История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

В. Бугров

ФАНТАСТИКА ПОД МИКРОСКОПОМ

Обзор ответов на викторину-88

ЮМОР, КОНКУРСЫ

© В. Бугров, 1988

Уральский следопыт.- 1988.- 12.- С. 23-31.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2001

    ...Едва ли разуму человека дано загадать такую загадку, которую разум другого его собрата, направленный должным образом, не смог бы раскрыть.

      Э. По. Золотой жук

Финиширует наша очередная викторина, 13-я по счету.

В массе своей читатели с удовлетворением приняли новшество - вариантность каждого вопроса. Многим понравился второй тур - предлагают и впредь делать его "библиографическим". Разумеется, не осталась незамеченной неравноценность его вариантов, оценить которую в полной мере было сложно при первоначальной прикидке. Что ж, при подведении итогов постараемся уравнять шансы участников с помощью коэффициента...

Немного статистики. В викторине-88 участвовали (прислали свои ответы) 346 читателей. Среди них - 118 школьников, 34% от общего числа. Женщин среди отвечавших, увы, совсем немного: менее 9 %, всего лишь 30 человек. Около половины отвечавших участвовали и в прошлогодней викторине. Остальные цифры - в тексте обзора...

Подобрать к нему эпиграфы нам помогли Л. Абдулин (Читинская обл.), А. Архипов (Чебоксары), В. Дюдиков (Ленинград), С. Иванов и В. Черник (Горловка), М. Исангазин (Омск), И. Мазурик (Караганда), К. Максимов (Киров), Р. Масленников (Кострома), С. Носов (Петропавловск КазССР), В. Сейтова (Мурманск), А. Скоробогатых (Охотск Хабаровского края), О. Федоркин (Мытищи Московской обл.), А. Цеменко (Керчь), В. Чашечников (Сумы), Г. Яковлев (Орел).

Неоценимый вклад в обработку ответов и подготовку обзора внесла активная участница прошлых викторин О. Князева (Свердловск).

    Первый тур

    - Насколько мне удалось установить, все это обрывки научно-фантастических произведений, написанных, в основном, во второй половине двадцатого столетия...

      И. Варшавский. Под ногами Земля

Прежде чем перейти к непосредственному рассмотрению "обрывков" первого туре, скажем несколько слов о третьем туре: о втором его задании. И в прошлом году, и в нынешнем кое-кому из участников викторины показалось слишком сложным это задание - из приглянувшегося вопроса "вытянуть" тему и развернуть ее в реферат. Чтобы помочь новичкам освоиться с этим заданием, мы включили в свой обзор не один (как год назад), а несколько рефератов, причем - на самостоятельно сформулированную тему.

    1-А. "ОН УВИДЕЛ СЕБЯ СИДЯЩИМ ЗА СТОЛОМ. ДВОЙНИК ПРОТЯНУЛ РУКУ К ЛАМПЕ И ЗАЖЕГ ЕЕ". КОМУ ИЗ ГЕРОЕВ НФ ПРЕДСТАВИЛАСЬ ТАКАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ?

    Я буквально онемел от такого нахальства. Ну совсем сценка из Достоевского: оболваненный господин Голядкин и его прыткий двойник...

      А. и С. Абрамовы. Всадники ниоткуда

Достоевского, отвечая на этот вопрос, вспомнили многие... А Л. Абдулин (служба забросила ветерана наших викторин в Забайкалье) и еще кое-кто предложили, в качестве эпиграфа к ответу, другую не менее эффектную цитату: "Вы, верно, помните, что несколько лет тому назад много было говорено об одном молодом человеке, который, вошел в комнату, где обыкновенно занимался письменными делами, увидел самого себя, сидящего за письменным столом. Вы знаете, что он от того не умер..." Эффектность этой цитаты - не столько даже в похожести ее на наш "обрывок", сколько во времени ее появления: цитируется-то "Двойник" А. Погорельского, изданный в 1828 году - 160 лет назад! Ну, а прямой ответ на вопрос? "Светопреставление" А. Беляева - рассказ, герою которого журналисту Марамбаллю и довелось, в силу замедления скорости света, увидеть за столом собственного двойника-"неощутимку", - назвали ровно 100 участников викторины.

Поскольку же и в прошлом мы не раз выходили на поиски двойников, именно эта тема более всего влекла к себе отвечавших на второй вопрос третьего тура. Мы получили 24 реферата о двойниках! Даже перечитать их было непросто: у одного только А. Дороднова (Ульяновск) - 50 машинописных страниц, вобравших в себя примеры с цитатами из двух сотен произведений...

Один из рефератов предлагаем вниманию читателей. Автор-Л. Абдулин - так сформулировал его тему: "Перед вами ваш двойник. Попробуйте систематизировать возможности его появления". И вот что он сообщает...

Я систематизирую на блоки и логические цепочки, которые часто переплетаются. Итак:

    Блок 1. Отражения.

а) Вода, зеркало, Зазеркалье (например, Оля и Яло в "Королевстве Кривых Зеркал" В. Губарева); выход на 4-б.

б) Портрет, дагерротип, фотография, голограмма, скульптура, кукла (кукла наследника Тутти и Суок в "Трех Толстяках" Ю. Олеши); выход на 3-в.

в) Кино, телевидение, видео, стереокино и далее - до "онирофильма" Л. Альдани и "ощущалок" О. Хаксли; выход на завершение 2-а.

г) Дисплей компьютера: "...и вдруг на всех экранах разом Тышкевич увидел себя" (Б. Никольский. Хозяин судьбы). Речь в этом рассказе идет о прогнозировании будущего, но компьютеры могут и восстанавливать прошлое (И. Забелин. Записки хроноскописта); выход на хроноскоп с другим принципом работы.

д) который вытекает из истории с Марамбаллем - А. Беляев замедлил скорость света, а Я. Арбес просто ее превысил и попал в такие места, откуда при наличии хорошего телескопа можно наблюдать прошлое Земли (Я. Арбес. Мозг Ньютона). Другие поступают еще проще - предполагается существование поля, пояса или т. п., задерживающего световые изображения, и надо только их оттуда достать (X. Фальберг. Звезды видят все; Т. Шерред. Попытка).

    Блок 2. Психоотражения.

а) Сон, программируемый сон ("эки" в рассказе В. Титова "Робинзон"); далее, смыкаясь с цепочкой 1-в, выходим на фантоматику С. Лема.

б) Мечта, воображение (А. Погорельский. Двойник, или Мои вечера в Малороссии); выход на компьютер, см. 1-г.

в) Галлюцинация (Э. По. Вильям Вильсон), гипноз, гипномаска (Э. Рассел. Кружным путем; др. перевод: Будничная работа), фантомы извне (Е. Парнов. Проснись в Фамагусте), выход на овеществленных фантомов (С. Лем. Солярис).

г) Переселение душ: примеров тьма, а интерес в том, что видишь двойника, но сем-то ты уже не ты Осознают это, как правило, не сразу.

    Блок 3. Натуральные двойники.

а) Шутка природы: "Алеша Питухов встретился за ресторанным столиком... со своим полным двойником. Не бывает, скажете?.. Один знакомый доцент из МГУ поговаривал, что на основании теории сочетаний такая вещь вполне может произойти. Раз на 800 миллионов встреч" (Н. Богословский. Интересное кино); то же плюс стрижка, грим, а то и пластическая операция (двойники Гарина; подборка двойников хорошо описана в романе Р. Хайнлайна "Если это будет продолжаться"); то же плюс время: "Согласно статистике абсолютно похожие друг на друга индивиды повторяются через каждые 6 поколений" (А. Донев. Алмазный дым), Наиболее полно этот вариант развит у Р. Шекли в "Раздвоении личности", но мы к нему еще вернемся - см. 4-в.

б) Близнецы, клонирование; очень популярна в нынешней НФ тема создания ходячего склада запчастей для хорошо обеспеченных граждан (даже в "Английском политическом детективе" прорисовалась), но этим, естественно, клонирование не исчерпывается, цели весьма и весьма разные.

в) Андроиды: родились из кукол (см. 1-б) несколько столетий назад, в современной НФ их тоже хватает ("Электроник" Е. Велтистова, "Эшер II" Р. Брэдбери и многое-многое другое).

г) Оборотни - тема тоже не новая, когда-то мы уже вервольфов касались, здесь ипостась немного иная, хотя суть та же самая: биоформирование, волетворчество (как ни назови) - земной вариант происхождения двойника; в бескрайнем космосе оборотни водятся в неисчислимом количестве, упомяну наиболее характерных: существ, меняющих внешность по своему желанию (Р. Шекли. Форма), меняющих внешность по желанию человека (Р. Брэдбери. Сущность; др. перевод: Нечто необозначенное), превращающихся в копию преследователя при угрозе смерти (О. Ларионова. Где королевская охота), существ коллективного разума, объединяющихся в копию человека по модели (К. Саймак. Почти как люди) и снова, см. 2-в, выход на овеществленных фантомов живых планет (Э. Маринин. Узник; или, опять же, Солярис); третий вариант - преисподняя: что дьявол может принять любое обличье, еще в средние века знали, для его подручных это тоже не проблема.

д) Дубли и матрикаты. Примерам также несть числа, разница только в способе производства: при помощи магии (А. и Б. Стругацкие. Понедельник...), каких-либо аппаратов (резервы С. Лема, президенты П. Багряка, двойники из ЦВМ-12 в "Открытии себя" В. Савченко), линий суперметрополитена (Я. Цуцуй. Кольцевые ветки), детского конструктора из будущего (У. Тэнн. Игра для детей); выходим на дублирование волновой схемы при телепортации (К. Саймак. Заповедник гоблинов) и на ратомику (Г. Гуревич. Мы - из Солнечной системы); кое-что пропущено, но суть, по-видимому, понятна.

    Блок 4. Хронодвойники.

а) Петля времени: наиболее масштабно описана в 7-м путешествии Ийона Тихого (др. перевод: 147 вихрей); останавливаться подробно нет смысла.

б) Сад расходящихся тропок (по одноименному рассказу X. Борхеса), можно также назвать теорией ветвящегося времени (Д. Уиндем. Другое "Я"); выход на параллельные миры, планеты и др.; частный случай-антимир и его дальний предок зазеркалье (см. 1-а), ну а потомком приходится Искаженный мир (Р. Шекли. Обмен разумов).

в) "...пересек зеркальную трещину в фактуре времени. В прошлое, сам понимаешь, отправлялся один, а вернулись два абсолютно одинаковых человека" (Р. Шекли. Раздвоение личности). Возможно, было еще что-то подобное, мне не встречалось пока.

г) Хроноскопы, мы их уже коснулись (см. 1-г и 1-д), но вот хроноскопия из будущего: "Нет, Джерри, тут что-то не то. Ты видел ее лицо? Она же моя копия!" (Д. Уиндем. Видеорама Пооли); прямая связь с 3-а: подраздел "плюс время".

Среди рефератов о двойниках были и другие вполне достойные опубликования; мы выбрали именно этот - поскольку он показался нам в меру компактным, достаточно универсальным, а если и чуть сложноватым, то только на первый взгляд. Возможно, конечно, что он не всеобъемлющ, но не зря же многие из отвечавших брали в качестве эпиграфа знаменитое прутковское: "Никто не обнимет необъятного"...

    1-Б. "Я ОБЕРНУЛСЯ К ВОСТОКУ И ОБОМЛЕЛ ОТ СМЕРТЕЛЬНОГО УЖАСА. НА НАШ СКОРЛУПУ-ПАРОХОД БЫСТРО ДВИГАЛСЯ ОТ БЕРЕГА ОГРОМНЫЙ ВАЛ С ЭЙФЕЛЕВУ БАШНЮ ВЫСОТОЙ, ВЕСЬ ЧЕРНЫЙ, С РОЗОВО-БЕЛЫМ, ПЕНИСТЫМ ГРЕБНЕМ НАВЕРХУ. ЧТО-ТО ЗАРЕВЕЛО, ЗАДРОЖАЛО... И ТОЧНО ВЕСЬ МИР ОБРУШИЛСЯ НА ПАЛУБУ". ГДЕ ПРОИЗОШЛА ЭТА КАТАСТРОФА?

    Я обернулся и обомлел. За нами гналась, точно огромная злая собака, волна высотой с телевизионную башню в Останкино...

      Г. Садовников. Пешком над облаками

"Наша-то башня повыше будет..." - заметил, сопоставив два этих сравнения, все тот же Л. Абдулин. К слову сказать, после такого сопоставления яснее логика наших ветеранов-ростовчан А. Тетельман и М. Якубовского: "Явно что-то очень старое. При этом сравнение с Эйфелевой башней гораздо характернее для русских авторов, чем для зарубежных".

Да, цитата в вопросе взята из старой русской фантастики. 44 наших читателя отыскали ее в повести А. Куприна "Жидкое солнце" (включенной, кстати, в первую книгу "Библиотеки фантастики в 24-х томах" и потому, при четырехсоттысячном-то тиража, едва ли не более доступной ныне, чем книги подавляющего большинства самых современных авторов).

Взрыв, породивший гигантскую волну, которая и погубила пароход "Гонзалес" на пути из Гваякиля в Панаму, кое-кого из участников викторины побудил взять для реферирования тему катастроф - вплоть до атомных.

    2-А. НЕ ВСТРЕЧАЛИСЬ ЛИ ВАМ В ФАНТАСТИКЕ ПИСЬМА, НАПИСАННЫЕ ВИЛАМИ НА ВОДЕ?

    - Такие письма вижу впервые, - сказала она.

      В. Михановский. Находка.

Ох, любят герои НФ писать письма... "Пишут академики, звездолетчики, инопланетяне и слесаря. Пишут из будущего в прошлое и из прошлого в будущее, с Земли в космос и из космоса на Землю. Пишут даже на соседнюю улицу..." - уже в этом зачине к реферату москвича Л. Выставкина "Письма в НФ" заключена в зародыше целая программа исследования: кто, когда и куда пишет письма в фантастике? К сожалению, референт лишь вскользь коснулся этих вопросов: его интересовала сюжетообразующая роль письма в произведении... Впрочем, и нас сейчас вслед за читателями занимает иное: как пишутся письма в НФ?

"Вообще письма в фантастике обычно пишут на кристаллах, сплавах или передают телепатически, - размышляет десятиклассник Андрей Иванов из Пскова. - Но бывают и исключения, например, в произведении А. Толстого "Союз пяти" Игнатий Руф говорит: "тростью на воде пишу". Но трость не вилы..."

Любопытный вариант сконструировали горловчане С. Иванов и В. Черник.

"Мы предположили, - пишут они, - что в НФ такие письма могут писаться на пленке поверхностного натяжения, но... Но - вилы! Скорее, это фэнтэзи или юмористическая фантастика. Какой-нибудь водяной пишет письма Бабе Яге. Вилы, правда, не совсем его орудие, если только этот водяной не морского или океанического класса - Нептун (Посейдон). Тогда его вилы называются трезубцем. Этот вариант нам понравился, и не понять, обрадовались мы или огорчились, когда нашли, что вилами по воде пишет Дед Пихто в повести Г. Карпунина "Луговая суббота": сюжет с Нептуном не сбрасываем со счета..."

Деда Пихто с его открытками, телеграммами и письмами нашли 54 участника викторины.

А восьмиклассник Алексей Чудинов из Березников, школьный библиотекарь Н. Кобылинская (Черепаново Новосибирской обл.) и кое-кто еще вывели нас на такую вот цитату: "Разрешите представиться: специальный агент Катавасии Степан Присядкин. Вы что, разве не получили от нее письмо?.. Она написала его вилами по воде. И пустила вниз по течению". Источник цитаты - детективная история А. Семенова "Явление Степана Присядкина", несколько лет назад печатавшаяся в "Мурзилке".

    2-Б. "ПОЛИГАМНЫЙ АНТРОПОМОРФИЗМ И ЭПИДЕМИЧЕСКИЙ ГЕОЦЕНТРИЗМ НА УРОВНЕ СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ ПОРОЖДАЮТ ВО МНЕ ТЕРМОДИНАМИЧЕСКИЙ ДЕМОНИЗМ И ЭЛЕКТРОСТАТИЧЕСКИЙ ДУАЛИЗМ, ЧТО СОЗДАЕТ НЕВОЗМОЖНОСТЬ КОЛКИ ДРОВ". КТО И ГДЕ С ЮНЫХ ЛЕТ ВЫРАЖАЛСЯ ПОДОБНЫМ ОБРАЗОМ?

    - Действительно, - бормотал он, - принцип транссинтуляции астигментации неандантангулярен...

      Ю. Самсонов. Мешок снов

Для 141 читателя не осталось тайной - кто этот мастер составлять заумные "заявы", явно гордящийся своим умением; "Настоящим заявляю и удостоверяю своей подписью, что подобным образом с юных лет выражаюсь я, талантливый старший брат своего младшего брата Стефана, человека с пятью "не", Виктор". Между прочим, Виктор Петрович (из фактически уже названной им самим повести В. Шефнера) появился на свет в Рожденьевске-Прощалинске в далеком 1913 году и, как подсказывают читатели, мог бы ныне отметить свое 75-летие...

    3-А. "ЗАГАДКА ПЛУТОНА НАКОНЕЦ РЕШЕНА - ЭТА ПЛАНЕТА НЕ ПРИНАДЛЕЖИТ К НАШЕЙ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЕ. ОНА ЗАХВАЧЕНА ЕЮ ВО ВРЕМЯ ПУТИ СОЛНЦА ЧЕРЕЗ ГАЛАКТИКУ. ВОТ ПОЧЕМУ ПЛОТНОСТЬ ПЛУТОНА ГОРАЗДО БОЛЬШЕ ВСЕХ ДРУГИХ ПЛАНЕТ... НО ЕЩЕ ВАЖНЕЕ, ЧТО НА ОДНОМ ХРЕБТЕ ОБНАРУЖЕНЫ СЛЕДЫ ПОЧТИ НАЦЕЛО РАЗРУШЕННЫХ ПОСТРОЕК, СВИДЕТЕЛЬСТВУЮЩИХ О КАКОЙ-ТО НЕВООБРАЗИМО ДРЕВНЕЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ". КЕМ ИЗ ФАНТАСТОВ РЕШЕНА ЗАГАДКА ПЛУТОНА?

    - В каком-то фантастическом романе я читал о пришельцах с Плутона... Неужели вы считаете это возможным!

      А. и С. Абрамовы. Всадники ниоткуда

119 отвечавших правильно назвали источник вопроса - роман И. Ефремова "Туманность Андромеды".

Кое-кого заинтересовало (а некоторых и смутило), что у Ефремова "уже много лет летают межзвездные экспедиции, а до Плутона добрались только сейчас": фантастика успела приучить нас к кажущейся легкодоступности планет Солнечной системы - за исключением разве что газовых гигантов... Но сами же участники викторины и объяснили этот парадокс: "ведь и мы, - пишет, например, К. Максимов (Киров), - сейчас очень мало знаем о внутреннем строении Земли, фактически не знаем, что у нас под ногами, в то время как космические межпланетные станции достигают других планет".

"А вообще-то Плутон не очень популярен в НФ..." - прочитали мы в одном из писем и - улыбнулись, вспомнив концовку ответа из другого письма: "Таким образом, Плутон вовсе не обделен вниманием писателей-фантастов".

Среди рефератов третьего тура дюжина посвящена Плутону - остается только свести их в единое целое и выкроить место в журнале...

    3 Б. "Я ДАВНО УЖЕ ПЕРЕСТАЛ ВИДЕТЬ ЗНАКОМЫЕ ГЛАЗУ СОЗВЕЗДИЯ. Я ЗНАЛ, ЧТО ЕСТЬ ТАКИЕ ЗВЕЗДЫ В НЕБЕСНЫХ ПРОСТРАНСТВАХ, ОТ КОТОРЫХ ЛУЧИ ДОХОДЯТ НА ЗЕМЛЮ ЛИШЬ В ТЫСЯЧИ И МИЛЛИОНЫ ЛЕТ. МОЖЕТ БЫТЬ, МЫ УЖЕ ПРОЛЕТАЛИ ЭТИ ПРОСТРАНСТВА..." ОТКУДА ВЗЯТЫ ЭТИ СООБРАЖЕНИЯ?

    Вид небесной сферы был ужасен...

      А. Колпаков. Гриада

Дадим еще раз слово нашим ветеранам из Горловки.

"Вопрос, безусловно, самый лучший, красивый, оригинальный и самый сложный в викторине, - пишут С. Иванов и В. Черник. - Произведение, конечно, давнее, к этому выводу мы пришли сразу. Сейчас более привычно звучит: в космическом пространстве, а не в небесных пространствах. Скоро мы нашли и подтверждение этому наблюдению - в наброске Н. Морозова "Путешествие в космическом пространстве", где так именно и говорится о пространствах во множественном числе... Так мы и хотели ориентироваться, по году написания этой вещи (1882), на конец прошлого - начало нынешнего века, но нас сбил Вл. Гаков. Или сами мы себя сбили, перестаравшись в изысканиях? В его работе "Рассвет космической эры", мы помнили, разбирается, кто первым из фантастов вышел за пределы Солнечной системы. И вот - фраза: "до конца 20-х годов нашего века никому из фантастов и в голову не пришло отправить своих героев к звездам". Мы зашорились этим сроком, обращаясь только к творчеству писавших примерно в это время писателей... Потом уже от отчаяния стали перебирать всех подряд (от Лукиана до Д. Лондона) и вот - у Достоевского нашли эти "небесные пространства"!.. Самое интересное, что в сборнике "Вечное солнце", где мы смотрели Н. Морозова, помещен и "Сон смешного человека" Достоевского. Значит, вопрос был не такой уж и трудный? Надо было только внимательно смотреть..."

Увы: внимательно смотреть нужно уметь,.. Рассказ Достоевского в последние годы опубликован минимум в трех антологиях НФ, общим тиражом - свыше 600 тысяч экземпляров! А указали-то его, отвечая на вопрос, лишь 22 участника викторины.

    4-А. "- ВЫ ЗНАЕТЕ, КАК-ТО ВО ВРЕМЯ ЗАБАСТОВКИ МНЕ СЛУЧИЛОСЬ ПРОБЕЖАТЬ ОДИН РОМАН. ЭТО НЕ ВАШ?
    - НЕ ЗНАЮ, - СКАЗАЛ Я. - А О ЧЕМ?
    - Н-НУ, Я НЕ МОГУ СКАЗАТЬ ВАМ СОВЕРШЕННО ТОЧНО... СЫН ПОССОРИЛСЯ С ОТЦОМ, И У НЕГО БЫЛ ДРУГ, ЭТАКИЙ НЕПРИЯТНЫЙ ЧЕЛОВЕК СО СТРАННОЙ ФАМИЛИЕЙ... ОН ЕЩЕ РЕЗАЛ ЛЯГУШЕК.
    - НЕ МОГУ ВСПОМНИТЬ, - СОВРАЛ Я."
    О КАКОМ РОМАНЕ РЕЧЬ - И ОТКУДА ВЗЯТ ЭТОТ ДИАЛОГ?

    - Вы писатель, наверное?
    - Увы...
    - А как ваша фамилия?..
    - Тургенев, - сказал я и пошел домой.

      А. и Б. Стругацкие. Хромая судьба

Сообщим без комментариев: роман Тургенева "Отцы и дети" опознали 170 участников викторины, повесть Стругацких "Хищные вещи века", из которой взят диалог, - 91.

    4-6. "НЕКОЕ СУЩЕСТВО К. Ш., НАПРАВЛЯЯСЬ С ЦЕЛЬЮ ТРАНСПОРТИРОВКИ НЕБОЛЬШОГО КОЛИЧЕСТВА ПИЩЕВЫХ БЕЛКОВ И УГЛЕВОДОВ ДРУГОМУ СУЩЕСТВУ Б., БЫЛО НА ПУТИ ОБНАРУЖЕНО СУЩЕСТВОМ ИНОГО РАЗРЯДА В. В РЕЗУЛЬТАТЕ ЧЕГО..." ИЗ КАКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ ВЗЯТ ЭТОТ ПЕРЕСКАЗ СТАРОДАВНЕЙ ИСТОРИИ?

    - Папа! - раздался голос крошки Мод. - Напиши рассказ о Красной Шапочке и Сером Волке...

      И. Варшавский. Секреты жанра

"Закодированные до уровня сухой информации сказки у обучающих роботов. Страшно представить... - пишет, отвечая, А. Никифоров (Павлодар). - Но роботы роботам рознь. И читают роботессы сказки в первозданном виде (Н. Нильсен. Запретные сказки), пытаются объяснить непонятное и страшноватое с помощью сказок (А. Сэллингс. Вступление в жизнь), создают даже свои собственные сказки (С. Лем. У роботов - свои сказки)... А сама К. Ш. - т. е. Красная Шапочка - в "натуральном" виде живет в повестях Булычева "Лиловый шар" и Крапивина "Летчик для Особых Поручений" (здесь их даже несколько). С разной степенью достоверности в К. Ш. играют дети (А. Бачило. Ни в сказке сказать; Д. Биленкин. Город и Волк). Гипнотически материализуют ее на футбольном поле "Волшебники на стадионе" Д. Родари. По-новому переделывает старый сюжет Дик Пенроуз (И. Варшавский. Секреты жанра). И самым обычным - или необычным - образом сказку просто рассказывают (В. Журавлева. Снежный мост над пропастью; Д. Родари. Как Марко и Мирко играли с чертом)... Цитата же взята из повести Ф. Кнорре "Бумажные книги Лали" (М.: Детская литература, 1983)".

Что ж, многие, разумеется, поняли - о каких таких "неких существах" К. Ш., Б. и В. идет речь. Понять-то поняли, но лишь 11 участников викторины нашли (или вспомнили) источник цитаты.

    5-А. "МОРИШИЛЛЕ-КЛЕЙПУЧКА. ДЛЯ БОЛЕЕ ТОНКОГО ВКУСА ДОБАВЛЕНЫ ЛАКТЫ-ЭКТЫ. КЛЕЙПУЧКУ ПЬЮТ ВСЕ! РЕКОМЕНДУЕТСЯ ДО И ПОСЛЕ ЕДЫ, НЕПРИЯТНЫЕ ПОБОЧНЫЕ ЯВЛЕНИЯ ОТСУТСТВУЮТ. ПОЛЕЗНО ДЕТЯМ! НАПИТОК ВСЕЛЕННОЙ!" СОГЛАСИТЕСЬ ЛИ ВЫ С ТАКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКОЙ "НАПИТКА ВСЕЛЕННОЙ"?

    - Я умирать от чай в судорогах, - признался пришелец.

      К. Булычев. Надо помочь!

Мнение 104 участников викторины по этому вопросу с вполне понятной экспрессией выразил А. Цеменко (Керчь):

"Согласиться с этим решительно нельзя! Во-первых, никакой рекламе вообще верить нельзя - это общий принцип. Во-вторых, Напитка Вселенной не может существовать даже теоретически: что для одного жителя Вселенной - еда, то для другого - яд! Это подтверждает и рассказ Р. Шекли "Где не ступала нога человека", откуда взята цитата. В-третьих, автор перевода рекламы с хелгского языка на английский (через алумбриджианский) - астронавт Хеллмен - допустил ошибку: вместо "клейпучку пьют все" следовало читать "клейпучка пьет всё". Так что ни с текстом, ни со смыслом процитированной характеристики напитка согласиться нельзя!"

    5-Б. "Я СДЕЛАЛ ПО РАСПИСАНИЮ ПЕРВЫМ ДЕЛОМ ВОТ ЧТО: НАЛИЛ В МЕТАЛЛИЧЕСКУЮ МЕНЗУРКУ ПРОСТЕЙШЕЕ СОЕДИНЕНИЕ ВОДОРОДА С КИСЛОРОДОМ. ДОВЕЛ ДО ТОЧКИ КИПЕНИЯ. В ФАРФОРОВЫЙ ТИГЕЛЬ ВСЫПАЛ ШЕСТЬ ГРАММОВ СИНЕПСИСА. СМЕШАЛ СИНЕПСИС С ТРЕМЯ ЛОЖКАМИ ПОЛИОЗЫ. ТОНКУЮ ПЛАСТИНКУ, СОДЕРЖАЩУЮ ЭЛЕМЕНТЫ ФОСФОРА И КАЛЬЦИЯ, СОЕДИНИЛ С ТОЛСТОЙ ПЛАСТИНКОЙ АМИНОКИСЛОТ И..." ЧТО ДЕЛАЛ ГЕРОЙ - И В КАКОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ?

    - Я могу выдержать все, что угодно, - всхлипывая, бормотал ом. - Но только не голод...

      Л. Треер. Вермудскмй четырехугольник

Герой цитируемого в вопросе произведения занят именно этим: на скорую руку утоляет голод, заварив себе чай, бросив в него сахар и изготовив бутерброд с сыром... Ответ - в повести В. Медведева "Сверхприключения сверхкосмонавта" - нашли 39 участников викторины.

"По поводу этого вопроса хочу выразить решительный протест!!! Я не думаю, что книгу В. Медведева "Фантазии Баранкина" можно отнести к фантастике. Это просто детская книжка. Ни в одной известной мне библиографии ее нет. Если бы я случайно не купил ее в подарок сынишке моего друга и не перечитал, то никогда бы в жизни ответ на этот вопрос не нашел..."

Что сказать в ответ на это заявление? Да только то, пожалуй, что подобными вопросами мы и новичкам нашим, школьникам в первую очередь, даем шанс попасть в призеры...

    6-А. "О ЧТЕНИИ ТОЖЕ БЫЛ ЗАКОН. ЧИТАТЬ ВОСПРЕЩАЛОСЬ, ПОТОМУ ЧТО ЧТЕНИЕ БЫЛО ЗЛОМ". ГДЕ ОПИСАНА ЭТА СИТУАЦИЯ?

    - А книги-то зачем задерживать?
    - Ну как зачем?.. - Бургомистр стыдливо заулыбался. - Чепуха, конечно, но ходят слухи, будто без книг они не могут - как нормальные люди без еды и прочего.

      А. и Б. Стругацкие. Прекрасный утенок

Правы читатели: вот с этого все и начинается, приводя в конце концов к чудовищной ситуации, конкретное описание которой 35 участников викторины отыскали в рассказе К. Саймака "Поколение, достигшее цели".

Из рефератов о чтении и книгах нам приглянулось эссе В. Молчанова (Пермь). Ему и слово.

    Лучезарный Феникс

"Читать воспрещалось, потому что Чтение было злом". Всего одна строчка, а какое негодование вызывает она против общества, способного принять такой закон! Такое общество не имеет права на существование, его просто не может быть!

Но искушенный читатель знает, что в фантастике проводятся иногда сложные "социологические эксперименты", в том числе исследуются самые разнообразные варианты человеческих отношений в будущем. Среди этих вариантов есть и невероятные с нашей точки зрения, невероятные с позиций гуманизма, а то и просто здравого смысла. Зачем нужны подобные эксперименты, нет ли здесь схоластики, "лукавого мудрствования", оторванности от проблем сегодняшнего дня?

Рассмотрим варианты "общества будущего" по одному-единственному критерию - отношению к книге.

а) Книг нет, общество почти полностью состоит из неграмотных, книги запрещены законом (Р. Брэдбери. 451° по Фаренгейту; Э. Лудвиг. Маленький преступник; К. Саймак. Поколение, достигшее цели; П. Мак-грат. Из рога врата и врата из кости слоновой).

б) Книг почти нет, поскольку читать просто "не принято" или "неприлично" (Т. Диш. Благосостояние Эдвина Лолларда; Д. Д. 'Агата. Америка о'кей; А. и С. Абрамовы. Спокойной ночи; С. Баундс. Реликт).

в) Книги хотя и есть, но некоторые из них запрещены, в том числе и прежде всего - фантастика (Р. Брэдбери. Эшер II; Изгнанники; Лучезарный Феникс).

Большинство этих произведений описывает общество, основанное на принуждении массы повиноваться "старшим", на жесткой регламентации деятельности, на контроле "руководителей" за всем, иногда даже за снами и мыслями. Сама возможность существования такого общества основана на полном равнодушии большинства его членов друг к другу, это общество буквально питается равнодушием потребителей телевизионных зрелищ, наркотиков или наркотических снов. Конечно, любая книга для такого общества является страшной опасностью, и оно защищается от этой опасности, уничтожая книги.

Но разве это далеко от действительности? Мы хорошо помним, что костры из книг пылали в фашистской Германии, что китайские хунвэйбины сжигали книги на площадях - это не фантастика, это была реальная и жуткая действительность. Может быть, кто-то считает, что уж к нашему-то обществу все это не имеет отношения? Однако вспомните, ведь замечательного писателя М. Булгакова мы открыли совсем недавно, многие фантастические произведения А. Платонова, В. Иванова, Е. Замятина печатаются только сейчас, а ведь написаны они были в двадцатых-тридцатых годах. Что это было, как не сожжение книг, пусть не на площадях, а тайное...

Значит, и у нас были свои "пожарники", раздувавшие костры из книг, - а отблески этих костров мы и сегодня видим в нашем "книжном дефиците". Мало признать писателя, нужно еще, чтобы его произведения продавались в книжных магазинах! Сегодня это невозможно, книги "распределяются" и оседают на полках работников торговли и руководящих чиновников. В этом огромная трагедия нашего общества, книги попадают не к тем, кто их читает... Нет, нам действительно нужна перестройка!

Вот какие ассоциации может вызвать всего одна строчка фантастики. Не зря боятся ее до сих пор наши бюрократы от литературы и книгоиздания...

    6-Б. КАК ЗВАЛИ ДЕВОЧКУ, КОТОРАЯ МОГЛА В УМЕ УМНОЖИТЬ 828 464 280 на 4 692 438 921?

    - Сколько будет, если умножить 12 897 на 13 865?
    - 729, -не моргнув глазом, ответил Швейк.
    - Я думаю, вполне достаточно, - сказал председатель.

      Я. Гашек. Похождения бравого солдата Швейка

Удивительную девочку звали не Алисой (как предположили иные из отвечавших), а... Поначалу - Марси. Позже, когда она вместе с братом перебралась в будущее, - Элейн Сэндз.

141 участник викторины подтвердил нам это ссылкой на повесть Р. Янга "У начала времен".

    7-А. "ИЗ ВСЕХ ЗЕМНЫХ ЖИВОТНЫХ ЧАЩЕ ВСЕГО СОПРОВОЖДАЛИ ЧЕЛОВЕКА В КОСМОСЕ КОШКИ. ОНИ ПЕРЕНОСИЛИ УСКОРЕНИЯ, НЕВЕСОМОСТЬ И ПРОЧИЕ НЕУДОБСТВА ПЕРЕЛЕТОВ С ТАКОЙ ЛЕГКОСТЬЮ, ЧТО ЭТО ВЫЗВАЛО ПОЯВЛЕНИЕ ДОВОЛЬНО СТРАННЫХ ЛЕГЕНД. СОГЛАСНО ОДНОЙ ИЗ НИХ..." В КАКОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ БЫТУЕТ ВЕРСИЯ, ЧТО "КОШАЧЬЕ ПЛЕМЯ - ЭТО ВСЕ, ЧТО ОСТАЛОСЬ ОТ ДАВНО ЗАБЫТОГО ВТОРЖЕНИЯ НА ЗЕМЛЮ ИЗ КОСМОСА"?

    А-а, киска... Это которые мышей ловят...

      С. Комацу. Похитители завтрашнего дня

25 наших читателей нашли космическую версию о происхождении кошек в романе Э. Нортон "Саргассы в космосе". А. Тетельман и М. Якубовский добавляют к этому, что данная гипотеза подтверждена и К. Булычевым в рассказе из мартовского номера "Химии и жизни" за этот год. А Андрей Иванов из Пскова сообщает, что эта же версия высказывается в "Тайне кошачьего племени" Г. Усовой.

    7-Б. "КОГДА ДРЕВНИЙ ЧЕЛОВЕК НАУЧИЛСЯ ДОБЫВАТЬ ОГОНЬ, ПЕРВОЕ ЖИВОЕ СУЩЕСТВО, ПРИГРЕБШЕЕСЯ У ЕГО ОЧАГА, БЫЛА НЕ СОБАКА - ЭТО БЫЛ..." КТО? И КАКОВА ЕГО ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА?

    Сотрудничество было полезным для обеих сторон...

      А. Азимов. Небывальщина

"Это был черт, покинувший свои болота", - цитатой из рассказа Б. Лапина "Конгресс" ответили 84 участника викторины. За прокорм и пристанище черт отдаривал тем, что следил за преемственностью традиций, обычаев и нравов у человечьего племени. Но в век НТР "добрые гении семейного очага" оказались не у дел и потихоньку вымирают...

Приведем один из рефератов, рожденных этим вопросом. Автор его - В. Гуревич из Комсомольска-на-Амуре.

Прав ли Б. Лапин, утверждая, что общение человека с чертом идет с доисторических времен? Если это так, то, безусловно, сведения о таких контактах должны быть непременно зафиксированы в НФ. Что ж, проверим. И ограничимся при этом исключительно чертями и их эквивалентом - демонами. Всю прочую нечистую силу - как нашу, так и зарубежную - я опускаю из рассмотрения, иначе исследование будет чрезмерно обширным...

Прежде всего, в НФ зафиксировано, что черти (демоны) действительно существуют очень давно - по крайней мере, со времен Атлантиды (Р. Шекли. Царская воля). При этом часть авторов трактует их происхождение как инопланетное; в качестве примера чаще всего фигурирует почему-то Мефистофель (В. Кайдош. Опыт; И. Варшавский. Поездка в Пенфилд; В. Бахнов. Кое-что о чертовщине). Многие воспринимают сосуществование с чертями как вполне тривиальный факт, ничуть не удивляясь тому, что два общества вступают в самые разнообразные деловые, любовные и прочие бытовые отношения (А. Пушкин. Сказка о попе и его работнике Балде; М. Лермонтов. Демон; М. Булгаков. Мастер и Маргарита; Н. Гоголь. Пропавшая грамота; Ночь перед Рождеством).

Между прочим, проделки черта с луной, изложенные Гоголем, получают авторитетное подтверждение от Модеста Модестовича Камноедова (А. и Б. Стругацкие. Понедельник начинается в субботу).

Втайне от широких кругов общественности, черти периодически появляются перед людьми, вызываемые заклинаниями на предмет различных сделок (Э. Бучер. Клоподав; А. Порджес. Саймон Флэгг и дьявол). Это может произойти и случайно, в результате научного эксперимента (Д. Биленкин. Существует ли человек). Не гнушаются каббалистики и сами черти (У. Сэндерс. Договор). В результате может завязаться такая сложная цепочка взаимоотношений, как "демон-человек-демон" (Р. Шекли. Демоны). Иногда соглашения по поводу души заключаются и без магических вызовов (Г. Каттнер. Сим удостоверяется).

Вся история человеческой цивилизации может быть рассмотрена как борьба Сатаны с Саваофом по правилам игры в чет-нечет (И. Варшавский. Игра). Р. Шекли в "Битве" успокаивает нас тем, что все-таки в Армагеддоне восторжествует добро (правда, призвав себе на помощь военную робототехнику).

По-видимому, контакты с чертями не прекратятся и в будущем - о том свидетельствует С. Другаль, рассказывая в "Экзамене" о приручении чертенка великим иллюзионистом Ивановым.

К слову сказать, черти используются подчас для утилитарных целей - для обслуживания, например, машинного зала Колеса Фортуны (А. и Б. Стругацкие. Понедельник...). А если недостает натуральных чертей, то можно воспользоваться и механическими (С. Другаль. Жизненно необходимый).

Весьма актуально для нашего времени звучит напоминание о том, что в борьбе с бюрократизмом черти бессильны (Д. Биленкин. Адский модерн); уповать в решении этой задачи можно только на человеческий фактор. Тем более что бюрократизмом на нынешнем этапе пронизано не только наше (человеческое), но и их (чертей) общество (В. Орлов. Альтист Данилов); и черти не избежали влияния времен застоя (В. Шукшин. До третьих петухов), что налагает на нас еще большую ответственность.

Знаю, что по правилам викторины можно ссылаться только на те произведения, которые изданы у нас, но не могу не упомянуть об интересной версии Ф. X. Фармера в романе "Изнутри - снаружи": по мере переселения в ад все большего числа грешников количественный фактор переходит в качественный и... люди подчиняют себе чертей!

    8-А. "- ЧТО ЖЕ БУДЕТ С ЛУНОЙ? - ТРЕВОЖНО СПРОСИЛ Я. - УПАДЕТ ЛИ ОНА НА ЗЕМЛЮ ИЛИ УЙДЕТ В МИРОВОЕ ПРОСТРАНСТВО, КОГДА РАСПАДЕТСЯ НА ЧАСТИ?
    - НИ ТО, НИ ДРУГОЕ. СКОРЕЕ ВСЕГО, ОНА БУДЕТ НОСИТЬСЯ ВОКРУГ ЗЕМЛИ БЕСКОНЕЧНО ДОЛГО... НО ВЕРНЕЕ ВСЕГО - ЛУНА РАЗЛЕТИТСЯ НА МЕЛКИЕ ЧАСТИ, И ТОГДА ВОКРУГ ЗЕМЛИ ОБРАЗУЕТСЯ СВЕТЯЩИЙСЯ ПОЯС, КАК У САТУРНА. КОЛЬЦО ИЗ МЕЛКИХ КУСКОВ".
    КЕМ ВЫСКАЗАН ЭТОТ ПРОГНОЗ?

    Если у тебя спрошено будет: что полезнее, солнце или месяц! - ответствуй: месяц. Ибо солнце светит днем, когда и без того светло, а месяц - ночью.

      К. Прутков. Мысли и афоризмы

Прогноз этот, как свидетельствуют 106 наших читателей, высказал астроном Тюрин, герой романа А. Беляева "Звезда КЭЦ".

А вот - маленький реферат на тему: не происходили ли разнообразные катастрофы с Луной в других НФ произведениях? Автор его - С. Зырянов (Верхний Уфалей Челябинской обл.).

С нашим вечным спутником фантасты обращаются довольно вольно. То она вообще "не из нашего муравейника" (А. Казанцев. Фаэты), а то и кратеры на ее поверхности, оказывается, дело рук человеческих (С. Лем. Путешествия Ийона Тихого).

Очень близко от Земли (буквально - рукой подать) находилась Луна в рассказе И. Кальвино "Отделение Луны". Но это, так сказать, по природным условиям. А в романе А. Лори "Изгнанники Земли" Луна притягивается к Земле с помощью особого аппарата.

Раскручивают Луну с помощью реактивных двигателей (А. Митрофанов. На десятой планете). Грызут бедную Луну страшные космики (Ф. Дымов. Аленкин астероид)...

Путешественники обнаруживают на Луне большие трещины (Ж. Верн. Вокруг Луны). Видимо, имел зуб на Луну и Антон Павлович Чехов: Джон Лунд из его пародии на Жюля Верна "Летающие острова" занят вопросом о просверлении Луны.

И, наконец, Луна разлетается на куски в рассказе Р. Силверберга "Конец света". Самый же известный рассказ о кончине Луны написал А. Толстой - "Союз пяти"...

    8-Б. "- О ЧЕМ ЖЕ ВАША ГИПОТЕЗА? - СПРОСИЛ Я, ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЙ. ДЕЛО СТАНОВИЛОСЬ ВСЕ БОЛЕЕ И БОЛЕЕ ЗАПУТАННЫМ.
    - О ТУНГУССКОМ МЕТЕОРИТЕ.
    - КОТОРЫЙ УПАЛ БЛИЗ ФАКТОРИИ ВАНОВАРА В 1908 ГОДУ?
    - КОТОРЫЙ НИКОГДА НЕ ПАДАЛ НА ЗЕМЛЮ".
    А ЭТОТ ДИАЛОГ - ОТКУДА?

    Для многих успокоительно знать, что тунгусский взрыв был давно и в тайге. А если "тунгусское диво" позволит себе повториться! И не в тайге!

      С Павлов. Лунная радуга

Может быть, и для многих, - повторим мы вслед за К. Максимовым (Киров), автором этого эпиграфа, - но только не для фантастов! Уж их-то упрекнуть в невнимании к проблеме Тунгусского метеорита ну просто никак нельзя...

Конкретный ответ на наш вопрос 121 участник викторины нашел в рассказе А. Казанцева "Взрыв" - именно отсюда взят приведенный нами диалог.

    9-А. "ОТ МУСОРА ПРОСТО ДЕВАТЬСЯ НЕКУДА..." ГДЕ ВЫХОДОМ ИЗ ЭТОЙ СИТУАЦИИ СТАЛО СОЗДАНИЕ ЧУДО-МЕЛЬНИЦ? А КТО ПРИДУМАЛ БОЛЬШОЙ МУСОРНЫЙ ЯЩИК?

    - Это, друг мой. Дворец Мусора...

      Р. Шекли. Координаты чудес

"Выходом от "изобилия мусора" послужила Чудо-Мельница в рассказе Дж. Эзертона "Нежданно-негаданно", - пишет М. Исангазин (Омск). - Ну а Большой Мусорный Ящик придумала Кира Владимировна Сафрай в рассказе В. Журавлевой "Мы пойдем мимо - и дальше". Идея эта возникла у нее, когда попыталась она вообразить, что за машину придумал ее подопечный Игорь Чуваев".

С М. Исангазиным солидарны 64 человека - по Чудо-Мельницам и 79 - по Б. М. Я.

    9-Б "НАДО ТОЛЬКО СПРОСИТЬ ЕГО, ЧТО ОН БУДЕТ ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВСТРЕТИТСЯ С ШЕСТИМЕТРОВЫМ ПАУКОМ ОТВРАТИТЕЛЬНОГО ВИДА. ПЕРВОЙ, ИНСТИНКТИВНОЙ РЕАКЦИЕЙ ИСПЫТУЕМОГО БЫЛО ИЗВЛЕЧЬ БЛАСТЕР И ВСАДИТЬ В ПАУКА ВЕСЬ ЗАРЯД. ПАУК ЖЕ МОГ ОКАЗАТЬСЯ БРОДЯЩИМ В ОДИНОЧЕСТВЕ МЕСТНЫМ ПОЭТОМ, ИСПОЛНЯЮЩИМ ОБЯЗАННОСТИ НЕПРЕМЕННОГО СЕКРЕТАРЯ ДОБРОВОЛЬНОГО ОБЩЕСТВА ЗАЩИТЫ МЕСТНЫХ ПТАХ И КУЗНЕЧИКОВ". ГДЕ ПРЕДЛОЖЕН ЭТОТ ТЕСТ ДЛЯ КОСМОНАВТОВ, УХОДЯЩИХ К ДАЛЬНИМ ПЛАНЕТАМ? И ЧТО ТАКОЕ - "АНАПОД"?

    - Ой, - воскликнула Маша. - Мне так стыдно! Но меня подвели нервы...

      К. Булычев. Протест

Тест для проверки космонавтов на ксенофобию нашли в рассказе К. Булычева "Снегурочка" 67 участников викторины. Многие вспоминали "Случай на Оме" Д. Биленкина, где космонавт не выдерживает испытания ситуацией, напоминающей булычевский тест... Во избежание подобных случаев Г. Гуревич и придумал свой "анапод" - прибор, "анализирующий аналогии, подыскивающий подобия" и преобразующий для своего владельца непривычную внешность собеседника в облик вполне приемлемый. 120 отвечавших знакомы с "анаподом" по роману "В зените", повестям "Приглашение в зенит", "Яхта Здарга" и другим произведениям писателя.

    10-А. ИЗ КАКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ВЗЯТЫ СЛЕДУЮЩИЕ ФРАЗЫ:

    А) "КАК ЭТО ЧАСТО БЫВАЕТ, СОБЫТИЯ ТЕХ НЕМНОГИХ ДНЕЙ СКОРО БЫЛИ ОТОДВИНУТЫ НА ВТОРОЙ ПЛАН: БЛИЗИЛСЯ УЖЕ КОНЕЦ ПОСЛЕДНЕГО ЭТАПА ИССЛЕДОВАНИЙ, И ГАРИН РАБОТАЛ ДОПОЗДНА, НАВЕРСТЫВАЯ УПУЩЕННОЕ"; Б) "КОМПЬЮТЕР ЭПИКАК РАБОТАЛ БЕЗ ПОМОЩНИКОВ, ПРИНИМАЯ ПОСЕТИТЕЛЕЙ В ОТДЕЛЬНОМ КАБИНЕТЕ"; В) "НАС ЗАБАВЛЯЛА ПРЕЛЕСТЬ. ЭТОТ ТИП РОБОТОВ ОБЛАДАЕТ ОЧЕНЬ ЕМКОЙ ПАМЯТЬЮ, УДИВИТЕЛЬНОЙ ЛОГИКОЙ МЫШЛЕНИЯ"; Г) "ДА НЕТ, НИЧЕГО ОСОБЕННОГО. ОБЫКНОВЕННЫЙ КОЛЛЕКТОР РАССЕЯННОЙ ИНФОРМАЦИИ, ТОЛЬКО МАЛОГАБАРИТНЫЙ И ЛОКАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ".

    Но тут, черт его знает, что-то случилось... Во-первых, Гариных оказалось двое.

      А. Толстой. Гиперболоид инженера Гарина

И даже не двое, потому что - кроме классического Петра Петровича - есть Гарины в рассказах А. Хлебникова "Талисман", Е. Лебедева и В. Студеникова "Комплекс неполноценности", в романе "Семь стихий" В. Щербакова... "Нашего" Гарина, Геннадия Александровича, 35 читателей отыскали у В. Щербакова же в рассказе "Отступление". В повести "Победитель невозможного" Е. Велтистова 29 участников викторины отыскали "нашего" Эпикака; в повести С. Жемайтиса "Вечный ветер" ("Плавающий остров") 21 участник нашел и "нашу" Прелесть; в рассказе "Две истории из жизни изобретателя Евгения Баранцева" Л. Розановой 50 человек раскопали и "наш" КРИ...

    10-Б. А) "ГОРОД БАЙКОНУР, КАК ИЗВЕСТНО, ОКРУЖЕН НЕПРОХОДИМЫМИ ДЖУНГЛЯМИ"; Б) "- ЗЕМЛЯ - СПЛОШНЫЕ ДЖУНГЛИ, - ГОРДО ИЗРЕКЛА МИССИС РРР"; В) "НЕДЕЛЮ ВЫПУСКНИКИ ПРОВЕЛИ НА НАЗЕМНОЙ МАГИСТРАЛИ МОСКВА - САРАТОВ - КАБУЛ - ДЕЛИ"; Г) "- ПОМОГИТЕ МНЕ ВЫБРАТЬСЯ ИЗ ЭТОГО КОСТЮМА. КАЖЕТСЯ, Я ПОДЦЕПИЛ БЛОХУ НА МЫСЕ КАНАВЕРАЛ".

    - Но я все это где-то читал, - сказал с сомнением один из магистров в первом ряду.

      А. и Б. Стругацкие. Понедельник начинается в субботу

Не укрылись от глаза участников викторины и эти фразы. Их нашли в произведениях: а) "Ответное слово" А. -Х. Мархабаева (67 человек), б) "Земляне" (из "Марсианских хроник") Р. Брэдбери (158), в) "Мы - из Солнечной системы" Г. Гуревича (43), г) "Пан Сатирус" Р. Уормсера (130).

Второй тур

    А. ИСПОЛЬЗУЯ НАЗВАНИЯ НФ ПРОИЗВЕДЕНИЙ, СОСТАВЬТЕ КАК МОЖНО БОЛЕЕ ОБШИРНЫЙ ЧИСЛОВОЙ РЯД.

    Постепенно голос его стал слабеть, он в последний раз еле слышно выдохнул: "...миллиардов", - и бессильно откинулся на спинку ступа.

      Ч. Дэазаттини. Состязание

Интересно: а нам-то каково, если мы, в отличие от героя итальянского фантаста, имеем дело даже не с миллиардами, но с триллионами?! Одно выручает: в наших триллионах - миллионы пропусков, причем миллионы - еще слишком мягко сказано. Завершает-то числовой наш ряд 3*10(13) (М. Емцев, Е. Парное. Бунт тридцати триллионов), дальше в наличии у нас лишь бесконечность, математический знак которой как-то неловко присовокуплять к заурядным цифровым величинам. Но всех чисел у нас набирается лишь 248 "штук" - не сущий ли мизер?

И однако ж привести здесь этот "мизер" мы не сможем: достаточно с нас и прошлогодних упреков за "слепые" две страницы расшифровки рассказа из названий.

Отметим немногое.

Общими усилиями мы с вами собрали непрерывный числовой ряд от нуля до 33. Чуть выбивается, правда, "23-е путешествие Ийона Тихого": отдельно оно печаталось, но под другим названием ("В гостях у бжутов"). Однако рассказы С. Лема из этого цикла-произведения совершенно самостоятельные, и совершенно естественны цифровые обозначения в их названиях (в отличие, скажем, от датировок в названиях рассказов из "Марсианских хроник" Р. Брэдбери: эти датировки "звучат" лишь в цикле, не случайно они, как правило, опускались при самостоятельной публикации рассказов).

Наш ряд достаточно плотен до 50: нет лишь убедительных примеров на 34, 35, 36, 38, 42, 43, 49. Кое-кто, правда, считает возможным "Пять недель на воздушном шаре" Ж. Верна обратить в 35 (5*7!)... Дальше пропуски значительно обильнее, и общее количество чисел во многом набирается за счет откровенно очерковых произведений. Скрепя сердце мы их все-таки засчитали, но от подзаголовков отказались категорически - хотя и пришлось из-за этого, под давлением многих ответов, за "27" засчитать разбиравшееся в одной из давних наших викторин "тридевять": на упреки в некорректности, сыплющиеся и слева и справа, мы уже не реагируем...

Закончим констатацией: числовой ряд выстраивал 281 участник викторины.

    Б. ПЕРЕЧИСЛИТЕ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ, В НАЗВАНИЯ КОТОРЫХ ВХОДЯТ СИНИЙ, ГОЛУБОЙ ИЛИ ЗЕЛЕНЫЙ ЦВЕТ.

    Лучшее название для романа или повести - "Планета" или "Звезда". Причем обязательно с дополнением, для планеты с цветовым, а для звезды с буквенным. Например-

      Н. Богословский. Для вас, фантасты!

Примерами, очевидно, располагает каждый из 116 человек, разрабатывавших этот вариант тура (51 участник викторины запасся терпением на оба варианта). В целом насобиралось, считая и оттенки, а также - опять-таки под давлением отвечавших - различные "радуги", "спектры" и иные цветовые пучки, - свыше 210 названий. Десятка три из них пришлось отбросить сразу - как нефантастику. И долго разбираться со всем остальным. С теми же "радугами", к примеру. "Семь цветов радуги" или "Все цвета радуги" - тут, скажем, не отвертеться. Ну а "Два цвета радуги" или "Выше Радуги"? И, допустим, "Далекая Радуга", "Лунная радуга" - наименования планеты, корабля, а отнюдь не обозначение цветового явления?

И в этом варианте мы вынуждены опустить утомительно длинные перечни названий. Желающим подсчитать свои очки можем лишь посоветовать каждое сомнительное название подвергнуть дотошному анализу. А заодно сверить со словарем собственное понимание оттенков, фигурирующие у многих "лиловый" и "сиреневый", к примеру, - это оттенки фиолетового цвета, отнюдь не синего.

Третий тур

    1. ОТВЕТЬТЕ НА ОДИН ИЗ ПРЕДЛОЖЕННЫХ ВОПРОСОВ: А) С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ И В КАКОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ ОТПРАВИЛАСЬ В КОСМОС ВОТ ЭТА КОМПАНИЯ - АНТОН, ВАДИМ И... С. Р.? Б) "СУЩЕСТВУЮТ ДВА ТИПА НЕИЗВЕСТНЫХ ОПАСНОСТЕЙ: НЕИЗВЕСТНАЯ ОПАСНОСТЬ, ЗАКЛЮЧЕННАЯ В ИЗВЕСТНОМ ЯВЛЕНИИ, И ИЗВЕСТНАЯ ОПАСНОСТЬ, ИСТОЧНИК КОТОРОЙ НЕИЗВЕСТЕН. ПОСЛЕДНЯЯ, НЕСОМНЕННО, ВО МНОГО РАЗ СТРАШНЕЕ..." - ИЗ КАКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ ВЗЯТО ЭТО СУЖДЕНИЕ?

    - Но вы же еще не видели ответов, - возразил Фарфуркис. - Хотите увидеть?
    - Какая разница, - сказал Хлебовводов, - раз мы знаем, что ответы есть. Скучно искать, когда совершенно точно знаешь, что кто-то уже нашел.

      А. и Б. Стругацкие. Сказка о Тройке

Компания из "Попытки к бегству" А. и Б. Стругацких (ее распознали 138 участников викторины) не имеет единой цели: двое отправляются просто отдохнуть, третий поглощен осмыслением собственного места в жизни...

Второй вопрос показался слишком скучным нашим читателям: лишь пять-шесть из них нашли предложенное суждение в рассказе Д. Вильямса "Хищник".

Поскольку в дополнение к каждому из этих вопросов полагалось написать реферат-выбор и здесь был столь же красноречив. 181 читатель исследовал (разумеется, в разной степени обстоятельно) цели полетов в космос, движущие героями НФ произведений; лишь 13 (иные - явно вынужденно) анализировали суждение из рассказа Д. Вильямса... Рефераты по той и другой теме будут опубликованы в будущем году.

Вторым заданием третьего тура читателям предлагалось сформулировать свой собственный поисковый вопрос - в развитие любого вопроса первого тура. И не только сформулировать, но и деть развернутый ответ.

Наибольшее количество рефератов было написано в развитие вопросов: о двойниках-24, на экологическую тему ("о мусоре") - 17, о ксенофобии - 14, о кошках и необычных свойствах человека - по 13, о Плутоне и Тунгусском метеорите - по 12, о чертях и иной нечисти-9, по 2-5 на другие темы.

Надеемся, что те несколько рефератов, которые включены нами в обзор, помогут и нашим новичкам освоиться с этим видом увлекательной исследовательской работы.

ИТОГИ ВИКТОРИНЫ-88

Варианты 2-го тура, как отмечалось в обзоре, оказались неравноценными, поэтому мы сочли справедливым за каждую позицию в варианте Б начислять по 0,15 балла.

Победителями викторины стали читатели, набравшие в целом свыше 45 очков: В. Молчанов (Пермь, 60,2 очка), В. Гуревич (Комсомольск-на-Амуре, 55,8), Ю. Зубакин (Коркино Челябинской обл., 55,8), С. Иванов и В. Черник (Горловка, на двоих - 111,4), Ю. Ковалев (Тбилиси, 55,6), А. Почуев (Донской Тульской обл., 55,3), В. Мезрин (Ижевск, 54,5), А. Фисенко (Липецк, 53,5), В. Юрьев (Энгельс Саратовской обл., 53,5), С. Носов (Петропавловск КазССР, 53,0), С. Никитин (Саяногорск Красноярского края, 52,2), В. Борисов (Абакан, 51,9), В. Лаушкин (Абакан, 51,5), К. Киреев (Куйбышев, 49,8), А. Рогов (Артем Приморского края, 49,8), В. Сиземов (Новосибирск, 49,6), С. Лифанов (Горький, 49,3), В. Акоев (Орджоникидзе, 49,2), А. Кристаллов (Саратов, 48,7), Л. Абдулин (ст. Безречная Читинской обл., 48,6) М. Исангазин (Омск, 48,4), В. Восков (Москва, 48,2), А. Дороднов (Ульяновск, 47,5), А. Шульга (Магнитогорск, 47,5), А. Манжетов (Москва, 47,3), А. Тильман (Орел, 46,7), В. Савилов (Новомосковск Тульском обл., 45,8) и К. Максимов (Киров, 45,3).

Среди школьников победителями викторины стали те, кто набрал свыше 25 очков: Сергей Шмарин (Комсомольск-на-Амуре, 10 кл., 45,6), Сергей Легеза (Павлоград Днепропетровской обл., 9 кл., 38,9), Константин Корчминский (Абакан, 9 кл., 36,9), Александр Ефимов (Тамбов, 10 кл., 34,8), Виктория Сейтова (Мурманск, 8 кл" 31,6), Вячеслав Лобанов (Канат ЧАССР, 10 кл., 31,3), Эдуард Устинов (Куйбышев, 10 кл., 30,5), Рая Бекчурина (Куйбышев ТатАССР, 8 кл., 30,4), Сергей Вихрев (Вологда, 10 кл., 30,2), Алексей Щипков (Краснодар, 16 лет, 29,0), Александр Чекулаев (Дубенки МордАССР, 10 кл., 27,3), Оксана Желонкина (п. Светлый Тюменской обл., 9 кл., 26,8), Александр Архипов (Чебоксары, 9 кл., 26,8), Мансур Каримов (Караганда, 10 кл., 26,8) и Александр Максимов (Челябинск, 8 кл., 26,3).

Названным здесь читателям высылаются книги с автографами советских писателей-фантастов.

    Виталий БУГРОВ
    Рисунки С. Ашмарина, В. Старадымова, Н. Сушенцова, А. Лаврова.



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001