| ФЭНДОМ > Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью |
Во-первых, потому что содержание сатирического романа Владимира Войновича "Москва 2042" самым непосредственным образом перекликается с сегодняшней ситуацией в стране. А во-вторых, потому что этой книги, выдержавшей более десятка изданий в разных странах, у нас так скоро не ждали. Журнал "Нева" объявил ее в своих планах на нынешний год, но на публикацию так и не решился. Это сделало совместное советско-германское предприятие "Вся Москва", выпустившее роман небывалым тиражом 500 тысяч экземпляров. Желтые и коричневые листы грубой бумаги, на которой напечатана книга, словно специально подобраны для повествования о глубоком кризисе, переживаемом страной. Но это, конечно, не издательский изыск на потребу пресыщенного рынка. Просто само время догнало социальную фантастику автора. В издательстве "Вся Москва" состоялась презентация советского издания романа, на которой выступил приехавшей в Москву Владимир Войнович. - Недавние годы моей жизни на Западе были довольно глухой порой, я продолжал работать, публиковал новые книги, но никакого отклика из России, за редчайшими исключениями, не было. Трудно ли жить в отрыве от своего читателя? Конечно, трудно. Но я знал, что есть люди, умудрявшиеся доставать мои книги, перепечатывать и ксерокопировать их, я и сам когда-то был таким читателем. Я жил надеждой и сознанием того, что незримая связь между писателем и читателем все-таки есть, что читатель не вычеркивает из своей жизни писателя, с которым его разлучили. Я благодарен за память и за верность. Мой роман "Москва 2042" - это отчасти фантастика и антиутопия, но издание этой книги - это, к счастью, реальность, за которую я благодарен всем, кто был причастен к ее осуществлению. У меня нет иллюзий относительно собственных возможностей, но в 1982 году, работая над книгой, я думал: может быть, если мои соотечественники прочтут ее, им удастся изменить свое будущее, чтобы не оказаться в ситуации, которую я описал. В сущности, я писал роман-предупреждение. Сегодня реальность соперничает с писательской выдумкой. Когда меня принудили к отъезду из страны десять лет назад, я считался едва ли не самым большим очернителем. Меня пытались переубедить, но я действительно не видел ничего хорошего в тогдашней нашей жизни. Когда я сегодня говорю о тех проблесках, которые замечаю, мне снова говорят, что я ошибаюсь. Читатели этой книги знают: кое-что я способен предугадать. И я вижу основание для надежды. Сегодня мы приблизились к критической точке, за которой должны начаться изменения к лучшему. Жизнь трудна, и впереди нелегкий путь, но для отчаяния и пессимизма, по-моему, нет оснований... У автора этих строк нет сомнений, что роман станет бестселлером, и это очень хорошо. Потому что если мы способны смеяться над собой, значит, мы еще живы. Если мы видим, чем кончаются тупиковые пути, значит, будем жить.
ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ
Брандис Е. Научная фантастика и человек в сегодняшнем мире Харитонов Е. Фантастический самиздат (печатный) 1966-2002. Периодика. Сборники
|
|
|
||