История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

А. Совушкин

МЕЧТА И РЕАЛЬНОСТЬ

Выставки

ФАНТАСТИКА В ЖИВОПИСИ

© А. Совушкин, 1986

Лит. Россия (М.). - 1986. - 18 апр. - 16 (1212). - С. 4.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2006

Открывшаяся недавно в Москве, в Центральном Доме художника всесоюзная выставка «Космос на службе мира» посвящена 25-летию полета Юрия Гагарина. Вобрав в себя произведения живописи и графики, скульптуры и плаката, декорационного и декоративно-прикладного искусства, экспозиция разнообразна и по подходу к теме.

Вот в полотне О. Авакимяна «Ночной старт» мощно рвется в пространство космический корабль, а неподалеку в картине Л. Елесиной «Карусель» упрощенная его копия заняла свое место в городском сквере на радость ребятишкам. Вот космонавты пришли в мастерскую художника (работа В. Переяславца) – обычные с виду люди в форме военных летчиков, но лица их знает теперь весь мир: ведь это они первыми вступили на звездную дорогу. А рядом – фантастико-философское эссе М. Тохтаева «Однажды ранним утром...», которое средствами живописи вызывает нас на сложные размышления о мире как Пространстве, непознанном и загадочном...

Но ведь таковы и есть наши взаимоотношения с космосом – многоликие и развивающиеся.

История человеческого подвига – это, наверное, основной стержень экспозиции. В триптихе М. Ромадина «Прошлое, настоящее, будущее» путь человека к звездам прослежен от того первого смельчака-летуна, что прыгнул с колокольни, взмахнув самодельными крыльями, до супер-звездолетчиков будущего. А связующее звено здесь – нынешний день космонавтики: реальная работа на земной орбите (например, в картинах А. Юдина, В. Маслова, Б. Окорокова).

Люди, которые превращали мечту в повседневность, уходят постепенно в легенду, и образы их становятся уже символами. Так возникает лицо Юрия Гагарина в ярких всплесках удивительного торжествующего салюта в полотне Т. Нариманбекова; так присутствует его образ в диптихе X. Полли «Эксперимент в космосе». И поэмой о его подвиге смотрится триптих А. Леонова и А. Соколова.

Устремленность человека в космос – устремленность в будущее. Художники заглядывают в него – и вот уже неведомый пока «Планетоград» вырастает на картине С. Салахова. Но настоящее время, когда миру начинают грозить «звездными войнами», напоминает, что взгляд этот не может быть беспечен. «Предостережение» – так называется полотно П. и О. Ковалевых: человек в скафандре ступает на выжженную дочерна планету.

Пусть звездные путники, вернувшись из пространств Вселенной, ступят на радостную зеленую Землю, как в картине О. Гречиной. Пусть сядут за пульт космического корабля XXI века ребятишки разных цветов кожи, как в полотне из триптиха В. Балабанова «Дети мира» и увидят в иллюминатор планету цветущую и живую. Нынешняя космическая реальность существует во имя этой мечты.

А. СОВУШКИН

 

В. БАЛАБАНОВ, «Полет в XXI веке». Из триптиха «Дети мира».



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001