История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Г. Кузнецов

СЛУЖИТЬ ГУМАНИЗМУ

К 100-летию со дня рождения писателя-фантаста Александра Беляева

ФАНТАСТЫ И КНИГИ

© Г. Кузнецов, 1984

Наука в Сибири (Новосибирск). - 1984. - 22 марта. - 12 (1143). - С. 3.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2006

Исполнилось 100 лет со дня рождения одного из крупнейших советских писателей-фантастов – Александра Романовича Беляева. Родился он в Смоленске, учился в духовной семинарии, впоследствии получил высшее юридическое и музыкальное образование. Был присяжным поверенным, актером и режиссером, музыкальным и театральным критиком, журналистом. Затем работал в уголовном розыске, детском доме, на почте, плавал на рыболовном траулере.

Беляев много и упорно работал: изучал иностранные языки, читал по абонементам четырех библиотек.

С 1925 года Александр Романович занялся исключительно литературной деятельностью.

Александр Беляев – первый советский писатель, полностью посвятивший свое творчество научной фантастике. Этот факт, а также некоторые преемственные черты творчества, обусловили традиционное отношение к Беляеву, как к «советскому Жюль Верну». Такой подход к творчеству писателя, а также тенденция в 30-е годы свести научную фантастику к сухой «занимательной» науке исказили представление об этом интереснейшем авторе. Беляев писал: «Научную фантастику нельзя превращать в скучную научно-популярную книжку, в научно-литературный недоносок». И в ответ на предложения написать роман о колхозе или о гигантских фарфоровых изоляторах Беляев откровенно высмеивал такие «социальные заказы», добавляя, что «ежели научная фантастика займется подобными, с позволения сказать, темами, то ей грош цена! Цель научной фантастики – служить гуманизму в большом, всеобъемлющем смысле этого слова».

В то же время Александр Романович придавал огромное значение научному материалу в своих произведениях. С Жюль Верном его роднят умный гуманизм, энциклопедическая разносторонность, вещественность вымысла, богатая, но научно-дисциплинированная фантазия. Беляев не «шпиговал» научным материалом свои романы, а включал научное содержание в разработанный психологический контекст и подтекст. Научно-фантастическая тема при этом получала индивидуалистическую психологическую окраску.

Александр Романович большое значение придавал литературной форме своих произведений, был критически настроен к своему языку, уделял внимание остроте сюжета и художественным деталям. Его романам свойственны внутреннее действие, романтика неведомого, интерес исследования и открытия, социальные столкновения. Но кроме этого Беляев принес в советский фантастический роман высокое сознание его обшекультурной ценности, утвердил его как новый род искусства, более высокий, чем авантюрный роман или роман приключений.

Жизнь Александра Беляева – литературный подвиг. За 15 лет работы им создано 23 романа и повести. Но выходило еще множество рассказов и очерков под разными псевдонимами. Болезнь, война и ранняя смерть не позволили ему осуществить давнюю мечту – написать многоплановый роман о будущем человечества и человека.

Свое первое научно-фантастическое произведение Беляев создал в 1925 году. В это время наиболее крупными фигурами в мировой фантастике были Г. Уэллс, К. Чапек, Ж. Рони-старший, Г. Мейринк и Г. Доминик.

В нашей стране за семь лет Советской власти мало кто из писателей регулярно публиковал научную фантастику. Исключением является лишь А. Грин, который за этот период сделал чрезвычайно много для развития жанра фантастической новеллы.

В первый период А. Беляев показал себя блестящим мастером научно-фантастического романа, содержащего в себе элементы социального, политического памфлета. Он с беспощадной ясностью изображал антигуманистический характер многих научных открытий в буржуазном обществе («Голова профессора Доуэля», «Человек-амфибия», «Властелин мира» и т. д.).

С 1930 года тематика произведений меняется – кончился период отрицания, начался период утверждения. Теперь Беляева интересуют будни советского трудового народа, преодолевающего многочисленные опасности и трудности как в борьбе с классовым врагом, так и в борьбе со стихиями в процессе переделки лика Земли («Земля горит»), подводится окончательный приговор сбежавшим с планеты капиталистам («Прыжок в ничто»).

Большое значение для Беляева имели научные и философские идеи К. Э. Циолковского. По сути дела, Беляев был чуть ли ни единственным из советских фантастов, воспользовавшихся в своем творчестве этим чудодейственным источником, которого хватило бы на десяток писателей.

Александр Беляев сумел показать в своих романах картины преображенной Земли, триумфальное шествие научно – технической революции, новые отношения между людьми. С техникой и наукой все было в порядке, но с людьми было сложнее. Беляев писал: «Самое легкое – создать занимательный, острофабульный научно-фантастический роман на тему классовой борьбы. Тут и контрасты характеров, и напряженность борьбы, и всяческие тайны и неожиданности... И самое трудное для писателя – создать занимательный сюжет в произведении, описывающем будущее бесклассовое коммунистическое общество, предугадать конфликты положительных героев между собой, угадать хотя бы две-три черточки в характере человека будущего...».

Глобальную задачу поставил перед собой Беляев. Он обращался за консультацией к десяткам авторитетов, но общие слова, получаемые в ответ, не давали базы для работы. Приходилось, основываясь на законах диалектического развития, предугадывать сюжетно-конфликтные формы проявления борьбы противоположностей. Эту задачу ни Беляеву, ни его современникам-писателям разрешить не удалось.

Но поиски Александра Беляева обогатили литературу и мы благодарны ему за это.

Беляев нужен и юному читателю: его романтическая сказка-мечта («Ариэль», «Воздушный корабль», «Небесный гость» и т. д.) волнует сердца, наполняет жизнь радостным и нетерпеливым ожиданием великих свершений. О чем бы он не рассказывал, он рассказывает о самом главном в человеке – о необходимости непримиримо сражаться за мечту против равнодушия, за добро против зла. Он писал и о том главном, что составляет дух нашего времени, – о большой, гуманной идее человеческой справедливости.

Творчество Беляева навсегда останется в истории советской литературы.

Г. КУЗНЕЦОВ,

секретарь литературного объединения «Амальтея» при отделении Союза писателей СССР.

г. НОВОСИБИРСК.



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001