История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий

ЭТОТ УВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ МИР ФАНТАСТИКИ

У телеэкрана: на перекрестке мнений

СТАТЬИ О ФАНТАСТИКЕ

© А. Стругацкий, Б. Стругацкий, 1982

Правда (М.). - 1982. - 8 янв. - 8 (23169). - С. 3.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2009

Три года назад молодые любители фантастики получили от Центрального телевидения хороший подарок: на всесоюзный экран вышла программа «Этот фантастический мир». С того времени телезрители увидели четыре ее выпуска.

Организаторы программы исходили из нескольких вполне определенных принципов. Они работали прежде всего для подростка. Активный положительный герой, которому хочется подражать, экзотическая, будящая воображение романтика отдаленных миров или времен, захватывающий сюжет – все эти качества, обычные для добротной, фантастики, делают ее важным инструментом педагогики, воспитания характера юного зрителя.

В основу программы была положена инсценировка. Опыт показывает, что инсценировка, видимо, не отталкивает от книги, а, напротив, привлекает к ней.

В качестве приема организации материала была избрана викторина. Было создано цельное драматургическое произведение, в которое органично включались инсценировки, причем каждая последующая передача являлась тематическим продолжением предыдущей. Общий сюжет строился таким образом, что зрители должны были отгадывать, какие литературные произведения или отрывки из них были показаны в инсценированном виде. Как водится, наиболее удачные ответы зрителей объявлялись перед началом каждой последующей передачи. Главное в таком приеме – установление связи с юным зрителем, его активизация. Подросток, естественно, спешит высказаться после каждой передачи, которая не оставила его равнодушным.

Итак, идеи и принципы организаторов программы «Этот фантастический мир» вызывают уважение своей обоснованностью и продуманностью. Грустно, конечно, что ритмичность передач не выдерживается и показываются они в самое неудобное для подростка время. Пока что в программе инсценировок слабо представлены, на наш взгляд, современные прогрессивные зарубежные писатели-фантасты. Оставляет желать лучшего драматургия постановок, актерское исполнение, фантастический антураж, которому, кстати, подростки склонны придавать весьма большое значение. Недостатки есть, но важно то, что они, так сказать, не запрограммированы замыслом передачи, а являются следствием причин, о которых хорошо знают ее организаторы. Тем не менее передача удалась, она существует и, надо надеяться, будет развиваться и улучшаться.

В связи с этим мы намерены поговорить о фантастике на телевидении вообще. Что, собственно, может предложить на сегодня ТВ из области фантастики, кроме программы «Этот фантастический мир»? Телеспектакль по повести С. Лема «Солярис», поставленный главной редакцией литературно-драматических программ несколько лет назад. Очень интересную передачу, посвященную творчеству

Р. Брэдбери (главная редакция научно-популярных и учебных программ, тоже несколько лет назад). Наконец, трехсерийный телефильм «Приключения Электроника» (Одесская киностудия по заказу Гостелерадио) – невообразимый успех у подросткового зрителя, около 60 тысяч писем. Кажется, это все.

Между тем давно уже никто не спорит, что именно фантастика способна в художественной форме поднимать и анализировать проблемы, столь характерные и жизненно важные в нашу беспокойную эпоху НТР. Современный человек и его роль в бурном росте науки и техники, современный человек и перспективы и опасности генной инженерии, современный человек и предотвращение угрозы ядерной катастрофы, современный человек и вариантность будущего, – пожалуй, только фантастике под силу художественное осмысление проблем такого рода на базе научного марксистско-ленинского мировоззрения. Эффективному вплавлению этой проблематики в массовое сознание способствует сама специфика фантастики как творческого приема, состоящая в предельном обострении сюжета, максимальном усилении реакции сопереживания, катализации процессов «читатель – книга», «зритель – фильм» и т. д. Прогрессивная фантастика всегда опиралась на прогрессивную философию и идеологию, всегда была направлена против отживающего тормозящего социальный прогресс, античеловеческого, обывательского. Не случайно многие острые и значительные антиобскурантистские, антивоенные, антимещанские художественные памфлеты от Свифта до наших дней строились по законам фантастики. Короче говоря, роль фантастики в воспитании молодежи, в пропаганде передовых идей, в идеологической борьбе очевидна.

У нашего ТВ есть опыт создания интереснейших телеспектаклей, прекрасных многосерийных фильмов. Есть опыт организации специализированных телепрограмм. И на этом фоне пока единственная программа «Этот фантастический мир», создаваемая небольшой группой энтузиастов, одна телепостановка, одна литературная передача и хороший, спору нет, но один – единственный сериал за несколько лет. Скромно, более чем скромно.

Хорошо бы поставить дело так, чтобы оно способствовало усилению внимания к телевизионной фантастике, к улучшению ее материальной и творческой базы.

Постановление ЦК КПСС «Об улучшении производства и показа кинофильмов для детей и подростков» призвало госкомитеты и творческие организации, а также писателей, режиссеров, художников и композиторов создавать для детей и подростков фильмы разных жанров. В том числе и научно-фантастические. Не исключено, что программа «Этот фантастический мир» выйдет за рамки викторины и покажет юному зрителю инсценировки и оригинальные фантастические драмы-памфлеты, раскрывающие смысл классовой борьбы, разоблачающие происки поджигателей войны, введет его в чудесный мир исследования космического пространства, покажет возможности научно-технического прогресса и процесса раскрытия тайн природы, пробуждающие пытливость и фантазию. Можно себе без труда представить, что программа эта станет широко популярной.

Уместно напомнить: многочисленные социологические опросы показали, что фантастике «все возрасты покорны» и что представление о том, что фантастика нужна только для подростков, является заблуждением.

И здесь, на наш взгляд, должна появиться и вступить в строй другая, не менее популярная и регулярная программа – для взрослых. Содержанием ее могли бы стать выступления ведущих критиков по новым, наиболее интересным фантастическим произведениям литературы и экрана, с чтением отрывков и показом эпизодов из фильмов; выступления советских писателей-фантастов со своими произведениями; наконец, выступления издательских и студийных работников с сообщениями о готовящихся у них новинках. Периодически могут устраиваться писательские дискуссии, а также читательские конференции. Такие передачи могли бы доставить пользу и вызвать живейший интерес у миллионов телезрителей, взрослых и детей.

Далее, раз или два в год могли бы создаваться передачи о крупнейших деятелях мировой фантастики. Начало уже положено упоминавшейся выше передачей о творчестве Р. Брэдбери.

Наконец, фантастические телеспектакли и сериалы. Появление их на телеэкранах хотелось бы видеть тоже регулярным. В основе их могли бы быть не только инсценировки, но и оригинальные драмы и сценарии, рассчитанные на самый широкий возрастной спектр зрителей и представляющие самые различные жанры: от юмористической фантастики до фантастики социально-философской. По странной ассоциации вспоминается американская кинодрама «Звездные войны»: завлекательный, превосходно сделанный технически и абсолютно безмозглый фильм. Сражения космических кораблей, взрываются целые планеты, прекрасная герцогиня то ли Магелланова облака, то ли шарового скопления в Геркулесе, кровная месть и поединок на лазерах, словом, белокурые друзья и рыжие враги. Возможно, нам есть чему поучиться у них в области техники, декораций, муляжей и прочего, но наши писатели и сценаристы способны дать режиссерам умный, идейно насыщенный материал, который будет претворен в содержательные и интересные кинопроизведения.

Так мы представляем себе в будущем фантастику на телевидении – в будущем, хочется надеяться, недалеком. Вообще говоря, эта идеальная пока картина не так уж далека от реализации. Все необходимое для этого уже существует. Есть интересный опыт, есть на телевидении компетентные кадры. И есть богатейший, почти еще нетронутый материал литературной фантастики, как основа для телевоплощения.

С введением второй общесоюзной программы возможности Центрального телевидения в информировании зрителей, в знакомстве их с новыми кинофильмами, передачами, видимо, значительно возрастают. Хотелось бы, чтобы фантастика нашла здесь свое место.

Конечно, мы отдаем себе отчет в том, как много труда и как много хлопот потребует реализация нашей мечты, но мы уверены, что конечная цель – вывод Большой Фантастики на Всесоюзный Телеэкран – оправдает любые труды и любые хлопоты.

Аркадий СТРУГАЦКИЙ,

Борис СТРУГАЦКИЙ.



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2021
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001