История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

М. Аношкин

ПЕРВАЯ КНИГА

ФАНТАСТЫ И КНИГИ

© М. Аношкин, 1959

Челябинский рабочий (Челябинск).- 1959.- 28 марта.- ( 73 (11777)).- С. 2.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2002

Первая книга! Событие волнующее. Автору боязно и радостно. Боязно перед неизвестностью: как встретит читатель, что скажет? А читатель пошел требовательный, знающий. И радостно, ибо сделал первый шаг в литературе.

Читателя тоже волнует это событие. Станет ли мир, открытый в новой книге, близок читателю так же, как он близок автору? Горячо взволнует книга или оставит равнодушным?

В прошлом году Челябинское издательство познакомило читателей со многими начинающими авторами: Анатолием Головиным, Константином Нефедьевым, Ниной Цуприк, Петром Гагариным и другими.

П. Гагарин, журналист, написал повесть о журналистах - "За голубым сибирским морем". Тут он свято соблюдал известную заповедь, обращенную к молодым литераторам, - пиши о том, что лучше всего знаешь, что тебя волнует и о чем не можешь не писать. Повесть точно воспроизводит редакционные будни, дает представление о крае, который расположен "за голубым сибирским морем", с его хорошими людьми, вроде Ружены, шофера Кости, шахтера Строкача и других. В этом несомненное достоинство книги. Однако, на наш взгляд, автор не сумел овладеть материалом, слепо последовал за скрупулезной достоверностью, за очевидными мелочами жизни. Он не воспользовался обязательным правом писателя на домысел, догадку, "выдумку". И многое потерял. Не получилось художественного обобщения и объединения характерных привычек, черт, вкусов отдельных людей в художественном типе.

В повести есть много авторских раздумий, отступлений. Однако основной сюжетный стержень, построенный на традиционном конфликте между передовиком и консерватором, в данном случае, между честным и принципиальным Павлом Грибановым и карьеристом и подхалимом Иваном Ряшковым, уже сам по себе таил опасность сужения творческих возможностей. Были, конечно, такие, Ряшков и Грибанов, разумеется, с другими фамилиями. Это правда факта. Но тот же Ряшков, даже в своей карикатурной заостренности, представляет собой явление слишком частного порядка. Правда факта не стала художественной правдой.

Могут возразить: автор-де не стремился к обобщению, просто описывал жизнь одной редакции, и все. Но тогда следовало писать не повесть, а мемуары.

Между прочим, Ряшков беспросветно глуп. Диву даешься, как это он читал студентам лекции!

Сталкивая Грибанова с Ряшковым. автор заранее обедняет интересно намеченный образ Грибанова. Стычки между тем и другим идут на протяжении всей повести. Это - мелкие стычки. Поэтому характеру Грибанова негде развернуться. Герой только и делает, что резонерствует и жалуется на редактора. И лишь там, где Грибанов отвлекается от Ряшкова, уезжает в командировку, он становится несравненно лучше, деятельнее. Тут видишь его настоящим журналистом: с цепким взглядом, с крепкой хваткой, с похвальной настойчивостью. И тут видишь его живым человеком.

В другом положении был автор еще одной первой книги - Константин Нефедьев. Его роман "Тайна алмаза" уводит нас в историю сорокалетней давности. В отличие от Гагарина, ему пришлось, как говорят, основательно "вживаться" в незнакомый материал, в бурную эпоху революции и гражданской войны. Думается, автор сумел передать атмосферу борьбы за открытие инженера Кручинина и в этом столкновении выявить характеры своих героев - Кувалдина, Юнга и некоторых других.

Но, "вживаясь" в материал, Нефедьев, сам, видимо, того не замечая, свернул на протоптанную дорожу. Большую дань он отдал "Гиперболоиду инженера Гарина" А. Толстого. Даже отдельные сюжетные приемы напоминают знаменитую повесть А. Толстого.

Очень важно, чтобы К. Нефедьев понял свои ошибки.

Интересно проследить особенность еще одного автора - Нины Цуприк с ее сборником "Айка". Она тоже хорошо знает материал, о котором пишет, но беда в том, что этот материал стремится втиснуть в определенные литературные схемы. Особенно это чувствуется в рассказе "И нам интересно". Схема плоха уже тем, что она не приемлет жизни, а героев превращает в марионеток. Н. Цуприк сейчас готовит к изданию второй сборник. Было бы полезно задуматься ей над недочетами первого.

Все эти мысли возникли при знакомстве с первыми книгами трех молодых авторов. Отрадно появление новых имен. И если сегодня мы отмечаем некоторые промахи в этих книгах, то лишь с единственной целью: обратить на них внимание. Ведь автору нелегко быть критиком своих произведений, иногда труднее увидеть в них наносное, ненужное. Со стороны и в самом деле виднее.

    М. АНОШКИН.



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001