История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Ю. Зубакин

ИНОЙ КЛАРК

Фантастика в филателии

ФАНТАСТИКА В ФИЛАТЕЛИИ

© Ю. Зубакин, 2014

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2014

Палау, 1999 год

(Michel № 1507)

В 1964 году в серии «Life science library» была выпущена книга «Человек и космос», которую написали известный фантаст и популяризатор науки Артур Кларк вместе с редакторами американского журнала «Life». В книге много интересных иллюстраций, которые позже появились на рисунках почтовых миниатюр, в основном, «арабов».

Книга «Человек и космос» несколько раз переиздавалась и выпущена на нескольких языках. Ниже показаны несколько иллюстраций из книги.

Этот рисунок выполнил американский иллюстратор Эд Валигурски (1929–2009). На иллюстрации «сиамские близнецы» – одна из ранних концепций корабля многоразового использования.

Шарджа, 1972 год

(Michel einzelblock № 971 A)

Шарджа, 1972 год

(Michel einzelblock № 971)

Рисунок появился на марке Шарджи 1972 года (Michel № 971).

Художник Эд Валигурски.

По замыслу авторов книги, после ракет-носителей «Сатурн–5» появятся ещё более мощные. В рамках проекта NOVA рассматривался с десяток проектов подобных ракет-носителей. Вверху показано две из них: на переднем плане изображена ракета-носитель высотой 125 метров и весом более 10000 тонн, способная вывести на орбиту полезную нагрузку в 500 тонн. На заднем плане, справа, видна ракета-носитель, являющаяся дальнейшим развитием «Сатурн–5», с улучшенными двигателями и оснащенная твёрдотопливными ускорителями.

Предполагалось, что ракеты-носители этого типа могли быть запущены и с морских платформ, подобных буровым платформам Мексиканского залива. Части ракеты будут доставлены и собраны на месте.

Ракеты-носители NOVA должны были выводить на орбиту элементы космических кораблей, которые после монтажа стартовали бы, например, к Марсу. Они могли бы также курсировать между Землей и Луной или позволили построить космические платформы, служащие научными лабораториями.

Шарджа, 1972 год

(Michel einzelblock № 974 A)

Шарджа, 1972 год

(Michel einzelblock № 974 B)

Манама, 1970 год

(Michel № 291 A - 292 A)

Манама, 1970 год

(Michel № 291 B - 292 B)

Манама, 1970 год

(Michel einzelblock № 291)

Ракеты-носители, изображённые на иллюстрации книги «Человек и космос», появились на марках Шарджи 1972 года (Michel № 974) и Манамы 1970 года (Michel № 291). Если приглядеться к рисунку на марке Шарджи, хорошо заметна вертикальная полоса на месте соединения страниц.

На рисунке показаны опасности, от которых человека должен защищать лунный скафандр: солнечные блики, солнечное тепло, солнечные частицы, космические лучи, микрометеориты, ультрафиолетовые лучи, рентгеновские лучи, гамма-лучи, лунный холод, метеоритные осколки.

В поздних изданиях книги «Человек и космос» этот рисунок был заменён другим.

Шарджа, 1972 год

(Michel № 990 A)

Шарджа, 1972 год

(Michel № 990 B)

Шарджа, 1972 год

(Michel einzelblock № 990)

Иллюстрация из книги воспроизведена на марке Шарджи 1972 года (Michel № 990).

Художник Эд Валигурски.

Согласно книге Артура Кларка, перед отлётом на Землю первые посетители Луна будут довольствоваться тем, что сделают несколько фотографий, выполнят научные измерения, отберут образцы грунта. Запасов кислорода хватит на четыре часа, поэтому участок исследования будет ограничен несколькими сотнями метров вокруг лунного посадочного модуля. В дальнейшем будущие полёты на Луну потребуют использования транспортных средств для увеличения дальности исследователей (поверхность планеты равна площади всего американского континента), для транспортировки необходимых громоздких грузов и для обеспечения некоторой защиты астронавтов. Любой лунный автомобиль будет довольно необычным; обычная смазка не может применяться к лунному транспортному средству, потому что в вакууме возможно испарение нефти, а слишком высокая или слишком низкая температура может вызвать расплавление или растрескивания резиновых шин. Так же необходимо, чтобы эти машины могли перемещаться по очень пересечённой местности. Инженеры разработали целый парк лунных необычных транспортных средств.

Среди предлагаемых решений есть электрический автомобиль, установленный на гибких металлических колесах. Такая машина, оснащенная мощным манипулятором с захватом, может совершать научные экспедиции в пределах нескольких сотен километров по поверхности Луны.

Аджман, 1971 год

(Michel block № 361)

Аджман, 1971 год

(Michel block № 362)

Коморские Острова, 1992 год

(Michel block № 375 A)

Рисунок лунного автомобиля, оснащённого манипулятором с захватом, появился на блоках Аджмана 1971 года (Michel block № 361, 362) и на люкс-блоке Коморских островов (Michel block № 375).

Художник Эд Валигурски.

Согласно тексту издания 1964 года, астронавты первых лунных «Аполлонов» ограничат пребывание на Луне 24 часами, но в дальнейших экспедициях будет сокращено количество устройств безопасности, которые окажутся излишними. Их место займут грузы, необходимые для двухнедельного пребывания на Луне.

Обустройство лунной базы, рассчитанной на 90-дневное пребывание шести человек, изначально потребует прилунения 55 тонн оборудования и дополнительной поставки 22 тонн грузов ежемесячно. Каждый килограмм, доставленный на Луну, будет стоить тысячи долларов. План ALSS (Apollo Logistic Support System – Логистические системы поддержки «Аполлон») предложенный НАСА, будет осуществляться после выполнения первых полетов «Аполлон», предусматривает отправку на Луну исследовательской капсулы и автомобиля, которые обеспечат защиту двух человек экипажа и доставку продовольствия на 14 дней. Инженеры НАСА также предполагали, что в дальнейшем будет осуществлён план LESA (Lunar Exploration System for Apollo – Лунная исследовательская система для «Аполлона»). Снабженные более крупным автомобилем, три человека проведут 90 дней на Луне. Один из вариантов плана LESA предполагал расширение количества астронавтов до шести человек. На конечном этапе эта программа предполагает создание базы, рассчитанного на 24 месяца и вмещающего восемнадцать человек.

Усовершенствованная научная база, основанная на Луне и использующая специализированные модули, показана на рисунке вверху. На переднем плане расположен модуль-жилище (с кроватями и душем на верхнем этаже, подсобными помещениями и генераторной станцией на этаже ниже). Слева, из грузового модуля, выгружается лунный автомобиль. В центре на заднем плане расположен модуль стационарной телекоммуникационной станции с параболической антенной. Слева от астронавта виден лунный посадочный модуль, ещё один садится на поверхность. На его борту новая смена лунной базы.

Шарджа, 1972 год

(Michel № 970 A)

Шарджа, 1972 год

(Michel einzelblock № 970)

Манама, 1970 год

(Michel block № 63 A)

Рисунок из книги «Человек и космос» воспроизведён на марке Шарджи 1972 года (Michel № 970), по его мотивам выполнен рисунок блока Манамы 1970 года (Michel block № 63).

Художник Эд Валигурски.

Ракеты не могут нести достаточное количество твёрдого или жидкого топлива, которое требуется для долговременных космических полётов. Ядерный двигатель будет необходим в случае путешествия на Марс или для посещения некоторых других планет солнечной системы.

Ядерный двигатель, которым может быть оснащён космический корабль, отправляющийся к Марсу, использует деление плутония или урана в открытой камере сгорания. Жидкий водород, находящийся во внешних резервуарах, поступает в активную зону реактора, где разогревается реакцией ядерного распада, производя очень высокую реактивную тягу.

 

Шарджа, 1972 год

(Michel einzelblock № 973 A)

 

Шарджа, 1972 год

(Michel einzelblock № 973)

Вверху показаны зубцовая марка и люкс-блок марки Шарджи 1972 года (Michel № 973).

Сьерра-Леоне, 1990 год

(Michel № 1387)

По мотивам иллюстрации из книги 1964 года выполнен рисунок марки Сьерра-Леоне 1990 года (Michel № 1387). Также рисунок этого космического корабля появлялся на «марках» несуществующей страны Бернерские Острова.

На рисунке схематическое изображение полёта к Марсу и возвращение на Землю.

Полёт на Марс может быть совершён только в определенное время, когда Земля и Марс находятся близко друг к другу. Такое расположение происходит каждые 15 лет, в книге «Человек и космос» предполагается, что полёт людей к Марсу будет осуществлён в 1986 году.

На первом этапе полёта к Марсу корабль выводится на земную орбиту, где заправляется дополнительным топливом перед тем, как отправиться к Красной Планете. Примерно через четыре месяца корабль возвращения к Земле выходит на марсианскую орбиту, от него отходит маленький марсианский посадочный модуль, который садится на поверхность планеты. После 10-дневного пребывания на Марсе, модуль возвращается на орбиту и стыкуется с кораблём возвращения на Землю, который после этого отправляется в обратное путешествие к Земле. Во время полёта производятся небольшие корректировки курса, на рисунке они отмечены цветными точками.

Аджман, 1971 год

(Michel block № 232 A)

По мотивам этой иллюстрации выполнен рисунок блока Аджмана 1971 года (Michel block № 232). На поле блока надпись «Проект Марс».

слобода оливковый узнать больше


Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001