История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Максим Шерстюгов

ЗА СТЕНОЙ ГРЕМИТ ЧТО-ТО ЖЕЛЕЗНОЕ

ФАНТАСТЫ И КНИГИ

© Максим Шерстюгов, 1999

Книжный клуб (Екатеринбург).- 1999.- 4.- С. ?

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2001

Орлов А. Операция "Одиночество". - М.: Армада, 1998. - 540 с. (Фантастический боевик)

И опять скажу: фантастика воистину способна давать гибриды с любыми видами литературы. Вот перед нами еще один мичуринец: Алекс Орлов. Как утверждает Суперфэн РФ ИГОРЬ ХАЛЫМБАДЖА, братья-американцы Алекс и Антон Орловы, чьи фантастические произведения публикует московское издательство "Армада", - фигуры фантомные, то есть просто псевдонимы, обросшие, по воле настоящих и вполне российских авторов, выдуманными биографиями. Но не в этом суть. Суть феномена, который показался мне любопытным, - проникновение в фантастику нашего родного соцреалистического производственного романа.

На первый взгляд "Операция "Одиночество" Алекса Орлова есть чистокровный, даже в чем-то ортодоксальный фантастический боевик. Действие романа разворачивается в XXII веке. Очень долго Земля и ее колонии мирно сосуществовали с разнообразными, гуманоидными и негуманоидными, братьями по разуму. Угроза, исходившая из Космоса, была скорее теоретической: о ней предупреждали только останки цивилизации эланов, погибшей буквально одномоментно по неизвестной ученым причине. Тем не менее Земля сохраняла космический Патруль: элитные боевые части, обученные, насколько это возможно в мирных условиях, способам ведения звездных войн. Естественно, что мир в один прекрасный день взорвался: рекны, гуманоиды с волчьими головами, устремились в завоевательный поход против землян, неразумно продававших им вооружения и военные технологии. Оснастив на свою голову свирепых врагов, земляне в решительный момент оказались слишком мягкотелыми и неорганизованными, так что "шавкам" в результате первого удара удалось получить немалые преимущества. Главный герой романа, пилот Дик Старк, прямо с курсантской скамьи Академии Патруля попал в пекло космических сражений. Приключения Дика и его команды и составили в романе сюжетную канву.

Однако канва эта сама по себе настолько реденькая и хилая, что ее хватило бы разве что на книжку впятеро тоньше имеющейся. Честно говоря, бытовые и любовные эпизоды романа выглядят как пресловутый "оживляж", гарнир к основному блюду. А основное блюдо, "мясо" романа составляет производство и испытание космических вооружений. Чрезвычайно подробно, любовно, детально описаны в романе тяжелые и легкие космические истребители (называемые по разным видам холодного оружия - "Бердыш", "Алебарда", "Стилет"), тяжелые корабли Патруля, их тактико-технические характеристики, экипировка и личное оружие космических десантников, планетарная техника (атмосферные истребители, шагающие танки). Каждая батальная сцена превращается у Алекса Орлова в демонстрацию возможностей того или иного корабля, в показ эффективного или ошибочного маневра, в описание последствий боевых повреждений. Большую часть романа составляет как бы работа на симуляторе, после которого надо уже садиться в настоящую машину. Мне, читателю, так и кажется, что, окажись я и правда в пилотском кресле какого-нибудь "Ятагана" или "Палаша", - покувыркаюсь, конечно, потыкаюсь бестолково, а потом выровняю истребитель и полечу. Самая прелесть в том, что вся эта космическая техника выдуманная. Но автор как будто и сам забывает об этом. Думается, что, когда он составлял краткий справочник технических терминов и вооружений, напечатанный в конце романа, он находился под полным впечатлением, будто описывает нечто весьма материальное.

Что сказать о главном герое романа Дике Старке? Как поется в известной песенке, "вот сидит паренек, без пяти минут он мастер". Типичный новичок передовой бригады, который в конце произведения сам становится передовиком и героем труда. Сперва, конечно, он наделает ошибок, свяжется с нехорошей красоткой, пренебрегая любовью скромной комсомолки, товарища по ратному труду (при этом за стеной всегда будет греметь что-то железное). Но потом придет черед личного подвига, общей победы и комсомольской свадьбы. Просто потрясающе, насколько, оказывается, живучи в нашем сознании архетипы советской литературы. Впрочем, если присмотреться, американская пропагандистская фантастика сделана по тем же несложным шаблонам. Но об этом - в следующий раз.

    Максим Шерстюгов



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001