История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Андрей Понизовкин

ХОББИТ ЖИЛ, ХОББИТ ЖИВ, ХОББИТ БУДЕТ...

А также о взрослых играх на свежем воздухе и наших шансах отдохнуть в 14-м веке

ФЭНЗИНЫ ФАНТАСТИКИ

© А. Понизовкин, 1992

Взгляд с Ментельтармы: Издание оргкомитета ХИ-93 / Отв. за выпуск И. Г. Халымбаджа. - [Екатеринбург]. - 1992. - 1 (октябрь). - С. 2-3.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2006

«... Они мелкорослы – нам примерно по пояс, даже меньше, чем бородатые гномы. Хоббиты – безбородые. Они совсем или почти не умеют колдовать, и из колдовства знают только мелкие каждодневные трюки, например, как быстро и тихо исчезнуть, когда огромный тупица, вроде нас с тобой, неуклюже топает, как слон, где-то рядом, а этот топот хоббиты слышат за милю. У них обычно круглые животики, они вообще склонны к полноте. Одеваются они во все яркое (чаще всего в зеленое и желтое), обуви не носят, потому что у них на подошве естественная толстая кожа, а ноги обрастают густой бурой шерсткой, похожей на кудрявые волосы на голове; у них длинные ловкие коричневые пальцы, добродушные лица и глубокий сочный смех...»

Таков первый портрет хоббита, подаренный нам его великим создателем, англичанином Джоном Рональдом Руэлом Толкиеном. Впрочем, кто знает их обоих – тому пояснять ничего не нужно, а кто нет – тем остается только посочувствовать. Увы, повальный «хоббитский» бум, охвативший с появлением в России книг знаменитого философа-сказочника, на которых на Западе выросло уже не одно поколение, заметно спал – в том числе и по печальной причине безумного удорожания его трудов, равно как и трудов всех других авторов. Однако преданные толкиенисты остались, их немало. Больше того – они упорно продолжают собираться вместе, выпускают свои газеты, строят фантастические планы и – играют. Вот и нынче, в году, когда отмечается 100-летие со дня рождения Толкиена, под Уфой состоялись очередные хоббитские игры. Город Екатеринбург на них представлял главным образом Михаил Черниховский, которого знающим людям рекомендовать также нет смысла, а для тех, кто не в курсе, – художественный руководитель театра оружия «Арм-шоу», преподаватель фехтования и сценического боя Академии искусств и художественных ремесел, или, проще говоря, – один из крупнейших романтиков – практиков здешних мест. Правда, к «чистым», рафинированным толкиенистам его не отнесешь, что ясно уже из титулов, но об этом чуть позже...

– Михаил, первым делом ответь, пожалуйста, как так можно? В стране творится черт знает что, цены растут гораздо быстрее грибов, уже картошку с огородов воруют, люди не знают, что станет с ними завтра, а вам все игрушечки? Гномы какие-то на уме, эльфы...

– Видишь ли, играть можно не только с жиру, но и – когда хочется забыть о том, что нечего есть. Но это был бы слишком простой и грубый ответ. По настоящему счету стремление к игре, хорошему куражу сидит в любом из нас, не в одних детях, которые, как известно, занимаются этим, невзирая на эпоху. Взрослые тоже играли и будут играть всегда, хотят они того или нет. Недаром сказано – «вся жизнь – театр». Только жизнь в разное время разная, и театр – соответственно. Вспомним доблестных русских гусар. Они ведь играли не на одном лишь театре военных действий – и на бытовом, так сказать, уровне. Сколько там было обязательных правил, условностей, притворства! Но до чего искусно они притворялись, как красиво, благородно и мужественно манерничали! Теперь наш повседневный театр совсем другой: декорации почти всегда серые, тусклые, действия тянутся вяло, однообразно... И вот тянет свою лямку-роль какой-нибудь, допустим, рядовой инженер, строит свои надоевшие мизансцены с начальником, соседями, пассажирами городского транспорта, а в душе он, может быть, Рыцарь печального образа или – придворный Дон Жуан, а то и вовсе – верховный повелитель народов... Повторю: в каждом, ну, в крайнем случае, почти в каждом живет желание хоть ненадолго сменить грим, обстановку, попробовать себя в новой, может быть, – самой неожиданной и фантастической роли. Только в одних оно вялое, неоформленное, а в других – неодолимое, требующее регулярного выхода. Эти-то вторые и собираются периодически в разных, как говорится, уголках необъятого СНГ, дабы утолить свою жажду поиграть. Мир Толкиена – мир хоббитов, гномов, эльфов и еще много кого и чего – открывает здесь поистине необозримые возможности...

– И много вас – вторых? Часто ли вы встречаетесь? И как все это происходит практически? Неужели раскладываете книжки Толкиена по ролям и потом в лицах воспроизводите? Это же титанический труд? Да и без него, наверное, совсем нелегко вот так вот взять и влезть в шкуру того же гнома...

– Конечно, нелегко. Тут как минимум нужна сама шкура – то бишь кольчуга. Ибо стыдно нормальному гному не иметь столь существенного знака отличия от прочих – остальных. И представь себе, люди изготавливают себе металлические кольчуги своими руками. А что значит изладить такую штуку – знаю не понаслышке. Здесь труд действительно нужен титанический. И между прочим, по числу кольчуг на участниках последних хоббитских игр наши участники умудрились обскакать даже международный рыцарский турнир в Польше, где довелось побывать в 1989-м году. Это ли не показатель преданности делу?

Текстовых ролей, конечно, никто не учит – текст и приключения рождаются по ходу. Есть лишь общий сценарий, по которому разворачиваются события. Оттого, кстати, некоторые поборники чисто литературного толкиенизма к нашим зрителям относятся скептически: мол, опошляете первоисточник и т. д. Они не понимают, что речь идет вовсе не о филологических симпозиумах и не о драматических постановках, кои, само собой, тоже имеют право на существование, а именно – об играх – ролевых играх, идея которых давно популярна во всем мире и активно используется при обучении самых разных вещах. Вот почему среди гостей хоббитских игр немало педагогов, ученых, студентов – то есть тех, у кого к ним еще и профессиональный интерес. Думаю, Толкиен, сам преподаватель и вообще мудрый человек, будь он жив, вряд ли осудил бы подобные, отнюдь небесполезные во всех отношениях забавы.

На сегодняшний день больших хоббитских игр было три: те, что в 90-м году назывались Всесоюзными – под Красноярском, в 91-м – в Подмосковье и нынешние – под Уфой, где собралось около четырехсот человек из Москвы, Казани, Санк-Петербурга, Новосибирска – список можно продолжить. Происходит все примерно следующим образом: сначала на местах формируются команды, они посылают в оргкомитет заявки – примерный состав, свою коллективную роль, пожелания. Потом долго и упорно готовятся: делают амуницию, разрабатывают свой стиль поведения, обряды, учатся в конце концов воевать... Дело-то ведь не шуточное – если уж ты назвался эльфом, будь добр уметь отстаивать свое эльфское достоинство должным образом! Дальше, приехав на избранную игровую территорию, нужно еще построить укрепления, лагеря, замки. Ну и после всего этого начинаются поиски сокровищ, встречи с врагами, убийства, осады крепостей, торговля награбленным – всего и не перечислить. Насыщенность событиями каждого игрового дня настолько велика, что за очень короткий промежуток времени ты можешь неоднократно умереть, заново родиться, побывать и властелином, и рабом, наконец, жениться... Причем содержание игрм вовсе не ограничивается беготней друг за другом и выяснением физического превосходства. Тут – и политика, и интриги на межгосударственном уровне, и вполне осмысленные тактические либо стратегические военные действия, и хозяйственная жизнь со своей денежной единицей – тингом. Образуется новое жизненное пространство со своими законами, нравами, взаимоотношениями, и некоторые так основательно погружаются в него, что потом им нужно адаптироваться в «нормальному». Но и это еще не все: «во время игры произносятся витиеватые речи, возникают свои герои, рождаются баллады, легенды и потом они передаются из уст в уста, обрастают новыми подробностями, деталями – то есть пространство это само собой растягивается далеко за рамки игровой территории и дня отъезда с последней встречи. Складывается, если хочешь, особая субкультура игроков – толкиенистов, выделяющихся теперь даже из родной вроде бы для них среды фэнов от фантастики.

– Очень интересно. Просто – очень. Так бы сам взял бы и вошел в игру. Только... Жутковато как-то, Миш. Вот ты говоришь о театре, культуре, хоть и суб... и вдруг – убийства, грабежи, опять же – жениться... До какой степени игровое значение этих слов близко к общеупотребительному? Оружие-то у вас, как я понял, хоть и холодное, но почти настоящее. Не может ли случиться так, что какой-нибудь гном, войдя в раж, возьмет да и ... Всякое ведь бывает. А потом – на какие средства вы в нее входите? Откуда тинки?

– «Убить» – означает достать своим оружием противника определенное количество раз в условную поражаемую зону и отправить в Страну мертвых ровно на шесть часов, после чего – «воскрешение». «Ограбить» – «убить» и забрать содержимое карманов. Последнее правилами разрешается: проигравший уступил сопернику в честном бою. Правила во время игры имеют силу закона. Конечно, теоретически возможны их нарушения: разные случайности – развлечение в самом деле небезопасное. Но, я думаю, не больше, чем ночная прогулка по Екатеринбургу без меча и кольчуги. К тому же толкиенисты – народ законопослушный, они собираются не калечить, а отдыхать. С женитьбами – сложнее. Тут раз на раз не приходится: иногда начинается с игры, а потом... Сердцу ж не прикажешь! Что касается денег, то эта проблема, как и у всех, существует, но она разрешима. Играть – занятие добровольное. Те, кто имеет добрую волю, прекрасно понимают: бесплатно нынче ничего не бывает. Есть разные варианты: можно купить путевку на игру, можно привезти с собой определенную сумму денег, можно, наконец, стать спонсором части мероприятия, если средства позволяют...

– Получилась ли, на твой взгляд последняя игра? Удачней или хуже предыдущих она прошла? И что будет дальше? Каковы, как говорится, перспективы?

– Если откровенно, то, по-моему, настоящей игры, скорее, не получилось. Нет, какие-то удачи у отдельных команд имели место, многие остались довольны. Но в целом... Подвела география местности. Дело в том, что события крутились вокруг одной дороги длиной километра 4, вдоль которой и разбились лагеря. Значительная часть приключений состояла в прогулках по ней, в банальных грабежах. Далеко не все военные, экономические и другие возможности были использованы. Что дальше? Дальше, седьмого ноября по Лунному календарю – эльфийский Новый год. Он будет отмечаться в Казани. В Казани – отличные эльфы, ожидается солидный праздник. А следующие большие игры мы намерены провести у нас, под Екатеринбургом. Пока они названы региональными, но, думаю, – съедутся желающие со всего СНГ. Работает оргкомитет, подготовка идет полным ходом, надеемся – получится интересней. Однако это лишь маленькая часть имеющихся планов. Существует грандиозный проект: сделать подобный вид отдыха массовым не массовым, а – доступным. Представь себе: захотел человек провести месяц отпуска не на надоевшей турбазе, а, предположим, в 14-м веке, в роли средневекового короля! Он покупает путевку, въезжает в специально оборудованный замок, получает амуницию, обученную дружину, слуг в распоряжение – и властвует, со всеми вытекающими, на свое усмотрение! Выбор исторической эпохи, титула – по желанию заказчика. И цена, конечно, соответствующая: обслуживание обойдется недешево. Зато какие впечатления ждут потенциального клиента!

Вот ты улыбаешься, а ведь это все вполне реально. Во Франции, по моим данным, подобный сервис уже существует. Мы тоже вполне в силах его обеспечить – и желающие, думаю найдется...

АНДРЕЙ ПОНИЗОВКИН



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001