История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Б. Ляпунов

ЧЕРТЫ ГРЯДУЩЕГО

ФАНТАСТЫ И КНИГИ

© Б. Ляпунов, 1966

В мире книг.- 1966.- 10.- С. 13-14.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2002

О будущем написано уже немало книг. Казалось бы, тема на какое-то время исчерпала себя, тем более, что частные ее аспекты тоже обсуждаются в литературе достаточно обстоятельно и подробно. Есть отдельные популярные работы - о транспорте будущего или авиации завтрашнего дня, например. Да и чуть ли не в каждой научно-популярной книге и брошюре по отдельным вопросам науки и техники вы найдете своего рода "окно в будущее".

Трудно ожидать здесь нового слова еще и потому, что к теме будущего все чаще обращается фантастика, в которой появляются произведения именно "комплексные", о жизни спустя десятилетия или даже века. Разумеется, в ней тема решается своими средствами и, тем не менее, это продолжение все того же разговора, естественно, интересующего каждого из нас.

Поэтому с чувством некоторого сомнения открываешь еще одно сочинение о грядущем - книгу А. Кларка "Черты будущего" (М., "Мир", 1966. 288 с. Пер. с англ.). Английский ученый и писатель Артур Клерк известен советскому читателю как фантаст (переводы: очерк "Острова в небе", в сборнике "Ночь у мазера", роман "Лунная пыль", рассказы в одноименном сборнике). Но затем в журналах начали появляться отрывки из его большой работы, названной в оригинале "Профили грядущего" (Нью-Йорк, 1962).

Они сразу обратили на себя внимание - прежде всего необычностью постановки проблем, оригинальностью их трактовки, и, наконец, манерой изложения. Теперь перед нами - полный перевод.

О чем пишет Артур Кларк? Чего нового удалось ему открыть в теме, которой так много занимались? Кларк в "Чертах будущего" выступает как популяризатор науки и техники, но не как социолог, философ или экономист. Видимо, иной задачи он и не ставил, в отличие от ряда других зарубежных авторов (Дж. Бернал, Дж. Томсон, Ф. Бааде и другие). "Но ему не удается, - говорится в предисловии к русскому изданию, - уйти хотя бы от беглого взгляда на социальные и общественные последствия будущего развития техники. Хотя Кларк часто приходит к весьма противоречивым выводам, он выступает как выразитель прогрессивных устремлений западной общественной мысли".

Даже беглый взгляд на это произведение показывает его характернейшую особенность: автор не пытается выстроить материал в логический ряд. Он пишет, прежде всего о том, что его самого более всего занимает и внешне может показаться, будто получился калейдоскоп.

Это-транспорт на воздушной подушке и антигравитация; абсолютная победа над расстоянием и "непобедимость Космоса"; искусственные люди и бессмертие...

Во введении сделана одна существенная оговорка: "...Читатель не найдет в книге картин того единственного будущего, которое нас ожидает; в ней лишь сделана попытка определить границы, в пределах которых лежат все мыслимые варианты этого будущего". Что ж - тем самым автор не догматизирует картину, придает ей дискуссионный характер и предоставляет читателю пищу для размышлений и выводов. Явление в популярной литературе не частое, а потому делающее книгу особенно ценной.

Другое, что отличает работу Кларка, - это отбор частных тем в рамках общей поставленной темы. Приглядевшись, мы увидим, что калейдоскопа фантастики нет. Есть несколько основных кардинальных узлов, вокруг которых и разворачивается разговор. Это - Космос (но не ищите здесь того, что успело набить оскомину); это - транспорт, связь, общение между людьми, преодоление пространства; это - человек, его возможности - вплоть до самых невероятных. Стиль Кларка очень индивидуален. Он пишет эмоционально, но без ложного пафоса; он шутит и нередко позволяет себе иронизировать; нередко же ирония доходит даже до сарказма - в полемике, чего он не старается избежать. Мысль иной раз облекается в форму парадокса, иной раз в ней выступает интереснейший "подтекст", заставляющий думать. Но, в то же время, в книге нет ни псевдозанимательности, ни легковесности. Живость слова, свобода в выборе изобразительных средств, непринужденность - вот основное в "Чертах будущего".

Наконец, последнее, но не по важности, - отношение автора к материалу. Оно ведь определяется не количеством многозначительных отточий и восклицательных знаков и не злоупотреблением последней буквой алфавита. Предполагаемое. Ему трудно дать рационалистическое определение, ибо у каждого находится нечто "свое" для выражения своего понимания идеи. Тут играет роль и воображение, которого Кларку, кстати сказать, не занимать. Выступая здесь как популяризатор, он и обращается порой к фантастике (других авторов и собственной), и сами мысли - научные, изложенные популярно, - облекает в форму, свойственную отчасти научно-фантастическому очерку. Впрочем, лучше все это увидеть в самой книге.

Будущее в книге Кларка начинается с прошлого. Речь идет о пророчествах и пророках. Он приводит много любопытных примеров горе-пророчеств, и это было бы только смешно, если к нему не примешивался оттенок грусти. Ведь речь идет о том, что "судя по всему, люди чаще всего утрачивают способность к дерзанию". "Для предвидения будущего, - продолжает далее Кларк, - нужно обладать логикой, но, кроме того, нужны еще и вера и воображение, способные подчас пренебречь даже самой логикой".

Он приводит интересную таблицу открытий, уже сделанных и еще не сделанных, "непредвиденного" и "предвиденного". Среди того, что предстоит открыть, есть и чистейшая фантазия, но, говоря словами Кларка, "единственный способ изведать границы возможного - это осмелиться шагнуть чуточку дальше за его пределы, в область невозможного".

Дать волю фантазии, разбудить мысль и вызвать желание поспорить, отойти от простой информационности хотя бы и о самых невероятных вещах - вот в чем достоинство кларковской книги. Ее не просто прочитаешь и отложишь, - к ней вернешься, и не раз.

Исследование возможностей, да с переходом в область невозможного - право же увлекательное чтение! Вы загляните в будущее транспорта, и попробуете разобраться, к чему это приведет. А вот тут уж читатель узнает о вещах и незнакомых, и интересных, и дискуссионных.

Вот один пример: аппараты на воздушной подушке - проблема, ставшая хорошо известной; но здесь, наряду с объяснением основных понятий, наряду с описанием техники существующей и перспективной, Кларк набрасывает картину мира, преображенного благодаря "скольжению по воздуху".

И так - почти в каждой главе; настоящее (идеи, проекты, осуществленные замыслы) переплетаются с ожидаемым, а следствия и выводы, которые делает автор, бывают во многом неожиданными.

Чрезвычайно любопытны космические фантазии Кларка. Его увлеченность Космосом отчетливо чувствуется в книге. Казалось бы, что нового можно открыть в этой теме? То есть не в частностях, а в общей ее постановке? Во всяком случае круг идей в какой-то степени "запрограммирован". А Кларк отклонился от программы.

Некоторые положения Кларка все же выпадают из границ максимально возможного допуска. Это уже идет от Кларка - чистого фантаста - когда он, увлекаясь, забывает, что пишет научно-популярную книгу. Точнее, иногда (это относится к области биологии и медицины) автор слишком категорично судит о вещах, где такие суждения по меньшей мере спорны.

В конце книги Кларк дает таблицу: "Основные этапы развития техники в будущем". Правда, а примечании к ней он оговаривает:

"К приведенной таблице, конечно, не следует относиться излишне серьезно". Тем не менее, таблица эта (кстати, не раз уже использованная и нашими авторами как пример предвидения будущего) все же должна была бы быть более обоснованной. Вовсе не обязательно заглядывать далее 2100 года. Но до этого срока надо дать хронологию несколько более убедительно, - имеется ввиду не датировка, конечно, а сами предвидимые открытия, идеи, сдвиги, перевороты. Для этого накопился более или менее достаточный материал.

Надо бы кончить стандартным перечислением недостатков "рецензируемой книги". Их, конечно, можно найти. Частично о них говорилось. Но пусть в них разберется читатель, - вдумчивый и желающий путешествовать по будущему.

    Борис ЛЯПУНОВ



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001