| ФЭНДОМ > Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью |
Рассказ писателя-фантаста Анатолия Днепрова "Когда задают вопросы" посвящен интересной проблеме - поискам следов минувшего по едва различимым биосигналам. Именно этот рассказ вспоминается, когда ловишь себя на желании восстановить схему такого эксперимента по картине художника Г. Голобокова "Череп Кучума" из цикла "Мечты и проекты сибирских ученых" (вверху). Вряд ли удастся найти какие-то реальные основания изображенному на картине: ни пьезоэлектричество, ни усиление фононов, ни видеозапись информации, никакие известные ныне явления и процессы не помогут дополнить и объяснить ее сюжет. И все же в мечте художника ощущается и элемент рациональный, нечто такое, что способна привнести в искусство лишь наука. Не потому ли предельно ясна и не требует пояснений идея картины?
Иное время отражено на картине И. Алексеева "Северная станция связи" (справа). Судя по всему, речь идет о связи с внеземными цивилизациями, о возможности установления прямых контактов с ними. Еще в прошлом веке знаменитый математик Гаусс предлагал прорубить в сибирской тайге просеки так, чтобы получился прямоугольный треугольник. На каждой из сторон гигантского треугольника предлагалось построить квадраты, иллюстрирующие теорему Пифагора. На вырубках следовало посеять пшеницу. Цветовой контраст пшеничного поля и тайги позволил бы марсианам, селенитам и другим обитателям солнечной системы воочию убедиться в разумности и гостеприимности землян. Француз Шарль Кро горячо ратовал за сооружение огромного зеркала, отражавшего солнечные лучи в сторону Марса. Он даже обратился к правительству Франции со своим предложением. Чуть позже проект был усовершенствован: несколько зеркал должны были согласованно вращаться, напоминая семафор-гигант. Изобретатель Тесла, тот самый, что сконструировал генераторы на переменном токе, применил настройку антенн в радиоприемниках и предложил множество других новшеств, высказывал нередко идеи, поражавшие современников. Это ему принадлежат слова: "Мы покончим со страхом перед океаном, осветив небо и устранив таким образом кораблекрушения". Одна из статей Тесла посвящена "электрическим явлениям", свидетелем которых он оказался. "Я заметил периодические изменения, - рассказывал Тесла, - сильно напоминавшие какой-то счет, идущий в определенном порядке, и их нельзя было объяснить известными мне причинами. Мне известны, конечно, электрические возмущения, вызываемые Солнцем, полярными сияниями и земными токами, но я совершенно уверен, что в данном случае изменения не были связаны ни с одной из перечисленных причин... И только несколько позже у меня промелькнула мысль, что эти возмущения были проявлением разума, У меня все время росло ощущение, что я первым услышал приветствие с другой планеты". Нужно оказать, что у Тесла была хорошо оборудованная лаборатория в Колорадо-Спрингс. В 1899 году, во время описанных экспериментов он располагал 60-метровой антенной, что по тем временем было настоящей роскошью. Исторические примеры убеждают в том, что многие видные ученые отдали дань увлечению проблемой контактов еще задолго до того, как она приобрела "права гражданства" на научных конференциях. Уверенность М. В. Ломоносова в существовании обитаемых миров отражена во множестве его стихотворений, сатирических и научных. Именно при его содействии в России было осуществлено второе издание крамольной книги Фонтенеля об инопланетянах, после того как первое издание было запрещено церковью. Двадцатый век принес столь обоснованные с инженерной точки зрения предложения, что они напоминали вполне завершенные проекты, обещавшие, казалось, несомненный и быстрый успех. Была, например, найдена заброшенная шахта в Чили, ствол которой диаметром 18 м был расположен так, что во время очередного великого противостояния Марс должен был пройти как раз над шахтой. В шахте предлагалось установить гигантский телескоп со ртутным вращающимся зеркалом. По расчетам, изображение марсианской поверхности должно было бы быть таким близким, как будто за ней наблюдали с расстояния всего лишь трех километров. Критики проекта, однако, доказали, что это неосуществимо из-за оптических искажений. 24 августа 1924 года командующий американским флотом разослал приказ двадцати самым мощным станциям, от Филиппин до Аляски, избегать радиопередач и переговоров и прислушиваться ко всем необычным сигналам. Аналогичное распоряжение накануне великого противостояния Марса было отдано и армейским радиостанциям. Неоднократно сообщал о приеме необычных сигналов с низкой частотой повторения Маркони. В 1921 году "Нью-Йорк таймс" на первой полосе сообщала о том, что Маркони и его сотрудники убеждены в марсианском происхождении некоторых сигналов. Затем на довольно длительное время история с контактами пере стает будоражить умы ученых и мечтателей. Но зато бурно совершенствуются средства радиосвязи, появляются радары, ракеты... Чаши радиотелескопов вслушиваются в разноголосицу космоса. Спустя два-три десятилетия разработаны первые современные проекты и программы поиска разумных сигналов. А 70-е годы принесли и первые серьезные попытки "подать голос": мощные радиопередатчики послали импульсы к звездам. Но мечта неучтожима, она стремится обогнать и современный уровень радиокосмической техники. Об этом еще раз напоминает картина художника И. Алексеева.
ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ
Милов К. «Фонтаны рая» последний роман Артура Кларка Аникин А. «Радиант» клуб любителей фантастики Харитонов Е., Щербак-Жуков В. Аэро НТ-54
|
|
|
||