История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

С. Кондратьев

КАРТА СТРАНЫ ФАНТАЗИЯ

ФАНТАСТЫ И КНИГИ

© С. Кондратьев, 1983

Железнодорожник Поволжья (Саратов). - 1983. - 23 дек. - С. 4.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2010

КАРТА ЭТА изображена на второй странице обложки книги и может привести и изрядное недоумение того, кто считает фантастику только занимательном «чтивом» о космосе, роботах и т. п. Оказывается, фантастика бывает познавательной и приключенческой; «производственной» и психологической, сатирической и политической... Автор, известный советский писатель – фантаст Георгий Гуревич (Гуревич Г. И. Беседы о научной фантастике. М., Просвещение, 1983.), взял на себя сложную задачу: книгой объемом в сотню страниц «охватить» все многообразие жанра научной фантастики. И это – и то время, когда критики и литературоведы еще не отспорили о природе и особенностях жанра НФ, когда и точного определения еще не выработано: слишком разнороден материал для обобщений, слишком велико количество «поджанров». Георгия Гуревича не устраивает ни одно из частных определений. «Истина – в сумме», – считает он. По его мнению, «фантастика – это вид художественной литературы, в котором важную роль играет необыкновенное, невероятное, небывалое или несуществующее». Научная фантастика – одни из важнейших жанров фантастики в целом.

На основе этого определения, очень широкого, и создана книга. Широк и многообразен круг авторов, о которых идет речь. Писатель не вычленяет НФ из мирового литературного процесса, наоборот, он говорит о ее эволюции на протяжении веков. Рассказ свой, однако, Г. Гуревич строит не в хронологическом, а в логическом порядке. Он четко разделяет «фантастику – прием» (глава о Джонатане Свифте и его «Путешествиях Гулливера») и «фантастику-тему» (глава о Жюле Верне). Затем он продолжает, исходя из основных «функций» научной фантастики: «фантастика ради знаний... ради приключений... ради осмеяния и осуждения... ради разоблачения врагов». Прихотливая авторская фантазия ведет нас по лабиринтам НФ. Кратко охарактеризованы географическая фантастика Н. Обручева; фантастические детективы П. Багряка; пьесы В. Маяковского «Клоп» и «Баня» и повесть А. и Б. Стругацких «Хищные вещи века», проникнутые антимещанским пафосом; сатирико-фантастический роман К. Чапека «Война с саламандрами»... Затем – произведения А. Грина. А. Беляева, В. Савченко, С. Гансовского и многих других. Отдельно рассматриваются «Утопия» Томаса Мора, антиутопия Г. Уэллса «Машина времени» и коммунистическая утопия И. Ефремова «Туманность Андромеды».

Пересказы сюжетов, цитаты, выводы, обобщения. Мелькают, сменяя друг друга, имена писателей, названия произведений. Не слишком ли много для одной книги?

Впрочем, не будем спешить с оценкой. Процитируем самого Г. Гуревича: «Прежде всего, постарайтесь понять, какую цель ставил автор. Цель – главное в книге. Лишь по главному к автору полная мера претензий». «Книга для учащихся» – стоит в подзаголовке. Писателю удалось главное: ввести школьника в мир фантастики, дать самое первое и самое общее представление о ней, облегчить ее понимание. Нам представляется, что книга способна увлечь читателя НФ-литературой, послужить толчком к дальнейшему знакомству с ней, помочь сориентироваться в книжном «море» фантастики, выбрать лучшую книгу. А ведь это уже немало.

С. КОНДРАТЬЕВ,

член совета клуба



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001