| ФЭНДОМ > Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью |
Есть литературные герои, которых знают, наверное, все - от мала до велика. Вы когда-нибудь обращали внимание на тот любопытный факт, что в большинстве своем это персонажи приключенческой и фантастической литературы, прочно вошедшие в нашу духовную жизнь, ставшие неотъемлемой частью ее? В самом деле, пришлось бы приложить, вероятно, титанические усилия, чтобы обнаружить человека, которому - хотя бы понаслышке - не были известны имена Д'Артаньяна, Гулливера, Ассоль или капитана Гранта! Герои, которые неотступно следуют за нами из самого детства - оберегая нас, вдохновляя и восхищая. Не найти, пожалуй, и такого читателя, в чьих глазах хотя бы на мгновение не сверкнул огонек светлой ностальгической грусти при упоминании Ихтиандра - несчастного юноши из морских глубин... ... Было мне тогда, наверное, лет семь или восемь, когда я всем телом и душой провалился в красочный мир фильма "Человек-амфибия" В. Чеботарева и Г. Казанского. Нелегко передать словами те первые детские впечатления, почти не изменившиеся и с годами. На сэкономленные на школьных обедах деньги мы с приятелями накупили билетов почти на все сеансы и за неделю умудрились посмотреть фильм не меньше десяти раз. Этот фильм стал для нас в прямом смысле слова культовым. Мы просто бредили им. И всякий раз, уже зная наизусть каждую реплику, едва гасли огни в зале, мы самозабвенно и преданно погружались в волшебство фантастической сказки - снова и снова. И всегда это было - впервые! Мы вновь и вновь ожидали, что вот на этот раз финал у фильма будет иным, и никак не хотели простить режиссерам "несчастливую" концовку. А потому, после сеанса, скучковавшись на скамейке возле кинотеатра, шумно фантазировали - придумывали продолжение истории, в которой гениальный доктор Сальватор делает операцию Гуттиэре, превращая ее в амфибию, а потом они с Ихтиандром жили долго и счастливо. Смешно вспомнить, но кому-то из нас однажды взбрела в голову идея создания Общества По Спасению Ихтиандра (ОПСИ). И никто не смеялся - для нас все было на самом деле. А уж ставшие знаменитыми хитами Андрея Петрова "Эй, моряк!" и "Песня рыбака" любимы и по сию пору. Тогда был только фильм, и представления я не имел, что существует литературный первоисточник. Мы воспринимали эту сказку как самую настоящую реальность, мы не могли смириться с тем, что Человек-амфибия - выдумка писателя или режиссеров. Свое открытие Александра Беляева я совершил классе в четвертом: библиотекарь доверила мне - как постоянному посетителю - книгу из читального зала. С обязательным условием: вернуть через два дня в целости и сохранности. Этой книгой оказался сборник "Голова профессора Доуэля". Двух дней мне не понадобилось - книга была "проглочена" в тот же вечер. Какое я испытал потрясение! А потом - день за днем, главу за главой (чтобы растянуть удовольствие) я пересказывал повесть одноклассникам, и меня не выпускали из школы, прежде чем друзья не получали очередные порции захватывающей истории о коварном профессоре Керне и головах, которые продолжали "жить" даже после того, как их отделяли от тела. Не отпускали и после того, как история подошла к неминуемому финалу. Уже вошло в привычку придумывать продолжения полюбившихся книг. И истории продолжались. И "Человек-амфибия", и "Голова профессора Доуэля" стали книгами, в буквальном смысле "сделавшими" меня - я влюбился в фантастику, а много позже эта любовь переросла в основное дело жизни - профессию. Потом были другие повести и романы А. Р. Беляева, некоторые из которых люблю перечитывать и по сию пору. Конечно, сегодня я могу оценить их более "взрослым", трезвым взглядом, заметить явные литературные слабости: не всегда четко прописаны герои, не доведена до совершенства психологическая канва, где-то, к сожалению, неизбежные идеологические следы времени. Но право же - книги Беляева не становятся от этого менее любимы, потому что осталась та неповторимая романтика поиска, искренняя вера в лучшие качества человека, наконец несомненный талант Беляева увлечь сюжетом, писать легко и захватывающе. А уж какое изобилие фантастических идей, подхваченных впоследствии многими фантастами, сколько поразительно точных научных прогнозов таят его произведения! Уже позже, профессионально занявшись фантастической литературой, заметил (разумеется, далеко не первым) печальный в общем-то факт: изрядное количество беляевских произведений по разным причинам не смогли добраться до современного читателя, затерявшись во времени и в пыли архивных отделов библиотек. Удивительно, что некоторые откровенно слабые повести писателя (те же "Подводные земледельцы" или "Вечный хлеб") переиздавались несчетное количество раз, в то время как по настоящему увлекательный и во многом пионерский роман "Борьба в эфире" (1928) был заново открыт совсем недавно, да и то в малодоступном издании. А роман и вправду представляет значительный интерес для любителей НФ: он буквально напичкан оригинальными темами и идеями, растиражированными позже многими фантастами. К слову говоря, в годы "холодной войны" к книге этой (она была переведена и на английский язык) проявляло особый интерес ЦРУ! Любопытно, не правда ли? А дело все в том, что в романе (единственный случай в советской НФ) Беляев дал описание войны... между СССР (в романе в состав Союза входит почти вся Европа и Азия) и США! В числе "неизвестных" оказалась и повесть "Небесный гость" (1937-1938) - одно из первых в отечественной НФ произведений о межзвездном путешествии. Список несправедливо забытых текстов нетрудно продолжить. А ведь писатель работал не только в области литературной фантастики. По журналам и газетам 20-30-х гг. рассыпаны реалистические, историко-приключенческие рассказы Беляева, сказки, биографические очерки... Многое из этого наследия было бы небезынтересным и для сегодняшнего читателя. ...Но главным открытием для меня стала житейская биография писателя-фантаста Александра Романовича Беляева. О его жизни написано достаточно статей и даже одна (всего лишь!) книга (Б. Ляпунов. "Александр Беляев". 1967). Но право же, она, эта биография, заслуживает написания романа! Чем больше узнавал я жизнь А. Р. Беляева, тем чаще поражался: откуда черпал этот человек, столь нещадно битый Судьбой и официозной критикой, силы МЕЧТАТЬ, СМЕЯТЬСЯ?! Разносторонне образованный человек, владевший несколькими иностранными языками, актер от Бога - в молодые годы Беляев играл на подмостках Смоленского театра, им восхищался сам Станиславский и зазывал в свою труппу. К этому человеку всегда тянулись люди, но с угнетающим постоянством отворачивалась Судьба. Невольно вспоминается: "Бог испытывает тех, кого любит". Но до чего несправедливо тяжки оказываются порой эти испытания (не хотелось бы заподозрить у Господа Бога садистические наклонности). В семье Беляевых было трое детей: Василий, Александр и Нина. Василий трагически погиб, едва закончив гимназию, Нина умерла от саркомы печени в раннем возрасте. Много позже от менингита умирает старшая дочь Александра Беляева Люда, которой в то время едва исполнилось шесть лет... Словно злой рок всю жизнь преследовал семью Беляевых. Стерва-Судьба хохотала над Беляевым, а он в ответ лишь иронично усмехался, глядя в ее мертвенно-холодные глаза (или это были глаза Бога?). Да и самого писателя жизнь не пожалела. Еще в детстве, во время болезни плевритом, врач, делая Саше пункцию, задел иглой позвоночник. Только в 1916 г. последствия профессиональной безалаберности уездного врачевателя отозвались тяжелым рецидивом: туберкулез позвоночника. Большую часть жизни писатель проведет в гипсовой кроватке... Продолжая писать книги. И вот что поразительно: ни отзвука о болезни не найдете вы в книгах. И в жизни то же: потрясающая сила духа, он никогда не жаловался, даже родным и близким друзьям, относился к себя с неизменной иронией. "Больной заболел", - обычно отшучивался Беляев в дни обострения жестокой болезни. "Александр Романович тогда чувствовал себя неважно <...>, но всегда являл собой образец дисциплины", - вспоминал впоследствии друг писателя и редактор первого издания романа "Прыжок в ничто" Г. И. Мишкевич. Об ироничном отношении к себе и к жизни свидетельствует и такой забавный штрих. Будучи прикованным к кровати, он не мог сам перепечатать только что написанный рассказ (это был первый вариант "Головы профессора Доуэля"). И тогда он заключил с женой шутливый договор: "Александр Романович предложил мне перепечатать этот рассказ для журнала "Всемирный следопыт" с условием, на которое, как он сказал, согласилась бы не каждая машинистка: если напечатают, то я получу 50 процентов гонорара, а если не примут, то не получу ничего... Рассказ был принят" (газ. "Дальневосточный ученый", 1993, № 30, с. 7). О жизни Беляева можно рассказывать долго. Но благо - много уже сказано до меня. Не щадила Александра Романовича и советская критика. Не лучшие время были для фантазий. Беляев не сдался и на этом фронте. В отличие от многих коллег по перу, он не искал компромиссов, не подался в идеологически нейтральную реалистическую прозу. До конца своих дней (умер Беляев в 1942 г. в оккупированном фашистами Пушкине под Ленинградом) он слагал гимн Мечте, вел за собой по дорогам страны Фантазий тех, кто умеет верить и ждать. ...Мировоззрение людей, к сожалению, столь же не постоянно, как и политика, как и мода. Порой мода вызывает только одно чувство - брезгливость. Сегодня вдруг вновь вошло в моду ругать Беляева. И тем обиднее, что критическое зловоние исходит от тех, кто вчера сладко возвеличивал. И вот уже глубоко уважаемый мною (к сожалению, не так давно умерший), интересный, интеллигентнейший и умный критик Всеволод Ревич публикует в минском журнале НФ "Фантакрим-MEGA" (1993. № 6) эссе "Легенда о Беляеве, или Научно-фантастические зомби". Приведу несколько фрагментов этого опуса: "Неискусно или умозрительно придуманная гипотеза, которую автор чаще всего не умеет убедительно и, так сказать, заподлино вписать в окружающую обстановку, бледность человеческих образов и чересчур послушное следование идеологическим предрассудкам, - вот, пожалуй, главное содержание большинства беляевских книг <...> Повышенное внимание к Беляеву объясняется сложной и извилистой судьбой нашей фантастики, которая, несмотря на бурный взлет в 60-х годах, лишь в последнее пятилетие стала по-настоящему осознавать свое истинное богатство и свое истинное предназначение. А в те времена творчество Беляева оказалось удобным для того, чтобы рассуждать о фантастике, уходя от разговора о судьбах страны. <...> "Школы Беляева" нет и быть не может. Никто не в состоянии очертить контуры этой школы ввиду ее художественной несостоятельности". Ну полноте! Поражает та легкость, с которой некоторые резвые критики (методы, как мы видим, мало изменились с 30-х годов) перечеркивают целые страницы литературной истории многострадальной страны. Маяковский? Горький? Беляев? На свалку! Кто же следующий? Страшно бывает, господа, очень страшно. Патологическая мания разрушения вдруг стала править людьми. Разрушать - дело плевое. Но что же будет, когда мы доберемся с кувалдочками до основания полуразрушенного здания?.. Мы разучились объективно, без предвзятости оценивать наследие писателей. И разве позволительно списывать все на "идеологические предрассудки" искреннюю веру человека и писателя в возможность светлого будущего у этого мира! Нигилизм - штука зловредная и ненадежная, когда речь заходит об Искусстве и людях, творивших его. Вполне можно согласиться с утверждением, что Беляев не стал Большим Художником Слова. При знакомстве, скажем, с журнальными вариантами его произведений, не ускользает от глаз какая-то надрывная поспешность. Он действительно спешил. Спешил МЕЧТАТЬ, и поделиться этим даром с другими. А это великий талант - уметь отдавать свои лучшие чувства людям. Он спешил - ему слишком мало времени отпустила жизнь. Разве ж это не Великий Дар - измазанным дегтем, оставаться Светлым и светить? От беляевских книг исходит неповторимый свет. Перечитайте лебединую песню писателя - роман "Ариэль" (1941) о юноше, который научился летать, этот гимн человеческому духу. И не забудьте обратить внимание на дату написания книги. Существует ли "Школа Беляева"? Какая разница! Он сам по себе - школа, которую закончили многие, очень многие замечательные люди. И сколько поистине талантливых писателей, среди которых А. и Б. Стругацкие, И. Ефремов, К. Булычев, Г. Гуревич, воздали честь и славу книгам Александра Беляева, научивших их управлять своей мечтой, позвавших на нелегкую ниву литературы. Поэтому "Школа того-то или другого" - понятие настолько условное и зыбкое, что не заслуживает даже серьезного спора. Что ж, у каждого свой Беляев. Как свой Пушкин, свой Уиттмен, свой Вийон. Их всех просто нужно любить за то, что они Были. Любить по-своему. Писателя обидеть легко, но нельзя обмануть Читателя...
1996, 1997 (исправленный вариант)
ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ
Зубакин Ю. Доисторические животные из воображаемого космоса Михайлов В. Мир, природа, человек Дмитриев В. Пожизненное мужество таланта Гуревич Г. Рифы кинофантастики Бугров В. 1000 ликов мечты. О фантастике всерьез и с улыбкой
|
|
|
||