История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

О. Славникова

СКВОЗЬ ТУННЕЛЬ

ФАНТАСТЫ И КНИГИ

© О. Славникова, 1999

Книжный клуб (Екатеринбург). - 1999. - 9-15 нояб. - ( 45 (162)).

Текст любезно предоставлен Е. Пермяковым, 2001

Тырин М.Ю. Дети ржавчины: Роман. - М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. - 464 с., тираж 13 100 экз. (Абсолютное оружие).

Взявший в руки новую книгу Михаила Тырина "Дети ржавчины" - не верь глазам своим! Ни девица в сексуальном передничке и эполетах, ни громила с говяжьими бицепсами не имеют ни малейшего отношения к героям романа. Пошлость, с какой в коммерческих сериях оформляют хорошую литературу, просто потрясает воображение. И надо же чтобы лучшей за последние месяцы книге из серии "Абсолютное оружие" досталась наихудшая обложка! Видимо, благодаря усилиям таких издательств, как "ЭКСМО-Пресс", в фантастике никто уже не отличает художественную литературу от попсы. Не говоря уже о том, что издательство, нарушив (как нам известно из частных источников) ряд пунктов договора с Михаилом Тыриным, лишило нас удовольствия прочесть еще и повесть, которая в этой книге должна была быть. Теперь - нету. И не факт, что читатель ее в ближайшее время получит. Похоже, стихийный геноцид таких жанров, как фантастическая повесть и фантастический рассказ, закрепился у издателей на рефлекторном уровне. Наверное, они бы хотели так стандартизировать производство фантастики, чтобы книжная серия шла как веревка сосисок: одинаковые порции текстового фарша, запечатанные в одинаковые глянцевые упаковки. Не знаю, смогут ли таланты нескольких сегодняшних хороших писателей-фантастов этому помешать.

Но вернемся к роману Михаила Тырина (который, хотелось бы надеяться, еще будет переиздан в достойном и адекватном виде). Книга эта у молодого писателя третья по счету. За первую - "Тень покровителя" - Тырин получил на фестивале "Аэлита" премию "Старт", а на одесском фестивале "Фанкон" с ней же победил в номинации "Лучший дебют России". Вторая книга - "Фантомная боль" - прошла совсем не так триумфально. И не потому, что оказалась слабее. Просто сейчас у Михаила Тырина трудный этап "набора веса" в литературе. Это действительно длинный туннель для писателя, который был вдруг "открыт", а теперь воспринимается просто в обойме. Однако, я думаю, этого автора еще "откроют". Потому что Михаил Тырин - явно из тех, кому предстоит преодолеть систему литературных предубеждений, сложившихся вокруг фантастических текстов.

Роман "Дети ржавчины" построен на заманчивом для многих фантастов, но не так-то просто реализуемом приеме. Этот прием - материализация достаточно общей фигуры массового сознания. Все мы так или иначе слышали о посмертных воплощениях человеческих душ, многие даже думают, что верят в это. Но вообразите, что будет, если человека поставить перед фактом, что это буквально и в точности так? Если вдруг расширить его, персонально его биографию на сотни и даже на тысячи лет? И поставить перед необходимостью что-то делать с обстоятельствами одной своей давней смерти?

Именно это и случается с главным героем романа Олегом Бессоновым. Важно, что паранормальность к нему приходит в тот момент, когда герой - вроде бы вполне благополучный в этой жизни сотрудник секретного Ведомства, изучающего экстраординарные феномены, - теряет смысл своего существования. Как будто жизнь его полна невероятными для обывателя приключениями. Но вторжения летающих тарелок и прочих чудес Олег Бессонов воспринимает как нечто внешнее по отношению к своему духовному "я". Личность просыпается тогда, когда Олег вспоминает какой-то родной, но совершенно незнакомый мир, где погиб его отец, где погиб он сам - двенадцатилетний мальчишка, только-только научившийся управлять боевым истребителем.

Странное чувство ведет героя в какой-то мистический туннель, пройдя который, он оказывается на той самой, истинно своей планете - и находит там жалкие остатки прежней цивилизации. Не будем пересказывать сюжет: он и сам по себе очень неплох, и пусть читатель насладится им самостоятельно. Хочу только обратить внимание на качество писательской работы с тем уже довольно банальным материалом, который называется антиутопией. Обитатели разоренной планеты не просто голодны и бедны (кстати, степень обнищания ощущаешь не по описаниям жутких "овощных дворов" и затопленных грязью деревень, а по быту тех, кто считается здесь богатым). Они оскудели эмоционально: из всей гаммы человеческих переживаний у них осталось только кое-что, связанное с инстинктом самосохранения. Мне кажется, Михаил Тырин сознательно сделал гротескную экстраполяцию нашего сегодняшнего положения дел, когда буквально везде, где только обращаются хоть какие-то деньги, "человеческий фактор" идет совершенно побоку. Ведь понятно, что в обозримом будущем мы будем не богатеть, а беднеть. Но не духовные ценности будут вырастать в цене, а оставшиеся материальные, как бы жалки они ни были, - пока зараза сегодняшней, как бы новорусской крутости не распространится буквально на всех.

Еще хочу сказать, что Михаил Тырин решился на довольно рискованный шаг: он не побоялся унизить человеческий род, что не всякому читателю окажется приятно. Ну что ж: молодой автор и не собирался делать книгу, приятную во всех отношениях. Он просто написал новый хороший роман.

    Ольга Славникова



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001