История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Е. Каплан

ТОЛЬКО НЕ СХЕМЫ!..

СТАТЬИ О ФАНТАСТИКЕ

© Е. Каплан, 1960

Литература и жизнь (М.). - 1960. - 8 янв. - С. 3.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2001

Научно-фантастическая литература - литература мечты, литература о прекрасном будущем, которое строится нашими современниками. А будущее неразрывно связывается с коммунизмом. Вот почему так велик интерес читателей к научно фантастическим книгам о коммунистическом обществе. Я, как библиотечный работник, могу сказать, что большинство читателей предпочитает, например, книгу Мартынова "Каллисто" таким остросюжетным произведениям, как научно-фантастические повести того же Мартынова "220 дней на звездолете", "Страна багровых туч" А. и Б. Стругацких и другим. Но, к сожалению, произведений о людях будущего очень мало: "Туманность Андромеды" Ефремова, "Каллисто" Мартынова... и, пожалуй, больше нет.

Это приводит к тому разрыву, который, к сожалению, есть во многих научно-фантастических произведениях, когда технику будущего (технику коммунистического общества) обслуживают (именно обслуживают) бледноликие люди, смутно напоминающие наших современников, смутно потому, что им далеко и до наших-то современников.

Научно-фантастическая литература - неотъемлемая часть художественной литературы, в центре которой всегда стоял образ человека. С такой точки зрения, думается, и надо оценивать книги этого жанра.

Н. Томан поставил на пьедестал научно-фантастическую повесть братьев Стругацких "Страна багровых туч", видимо, оттого, что сам он - автор ряда приключенческих остросюжетных книг - покорен межпланетными приключениями героев "Страны багровых туч"!

Анализируя же эту повесть, надо говорить прежде всего о ее недостатках, а не достоинствах, так как последних куда меньше, чем первых.

"Страна багровых туч" во многом напоминает книги Владко "Аргонавты Вселенной", Волкова "Звезда утренняя", Мартынова "220 дней на звездолете". У Стругацких, как и во всех этих книгах, главный герой - зеленый новичок, которому волей случая (авторского, разумеется) приходится участвовать в сложнейшем межпланетном полете. Новичка же надо познакомить с астрономией и теорией межпланетных полетов. И начинаются бесконечные цитаты из астрономических и прочих справочников.

Н. Томан утверждает, что "Страна багровых туч" написана "с серьезными знаниями науки и техники". Но слова А. М. Горького о том, что "науку и технику надо изображать не как склад готовых открытий и изобретений, а как арену борьбы, где конкретный живой человек преодолевает сопротивление материала и традиции", звучат и сейчас укором авторам повести. Стругацкие лишь упоминают о той борьбе, которую вели противники "практического осуществления фотонного привода". А именно тут и была блестящая возможность показать "арену борьбы", показать, как писал А. М. Горький, "не только конечные результаты человеческой мысли и опыта, но вводить читателя в самый процесс исследовательской работы, показывая постепенно преодоление трудностей и поиски верного метода". Тогда ярко раскрылись бы характеры героев "Страны багровых туч", которые живут уже в Союзе Советских Коммунистических Республик! Но накал страстей, борьба мнений, наконец, победа сторонников фотонной ракеты - все происходит за рамками повести.

Хорошо, что газета "Литература и жизнь" начала разговор о советской научной фантастике. Ведь в библиотеках и стар, и млад интересуются ею. А вот критической литературы о ней очень мало. Книг нет совсем. Читателям, библиотекарям, самим писателям, наконец, всем любителям научной фантастики (а их миллионы!) нужен серьезный откровенный разговор о путях ее развития.

    Е. Каплан
    (Ленинград)



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001