История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

М. Назаренко

ИТТОР КАЙЛ

ФАНТАСТЫ И КНИГИ

© М. Назаренко, 2000

Фантасты современной Украины: Справочник / Под ред. И. В. Черного.- Харьков: «Мир детства», при участии ТМ «Второй блин», 2000.- 144 с.- 1000 экз.

Любезно предоставлено творческой мастерской «Второй блин»

ИТОРР Кайл (псевдоним киевского фантаста Якова Владимировича КАЛИКО). Родился в 1976 г. Я.Калико закончил в 1999 году Киевский Политехнический Институт по специальности "Искусственный интеллект", фантастику писать начал четырьмя годами раньше, тогда же и появился псевдоним. Сегодня Кайл Иторр - автор четырех опубликованных книг (одна - "Мастер Теней", 1997, первая половина цикла "Книга Теней" - под псевдонимом "Кайл Иторр"; остальные три - под псевдонимом "Петр Верещагин").

Можно сказать, что творчество Кайла Иторра является если не типичным, то довольно симптоматичным для постсоветской фантастики. Всем памятен "переводной бум" 1991-93 гг., когда на читателей обрушилось неимоверное количество книг неизвестных авторов и неизвестных жанров, прежде всего - фэнтези. Толкин, Ле Гуин, Желязны и Муркок оказались не только в одной "экологической нише", но и (судя по количеству переизданий и тиражам) в одной "весовой эстетической категории". Более того, их миры стали восприниматься как один мир, или же мультиверсум (о личных пристрастиях, симпатиях и антипатиях здесь речь не идет).

С этим связана и подчеркнутая цитатность большинства произведений отечественной фэнтези тех лет, теперь кажущаяся несколько архаичной: разнообразные "fan-fiction" в традиции D&D, сиквелы и просто вариации на тему (зачастую неосознанные) не заставили себя долго ждать. Первые подобные тексты появились еще в конце 1980-х г.г.

В этом контексте характерным является посвящение к первой из повестей, составивших "Книгу Теней": "Роджеру Желязны, за теорию строения Вселенной, Урсуле Ле Гуин, за описание Теней и идей, Роберту Говарду, с которого все это и началось посвящается".

Влияние этих писателей (равно как и других, неназванных классиков) на К.Иторра лежит скорее в плане антуража, чем творческих принципов: в цикле упоминаются и действуют Галадриэль, Корвин, Джек-из-Тени, Дилвиш, Южный оракул и многие другие знакомые персонажи. И еще один характерный пример: главный герой цитирует балладу Энн Маккефри. "Правда, кто-то в ином мире и в иной ситуации уже говорил подобное, даже почти в тех же самых словах - но разве это имело значение? Важны сами слова, а не автор". Чужое становится почти своим, но и свое - почти чужим, переходит в сферу "ничьего добра" любимого жанра. Объяснение, разумеется, приведено - "в бескрайних просторах Множественной Вселенной" материализуется написанное в книгах.

Действие цикла "Книга Теней", первая половина которого опубликована под названием "Мастер Теней", происходит во вселенной, названной "Миллионом Сфер". Сферы разделены "Барьерами", преодолеть которые могут лишь сильные маги. Один из них, Инеррен, и является главным героем цикла. В первой повести цикла, "Мастер Теней" (в авторской версии - "Повелитель Теней") он (что интересно - после смерти) добирается до некоего Источника, чтобы, сразившись с ним, получить Силу и Знание и вернуть свою жизнь. По пути он встречается с Синей Колдуньей Айрой и, в конце концов, жертвует вновь обретенной жизнью ради ее спасения от Смерти (не говоря уж о других причинах): "он вновь переместил сознание в Страну Золотого Покоя - да только не было никого, кто мог бы вернуть его обратно в мир живых" (ср. "Князь Света" Желязны). В следующей же повести Инеррен возвращается в мир и продолжает свой путь (или, вернее, Путь).

Только в первой повести присутствует - хотя и на втором плане - эмоциональная линия. "Разъяренные явным пренебрежением к себе, силы Источника вихрем крутились вокруг них, но не могли пробить оболочку, образованную Силой, которая считается самой могучей из всех существующих. Силой, которая побеждает даже Смерть и Судьбу. Силой Любви." (Впрочем, эта же тема возникает и в финале цикла). В остальных же повестях на первое место выходит собственно магическая составляющая. Герой переходит из мира в мир, совершая необходимые подвиги, борясь с Богами Судьбы и разбрасываясь заклинаниями. Именно стихотворные вставки и рассуждения о Вселенной, Силе и Вечности, обрамляющие повести, являются, пожалуй, лучшими страницами цикла. Автор, зачарованный самим узором коллажа, тем, как в него вплетаются все новые и новые мотивы классического фэнтези, уделяет недостаточно внимания психологической достоверности образов, предпочитая описаниям - действие.

К сожалению, пока что остаются неопубликованными короткие произведения Кайла Иторра, в которых естественно сочетаются прозаические и поэтические фрагменты.

Сочинения: "Мастер Теней". - К.: Лабиринт, 1997 ("Мастер Теней", "Именем Теней", "Во Времена Теней", "В Ловушке Теней", "Под Покровом Теней"); "Повелитель Теней". - М.: Армада - Альфа-Книга, 2000. "Арканмирр". - М: Армада - Альфа-Книга, 2000; "Испытание Тьмой". - М.: Армада - Альфа-Книга, 2000.

    М. Назаренко



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001