История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Петер Куцка

ВСТРЕЧИ С НЕВЕДОМЫМ

ФАНТАСТИКА В ЖИВОПИСИ

© П. Куцка, 1984

Техника-молодежи.- 1984.- 3.- С. 10-11.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2002

Ласло КЕВЕШДИ. Безмолвие.

В 1983 году в Будапеште состоялся очередной конгресс Международной астронавтической федерации. К этому событию была приурочена выставка научно-фантастической живописи, развернутая в городском планетарии. Работы венгерских художников-фантастов расположились рядом с моделями космических кораблей, скафандрами для работы на орбите, документальными фотоснимками... Так состоялась встреча науки и искусства - первый контакт, выражаясь языком НФ.

Какое отношение имеют выставленные работы к изучению космоса? Ведь наука и техника, казалось бы, далеки от мечтаний. Они достаточно осторожно высказываются, например, о возможности встречи с внеземным разумом и различными загадочными объектами. Наука и техника занимаются конкретными, повседневными проблемами, оставляя мечту фантастам - писателям и художникам.

Но все-таки взаимосвязь между наукой и фантастикой, несомненно, существует.

Корни НФ-живописи и графики восходят к изображениям Дедала и Икара, однако первое изображение космического путешествия, основанное на научных данных, принадлежит иллюстраторам Жюля Верна - Э. Байарду, А. Д. Нювилю и X. Мои-то. Неудивительно - ведь и сам великий французский романист широко использовал арсенал современной ему науки. Именно иллюстраторы Ж. Верна открыли путь современному научно-фантастическому изобразительному искусству. Показывая снаряд "Колумбиады", "Наутилус", летательный аппарат Робура, они вселяли в читателя веру в научно-технический прогресс, в светлую миссию разума.

Янош ГАДО. Туннель.

С тех пор прошло много лет. Современная НФ-живопись - это самостоятельное направление изобразительного искусства, разрабатываемое сотнями художников из большинства стран мира. Но, как и во времена Ж. Верна, она черпает живительные соки из научных источников. А в последние годы наблюдается я обратный процесс - ученые обращаются к помощи художников-фантастов. Такие мастера, как, например, японец Ивасаки (не говоря уже о космонавтах А. Леонове, В. Джанибекове и А. Бине), создают художественно достоверные "отчеты" о результатах, достигнутых в изучении вселенной.

Золтан ХЕРПАИ. Луна.

Венгерской научно-фантастической графике и живописи более ста лет. Стоит вспомнить роман Иштвана Макай "Самолетом на Луну" с отличными иллюстрациями Кароя Мюхльбека. Созданные художником лунные пейзажи, изображения космонавтов в скафандрах как нельзя лучше соответствуют сегодняшним представлениям. Нельзя не упомянуть и великолепные иллюстрации Алмоша Яшика к романам Г. Дж. Уэллса. А современный этап венгерского научно-фантастического изобразительного искусства начался в середине 60-х годов - он совпал с началом "периода возрождения" НФ-литературы и неразрывно связан с двумя именами: Дёрдь Корга и Иштван Хегедюш.

Первой НФ-работой Д. Корги были иллюстрации к роману Р. Брэдбери "Марсианские хроники", затем последовали многочисленные книжные обложки, иллюстрации для нашего журнала "Галактика". (Кстати, это главная "трибуна" венгерских художников-фантастов. Мы публикуем как зрелые вещи опытных мастеров, так и первые произведения молодых. Во всей Венгрии не найти ни одного художника-фантаста, который не печатался бы в нашем журнале.) Корга прекрасно и точно рисует, его занимают не фантастические "машины, а человек в фантастических мирах. Еще он постоянно разыскивает молодые таланты, помогает начинающим художникам, организует их выставки, следит за их работой... А Иштван Хегедюш - один из выдающихся венгерских карикатуристов. Иллюстрированием НФ-произведений он занимается с начала 60-х годов.

Янош ГАДО. Марс.

Золтан Херпаи, работа которого "Луна" здесь воспроизводится, принадлежит к среднему поколению венгерских художников. Его творчество несет отпечаток былой увлеченности сюрреализмом; он с удовольствием создает фантастические миры, с юмором и гротеском изображает немыслимых чудовищ, "гибриды" современных и устаревших машин... Он - художник-универсал, выступающий в самых различных сферах деятельности: от создания мультфильмов до оформления грампластинок. Как и большинство профессиональных художников, занимающихся НФ, Херпан - выпускник факультета графики Института прикладного искусства, а не Академии художеств. Видимо, не случайно на выставке дипломных работ этого института всегда много научной фантастики.

Панорама венгерского научно-фантастического изобразительного искусства не будет полной, если не упомянуть художников-любителей, которые на равных с профессионалами участвуют в выставках и конкурсах. Полотна Яноша Гадо с большой выразительностью подают традиционные темы НФ: космические корабли мчатся в безвоздушном пространстве, приземляются на неведомых планетах, люди встречаются с невиданными обитателями дальних звездных систем... Картины Гадо насыщены цветом, они контрастны и эффектны. Это же можно сказать и о работах братьев Кёвешди.

Естественно, творчеством перечисленных художников, как и публиковавшегося уже в "ТМ" Ласло Деманта, венгерское научно-фантастическое изобразительное искусство отнюдь не исчерпывается. Оно богато и многосторонне, обладает самостоятельной эстетической ценностью, глубоко гуманистично по содержанию, для него неприемлемо то, что так часто вызывает отвращение в искусстве Запада. Венгерская НФ-живопись, несмотря на довольно давние традиции, еще очень и очень молода. Лишь в последние два десятилетия она обрела все возможности для возрождения и расцвета. Маститые венгерские художники-фантасты стали уже признанными мастерами отечественной культуры, молодые же упорно завоевывают себе "место под Солнцем". А главное - те и другие работают, работают много и плодотворно. В их творчестве - залог прекрасного будущего венгерской научной фантастики.

    ПЕТЕР КУЦКА,
    главный редактор журнала "Галактика" (ВНР)



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001