| ФЭНДОМ > Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью |
Фантастическая повесть Г. Емельянова "Истины на камне" не первое произведение писателя в этом жанре. Читателю уже известен его "Медный таз из сундука". Эта повесть особенно отличалась умелым сочетанием деталей быта, нашей повседневности с полетом воображения, фантастической выдумкой. Это, без сомнения, придало повести своеобразный колорит "бытовой узнаваемости" и в изображаемых ситуациях, и в характерах. Переплетение и взаимное проникновение элементов фантастики и повседневной реальности, сохраняя необходимый для жанра "отлет от действительности", несло в себе достоверность и обаяние жизни. Совершенно очевидно, что именно хорошее знание жизни, ее подчас потаенных внутренних пружин позволило писателю так легко и непринужденно "играть" с реальным и фантастическим планами жизни и достигать своей художественной цели. Поэтому с большим интересом ожидали мы выхода в свет новой повести, созданной в жанре чисто фантастическом. Действительно, "Истины на камне" написаны как добротная фантастика, увлекательная в самом своем материале, в его построении и в манере повествования. Космический корабль с Земли высаживает на планете, где предполагается наличие жизни и даже цивилизации, одного из космонавтов Логвина-младшего, или просто Ло, и улетает дальше, в глубины Вселенной. Космонавт оснащен необходимым автоматическим оборудованием, помощниками - роботами, главный из которых - автономный мозговой центр по имени Голова. Земля давно уже совершила огромный эволюционный путь, на ней разрешены все технические проблемы и цивилизация достигла, видимо, высочайшей степени совершенства. Здесь же, на Голубой планете, господствует едва ли не каменный век и в техническом, и в нравственном отношении. Но очень скоро землянин убеждается, что здесь все далеко не просто. Оказывается, на планете обитают существа, похожие на нашу земную саранчу, только большие по размерам и гораздо более опасные, так называемые "стрекотухи". Они представляют собой как бы огромный разветвленный рой, управляемый разумным центром по имени Королева Марго, и тоже заняты интуитивным поиском пути к совершенствованию, к развитию. Но поиски эти идут на уровне стихийном, они совершенно лишены нравственного, духовного начала. В них нет боли и тревоги, в них нет тепла и заботы, сострадания к слабым, к живым существам, судьба и само существование которых - только объект их эксперимента, "материал" для их поисков. Поэтому их поиск становится источником зла и страданий для коренных жителей планеты. Наряду с ними в далекие незапамятные времена на Голубой планете появились пришельцы, высокие, желтокожие и голубоглазые, но не смогли утвердить себя на планете и вынуждены были уйти в подземные пустоты, где уже почти все впали в состояние биологического анабиоза, став основанием для легенды о некоем божестве, Могучем и Неизмеримом, обитающем под землей. Легенда и дала возможность обосноваться там же, в подземных пустотах кучке праздных и жадных стариков, выдающих себя за приближенных Пророка и содержащих остальную массу жителей планеты в страхе и суеверии. Писатель избегает соблазна представить своего героя как нового Робинзона, показывающего дикарям, как надо жить по-человечьи или, подобно Лосю из "Аэлиты" А. Толстого, пытающегося пробудить в них дух социального протеста. Его герой - сын Земли, человек противоречивый и сложный, много переживший и оттого лишенный бездумного самодовольства. Сказано об этом приглушенно и очень сдержанно, тем не менее, впечатление о герое как о человеке неординарном, ищущем, находящемся в процессе становления собственной личности, остается четким. Он остро чувствует главную опасность, угрожающую человечеству, - бездуховность. "Мы достигли вершин, потому что наши предки умели работать, создавать, творить, - говорит герой. - Наш идол - здравый смысл. Мы отделяем таким образом творца от его духа. А кто такой творец, то есть человек?.. Человек создавал блага быстрее, чем совершенствовался сам... В итоге человек мучительно медленно поднимался по шатким ступеням к вершинам собственного "я", к идеалу, если хочешь". Но и теперь, когда идеал достигнут, дядя героя, Логвин-старший, пишет ему в прощальном письме: "Человечество в наши дни совершенно, мы понимаем искусство и создаем шедевры, но разумом, не душой, и в этом свойстве нашей цивилизации таится немалая опасность. Мы знаем прошлое, но знания наши академичны, мы разучились жалеть и сочувствовать, мы анализируем, легко находим ошибки и просчеты предков и многие их заблуждения объясняем скудостью интеллекта и темнотой, мы совершенно исключаем порыв и страсть..." По его убеждению, "в необъятной Вселенной ждут нас страждущие. Ждут, и мы должны прийти. В том и есть наше предначертание". После таких слов читатель, конечно, с интересом ждет, как же это предначертание осуществляется героем повести. Для писателя же возникает риск впасть в повторение банальных истин, в ложный пафос, в поверхностное нравоучительство. Г. Емельянов избегает этой опасности, обращаясь к спасительному оружию иронии, пронизывающей повесть от начала и до конца. Она в описании встреч героя с аборигенами, различных перипетий его пребывания на Синей планете, в описании некоторых ее обитателей, как Скала и Червяк Нгу, наконец, в самой позиции героя, наполненной внутренним смятением, стремлением к поиску истин не только для людей, к которым его забросила судьба, но прежде всего для себя. В финале повести он камнем и зубилом, как древний человек, высекает на камне истины старые, как мир, и вроде бы нарочито не оригинальные, но за авторской усмешкой ясно читается мысль об их бессмертии: "...быть добрым труднее, чем быть злым. В здоровом теле здоровый дух. Помогать слабым, значит делать их сильными. Перед едой овощи мои кипяченой водой". И высшая степень человечности звучит в словах героя о том, что его на Синей планете оставляют долг и сострадание, что мы остаемся людьми до тех пор, пока сохраняется в нас совесть, жалость, милосердие. Стремление снять излишний пафос и дидактизм в повести заставляет автора, как мы уже сказали, обратиться к иронии. Но стилистические средства создания иронии, на мой взгляд, довольно резко расходятся с требованиями жанра и создают стилевой разнобой. Повесть представляет собой произведение "чистой" фантастики и никакой связи с реальным земным бытом, реалистическими деталями и конкретными приметами времени не имеет. Герой повести - это тоже "человек вообще", без примет национальных, социальных и т. п. Поэтому несколько странное впечатление производят различные его высказывания, напоминающие речевой колорит сибирского просторечия. А повесть получилась увлекательная и, будем надеяться, откроет в творчестве нашего писателя-земляка новую интересную страницу.
кандидат педагогических наук.
ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ
Гансовский С. Человек, который иллюстрировал «Улитку на склоне» Щербаков А. «Никто не ожидал от Конан Дойла подвоха...» Черная Н. «Час Быка» И. Ефремова и развитие традиций антиутопии
|
|
|
||