История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Андрей Щербак-Жуков

ДВОЙНОЙ ПОРТРЕТ, ИЛИ 4 1/2

Кинорежиссер Роман Качанов-младший и сценарист Иван Охлобыстин

СТАТЬИ О ФАНТАСТИКЕ

© А. Щербак-Жуков, «Если», 2000

Харитонов Е. В., Щербак-Жуков А. В. На экране Чудо: Отечественная кинофантастика и киносказка (1909-2002): Материалы к популярной энциклопедии / НИИ Киноискусства; журнал «Если». - М.: В. Секачев, 2003. - 320 с.

Любезно предоставлено авторами, 2003

Передается ли любовь к фантастике по наследству? Я посмею сказать, что да. И подтверждение моих слов уже получили кинозрители, когда в 1993 году на экраны вышел фильм "Урод", в титрах которого значился режиссер Роман Качанов-младший, сын и тезка знаменитого мультипликатора, автора трилогии про крокодила Гену и Чебурашку, очаровательной лирической ленты "Варежка" и гордости "Союзмультфильма" полнометражной "Тайны третьей планеты", снятой по повести Кира Булычева "Приключения Алисы".

А. Щ.-Ж.: Роман, каковы ваши взаимоотношения с фантастикой? Как вы к ней относитесь и как она к вам?

Р. К.: Безусловно, моя жизнь плотно связана с фантастикой, со сказкой, потому что я вырос в жестких сказочных условиях. Когда мой папа был жив, царство ему небесное, когда он был мультипликатором, а я был тинэйджером, снималась "Тайна Третьей планеты", снимались мультфильмы-сказки, и наверное это наложило какой-то отпечаток на мое мировосприятие и на то, что я делаю сейчас. Поскольку пока Бог миловал делать откровенно заказные вещи - все мои фильмы хоть и довольно скромные по бюджету, но зато авторские, соответственно я в них реализую свое мировоззрение и воспитание...

Герой фильма "Урод", исполненный Никитой Высоцким, родился уже взрослым, вполне сформировавшимся мужчиной, более того у него оказался уникальный дар перевоплощаться во всех, кого он встречал, с кем говорил и даже про кого читал в книге. Увидав по видео фильм с Арнольдом Шварценеггером в главной роли, он становился непобедимым бойцом, прочитав "Кама сутру" - гениальным любовником... Это сюжет придумал Иван Охлобыстин, к тому времени уже известный как актер, исполнивший главную роль в замечательном фантастическом фильме режиссера Никиты Тягунова "Нога" (1991 год). Его персонаж потерял в Афганистане ногу, и она превратилась в его двойника, забравшего у своего бывшего хозяина все самые плохие черты и ставшего злодеем и насильником. В основе сценария, написанного покойной Надеждой Кожушанной, лежит сюжет одноименного рассказа Уильяма Фолкнера, однако кроме него внимательный зритель явно заметит следы гоголевского "Носа" и стивинсоновского "Доктора Джекила... "

После выхода фильма "Урод" прошло несколько невеселых лет. Скончались мультипликатор Роман Качанов-старший и режиссер Никита Тягунов. Изменилась экономическая ситуация, российское кино впало в глубокую апатию, из которой окончательно так и не вобралось по сей день. Роман Качанов-младший успел эмигрировать, а потом снова вернуться. Иван Охлобыстин за это же время сыграл несколько интересных ролей как актер ("Над темной водой", "Мания Жизели", "Приют комедиантов", "Старые песни о главном - 2" и др.). И вот уж всего года два назад на видеокассетах появился фильм "Максимилиан", режиссером которого снова значился Роман Качанов, а автором сценария - Иван Охлобыстин. А всего годом спустя вышла картина "ДМБ", снятая этим же дуэтом. В обоих фильмах силен налет фантастики.

Герой первого фильма - гений Земли Русской. Он дает всем точные советы и вообще творит невероятные чудеса, однако в финале он оказывается самым обыкновенным человеком, а вот другой персонаж, поверивший в него, на самом деле возносится на небо...

А. Щ.-Ж.: Если можно, пожалуйста расскажите о своих фильмах.

И. О.: "Урод" - это такая бытовая фэнтези. Ее герой максималист, человек, который абсолютно верит во все, что видит. Он настолько в это верит, что даже перевоплощается. Если человек во что-то верит по настоящему, то непременно происходит чудо, а этот человек верит во все...

А. Щ.-Ж.: Значит фильм "Максимилиан" в чем-то продолжает тему, начатую в "Уроде"?

И. О.: Да, продолжает. Хотя он сначала был пьесой, назывался "Максимилиан-столпник" и шел во МХАТе...

Фильм "ДМБ" - это комедия о современной российской армии. По мнению авторов, этот мир сам по себе настолько фантастичен, что тот, кто побывал в нем, уже не удивится, увидев летающую тарелку или двухголового милиционера, зато вполне может прогуляться по улице вместе с "Чебурашкой, который ищет друзей"... Вот оно, еще одно возвращение назад, в детство, аллюзия на творчество великого мультипликатора...

А. Щ.-Ж.: Расскажите, как вы вообще начали работать вместе?

И. О.: Мы вместе учились во ВГИКе. Роман учился на сценарном факультете, а я на режиссерском. Он написал сценарий для моей первой учебной киноработы, мне очень не понравилось, как он это сделал, и следующий сценарий я писал уже себе сам. Так я стал сценаристом. А через какое-то время я написал сценарий фильма "Урод", а Роман его у меня взял и снял. Так он стал режиссером. Сценарий я написал дня за три, он мне понравился, но сам я свои сценарии снимать не люблю, поэтому я хотел его отдать кому-то другому так, чтобы еще и денег получить. Я был бедный студент, и мне срочно нужен был автомобиль. Сначала сценарий хотел купить Федор Бондарчук, но по его обыкновению, он долго обещал и не покупал, а потом пришел Роман, покряхтел и купил...

Еще в 1988 году была снята трехчастевка "Чушь, или Рассказ ни о чем". Действительно, ее поставил как режиссер студент мастерской И. Таланкина Иван Охлобастин, а сценарий написал учащийся мастерской К. Парамоновой Роман Качанов. Сейчас эта работа почти забыта, но именно она дала начала этому замечательному тандему...

А. Щ.-Ж.: Скажите, а что для вас фантастика?

Р. К.: Фантастика - это то, что мы все не хотим видеть. Потому что где-то обязательно есть летающие тарелки, есть какие-то невероятные вещи, а у меня в фильмах они просто проявляются, как на фотобумаге. Причем я стараюсь, чтобы эта фантастика была по возможности максимально органично вплетена в реальность фильма. Ведь каждое кино - маленькая новая реальность, которую нам дают с экрана и в которую мы верим как в абсолютную реальность или почти абсолютную... И если в нее привносятся элементы, знакомые по фантастической литературе, то мы все равно стараемся это сделать так, чтобы она все равно воспринималась как некая иная реальность. Рано или поздно мы обязательно придем к окончательно фантастическому фильму, но это будет несколько позже....

Фантастика - это мечта о будущем, извечно сопровождающая человека. На этом же основана религия. Да и вся жизнь основана на этом, на том, что человек смотрит вперед. Поэтому фантастика и наша реальная жизнь - вещи неразрывные...

А. Щ.-Ж.: А что вы сами читаете?

Р. К.: Мой авторитет в фантастике, а может быть и не только в фантастике, - это Кир Булычев. Потому что я столкнулся с ним на каком-то очень важном этапе своего взросления и рос с его книгами. Кир Булычев однажды просто перевернул мою жизнь и внес фантастику в мое мировосприятие. Все его произведения сделаны на такой правде жизни, на добре и на улыбке, что в них веришь без оглядки.

Мне хотелось бы так или иначе вернуться к "Тайне Третьей планеты" и, может быть, сделать ее римэйк. Может быть сделать эту вещь как радиопостановку или как театральное шоу, мюзикл или рок-оперу... Представьте себе, скажем, Гарика Сукачева в роли одного из капитанов. Наверное, всех людей тянет к истокам, а это мои истоки...

И. О.: Один из любимых моих писателей - это Роджер Желязны. Больше всего нравится "Мастер снов". Очень люблю Толкина. Такая классическая фэнтези... Мой любимый фильм "Дракула" Брэма Стокера", снятый Фрэнсисом Фордом Копполой, и "Битл Джус" Тима Бартона.

А теперь я открою тайну. Наша беседа выглядит такой неровной и обрывочной, потому что она происходил в перерывах между съемками нового фильма режиссера Романа Качанова по сценария Ивана Охлобыстина. Картина называется "Даун Хаус", и в ее основе лежит сюжет романа Федора Достоевского "Идиот". Герои классика одеты в яркие костюмы, странным образом совмещающие элементы народного кича и современной высокой моды, действие романа перенесено ни то в наши дни, ни то в некое гротескное карнавализованное вневременье.

Я с диктофоном отлавливал своих героев в редкие моменты передышки, когда звуковики писали фонограмму, когда ждали исполнителя роли князя Мышкина Федора Бондарчука...

Надо сказать, что уже перечисление исполнителей главных ролей в этом фильме впечатляет: Юозас Будрайтис (Епанчин), Барбара Брыльска (Епанчина), Ежи Штур (генерал Иволгин), Елена Кондулайнен (Александра), Артемий Троицкий (Тоцкий). Иван Охлобыстин играл Рогожина. В той сцена, что я застал, он истошно кричал: "Порву за князя!", - и, отбросив костыли, на загипсованной ноге бросается в драку...

По жанру эта картина ближе всего к фантасмагории, а, значит, снова имеет отношение к фантастике. Это уже четвертая совместная работа Качанова и Охлобыстина. А если считать и учебную короткометражку, то четвертая с половиной...

А. Щ.-Ж.: Как возник этот странный замысел, снять фантасмагорию по Достоевскому?

И. О.: Идея фильма принадлежит Роману, он попросил меня написать сценарий. В принципе все осталось, как было. Изменена только речь персонажей - она отчасти стилизована под язык Достоевского, но только смешно стилизована, а отчасти сделана современной. Сюжетная линия осталась прежней. Даже если чего-то в нашем фильме нет, то непременно есть нечто аналогичное. Так у Достоевского есть рассказ о писателе, которого расстреляли понарошку, а у нас есть упоминание о китайском писателе, который опубликовал свои творения в Интернете. Все только заведено в современную обстановку и сокращены сроки - то, что у Достоевского длится месяцы, у нас проходит за несколько дней.

А. Щ.-Ж.: Так что же все-таки это такое: наше время или некое фантасмагорическое вневременье?

И. О.: Это вне времени, но все-таки ближе к нашему времени, чем к какому либо другому.

А. Щ.-Ж.: Я слышал, что в работе над фильмом активно применяются компьютерные эффекты.

И. О.: Там действительно будет много компьютерных наворотов: всевозможные иллюзии, сны и так далее. Поскольку князь Мышкин сумасшедший, то его реальность плотно переплетена с фантастикой.

А. Щ.-Ж.: Как вы думаете, Достоевский не обиделся бы на такую трактовку его произведения?

И. О.: Я думаю, что живи он в наши дни, он поступил бы так же. Только более талантливо, более круто, но, я уверен, он пошел бы в эту же сторону. В наше время на развитие тех же эмоций уходит гораздо меньше времени... Впрочем надо признаться, что я не люблю Достоевского, признаю его великим автором, но не люблю. Он для меня слишком грустен...

А. Щ.-Ж.: Кто придумал название, и что оно означает?

И. О.: Название "Даун Хаус" придумал я. "Даун" - это потому что он идиот, сумасшедший, даун... А "Хаус" - это и музыка, и дом в переводе. У нас в фильме будет много музыки в стиле "хаус", главные герой танцует под эту музыку, под нее он в свое время сошел с ума, лег в клинику... Это музыка его отчуждения от социума.

А. Щ.-Ж.: Роман, почему все-таки вы решили снять фильм по Достоевскому?

Р. К.: Потому что Достоевский - это наш эпос. Это наша классика, и не только наша, а мировая... Потому что каждый имеет право на своего "Идиота".

Творческий тандем Качанов-Охлобыстин мне представляется очень перспективным, и любителям фантастики непременно стоит ждать от них в будущем чего-нибудь интересного: может быть нового фильма, которым можно будет отнести к фантастике уже без оговорок, а может быть - чем черт не шутит! - и рок-оперы "Тайна Третьей планеты". От них всего ждать можно!..



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001