| ФЭНДОМ > Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью |
620219, г. СВЕРДЛОВСК, ГСП-353
АНКЕТА 1. Когда и почему Вы обратились к фантастике? Было ли опубликовано Ваше самое-самое первое НФ-произведение?
Публикуем заключительную подборку ответов писателей-фантастов на вопросы нашей анкеты. Предыдущие подборки ответов были напечатаны в №№ 4, 6 и 7. * * * Кирилл БУЛЫЧЕВ 1. Самые первые мои фантастические произведения были опубликованы в 1966 году - это были сказки про Алису ("Девочка, с которой ничего не случится") и рассказ "Когда вымерли динозавры" а "Искателе", написанный по той простой причине, что мы с ребятами (я тогда был близок с журналом "Вокруг света") никак не могли придумать, как спасти номер, в котором уже была отпечатана в тираже обложка - на ней была нарисована банка с динозавром на стуле, а рассказ (не помню уже чей) вылетел а самый последний момент, Я поспорил, что напишу за ночь рассказ по обложке. Написал... и с тех пор не смог остановиться. 2. Меня куда больше интересуют проблемы настоящего, чем будущее, а будущее - только как отражение настоящего и его тенденций. И вообще я считаю, что фантастика - это в первую очередь литература и должна писать о людях, как и любая литература, а не о науке. О науке пишет научная и научно-популярная литература (в последнем случае "литература" - термин условный; скажем лучше - "научно-популярное изложение"). Отличие для меня в том, что "художественная (реалистическая) литература" пишет обычно о людях в ординарных, реальных обстоятельствах, а литература "фантастическая" - о тех же людях, поставленных волей автора в невероятные условия. 5-7. Вопрос о пределах фантазии мне совершенно непонятен. Что такое пределы? Давайте договоримся сначала о терминах... Так же мне непонятен вопрос о лагерях "физиков" и "лириков", непонятен и вопрос о растворении фантастики в нефантастике. Все это непонимание мое исходит, разумеется, от того, что я не делю принципиально фантастические и нефантастические жанры, потому что не знаю, был ли фантастом Гоголь. Грин или Булгаков. А то знаете, что получается: если хороший писатель пишет фантастику - это мы называем художественной литературой. А если плохой - то навешиваем ему фиговый листочек с надписью "фантастика". Иногда мне бывает стыдно, если меня называют фантастом. В этом у нас почти всегда звучит снисхождение (ах, она так хороша, у нее такие красивые глаза - это говорится о некрасивой женщине, чтобы ее не обижать слишком открыто). Это для меня все равно, как если бы говорили: "Он танцор, правда, танцует не я балете, а чечеточник на выходах"." 8. Что касается последних лет советской фантастики, то я боюсь, что назвать почти нечего. По двум причинам. Первая - почти ничего не издается и оттого общий уровень падает. Для того, чтобы появились жемчужины, надо удобрить поле. Статистика здесь непобедима. Хорошая книга выходит одна на сто - сколько бы их ни выходило в целом. В Америке в год печатается примерно 1000 новых фантастических книг, поэтому там есть 10 хороших ежегодно. У нас десять - попробуй найди. От этого талантливые ребята не идут в фантастику - это работа трудная и неблагодарная. Притока нет. Всем пишущим - за сорок, все мы перевалили за вершину и лучше уже не напишем. Больше того, нет школы, традиции. Сейчас я играю в "Пионерке" в повесть "совместно с читателями". Совместность эта условна, потому что от читателей берутся только некоторые фразы. Но дело в том, что писем приходят тысячи и все они в массе стандартны - дети отталкиваются а своем творчестве от образцов, которые им доступны. Образцов мало, и они невысоки по уровню. Я пессимистичен у отношении завтрашнего дня нашей фантастики, и не только потому, что она вызывает априори недоверие у редактора, и он предпочтет что-нибудь более для него понятное. Удручающе смотреть на рассказы, которые сейчас печатаются, у меня такое впечатление, что в массе все тщательно переписывают какой-то неудачный рассказ, отлично обходясь без мыслей. Отсюда и качество почвы, не которой растут ребята. И второе. Даже живя в Москве, я не имею возможности купить новую книгу и давно уже не покупал: марка "фантастика" (при полном отсутствии здоровой конкуренции и возможности для читателя сверить, сравнить, подумать) - залог тому, что книга уходит на черный рынок. Так что последняя вещь, которая мне по-настоящему понравилась, была повесть Стругацких "За миллиард лет...". 9. Не знаю, на какую тему будет написан НФ бестселлер XXI века, и даже боюсь об этом думать. Хорошо бы - не о том, как герой купается в реке и не умирает немедленно от отравления. 10. Какие проблемы меня волнуют? Такие же, как всех. С Викторовым мы написали сценарий о планете, которую ее жители довели до ручки. А вообще мне хочется, чтобы читатель улыбнулся, а потом задумался, но почему-то все чаще редакторы задумываются прежде, чем читатель все это увидит... Так что предпочитаю сейчас работать по специальности и пишу монографию по второй мировой войне в Юго-Восточной Азии и статьи по буддизму. 11. Журнал ваш хороший. Поэтому пожелание мое - чтобы журнал жил и дальше. И традиции у него славные, "следопытские"... ОТ РЕДАКЦИИ. Собрались за редакционным столом 19 писателей-фантастов. Непохожих, разно думающих и пишущих, во многом друг с другом не согласных... Мы не подытоживаем их ответы на анкету "Уральского следопыта": предоставляем сделать это одной из заинтересованных сторон - вам, наши читатели. Напишите нам: что в ответах писателей показалось вам наиболее интересным? А наиболее спорным? Быть может, вы подметили какие-то любопытные тенденции; быть может, кто-то из фантастов был, на ваш взгляд, излишне субъективен {или, напротив, чересчур беспристрастен} в ответе на тот или иной вопрос? И сами эти вопросы: какие из них показались вам удачными, существенными, а какие - не очень? Кстати, доводись вам готовить подобную анкету, о чем спросили бы писателей-фантастов вы сами? Ждем ваших писем!
ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ
Коноплев В. Фантастику читающие люди... Ревич В. «Будущее светло и прекрасно...» Иванов С. Как стать писателем-фантастом?
|
|
|
||