История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

ОТ АВТОРА

СТАТЬИ О ФАНТАСТИКЕ

© Н. И. Черная, 1972

Черная Н. И. В мире мечты и предвидения: Научная фантастика, ее проблемы и художественные возможности.- Киев: Наукова думка, 1972.- С. 3-6.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2001

Научная фантастика принадлежит к числу наиболее интенсивно развивающихся в настоящее время разновидностей художественной литературы. В течение последнего десятилетия в нашей стране в несколько раз возросли тиражи изданий этой отрасли художественной литературы, появились десятки новых имен талантливых писателей-фантастов.

Наряду с количественным ростом происходит внутренняя перестройка научной фантастики, назревают значительные качественные сдвиги, связанные с новым характером ее художественности, со смещением сферы тематических интересов и расширением идейно-творческих задач, намечается выход научной фантастики на передний край литературы о современности, повзросление её читательской аудитории.

Процесс интенсивного развития научной фантастики связан с возвестившим начало новой космической эры грандиозным научно-техническим переворотом середины века, неограниченные возможности которого используются» в нашей стране в интересах всестороннего развития и совершенствования человека и общества, приближения коммунистического будущего.

Современная эпоха, эпоха обострившихся политических и экономических противоречий, эпоха разрушительной ломки социальных и идеологических устоев старого мира и – вместе с тем – эпоха невиданно быстрых темпов научно-технического прогресса и неизмеримо возросшего влияния его на судьбы человека и общества, является несомненно поворотной в историческом развитии. Но именно поэтому она и ставит перед человечеством проблемы, с которыми оно по крайней мере в таком их глобальном варианте еще не сталкивалось. И, прежде всего, это проблема сознательного выбора будущего всем человечеством. Столь же грандиозна и связана непосредственно с первой проблема контроля над развитием науки и техники, так как наука уже не может бездумно реализовать одну за другой все представляющиеся ей возможности.

Помочь оптимальному выбору будущего призваны вместе с передовой наукой прогрессивное искусство и литература и, в первую очередь, научная фантастика, потому что именно современная научная фантастика обладает как бы специально созданными для этой цели художественными средствами и возможностями, дублировать которые, пожалуй, не может никакой другой вид литературы.

Однако не следует думать, что научная фантастика это набор готовых рецептов или счетно-решающее устройство, которое выдает готовый ответ с максимальной долей приближения. Если продолжить начатое сравнение, то можно сказать, что научная фантастика скорее помогает формулировать подобные вопросы, что она призвана скорее участвовать в составлении алгоритма решения задачи или, иными словами, уяснить как можно нагляднее те исходные принципы, с которыми современный человек должен подходить к оценке различных тенденций социального и научно-технического прогресса, заложенных или частично реализующихся уже в настоящем.

Учитывая все это, а также принимая во внимание характерные особенности воздействия научной фантастики на массового читателя, советские ученые-социологи (футуролог И. Бестужев-Лада, экономист 3. Файнбург и др.) ставят вопрос о высокой идеологической действенности научной фантастики, о той неоценимой роли, которую она может сыграть в борьбе за претворение в жизнь самых высоких коммунистических идеалов современности.

Перед советским литературоведением и критикой стоит задача выяснения широкого круга вопросов, связанных с определением идейно-художественного своеобразия научной фантастики.

За последние годы исследователями научной фантастики создан ряд ценных монографий о творчестве писателей-фантастов – отечественных и зарубежных (работы Е. Брандиса, В. Дмитревского, Ю. Кагарлицкого, Б. Ляпунова и др.), написаны интересные работы обобщающего, историко-литературного и проблемно-теоретического характера (книги А. Бритикова, Г. Гуревича, Ю. Рюрикова), опубликован ряд проблемно-теоретических, полемических и критических выступлений в прессе.

Количество статей, посвященных научной фантастике в целом и отдельным ее произведениям, рецензий, критических и библиографических обзоров непрерывно растет. В дискуссии вокруг проблем научной фантастики включаются не только литературоведы и критики, но и сами писатели-фантасты, а также представители общественных и точных наук. И все-таки, несмотря на большое количество опубликованных статей, пока еще не выработаны основные критерии художественности применительно к этой отрасли литературы, не решены ключевые проблемы ее дальнейшего развития.

В этой работе рассматривается несколько таких проблем, представляющихся важными для определения идейно-художественного своеобразия научно-фантастической литературы.

Нас интересуют прежде всего традиции и преемственность в научной фантастике, возможности использования в ней опыта художественной фантастики прошлого. Эти вопросы почти не рассматриваются нашим литературоведением. Между тем изучение традиций и преемственности могло бы пролить свет на некоторые закономерности развития научной фантастики, выявить широту ее творческих возможностей.

Сравнительно мало изучена также специфика изображения будущего и современности в научной фантастике, их сложная динамика и взаимопереходы. Этот круг проблем очень важен, так как непосредственно связан с признанием актуальности научной фантастики, ее современной идеологической действенности. И, конечно, в работе, посвященной научной фантастике, нельзя обойтись без характеристики взаимоотношений между фантастикой и наукой в рамках исследуемого «жанра», роли и места собственно научных элементов в научной фантастике, – вопросов, которые постоянно вызывают массу разноречивых суждений в критике.

Назад    В начало   Вперёд



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001