными словами: "В этом году мы привлекли новую команду
организаторов, включенных в актуальные художественные процессы и влияющие на их
развитие. Они предложили оригинальные идеи, позволившие ярмарке приобрести новое
лицо и привлечь интересных участников из России и зарубежных стран"1 (запомните
формулировки: "оригинальные идеи", "актуальные процессы" и "участники из
зарубежных стран"). Икон на сей раз никто топором не рубил (уступка ретроградам
из мэрии?), а эксгибиционист, который обычно бегает по выставочным залам без
штанов, был представлен не натурой, а фотопортретом: рядом с голой задницей
"художника" собачки в недвусмысленных позах, сверху развевается красное знамя.
Среди подобных "проектов", "концептов" и "инсталляций" действительно привлекали
внимание две графические работы,
представленные галереей "О"К" - "Карусель" и "Созерцание- 1" из цикла "Городская
хроника". В них присутствовали и композиция, и атмосфера: причудливое сочетание
жанровой картинки с узнаваемыми приметами городского быта - и зыбкой
"виртуальной реальности" сновидения.

И надо же такому случиться, что буквально на следующий день, сидя в гостях, я
перелистывал старые журналы. И в "Фотографии - 66" - ревю художественной
фотографии, которое издавалось в Праге на русском языке накануне Пражской весны
- обнаружил обе заинтересовавшие меня работы из "Арт-манежа-99". Автор - чешский
фотохудожник Милан Шкарыд.2 В несколько более позднем (года на 33) московском
каталоге имя "участника из зарубежных стран" почему-то не удостоили упоминания.

Пришлось самому отправляться в Манеж с журналом в руках. Оказалось, что целый
отсек увешан "оригинальными идеями"-66: некоторые перерисованы из того же самого
номера "Фотографии-66", а некоторые, видимо, из других номеров. Или из других
старых журналов.

Я договорился в газете "Известия", с которой в то время эпизодически
сотрудничал, что картинки с кратким сатирическим комментарием ("найдите 5
отличий..." етс) будут опубликованы в ближайшем номере. Но когда уточнялись
последние детали, в кабинете воздвиглась дама: ее фамилия и манера общения
напомнили персонаж из классическое произведения А.H. Островского. Она заведовала
в либеральных "Известиях" изобразительным искусством. А то, что произнесла,
можно было услышать в райкоме КПСС году в 80-м. Воспроизвожу по памяти близко к
тексту. Конечно, отдельные эпизоды могут иметь место. Но вправе ли такая
солидная газета, как наша, бросать тень на такое серьезное мероприятие, которому
мы оказывали идейную поддержку, из-за отдельного нетипичного эпизода? Кроме
того, сопроводительный текст написан в недопустимо ернической манере по
отношению не только к конкретным работам, но и к выставке в целом. Например, про
художника Кулика. Я лично считаю Кулика очень талантливым художником. (Кулик -
это тот, от которого голая задница).

Потом дама пошла к начальству. И естественно, никакого фельетона в "Известиях"
не вышло.3 Может быть, с газетой не повезло? И нужно было обратиться в другую
газету? Например, в "Сегодня".

Из воспоминаний известного диссидента и организатора выставок Александра
Глезера. "Отдел культуры газеты "Сегодня" объявляет лучшим художником сезона А.
Бренера. Что сделал А. Бренер? Сначала он бегал голый на открытии выставки в
присутствии министра культуры и дипломатов. Потом он испражнялся в Музее им.
Пушкина под картиной Ван Гога. Третья его акция была в бассейне "Москва". Б.
Поднялся на вышку и стал изображать половой акт. Его сняла милиция. И критики
газеты "Сегодня" объявили его лучшим художником сезона. Через неделю после этого
я получаю приглашении галереи Марата Гельмана. На пригласительном билете
фотографии критиков из этой же газеты, Ковалева и Луниной, он голый, она голая,
и она держит в руках его гениталии. Такие критики, конечно, могут объявить Б.
лучшим художником..."3

Вот каким образом субкультура создается и утверждается на развалинах почтенного
творческого цеха. Фольклорный "Ванька-холуй" считает гонорары не копейками, а
сотнями долларов.

Представьте, что какой-нибудь пьяный спустил штаны перед публикой в общественном
месте. Проблема для милиционера и психиатра (довольно простая). Потом пара
искусствоведов произвела человека без штанов в "художники". Странно, но тоже
объяснимо в пределах частных, бытовых взаимоотношений. Может быть, они тоже
выпили лишнего. Социальная проблема начинается тогда, когда бредовый взгляд на
эксгибиционизм как на разновидность изобразительного искусства утверждается в
основных центральных СМИ. Кстати, сегодня какую-либо иную точку зрения трудно,
уже почти невозможно опубликовать. Давно ли вы видели не-рекламную рецензию на
то, что происходит в вышеупомянутой "галерее" Гельмана?

Три раза в жизни я посещал это учреждение субкультуры. Выставка Й1. На большом
столе расставлены поделки из картона, отображающие как бы город Москву и как бы
пародию на ее градоначальника: например, силуэт водочной бутылки с надписью
"Лужковская" между силуэтами, в которых можно опознать знаменитые столичные
здания. Но пародия совершенно не смешная, а исполнение настолько халтурное, что
на уроке труда в начальной школе вырезать и покрасить могли бы, честное слово,
лучше. Й2. Развешанные по стенам фотографии каких-то голых людей, сильно не
дотягивающих по экстерьеру до Венеры и Адониса. Чем они заслужили такую рекламу
- непонятно. Видимо, по блату. Й 3. Опять фотографии, но уже с видами
многострадальной Москвы, и очень плохого качества, попросту бракованные - такие,
которые газетный фотокорреспондент без размышлений выбрасывает в корзину для
мусора. У Гельмана они сопровождались аннотацией: что фотографировала обезьяна.

Была еще одна выставка, на которой лично поприсутствовать не удалось, но много
читал в газетах про человека, который, извините за однообразный дизайн, в голом
виде лаял по-собачьи и бегал на четвереньках. И корреспонденты его за это
называли "художником". А если бы он еще пописал в углу - стал бы писателем...

Подчеркиваю: я как историк прекрасно понимаю, что представления о "прекрасном",
то есть стилистические предпочтения сильно различаются у разных народов в разные
эпохи. Практически все направления так называемого "авангарда" предвосхищены в
той или иной традиционной культуре. Можно было бы издать прекрасный альбом
"Авангардная этнография".4 И у нас нет оснований считать, что "беспредметный"
мусульманский орнамент или изощренный "сюрреализм" в скульптурах и рельефах
Центральной Америки "хуже" европейского реализма ХIХ века.

Но во второй половине века ХХ подменяется не стиль, а искусство как таковое. Его
место заняли "инсталляции" (содержимое помойного ведра, наклеенное на картон),
"перфомансы" и "акции" (любительские как бы театральные представления очень
низкого уровня), политические провокации (вроде вышеупомянутого пакостничества с
иконами) и просто патология, вынесенная на всеобщее обозрение прямо из учебника
психиатрии. Банальное воровство, пожалуй, даже предпочтительнее эстетически,
поскольку воруют "актуальные художники" не друг у друга, а у настоящих мастеров.

Профессионалы тем временем вытесняются из галерей в периферийные и прикладные,
как правило, не столь престижные и менее доходные экологические ниши:
иллюстрируют журналы и детские книжки, мастерят кукол, оформляют театральные
спектакли. Заметьте: то же самое происходило при Советской власти с художниками,
не вписавшимися в "социалистический реализм".

"Критики", кормящиеся у субкультурной кормушки, могут сказать, что я навязываю
свои личные вкусы в качестве объективного критерия: "искусство" - "не
искусство". Конечно, в каждом творческом цехе предполагается разброс
субъективных оценок. Одному театроведу нравятся спектакли Сергея Женовача, а
другому - Анатолия Праудина. Но вряд ли они станут всерьез анализировать сеанс
кабацкого стриптиза, даже если сто раз перекрестить его в "эротический театр". И
театр как искусство существует ровно до тех пор, пока действует столь
прискорбное ограничение плюрализма. То же самое мы наблюдаем и в любой другой
культурной среде. Историки спорят о дате основания Новгорода - но не о т.н.
"Велесовой книге". Медики ищут средство против СПИДа - но ищут его в
лабораториях, а не в сборниках колдовских заклинаний. Иными словами, из поля
субъективных оценок исключается то, что обессмысливает профессию. Если
медицинская корпорация признает заклинания и мочу методами лечения,
равноправными и равноценными научным методам, то зачем нужны институты и
клиники? Ослиная моча выйдет куда дешевле, тем более, что источником ее может
считаться любой пациент, доверивший свое здоровье "народным целителям".
Намусорить в выставочном зале тоже может любой. И штаны снимать умеет любой,
даже имбецил. Чем же тогда "художник" отличается от "не художника"?

Конечно, люди склонные работать поменьше и похуже, а получать почаще и побольше,
есть в любой отрасли. И никакой диплом, даже докторская степень, не гарантирует
от того, что его обладатель - действительно специалист, а не халтурщик. Водитель
автобуса - прекрасная профессия, но очень многие водители автобусов, наверное,
предпочли бы выезжать на маршрут не по расписанию, а когда захочется, и
останавливаться не на остановках, а где не лень. И зарплату при этом получать -
как за нормальную работу.

Но в том-то и дело, что общество (в лице муниципалитета) никогда не согласится
на такие условия. Почему же оно (то есть мы с вами, налогоплательщики) послушно
оплачиваем наглый обман "художников", которые не являются (и уже даже не
притворяются) таковыми?

Как только первый эффект новизны от жульничества прошел - а прошел он быстро,
потому что в "актуальных хэппенингах", в отличие от настоящих: от ритуальных
плясок африканских племен или от бразильского карнавала, на самом деле не было
ничего достойного внимания - вся эта субкультура обрела социальную прописку. Она
обслуживает снобистские комплексы граждан, страдающих от избытка свободного
времени и лишних денег. В самом деле: оценить картину Рафаэля может любой
простолюдин, но нужно быть по-настоящему изысканным ценителем, чтобы открыть
бездну эзотерического смысла в мусорной корзине с бракованными фотографиями.

Тот факт, что вышеупомянутый Гельман-младший по совместительству является
крупным деятелем либерального агитпропа, организатором предвыборных кампаний
Сергея Кириенко и Ко (см. 5) не только не удивителен, но совершенно закономерен.

Если в советский период нон-конформистская профанация (намалевать кое-как
непонятно что, но против политики партии) требовала хотя бы личного мужества, то
теперь она обратилась в самый пошлый конформизм. От старого конформизма он
отличается в худшую сторону: не требует даже того минимума ремесленных навыков,
которым должен был обладать солдат, оформляющий в части "Ленинскую комнату".

Суррогаты изобразительного искусства внедряются сверху (вопреки сопротивлению
публики и большинства профессионалов) по ходу либеральных реформ. Вот
характерное признание Леонида Бажанова, который с 1992 г. стал начальником
отдела по изобразительному искусству министерства культуры:

"Мы постоянно культивировали здесь, в России, региональную художественную
культуру. И в результате отдалились от мирового художественного уровня... Теперь
мы за несколько лет эту ситуацию изменили и восстановили культурный баланс... На
Западе художественные критики занимаются острым, сегодняшним, как говорится,
актуальным искусством. Для анализа современных тенденций в искусстве интереснее
Африка..." 6 ("Африка" - кличка светского тусовщика, который был произведен
сперва в актеры, потом в художники).

Это - никакой не "плюрализм" и не "стихийность", а сознательная
политико-идеологическая установка. Чиновник Бажанов осознает, что российскому
народу "нужно" и что "не нужно" так же четко, как его предшественники. Причем
логика, по которой строится новая политика партии в изобразительном искусстве,
практически дословно совпадает с обоснованием аналогичных реформ в экономике,
судопроизводстве, психиатрии етс (см. предыдущие главы).

Dmitry

--- GoldED/W32 3.0.0-dam9
 * Origin: Хомо, местами даже сапиенс. (2:5020/1124.5)
 From : Dmitry Sidoroff                     2:5020/1124.5   Суб 07 Апр 01 23:51
 To   : All                                                 Пон 09 Апр 01 16:10
 Subj : [FWD] 2 ЛИБЕРАСТИЯ глава 7a
Единомышленники Бажанова сетуют в прессе: идеологически правильное "искусство"
не только не привлекает внимания широкой публики, но и те немногие, кто в
состоянии приобретать на "Арт- манежах" авторские работы, не спешат выкладывать
десятки тысяч долларов за то, что не стоит и рубля. "Вкусы отечественных
меценатов остаются на уровне картинок из "Родной речи", они не понимают никакого
современного искусства... Доводы экспертов вряд ли имели резон..."7 (обратите
внимание - методика психологической обработки прямо заимствована из "Нового
платья короля"! - И.С.) "Московский зритель к встрече с "Евразийской зоной"
оказался не слишком готов... Шарахаясь от непривычных изображений на мониторах,
рискуя быть облитым водой на стенде "Московской студии" или приходя в
негодование от фотографий на стенде Калининградского ГЦСИ, он ищет хоть что-то
знакомое и узнаваемое. И находит - среди плохого станкового искусства. И
покупает большей частью именно его."8 И т.д., и т.п.

В преодоление "региональной отсталости" целеустремленно вкладываются средства.
Беру наугад из последних помпезных "проектов" в Центральном Доме Художника:
"Безумный двойник", подзаголовок: "Идиотизм как художественная стратегия". Все в
сборе: и тот, который голый на четвереньках гавкает, и тот, который рубил
иконы.... Организаторы и спонсоры: либеральный экс-премьер Сергей Кириенко,
"Аполлония" - "организация Европейских художественных обменов, которую
финансируют французские министерства, Совет Европы и город Страсбург, Фонд
Сороса, Государственный центр современного искусства - Учреждение министерства
культуры России"9 Министерству культуры вечно "не хватает" средств на зарплату
библиотекарям и музейным работникам. Но средства находятся, например, на некоего
Скотникова, который "виртуозно кусает собственные плечи и дотягивается почти до
локтей"10

Никакой серьезной дискуссии с "экспертами" по "виртуозному кусанию" не
получается. Они изъясняются на собственном наречии: "при удивительной внешней
простоте и даже примитивности большинства артефактов концептуализма, созданных,
как правило, на основе предметов и их элементов обыденной жизни, но изъятых из
среды их утилитарного функционирования, или элементарных неутилитарных действий,
их адекватное восприятие в концептуальном измерении доступно только
"посвященным", то есть рецепиентам, освоившим алогичную логику концептуального
мышления..." (из статьи про "Концептуальное искусство", напечатанной, извините
за однообразие, при содействии Института "Открытое общество").11

Видимо, эти "посвященные" нуждаются в оппонентах не больше, чем Академия
Общественных Наук при ЦК КПСС, и финансирование обеспечено им вне зависимости от
того, насколько обоснованы претензии.

Поэтому вопрос о том, есть ли у происходящего в современных выставочных залах
какие-то причины вне идеологии и социального заказа "сделайте мне "посвященно",
приходится решать без участия "специалистов".

Ссылка на "новые технологии" в данном случае мало что проясняет. Компьютер -
всего лишь инструмент (так же как телевизор), а источником новых идей и образов
пока что остается творческая личность. С помощью компьютера можно, например,
"оживить" картину Джотто или Рембрандта, заставив персонажей двигаться, как в
мультфильме. Однако тот, кто это делает, не художник, а программист. Тоже
полезная специальность, но другая. Художниками остаются Джотто и Рембрандт. Как
предполагал Илья Кормильцев, современная технологическая революция сулит великие
достижения именно в изобразительном искусстве, поскольку освобождает мастера от
множества рутинных, нетворческих проблем, затрудняющих путь от идеи до
воплощения в материал. К сожалению, пока это только потенциальная возможность.
Слишком мало творческих личностей оказалось готово к прорыву. Может быть, группа
ПИНК ФЛОЙД - но никак не фавориты биеннале.

При обсуждении этой главы было высказано и такое предположение. Вырождение
изобразительного искусство связано с изменением его бытования. В традиционном
обществе художник не просто самовыражался, но выполнял определенную прикладную
задачу, понятную любому человеку: расписывал церковь, украшал надгробие, писал
на заказ портрет. Сейчас произведения создаются для того, чтобы их вешали в
специальном помещении. И стены этого помещения отделяют искусство от живых
людей. Взаимоотношения художника с обществом деформируются - вплоть до
откровенной патологии. Обратите внимание на то, что наиболее устойчивыми
оказались те подразделения изобразительного искусства, которые сохранили свой
прикладной характер. Издателю нельзя показать зад вместо обещанных иллюстраций к
новой книге (то есть показать-то, конечно, можно - но гонорар будет
соответствовать проделанной работе).

Логично, не правда ли?

Но хотелось бы отметить подводные камни. Во-первых, выделение европейского
изобразительного искусства в специальные помещения - галереи - и его
перерождение в откровенный суррогат слишком сильно разведены во времени.
Во-вторых, музыка (самых разных стилистических направлений) тоже исполняется в
специальных концертных залах. И театр уже несколько столетий как отделился от
религиозного ритуала и ярмарочной "сферы обслуживания". Тем не менее, на сцену
не выходит вместо актеров или музыкантов пара монтировщиков, чтобы выругаться
матом, помочиться в суфлерскую будку и уйти обратно за кулисы - занавес,
представление окончено, аплодисменты, браво.

Позволю себе предположить, что изменением бытования (то есть общественной роли)
изобразительного искусства были подготовлены условия, облегчившие субкультурную
подмену. Но непосредственная причина - все-таки в социальном заказе.

Впрочем, еще не вечер. И если все пойдет так, как оно идет сегодня - точнее,
так, как его сегодня подталкивают, см. в гл. 9 про "новую драматургию" - то
театральный вечер с парой пьяных монтировщиков может стать таким же обычным
"культурным мероприятием" как выставка голых задниц вперемешку с ворованными
фотографиями.

Dmitry

--- GoldED/W32 3.0.0-dam9
 * Origin: Главное - не перепутать! (2:5020/1124.5)
 From : Dmitry Sidoroff                     2:5020/1124.5   Вск 08 Апр 01 00:51
 To   : Yevgeny Poluektov                                   Пон 09 Апр 01 16:10
 Subj : Закроем тему, но...(3)
Привет Yevgeny!

07 Апр 01 10:23, Yevgeny Poluektov -> Dmitry Sidoroff:

 YP>     Обрати внимание на пoследнее письмo Игopя Стpатиенкo Дмитpию
 YP> Рyдакoвy.  ИМНСХО сoвеpшеннo недoпyстимый выпад Димы Игopь пpoстo
 YP> пpoигнopиpoвал.
 YP>     И этo сoвеpшеннo правильный метoд дискyтиpoвания взpoслoгo
 YP> челoвека.
Если ты про "быдло", то ничего хамского я не вижу. Я, да и судя по всему и
Игорь, к данному типажу относятся не лучше.

Было указано, что под этим понимается и пустого флейма не началось.
Ну не понял человек позицию, на что обижатся?

 YP>     Пpиopитеты, в т.ч. и этические, задают т.н. "сливки" oбщества
 YP> (nothing personal). Вpoде, так всегда былo.
Проблемка в том, что у нас сейчас нет и не может быть единого общества.
Так что "сливок" два комплекта, если не трогать промежуточных вариантов.

 YP> И кoгда Сергей Васильевич пoстoяннo oбoстpяет (напpoчь не желая не
 YP> замечать, игнopиpoвать впoлне встpечающиеся некoppектнoсти и пpoчие
 YP> некyзявия свoих oппoнентoв) дискyссии аж дo пеpехoда на личнoсти
 YP> oппoнентoв -- этo yже симптoм.
Меня всегда удивляло почему считается, что писатели разбираются в морали.
Человек которому все понятно может написать проповедь, публицистику и т.д.,
но никак не художественное произведение.

Dmitry

--- GoldED/W32 3.0.0-dam9
 * Origin:  Возможно, я дурак, но я сын своего народа.  (2:5020/1124.5)
 From : Dmitry Sidoroff                     2:5020/1124.5   Вск 08 Апр 01 03:30
 To   : Anton Moscal                                        Пон 09 Апр 01 16:10
 Subj : О Латыниной и не только о ней.
Привет Anton!

07 Апр 01 23:45, Anton Moscal -> Dmitry Sidoroff:

 AM> Я, право, плохо понял при чем тут subj (да и эхотаг).
Может кто-нибудь поинтересуется реальными проблемами, а не тем кто, кого и чем
породил. Описанное поведение свойственно не только Латыниной, но и в разной
степени очень многом другим авторам.

 AM> Разница между обильно цитируемым автором и Латыниной в том, что
 AM> Латынина умна и иронична, а автор - классический дурак и резонер. Но
 AM> этого вроде недостаточно для сближения.
Будем спорить напрямую к "умной и ироничной" (хотя имхо это стоит назвать
хитростью и хамством) относятся:
    "Союз боярства и урлы против третьего сословия."
    "Паразита из виллы за $ 10 млн. роднит с паразитом из заплеванной блатхаты
одна, но пламенная страсть - презрение к тем, кто работает."
    "Мафия не может называться мафией, пока ее дворянские претензии не
признаются законопослушным обществом или значительной его частью."
    "Hо терпимость к сознательному и целенаправленному злу называется
соучастием."

Или вот это
======
    Независимо от того, согласны мы с основателем христианства или нет, он отдал
жизнь за свои убеждения. Он не был лицемером. А современный либерализм насквозь
пронизан лицемерием как заплесневелая горбушка - мицелием плесневого грибка.
    Можно быть сторонником или противником пацифизма, но нельзя быть пацифистом
по вторникам и ярым милитаристом по четвергам. Hельзя быть антифашистом в Сербии
и Австрии - и фашистом в Боснии и Латвии. Hельзя быть в принципе за
неприкосновенность частной собственности, но при случае торговать краденым.
Hельзя то признавать индивидуальную ответственность ("они сами выбрали, что им
читать и смотреть..."), то решительно отвергать ("его вынудили стать
убийцей...").
======

 AM> Более забавно другое - лично тебя я запомнил, как человека,
 AM> принявшего фашистское (не в оценочном смысле) общество за
 AM> традиционное.
Я _никогда_ такого не говорил, а говорил, что фашизм движение бывших либералов к
традиционному обществу. В перспективе не жизнеспособная идеология. На двух
стульях не усидишь.

> [...]
 AM> видением мира.

 AM> (Я в смысле того, что автор, хоть и адвокат, но ты то лучше его
Ничего не понял. Причем тут я? Причем тут право? Какой адвокат?
Выражайся яснее.

Dmitry

--- GoldED/W32 3.0.0-dam9
 * Origin:  И не просто тля, а с претензиями...  (2:5020/1124.5)
 From : Gregory                             2:5020/400      Вск 08 Апр 01 08:58
 To   : Pavel Viaznikov                                     Пон 09 Апр 01 16:10
 Subj : Re: Закроем тему, но...(3)
From: Gregory <gas@vippochta.ru>

Hello Pavel,

Saturday, April 07, 2001, 1:53:02 PM, "Кабы я была царица, молвит
первая девица, я б ..." :

> [...]
PV> Лукьяненко, и Стратиенко) НЕ  нарушают правил, которые прямо и
PV> недвусмысленно разрешают флейм, в том числе с  переходом на
PV> личности. С другой стороны, будь я модератором, я бы не дожидался
PV> жалбы Стратиенко мылом, а отправил бы Сергея в ридонли на
PV> некоторый срок рпосле   этого вот "козла", хотя я понял его и
PV> понял то, что настоящего оскорбления тут  нет. И тем не менее...
PV> Или нет, - не отправил бы, потому что по ряду причин  объявил бы
PV> тему офтопиком ещё до того, как он сказал бы про
PV> козла-провокатора.   Также в согласии с правилами... Так-то.

Решили, в смысле, попробовать себя на поприще ненаучной фантастики,
Пауль? Как это сейчас модно, строим "мир, в котором нам хотелось бы
жить"? Похвально, конечно, но всё-же этот ваш текст по профилю больше
подошёл-бы для эхи sf.seminar! :-)

 Gregory  Shamov               mailto:gas5x@bancorp.ru

 * Origin: Talk.Ru (2:5020/400)
 From : Sergey Lukianenko                   2:5020/194.555  Вск 08 Апр 01 01:06
 To   : Andrey Anikin                                       Пон 09 Апр 01 16:10
 Subj : Закрой тайну, счастливчик! Ибо достало...
Как поживаете, Andrey ?

 Четверг Апрель 05 2001 17:47 перехвачено сообщение:  Andrey Anikin ==> Sergey
Lukianenko:

 AA> От спасибо, от приложил. Политкорректнее надо быть - _некоторые_
 AA> белобилетники. А то аж обидно... :)

    Ок. _Hекоторые_.
    Призывая быть точнее в формулировках и не обобщать, обобщил сам. :)

 From : Sergey Lukianenko                   2:5020/194.555  Вск 08 Апр 01 01:08
 To   : Igor Stratienko                                     Пон 09 Апр 01 16:10
 Subj : Закрой тайну, счастливчик! Ибо достало...
Как поживаете, Igor ?

 Пятница Апрель 06 2001 06:24 перехвачено сообщение:  Igor Stratienko ==> All:

 IS> Дурак ты, Сергей Васильевич :(

    Ничего, Игорь. Зато ты умный и это замечательно.

 IS> А ты - служил? Чевой-то сомневаюсь...

    То есть - я не ошибся? Как все предсказуемо...

 From : Sergey Lukianenko                   2:5020/194.555  Вск 08 Апр 01 01:21
 To   : Igor Stratienko                                     Пон 09 Апр 01 16:10
 Subj : Закроем тему, но...(3)
Как поживаете, Igor ?

 Пятница Апрель 06 2001 06:24 перехвачено сообщение:  Igor Stratienko ==> All:

 IS> Слушай, тебе не надоело сотрясать мировую пустоту подобными
 IS> заявлениями? Какое право ты имеешь судить о том, что является
 IS> общественно опасным, а что - нет? Ты считаешь себя выше общества? Или
 IS> наиболее важным и ценным его членом?

    В отличии от тебя я не считаю себя легкозаменимым винтиком или пушечным
мясом. Поэтому имею право высказывать свое мнение. Как бы оно ни было тебе
неприятно. :)

 From : Sergey Lukianenko                   2:5020/194.555  Вск 08 Апр 01 01:23
 To   : Igor Stratienko                                     Пон 09 Апр 01 16:10
 Subj : Лукьяненко и Жванецкий: заочное соавторство :)
Как поживаете, Igor ?

 Пятница Апрель 06 2001 09:43 перехвачено сообщение:  Igor Stratienko ==> All:

 IS> Я позволил себе провести сопоставление некоторых отрывков из писем С.
 IS> Лукьяненко с соответствующими моментами монолога М. Жванецкого.

    У, как ты закипел. :)

 From : Stas Bratus                         2:5030/1045.20  Птн 30 Мар 01 23:22
 To   : All                                                 Пон 09 Апр 01 16:10
 Subj : Хватит pyгаться
Buon giorno All!

Уважаемые фэны , мне кто-нибyдь может обьяснить , ЧТО здесь твоpится ???
Я неделю не читал почтy , но за этy неделю все пеpевеpнyлось с ног на
головy . Не эха о фантастике и фэнтези , а один сплошной флейм ...
Это так весна на многих действyет ? Просто порой некоторые письма
противно читать . ОТДЕЛЬНЫЕ личности выpажаются yж совсем подзаборно ...
ХВАТИТ РУГАТЬСЯ !!!  МИРУ - МИР !!! ПИСУ - ПИС !!!

Arrivederci, All!

... I have been vodked all the night
--- GoldED/386 3.0.1-asa6
 * Origin:  Если б было море пива :(  (2:5030/1045.20)