История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

И. Черный

УХОДИМ, УХОДИМ, УХОДИМ...

ФАНТАСТЫ И КНИГИ

© И. Черный, 2002

Любезно предоставлено творческой мастерской «Второй блин»

Валентинов А. Созвездье Пса: Избранные произведения. - М.: ЭКСМО, 2002. - 480 с. - (Нить времен). 10 000 экз. (п) ISBN 5-04-008824-8

Эта книга, пятнадцатая в собрании сочинений А. Валентинова, издаваемом "ЭКСМО" в серии "Нить времен", по сути, завершила публикацию всего, написанного на сей день известным фантастом. Что будет дальше, время покажет, а пока, прищурясь, всмотримся в "Созвездье Пса".

Сборник состоит из двух неравнозначных разделов. В первом помещен роман, собственно и давший название книге, а во втором собраны литературно-критические и публицистические работы Валентинова, посвященные фантастике.

О романе "Созвездье Пса" можно судить с нескольких "колоколен". С точки зрения обыкновенного читателя, знающего, на что способен автор и купившего сборник в надежде на очередную порцию "криптоистории", - это "халтура". Несмотря на многообещающую аннотацию, заманивающую перспективой раскрытия очередной археологической загадки, в романе нет ярко выраженного элемента, позволившего бы отнести произведение к жанру фантастики. Да, для ученого, знакомого с сутью вопроса, исследования херсонесской Крипты, проводимые героями романа, относятся к области несомненной фантастики. Но для обывателя, ожидающего встречи если не с "зелеными человечками", то, по крайней мере, хотя бы с призраком богини Девы, открытость финала книги станет горьким разочарованием. В романе Валентинова нет напряженной фабулы, коллизии, привычных композиционных элементов. Этакий беллетризированный отчет об обычной, ничем не примечательной археологической экспедиции. Да, будни, да, раскопки, да, дух времени. Но ведь этого мало для того, чтобы считать книгу произведением художественной литературы. В академическом собрании сочинений подобное уместно. Но в популярной серии фантастики - вряд ли.

Иной же читатель, особенно из числа искренних почитателей творчества Валентинова, просто поразится тому, с какой стороны предстанет перед ним любимый автор. Такой степени исповедальности, открытости мы уже давно не видели. "Созвездье Пса" - лирический дневник-исповедь, посвященный проблеме Ухода. Ухода с исторической сцены целого поколения. "Пусть твоя книга станет памятником нашим друзьям-археологам и всей эпохе - эпохе пытливых и неравнодушных людей 90-х", - звучит в эпилоге фраза-ключ к пониманию романа. Здесь четко проведена граница между двумя поколениями. Тридцатилетние (те, которым нынче за сорок) и двадцатилетние (нынешние тридцатилетки). Первые, мучимые рефлексией, сомнениями, поисками ответов на мучительные вопросы. И вторые - с "розовой кожей, пухлыми щеками", заботящиеся лишь о насыщении желудка. У них нет ни уважения к живым легендам Херсонеса, кажущимся юношеству бесполезным балластом экспедиции, ни к традициям, ни к науке. Это они через год-другой, презрев и плюнув на все, преспокойно уйдут в бизнес, уютно устроившись в дивном новом мире. А вокруг - древний город, за стеной которого умирающая страна с пустыми прилавками, очередями за спиртным и куревом, талонами на моющие средства и сахар. Боже, как давно это было. Каким неправдоподобным все кажется. Но ведь было же, было. И в этом отношении "Созвездье Пса" является подлинно историческим романом. Да еще если взять третий пласт романа, связанный с прошлым Крыма, со скифско-эллинским периодом. А тайна Крипты, о которой в книге сказано и много и мало? Потому что, по словам писателя, если написать всю правду, то читатель обязательно воскликнет: "Врешь!". А чудные стихи, вкрапленные в прозу, и проза, незаметно переходящая в поэзию?

Во втором разделе сборника находятся статьи и доклады Валентинова, отчасти уже печатавшиеся, но большей частью бывшие недоступными широкой читательской аудитории, не имеющей доступа к сети Интернет и специальным малотиражным изданиям любителей фантастики - фэнзинам. И снова поражаешься смелости автора. Писатели-фантасты вообще стараются как можно реже выступать с публичными критическими оценками произведений собратьев по перу. Это считается чуть ли не дурным тоном. Толкнешь кого-то невзначай, а он тебе завтра подножку поставит. И забываются при этом традиции классической русской литературы, когда ее столпы не стеснялись в печатной форме высказывать свои претензии друг к другу. Карамзин, Жуковский, Пушкин, Гоголь, Салтыков-Щедрин, Тургенев, Горький не гнушались пером критика. И сами бывали битыми. Но, как известно, за одного битого двух небитых дают. И вот Валентинов бьет, разит беспощадно налево и направо, защищая литературу от серости, халтуры, низкопробщины. Порой он бывает излишне резок, даже в чем-то не прав. Однако видно, что писатель сердцем болеет за литературу, за Фантастику. Что и требовалось доказать.

    Игорь Чёрный



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2021
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001