История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Валерий Кленов

СОДРУЖЕСТВО ТАЛАНТОВ

ФАНТАСТИКА В ЖИВОПИСИ

© В. Кленов, 1980

Техника-молодежи.- 1980.- 7.- С. 12-14.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2002

Я. МИКЕШ (Чехословакия). "Содружество".

Почти 20 лет назад произошло событие, в котором, как в магическом кристалле, отразились и далекое прошлое Земли, и ее необозримое будущее. Как воплощение древней мечты о небе, имя Гагарина облетело потрясенную планету.

Вслед за прорывом человека во вселенную "выход в космос" совершило и искусство. На рубеже 50- 60-х годов под влиянием выдающихся достижений советской космонавтики многие мастера живописи, скульптуры и графики социалистических стран обратились к новой теме. Румын Д. Лазар в 1962 году создал памятник, посвященный запуску первого ИСЗ, тогда же его соотечественники А. Бэкулеску и М. Вулканеску выполнили ряд художественно-графических работ на тему будущего космонавтики. Болгарин С. Лефтеров сделал свои первые научно-фантастические рисунки (см. "ТМ" № 1 за 1964 год). Серб И. Хадлач, чешский скульптор А. Иваньский, В. Зитте и В. Вомака из ГДР, болгарские художники X. Градеслиев и Н. Руцков обогатили искусство своих стран разнообразными работами этой тематики.

Р. ГАЖО (Венгрия). "Памяти Циолковского".

К середине 70-х годов в Польше сложились, пожалуй, наиболее стойкие национальные традиции в области космической живописи. Выставки "Коперник - космос" 1973 года в Торуни и "Фантастика - метафора" 1975 года в Познани выявили значительные творческие достижения и молодежи, и зрелых мастеров - А. Новацкого, Я. Бердичака, И. Гурда, З. Котлярика, К. Либерской, З. Станка и многих других. Европейскую известность приобрели произведения болгарских художников-фантастов, в особенности Д. Янкова и В. Дамянова. В Румынии А. Бэкулеску вырос в талантливого монументалиста, интерес к космической тематике проявили Д. Букур, С. Братеску, И. Никодим. В ГДР она привлекла внимание Б. Хайзика и С. Петера, в Монголии - П. Мэлса, в Югославии - "космических фантастов" Л. Поповича, В. Величковича, Д. Джурича.

Д. ПЕРЕС (Куба). "Ракета-цветок".

К моменту возникновения творческой группы СХ СССР "Интеркосмос" (см. "ТМ" № 9 за 1979 год и № 5 за 1980 год) в искусстве почти всех социалистических стран уже был накоплен значительный художественный опыт. Но деятельность международной творческой группы стала качественно новым этапом развития космического искусства. Усилия десятков художников-профессионалов, уже дважды - в 1976 и 1979 годах - собиравшихся для совместной работы, создали атмосферу напряженного и плодотворного освоения новых образов и сюжетов, принесенных в мировое искусство грандиозными космическими достижениями последних десятилетий.

Педагогическая чуткость и подлинная творческая зрелость помогли одному из инициаторов создания группы и ее руководителю художнику Ю. Походаеву сплотить этот многонациональный коллектив, придать нужное направление совместной работе. Постоянный творческий обмен, духовное взаимообогащение способствовали проявлению своеобразия национальных и местных художественных традиций, самобытности художественного мышления авторов, их эрудиции и увлеченности. Представители разных художественных ориентации приобрели в совместной работе огромный заряд творческой энергии. Живая и фантастически грандиозная реальность происходящего космического штурма лишили их произведения навязчивой декларативности и риторичности.

Праздничная феерийность характерна для декоративных гуашей кубинца Антонио Переса "Ракета-цветок" и "Город-космос", для пастелей чеха Яна Микеша "На орбитах братства" и "Содружество". В серии литографий Розы Гажо из Венгрии выделяется работа "Памяти Циолковского", композиционно построенная по принципу фотомонтажа. Подчеркнутый документализм сценок-кадров из жизни основателя космоплавания сочетается с обобщенными образами парящей над Землей космической техники. Работы гениального ученого-самородка становятся как бы стартовой площадкой для взлета к звездам.

И. СНАРСКАЯ (Польша). "Вещи большие и вещи малые".

Даже беглое знакомство с работами этих мастеров позволяет заключить, что всем им чуждо представление о нашей планете как об обособленном и затерянном во вселенной "островке жизни". Для них космос начинается не там, где кончается Земля. Космос - всюду! Он пронизывает собою глубины вещества, человеческие души и беспредельные пространства мироздания. В серии цветных офортов польской художницы Ирэны Снарской проявляется поэтическое, безотчетно-интуитивное проникновение в глубь бескрайних времен и пространств. Тонкая волокнистая структура ее работ, условное изображение "ракеты-птицы", стремящейся взмыть над привычным миром "больших и малых вещей", - все это помогает нам уловить зримые черты дальних планет в прожилках земного листа, совместить микро- и мегамиры в потаенных контурах мира земного, реальнейшего, до трепета любимого.

Картина кубинца Паоло Тоскано "Параллельный мир" не позволяет усомниться ни в одной из деталей изображенного художником сказочно-фантастического пейзажа. Вглядываясь в него, легко ощутить себя властелином воображаемого мира, в котором каждый из нас бывал и зрителем, и главным героем одновременно. Может быть, "сон", в котором небесный океан сливается с океаном водным, является отражением далеких предчувствий человека, обнаружением всего неясного и непознаваемого, существующего параллельно с уже познанным и объясненным?

П. ТОСКАНО (Куба). "Параллельный мир".

От космической фантастики самых "сказочных" своих разновидностей до сияющих вселенских пейзажей и картин земной цивилизации, природы, техники и человека грядущего тысячелетия простирается диапазон интересов художников. Все они объединены стремлением уловить пульс эпохи освоения космоса и, по словам поэта Алексея Суркова, выразить в своем творчестве "и мужество сердца, и мудрую точность ракет".

И все же внимание к "человеку в скафандре", его внутреннему богатству, идеи космического побратимства, духовное величие героев, устремившихся к иным мирам, - вот главные черты, присущие творчеству основных участников группы "Интеркосмос". Их важнейшая задача, как ее себе представляет Ю. Походаев, заключается в создании нового для мирового искусства образа человека будущего - сына Земли и первопроходца вселенной.

    ВАЛЕРИЙ КЛЕНОВ



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001