История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

А. Борунец

ПУЗИЙ ВЛАДИМИР КОНСТАНТИНОВИЧ

ФАНТАСТЫ И КНИГИ

© А. Борунец, 2000

Фантасты современной Украины: Справочник / Под ред. И. В. Черного.- Харьков: «Мир детства», при участии ТМ «Второй блин», 2000.- 144 с.- 1000 экз.

Любезно предоставлено творческой мастерской «Второй блин»

ПУЗИЙ Владимир Константинович (псевдоним - Владимир АРЕНЕВ) - родился 1.10.1978 в Киеве. С 1996 года - студент Института журналистики КНУ им. Т. Шевченко (специализация: журналистское мастерство и редакционно-издательское дело). Сочинительствовать начал в школе, но серьезно занялся писанием с 1995 г. К началу 2000 года - автор 4-х романов, около двух десятков рассказов и повестей, многочисленных литературно-критических статей и интервью с писателями-фантастами. Пишет на русском и украинском языках, нередко переводит свои рассказы с одного языка на другой.

Произведения охватывают довольно большой спектр жанров и тем: от классической фэнтэзи в "Летописях Ниса" до сюрреалистического мини-романа "Под небом голубым", от мифопоэтического романа в стихах "Лабiринт" (на укр. языке) до мистико-философской книги "Круги на земле", где действие разворачивается в белорусской деревушке конца 90-х годов 20-го столетия.

Первые прозаические произведения В. Пузия несут на себе явный отпечаток влияния "классической фэнтэзи". Например, действие повести "Немой учитель" происходит в выдуманной средневековой стране, с непременным королем, принцем-наследником и пр. характерными деталями. Но даже здесь заметно стремление автора выработать собственный стиль изложения, а в тематике - попытка уйти от сплошного "мечемахания". Так, в "Немом учителе" писатель переосмысливает библейский сюжет о Змее-искусителе, а уже в романе-дилогии "Герой порванных времен" (издано под названием "Черный искатель смерти") стремится не просто выстроить очередной "мир меча и посоха", но и наполнить его философской проблематикой. Даже когда речь идет о мифических существах, в центре внимания остаются общечеловеческие заботы и терзания; возможно, именно поэтому главный персонаж "Героя" не сразу узнает, что он - не человек, а альв. Роман задекларирован как первый из цикла "Летописи Ниса", и хотя основные сюжетные линии завершены, а идеи - раскрыты, ближе к финалу автор не смог удержаться от того, чтобы не оставить множество зацепок для следующей книги. Насколько она будет самостоятельной и не станет ли вторичной по отношению к "Герою порванных времен" покажет время.

В другом, отдельном романе "Правила игры" (известен также под названием "Вся наша жизнь") писатель затрагивает тему взаимосвязи прошлого и будущего. Здесь влияние "классической фэнтэзи" почти незаметно - на смену ей приходит антураж, продиктованный прежде всего требованиями замысла. В старинную сторожевую башню, ставшую музеем, приезжает группа туристов, чтобы буквально погрузиться в прошлое, ибо "экскурсовод"-повествователь обладает даром, благодаря которому внимающий испытывает полный эффект присутствия. Две сюжетные линии (туриста, приехавшего в музей с некоей тайной целью, и наследного принца, героя повествований) тянутся параллельно, чтобы ближе к финалу неожиданно пересечься. В "Правилах игры" прослеживается та же тенденция, истоки которой можно было заметить и в "Герое порванных времен" - стремление писателя к полифоничному изложению, демонстрации одного и того же события с разных точек зрения. При этом иногда текст приобретает характер сценарности, что не всегда идет ему на пользу.

Если в двух указанных романах писатель в основном обращался к теме взаимоотношений человека и божества, то в сюрреалистическом "Под небом голубым" главной темой становится (если, конечно, нам удалось правильно понять автора) взаимоотношение человека с самим собой, преодоление своих внутренних конфликтов и пр. Вообще "Под небом голубым" настолько отличается от предыдущих и последующих произведений В. Пузия, что этот мини-роман можно рассматривать как своеобразную попытку бегства, желание выйти за границы собственного же стиля. В результате получилась вещь со многими смысловыми уровнями, с огромным количеством раскавыченных цитат, намеков, аллюзий; причем зачастую автор безжалостен к читателю и не стремится дать подсказку к расшифровке того или иного фрагмента текстово-смысловой мозаики. Какие-то моменты, вероятно, неоправданно растянуты, но в целом, как эксперимент, "Под небом голубым" произведение достаточно интересное.

Еще одним экспериментом является неоконченый пока роман "Лаб-ринт", пишущийся в стихотворной форме и на украинском языке.

Находится в завершающей фазе и очередное крупное прозаическое произведение В. Пузия "Круги на земле". Автор и прежде обращался к реальной жизни, как в юмористических "Ангел-хранитель", "Договор дороже денег", так и во вполне серьезных рассказах, объединенных в цикл "Киевские истории" ("Станция мягких игрушек", "Замечательное превращение", "Карандаш с полустертой надписью"). Но именно "Круги на земле" - по-настоящему значительная попытка не творить собственные миры, а развернуть действие "здесь" и "сейчас", да еще в таких непривычных для отечественной фантастики "декорациях", как современная белорусская деревня. Поскольку жанр нового романа - мистико-философский, то и среди персонажей соответственно встречаются черти, колдун, ведьма, таинственная черная кошка размером с тигра и пр. Неповторимый колорит повествованию придает речь местных жителей, которая передана писателем "вживую", то есть, на белорусском языке. Но воспримет ли подобное новшество читатель и насколько автор сможет сделать роман цельным? - эти вопросы покамест остаются без ответа.

Сочинения: 1 Ангел-хранитель // Майдан - ХХI: Литературно-общественный альманах. - 1998. - № 1; Едина дорога. - Пульсар. - 1999. - № 2; Возвращение. - Порог. - 1999. - № 5; Замечательное превращение // Порог. - 1999. - № 7; Он знал войну // Одноклассник. - 1999. - № 8; Станция мягких игрушек // Порог. - 1999. - № 9; Повстать, чи примиритися, чи...// Пульсар. - 2000. - № 1; Отчаяние драконов. - М.: АРМАДА, "Издательство Альфа-книга", 2000; Охота на героя. - М.: АРМАДА, "Издательство Альфа-книга", 2000; Возвращение // Уральский следопыт. - 2000. - № 3; Листоноша у Чарiвнiй долинi // Святий Володимир. - 2000. - № 2.

    А. Борунец

1. В 2000-ом году у Владимира Пузия в московском издательстве "Армада - Альфа-Книга" в серии "Фантастический боевик" вышла еще одна книга (под псевдонимом "Владимир Аренев") под названием "Правила игры". А также, в том же издательстве, но уже в серии детской фантастики "Замок чудес" - книга "Книгоед" (в соавторстве с Ю. Никитинским).



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001